Стрельба 2 года

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
физкультурно-спортивной направленности «Стрельба из пневматического оружия»
разработана в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с
изменениями на 30.09.2020;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
 Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
 Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ Министерства
образования и молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении
методических рекомендаций по подготовке правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области";

1

 Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году» (вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
 Устав Первоуральского муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования Центр развития детей и молодежи;
 Правила вида спорта пулевая стрельба (утв. приказом Минспорта России от
29.12.2017 N 1137) (ред. от 30.12.2021).
Направленность
общеразвивающей
образовательной
программы
физкультурно-спортивная. Стрельба из пневматического оружия является одним из
подвидов стрелкового спорта. В России стрельба из различных видов оружия стала
массовым видом спорта и имеет два значительных достоинства для здорового образа
жизни: способствует улучшению здоровья, отвлекает людей от вредных привычек,
укрепляет обороноспособность нашей Родины.
Актуальность занятий пулевой стрельбой для подростков: во-первых, отвлечь их
от бесцельных прогулок по улице, во-вторых, в условиях снижения физического и
психического здоровья детей приобщить к здоровому образу жизни, принимая участие в
становлении нравственного, морально-волевого человека.
Отличительными особенностями программы является характерные свойства
вида спорта «Пулевая стрельба», данный спорт предъявляет большие требования к
спортсмену как личности. Он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью,
достаточными волевыми качествами. В нужный момент стрелок должен уметь
сосредоточиться, отключиться от окружающей обстановки, подавлять непроизвольно
возникающие мысли, не относящиеся к выполняемой работе.
При занятии пулевой стрельбой вырабатываются такие волевые качества, как
целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание. Обязательный фактор
проявления и развития воли - преодоление препятствий. Пулевая стрельба требует
хорошей физической подготовки, развитой центральной нервной системы. Также
развиваются вестибулярный аппарат, зрительный анализатор.
Обучающиеся в процессе обучения приобретают навыки обращения с оружием,
особо это важно для мальчиков, ведь многим предстоит нести службу в рядах
Вооруженных Сил России.
Адресат общеразвивающей программы: обучающихся 5-11 классов, возраст
обучающихся 10-17 лет, с комплектацией:
1 года обучения 20 человек, две группы от 8 до 12 человек,
1 группа Возраст от 10 до 13 лет уровень сложности «Стартовый»
2 группа Возраст от 13 до 17 лет уровень сложности «Базовый»
2 года обучения 20 человек, две группы от 8 до 12 человек.
1 группа Возраст от 11 до 14 лет уровень сложности «Базовый»
2 группа Возраст от 14 до 17 лет уровень сложности «Продвинутый»
Режим занятий и объем образовательной программы:
· 1 год обучения -6 часов три раза в неделю по два часа итого 216 час.
· 2 год обучения -6 часов три раза в неделю по два часа итого 216 час.
Срок освоения программы:
2

Программа реализуется с 15 сентября по 25 мая. 36 учебных недель. 216 час. в первый год
и второй год обучения .
Уровневость общеобразовательной программы
обеспечена по принципу
дифференциации в соответствии с уровнем сложности.
Делится на три уровня сложности:
1 года обучения :
1 группа Возраст от 10 до 13 лет уровень сложности «Стартовый»
2 группа Возраст от 13 до 17 лет уровень сложности «Базовый»
2 года обучения :
1 группа Возраст от 11 до 14 лет уровень сложности «Базовый»
2 группа Возраст от 14 до 17 лет уровень сложности «Продвинутый»
Форма обучения : Индивидуально групповая.
Виды занятий : беседа , лекция, занятия теоретические и практические,
соревнования, товарищеские встречи, тестирование
Формы подведения результатов : зачет, тестирование, соревнования.
По уровню усвоения – профориентированная
По целевой установке - модифицированная
Модификация произведена в увеличении количества часов на все разделы в соответствии
с нагрузкой педагога.
В данной программе учитывается использование новых моделей пневматических
винтовок,
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: овладение обучающимися компетентностями в области стрельбы из
пневматической винтовки.
Задачи:
Обучающие:
обучить основным теоретическим и практическим знаниям в области
стрелкового спорта; - ознакомить с общими сведениями о пневматическом оружии,
используемом в стрельбе;
- обучить приемам безопасности при стрельбе из пневматической винтовки.
Развивающие:
расширить кругозор и эрудицию обучающихся в области стрелкового спорта
и военного дела;
освоить технику стрелкового оружия.
Воспитательные:
воспитание чувства гордости за достижения Российского стрелкового
спорта, воспитание дисциплины, чувства ответственности за порученное дело;
- развитие навыка группового общения, умения работать в команде;
формирование здорового образа жизни.

3

3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план 1й год обучения
Всего часов: 216
В неделю 6 часов (3 раза по 2 час.)

Количество часов
№
п/п

название раздела, темы

Техника

практика

формы
аттестации /
контроля

всего

теория

2

2

зачет

1

1

зачет

1

Вводное
занятие.
безопасности.

2

Начальные
сведения
анатомии человека

3

Физическая подготовка стрелка

36

4

Начальные сведения о стрельбе
из личного оружия

1

1

зачет

5

Общие
сведения
пневматическом оружии

2

2

зачет

6

Подготовительные упражнения
по стрельбе

30

30

анализ
работы

7

Вспомогательные упражнения

36

36

анализ
работы

8

Основные
стрельбе

36

36

анализ
работы

9

стрелковые игры

36

36

анализ
работы

10

Соревнования по стрельбе из
винтовки

36

36

итоговый
протокол

Итого учебных часов

216

упражнения

об

о

по

36

6

анализ
работы

210

4

Содержание программы
1.Вводное занятие
История и задачи развития пулевой стрельбы в России. Пневматическое оружие, его
отличительные особенности. Пулевая стрельба как один из видов спорта. Овладение
искусством точной стрельбы.
2.Начальные сведения об анатомии человека
Скелет человека. Мышцы, сухожилия, связки, суставы. Системы: нервная, сердечнососудистая, крови, внешнего дыхания, пищеварительная и выделения. Сенсорные
системы-анализаторы: зрительная, слуховая, вестибулярная, двигательная, кожная.
3.Физическая подготовка стрелка
Значение общей и специальной физической подготовки. Ежедневная зарядка. Закалка
водными процедурами. Занятия в различных спортивных секциях. Подвижные
спортивные игры. Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости,
гибкости, координации движений тела. Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из
различных положений, статистической выносливости, высокой точности, быстроты и
координации движений частей тела при стрельбе, способности выключения и фиксации
отдельных мышц и суставов, автономности и плавности различных видов нажатия на
спусковой крючок. Дыхательные упражнения для повышения мышечно-суставной
чувствительности.
4.Начальные сведения о стрельбе из пневматического оружия
Понятие о стрельбе и выстреле. Основы устройства оружия и боеприпасов. Внутренняя и
внешняя баллистика. Стабилизация полета пули в воздухе. Средняя точка попадания пуль,
ее определение. Пристрелка оружия. Прицеливание. Режим дыхания. Меры безопасности.
Правила выполнения стрельбы. Заряжание и разряжение.
5.Общие сведения о пневматическом оружии
Общие данные. Принцип работы. Устройство, назначение и работа основных частей и
механизмов оружия: ствол, прицел, ствольная коробка, поршень, боевая пружина, ложа,
спусковой механизм, блокировка спуска. Уход за оружием и пулями, их хранение.
Подготовка оружия к стрельбе, его заряжение и разряжение.
6.Подготовительные упражнения по стрельбе
Упражнение 1. Начальное и тренировочное. Изготовка к стрельбе из винтовки за столом с
опорой локтями о стол. Применение удлинителя прицельной линии.
Упражнение 2. Применение удлинителя прицельной линии.
Упражнение 3. Контроль однообразия прицеливания из винтовки с использованием упора
для стрельбы
Упражнение 4.Прицеливание из винтовки по мишени № 9
Упражнение 5. Прицеливание из винтовки по мишени № 6
Упражнение 6. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы лежа с упором из винтовки
длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки.
Упражнение 7. Самоконтроль изготовки
Упражнение 8.. Самоконтроль изготовки
Упражнение 9. Тренировка в стрельбе лежа с упором из винтовки без пуль. Координация
всех действий стрелка.
Упражнение 10. Координация всех действий стрелка.
Упражнение 11. Координация всех действий стрелка.
7. Вспомогательные упражнения
5

Упражнение 12. Стрельба лежа из винтовки по белому листу бумаги для выработки
навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Упражнение 13 Стрельба лежа из винтовки по белому листу бумаги
Упражнение 14. Стрельба лежа из винтовки по белому листу бумаги
Упражнение 15. Стрельба лежа из винтовки по квадрату 10х10 см на листе белой бумаги
Определение средней точки попадания.
Упражнение 16. Стрельба лежа из винтовки по квадрату 10х10 см на листе
Упражнение 17.. Стрельба лежа из винтовки по квадрату 10х10 см на листе
8. Основные упражнения по стрельбе
Упражнение 18. Стрельба лежа из винтовки по мишени № 9 за столом с опорой локтями
на стол. Вынос точки прицеливания.
Упражнение 19. Стрельба лежа из винтовки по мишени № 9 с упора. 10 выстрелов.
Упражнение 20. Стрельба лежа из винтовки по мишени № 8 с упора. 10 выстрелов.
Упражнение 21 Стрельба лежа из винтовки по мишени № 8 с упора.20 выстрелов.
Упражнение 22.. Стрельба лежа из винтовки по мишени № 8 без упора 30 выстрелов.
Упражнение 23. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из пистолета стоя с
упором длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки.
Упражнение 24. Самоконтроль изготовки
Упражнение 25. Тренировка в стрельбе стоя с упором из пистолета без пуль.
Координация всех действий стрелка.
Упражнение 26 Стрельба из пистолета стоя с упором по мишени № 9 20 выстрелов.
9. Стрелковые игры
1. «Дуэльная» стрельба по круглой мишени на скорость при заданном качестве.
2. «Дуэльная» стрельба по круглой мишени на лучшее качество без ограничения времени.
3. «График» Для тренировки выносливости к длительным напряжениям, развитие умения
мобилизации на выполнение каждого выстрела.
4. «Турнир» . Для укрепления навыков техники стрельбы, развития решительности и
настойчивости, умения полной мобилизации своих сил для точной стрельбы.
5. «Выбывание» - Для укрепления навыков техники стрельбы, развития решительности и
настойчивости, умения полной мобилизации своих сил для точной стрельбы.
6. «Биатлон» с бегом. Для развития скоростных навыков точной стрельбы после
интенсивного бега.
7. «Триатлон» с бегом и метанием спортивных гранат обеими руками поочередности.
10. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки и пневматического
пистолета
Проводится между членами кружка, на первенство города, округа.

6

Учебный (тематический) план 2-й год обучения
Всего часов: 216
В неделю 6 часов (3 раза по 2 час.)
№
п/п

Количество часов
название раздела, темы
всего

теория практика

формы
аттестации /
контроля

1

Углубление знаний анатомии
человека

2

2

Физическая
стрелка

36

3

Психологическая подготовка
стрелка

6

6

зачет

4

Углубленное
изучение
пневматического оружия

2

2

зачет

5

Общие
сведения
о
пневматическом
оружии
повышенного качества

2

2

зачет

6

Вспомогательные
упражнения по стрельбе

24

24

анализ
работы

7

Основные
стрельбе

96

96

анализ
работы

8

Стрелковые игры

36

36

анализ
работы

9

Соревнования по стрельбе из
винтовки

12

12

итоговый
протокол

Итого учебных часов

216

подготовка

упражнения

по

зачет

2

36

12

анализ
работы

204

7

Содержание программы
1.Углубление знаний анатомии человека.
Строение тканей: мышечной, нервной, костной и др. Опорные и двигательные функции
скелета и мышц. Наружный покров. Органы: дыхания, кровообращения, равновесия и др.
Газообмен. Обмен веществ, пищеварение. Вторая сигнальная система. Сенсорные и
моторные сигналы.
2.Физическая подготовка.
Значение общей и специальной физической подготовки. Ежедневная зарядка. Закалка
водными процедурами. Занятия в различных спортивных секциях. Подвижные
спортивные игры. Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости,
гибкости, координации движений тела. Развитие устойчивости позы тела при стрельбе из
различных положений, статистической выносливости, высокой точности, быстроты и
координации движений частей тела при стрельбе, способности выключения и фиксации
отдельных мышц и суставов, автономности и плавности различных видов нажатия на
спусковой крючок. Дыхательные упражнения для повышения мышечно-суставной
чувствительности.
3.Психологическая подготовка.
Преодоление своих отрицательных эмоций. Отключение от внешних и внутренних
раздражителей. Создание эмоционального подъема перед стрельбой. Сосредоточение
внимания на своих действиях для обеспечения точных выстрелов. Мобилизация своих сил
для лучшего выполнения упражнения по стрельбе. Уверенность в точных выстрелах.
Надежность стрельбы в любых экстремальных условиях. Самостоятельность действий при
выстреле, анализе своих ошибок и их устранении.
4.Углубленное изучение пневматического оружия
Надежность запирания канала ствола, блокировка спускового механизма. Регулировка
прицела. Пристрелка. Техническая эксплуатация оружия. Меры безопасности. Возможные
отказы и их устранения. Правила проведения соревнований.
5.Общие сведения о пневматическом оружии повышенного качества
Технические данные. Конструктивные отличия. Назначение и устройство основных
частей оружия. Заряжание и разряжение. Особенности эксплуатации.
6.Вспомогательные упражнения по стрельбе
Упражнение 1.Прицеливание из винтовки по мишени № 9
Упражнение 2. Прицеливание из винтовки по мишени № 6
Упражнение 3. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы лежа с упором из винтовки
длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки.
Упражнение 4. Самоконтроль изготовки
Упражнение 5.. Самоконтроль изготовки
Упражнение 6. Тренировка в стрельбе лежа с упором из винтовки без пуль. Координация
всех действий стрелка.
Упражнение 7. Координация всех действий стрелка.
Упражнение 8. Координация всех действий стрелка.
7.Основные упражнения по стрельбе
Упражнение 9. Стрельба лежа из винтовки по мишени № 9 за столом с опорой локтями
на стол. Вынос точки прицеливания.
Упражнение 10. Стрельба лежа из винтовки по мишени № 9 с упора. 10 выстрелов.
Упражнение 11. Стрельба лежа из винтовки по мишени № 8 с упора. 10 выстрелов.
8

Упражнение 12 Стрельба лежа из винтовки по мишени № 8 с упора.20 выстрелов.
Упражнение 13. Стрельба лежа из винтовки по мишени № 8 без упора 30 выстрелов.
Упражнение 14. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из пистолета стоя с
упором длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки.
Упражнение 15. Самоконтроль изготовки
Упражнение 16. Тренировка в стрельбе стоя с упором из пистолета без пуль.
Координация всех действий стрелка.
Упражнение 17 Стрельба из пистолета стоя с упором по мишени № 9 20 выстрелов.
постепенное увеличение количества выстрелов.
Упражнение 18. Стрельба из винтовки по мишени № 8 лежа с упором 20 выстрелов
Упражнение 19. Стрельба из винтовки по мишени № 8 лежа без упора 30 выстрелов
Упражнение 20. Стрельба из винтовки по мишени № 8 стоя 40 выстрелов
Упражнение 21. Скоростная стрельба из винтовки по дуэльной мишени сидя
Упражнение 22. Скоростная стрельба из винтовки по дуэльной мишени стоя
Упражнение 23. Тренировка без стрельбы с винтовкой с переменным центром тяжести,
стоя без опоры
Упражнение 24. Стрельба из винтовки с переменным центром тяжести, стоя без опоры.
Упражнение 25. Тренировка в стрельбе стоя из пистолета без пуль. Координация всех
действий стрелка.
Упражнение 26. Стрельба из пистолета стоя по мишени № 9 40 выстрелов
8.Стрелковые игры
1. «Дуэльная» стрельба по круглой мишени на скорость при заданном качестве.
2. «Дуэльная» стрельба по круглой мишени на лучшее качество без ограничения времени.
3. «График» Для тренировки выносливости к длительным напряжениям, развитие умения
мобилизации на выполнение каждого выстрела.
4. «Турнир» . Для укрепления навыков техники стрельбы, развития решительности и
настойчивости, умения полной мобилизации своих сил для точной стрельбы.
5. «Выбывание» - Для укрепления навыков техники стрельбы, развития решительности и
настойчивости, умения полной мобилизации своих сил для точной стрельбы.
6. «Биатлон» с бегом. Для развития скоростных навыков точной стрельбы после
интенсивного бега.
7. «Триатлон» с бегом и метанием спортивных гранат обеими руками поочередности.
9.Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки и пневматического
пистолета.
Проводится между членами кружка, на первенство города и округа.

9

4. Планируемые результаты:
Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации
программы можно считать:
становление личности обучающегося как гражданина России, готового встать на защиту
Родины;
воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и
молодёжи, преемственность;
создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с
большим творческим потенциалом;
привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам
гражданского
и
патриотического
воспитания,
способствующих
сохранению
преемственности поколений.
Планируемые результаты, критерии и механизм оценивания результатов.
1-й год обучения
Обучающийся должен знать:
• историю, виды и типы российского стрелкового и спортивного оружия;
• правила безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами
во время стрельбы;
• основные правила стрельбы;
• материальную часть пневматического оружия;
Обучающийся должен уметь:
• ремонтировать, обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение
пневматическую винтовку;
• стрелять по мишеням из различных положений, корректировать стрельбу;
• анализировать результаты своей стрельбы;
• участвовать в соревнованиях по стрельбе.
2-й год обучения. Обучающийся должен знать:
· о развитии стрелкового спорта в России;
· разрядные нормы по стрельбе из пневматического оружия;
· технику безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе;
правила поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и их
выполнение;
Обучающийся должен уметь:
· кучно и метко стрелять по мишеням из пневматической винтовки;
· вносить поправки при стрельбе;
· осуществлять корректировку при стрельбе; участвовать в соревнованиях по
стрельбе на уровне района и округа
5. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы.
-Материально техническое обеспечение:
Пневматический тир : расстояние от стрелкового места до мишени 10 метров
Мест для стрельбы из пневматической винтовки 5, мест для стрельбы из пневматического
пистолета 2, мест для дуэльной стрельбы 2.
Механические мишенные установки 7 шт. дуэльные мишенные установки 2 шт., Пять
спортивных винтовок МР-573, три спортивных пистолета МР- 672 мишени бумажные № 8
– 60000 шт., мишени бумажные № 9 -8000 шт, пуля свинцовая калибр 4,5 мм. 100000 шт.
- Информационное обеспечение: сеть интернет.
- Кадровое обеспечение : педагог дополнительного образования по направлению
деятельности.
10

- Методические рекомендации по реализации программы
При реализации Программы используются учебные пособия (плакаты по тематике
программы, справочная литература). Для выполнения практической части Программы
используются пневматические винтовки, стандартные мишени, комплекс тира.
Практические занятия по стрельбе проводятся в стрелковом тире ПМАОУ ДО ЦРДМ,
оборудованном в соответствии с требованиями Руководящих документов со строгим
выполнением правил ТБ.
Занятия по курсу предусматривают первоначальное ознакомление с теоретической
частью, проведение инструктажа по технике безопасности при обращении с оружием,
выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки с их последующим
усложнением. Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.
При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у обучающихся
практических навыков по безопасному обращению с оружием и умению его эффективно
использовать с целью формирования кандидатов для участия в соревнованиях по стрельбе
окружного, городского уровней.
6. Формы аттестации/контроля мониторинг и оценочные материалы
Формы аттестации
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной
общеразвивающей программе применяется:
Виды контроля

Наименование и
время
проведения
контроля

Цель проведения Формы контроля

1

Входной контроль

в начале курса
обучения

Определение
уровня развития
детей

2

Текущий контроль

в течение всего
учебного года

Оценка качества Педагогическое
освоения какого- наблюдение
либо раздела
учебного
материала

3

Промежуточный
контроль

по окончании
отчетного
периода

Определение
степени
усвоения
обучающимися
учебного
материала,
Определение
результатов
обучения.

Выполнение
нормативов;
соревнование;
опрос

4

Итоговый контроль

в конце
учебного
года/курса
обучения

Оценка
изменения
уровня развития
детей.
Определение

Выполнение
нормативов;
опрос;
соревнование;
итоговое занятие.

Анкетирование,
результат
стрельбы

11

результатов
обучения.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при
проведении текущего контроля являются:
-журнал посещаемости спортивной секции
-диагностика личностного роста и продвижения;
- наблюдение за деятельностью обучающихся;
-грамоты и дипломы обучающихся;
-отзывы родителей о работе спортивной секции.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при
проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы по итогам выполнения нормативов обучающихся на уровне учреждения;
-приказы органов управления образования об итогах соревнований и конкурсов
обучающихся муниципального и регионального уровней.
- соревнования на городском уровне;
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы
являются:
- участие в соревнованиях на уровне учреждения и муниципалитета.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки результативности.
Отследить уровень усвоения обучающимися содержания программы можно по
следующим показателям:
умение выполнить работу по образцу;
умение анализировать;
стабильность практических достижений обучающихся.
Показателями устойчивости интереса к деятельности, коллективу являются: текущая и
перспективная сохранность контингента;
наполняемость,
положительные мотивы посещения занятий;
осознание социальной значимости и нужности деятельности для себя.
Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между
педагогом и обучающимися, между членами коллектива, в том или ином состоянии
микроклимата в группе, в культуре поведения обучающихся.
Критериями оценки результативности обучения являются:
выполнение нормативов по стрельбе из пневматической винтовки;
проверка усвоения теоретических знаний по темам,
уровень развития памяти, а также результаты участия воспитанников в соревнованиях.
Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трем
позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.

12

Зачет - для контроля усвоенного материала таких как: техника безопасности, сведения об
анатомии человека, сведения о стрельбе из личного оружия, сведения о пневматическом
оружии.
Анализ работы - для контроля усвоенного материала таких как Физическая подготовка
стрелка Подготовительные упражнения по стрельбе Вспомогательные упражнения
Основные упражнения по стрельбе стрелковые игры
Итоговая аттестация - проводится по завершению учебного года при проведении
соревнования по стрельбе из винтовки
7. Список литературы для педагога
1.
Бозержан
Ж.
Справочник
по
спортивной
стрельбе:
учебник
/ Ж. Бозержан. – Ростов н/Д. Феникс, 2006. – 192 с.
2.
Вайнштейн Л. М.. Психология в пулевой стрельбе / Л. М. Вайнштейн. - М. : Изд-во
ДОСААФ, 1981. - 142 с. : ил.; 20 см.
3.
Дворкин А.Д. «Стрельба из пневматических винтовок»./ Дворкин А.Д. – М. Издво ДОСААФ СССР 1986 – 70 с
4.
Немов Р. С. Психология. – М. Владос, 2001 – 686 с.
5.
Сабирова И.А. Исследование взаимосвязи психофизиологических состояний
спортсмена
и
технического
результата
в
стрельбе
из пневматического пистолета / И.А. Сабирова, М.М. Кубланов // Культура физическая и
здоровье: научн. - метод. жур. – 2009. – №1. – С. 23-28.
6.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.
Холодов, В.С. Кузнецов. – М. Академия, 2010. – 480 с.
7.
Хрущев С. В. , Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. – М. Физкультура и
спорт, 1982 – 330 с.
8.
Филиппов А.Л. Методика, организация и проведение учебно- тренировочных
занятий по специальной физической подготовке отделения пулевой стрельбы детскоюношеских
спортивных
школ:
(продолж.)
/ А.Л. Филиппов // Детский тренер. – 2012. – № 4. – С. 48-62.
9.
Шилин
Ю.Н.
Спортивная
пулевая
стрельба:
учебное
пособие
/ Ю.Н. Шилин, А.А. Насонова. – М.: ТВТ Дивизион, 2019. – 316 с.
10.
Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. – Издание 3-е, переработанное и
дополненное
/
А.А.
Юрьев.
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://dima23390.narod.ru/pss/index.htm#r05 (дата обращения: 28.01.2022).
11.
Правила вида спорта пулевая стрельба (утв. приказом Минспорта России от
29.12.2017 N 1137) (ред. от 30.12.2021)
12.
Интернет ресурсы:
13.
Сайт «Стрелковый союз России» http://shooting-russia.ru/about-shooting/winners/
(дата обращения: 28.12.2021)
14.
Сайт «Спорт и фитнес» https://sportyfi.ru/strelkoviy-sport/pnevm-vintovka/ (дата
обращения: 28.12.2021).
Список литературы для детей и родителей
1.
Бозержан
Ж.
Справочник
по
спортивной
стрельбе:
учебник
/ Ж. Бозержан. – Ростов н/Д. Феникс, 2006. – 192 с.
2.
Вайнштейн Л. М.. Психология в пулевой стрельбе / Л. М. Вайнштейн. - М. : Изд-во
ДОСААФ, 1981. - 142 с. : ил.; 20 см.
13

3.
Дворкин А.Д. «Стрельба из пневматических винтовок»./ Дворкин А.Д. – М. Издво ДОСААФ СССР 1986 – 70 с
4.
Немов Р. С. Психология. – М. Владос, 2001 – 686 с.
5.
Сабирова И.А. Исследование взаимосвязи психофизиологических состояний
спортсмена
и
технического
результата
в
стрельбе
из пневматического пистолета / И.А. Сабирова, М.М. Кубланов // Культура физическая и
здоровье: научн. - метод. жур. – 2009. – №1. – С. 23-28.
6.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.
Холодов, В.С. Кузнецов. – М. Академия, 2010. – 480 с.
7.
Хрущев С. В. , Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. – М. Физкультура
и спорт, 1982 – 330 с.
8.
Филиппов А.Л. Методика, организация и проведение учебно- тренировочных
занятий по специальной физической подготовке отделения пулевой стрельбы детскоюношеских
спортивных
школ:
(продолж.)
/ А.Л. Филиппов // Детский тренер. – 2012. – № 4. – С. 48-62.
9.
Шилин
Ю.Н.
Спортивная
пулевая
стрельба:
учебное
пособие
/ Ю.Н. Шилин, А.А. Насонова. – М.: ТВТ Дивизион, 2019. – 316 с.
10.
Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. – Издание 3-е, переработанное и
дополненное
/
А.А.
Юрьев.
[Электронный
ресурс].
–
URL:
http://dima23390.narod.ru/pss/index.htm#r05 (дата обращения: 28.01.2022).
11.
Правила вида спорта пулевая стрельба (утв. приказом Минспорта России от
29.12.2017 N 1137) (ред. от 30.12.2021)
Интернет ресурсы:
12.
Сайт «Стрелковый союз России» http://shooting-russia.ru/about-shooting/winners/
(дата обращения: 28.12.2021)
13.
Сайт «Спорт и фитнес» https://sportyfi.ru/strelkoviy-sport/pnevm-vintovka/ (дата
обращения: 28.12.2021).

14

Приложение 1
Внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий:
1.Рекомендуется использовать различные виды учебной деятельности на занятиях в
зависимости от специфики преподаваемой образовательной программы (чередовать
различные виды упражнений, соблюдая возрастные нормы допустимой нагрузки и пр.)
2.Смена различных видов должна проводиться через равные интервалы времени на
усмотрение педагога, интервалы должны быть небольшие, до того, как у ребенка появятся
признаки переутомления.
3. Рекомендуется использовать оздоровительные моменты на занятиях, при этом
упражнения должны меняться. Рационально проводить 3 различные упражнения на 20-й и
35-й минуте занятия (в период снижения работоспособности).
Оздоровительные моменты на занятиях:
1. подвижные игры
2. минутки релаксации
3. дыхательная гимнастика
4. гимнастика для глаз
5. массаж активных точек
6. речевая гимнастика
4. С целью создания у детей положительной эмоциональной настроенности необходимо
проводить на занятиях эмоциональные разрядки (поговорки, веселые четверостишия,
можно рассказать детям хороший анекдот, подходящий для их возраста и др.).
Гимнастика для глаз
(по методике Э. С. Аветисова)
Одним из факторов ухудшения зрения школьников, является большая нагрузка на
глаза во время занятий. Однако, глазную мышцу, как и любую другую, можно
тренировать и укреплять.
Комплекс состоит из трех групп упражнений. Группы не обязательно выполнять все
одновременно. Можно выполнять первую группу в начале занятия, вторую группу - в
середине, третью группу – в конце занятия.
Упражнения нужно выполнять регулярно.
Группа 1
(для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд;
повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите
то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей
руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки
слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд;
повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей
надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление
мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа 2
(для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя
положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
15

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно,
после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и
обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом
направлении; повторите 4-6 раз.
Группа 3
(для улучшения способности глаза четко видеть)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите
взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 2530 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки,
вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока
палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец
вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а
правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой
рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика
Неправильное дыхание – это впалые груди и вогнутые плечи, возрастающее число
болезней дыхательных путей, головного мозга, желудочно-кишечного тракта, гипоксия,
особенно все это касается школьников. Дыхательная гимнастика позволяет организму
восполнить недостаток кислорода в клетках организма и тем самым улучшить состояние
здоровья и даже избавиться от болезней органов дыхания.
Вашему вниманию, уважаемые педагоги, предложены несложные упражнения, которые
широко используют йоги. Упражнения простые, но очень эффективные.
Упражнение 1
(возбуждает нервную систему,
придает бодрость, снимает усталость)
1)Стать
прямо.
2)Вдохнуть
полное
дыхание
и
задержать
его.
3) Протянуть руки вперед, ослабив, насколько возможно, их мускулы и оставляя в них
только такое количество нервной силы, чтобы держать их в вытянутом положении.
4) Медленно отвести руки к плечам, постепенно сжимая мускулы и вкладывая в них силу
таким образом, чтобы, когда руки будут совсем раздвинуты, кулаки были бы крепко
сжаты
и
в
мышцах
рук
чувствовалась
бы
дрожь.
5) Затем, по-прежнему держа мускулы напряженными, медленно раскрыть сжатые кулаки,
и затем быстро сжать их. Повторить это движение несколько раз.
6)
Сильно
выдохнуть
воздух
через
рот.
7) Проделать очистительное дыхание.
Упражнение 2.
Очистительное дыхание
(успокаивает нервную систему, снимает усталость органов дыхания)
1. Вдохнуть полное дыхание.
2. Удержать дыхание на несколько секунд.
3. Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой
выдохнуть немного воздуха. Затем, на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый
16

воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет весь
выдохнуть. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.
Массаж активных точек
комплекс простейших упражнений, выполняя которые массажируем активные точки
нашего организма. Массаж этих точек улучшает кровоснабжение головного мозга,
усиливает отток лимфы, регулируя тем самым кровяное давление, способствует
улучшению зрения и слуха. Кроме того, активные движения стимулируют
кровообращение в кончиках пальцев, а поскольку нервные окончания пальцев
непосредственно связаны с мозгом, их работа способствует успокоению и расслаблению.
Нет необходимости сильно надавливать на точки. На каждую точку следует надавливать
вторым или третьим пальцем 8-10 раз.
1. Разогреваем ладошки: трем их друг об дружку, сжимаем-разжимаем кулачки в быстром
темпе, трясем кистями рук.
2. Начинаем с лица: массажируем точку в середине лба.
3. Пальцами проводим линии бровей, слегка надавливая от переносицы к вискам.
4.Легкими движениями указательных пальцев проводим по крыльям носа сверху вниз.
5. Массажируем точки на крыльях носа.
6. Массажируем точки на висках.
7. Растираем мочки ушей.
8. Гладим легкими движениями пальцев за ушами.
9. Гладим пальцами обеих рук легкими движениями шею сверху вниз.

17

Приложение 2
ИНСТРУКЦИЯ
По пулевой стрельбе из пневматического оружия
1. Меры безопасности и правила выполнения стрельбы из пневматического оружия
Линия мишеней оборудуется только на глухой стене помещения, где нет дверей. На
входной двери тира обязательно надо сделать прочный внутренний запор.
Недопустимо пренебрежительное, легкомысленное обращение с пневматическим
оружием. Это может привести к трагическим последствиям. Пули выбрасываются из
ствола винтовок повышенного качества со скоростью до 170 м/с и летят на расстояние до
150 м. Поэтому необходимо строго соблюдать все меры безопасности, как и при стрельбе
из огнестрельного оружия. Перед каждой стрельбой надо обязательно проводить
наружный осмотр оружия и подтягивать крепежные винты.
Для проверки отсутствия пули в канале ствола необходимо открыть ствол и повернуть его
вниз на угол около 30 , преодолев упругость боевой пружины, но не ставить
боевой взвод поршня на шептало. Затем, удерживая ствол в повернутом на 30 положении,
посмотреть на свет в канал ствола и убедиться, что пули нет. Медленно опустить ствол и
положить оружие на стол или поставить в пирамиду.
Меры безопасности при стрельбе в тире
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1.Брать и заряжать оружие без команды руководителя стрельбы.
2. Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие на людей, в стороны и в тыл.
3. Трогать спусковой крючок во время заряжения до прицеливания и после стрельбы.
4. Оставлять заряженное оружие без присмотра.
5. Выносить заряженное оружие с огневого рубежа.
6. Хранить оружие в заряженном состоянии.
7. Шуметь и отвлекаться от стрельбы.
8. Находиться на огневом рубеже посторонним.
9. Трогать чужое оружие.
СТРЕЛОК ОБЯЗАН:
1. Выполнять все команды руководителя стрельбы.
2. Держать даже незаряженное оружие только стволом в направлении стрельбы, а при
переходах – стволом вверх, удерживая его около мушки.
3. Стрелять только после команды «СТАРТ» и до команды «СТОП».
4. О неисправности оружия докладывать руководителю стрельбы.
5. Прекратить стрельбу при появлении в огневой зоне человека.
6. После стрельбы убедиться, что оружие разряжено.
7. Бережно относиться к оружию.

18

Приложение 3
Правила выполнения стрельбы в пневматическом тире
Действия
и
команды
руководителя
стрельбы и дежурных по тиру
Действия стрелков стреляющей смены
1. Руководитель стрельбы проверяет
подготовку
тира.
Командует:
«ОЧНРЕДНАЯ
СМЕНА,
ЗАХОДИ». Стрелки очередной смены заходят в тир и
Дежурный у входа впускает очередную становятся напротив указанного оружия на
смену.
линии предварительного старта.
2. Объясняет упражнение и напоминает Подходят на огневой рубеж. Проверяют
меры безопасности. Командует: «НА целость контровки прицела краской или
ОГНЕВОЙ РУБЕЖ ШАГОМ МАРШ!»
лейкопластырем.
3.
Командует
«РАЗДАТЬ
ПУЛИ».
Раздатчик пуль выдает пули согласно Проверяют количество пуль и качество
упражнению
пуль, дефектные заменяют
4.
Командует
«ПРИГОТОВИТЬСЯ».
Проверяет готовность к стрельбе и Изготавливаются к стрельбе согласно
помогает устранить ошибки изготовки
упражнению и устраняют ошибки
Отстреливаются полученными пулями.
Открывают ствол на 30 (но не ставят боевой
взвод на шептало!), проверяют на свет
5. Командует «ЗАРЯЖАЙ». «СТАРТ». Все отсутствие пули в канале ствола, осторожно
время следит за правильностью стрельбы и кладут оружие в направлении стрельбы.
соблюдением мер безопасности при При отказе оружия – докладывают
стрельбе. Устраняет ошибки стрелков
руководителю стрельбы
6. Командует «СТОП» - при необходимости Прекращают стрельбу и, если будет
прервать
стрельбу,
«РАЗРЯДИТЬ команда, разряжают оружие и ждут
ОРУЖИЕ» - если надо окончит стрельбу
последующих команд
7. После окончания стрельбы всей смены и
проверки открытия стволов всего оружия
командует: «К МИШЕНЯМ ШАГОМ Подходят к своей мишени, не трогая ее,
МАРШ!»
находят свои пробоины
При подходе руководителя стрельбы
8. Проверяет мишени, объясняет результат докладывают: «СТРЕЛОК… (фамилия)».
стрельбы
Выясняют ошибки
9. Командует: «КРУГОМ, ИЗ ТИРА
ШАГОМ МАРШ!».
Поворачиваются и выходят из тира
Обучающимся необходимо помнить, что пули свинцовые, и поэтому нельзя после
стрельбы, трогать руками лицо, протирать глаза, а также дотрагиваться до одежды
и мебели, так как свинец вреден и оставляет следы. После
стрельбы надо тщательно вымыть руки.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».