ПОЛОЖЕНИЕ об открытом учебном занятии в Первоуральском муниципальном автономном образовательном учреждение дополнительного образования Центр развития детей и молодежи 1. Общие положения Открытое учебное занятие – одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного образования. Это форма проведения учебного занятия, которая способствует распространению педагогического опыта, росту профессионального мастерства педагога, обогащению своей практики новыми приёмами и методами. Настоящее положение разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; Уставом Первоуральского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центр развития детей и молодежи (ПМАОУ ДО ЦРДМ). Целью открытого учебного занятия является показ инновационных форм и методов учебной деятельности, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщение приёмов научной организации и контроля качества образовательного процесса. Открытое учебное занятие проводится педагогами на добровольной основе. В процессе проведения открытого занятия, педагог сможет: продемонстрировать профессиональные достижения на очередном этапе профессиональной деятельности; публично предъявить и увидеть самому результаты работы с обучающимися; продемонстрировать педагогические технологии, умение работать над проблемой; повысить свой статус среди коллег, обучающихся и администрации; повысить уровень теоретических знаний в процессе подготовки к занятию; пополнить учебно-методический комплекс; в ходе открытого занятия получить рекомендации от профессионального педагогического сообщества; провести занятие в рамках прохождения аттестации на подтверждение или присвоение квалификационной категории или занимаемой должности. Педагог может организовать открытое занятие: для родителей или администрации учреждения с целью демонстрации достигнутых результатов обучения, успехов обучающихся; для коллег с целью демонстрации педагогического мастерства и использования новых технологий и форм обучения в практике другими педагогами. Администрация учреждения может планировать проведение открытыхзанятий с целью: анализа деятельности одного или всех педагогов учреждения; знакомства педагогов (в частности молодых специалистов) с опытом работы их коллег; выявления причин низкой результативности деятельности объединения и в дальнейшем оказание педагогу необходимой методической помощи по совершенствованию его работы; проведение в учреждении конкурса профессионального мастерства; определение уровня квалификации педагога. 2. Организация деятельности по подготовке и проведению открытого занятия 2.1. Формы проведения: тип, вид учебного занятия могут быть выбраны по желанию педагога; вид занятия (форма его проведения) должен соответствовать уровню знаний и владения педагогом методикой организации и проведения занятия. 2.2. Сроки проведения открытых учебных занятий. Планирование и проведение открытого занятия педагог определяет по своему усмотрению в удобное для него время в рамках содержания реализуемой им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Сроки проведения занятия вносятся в общий график проведения открытых учебных занятий на текущий учебный год. Количество открытых учебных занятий в межаттестационный период зависит от профессиональной активности, уровня притязаний педагога и стажа работы. 2.3. Организация подготовки к открытому учебному занятию. Объявление о проведении открытого учебного занятия вывешивается не менее чем за пять дней до его проведения. В нём сообщаются следующие сведения: фамилия, имя, отчество педагога; название детского объединения; тема занятия; место и время проведения; обозначается круг лиц, которые приглашены на открытое занятие (педагоги учреждения, представители администрации, работники других учреждений, родители, представители общественности и пр.). Педагог может обратиться за консультацией к заместителю директора по учебновоспитательной работе, методисту. В течение трёх дней педагогу необходимо предоставить план - конспект проведения открытого учебного занятия методисту. 2.4. Требования к содержанию конспекта открытого учебного занятия. Конспект открытого учебного занятия должен содержать следующие обязательные разделы: тема; группа детского объединения, год обучения; форма проведения; цели и задачи; оборудование (дидактические материалы, технические средства обучения); ход занятия; технические средства обучения; дидактические материалы; интернет-ресурсы; подведение итогов занятия; самоанализ; используемая литература. 3. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения. Организует обсуждение методист или ответственное за подготовку занятия Цель обсуждения – оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помочь педагогу увидеть отдельные методические приёмы, их эффективность с точки зрения поставленных задач. При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приёмах работы, о конкретных моментах данного занятия не уводить обсуждение от поставленной цели. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности: педагог, проводивший занятие; приглашённые педагоги; методист; представители администрации. Оценка конспекта занятия осуществляется с учётом следующих критериев: соответствие образовательной программе; методическая проработка плана и хода занятия; полнота и разнообразие используемых материалов по теме; доступность и разнообразие подачи материала; методы и приёмы организации деятельности обучающихся; мотивация деятельности обучающихся; разнообразие используемых технических и программных средств; соответствие итогов поставленной цели; тиражируемость (возможность использования коллегами). 4. Права и обязанности педагога 4.1. Педагог, ведущий занятие, должен помнить о высокой этике педагога. 4.2. Не допускается грубость, нетактичная оценка занятия со стороны коллег. 4.3. педагог должен владеть техникой и методикой проведения занятия, оптимально выбирать современные технологии обучения, активные методы и формы. 4.4. Выполнять поставленные цели и задачи на занятии. 5. Внедрение результатов открытого учебного занятия в педагогическую практику Результаты открытого учебного занятия доводятся до сведения педагогического коллектива на педагогическом совете. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта. Конспекты лучших занятий хранятся в методическом кабинете учреждения. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относится к воплощению передового педагогического опыта. Приложение 1 Разработка учебного занятия Учебное занятие №__ 1. Тема 2. Продолжительность занятия 3. Тип занятия: изучение нового материала; закрепление знаний; повторение пройденного; систематизация и обобщение изученного; проверка и оценка знаний; комбинированный тип. 4. Цель занятия 5. Задачи занятия: образовательные… развивающие… воспитательные… 6. Форма проведения занятия: (выбрать необходимое). беседа, игра, практикум, лекция, викторина, конкурс, огонек, занятие-миниконцерт, интегрированное занятие. 7. Методы проведения занятия: словесные (рассказ-объяснение, лекция-беседа); наглядные (показ выполнения приемов, операций, демонстрация наглядных пособий) практические (репродуктивные упражнения, самостоятельная работа) проверка знаний и умений (текущие наблюдение, устный, письменный опрос, проверочные, зачетные работы, конкурсы, соревнования). 8. ТСО и оборудование: для педагога для обучающихся 9. План занятия: (проставить время на каждый этап) I Вступительная часть: оргмомент: отметка посещаемости, проверка готовности воспитанников к занятию, состояния рабочих мест, инструментов, оборудования; техника безопасности; подготовка к основному этапу занятия: объявление темы, порядка работы, прогнозирование конечного результата; II Основная часть занятия: Усвоение новых знаний, Первичная проверка понимания знаний, Закрепление знаний, Обобщение и систематизация и контроль знаний, полученных на занятии. III Заключительная часть занятия: Обобщение занятия, подведение итогов, Домашнее задание. 10. Ход занятия. (Раскрыть подробно описанный выше план) 11. Приложение (дидактический материал, наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы и т.д.). Приложение 2 АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Дата:______________________________________________________________ Название объединения:______________________________________________ Количество обучающихся:___________________________________________ Год обучения (номер группы):________________________________________ ФИО педагога:_____________________________________________________ Тема занятия:______________________________________________________ Показатели Оценка Санитарно-гигиеническая обстановка в кабинете: чистота; освещенность; порядок; помещение проветрено Готовность к занятию: оборудование, приборы, инструменты и т.п.; дидактические материалы; готовность воспитанников (форма для инструменты, дневники, блокноты для теоретического материала и т.п.) занятий, записи Общая характеристика занятия Обоснование темы, степень ее сложности (в целом и для данного детского объединения в частности), место в структуре курса Цель (оценка формулировки, актуальности…) Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) Оснащение (технические средства обучения, дидактические материалы и т. Д.) Тип (соответствие заявленному) Структура занятия Основные этапы Логика построения Целостность структуры Содержание занятия Соответствие образовательной программе; Соответствие содержания занятия его цели; Полнота раскрытия темы занятия; Доступность изложения учебного материала; Умение выделять главное; Умение связывать учебный материал с практическим его применением; Наличие межпредметных связей; Использование педагогом дидактического материала и оборудования кабинета. Методы обучения Соответствие методов обучения цели занятия Эффективность методов обучения с точки зрения развития познавательной активности Использование инновационных технологий, методик и/или их элементов Профессиональные качества педагога Уровень методической грамотности Организаторские способности Установление обратной связи с обучающимися Соблюдение педагогической этики и такта в отношениях с обучающимися Деятельность и поведение обучающихся Дисциплинированность, организованность Познавательная активность Творческая активность Самостоятельность Отношение к педагогу Отношение к другим обучающимся Прилежание Общие результаты занятия Овладение обучающимися общеучебными и специальными знаниями Овладение обучающимися практическими навыками Целесообразность и эффективность использования наглядных материалов и технических средств обучения Достижение цели занятия Выполнение образовательных задач Выполнение развивающих задач Выполнение воспитательных задач Дата ФИО эксперта Со справкой эксперта ознакомлен ФИО педагога подпись Приложение 3 Схема самоанализа учебного занятия 1. Общие сведения: • краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты; • характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др. 2. Тема учебного занятия: • место в образовательной программе; • соответствие содержания учебного материала триединой цели обучения. 3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах. 4. Содержание учебного занятия: • соответствие содержания его триединой цели; • дидактическая обработка содержания; • как учебный материал развивает творческие способности детей; • создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению; • как содействует материал формированию их знаний и умений. 5. Тип учебного занятия: • какой тип занятия избран; • способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями. 6. Структура учебного занятия: • этапы учебного занятия; • их последовательность; • главный этап занятия и его характеристика; • обеспечение целостности занятия. 7. Методы обучения: • соответствие применяемых методов цели занятия; • эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей; • результативность используемых методов. 8. Система работы педагога: • умение организовать работу воспитанников; • управление группой; определение объема учебного материала для обучающихся; • поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.); роль педагога в создании микроклимата на занятии. 9. Система работы обучающихся: • организованность, активность; • отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения. 10. Общие результаты учебного занятия: • выполнение запланированного объема; • степень реализации цели занятия; • общая оценка результатов и эффективности занятия; • рекомендации по улучшению качества учебного занятия. Дата проведения занятия______________________ Подпись педагога____________________________