Кружок Авиамоделирования

СОДЕРЖАНИЕ

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Пояснительная записка ………………………….......
Учебный план .……………………............................
Содержание учебного плана …….............................
Методические рекомендации ……………………….
Условия реализации программы …………………....
Список литературы …………………………………..

2
6
8
11
13
14

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической
направленности Кружок «Авиамоделирование» составлена на основе многолетнего опыта
занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических особенностей
подрастающего поколения, имеющейся материальной базы, оборудования, имеющейся
мастерской, а так же с учетом нормативно-правовых документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ Министерства
образования и молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении методических
рекомендаций
по
подготовке
правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
2


Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей свердловской
области в 2021 году»;

Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ.
Новизна программы заключается в том, что объединяет в себе обучение построению
различных моделей самолётов по индивидуальному выбору обучающимся направленности на
занятиях авиамоделирования и подготовку спортсменов-авиамоделистов.
Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но дети
становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии.
Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы интересовал детей
едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность практически
познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели
понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько
познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками
модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию.
Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель
самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом.
Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его
аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны
определённые навыки и знания.
В кружке авиамоделирования увлеченно строят модели обучающиеся разного возраста.
Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением картона и пенопласта без
мотора и с резиномотором, до более сложных – схематических радиоуправляемых моделей.
Занимаясь авиамоделированием, обучающиеся приобретают знания по математике,
физике, черчению, географии, метеорологии, учатся работать различными инструментами,
что обязательно пригодиться в жизни. Из рядов юных авиамоделистов вышло много
талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди,
чьими именами гордится вся Россия и Кубань – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики
Громов, Покрышкин, Хрюкин.
Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то это путь в профессию.
Цель программы: создание условий для индивидуального развития творческого
потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием.
Задачи:
Образовательные:
- развитие технического мышления;
- формирование знаний в области аэродинамики;
- обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии,
технических понятий и сведений;
- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке
различных материалов;
- формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления
авиамоделей;
- мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества
делу.

3

Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;
- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
- воспитание патриотизма.
Адресат программы. Возраст обучающихся в объединении предлагается от 9 до 14
лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
Характерная особенность детей этого возрастного периода - ярко выраженная
эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее.
Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события,
лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё
яркое, вызывающее эмоциональный отклик. Поэтому в работе используются такие формы и
виды организации образовательного процесса как рассказ, пояснения с примерами наглядного
материала, встречи с интересными людьми, беседы, просмотр видеосюжетов, учебнотренировочные запуски готовых моделей на открытой местности, соревнования различных
уровней среди школьников.
Разработанная программа носит личностно - ориентированный характер и составлена
так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы,
наиболее интересный и приемлемый для него.
Занятия по программе проходят в
индивидуальном режиме с учетом возрастных особенностей обучающихся, их уровня знаний
и умений, что предусматривает возможность донабора детей в группу в течение учебного
года. Количество детей в группе до 15 человек.
Уровневость общеразвивающей программы Кружок «Авиамоделирование» стартовый, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации обучения, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Объем и срок реализации программы – 324 академических часов, 1 год.
Режим занятий:
- продолжительность одного академического часа – 45 минут;
- перерыв между учебными занятиями – 10 минут;
- общее количество часов в неделю – 9 часов;
- занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.
Форма обучения – очная, индивидуально-групповая, с возможностью использования
дистанционных технологий электронного обучения.
Особенности организации образовательного процесса – занятия по программе
проводятся с объединениями детей в группы как одного возраста, так и разного возраста с
постоянным составом. Обучающиеся набираются по желанию.
Количество обучающихся в объединении: от 10 до 15 человек.
Первое полугодие обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков,
необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На
занятиях обучающиеся знакомятся с первоначальными сведениями по теории полёта, истории
авиации, приобретают трудовые умения.
На втором полугодии обучения работа расширяет знания по авиационной и модельной
технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.
Обучающиеся изготавливают свободнолетающие модели планеров и самолетов, учатся
правильно настроить их траекторию полета. Принимают участие в различного уровня
соревнованиях.
4

Формы проведения занятий: в объединении – теоретические и практические занятия,
соревнования. Обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют
соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими, соревнуются
между собой.
Теоретические занятия:
- лекции;
- беседы;
- обсуждения.
Практические занятия:
- изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений;
- подбор инструментов и оборудования;
- заготовка и первоначальная обработка материалов;
- изготовление моделей по индивидуальным планам;
- отделка моделей;
- регулировка и пробные запуски;
- устранение выявленных недостатков;
- соревнования по изготовленным моделям.
Ожидаемые результаты:
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для
изготовления моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются как
одновременно всем членам группы, так и индивидуально.
В дальнейшем основным методом становится научно-познавательный метод. При
проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической,
справочной литературой, пособиями.
По окончании курса обучающиеся должны знать: правила техники безопасности,
требования к организации рабочего места, чертежные инструменты и приспособления,
условные обозначения на чертежах, геометрические фигуры, свойства различных материалов
и способы их обработки.
Обучающиеся должны уметь: правильно обращаться с чертежными инструментами и
приспособлениями, увеличивать и уменьшать чертеж, делить окружность на разные части,
выполнять различные разметки, вносить изменения в конструкцию моделей, работать с
шаблонами, выкройками, выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по
чертежу), грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и
сведения.
Методы обучения:
Словесный метод – используется при формировании теоретических и практических
знаний (рассказ, объяснение, обсуждение);
Наглядный метод - используется при усвоение учебного материала с применением
наглядных пособий и демонстрации (метод иллюстраций);
Практический метод – используется при приобретении новых знаний посредством
самостоятельной работы (экспериментирование, программирование, использование
роботизированных устройств).

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1

всего

теория

практика

Вводное занятие. Ознакомление с планом
работы, правилами внутреннего распорядка.
Инструктаж по технике безопасности
История авиамодельного спорта
Материалы и инструменты, применяемые в
авиамоделировании
Воздушные змеи

2

2

-

Формы
контроля
Беседа, опрос

2
2

2
2

-

Беседа, опрос
Беседа, опрос

9

2

7

Воздух и его основные свойства
Метательные летающие модели из
пенопласта, контурные
Изготовление деталей моделей по шаблонам
Сборка моделей, настройка центра тяжести,
исправление ошибок
Масштабные метательные летающие
модели из пенопласта, контурные: Су-26,
Миг-29, Ла-7
Изготовление деталей моделей по шаблонам
Сборка моделей

2

1

1

Наблюдение,
выставка работ
Беседа, опрос

9
12

2
2

7
10

Наблюдение
Наблюдение,
выставка работ

12
18

2
2

10
16

Наблюдение
Наблюдение,
выставка работ

8.1
8.2
8.3

Масштабные метательные летающие
модели из пенопласта, объемные: Миг-21,
Ту-154, Пе-2
Чертеж, изготовление шаблонов
Изготовление деталей моделей по шаблонам
Сборка моделей

9
12
20

2
2
2

7
10
18

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
выставка работ

9
9.1
9.2
9.3

Планер из пенопласта «Полёт-50»
Чертеж, изготовление шаблонов
Изготовление деталей модели по шаблонам
Сборка модели

3
6
9

1
1
1

2
5
8

10

18

2

16

6

-

6

12.1
12.2

Вертолёт «Бабочка», взлетающий
вертикально
Внутрикружковые соревнования по
моделям
Свободнолетающая схематическая модель
планера (V-образное крыло)
Чертеж
Изготовление модели

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
выставка работ
Наблюдение,
выставка работ
Выставка
выступления.

6
30

2
3

4
27

12.3

Обтяжка модели, покраска и оформление

6

2

4

2
3
4
5
6
6.1
6.2
7

7.1
7.2
8

11
12

Тема

Количество часов

Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
выставка работ
6

13.1
13.2

Свободнолетающая схематическая модель
планера «Спорт»
Чертеж
Изготовление модели

6
30

2
3

4
27

13.3

Обтяжка модели, покраска и оформление

6

2

4

14
14.1
14.2

Радиоуправляемая схематическая модель
планера с электродвигателем
Чертеж
Изготовление модели

6
33

1
2

5
31

14.3

Обтяжка модели, покраска и оформление

6

2

4

14.4

Изготовление и установка тяг. Установка
электродвигателя, аппаратуры
радиоуправления. Настройка

6

1

5

15

Тренировочные полеты

27

-

27

16
17

Итоговое занятие
Участие в соревнованиях, выставках,
конкурсах (клубные, городские, областные)

2

2

-

13

Итого:

9

-

9

324

50

274

Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
выставка работ

Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
выставка работ
Наблюдение,
выставка работ,
показательный
полет
Наблюдение,
опрос
Выставка
работ,
контрольные
полеты

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
(324 часа)
1. Вводное занятие. Знакомство с обучающимися, их интересами и увлечением. Краткий
обзор истории авиации. Значение авиационной техники в нашей жизни. План и порядок
работы кружка, расписание занятий. Основы техники безопасности, правила поведения в
помещении и на открытой местности, ознакомление с планом основных путей эвакуации из
здания ЦРДМ, при срабатывании системы оповещения при пожаре.
2. История авиамодельного спорта. Понятие об авиамоделях, области их применения.
Спортивные классы авиамоделей, их особенности и основные различия. Показ и демонстрация
готовых моделей. Спортивные и личностные достижения авиамоделистов, обучавшихся в
кружке.
3. Материалы и инструменты.
Теоретическое занятие. Виды материалов, инструменты и приспособления, применяемые
для работы, их назначение. Безопасные приемы работы. Приёмы обработки материалов
соответствующими инструментами. Выполнение требований техники безопасности.
4. Воздушные змеи.
Теоретическое занятие. Принципы полёта воздушных змеев. Многообразие форм и
конструкторских решений. Дополнительные устройства.
Практическая работа. Изготовление плоского воздушного змея, тренировочные запуски.
5. Воздух и его основные свойства.
Теоретическое занятие. Атмосфера. Состав и строение атмосферы. Воздух и его основные
свойства. Сопротивление воздуха. Подъёмная сила. Крыло и его характеристики. Основные
части конструкционные части летательного аппарата. Условия, обеспечивающие полёт.
Практическая работа. Простейшие опыты с тонким листом картона либо пенопласта, быстро
передвигая его под разными углами.
6. Метательные летающие модели из пенопласта, контурные.
Теоретическое занятие. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам.
Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата,
прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части при помощи линейки и резания.
Соединение (сборка) плоских деталей между собой: при помощи клея, при помощи
щелевидных соединений «в замок». Технология изготовления контурных деталей из
пенопласта и последовательность сборки моделей.
Практическая работа. Последовательное изготовление деталей 2-х моделей из пенопласта,
полная сборка моделей. Настройка центра тяжести, исправление ошибок при сборке. Запуск
моделей.
7. Масштабные метательные летающие модели из пенопласта, контурные: Су-26,
Миг-29, Ла-7.
Теоретическое занятие. Масштаб. Области применения масштаба в нашей жизни.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление
отдельных деталей по шаблонам и линейке. Технология изготовления контурных деталей из
пенопласта и последовательность сборки моделей.
Практическая работа. Последовательное изготовление деталей 3-х моделей из пенопласта,
полная сборка моделей. Прорисовка на модели основных частей самолета (кабина пилота,
рули высоты и направления, элероны), нанесение опознавательных знаков. Настройка центра
тяжести, исправление ошибок при сборке. Запуск моделей, настройка траектории полета.

8

8. Масштабные метательные летающие модели из пенопласта, с объемным фюзеляжем:
Миг-21, Ту-154, Пе-2.
Теоретическое занятие. Чертеж. Ознакомление с чертежами, чертёжным инструментом:
линейкой, циркулем, угольником, их назначение. Правила пользования. Технический рисунок,
чертёж, эскиз. Чтение чертежа и нанесение размеров. Изготовление шаблонов по чертежу.
Технология изготовления объемных деталей из пенопласта и последовательность сборки
моделей. Краски, виды красок, технология покраски модели кистью.
Практическая работа. Изготовление чертежа модели, изготовление шаблонов.
Последовательное изготовление деталей 3-х моделей из пенопласта, полная сборка моделей.
Прорисовка на модели основных частей самолета (кабина пилота, рули высоты и направления,
элероны, закрылки), раскраска модели, изготовление простых трафаретов, нанесение
опознавательных знаков по трафаретам. Настройка центра тяжести, исправление ошибок при
сборке. Запуск моделей, настройка траектории полета.
9. Планер из пенопласта «Полёт-50».
Теоретическое занятие. Безмоторный летательный аппарат. Что позволяет планеру
держаться в воздухе. Введение в аэродинамику.
Практическая работа. Изготовление чертежа модели. Изготовление модели летательного
планера «Полёт-50». Настройка центра тяжести, исправление ошибок при сборке. Запуск
модели, настройка траектории полета.
10. Вертолёт «Бабочка», взлетающий вертикально.
Теоретическое занятие. Аппарат вертикального взлёта и посадки. Незаменимый «труженик»,
область применения вертолётов. Ряд конструкторских решений в вертолётной технике.
Устройство воздушного винта. Работа воздушного винта. Основные геометрические
величины, характеризующие воздушный винт, шаг воздушного винта, его сила тяги.
Резиномотор, правила запуска резиномоторных моделей.
Практическая работа. Изготовление модели вертолёта «Бабочка».
11. Внутрикружковые соревнования по моделям.
Практическое занятие. Соревнования проводятся в спортивном зале. Для метательных
моделей: в двух упражнениях - на дальность и продолжительность полёта. Для вертолета
«Бабочка» - на высоту взлета.
12. Свободнолетающая схематическая модель планера (V-образное крыло).
Теоретическое занятие. Учебная карта начинающего авиамоделиста. Явления в атмосфере и
использование их для парящих полётов планеров. Технология обработки деревянных реек,
способы изготовления гнутых деталей нервюр и законцовок из рейки. Правила и методы
работы с микалентной бумагой, ее последующая окраска.
Практическая работа. Изготовление схематической модели самолета. Выполнение рабочих
чертежей. Изготовление деталей схематической модели планера: рейки-фюзеляжа, кромок и
нервюр крыла, закруглений киля и стабилизатора. Изготовление крыла, стабилизатора, киля.
Сборка модели, обтяжка крыла, стабилизатора, киля микалентной бумагой. Окраска,
нанесение опознавательных знаков. Исправление ошибок, настройка полета.
13. Свободнолетающая схематическая модель планера «Спорт».
Теоретическое занятие. Спортивная планерная техника и тактика участия в соревнованиях.
Закрепление знаний технологии обработки деревянных реек, способы изготовления гнутых
деталей нервюр и законцовок из рейки. Правила и методы работы с лавсановой пленкой, ее
последующая окраска.
Практическая работа. Изготовление схематической модели самолета. Выполнение рабочих
чертежей. Изготовление деталей схематической модели планера: рейки-фюзеляжа, кромок и
нервюр крыла, закруглений крыла и стабилизатора. Изготовление крыла, стабилизатора, киля.
9

Сборка модели, обтяжка крыла, стабилизатора, киля лавсановой пленкой. Окраска, нанесение
опознавательных знаков. Исправление ошибок, настройка полета.
14. Радиоуправляемая схематическая модель планера с электродвигателем.
Теоретическое занятие. Радиоволна, принцип работы авиамодельной радиоаппаратуры.
Бортовое оборудование радиоуправляемой модели, органы управления. Приемы управления
полетом радиоуправляемой модели. Силы, действующие на модель в полете. Технические
требования к радиоуправляемым схематическим моделям планеров. Способы регулировки
модели.
Практическая работа. Выполнение рабочих чертежей. Изготовление деталей схематической
модели планера: рейки-фюзеляжа, мотогондолы, кромок, нервюр и законцовок крыла.
Изготовление крыла, стабилизатора, киля, рулей высоты и направления. Обтяжка крыла,
стабилизатора, киля, установка на фюзеляж, навеска рулей. Окраска, нанесение
опознавательных знаков. Сборка модели, установка элетродвигателя, бортовой аппаратуры
управления, рулевых машинок (сервоприводов), изготовление и установка тяг, «кабанчиков».
Устранение обнаруженных недостатков, настройка аппаратуры, регулировка модели.
Показательные полеты.
15. Тренировочные полеты.
Практическое занятие. Тренировочные запуски готовых моделей на открытой местности,
подготовка к соревнованиям.
16. Заключительное занятие.
Теоретическое занятие. Подведение итогов работы кружка, анализ тренировочной
деятельности авиамоделистов. Вручение Свидетельства об успешном завершении курса
программы.
17. Соревнования по схематическим моделям.
Практическое занятие. Соревнования свободнолетающих схематических планеров на
продолжительность полёта в 3 турах с ограничением хронометража в 1 минуту.
Соревнования радиоуправляемых схематических планеров с электродвигателем на
продолжительность полёта в 3 турах с ограничением хронометража в 2 минуты и точность
посадки.

10

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, и ребята всегда
справляются с ней, если их ознакомить с порядком её выполнения. Теоретические же сведения
подаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20
минут). В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной
терминологией.
Иногда теоретическую работу с обучающимися лучше ограничить пояснениями по
ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать
его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости
применения его на практике.
В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку
основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в их
регулировке и запуске.
Особое место в программе отводится авиамодельным соревнованиям. Это итог
длительной работы каждого моделиста. На соревнованиях проверяется не только качество
модели, но и умение использовать все свои знания и силы для достижения успеха. А этому
предшествуют учеба и тренировки.
Перед каждым запуском необходимо осмотреть модель, проверить надежность и
прочность крепления деталей. Грамотно устранить дефекты полета.
Формы контроля и подведения итогов.
В течение учебного года программа предполагает проводить следующие виды контроля:
1. Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления заинтересованности и
уровня знаний, применительно к специфике работы кружка.
2. Беседы и викторины, включающие в себя не только вопросы теории моделизма, но и
элемент игры, загадки.
3. Проведение соревнований внутри объединения.
4. Участие в выставках городского и краевого масштаба.
5. Участие в соревнованиях краевого масштаба.
Формы и методы контроля
Уровень теоретической подготовки
Сроки
Начало года

Текущий
(по мере
изучения
материала)

Конец года

Какие знания, умения и
навыки контролируются
Основные материалы и
инструменты, техника
безопасности работы с
ними. Авиастроительная
терминология.
Технология изготовления
моделей методом
вырезания деталей из
тонколистового
пенопласта, технология
склеивания деталей.
Технология изготовления
плоских и объемных
моделей.

Форма контроля
Знание основных применяемых
материалов и инструментов,
правила работы с ними.
Знание специализированных
названий деталей.
Знание технологии
изготовления деталей модели
из тонколистового пенопласта.

Знание технологии
изготовления контурных и
объемных моделей.

Методы
контроля
Опрос,
наблюдение.

Опрос,
наблюдение,
тестирование

Опрос,
наблюдение,
тестирование
11

Уровень практической подготовки
Сроки
Начало года

Текущий
(по мере
изучения
материала)

Конец года

Какие знания, умения и
навыки
Форма контроля
контролируются
Разметка: точность и
Умение работать с чертежными
правильность.
инструментами, точность и
правильность разметки деталей.
Изготовление деталей
моделей из различных
материалов по шаблону.
Качество изготовления
деталей и модели в
целом.
Работа режущим и
обрабатывающим
ручным инструментом,
работа с клеями.
Изготовление деталей по
эскизу и чертежу.
Настройка и запуск
модели.
Самостоятельность в
работе. Самоконтроль.

Работа с шаблонами деталей
модели, точность изготовления
деталей и сборки модели в
целом.
Умение работать с клеями,
режущим и обрабатывающим
ручным инструментом.

Умение вычерчивать детали по
эскизу и чертежу. Точность
изготовления деталей и сборки
модели в целом.
Умение окрасить детали модели
кистью, изготовление
несложных трафаретов.

Методы
контроля
Наблюдение,
практические
контрольные
работы.
Наблюдение,
практические
контрольные
работы

Наблюдение,
практические
работы
участие в
конкурсах,
выставках,
соревнованиях.

12

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(материалы, специальное оборудование, инструменты и станочное оборудование)
Материалы:
1. Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из сосны, липы, бальзы,
березы; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12 мм; авиационная фанера
толщиной 1; 1,5; 2 мм.
2. Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм.
3. Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная, микалентная.
4. Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов, клейка лента (скотч) разных
цветов.
5. Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм; свинец; проволока ОВС
диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм.
6. Клеи: ПВА, «Титан», «Момент», эпоксидная смола.
7. Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель, акриловые на водной основе
влагостойкие, колеровочная паста.
8. Резина авиамодельная.
Специальное оборудование:
1. Электродвигатели бесколлекторные авиамодельные в комплекте с регулятором
оборотов на ток нагрузки 18-30А Dualsky, либо аналогичные.
2. Радиоаппаратура авиамодельная Futaba 2,4GHz, либо аналогичная (FrSky 2,4GHz;
FlySky i6; Radiolink 2,4GHz; Hitec 2,4GHz)
3. Li-po 3S аккумуляторы для авиамодельных двигателей, емкостью 850 – 1500 mAh.
4. Балансировочное зарядное устройство для Li-po аккумуляторов.
Инструменты:
1. Авиамодельные ножи, стамески.
2. Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу.
3. Рубанок большой, рубанок маленький.
4. Молотки: большой, средний, маленький.
5. Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный; набор
надфилей.
6. Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм.
7. Линейки, карандаши, ластики.
8. Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски, прищепки.
9. Наждачная бумага разной зернистости.
10. Отвёртки: плоские, крестообразные.
11. Штангенциркуль, микрометр.
12. Паяльник с паяльными принадлежностями.
13. Утюг
Станочное оборудование и приспособления:
1. Циркулярная пила.
2. Сверлильный станок.
3. Точило.
4. Токарный станок.
5. Компрессор с краскопультом (аэрограф).
6. Терморезак
13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984
2. Голубев Ю.А., Юному авиамоделисту . – М.: Просвещение, 1979
3. Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989
4. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины», «Моделяр».
5. Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984
6. Смирнов Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель. – М.:
Просвещение, 1973
7. Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985
Для обучающихся и родителей:
1. Арлазоров М.С., Конструкторы. – М.: Просвещение, 1989
2. Гаевский О.К., Авиамоделирование. – М.: Просвещение, 1964
3. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины», «Моделяр».
4. Пантюхин С.П., Воздушные змеи. – М., 1985
5. Яковлев А.С., Советские самолеты. – М.: Просвещение, 1975

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».