Положение об открытом занятие

ПОЛОЖЕНИЕ
об открытом учебном занятии
в Первоуральском муниципальном автономном образовательном учреждение
дополнительного образования Центр развития детей и молодежи

1. Общие положения
Открытое учебное занятие – одна из форм демонстрации профессионального
педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного
образования. Это форма проведения учебного занятия, которая способствует
распространению педагогического опыта, росту профессионального мастерства
педагога, обогащению своей практики новыми приёмами и методами.
Настоящее положение разработано в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
Уставом Первоуральского муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования Центр развития детей и молодежи (ПМАОУ
ДО ЦРДМ).
Целью открытого учебного занятия является показ инновационных форм и
методов учебной деятельности, анализ дидактической эффективности использования
средств обучения, обобщение приёмов научной организации и контроля качества
образовательного процесса.
Открытое учебное занятие проводится педагогами на добровольной основе. В
процессе проведения открытого занятия, педагог сможет:
продемонстрировать профессиональные достижения на очередном этапе
профессиональной деятельности;
публично предъявить и увидеть самому результаты работы с обучающимися;
продемонстрировать педагогические технологии, умение работать над
проблемой;
повысить свой статус среди коллег, обучающихся и администрации;
повысить уровень теоретических знаний в процессе подготовки к занятию;
пополнить учебно-методический комплекс;
в ходе открытого занятия получить рекомендации от профессионального
педагогического сообщества;
провести занятие в рамках прохождения аттестации на подтверждение или
присвоение квалификационной категории или занимаемой должности.
Педагог может организовать открытое занятие:
для родителей или администрации учреждения с целью демонстрации
достигнутых результатов обучения, успехов обучающихся;
для коллег с целью демонстрации педагогического мастерства и использования
новых технологий и форм обучения в практике другими педагогами.
Администрация учреждения может планировать проведение открытыхзанятий
с целью:
анализа деятельности одного или всех педагогов учреждения;
знакомства педагогов (в частности молодых специалистов) с опытом работы их
коллег;
выявления причин низкой результативности деятельности объединения и в
дальнейшем оказание педагогу необходимой методической помощи по
совершенствованию его работы;
проведение в учреждении конкурса профессионального мастерства;

определение уровня квалификации педагога.

2.

Организация деятельности по подготовке и проведению открытого занятия

2.1. Формы проведения:
тип, вид учебного занятия могут быть выбраны по желанию педагога;
вид занятия (форма его проведения) должен соответствовать уровню знаний и
владения педагогом методикой организации и проведения занятия.
2.2. Сроки проведения открытых учебных занятий.
Планирование и проведение открытого занятия педагог определяет по своему усмотрению
в удобное для него время в рамках содержания реализуемой им дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы. Сроки проведения занятия вносятся
в общий график проведения открытых учебных занятий на текущий учебный год.
Количество открытых учебных занятий в межаттестационный период зависит от
профессиональной активности, уровня притязаний педагога и стажа работы.
2.3. Организация подготовки к открытому учебному занятию.
Объявление о проведении открытого учебного занятия вывешивается не менее чем за пять
дней до его проведения. В нём сообщаются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество педагога;
название детского объединения;
тема занятия;
место и время проведения;
обозначается круг лиц, которые приглашены на открытое занятие (педагоги
учреждения, представители администрации, работники других учреждений, родители,
представители общественности и пр.).
Педагог может обратиться за консультацией к заместителю директора по учебновоспитательной работе, методисту. В течение трёх дней педагогу необходимо предоставить
план - конспект проведения открытого учебного занятия методисту.
2.4. Требования к содержанию конспекта открытого учебного занятия.
Конспект открытого учебного занятия должен содержать следующие обязательные
разделы:
тема;
группа детского объединения, год обучения;
форма проведения;
цели и задачи;
оборудование (дидактические материалы, технические средства обучения);
ход занятия;
технические средства обучения;
дидактические материалы;
интернет-ресурсы;
подведение итогов занятия;
самоанализ;
используемая литература.
3. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия
Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения.
Организует обсуждение методист или ответственное за подготовку занятия
Цель обсуждения – оценка правильности постановки занятия, целесообразность
выбранных методов и средств, помочь педагогу увидеть отдельные методические приёмы,
их эффективность с точки зрения поставленных задач.

При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об
отдельных приёмах работы, о конкретных моментах данного занятия не уводить
обсуждение от поставленной цели.
Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:
педагог, проводивший занятие;
приглашённые педагоги;
методист;
представители администрации.
Оценка конспекта занятия осуществляется с учётом следующих критериев:
соответствие образовательной программе;
методическая проработка плана и хода занятия;
полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
доступность и разнообразие подачи материала;
методы и приёмы организации деятельности обучающихся;
мотивация деятельности обучающихся;
разнообразие используемых технических и программных средств;
соответствие итогов поставленной цели;
тиражируемость (возможность использования коллегами).
4.

Права и обязанности педагога

4.1. Педагог, ведущий занятие, должен помнить о высокой этике педагога.
4.2. Не допускается грубость, нетактичная оценка занятия со стороны коллег.
4.3. педагог должен владеть техникой и методикой проведения занятия, оптимально
выбирать современные технологии обучения, активные методы и формы.
4.4. Выполнять поставленные цели и задачи на занятии.
5.

Внедрение результатов открытого учебного занятия в педагогическую
практику
Результаты открытого учебного занятия доводятся до сведения педагогического
коллектива на педагогическом совете.
В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и
рекомендации по использованию опыта.
Конспекты лучших занятий хранятся в методическом кабинете учреждения.
Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и
предложений относится к воплощению передового педагогического опыта.

Приложение 1
Разработка учебного занятия
Учебное занятие №__
1.
Тема
2.
Продолжительность занятия
3.
Тип занятия:

изучение нового материала;

закрепление знаний;

повторение пройденного;

систематизация и обобщение изученного;

проверка и оценка знаний;

комбинированный тип.
4.
Цель занятия
5.
Задачи занятия:

образовательные…

развивающие…

воспитательные…
6.
Форма проведения занятия: (выбрать необходимое).

беседа,

игра,

практикум,

лекция,

викторина,

конкурс,

огонек,

занятие-миниконцерт,

интегрированное занятие.
7.
Методы проведения занятия:

словесные (рассказ-объяснение, лекция-беседа);

наглядные (показ выполнения приемов, операций, демонстрация наглядных
пособий)

практические (репродуктивные упражнения, самостоятельная работа)

проверка знаний и умений (текущие наблюдение, устный, письменный опрос,
проверочные, зачетные работы, конкурсы, соревнования).
8.
ТСО и оборудование:

для педагога

для обучающихся
9.
План занятия: (проставить время на каждый этап)
I Вступительная часть:

оргмомент: отметка посещаемости, проверка готовности воспитанников к занятию,
состояния рабочих мест, инструментов, оборудования;

техника безопасности;

подготовка к основному этапу занятия: объявление темы, порядка работы,
прогнозирование конечного результата;

II Основная часть занятия:

Усвоение новых знаний,

Первичная проверка понимания знаний,

Закрепление знаний,

Обобщение и систематизация и контроль знаний, полученных на занятии.
III Заключительная часть занятия:

Обобщение занятия, подведение итогов,

Домашнее задание.
10.
Ход занятия. (Раскрыть подробно описанный выше план)
11.
Приложение (дидактический материал, наглядные пособия, фотографии,
видеоматериалы и т.д.).

Приложение 2
АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата:______________________________________________________________
Название объединения:______________________________________________
Количество обучающихся:___________________________________________
Год обучения (номер группы):________________________________________
ФИО педагога:_____________________________________________________
Тема занятия:______________________________________________________
Показатели

Оценка

Санитарно-гигиеническая обстановка в кабинете:





чистота;
освещенность;
порядок;
помещение проветрено

Готовность к занятию:




оборудование, приборы, инструменты и т.п.;
дидактические материалы;
готовность
воспитанников
(форма
для
инструменты,
дневники,
блокноты
для
теоретического материала и т.п.)

занятий,
записи

Общая характеристика занятия
Обоснование темы, степень ее сложности (в целом и для данного
детского объединения в частности), место в структуре курса
Цель (оценка формулировки, актуальности…)
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)
Оснащение (технические средства обучения, дидактические
материалы и т. Д.)
Тип (соответствие заявленному)

Структура занятия
Основные этапы
Логика построения
Целостность структуры

Содержание занятия
Соответствие образовательной программе;
Соответствие содержания занятия его цели;
Полнота раскрытия темы занятия;
Доступность изложения учебного материала;
Умение выделять главное;
Умение связывать учебный материал с практическим его
применением;
Наличие межпредметных связей;
Использование педагогом дидактического материала и оборудования
кабинета.

Методы обучения
Соответствие методов обучения цели занятия
Эффективность методов обучения с точки зрения развития
познавательной активности

Использование инновационных технологий, методик и/или их
элементов

Профессиональные качества педагога
Уровень методической грамотности
Организаторские способности
Установление обратной связи с обучающимися
Соблюдение педагогической этики и такта в отношениях с
обучающимися

Деятельность и поведение обучающихся
Дисциплинированность, организованность
Познавательная активность
Творческая активность
Самостоятельность
Отношение к педагогу
Отношение к другим обучающимся
Прилежание

Общие результаты занятия
Овладение обучающимися общеучебными и специальными
знаниями
Овладение обучающимися практическими навыками
Целесообразность и эффективность использования наглядных
материалов и технических средств обучения
Достижение цели занятия
Выполнение образовательных задач
Выполнение развивающих задач
Выполнение воспитательных задач
Дата

ФИО эксперта

Со справкой эксперта ознакомлен

ФИО педагога

подпись

Приложение 3
Схема самоанализа учебного занятия
1.
Общие сведения:
•
краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год
обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
•
характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные
пособия, технические средства и др.
2.
Тема учебного занятия:
•
место в образовательной программе;
•
соответствие содержания учебного материала триединой цели обучения.
3.
Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.
4.
Содержание учебного занятия:
•
соответствие содержания его триединой цели;
•
дидактическая обработка содержания;
•
как учебный материал развивает творческие способности детей;
•
создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;
•
как содействует материал формированию их знаний и умений.
5.
Тип учебного занятия:
•
какой тип занятия избран;
•
способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.
6.
Структура учебного занятия:
•
этапы учебного занятия;
•
их последовательность;
•
главный этап занятия и его характеристика;
•
обеспечение целостности занятия.
7.
Методы обучения:
•
соответствие применяемых методов цели занятия;
•
эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;
•
результативность используемых методов.
8.
Система работы педагога:
•
умение организовать работу воспитанников;
•
управление группой; определение объема учебного материала для обучающихся;
•
поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.); роль
педагога в создании микроклимата на занятии.
9.
Система работы обучающихся:
•
организованность, активность;
•
отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете,
уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.
10.
Общие результаты учебного занятия:
•
выполнение запланированного объема;
•
степень реализации цели занятия;
•
общая оценка результатов и эффективности занятия;
•
рекомендации по улучшению качества учебного занятия.
Дата проведения занятия______________________
Подпись педагога____________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».