1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность объединений (далее
– ПМАОУ ДО ЦРДМ или Центр).
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. на
04.08.2023, далее ФЗ-273), Федеральным законом Российской Федерации №
124 - ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» (с изм. на 28.04.2023), Приказом Министерства просвещения РФ
от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”,
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи 2.4.3648-20 от 28.09.2020 №28, Уставом ПМАОУ ДО
ЦРДМ.
1.3. Объединение является основной структурной единицей Центра. Оно
может быть сформировано из одной или нескольких учебных групп.
1.4. Объединение создается исходя из интересов и потребностей
обучающихся.
1.5. Объединения создаются на базе ПМАОУ ДО ЦРДМ и на базе других
учреждений (в соответствии с договором о сотрудничестве).
2. Цель и задачи объединения
2.1. Цель: формирование общей культуры личности обучающихся на
основе усвоения содержания дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
2.2. Задачи объединения:
- овладение обучающимися объемом знаний, умений и навыков, развитие
их творческих способностей по направлению деятельности;
- формирование
высоконравственной,
образованной
личности,
обладающей базовыми компетенциями современного человека;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны и
укрепления здоровья, профессионального самоопределения;
- патриотическое и гражданское воспитание детей и молодёжи;
- организация содержательного досуга обучающихся, развитие их
социальной активности, новаторских идей и поисков, утверждение здорового
образа жизни.
2
3. Организационные основы деятельности объединения
3.1. Субъектами образовательного процесса в объединении являются
педагогические работники, обучающиеся преимущественно в возрасте от 5 до
18 лет и старше, их родители (законные представители).
3.2. Объединения могут быть как одновозрастными, так и
разновозрастными, иметь постоянный или переменный состав обучающихся.
Приложение 1 «Виды учебных групп».
3.3. Формы организации объединения различны: кружок, клуб, студия,
ансамбль, творческая мастерская, школа, секция, театр и др. (Приложение 2
«Формы объединений»).
3.4. В объединении работа ведется в течение всего календарного года,
включая каникулы.
Сроки
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ фиксируются рамками учебного года (9
месяцев), или могут реализовываться от 1 до 18 недель.
В каникулярное время могут открываться в установленном порядке
различные объединения с постоянным и (или) переменным составом детей в
лагерях (загородных или с дневным пребыванием на своей базе), проводятся
экскурсии, досугово-развлекательные мероприятия, социально значимые
акции, организовывается поисковая деятельность.
3. 5. Режим работы объединения определяется расписанием учебных
занятий. Расписание занятий каждого объединения на текущий учебный год
составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха,
по представлению педагогических работников с учетом пожелания родителей
(законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных
санитарно-гигиенических норм.
Расписание утверждается директором Центра.
3. 6. Количество занятий в объединениях и их продолжительность
определяются учебным планом и рабочей программой объединения на год.
3. 7. Требования к одежде обучающихся во время занятий
обуславливаются содержанием программы.
3.8. Обучающиеся объединения руководствуются Уставом, Правилами
внутреннего распорядка для обучающихся, Правилами приема, отчисления и
восстановления обучающихся, утвержденными приказом директора Центра.
3.9. Родители (законные представители) обучающихся имеют право
участвовать в работе объединений (посещать занятия, получать консультации
педагога дополнительного образования, участвовать в совместных
образовательных событиях), имеют право знакомиться с Уставом Центра,
настоящим Положением и образовательной программой объединения.
3
4. Содержание деятельности объединения
4.1.
Содержание
деятельности
объединения
определяется
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой,
Программой воспитания Центра, утвержденными к реализации приказом
директора Центра.
4.2. Формы и методы в учебно-воспитательном процессе используются в
соответствии с возрастными, психофизиологическими особенностями и
возможностями обучающихся на разных ступенях развития.
4.3. Занятия и мероприятия в объединении проводятся по группам,
индивидуально или всем составом объединения.
4.4. Основными формами обучения в объединении могут быть:
а) Занятия в учебном кабинете:
- тематические (изучение или повторение учебной темы программы);
- комплексные или интегрированные (изучение темы с использованием
нескольких видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки обучающихся
в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой;
б) Выездные занятия:
- учебные экскурсии;
- учебно-тренировочные походы;
- профильные смены;
- спортивные и творческие образовательные события;
- практические занятия на местности (на природе) и др.
4.5. Требования к индивидуальному оснащению ребенка на занятии (что
должен приносить с собой) согласуется с родителями (законными
представителями) обучающихся и фиксируется согласием родителя
(законного представителя).
4.6. В объединении вне учебного расписания проводятся воспитательные
мероприятия, направленные на формирование опыта поведения и понимания
значимости своей деятельности как части развития культуры и общества.
4.7.
Обучающиеся,
успешно
освоившие
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы 1-го и последующих лет
обучения по окончании учебного года приказом директора Центра
переводятся на 2-й и последующие года обучения.
4.8.
Обучающиеся,
успешно
освоившие
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы в полном объеме и
4
успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают Свидетельство
(Сертификат)
об
освоении
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы.
5. Права и обязанности обучающихся -объединений
5.1. Обучающиеся имеют право:
- на выбор образовательного направления и объединения для обучения;
- на получение бесплатного дополнительного образования в
соответствии с реализуемыми в Центре программами;
- заниматься в нескольких объединениях и переходить в другие
объединения в любое время обучения;
- на участие в управлении Центром в форме, определенной Уставом;
- на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести и
информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- -на
свободное
посещение
образовательных
событий,
не
предусмотренных учебным планом.
5. 2. Обучающиеся обязаны:
- соблюдать Устав Центра, Правила внутреннего распорядка для
обучающихся;
- бережно относиться к имуществу Центра;
- соблюдать правила противопожарной безопасности;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников
ПМАОУ ДО ЦРДМ;
- выполнять распоряжения работников Центра в рамках их компетенций.
6. Управление и руководство объединением
6.1. Педагогическое руководство объединением осуществляет педагог
дополнительного образования.
6.2. Взаимоотношения между педагогами и обучающимися строятся на
принципах сотрудничества и сотворчества.
6. 3. Родительский комитет объединения функционирует по Уставу и на
основе ФЗ-273.
5
Приложение 1
к Положению об объединениях ПМАОУ ДО ЦРДМ
от 10.09.2025 № 497
Виды учебных групп.
Учебная группа - это группа обучающихся с общими интересами,
занимающихся совместно по единой образовательной программе
(тематическому плану) в течение определенного времени (учебного года).
Каждый ребенок может участвовать в работе одной или нескольких групп. В
учреждении дополнительного образования объектами управления являются группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на
основе единой цели, сходных интересов, потребности в общении и
совместной деятельности.
Однопрофильные группы. Обучающиеся в таких группах обучаются
одному виду деятельности. Занятие ведет один педагог.
Двухпрофильные группы. Обучающиеся обучаются одновременно двум
видам деятельности, причем второй является дополнением к основному.
Занятия в таких группах могут проводить: А) два педагога, каждый по своему
направлению деятельности; Б) один педагог, являющийся специалистом по
двум видам деятельности. При первом варианте необходима совместная
разработка учебных программ и планов, составление расписания занятий,
взаимопосещение занятий, анализ результатов совместной работы.
Комплексные (многопрофильные) группа, в которой обучающиеся
обучаются одновременно двум или более видам деятельности. Создаются с
целью приобретения обучающимися дополнительных знаний и умений,
необходимых для совершенствования по различным направлениям
деятельности. Занятия проводят несколько педагогов, поэтому необходимо
совестное программирование и подведение итогов образовательного
процесса.
Переменного состава. Организуются не на весь учебный год, а на более
короткие сроки: на 3 месяца, на один месяц, на неделю. Цель создания таких
групп – осуществление начальной подготовки обучающихся, приобретения
ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду деятельности;
проведение массового обучения школьников каким-либо навыкам;
организация полезного и познавательного досуга.
Сквозные. В них наряду с основным составом обучающихся проходят
обучение обучающиеся других коллективов учреждения. Цель создания таких
групп – способствование более глубокому и прочному овладению знаниями и
6
умениями по основному виду деятельности. Занятия в таких группах могут
проводиться как в разовом порядке, так и с определенной периодичностью (12 раза в месяц).
Группа совместных занятий детей и родителей – родители принимают
участие в работе учебной группы без включения в списочный состав
объединения, по согласованию с педагогом. Цель создания групп –
укрепление семьи, формирование общих интересов детей и родителей,
организация семейного досуга; развитие детей, требующих повышенного
внимания, индивидуальной помощи родителей в обучении.
Учебная группа индивидуального обучения - группа обучающихся,
проходящих определенный предмет под руководством одного педагога на
индивидуальных занятиях. Отличительные черты – разновозрастной состав,
разные года бучения, индивидуальная форма обучения.
Индивидуальное занятие - это время, которое отводится для работы с
детьми данного объединения с целью углубленного изучения материала
(работа с одаренными детьми, подготовка спортсменов к соревнованиям,
подготовка ведущих, чтецов, вокалистов, работа с детьми с ограниченными
возможностями, детьми-инвалидами и др.).
Подгруппа – часть учебной группы, сформированная с целью
качественного углубленного изучения как теоретической части
образовательной программы, так и отработки практических навыков.
Группа мастерства - группа, созданная для реализации творческих
проектов, для более углубленного изучения предмета. Отличительная черта разновозрастной состав детей разных лет обучения, мобильность детского
состава. Отличительная черта деятельности - участие в конкурсах, концертах,
фестивалях, соревнованиях, выставка.
Творческая группа - инициативная группа работает под руководством
педагога, создана из представителей детских объединений и педагогов для
подготовки и проведения различных досуговых мероприятий.
7
Приложение 2
к Положению об объединениях ПМАОУ ДО ЦРДМ
от 10.09.2025 № 497
Формы объединений.
Кружок – традиционная, самая распространенная базовая форма
добровольного объединения детей. Приоритет предметно-практических
задач, направленных на формирование знаний, умений, навыков по
конкретному профилю деятельности.
Студия - детский творческий коллектив, деятельность которого связана с
тем или иным видом искусства. В студиях детям преподаются необходимые
для творческой деятельности дисциплины. В организации деятельности
предполагается большая общественно-полезная работа: концерты, выставки,
встречи. Руководитель студии, как правило, работает по авторской
программе. Отличительная черта - сочетание коллективных, групповых,
индивидуальных форм обучения, наличие творческих групп.
Клуб - объединение, где педагогическое руководство сочетается с
самоуправлением обучающихся. Клубная форма подходит для коллективов
любых профилей. В клубе, наряду с обучением большое место отводится
внутренней жизни коллектива (проходят общие сборы, клубные дни, встречи
и т.п.). Как правило, клуб имеет своё положение, законы, символику,
традиции.
Школа - объединение, которое создается в связи с устойчивым спросом
на предлагаемые образовательные услуги. Деятельность школы направлена
на изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное
изучение одного.
Лаборатория – объединение, как правило, художественно- эстетической
или технической направленности. Во главе лаборатории стоит мастерпедагог, умеющий сочетать высокую профессиональную квалификацию с
мастерством воспитателя. Отличительная черта – проектирование и
постройка экспериментальных моделей, используя оборудования и
инструменты, проведение испытаний, направленных на улучшение качества
моделей и улучшение конструкций, и участие с ними в выставках,
соревнованиях разного уровня.
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих, как единый
художественный коллектив (ансамбль танца, вокально-инструментальный
ансамбль, инструментальный ансамбль, оркестр).
8
Секция, спортивное объединение - это детское творческое объединение
обучающихся физкультурно – спортивной направленности.
Театр – творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов
деятельности определяется индивидуальными способностями и единым
стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного
художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может
организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм,
видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его
актуализации.
9