Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фольклорный кружок Истоки» Возраст обучающихся: 6 - 12 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Швецова Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования Первоуральск 2021 Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорный кружок «Истоки» (далее программа) составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 13. Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества. Направленность программы - художественная Актуальность программы обусловлена: острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности, потребностью культурной преемственности в воспитании толерантности к культуре и традициям народов России через познание культуры народов Урала. Фольклор — это коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Его можно назвать источником и фундаментом национальной культуры, народной мудрости и духовного богатства. Современная педагогика одной из основных задач в области образования и воспитания подрастающего поколения ставит целью его приобщение к народным традициям, национальной творческой культуре, главным образом, к фольклору. Желательно, чтобы такая работа начиналась с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются умения, навыки и способности. Опыт педагогической деятельности в данном направлении показывает, что фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Сохранение физического и нравственного здоровья ребёнка всегда было безусловной целью народной педагогики. Поэтому обращение к традиционной культуре является необходимым условием выживания нации и имеет глубокие психологопедагогические, социальные, экологические основания, так как это является средством воспитания человека: идейно-эстетического, нравственного, патриотического. Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа, а также творческое переосмысление сформировавшихся традиций в новых условиях, и создание нового. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Изучение и освоение культурного наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний и практического опыта, накопленного за время исторического развития русским народом, подрастающему поколению. В таких условиях образовательная система, понимаемая не узко ведомственно, а как система интеграции, как взаимосвязанная иерархическая цепочка дошкольных, школьных и внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые функции передача культурного наследия от поколения к поколению. При этом необходимо отчетливо осознавать: не культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу исторического и социокультурного наследия народа от поколения к поколению. Ценностная ориентация человека неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Дополнительная общеразвивающая программа по фольклору реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народа, приобщения обучающихся к культурным и нравственным ценностям, создания необходимых условий для реализации их творческих способностей и задатков, вовлечения в активную деятельность. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры. Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению организовать свое свободное время. Новизна Система образования в России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства. Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как части общечеловеческой культуры. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения, продолжительностью 144 часа. На освоение стартового уровня отводится 72 часа, базового уровня – 72 часа. Адрес программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорный кружок «Истоки»» разработана для детей 6-12 лет, не владеющий специальной музыкальной подготовкой и знаниями в области народного художественного творчества. Режим занятий: группы стартового и базового уровней занимаются 2 раза в неделю по 40 минут в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14. Цель - приобщение детей к традиционной народной культуре через создание условий для развития творческой, нравственно устойчивой, духовно богатой личности с образным мышлением и целостным восприятием. Задачи программы: образовательные: Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале. познакомить с народным православным календарем как разумным, размеренным, здоровым способом существования во времени; познакомить с важными годовыми христианскими праздниками, глубоким духовным их смыслом; обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте; знакомить с различными видами изобразительной и декоративной деятельности, символикой древних орнаментальных мотивов в русской народной вышивке, в изделиях ДПИ. развивающие: развивать творческие, сценические, хореографические способности, навыки импровизации обучающихся; развивать музыкальные способности (вокальный слух и певческий голос) любого ребёнка, независимо от его природных данных; сформировать познавательный интерес к традиционному наследию народа, к природе. развивать эмоциональную сферу личности ребёнка, управленческих и коммуникативных способностей. воспитательные: формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к своему народу и к искусству разных народов; формировать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. формировать художественный вкус детей, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление. научить эффективно организовывать свой досуг с помощью народных игр. Этапы реализации программы: Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Фольклорный кружок «ИСТОКИ»» можно условно разделить на два этапа, каждый из которых последовательно дополняет друг друга. Стартовый 1-й год обучения — ознакомительный (подготовительная гр. ДОУ и 1-е классы) – этап «вхождения» в народное искусство, первого теоретического и практического знакомства с ним. На этом этапе формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалов народного творчества, потешного фольклора (считалки, скороговорки, загадки, пальчиковые игры, сказки, народные подвижные игры). Данные занятия помогают детям погрузиться в стихию родного языка, дают основы музыкального развития, воспитывают чувство ритма, развивают интонацию, а также поэтические и коммуникативные способности. Вместе с овладением родным языком у детей воспитывается понимание национальной принадлежности. Базовый: 2-й год обучения – развитие и закрепление полученных знаний (2-3кл), направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. Основательно и углублённо изучается манера народного исполнения: - изучаются диалектные особенности исполнения, единая манера звукообразования у детей, - мягкая атака звука как основной прием «вхождения» в звук, - ровное, не обрывистое звуковедение. На основном этапе обучения даются уроки народной хореографии, при глубоком изучении которых, ребята смогут ставить различные несложные «разводки», подстановки для хороводных и плясовых песен. Так же прививаются навыки сценического мастерства. Большое внимание на основном этапе уделяется артикуляции, т.е. разучиваются скороговорки, выполняются различные артикуляционные упражнения. Предполагаемые результаты реализации программы: Первый год обучения: формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалов народного творчества потешного фольклора. Развивается умение петь в унисон, так как детский народный хор – это унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое и метроритмичное слияние голосов. Второй год обучения: развивается речевая интонация, навыки выразительного интонирования. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях. Приобретается навыки «разыгрывания» простейших композиций из песен. Развивается коллективные и индивидуальные формы исполнения, расширяется голосовой диапазон вверх и вниз. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения 1 № п/п Темы Теория Практика 1 Вводное занятие. Экскурсия в краеведческом музее. Чем мы будем заниматься? Как жили наши бабушки? Разные времена года - разные занятия. Будни и праздники. Народные игры Правила. Ведущий и игроки. Расчет. Разные способы выбора водящего. Смена ролей. Игры подвижные («Корзиночки», «Бабка Ёжка», «Коршун», «Гуси»); с песней («Селезень», «Заинька», «У дяди Трифона»); ролевые с элементами театра, с 1 - Общее количество часов 1 2 8 10 2 Формы контроля Беседа. Викторина «Отгадай игру по попевке или правилам», Наблюдение. 3 4 5 6 предметами («Шибиряловка», «Горелки», «Городки»); командами («Ткачиха») и т.д. Умение быть в центре («Растяпа», «Шла коза», «Алей»). Народная хореография 1 Ритм. Поведение в танце. Движение по кругу, «восьмерке», «змейке». Шаг. Положение корпуса. Танец хороводный (коллективный), парный. Индивидуальная хореография («Во саду ли, в огороде», «Барыня»). Малые жанры устного 1 фольклора: считалки, потешки, скороговорки, докучные сказки, загадки. Пальчиковые игры: развитие пальцевой моторики, координации в соответствии с речевым, музыкальным ритмом. Считалки: развитие памяти, координации, ритма, упражнения в грамматике, лексике родного языка. Скороговорки: работа над ритмом, дикцией, артикуляцией. Докучные сказки: психологические упражнения, ролевые этюды. Загадки: гимнастика ума, развитие образного мышления, самостоятельное придумывание загадок. Потешки (разучивание наизусть, театральная инсценировка): работа над выразительностью речи, дикцией, актёрскими способностями. Сказки 1 О животных, бытовые, волшебные. Самостоятельное рассказывание. Иллюстрирование. Попевки: потешки под 1 балалайку, колыбельные, календарные. Попевки. 8 9 Выступления на праздниках, конкурсах. Наблюдение, диагностика сформированности танцевальных навыков 8 9 Выступление на празднике «Осенние посиделки" Беседа, опрос Диагностика речевых особенностей и актёрских навыков 5 6 Беседа, опрос, Тестирование, конкурс рисунков 8 9 Календарные праздники 7 8 9 Потешки под балалайку. Развитие дикции, внимания, слуха, ритма, разучивание с дополнительными движениями. Колыбельные: разучивание, укладывание куклы. Несколько напевов, текстов. Самостоятельное, сочинение. Календарные: простейшие заклички насекомым, птицам, солнцу, дождю, радуге, колядки и т. п. Умение петь вместе и индивидуально. Дом. Семья. Домострой. Родословная семьи. Улица. Народ. Занятия восточных славян, традиционная одежда, пища, жилище. Русский человек в произведениях устного народного творчества (песни, былины, сказки) Подготовка к праздникам Знакомство с историей, духовным смыслом очередного праздника (Покров. Осенние посиделки; Рождество Христова, Рождественские колядки; Масленица; Сорок сороков. Закликание жаворонков; Пасха Красная и др.) Подготовка к его проживанию вместе с родителями. Разучивание колядок, закличек, песенок, обрядовых действий. Подготовка костюмов и т. п. ДПИ Изготовление традиционной народной игрушки из разного природного материала: Куклы «Зернушка», «Столбушка», «Колокольчик», «Зайчики», жаворонки из текстиля; Ангелы из бумаги к Рождеству; рождественский сувенир; куклы, птицы из мочала, жаворонки из теста Итого: Диагностика речевых навыков 1 8 9 Беседа, опрос 1 8 9 Проверочная работа-тест «Праздники» Участие в народных календарных праздниках 2 8 10 Выставки 11 61 72 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Вводное занятие. Чем мы будем заниматься? Как жили наши бабушки? Разные времена года - разные занятия. Будни и праздники. Практика: Беседа ТЕМА 2. Народные игры. Правила. Ведущий и игроки. Расчет. Смена ролей. Практика: Игры подвижные; с песней; ролевые с элементами театра, с предметами; командами и т.д. Умение быть в центре («Растяпа», «Шла коза», «Алей»). ' ТЕМА 3. Народная хореография. Ритм. Поведение в танце. Движение по кругу, «восьмерке», «змейке». Шаг. Положение корпуса. Практика: Танец хороводный (коллективный), парный. Индивидуальная хореография («Во саду ли, в огороде», «Барыня»). ТЕМА 4. Малые жанры устного фольклора. Докучные сказки: психологические упражнения, ролевые этюды. Загадки: гимнастика ума, развитие образного мышления, - самостоятельное придумывание загадок. Практика: Пальчиковые игры: развитие пальцевой моторики, координации в соответствии с речевым, музыкальным ритмом. Считалки: развитие памяти, координации, ритма, упражнения в грамматике, лексике родного языка. Скороговорки: развитие ритма, дикции, артикуляции. ТЕМА 5. Сказки. О животных, волшебные. Иллюстрирование. Практика: Самостоятельное рассказывание. ТЕМА 6. Попевки. Потешки под балалайку. Развитие дикции, внимания, слуха, ритма, разучивание с дополнительными движениями. Колыбельные: разучивание, укладывание куклы. Несколько напевов, текстов. Календарные: простейшие заклички насекомым, птицам, солнцу, дождю, радуге, колядки и т. п. Умение петь вместе и индивидуально. Практика: Самостоятельное, сочинение. 'ТЕМА 7. Подготовка к праздникам. Знакомство с основным смыслом очередного праздника. Подготовка к его проживанию.. Подготовка костюмов и т. п. Практика: Разучивание колядок, закличек, песенок, обрядовых действий ТЕМА 8. Знакомство традиционной народной игрушки. Практика: Изготовление традиционной народной игрушки из разного природного материала ( Ангела к Рождеству; куклы из мачала.) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения 1 № п/п Темы Теория Практика 1 Беседы о календаре (названия месяцев, памятные дни, приметы, поверья). Названия месяцев славянского календаря. Связь с занятиями, состояниями природы. Памятные дни (библейские истории или жизнь православного святого. Например, Преподобный Сергий Радонежский), приметы погоды на урожай, на качество времени года, поверья, приуроченные к различным датам. Занятия в памятные дни. Подготовка к праздникам Смыслы крупных календарных праздников, праздников церковных, широко чтимых в народе (Покров, Рождество, Пасха, Троица). Духовные, календарные, бытовые смыслы; занятия, приуроченные к данному празднику, бытовое исполнение праздника. Подготовка и проживание праздника (со специфической обрядовой кухней, костюмами) с участием родителей. 4 2 Общее количество часов 6 1 8 9 Участие в народных праздниках: «Покровская ярмарка», «Масленица» Закликание жаворонков, и т.п. Театральноигровая программа для учащихся ОУ города «У Рождественской ёлки» Народная хореография Ритм. Шаг. Самостоятельное движение в кругу, по кругу. Лидерство в хороводе, танце, повторение фигур, создание 2 8 10 Выступления на праздниках, конкурсах, наблюдения 2 3 Формы контроля Беседа, тест «Народный земледельческий календарь» 4 5 6 самостоятельного рисунка в хороводе на основе известных элементов. Парный танец. («Марийский», «Чижик», «под Камаринского».) Разница мужских и женских движений, характера в танце. Ориентация, координация в танце. «Ручейки», «спирали», «воротики». Малые жанры устного фольклора: считалки, скороговорки, докучные сказки, загадки. Народный театр. Дальнейшее освоение богатств родного языка. Смена ролей. Умение быть в центре, хозяином обстановки, творцом. Кричалки скоморохов, соечников, торговцев на ярмарке. Кукольный театр «Петрушка», Сказки. Сказки волшебные. Знакомство с образами, персонажами сказок. Связь мира сказок с природными стихиями. Беседы об уроках, данных сказками. Иллюстрирование. Рассказывание. Театральная постановка сказки «Рождественский колобок». Работа над характером героев, выразительностью речи. Народные игры Правила. Смена ролей: из лидера в рядовые и наоборот. Самостоятельное умение организоваться, начать игру, устранить недоразумение, прекратить или продолжить игру. Воспитание умения 1 5 6 Выступление на празднике «Покровская ярмарка" 5 6 Проверочная работа, конкурс рисунков 5 5 Диагностика сформированности коммуникативных навыков 7 8 9 проигрывать и выигрывать. Сочетание в одной игре разных приемов: хоровод по кругу, «воротики», разбивка на команды, меряние силами и т. д. («Капустка», «Ходит свинья», «Жмурки» со звуком). Умение разбиваться на пары, тройки, команды. Игры с предметами ( «Пекарь») Жанры, исполняемые в пост: старины, духовные стихи Духовное понятие поста. Знакомство с былинами, их героями, исполнителями. Знакомство с духовными стихами, притчами, их содержанием, исполнением; беседы духовного содержания о добре, дружбе, преданности, милосердии ДПИ Изготовление традиционной народной игрушки из разного природного материала: Куклы «Столбушка», «На счастье», «Неразлучники», жаворонки из текстиля; Ангелы из бумаги к Рождеству; рождественский сувенир; Вышивка в старинной технике «Набор» Итоговое занятие. Итого: 4 2 6 5 14 19 Беседы, опрос Выставки 17 1 1 55 72 Контрольный устный зачет по жанрам, играм. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Беседы о календаре. Названия месяцев славянского календаря. Связь с занятиями, состояниями природы. Памятные дни, приметы погоды на урожай, на качество времени года, поверья, приуроченные к различным датам. Занятия в памятные дни. Практика: Беседа ТЕМА 2. Подготовка к праздникам. Смыслы крупных календарных праздников, праздников церковных, широко чтимых в народе (Покров, Рождество, Пасха, Троица). Духовные, календарные, бытовые смыслы; занятия, приуроченные к данному празднику, бытовое исполнение праздника. Практика: Подготовка и проживание праздника (со специфической обрядовой кухней, костюмами) с участием родителей. ТЕМА 3. Малые жанры устного фольклора. Дальнейшее освоение богатств родного языка. Смена ролей. Умение быть в центре, хозяином обстановки, творцом. Практика: Парный танец. («Марийский», «Чижик», «под Камаринского».) Разница мужских и женских движений, характера в танце. Ориентация, координация в танце. «Ручейки», «спирали», «воротики». ТЕМА 4. Жанры, исполняемые в пост. Духовное понятие поста. Знакомство со старинами, героями их, исполнением. Знакомство с духовными стихами, их содержанием, исполнением; беседы духовного содержания по поводу старин и духовных стихов, с которыми познакомились. Практика: Кричалки скоморохов, соечников, торговцев на ярмарке. Кукольный театр «Петрушка». ТЕМА 5. Сказки. Сказки волшебные. Знакомство с образами, персонажами сказок. Связь мира сказок с природными стихиями. Практика: Беседы об уроках, данных сказками. Иллюстрирование. Рассказывание. ТЕМА 6. Народная хореография. Ритм. Шаг. Самостоятельное движение в кругу, по кругу. Лидерство в хороводе, танце, повторение фигур, создание самостоятельного рисунка в хороводе на основе известных элементов. Парный танец. Разница мужских и женских движений, характера в танце. Практика: Ориентация, координация в танце. «Ручейки», «спирали», «воротики». ТЕМА 7. Народные игры. Правила. Смена ролей: из лидера в рядовые и наоборот. Самостоятельное умение организоваться, начать игру, устранить недоразумение, прекратить или продолжить игру. Воспитание умения проигрывать и выигрывать. Сочетание в одной игре разных приемов: хоровод по кругу, «воротики», разбивка на команды, меряние силами и т. д. («Золотые ворота», «Ходит свинья», «Жмурки» со звуком). Практика: Умение разбиваться на пары, тройки, команды. ТЕМА 8. Значение традиционной народной игрушки из разного природного материала. (Жаворонки из теста, Кукла «Зернушка»). Практика: Изготовление традиционной народной игрушки ТЕМА 9. Итоговое занятие. Практика: Контрольный устный зачет по жанрам, играм, праздникам. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ По итогам обучения воспитанники должны: знать основные праздники народного, православного календаря, понимать их духовный смысл, уметь участвовать в них; знать некоторые приметы народного календаря, уметь ими пользоваться; знать загадки, пословицы, считалки; знать традиционные народные инструменты, петь под них частушки; использовать заклички; знать особенности традиционной национальной одежды народов Урала, содержащую в орнаментах символическую систему представлений о мире. уметь играть в народные игры не только двигательного плана, но и в ролевые, хороводные, с песнями и т. д.; иметь элементарные вокальные и хореографические навыки (уметь музыкально и темброво интонировать в группе, коллективе, двигаться под инструментальный аккомпанемент индивидуально, в хороводе, с партнером); уметь различать традиционные инструментальные наигрыши («Барыню», «Комаринского», «Подгорную», танцы). владеть жанрами (включая творческое продолжение в развитии этих жанров) в повседневной жизни в зависимости от единичной (занятии досуга, воспитании младшего брата, сестры и пр.) либо повторяющейся ситуации (проживание народного календаря); уметь связать с формированием учебно-исследовательской деятельности (сопоставить и сравнить разные жанры или сюжеты, произведения фольклора родственных славянских народов, классифицировать их, подводить разрозненные явления в народной культуре под понятия, которые в дальнейшем (в идеале) сложатся в систему и составят мировосприятие новой личности; уметь связать с пониманием ситуации общения (понять свою цель, цель собеседника, уметь слушать, понимать и т. д.); мыслить (понимание неоднозначности событий в мире, их разнообразия, но и безусловных начал, основных нравственных категорий: мать, Родина, добро, свет, Бог). Календарный учебный график к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фольклорный кружок «Истоки»» Начало учебных занятий - 15 сентября. Продолжительность учебного года - 36 учебных недель. Окончание учебного года – 25 мая. Каникулы – нет. Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая. Формы подведения итогов (мониторинг) Сформированность предметных знаний и умений учащихся, навыков социального взаимодействия с коллективом определяется посредством проведения мониторинга на различных его этапах и оценивается по 5-ти бальной системе: входная диагностика – сентябрь, итоговая диагностика – май. Полученные результаты отражают эффективность реализации учебной программы, обозначают проблемы образовательной деятельности обучающихся. Для определения качества результативности и анализа уровня развития обучающихся составлены таблицы мониторинга (см. табл. 3), в которых разработаны критерии оценки и методы диагностики. Диагностирование проводится в течение учебного года (в начале и конце) и оценивается по 5-ти бальной системе (от 1 до 5-ти баллов). Результаты заносятся в таблицы диагностики (см. табл. 4). Используемые методы: наблюдение, тестирование, опрос, выступление, участие в выставках. Мониторинг уровня обучения и личностного развития воспитанников Показатели (оцениваемые параметры) I.Теоретическая подготовка воспитанника: 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям -минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень 1.2 Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); -максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); -минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); -максимальный уровень (специальные Возможно Методы е кол-во диагностики баллов 1-2 3-4 5 1-2 3-4 5 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой ( по основным разделам учебно – тематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям - минимальный уровень( ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); 3-4 (объем усвоенных умений и навыков составляет более1/2); 5 овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.) 1-2 - средний уровень -Максимальный уровень( ребенок 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий Контрольное задание -Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - Средний уровень(работает с 2.3. Творческие навыки 1-2 оборудованием с помощью педагога); -Максимальный уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); 3-4 Контрольное задание 5 1-2 -Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); -Репродуктивный уровень (Выполняет в Контрольно е задание 3-4 5 основном задания на основе образца); -Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) III. Обще учебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно – интеллектуальные умения: Самостоятельн ость в подборе и анализе литературы -Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); -Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей); - Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 1-2 Анализ 3-4 5 Мониторинг воспитанности обучающихся Показатели (оцениваемые параметры) 1.Профессиональ ная воспитанность 1.1. Этика и эстетика выполнения работы и представлени я ее результатов. Критерии Завершение работы, использование необходимых дополнений Степень выраженности оцениваемого качества Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца) ; Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения); Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения) Возможн ое к-во баллов 1-2 Методы диагностики Наблюдение 3-4 5 1.2. Культура организации своей деятельности 1.3. Уважительно е отношение к профессионал ьной деятельности других. 1.4. Адекватность восприятия профессионал ьной оценки своей деятельности и ее результатов Аккуратность в выполнений практической работы, терпение и работоспособно сть Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога 1-2 Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные); Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность); Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен). Наблюдение 3-4 5 Минимальный уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников); Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты); Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты) 1-2 Минимальный уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки); Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога); 1-2 Наблюдение 3-4 5 3-4 5 Наблюдение Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога). 2. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Коллективная Аккуратность ответственно выполнения сть части коллективной работы 2.2. Умение взаимодейств овать с другими членами коллектива 2.3. Стремление к самореализац ии социально адекватными способами Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы); Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы); Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы) 1-2 Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен); Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен) Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен) 1-2 Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков); Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает 1-2 Наблюдение 3-4 5 Наблюдение 3-4 5 3-4 Наблюдение показывать свои работы) Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы) Выполняет правила поведения на занятиях 2.4. Соблюдение нравственноэтических норм Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях); Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях). Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях. 5 1-2 Наблюдение 3-4 5 Обще ку льтур ная Коммуникати Личностн вная ого совершен ств ования Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта Владение познания иумениями самопознания совместной деятельности: согласование Средний бал с другими деятельности участниками. Умение вступать в речевое Соблюдение норм общение, участвовать в поведения диалоге. в окружающей среде Соблюдение правил здорового образа жизни Средний бал Память (музыкальная, словесная, двигательная) Средний балл Концертная деятельность Движение в песне Народная хореография Сценическое мастерство Сценические навыки Дикция Дыхание Приёмы народного пения Фамилия, имя Учебно-познавательная Музыкальный слух № Компетен ции Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания Диагностика уровня развития ключевых компетенций детей Ито го Материально-технические условия: Компьютер персональный - требуется 1 штука на группу, используется 50% времени реализации программы; - Проектор с экраном (мультимедиа) - требуется 1 комплект на группу, используется 50% времени реализации программы; - Бумага А4 альбомная - требуется 15 листов формата А4 на группу, используется 50% времени реализации программы; - Нитки швейные - требуется 15 катушек на группу, используется 50% времени реализации программы; - Бумага для творчества (цветная) - требуется 15 листов формата А4 на группу, используется 50% времени реализации программы. Список используемой литературы 1.Этнокультурное образование : программнометодический комплект : 1-11 кл. / сост. Н. П. Лабзенко ; Мво общ. и проф. образования Свердл. обл. ; ГОУ ДПО "Инт развития регион. образования Свердл. обл.", ГОУ Центр "Учебная книга". Екатеринбург : Учебная книга, 2003. Стр.110-122 2. Агамова Н. С, Слепцова И. С, Морозов И. А. Народные игры для детей. - М.: ГРЦ РФ, 1995. 3. Асов А/И. Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. - М.: Китежград, 1992. 4. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. - М., 1993. 5. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. - М: Советская Россия, 1983. 6. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. - М., 1982. 7. Библиотека русского фольклора. Былины. Сказки. Народный театр. - М\: Советская Россия, 1988. 8. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Обучение основам музыкальной традиции. - М., 1992. 9. Вифлеемская звезда. - Саратов, 1993. 10. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI - XIX веков. - М., 1991. 11. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. Методическое пособие. - М., . 1991.' :V 12. Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. 13. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. (Теоретические очерки). -СПб.,1991. 14. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 т.- М.: Госиздат,1956. 15. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М., 1994. 16. Дети и народная культура. Четвертые Виноградовские чтения. - Новосибирск, 1990. 17. 3а други своя, или Все о казачестве. Иеродиакон Андрей, священник Вячеслав. - М.: Международный фонд славянской письменности и культуры, 1993. 18. Ивлева Л. М. Ряженые в традиционной русской культуре. - С: -Пб.: Российский институт истории искусств, 1994, 19. Жарникова С. В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда, 1991. 20. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М., 1990. 21. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. 22. Искусство в школе. Журнал. 1/1994. 23. Калугин В. И. Герои русского эпоса. - М., 1983. 24.Калугин В. И. Струны рокотаху. Очерки о русском фольклоре. - М., 1989. . -1325. Колыбельные песни. Из фондов ОДФ. - Екатеринбург, 1997. 26. Кто на себе дом возит? Русские народные загадки. -М., 1989. 27. Ляховская Л. П. Энциклопедия православной обрядовой кухни. - С.-Пб., 1994. 28. Марко-Королевич. Болгарские сказки. - Пермь, 1994. 29. Маслова Г. С . Орнамент русской народной вышивки. - М., 1978. 30. Материалы 11 Всероссийского совещания-семинара по проблемам детского музыкально-фольклорного творчества. -М., 1991. 31. Меллена М., Муктупавелс В. Фольклор в начальной школе. Проект основной линии. Фольклор. Основы этической культуры. Балтистика. Программа белых уроков в латвийских (латышских) школах. Рукопись. 32. Мельник Ё. И. Детский фольклор Каргопольского обозерья. - М., 1991. 33. Месяцеслов церковно-народный Калинского И. П. - М., 1990. 34. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство. Отрочество. - М., 1991. 35. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Девичество. - М., 1994. 36. Русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. - М., 1987. 37. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М., 1991. 38. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища, i-Л., 1988. 39. Некрылова А. Ф., Головин В. В. Уроки воспитания сквозь призму истории. - С-Пб., 1992. 40. Новицкая М. Ю. От осени до осени. Хрестоматия. - М., 1994. 41. Новицкая М. Ю. Человек и природа в народной культуре. -М., 1994. 42. Платонов О. А. Русский труд. - М.: Современник, 1991. 43. Покровский Е. А. Детские игры. - С.-Пб.: Фирма «Ланс», 1994. 44. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: изд-во ЛГУ, 1986. 45. Путилов Б. А. Застава богатырская. Беседы о былинах Русского севера. - Л., 1990. 46. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995. 47. Рождественская елка. Сборник. - М., 1993. 48. Романовский С. Г. Родина. - М., 1990. 49. Русская старина. Былины. - Пермь, 1991. 50. Русские могучие богатыри. Сказитель Щеголенок В. П. - Петрозаводск: Карелия,1990. 51. Русские сказки Урала. Из фондов Свердловского ОДФ. - Екатеринбург: Сфера, 1997. 55.Русский народный костюм. Государствен. исторический музей. - М., 1989. 56. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. - М., Наука, 1987. 57. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1987. 58. Смолицкий В. Г. Русь избяная. - М.: Гос. Республ. центр русского фольклора, 1993. 60. Сокровища русского фольклора. Былины. Исторические песни. Баллады. -М.: Современник, 1991. 61. Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе. - М.: Молодая гвардия,1993. 62. Предания и легенды Урала. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1991. 63. Теплова Н. И. Музыкально-поэтический фольклор. Программа для 1 - 4 классов ШНК. - Екатеринбург, 1994. 64. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М.: Инфоарт, 1991. Список литературы для детей и родителей 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Бахтин В. С. От былины до считалки. - Л.: Детская литература, 1982. Великорусские сказки Пермской губернии. / Сост. Д.К. Зеленин -М., 1991. Морозов И. А., Слепцова И. С. Не робей, воробей. Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. - М., 1995. Сахаров Н. П. Сказания русского народа. Народный календарь. - М.: Советская Россия, 1990. 59. Сказки казаков-некрасовцев: Волшебная лампа. Золотой сад. Кочеток и охотник. М.: Федерация, 1993. Славянские сказки. - Новгород: Русский купец, 1991. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно. Русские народные загадки. - М.: Дет¬ская литература, 1991. Ушинский К. Д. Как рубашка в поле выросла. - М.: Малыш, 1978. Федотов Т. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. - М.: Прогресс, Гнозис, 1991. Чудо чудное. Русские народные сказки от А до Я. / Сост. В.М. Соколовский. - М.: Дом, 1993. Шергин Б.. В. Гандвик - студеное море. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1987. Шигина А. Н. Белая горница. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1985. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах. / Ред. - проф. Картавцева Н. Т. - М.: Московский гос. институт культуры, 1994. Шмелев И. С. Лето Господне. - С.-Пб.: Изд-во ОЮ-92, 1996. Юдин Г. Н. Птица Сирин и всадник на белом коне. -. М.: Детская литература.