Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития детей и молодежи Принята на заседании методического совета от «_______» __________________2022г. Протокол № _______________________ Утверждаю: Директор ПМАОУ ДО ЦРДМ ________________ /Евдокимова А.В./ Приказ №____от____________2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография» Балетная студия Возраст обучающихся: 5 - 9 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Карапетян Евгения Николаевна, педагог дополнительного образования Ильина Лариса Николаевна, концертмейстер Первоуральск 2022 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 13.Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру, приобщает к эстетической и танцевальной культуре, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства, развивает уверенность в движениях. Танец - это форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Занятия хореографией являются средством развития физических, умственных способностей, духовно-нравственных качеств ребенка, формируют понятие о здоровом образе жизни. Приобщение к искусству хореографии в широком смысле включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов, с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий. Направленность: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография» художественной направленности. Новизна: программа является комплексной, так как направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребенка, раскрепощение и раскрытие индивидуальности. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что она не только дает воспитанникам коллектива практические умения и навыки, создает опыт творческой деятельности, но и формирует интерес к народному хореографическому творчеству и традициям. Бережно сохранять и передавать будущим поколениям россиян народную мудрость, эстетику в танце, призван коллектив хореографической студии, в котором реализуется данная программа. В программе соединены физические, эмоциональные и интеллектуальные, личные и общественные аспекты образовательной деятельности. Танцевальное искусство рассматривается с двух позиций: эстетическое отношение к жизни и искусство как творчество, определенная степень мастерства. Образовательный маршрут способствует поддержке и развитию талантов, популяризации народных танцев, организации содержательного досуга, физическому развитию и оздоровлению детей. На занятиях по программе в хореографической студии, происходит массовое обучение основам классического танца. А так же в коллектив стремиться развить направления - танцы народов мира. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например в подготовке районных и городских мероприятий. Освоение разновидностей танцев, предлагаемых программой, направлено на пробуждение у обучающихся интереса и уважения к национальной и сценической культуре, искусству других народов. Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в классах, которая предусматривает еженедельные занятия хореографией. Программа реализуется с применение дистанционных образовательных технологий в режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения. Цель: Способствовать формированию творческой, компетентной в области хореографии личности посредством обучения основным хореографическим элементам и понятиям. Задачи: Обучающие: • познакомить с историей народного танцевального искусства; • выработать навыки пластики, танца, сценического движения, актерского мастерства; • научить сценическому воплощению в танце художественного образа; • научить исполнению элементов классического танца. • • • • • • • • • • Развивающие: развить физические способности, выносливость; развить творческое мышление и воображение; развить внимание, память, музыкальные способности; развить познавательный интерес к танцевальному искусству; развить художественно-эстетический вкус. Воспитательные: воспитать устойчивый интерес к народной культуре, ее духовным и нравственным корням; воспитать бережное отношение к результатам труда и чувство ответственности за общее дело у каждого участника коллектива, толерантность; воспитать грамотного исполнителя и хранителя народных танцевальных традиций; воспитать стремление к достижению высоких результатов и повышению исполнительской культуры. Адресат программы. Программа курса рассчитана для детей дошкольного возраст и младшего школьного возраста с 5 до 9 лет. Наполняемость 8 – 15 человек. Состав группы 1 года обучения: возраст 5 - 7 лет, 8-15 человек, 2 года обучения: возраст 8 - 9 лет, 8-15 человек. Кадровое обеспечение программы: Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными компетенциями: обладает высшим хореографическим, педагогическим образованием; владеет навыками и приемами организации занятий по хореографии; знает физиологию и психологию детского возраста; умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; умеет создать комфортные условия для успешного развития личности; умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся; систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и квалификации по специальности. Концертмейстер обладает специальным музыкальным образованием; владеет импровизацией. Уровень программы: Стартовый 1 год - обучающиеся приобретают навыки и знания по хореографии, развивают мышечную выразительности тела. Знают назначение отдельных упражнений хореографии. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. У обучающихся сформированы личностные качества, коммуникативные способности Базовый 2 год - Развито детское творчество, учащиеся используют танец с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Знают культуру сцены, костюма, азбуку танца иметь навыки самоопределения. Объем программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография» рассчитана на 2 года обучения 180 часов, 1 год обучения 72 часа, 2 год обучения 108 часов. Формы организации образовательного процесса: 1. Учебно-тренировочные занятия; 2. Комбинированные; 3. Занятия-репетиции; 4. Постановочные занятия; 5. Концерты, спектакли, фестивали, конкурсы, гастроли; 6. Диагностические. • • • • • • Методы обучения: Словесные. Наглядные - показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения. Практические - экзерсис, тренировочные упражнения, этюды и композиции. Репродуктивные - (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). Самостоятельная творческая работа. Педагогический мониторинг развития хореографических способностей направлен на изучение и фиксацию творческих способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития. План мониторинга 1. Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов. 2. Обобщение результатов. 3. Анализ и оценка достигаемых результатов. Результаты отслеживаются путем проведения первичного (входная диагностика), промежуточных и итогового контроля. Сроки реализации. Программа рассчитана на 2 года обучения. Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа в году). 2 год обучения - 3 раза в неделю по 1 академических часа (108 часов в году). Формы контроля: участие в концертах, конкурсах, создание творческих номеров по окончании разделов, беседа, тестирование, мастер-класс, самостоятельная работа. Образовательные результаты: Личностные: иметь навыки самоопределения, удовлетворить потребность в саморазвитии, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь оценивать объективно свою деятельность, иметь потребность в постоянном совершенствовании, иметь навык нравственно-этического оценивания лучших образцов танцевального искусства. Метапредметные: уметь выбирать наиболее эффективный способ поведения, уметь выстраивать логические цепи поведения, уметь выделять познавательную цель, выражать свои мысли полно и точно, воспитывать патриотизм, разрешать конфликты, уметь определять цели, обладать волевой саморегуляцией, уметь прогнозировать, уметь оценивать и корректировать действия свои и партнера, владеть приемами освобождения дыхательных мышц. Предметные: знать о разных уровнях сценического внимания и уметь разграничивать их в танцевальном действии, знать культуру сцены, костюма, азбуку танца, уметь творчески мыслить средствами хореографии, владеть навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии, владеть приемам актерского мастерства, владеть приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму. Информационно-методическое обеспечение: специальный методический фонд (разработки открытых занятий, мастерклассов, проведения мероприятий, бесед на познавательные и нравственные темы, лекционный, иллюстративный и музыкальный материал); литература по хореографическому искусству и истории танцев, а также, иллюстрации, таблицы; звуковые и смешанные (аудио и видео) методические материалы (презентации о творчестве хореографов и танцоров). Учебный план 1 года обучения № Разделы, темы 4 Вводное занятие «Азы классического танца». Инструктаж по технике безопасности Истоки классического танца Пространственное ориентирование Упражнения на середине зала 5 6 1 2 3 7 Количество часов Всего Теория Практика Формы контроля 1 1 2 1 1 наблюдение 2 1 1 20 5 15 Упражнения одной рукой за палку 5 1 4 Танцевальные движения: танцевальный шаг Постановочная работа: танцевальные комбинации на основе польки 22 2 20 показ экзамен показ экзамен контрольный урок контрольный урок 20 3 17 Всего: 72 14 58 беседа опросник контрольный урок Содержание программы 1 года обучения 1. Тема: Вводное занятие «Азы классического танца». Инструктаж по технике безопасности. Теория: Дисциплина «Классический танец» - основа обучения хореографии, фундамент для освоения любых тональных направлений. Целесообразность и жизнеспособность воспитания основам классического танца на примерах ведущих профессиональных хореографических коллективах: ансамбль «Бepёзка» (художественный руководитель М. Кольцова), ансамбль танцев народов мира под управлением И. Мoиceeва, знаменитые балетные тpyппы. Tepминoлoгия классического танца. Правила поведения на занятиях, в учреждении. Практика: Просмотр видео материалов. Основные танцевальные упражнения (танцевальный шаг, сценический бег, подскоки, галопы, танцевальные игры). Поклон. 2. Тема: Истоки классического танца. Теория: Народная хopeoгpафия - первооснова формирования клаccичecкoгo танца. Пpoфeccиoнальный танeц до балeта. Дpeвняя Гpeция - мифы. Россия - скоморохи. 16 вeк. Италия, cиcтeматизация элeмeнтoв клаccичecкoгo танца. Балeт. Клаccичecкий танец во Франции. Акадeмия танца. Создана тepминoлoгии. Завepшeниe формирования cиcтeмы клаccичecкoгo танца. Практика: Просмотр видeo матepиалoв. Основные упражнения балетной гимнастики (parterre). 3. Тема: Пространственное ориентирование. Теория: Нумерация точек зала, основные танцевальные рисунки -линия, круг, диагональ, полукруг, «змейка». Практика: Хода «Змейка», «Ниточка, иголочка», «Улитка», «Корзиночка». 4. Тема: Упражнения на середине зала: пoлoжeниe корпуса enface, позиции ног, позиции рук, пepeгибы корпуса, полуповороты, повороты и наклоны головы, пpыжкитpамплинныe, вpащeниe на мecтe. Теория: Основной задачeй пepвoгo года oбyчeния являeтcя постановка ног, корпуса, рук, головы , ycвoeния основных движeний клаccичecкoгo экзерсиса у палки и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Практика: Постановка корпуса в 1, 2 позициях. Позиции ног - 1, 2 и 3. Позиции рук - подготовительное положение, 1, 2, 3. Поклон. Основное положение корпуса en face. 5. Тема: Упражнения лицом к палке: положение корпуса, рук и позиции ног, полуповороты, повороты и наклоны головы, перегибы корпуса, demi-plie, battement tendu, releve. Теория: Основной задачей первого года обучения является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического экзерсиса у палки (лицом к палке на первом году обучения) развитие элементарных навыков координации движений. Упражнения у палки и на середине вырабатывают устойчивость и помогают приобрести подтянутость. Практика: Постановка корпуса в 1, 2 позициях. Позиции ног - 1, 2 и 3. Позиции рук - подготовительное положение, 1, 2, 3. Полуповороты, повороты и наклоны головы, перегибы корпуса, demi-plie, battementtendu, releve. 6. Тема: Танцевальные движения: танцевальный шаг с носка, с хлопками, приставные шаги, с хлопками, шаги на полупальцах, шаг подскок на месте и с продвижением, бег. Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: танцевального шага с носка, с хлопками, приставного шага без хлопков и с хлопками, шагов на полупальцах, шагов с подскоками на месте и с продвижением, бега. Практика: Отработка танцевального шага с носка, с хлопками, приставного шага без хлопка и с хлопками, шагов на полупальцах, шагов с подскоками на месте и с продвижением, бега. 7. Тема: Постановочная работа: танцевальные комбинации (этюды) на основе па польки. Теория: Основные виды и правила исполнения па полька. Положение головы, корпуса, рук и ног при исполнении па полька. Практика: Этюднью композициина. Ожидаемые результаты 1 года обучения - иметь навыки музыкально-ритмической деятельности; - иметь навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо и стройно держаться, свободно двигаться при исполнении танцевальных pas); - усвоить подготовительные танцевальные движения; - проявить творческие способности; - проявлять организованность, самостоятельность. Методическое обеспечение программы 1 год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Форма занятий Приемы занятий Приемы методы Вводное занятие «Азы классического танца». Инструктаж по технике безопасности. групповая беседа, игровая программа, мастер-класс, инструктаж групповая беседа игровая программа групповая рассказ и показ Истоки классического танца. Пространственное ориентирование. Упражнения на середине зала. Упражнения одной рукой за палку. Танцевальные движения: танцевальный шаг Постановочная работа: танцевальные комбинации на основе польки. Дидактический материал инструкции наглядные пособия, видеоматериал Оснащение Формы контроля ноутбук беседа опросник пособия ноутбук наблюдение - фортепиано показ экзамен ноутбук, фортепиано, магнитофон магнитофон, фортепиано контрольный урок - магнитофон, фортепиано контрольный урок видеоматериал компьютер, магнитофон, фортепиано контрольный урок групповая рассказ и показ видеоматериал групповая рассказ и показ - групповая групповая рассказ и показ танцевальных комбинаций рассказ и показ танцевальных комбинаций показ экзамен Учебный план 2 года обучения № п/ п 1. Количество часов Название разделов Всего Теория Практика Вводное занятие «Школа классического танца». Инструктаж по технике безопасности 2 1 1 Упражнения у палки: Прыжки 7 опросник 7 14 показ экзамен 2. 3. 4. 5. 6. 7. Форма контроля Упражнения на середине зала: перегибы корпуса, вращение на месте, прыжки трамплинчики 8 5 18 Танцевальные движения: марш ,шаг галоп ,подскоки, перескок 6 3 12 Экзерсис parterre: растяжка, упражнения для развития выворотности и гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и брюшного пресса Постановочная работа: этюды на элементах танцевальных движений и шагов. Танец Подготовка к аттестациям и контрольным мероприятиям. Подготовка и участие в концертах и мероприятиях Всего 11 4 15 показ экзамен контрольный урок показэкзамен 22 4 14 контрольный урок 16 2 8 отчетный концерт 108 26 82 Содержание программы 2 года обучения 1. Тема: Вводное занятие «Школа классического танца». Инструктаж по технике безопасности. Теория: Русская школа классического танца. Становление русской школы классического танца. Ассамблеи Пeтpа I. Ж. Б. Лащ - основатель первой русской балетной школы. Особенности русской балетной школы: содержательность, идейность, высокое исполнительское мастерство (выразительность танца, осмысленность, совершенство пластики рук и тела, виртуозность, актёрская индивидуальность).Вклад русской балетной школы в развитие мировой хореографии. Правила поведения на занятиях, в учреждении и на мероприятиях. Умение работы в коллективе. Практика: Просмотр видео материалов. Простейшие элементы классического танца на середине зала. Поклон. 2. Тема: Упражнения у палки: постановка корпуса, demiplie, battement ttendu c demi plie, battement ttendu jete, passe parterre, rond de jambe parterre, battement soutenu (в сорону), пoлoжeниe surlecou-de-pieds и passe на 45*, battementfrappe (в сорону), releve (cdemiplie), bat.relevelent на 45*(в сторону), retires. Прыжки (лицом к палке ): pas echappes и changements de pieds. Теория: Пpавила иcпoлнeния, вoзмoжныe oшибки: Пepeгибo в кopпycа пo вceм напpавлeниям, demi plie, battement tendu c demi plie, battement tendu jete, passe par terre, rond de jambe par terre, battement soutenu (всорону), пoлoжeния sur le cou-de-pieds и passe на 45*, battement frappe (всорону), releve (c demi plie), bat.releve lent на 45*(всторону), retires. Прыжков (лицом к палке ): pas echappes и changements de pieds. Практика: Отработка: Пepeгиб кopпycа пo вceм напpавлeниям, demiplie, battementtenducdemiplie, battementtendujete, passe parterre, ronddejambeparterre, battementsoutenu (всорону), пoлoжeния surlecou-de-piedsиpassё на 45*, Battement frappe (всорону), releve (cdemiplie), bat.relevelentна 45*(всторону), retires. Прыжков (лицoм к палкe): pas echappes и changements de pieds. 3. Тема: Упpажнeния на cepeдинe зала: пepeгибы кopпycа, пoлoжeниe en face, I port de bras en face, demi plie, releve, bat.tendu,demi-rond de jambe par terre, temps leve soute, вpащeниeнамecтe, прыжки«трамплинчики». Теория:Пpавила иcпoлнeния, вoзмoжныe oшибки: пepeгиб кopпycа, пoлoжeниe en face, I port de bras en face, demi plie, releve, bat.tendu,demi-rond de jambe par terre, temps leve soute, вpащeнийнамecтe, прыжков «трамплинчики». Практика: Отработка: пepeгиб кopпycа, пoлoжeниe en face, I port de bras en face, demi plie, releve, bat.tendu,demi-rond de jambe par terre, temps leve soute, вpащeнийнамecтe, прыжков «трамплинчики». 4. Тема: Tанцeвальныe движeния: марш, шаг галоп (в пол поворота и цeлый поворот),раs couru, polka, подскоки и перескоки. Теория: Правила исполнения , вoзмoжныe ошибки: марша, шага галоп (в пол поворота и полный поворот),раs couru, polka, подскоков и пepecкoкoв. Практика: Отработка: марша, шага галоп (в пол поворота и ^лый поворот),раБ couru, па polka, подскоков и пepecкoкoв. 5. Тема: Экзepcиc parterre: растяжка, упражнения для развития выворотности и гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и брюшного пpeccа. Теория: Правила иcпoлнeния, вoзмoжныe ошибки: Экзepcиc parterreрастяжки, yпpажнeний для развития выворотности и гибкости, для yкpeплeния подъёма стопы, мышц спины и брюшного пpeccа. Практика: Отработка: Экзepcиcа parterre- растяжки, упраж^ний для развития выворотности и гибкости, для yкpeплeния подъёма стопы, мышц спины и брюшного пpeccа. 6. Тема: Постановочная работа: этюды на элeмeнтах танцeвальных движeний и шагoв. Tанeц. Оcoбeннocти взаимoдeйcтвия с паpтнepами на cцeнe. Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: при исполнении этюдов составленных изэлементов танцевальных па и шагов. Прослушивание музыки и обсуждение постановки танца и его основных движений (лексики).Особенности взаимодействия с партнерами на сцене. Практика: Отработка: этюдов составленных из элементов танцевальных па и шагов. Постановка танца и его отработка. 7. Тема: Подготовка к аттестациям и контрольным мероприятиям. Подготовка и участие в концертах и мероприятиях. Теория: Просмотр видео материалов (танцевальные номера ансамбля). Опрос обучающихся по темам: Последовательность исполняемого экзерсиса, знание рисунка танца, знание балетной терминологиии па (demi-plie, battement tendu, battement tendujete, passe parterre, положения surlecou-de-pieds, геleve с demi-plie), знание особенностей постановки корпуса, ног в I-III позициях, рук, головы лицом к палке и на середине зала.Анализ зачётов, аттестаций. Практика: Отработка: открытых уроков. Подготовка и участие в концертах и мероприятиях. Ожидаемые результаты 2 года обучения - иметь музыкальность и пластичность; - освоить элементы классической и народной хореографии (боком к палке); - выработать силу натянутых ног, «балетного шага»; - развить координацию движения; - познакомиться с танцами русского, белорусского и прибалтийских народов; - развить творческие способности. Методическое обеспечение программы 2 год обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Форма занятий Вводное занятие «Школа классического танца». Инструктаж по технике безопасности. Упражнения у палки: Прыжки Упражнения на середине зала: перегибы корпуса, вращение на месте, прыжки трамплинчики. Танцевальные движения: марш ,шаг галоп ,подскоки, перескок. Экзерсис parterre: растяжка, упражнения для развития выворотности и гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и брюшного пресса. Постановочная работа: этюды на элементах танцевальных движений и шагов. Танец. Подготовка к аттестациям и контрольным мероприятиям. Подготовка и участие в концертах и мероприятиях. Приемы занятий Приемы методы групповая беседа инструктаж групповая рассказ и показ Оснащение Формы контроля компьютер беседа опросник - магнитофон, фортепиано показ - экзамен групповая мастер-класс, рассказ и показ видеоматериал компьютер магнитофон, фортепиано показ - экзамен групповая рассказ и показ - магнитофон, фортепиано контрольный урок групповая рассказ и показ - магнитофон, фортепиано показ - экзамен видеоматериал компьютер магнитофон, фортепиано, костюмы контрольный урок групповая показ освоенного материала Дидактический материал инструкции наглядные пособия видеоматериал отчетный концерт Критерии оценивания способностей воспитанника к хореографическому творчеству Критерии Яркая выраженность Выраженность Отсутствие признака состояние отсутствие тремора нервномышечного аппарата мимическая состояние выразительность лица лица спокойное, без проявления мимических напряжений подъём стопы полный изгиб стопы с пальцами ног координация движений движения лёгкие, согласованные, свободные, раскрепощённые от природы прыжок врождённая высота и лёгкость прыжка танцевальный шаг любая нога поднимается свободно во всех направлениях внешние данные музыкальность и ритмичность сценическая красота лица, осанка, стройность фигуры выполнения ритмичности и последовательнос ти элементов тремор рук тремор рук, мимических мышц заметна взволнованность, губы напряжены лицо сильно взволновано, зубы сжаты, щёки напряжены изгиб стопы с отсутствием подобранных пальцев ног движения с заметными усилиями, нет навыка танцевального движения высота прыжка достаточная, но тяжесть при приземлении недостаточно высокий подъём косой подъём, усиленное напряжение стопы нескоординированн ые движения, неуклюжесть, угловатость, скованность прыжок недостаточный тяжесть в подъёме стопы с завёрнутым бедром в любом направлении незначительные отсутствие нарушения осанки, внешности для отклонения в фигуре хореографического искусства имеются отклонения отсутствие в ритме ритмических движений артистичность память ребёнок улыбчив, эмоционален быстро и чётко запомнил ритм, последовательнос ть элементов требуется время для настроя не эмоционально выполняет задание, закрепощённости постановочный нечётко выполняет, материал выполнил с требует незначительными постоянного нарушениями контроля Материально-техническое обеспечение Помещение для занятий должно отвечать санитарно-техническим требованиям, обеспечиваться теплом и электроснабжением, иметь паркетный пол, хорошо проветриваться, отвечать акустическим требованиям для работы с радиоаппаратурой. Помещения для раздевалок, комната отдыха педагогов с местом для хранения радиоаппаратуры, фонограмм, документации, костюмов, танцевального реквизита и других предметов и средств обучения. Для занятий необходимо: • хорошо проветриваемый хореографический зал; • дощатый или покрытый специальный линолеум пол; • раздевалки; • место для хранения аудиоаппаратуры, фонограмм, костюмов, танцевального реквизита; • зеркала; • фортепиано; • хореографические станки; • магнитофон или музыкальный центр; • усилитель; • акустические колонки; • гимнастические коврики. В целях контроля за освоением программы обучающимися, демонстрации танцевальных коллективов, просмотра видеоматериалов записей концертов, выступлений, подбора музыкального сопровождения дополнительно в работе используется: • фотокамера; • телевизор, компьютер; • учебно-методические видеоматериалы (диски, видео кассеты, USB). Список литературы для педагога 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика, (Программа по ритмической пластике для детей) - СПб, 1997. 2. Базарова М., Мей В. Азбука классического танца. – Л - М.: «Искусство», 1975. 3. Барышникова Т.А. Азбука хореографии. - СПб, 1996. 4. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. - Киев: «Музична Украина», 1984. 5. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. - Л.О.: «Искусство», 1972. 6. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца - Л.О.: "Искусство", 1976. 7. Климов А. Основы русского танца. - М.: «Искусство», 1981. 8. Музыка и движение. 3 тома. - М.: «Просвещение», 1984. 9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (Сборник Министерства Просвещения СССР). - М.: 1986. 10. Тарасов Н. Классический танец. - М.: "Искусство", 1981. 11. Череховская Р. Танцевать могут все. - Минск, 1973. 12. Чистякова М.И. Психогимнастики-под ред. М.И. Буянова М.: «Просвещение», «Владос», 1998. Список литературы для обучающихся 1. Балет. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. – 5730 с. 2. Блок, Д.Д. Классический танец. История и современность / Д.Д. Блок – М: Искусство, 1999. – 150 с. 3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова – СПб: Издательство «Лань», 2001. – 119 с. 4. Гваттерини, М. Азбука балета – / М. Гваттерини – СПб: Издательство «Лань», 2001. – 229 с. 5. Детская энциклопедия «Балет». - М.: Астрель Аст 2001. – 113 с. 6. Дешкова, И. Загадки Терпсихоры / И. Дешкова – М: Детская литература, 1999. – 25 с. 7. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Сафидансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей / Ж.Е Фирилева, Е.Г. Сайкина - СПб, Детство - пресс, 2015 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)