_Фольклорный кружок Истоки 1 год_organized

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Фольклорный кружок Истоки»
Возраст обучающихся: 6 - 12 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Швецова Светлана Юрьевна,
педагог дополнительного образования

Первоуральск 2021

Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Фольклорный кружок «Истоки» (далее программа) составлена в соответствии с
нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
13. Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества.
Направленность программы - художественная
Актуальность программы обусловлена:
острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и
нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности,
потребностью культурной преемственности в воспитании толерантности к культуре
и традициям народов России через познание культуры народов Урала.
Фольклор — это коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный
опыт и знания. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих
творцов и исполнителей. Его можно назвать источником и фундаментом национальной
культуры, народной мудрости и духовного богатства.
Современная педагогика одной из основных задач в области образования и
воспитания подрастающего поколения ставит целью его приобщение к народным
традициям, национальной творческой культуре, главным образом, к фольклору.
Желательно, чтобы такая работа начиналась с самого раннего детства, когда еще только
закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются
умения, навыки и способности.
Опыт педагогической деятельности в данном направлении показывает, что фольклор
помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных
способностей, инициативы.
Сохранение физического и нравственного здоровья ребёнка всегда было
безусловной целью народной педагогики. Поэтому обращение к традиционной культуре
является необходимым условием выживания нации и имеет глубокие психологопедагогические, социальные, экологические основания, так как это является средством
воспитания человека: идейно-эстетического, нравственного, патриотического.
Знание фольклора осознается современным обществом как непременная
составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения
к национальной культуре и истории народа, а также творческое переосмысление
сформировавшихся традиций в новых условиях, и создание нового. Наше прошлое – это

фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного
развития народа в будущем.
Изучение и освоение культурного наследия дает возможность в современной жизни
создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных,
интеллектуальных ценностей, знаний и практического опыта, накопленного за время
исторического развития русским народом, подрастающему поколению.
В таких условиях образовательная система, понимаемая не узко ведомственно, а как
система интеграции, как взаимосвязанная иерархическая цепочка дошкольных, школьных
и внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые функции передача культурного наследия от поколения к поколению. При этом необходимо
отчетливо осознавать: не культура является частью образования, а образование есть та
часть культуры, которая ответственна за передачу исторического и социокультурного
наследия народа от поколения к поколению.
Ценностная ориентация человека неразрывно связана с культурой народа,
воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и
в жизненном укладе, быте, календаре.
Дополнительная общеразвивающая программа по фольклору реализует идею
изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения
традиций и духовности русского народа, приобщения обучающихся к культурным и
нравственным ценностям, создания необходимых условий для реализации их творческих
способностей и задатков, вовлечения в активную деятельность.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её
интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к
различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению организовать свое свободное время.
Новизна Система образования в России, разрабатывая программы развития воспитания
различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно - нравственное
становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую
составляющую развития общества, государства. Такой подход закреплен Законом РФ «Об
образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных
традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит
социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно
через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества,
способствующего восстановлению связей между поколениями.
Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения
конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды
и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию
человечества, усвоение русской народной культуры как части общечеловеческой культуры.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения,
продолжительностью 144 часа. На освоение стартового уровня отводится 72 часа, базового
уровня – 72 часа.
Адрес программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фольклорный кружок «Истоки»» разработана для детей 6-12 лет, не владеющий
специальной музыкальной подготовкой и знаниями в области народного художественного
творчества.

Режим занятий: группы стартового и базового уровней занимаются 2 раза в неделю
по 40 минут в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14.
Цель - приобщение детей к традиционной народной культуре через создание условий для
развития творческой, нравственно устойчивой, духовно богатой личности с образным
мышлением и целостным восприятием.
Задачи программы:

образовательные:

 Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном
фольклорно – этнографическом материале.
 познакомить с народным православным календарем как разумным, размеренным,
здоровым способом существования во времени;
 познакомить с важными годовыми христианскими праздниками, глубоким
духовным их смыслом;
 обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества,
доступного для освоения в детском возрасте;
 знакомить с различными видами изобразительной и декоративной деятельности,
символикой древних орнаментальных мотивов в русской народной вышивке, в изделиях
ДПИ.

развивающие:

 развивать творческие, сценические, хореографические способности, навыки
импровизации обучающихся;
 развивать музыкальные способности (вокальный слух и певческий голос) любого
ребёнка, независимо от его природных данных;
 сформировать познавательный интерес к традиционному наследию народа, к
природе.
 развивать эмоциональную сферу личности ребёнка, управленческих и
коммуникативных способностей.

воспитательные:

 формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность,
уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение
к взрослым и сверстникам;
 формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к своему народу
и к искусству разных народов;
 формировать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа
жизни.
 формировать художественный вкус детей, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение, творческое мышление.
 научить эффективно организовывать свой досуг с помощью народных игр.

Этапы реализации программы:
Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Фольклорный кружок
«ИСТОКИ»» можно условно разделить на два этапа, каждый из которых последовательно
дополняет друг друга.

Стартовый

1-й год обучения — ознакомительный (подготовительная гр. ДОУ и 1-е классы) – этап
«вхождения» в народное искусство, первого теоретического и практического знакомства с
ним. На этом этапе формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и
понятных детям материалов народного творчества, потешного фольклора (считалки,
скороговорки, загадки, пальчиковые игры, сказки, народные подвижные игры). Данные
занятия помогают детям погрузиться в стихию родного языка, дают основы музыкального

развития, воспитывают чувство ритма, развивают интонацию, а также поэтические и
коммуникативные способности. Вместе с овладением родным языком у детей
воспитывается понимание национальной принадлежности.

Базовый:

2-й год обучения – развитие и закрепление полученных знаний (2-3кл), направлен
на интенсивное освоение фольклорных традиций. Основательно и углублённо изучается
манера народного исполнения:
- изучаются диалектные особенности исполнения, единая манера звукообразования у детей,
- мягкая атака звука как основной прием «вхождения» в звук,
- ровное, не обрывистое звуковедение.
На основном этапе обучения даются уроки народной хореографии, при глубоком
изучении которых, ребята смогут ставить различные несложные «разводки», подстановки
для хороводных и плясовых песен. Так же прививаются навыки сценического мастерства.
Большое внимание на основном этапе уделяется артикуляции, т.е. разучиваются
скороговорки, выполняются различные артикуляционные упражнения.

Предполагаемые результаты реализации программы:
Первый год обучения: формируется интерес к изучению фольклора на основе близких
и понятных детям материалов народного творчества потешного фольклора. Развивается
умение петь в унисон, так как детский народный хор – это унисонный ансамбль, при
котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое и метроритмичное слияние
голосов.
Второй год обучения: развивается речевая интонация, навыки выразительного
интонирования. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях.
Приобретается навыки «разыгрывания» простейших композиций из песен. Развивается
коллективные и индивидуальные формы исполнения, расширяется голосовой диапазон
вверх и вниз.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения

1

№
п/п

Темы

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Экскурсия в
краеведческом музее. Чем мы
будем заниматься? Как жили
наши
бабушки?
Разные
времена года - разные занятия.
Будни и праздники.
Народные игры
Правила. Ведущий и игроки.
Расчет.
Разные
способы
выбора
водящего.
Смена
ролей.
Игры подвижные
(«Корзиночки», «Бабка Ёжка»,
«Коршун», «Гуси»); с песней
(«Селезень», «Заинька», «У
дяди Трифона»); ролевые с
элементами
театра,
с

1

-

Общее
количество
часов
1

2

8

10

2

Формы контроля
Беседа.

Викторина
«Отгадай игру по
попевке или
правилам»,
Наблюдение.

3

4

5

6

предметами («Шибиряловка»,
«Горелки»,
«Городки»);
командами («Ткачиха») и т.д.
Умение быть
в центре
(«Растяпа»,
«Шла
коза»,
«Алей»).
Народная хореография
1
Ритм. Поведение в танце.
Движение
по
кругу,
«восьмерке», «змейке». Шаг.
Положение корпуса. Танец
хороводный (коллективный),
парный.
Индивидуальная
хореография («Во саду ли, в
огороде», «Барыня»).
Малые
жанры
устного
1
фольклора:
считалки,
потешки,
скороговорки,
докучные сказки, загадки.
Пальчиковые игры: развитие
пальцевой
моторики,
координации в соответствии с
речевым,
музыкальным
ритмом.
Считалки: развитие памяти,
координации,
ритма,
упражнения в грамматике,
лексике родного языка.
Скороговорки: работа над
ритмом,
дикцией,
артикуляцией.
Докучные
сказки:
психологические упражнения,
ролевые этюды.
Загадки: гимнастика ума,
развитие образного мышления,
самостоятельное
придумывание загадок.
Потешки
(разучивание
наизусть,
театральная
инсценировка): работа над
выразительностью
речи,
дикцией,
актёрскими
способностями.
Сказки
1
О
животных,
бытовые,
волшебные. Самостоятельное
рассказывание.
Иллюстрирование.
Попевки:
потешки
под
1
балалайку,
колыбельные,
календарные.
Попевки.

8

9

Выступления
на праздниках,
конкурсах.
Наблюдение,
диагностика
сформированности
танцевальных
навыков

8

9

Выступление
на празднике
«Осенние
посиделки"
Беседа, опрос
Диагностика
речевых
особенностей и
актёрских навыков

5

6

Беседа, опрос,
Тестирование,
конкурс рисунков

8

9

Календарные
праздники

7

8

9

Потешки
под
балалайку.
Развитие дикции, внимания,
слуха, ритма, разучивание с
дополнительными
движениями.
Колыбельные:
разучивание,
укладывание
куклы.
Несколько напевов, текстов.
Самостоятельное, сочинение.
Календарные:
простейшие
заклички насекомым, птицам,
солнцу,
дождю,
радуге,
колядки и т. п. Умение петь
вместе и индивидуально.
Дом.
Семья.
Домострой.
Родословная семьи. Улица.
Народ. Занятия восточных
славян, традиционная одежда,
пища,
жилище.
Русский
человек
в
произведениях
устного народного творчества
(песни, былины, сказки)
Подготовка к праздникам
Знакомство
с
историей,
духовным
смыслом
очередного
праздника
(Покров. Осенние посиделки;
Рождество
Христова,
Рождественские
колядки;
Масленица; Сорок сороков.
Закликание жаворонков; Пасха
Красная и др.) Подготовка к
его проживанию вместе с
родителями.
Разучивание
колядок, закличек, песенок,
обрядовых
действий.
Подготовка костюмов и т. п.
ДПИ
Изготовление традиционной
народной игрушки из разного
природного материала:
Куклы
«Зернушка»,
«Столбушка», «Колокольчик»,
«Зайчики», жаворонки из
текстиля;
Ангелы
из
бумаги
к
Рождеству; рождественский
сувенир;
куклы, птицы из мочала,
жаворонки из теста
Итого:

Диагностика
речевых навыков

1

8

9

Беседа, опрос

1

8

9

Проверочная
работа-тест
«Праздники»
Участие
в народных
календарных
праздниках

2

8

10

Выставки

11

61

72

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. Вводное занятие. Чем мы будем заниматься? Как жили наши бабушки? Разные
времена года - разные занятия. Будни и праздники.
Практика: Беседа
ТЕМА 2. Народные игры. Правила. Ведущий и игроки. Расчет. Смена ролей.
Практика: Игры подвижные; с песней; ролевые с элементами театра, с предметами;
командами и т.д. Умение быть в центре («Растяпа», «Шла коза», «Алей»). '
ТЕМА 3. Народная хореография. Ритм. Поведение в танце. Движение по кругу,
«восьмерке», «змейке». Шаг. Положение корпуса.
Практика: Танец хороводный (коллективный), парный. Индивидуальная хореография («Во
саду ли, в огороде», «Барыня»).
ТЕМА 4. Малые жанры устного фольклора.
Докучные сказки: психологические упражнения, ролевые этюды.
Загадки: гимнастика ума, развитие образного мышления, - самостоятельное придумывание
загадок.
Практика: Пальчиковые игры: развитие пальцевой моторики, координации в соответствии
с речевым, музыкальным ритмом. Считалки: развитие памяти, координации, ритма,
упражнения в грамматике, лексике родного языка.
Скороговорки: развитие ритма, дикции, артикуляции.
ТЕМА 5. Сказки. О животных, волшебные. Иллюстрирование.
Практика: Самостоятельное рассказывание.
ТЕМА 6. Попевки. Потешки под балалайку. Развитие дикции, внимания, слуха, ритма,
разучивание с дополнительными движениями.
Колыбельные: разучивание, укладывание куклы. Несколько напевов, текстов.
Календарные: простейшие заклички насекомым, птицам, солнцу, дождю, радуге, колядки и
т. п. Умение петь вместе и индивидуально.
Практика: Самостоятельное, сочинение.
'ТЕМА 7. Подготовка к праздникам. Знакомство с основным смыслом очередного
праздника. Подготовка к его проживанию.. Подготовка костюмов и т. п.
Практика: Разучивание колядок, закличек, песенок, обрядовых действий
ТЕМА 8. Знакомство традиционной народной игрушки.
Практика: Изготовление традиционной народной игрушки из разного природного
материала ( Ангела к Рождеству; куклы из мачала.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения

1

№
п/п

Темы

Теория

Практика

1

Беседы
о
календаре
(названия
месяцев,
памятные дни, приметы,
поверья).
Названия
месяцев
славянского
календаря.
Связь
с
занятиями,
состояниями
природы.
Памятные дни (библейские
истории
или
жизнь
православного
святого.
Например, Преподобный
Сергий
Радонежский),
приметы
погоды
на
урожай,
на
качество
времени года, поверья,
приуроченные
к
различным датам. Занятия
в памятные дни.
Подготовка к праздникам
Смыслы
крупных
календарных праздников,
праздников
церковных,
широко чтимых в народе
(Покров,
Рождество,
Пасха, Троица). Духовные,
календарные,
бытовые
смыслы;
занятия,
приуроченные к данному
празднику,
бытовое
исполнение
праздника.
Подготовка и проживание
праздника
(со
специфической обрядовой
кухней, костюмами) с
участием родителей.

4

2

Общее
количество
часов
6

1

8

9

Участие
в народных
праздниках:
«Покровская
ярмарка»,
«Масленица»
Закликание
жаворонков, и т.п.
Театральноигровая
программа для
учащихся ОУ
города «У
Рождественской
ёлки»

Народная хореография
Ритм.
Шаг.
Самостоятельное
движение в кругу, по
кругу.
Лидерство
в
хороводе,
танце,
повторение
фигур,
создание

2

8

10

Выступления на
праздниках,
конкурсах,
наблюдения

2

3

Формы контроля
Беседа,
тест «Народный
земледельческий
календарь»

4

5

6

самостоятельного рисунка
в хороводе на основе
известных
элементов.
Парный
танец.
(«Марийский», «Чижик»,
«под Камаринского».)
Разница
мужских
и
женских
движений,
характера
в
танце.
Ориентация, координация
в
танце.
«Ручейки»,
«спирали», «воротики».
Малые жанры устного
фольклора:
считалки,
скороговорки, докучные
сказки, загадки. Народный
театр.
Дальнейшее
освоение
богатств родного языка.
Смена ролей. Умение быть
в
центре,
хозяином
обстановки,
творцом.
Кричалки
скоморохов,
соечников, торговцев на
ярмарке. Кукольный театр
«Петрушка»,
Сказки.
Сказки
волшебные.
Знакомство с образами,
персонажами сказок. Связь
мира сказок с природными
стихиями.
Беседы
об
уроках, данных сказками.
Иллюстрирование.
Рассказывание.
Театральная
постановка
сказки «Рождественский
колобок». Работа
над
характером
героев,
выразительностью речи.
Народные игры
Правила. Смена ролей: из
лидера в рядовые и
наоборот.
Самостоятельное умение
организоваться,
начать
игру,
устранить
недоразумение,
прекратить
или
продолжить
игру.
Воспитание
умения

1

5

6

Выступление на
празднике
«Покровская
ярмарка"

5

6

Проверочная
работа, конкурс
рисунков

5

5

Диагностика
сформированности
коммуникативных
навыков

7

8

9

проигрывать
и
выигрывать.
Сочетание в одной игре
разных приемов: хоровод
по кругу, «воротики»,
разбивка на команды,
меряние силами и т. д.
(«Капустка»,
«Ходит
свинья», «Жмурки» со
звуком).
Умение
разбиваться
на
пары,
тройки, команды.
Игры с предметами (
«Пекарь»)
Жанры, исполняемые в
пост: старины, духовные
стихи
Духовное понятие поста.
Знакомство с былинами, их
героями, исполнителями.
Знакомство с духовными
стихами, притчами,
их
содержанием,
исполнением;
беседы
духовного содержания о
добре,
дружбе,
преданности, милосердии
ДПИ
Изготовление
традиционной народной
игрушки
из
разного
природного
материала:
Куклы «Столбушка», «На
счастье», «Неразлучники»,
жаворонки из текстиля;
Ангелы из бумаги к
Рождеству;
рождественский сувенир;
Вышивка в старинной
технике «Набор»
Итоговое занятие.

Итого:

4

2

6

5

14

19

Беседы, опрос

Выставки

17

1

1

55

72

Контрольный
устный зачет по
жанрам, играм.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. Беседы о календаре. Названия месяцев славянского календаря. Связь с занятиями,
состояниями природы. Памятные дни, приметы погоды на урожай, на качество времени года,
поверья, приуроченные к различным датам. Занятия в памятные дни.
Практика: Беседа
ТЕМА 2. Подготовка к праздникам. Смыслы крупных календарных праздников, праздников
церковных, широко чтимых в народе (Покров, Рождество, Пасха, Троица). Духовные,
календарные, бытовые смыслы; занятия, приуроченные к данному празднику, бытовое
исполнение праздника.
Практика: Подготовка и проживание праздника (со специфической обрядовой кухней,
костюмами) с участием родителей.
ТЕМА 3. Малые жанры устного фольклора. Дальнейшее освоение богатств родного языка.
Смена ролей. Умение быть в центре, хозяином обстановки, творцом.
Практика: Парный танец. («Марийский», «Чижик», «под Камаринского».)
Разница мужских и женских движений, характера в танце. Ориентация, координация в
танце. «Ручейки», «спирали», «воротики».
ТЕМА 4. Жанры, исполняемые в пост. Духовное понятие поста. Знакомство со старинами,
героями их, исполнением. Знакомство с духовными стихами,
их содержанием, исполнением; беседы духовного содержания по поводу старин и духовных
стихов, с которыми познакомились.
Практика: Кричалки скоморохов, соечников, торговцев на ярмарке. Кукольный театр
«Петрушка».
ТЕМА 5. Сказки. Сказки волшебные. Знакомство с образами, персонажами сказок. Связь
мира сказок с природными стихиями.
Практика: Беседы об уроках, данных сказками. Иллюстрирование. Рассказывание.
ТЕМА 6. Народная хореография. Ритм. Шаг. Самостоятельное движение в кругу, по кругу.
Лидерство в хороводе, танце, повторение фигур, создание самостоятельного рисунка в
хороводе на основе известных элементов. Парный танец. Разница мужских и женских
движений, характера в танце.
Практика: Ориентация, координация в танце. «Ручейки», «спирали», «воротики».
ТЕМА 7. Народные игры. Правила. Смена ролей: из лидера в рядовые и наоборот.
Самостоятельное умение организоваться, начать игру, устранить недоразумение, прекратить
или продолжить игру. Воспитание умения проигрывать и выигрывать. Сочетание в одной
игре разных приемов: хоровод по кругу, «воротики», разбивка на команды, меряние силами и
т. д. («Золотые ворота», «Ходит свинья», «Жмурки» со звуком).
Практика: Умение разбиваться на пары, тройки, команды.
ТЕМА 8. Значение традиционной народной игрушки из разного природного материала.
(Жаворонки из теста, Кукла «Зернушка»).
Практика: Изготовление традиционной народной игрушки
ТЕМА 9. Итоговое занятие.
Практика: Контрольный устный зачет по жанрам, играм, праздникам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ







По итогам обучения воспитанники должны:
знать основные праздники народного, православного календаря, понимать их духовный
смысл, уметь участвовать в них;
знать некоторые приметы народного календаря, уметь ими пользоваться;
знать загадки, пословицы, считалки;
знать традиционные народные инструменты, петь под них частушки;
использовать заклички;
знать особенности традиционной национальной одежды народов Урала, содержащую в
орнаментах символическую систему представлений о мире.

 уметь играть в народные игры не только двигательного плана, но и в ролевые, хороводные, с
песнями и т. д.;
 иметь элементарные вокальные и хореографические навыки (уметь музыкально и темброво
интонировать в группе, коллективе, двигаться под
инструментальный аккомпанемент индивидуально, в хороводе, с партнером);
 уметь различать традиционные инструментальные наигрыши («Барыню», «Комаринского»,
«Подгорную», танцы).
 владеть жанрами (включая творческое продолжение в развитии этих жанров) в повседневной
жизни в зависимости от единичной (занятии досуга, воспитании младшего брата, сестры и пр.)
либо повторяющейся ситуации (проживание народного календаря);
 уметь связать с формированием учебно-исследовательской деятельности (сопоставить и
сравнить разные жанры или сюжеты, произведения фольклора родственных славянских
народов, классифицировать их, подводить разрозненные явления в народной культуре под
понятия, которые в дальнейшем (в идеале) сложатся в систему и составят мировосприятие
новой личности;
 уметь связать с пониманием ситуации общения (понять свою цель, цель собеседника, уметь
слушать, понимать и т. д.);
 мыслить (понимание неоднозначности событий в мире, их разнообразия, но и безусловных
начал, основных нравственных категорий: мать, Родина, добро, свет, Бог).
Календарный учебный график к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Фольклорный кружок «Истоки»»
Начало учебных занятий - 15 сентября.
Продолжительность учебного года - 36 учебных недель.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – нет.
Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая.

Формы подведения итогов (мониторинг)
Сформированность предметных знаний и умений учащихся, навыков социального
взаимодействия с коллективом определяется посредством проведения мониторинга на
различных его этапах и оценивается по 5-ти бальной системе: входная диагностика – сентябрь,
итоговая диагностика – май. Полученные результаты отражают эффективность реализации
учебной программы, обозначают проблемы образовательной деятельности обучающихся.
Для определения качества результативности и анализа уровня развития обучающихся
составлены таблицы мониторинга (см. табл. 3), в которых разработаны критерии оценки и
методы диагностики. Диагностирование проводится в течение учебного года (в начале и
конце) и оценивается по 5-ти бальной системе (от 1 до 5-ти баллов). Результаты заносятся в
таблицы диагностики (см. табл. 4). Используемые методы: наблюдение, тестирование, опрос,
выступление, участие в выставках.

Мониторинг уровня обучения и личностного развития воспитанников
Показатели
(оцениваемые
параметры)
I.Теоретическая
подготовка
воспитанника:
1.1 Теоретические
знания (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Соответствия
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

-минимальный
уровень (ребенок
овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой);

- средний уровень

1.2 Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

(объем усвоенных
знаний составляет
более 1/2);
-максимальный
уровень (ребенок
усвоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период);
-минимальный
уровень (ребенок, как
правило избегает
употреблять
специальные
термины);

- средний уровень
(ребенок сочетает

специальную
терминологию с
бытовой);
-максимальный
уровень (специальные

Возможно
Методы
е кол-во диагностики
баллов
1-2

3-4
5

1-2

3-4

5

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос

термины употребляет
осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием).
II. Практическая
подготовка ребенка:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой ( по
основным разделам
учебно –
тематического плана
программы)

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

- минимальный
уровень( ребенок
овладел менее чем 1/2
предусмотренных
умений и навыков);

3-4

(объем усвоенных
умений и навыков
составляет более1/2);

5

овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.)

1-2

- средний уровень

-Максимальный
уровень( ребенок

2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Креативность в
выполнении
практических
заданий

Контрольное
задание

-Минимальный
уровень умений
(ребенок испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием);

- Средний
уровень(работает с
2.3. Творческие
навыки

1-2

оборудованием с
помощью педагога);
-Максимальный
уровень(работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей);

3-4
Контрольное
задание
5

1-2

-Начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить лишь
простейшие
практические задания
педагога);

-Репродуктивный
уровень (Выполняет в

Контрольно
е задание
3-4

5

основном задания на
основе образца);
-Творческий уровень
(выполняет
практические задания
с элементами
творчества)
III. Обще учебные
умения и навыки
ребенка:
3.1. Учебно –
интеллектуальные
умения:

Самостоятельн
ость в подборе
и анализе
литературы

-Минимальный
уровень умений
(обучающийся
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с литературой,
нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);
-Средний уровень
(работает с
литературой с
помощью педагога и
родителей);
- Максимальный
уровень (Работает с
литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

1-2
Анализ

3-4

5

Мониторинг воспитанности обучающихся
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Профессиональ
ная
воспитанность
1.1. Этика и
эстетика
выполнения
работы и
представлени
я ее
результатов.

Критерии

Завершение
работы,
использование
необходимых
дополнений

Степень выраженности
оцениваемого качества
Минимальный уровень
(в редких случаях
доводит выполнение
работы до конца) ;
Средний уровень
(полностью завершает
каждую работу, не
использует
необходимые
дополнения);
Максимальный уровень
(полностью завершает
каждую работу,
использует
необходимые
дополнения)

Возможн
ое к-во
баллов
1-2

Методы
диагностики
Наблюдение

3-4

5

1.2. Культура
организации
своей
деятельности

1.3. Уважительно
е отношение
к
профессионал
ьной
деятельности
других.

1.4. Адекватность
восприятия
профессионал
ьной оценки
своей
деятельности
и ее
результатов

Аккуратность в
выполнений
практической
работы,
терпение и
работоспособно
сть

Объективность
при
высказывании
критических
замечаний в
адрес чужой
работы

Стремление
исправить
указанные
ошибки, умение
прислушиваться
к советам
педагога

1-2
Минимальный уровень
(ребенок проявляет
низкий уровень
работоспособности
работы небрежные);
Средний уровень
(ребенок старается быть
аккуратным при
выполнении работ,
проявляет терпение и
работоспособность);
Максимальный уровень
(ребенок аккуратен в
выполнении
практической работы,
терпелив и
работоспособен).

Наблюдение

3-4

5

Минимальный уровень
(ребенок не объективен
при оценивании работы
сверстников);
Средний уровень
(ребенок старается быть
объективным при
оценивании работы
сверстников,
подчеркивает
положительные
моменты);
Максимальный уровень
(при высказывании
критических замечаний
в адрес работы
сверстников проявляет
объективность,
подчеркивает
положительные
моменты)

1-2

Минимальный уровень
(не прислушивается к
советам педагога, в
редких случаях
исправляет ошибки);
Средний уровень
(стремится исправить
указанные ошибки
прислушивается к
советам педагога);

1-2

Наблюдение

3-4

5

3-4

5

Наблюдение

Высокий уровень
(всегда исправляет
ошибки,
прислушивается к
советам педагога).
2. Практическая
подготовка
ребенка:
2.1. Коллективная Аккуратность
ответственно выполнения
сть
части

коллективной
работы

2.2. Умение
взаимодейств
овать с
другими
членами
коллектива

2.3. Стремление к
самореализац
ии социально
адекватными
способами

Участие в
выполнении
коллективных
работ, умение
входить в
контакт с
другими детьми,
конфликтность

Стремление к
саморазвитию,
получению
новых знаний,
умений и
навыков,
желание
показывать
другим
результаты
своей работы

Минимальный уровень
(не аккуратен при
выполнении работы);
Средний уровень
(ребенок старается быть
аккуратным при
выполнении работы);
Максимальный уровень
(ребенок всегда
аккуратен при
выполнении
коллективной работы)

1-2

Минимальный уровень
(не принимает участие в
коллективных работах,
с трудом находит
контакт с другими
детьми, конфликтен);
Средний уровень
(принимает участие в
коллективных работах,
находит контакт с
другими детьми, не
конфликтен)
Максимальный уровень
(принимает активное
участие в коллективных
работах, всегда находит
контакт с другими
детьми, не конфликтен)

1-2

Минимальный уровень
(не стремится к
получению новых
знаний, умений,
навыков);
Средний уровень
(стремится к
саморазвитию,
получению новых
знаний, умений и
навыков, не желает

1-2

Наблюдение

3-4

5

Наблюдение

3-4

5

3-4

Наблюдение

показывать свои
работы)
Высокий уровень
(стремится к
саморазвитию,
получению новых
знаний, умений и
навыков, проявляет
желание показывать
другим результаты
своей работы)

Выполняет
правила
поведения на
занятиях

2.4. Соблюдение
нравственноэтических
норм

Минимальный уровень
(нарушает правила
поведения на занятиях);
Средний уровень
(старается соблюдать
правила поведения на
занятиях).
Максимальный уровень
(соблюдает правила
поведения на занятиях.

5

1-2

Наблюдение

3-4

5

Обще
ку
льтур
ная

Коммуникати Личностн
вная
ого
совершен
ств
ования
Приобретение опыта
разнообразной
деятельности, опыта
Владение
познания иумениями
самопознания
совместной деятельности:
согласование
Средний
бал с другими
деятельности
участниками. Умение
вступать в речевое
Соблюдение
норм
общение, участвовать
в
поведения
диалоге. в окружающей
среде
Соблюдение правил
здорового образа жизни
Средний бал

Память (музыкальная,
словесная, двигательная)
Средний балл

Концертная деятельность

Движение в песне

Народная хореография

Сценическое мастерство

Сценические навыки

Дикция

Дыхание

Приёмы народного пения

Фамилия,
имя

Учебно-познавательная

Музыкальный слух

№ Компетен
ции

Приобретение опыта
разнообразной
деятельности, опыта
познания и самопознания

Диагностика уровня развития ключевых компетенций детей
Ито
го

Материально-технические условия:
Компьютер персональный - требуется 1 штука на группу, используется 50% времени
реализации программы;
- Проектор с экраном (мультимедиа) - требуется 1 комплект на группу, используется 50%
времени реализации программы;
- Бумага А4 альбомная - требуется 15 листов формата А4 на группу, используется 50%
времени реализации программы;
- Нитки швейные - требуется 15 катушек на группу, используется 50% времени
реализации программы;
- Бумага для творчества (цветная) - требуется 15 листов формата А4 на группу,
используется 50% времени реализации программы.
Список используемой литературы
1.Этнокультурное образование : программнометодический комплект : 1-11 кл. / сост. Н. П.
Лабзенко ; Мво общ. и проф. образования Свердл. обл. ; ГОУ ДПО "Инт развития регион.
образования Свердл. обл.", ГОУ Центр "Учебная книга". Екатеринбург : Учебная книга,
2003. Стр.110-122
2. Агамова Н. С, Слепцова И. С, Морозов И. А. Народные игры для детей. - М.: ГРЦ РФ,
1995.
3. Асов А/И. Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. - М.: Китежград, 1992.
4. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. - М., 1993.
5. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. - М: Советская Россия, 1983.
6. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. - М., 1982.
7. Библиотека русского фольклора. Былины. Сказки. Народный театр. - М\: Советская
Россия, 1988.
8. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Обучение
основам музыкальной традиции. - М., 1992.
9. Вифлеемская звезда. - Саратов, 1993.
10. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI - XIX веков. - М., 1991.
11. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. Методическое пособие. - М., .
1991.' :V
12. Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.
13. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. (Теоретические очерки). -СПб.,1991.
14. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 т.- М.: Госиздат,1956.
15. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М., 1994.
16. Дети и народная культура. Четвертые Виноградовские чтения. - Новосибирск, 1990.
17. 3а други своя, или Все о казачестве. Иеродиакон Андрей, священник Вячеслав. - М.:
Международный фонд славянской письменности и культуры, 1993.
18. Ивлева Л. М. Ряженые в традиционной русской культуре. - С: -Пб.: Российский институт
истории искусств, 1994,
19. Жарникова С. В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда, 1991.
20. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М., 1990.
21. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.
22. Искусство в школе. Журнал. 1/1994.
23. Калугин В. И. Герои русского эпоса. - М., 1983.
24.Калугин В. И. Струны рокотаху. Очерки о русском фольклоре. - М., 1989. .
-1325. Колыбельные песни. Из фондов ОДФ. - Екатеринбург, 1997.

26. Кто на себе дом возит? Русские народные загадки. -М., 1989.
27. Ляховская Л. П. Энциклопедия православной обрядовой кухни. - С.-Пб., 1994.
28. Марко-Королевич. Болгарские сказки. - Пермь, 1994.
29. Маслова Г. С . Орнамент русской народной вышивки. - М., 1978.
30. Материалы 11 Всероссийского совещания-семинара по проблемам детского музыкально-фольклорного творчества. -М., 1991.
31. Меллена М., Муктупавелс В. Фольклор в начальной школе. Проект основной линии.
Фольклор. Основы этической культуры. Балтистика. Программа белых уроков в
латвийских (латышских) школах. Рукопись.
32. Мельник Ё. И. Детский фольклор Каргопольского обозерья. - М., 1991.
33. Месяцеслов церковно-народный Калинского И. П. - М., 1990.
34. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство.
Отрочество. - М., 1991.
35. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Девичество. - М., 1994.
36. Русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. - М., 1987.
37. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М., 1991.
38. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища, i-Л.,
1988.
39. Некрылова А. Ф., Головин В. В. Уроки воспитания сквозь призму истории. - С-Пб.,
1992.
40. Новицкая М. Ю. От осени до осени. Хрестоматия. - М., 1994.
41. Новицкая М. Ю. Человек и природа в народной культуре. -М., 1994.
42. Платонов О. А. Русский труд. - М.: Современник, 1991.
43. Покровский Е. А. Детские игры. - С.-Пб.: Фирма «Ланс», 1994.
44. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: изд-во ЛГУ, 1986.
45. Путилов Б. А. Застава богатырская. Беседы о былинах Русского севера. - Л., 1990.
46. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995.
47. Рождественская елка. Сборник. - М., 1993.
48. Романовский С. Г. Родина. - М., 1990.
49. Русская старина. Былины. - Пермь, 1991.
50. Русские могучие богатыри. Сказитель Щеголенок В. П. - Петрозаводск: Карелия,1990.
51. Русские сказки Урала. Из фондов Свердловского ОДФ. - Екатеринбург: Сфера, 1997.
55.Русский народный костюм. Государствен. исторический музей. - М., 1989.
56. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. - М., Наука, 1987.
57. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1987.
58.
Смолицкий В. Г. Русь избяная. - М.: Гос. Республ. центр русского фольклора, 1993.
60. Сокровища русского фольклора. Былины. Исторические песни. Баллады. -М.:
Современник, 1991.
61. Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе. - М.: Молодая гвардия,1993.
62. Предания и легенды Урала. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1991.
63. Теплова Н. И. Музыкально-поэтический фольклор. Программа для 1 - 4 классов ШНК.
- Екатеринбург, 1994.
64. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М.: Инфоарт, 1991.

Список литературы для детей и родителей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Бахтин В. С. От былины до считалки. - Л.: Детская литература, 1982.
Великорусские сказки Пермской губернии. / Сост. Д.К. Зеленин -М., 1991.
Морозов И. А., Слепцова И. С. Не робей, воробей. Детские игры, потешки, забавушки
Вологодского края. - М., 1995.
Сахаров Н. П. Сказания русского народа. Народный календарь. - М.: Советская
Россия, 1990.
59. Сказки казаков-некрасовцев: Волшебная лампа. Золотой сад. Кочеток и охотник. М.: Федерация, 1993.
Славянские сказки. - Новгород: Русский купец, 1991.
Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно. Русские народные загадки. - М.: Дет¬ская
литература, 1991.
Ушинский К. Д. Как рубашка в поле выросла. - М.: Малыш, 1978.
Федотов Т. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. - М.:
Прогресс, Гнозис, 1991.
Чудо чудное. Русские народные сказки от А до Я. / Сост. В.М. Соколовский. - М.: Дом,
1993.
Шергин Б.. В. Гандвик - студеное море. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1987.
Шигина А. Н. Белая горница. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1985.
Школа русского фольклора. Обучение в младших классах. / Ред. - проф. Картавцева
Н. Т. - М.: Московский гос. институт культуры, 1994.
Шмелев И. С. Лето Господне. - С.-Пб.: Изд-во ОЮ-92, 1996.
Юдин Г. Н. Птица Сирин и всадник на белом коне. -. М.: Детская литература.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».