Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный инструментальный ансамбль» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 8-14 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Серебренников Юрий Матвеевич, педагог дополнительного образования Первоуральск 2023 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Эстрадный инструментальный ансамбль (далее – Программа) составлена на основе следующих нормативно–правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21) (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296); 7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 13. Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный инструментальный ансамбль» (далее – Программа) имеет художественную направленность и стартовый уровень освоения. Актуальность. Программа отвечает на запрос подростков на занятость детей художественным творчеством, средствами музыки помогает обучающимся обрести опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, что делает его человеком культуры. Программа способствует выявлению и развитию творческих способностей детей. Образовательный и воспитательный процесс программы направлены как на формирование исполнительских навыков, так и на духовно-нравственное воспитание и развитие личности, обучающейся на лучших традициях и образцах российского и зарубежного эстрадного творчества. В программе большое внимание уделяется воспитательной работе с ориентацией на социальную активность обучающихся: участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Программа реализуется в соответствии с заказом общества на образовательные услуги и с учетом современных требований к выпускникам, которые владеют не только специальными знаниями и умениями, но и обладают такими качествами как коммуникабельность и компетентность; используют информационнокоммуникационными технологии, умеют работать в коллективе. В программе заложен набор качеств, которыми должен обладать музыкант: интерес к обучению, коммуникабельность, инициативность и неординарность мышления. В эстрадном ансамбле обучающиеся получают опыт: умения общаться с людьми разного возраста; организации своей и коллективной деятельности; использования приобретенных музыкальных умений и навыков; работы в студийных условиях; сценического поведения. В процессе обучения группа детей становится сплоченным коллективом. Обучающиеся приобретают необходимые музыкальные навыки, исполняя практически любые музыкальные произведения различных стилей и эпох. Работа в ансамбле дает возможность более широко раскрыть творческий потенциал и развить интерес детей к игре на музыкальных инструментах. Программа создает условия для приобщения подростков к музыкальному искусству, а также формированию положительных нравственных качеств, способствует их социализации и самореализации в творческой деятельности. Отличительная особенность программы. В основе программы положены принципы развивающего и дифференцированного обучения, позволяющие успешно развивать специальные музыкальные способности обучающихся: музыкальный слух, ритмическое чувство, музыкальная память, музыкальное мышление, двигательномоторные (“технические”) способности. Новизна программы заключается в комплексном подходе к обучению, в программе усилены межпредметные связи, идет «выравнивание» уровня освоения теоретических понятий и практического их закрепления одновременно на всех предметах, которые находятся в тесной взаимосвязи. Адресат программы Программа предназначена для обучающихся 8-14 лет. В младшем возрасте в работе применяется игровая форма обучения. У ребят постарше формируется более четкая цель в разучивании композиций на конкретном инструменте. Ученики второготретьего годов обучения становятся коллективом, в котором каждый ответственен за свою отдельную партию и инструмент. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего, среднего и старшего возраста. Учитывает уровень развития каждого обучающиеся. Программа эстрадного ансамбля предполагает гибкую систему диагностики и контроля качества учебно-образовательного процесса. Объем и срок реализации программы Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем программы – 432 часа. 1 год обучения – 216 часов в год, 2 год обучения – 216 часов в год. Уровневость программы – стартовый. Форма обучения. Фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая. Виды занятий. Беседа, лекция, практическое занятие, открытое занятие, мастер-класс. Формы подведения результатов. Практическое занятие, открытое занятие, творческий отчёт, конкурс, фестиваль, беседа, презентация. Возрастные особенности обучающихся Младший подростковый возраст (9—12 лет), характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания, чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. Второй этап подросткового развития и ранней юности (13—17 лет) характеризуется: стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом; изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). Учёт особенностей данных возрастных этапов, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией преподавателя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Возраст обучающихся: Этап подготовки Минимальный возраст для зачисления Макс. возраст для зачисления Оптимальная наполняемость групп Максималь ное количество Первый год обучения Второй год обучения 8 14 7 10 9 14 6 9 Цель: создание детского эстрадного инструментального ансамбля, всесторонняя деятельность которого может стать мощным средством воспитания гармонично развитой личности. Задачи: Обучающие: • освоение теоретических сведений об инструментах; • изучение элементарной теории музыки; • постановка игрового аппарата (инструментального); • освоение основных приемов звукоизвлечения на инструментах. Развивающие: • развитие и совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах и навыков художественного исполнения музыкальных произведений; • развитие индивидуальных музыкальных творческих способностей обучающихся; • развитие навыков публичных выступлений. Воспитательные: • воспитание чувства взаимоподдержки, взаимопонимания в коллективе. • воспитание сценической культуры; • воспитание музыкального вкуса; • воспитание интереса к ансамблевому исполнительству. Условия реализации программы Условия набора в коллектив В коллектив принимаются дети с 8 лет после предварительного собеседования, в результате которого выявляются их музыкальные способности, желание заниматься определенным видом музыкальной деятельности. Дети с определенной музыкальной подготовкой привлекаются сразу к ансамблевому исполнительству и зачисляются в группы второго года обучения. Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в группах с учетом индивидуального подхода к обучающимся. На первом году обучения используются индивидуальные, групповые формы работы с обучающимися. На этом уровне основой учебно-воспитательного процесса является изучение музыкальной грамоты, что развивает музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление и память. Из рассказов педагога обучающиеся получают знания об истории возникновения и развития инструментов, об известных исполнителях, и на ряду с этим практикуют основы исполнительства на инструментах. На втором году обучения обучающиеся распределяются по ансамблевым партиям с учетом овладения игрой на музыкальных инструментах. Дети успешно усваивающие программу обучения, могут рассчитывать на солирующие партии, а остальные обучающиеся играют партии, распределенные к ним по мере их стараний и возможностей. Педагог помогает каждому ребенку адаптироваться к совместной деятельности в эстрадном ансамбле. Второй год обучения самый насыщенный по работе в ансамбле, он предполагает: • Взаимодействие: ученик-педагог, ученик-ученик, ученик-ансамбль. • Самостоятельность - участие ученика в работе над аранжировкой композиции и продумыванием партии собственного инструмента • Взаимовыручка - помощь педагогу и менее опытным обучающимися в учебном процессе и жизнедеятельности коллектива. Важнейшим условием реализации программы является выполнение домашних заданий, постоянной тренировки музыкального аппарата. Для этого проводится работа с родителями обучающихся, разъясняется необходимость контроля с их стороны домашних упражнений. Проводятся консультации по выбору и покупке инструмента. Проводятся разъяснения, какие условия дома нужно создать ребѐнку, чтобы домашние занятия проходили успешно. Родительские собрания проводятся не реже 1 раза в год. Итогом реализации образовательной программы является овладение обучающимися практическими навыками игры на музыкальном инструменте в ансамбле и их применение в последующей личной и ансамблевой творческой жизни. № п/п Учебный план 1год обучения Название раздела, темы Количество часов Форма контроля Теория Практика Всего часов Вводное занятие. Организационные вопросы Шестиструнная гитара (электрогитара) 2 0 2 Устный опрос 9 27 36 Задание 3. Бас-гитара 13 21 34 Задание 4. Клавишные инструменты 13 21 34 5. Основы музыкальной сольфеджио грамоты 9 20 29 Контрольная работа Наблюдение 6. Буквенно-цифровая обозначения аккордов система 13 21 34 Зачет 7. Камерный ансамбль 11 29 40 Зачет 7 0 7 77 139 216 1. 2. Заключительное Подведение итогов Итого: 8. занятие. После первого года обучения ожидается: Шестиструнная гитара освоить мажорные гаммы до"соль" пройти гаммы "ре", "ля" в пределах 1 и 2 позиции пройти мажорные гаммы в пределах 4 и 5 позиции изучить несколько этюдов на различные виды техники, пьес различного характера должен уметь прочитать небольшой музыкальный фрагмент с листа должен исполнить в составе ансамбля несколько партий или произведений, где гитара является солирующим инструментом Бас-гитара обучающийся должен научиться пользоваться бас-гитарой (знать и соблюдать Т/Б, уметь подключать гитару, пользоваться органами настройки) бас-гитарист должен освоить технику звукоизвлечения пальцами уметь найти правильную аппликатуру уметь подобрать партию по цифровке с учётом темпа, размера, стиля, характера произведения исполнить сольный номер, несколько партий в составе ритм-группы Фортепиано (синтезатор) исполнитель на клавишных инструментах должен знать и соблюдать Т/Б знать назначение и умело использовать органы настройки синтезатора обучающиеся должен пройти различные виды фортепианного аккомпанемента, разучить и исполнить 2-3 сольных произведений, принимать участие в составе камерного ансамбля Содержание учебного плана первого года обучения Истоки зарождения и эволюции жанра инструментальной музыки. Первые музыкальные инструменты, первые исполнители, ансамбли и оркестры. Инструментальная музыка с позиции современности: существующие типы ансамблей, инструментальный, количественный состав, выразительные возможности, стили и направления. Эстрадное направление в инструментальной музыке. Эстрадные ансамбли и оркестры и решаемые ими идейно-художественные задачи. История, развитие, творческие достижения и традиции коллектива. Цели и задачи, предметы и дисциплины, формы и методы обучения, востребованность полученных знаний и навыков в дальнейшей жизни. Индивидуальные занятия на инструменте ТЕОРИЯ: тестирование, прослушивание, беседа, определение уровня развития муз. слуха, чувства ритма, рекомендации руководителя, выбор инструмента. Техника безопасности при обращении с усилительной акустической аппаратурой, другими техническими средствами: блоками питания, приставками эффектов и т.п. Шестиструнная гитара (электрогитара) ТЕОРИЯ: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиции. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схемы аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот. Современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры. Технические характеристики электрогитары, темброблока, усилителей и колонок, правила подключения, использование, хранение. Игра медиатором. ПРАКТИКА: аккорды и способы извлечения. Арпеджио восходящее низходящее. Игра на закрытых струнах, смена позиций. Разучивание простейших упражнений (одноголосно, двухголосно). Фразировка. Баррэ. Приёмы игры: легато, стаккато, тремоло, арпеджиато. Динамические оттенки. Бас-гитара ТЕОРИЯ: устройство, технические и тембровые характеристики. Подключение использование, хранение, роль в ансамбле. Практика: положение инструмента, постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца. Игра по нотам в басовом ключе. Штрихи. Клавишные инструменты ТЕОРИЯ: орган, электроорган, и другие клавишные инструменты. Историкотеоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора. Роль и функция клавишных в ансамбле. Солирующие партии. Аккомпанемент. Особенности ансамблевого исполнения, его отличия от сольных выступлений. Ноты. Гаммы. Аккорды, арпеджио, ноты и буквы. Пультовая дека инструмента: тембры, регистры, звуковые эффекты. ПРАКТИКА: извлечение звуков на фортепьяно, о специфики работы над игройисполнением: упражнения в положении сидя, стоя за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук. Понятие о штрихах, обозначение музыкальной выразительности и приёмах игры. Практические приёмы, упражнения: чтение, игра, прослушивание и анализ. Исполнение: аккомпкнирование солирующему инструменту, группе инструментов. Начальные навыки ансамблевой игры. Основы музыкальной грамоты сольфеджио ТЕОРИЯ: физическая основа и свойства муз. звуков. Нотный стан, скрипичный ключ. Другие музыкальные ключи (басовой, теноровый, альтовый). Музыкальная система, музыкальный строй. Понятия: тон, полутон, знаки альтерации. Энгармонихм звуков. Нотное письмо. Правописание штилей, обозначение пауз. Ритм, метр, размер, такт, затает, темп. Динамические оттенки и штрихи. ПРАКТИКА: анализ муз. примеров. Доля, такт, определение размеров 2/4,3/4,4/4. Упражнения по теме: чтение ритма и анализ на слух в данных размерах, тактирование, дирижирование, использование учебных пособий и практического материала. Использование в качестве пособий муз. инструментов, зрительная наглядность и анализ на слух. Письменные упражнения: диез, бемоль, бекар. Чтение с листа. Пение ступеней мажора, минора, слуховой анализ. Построение лада (мажор, минор) от заданного звука, письменно и на инструменте. Построение интервалов на ступенях мажора и минора. Простые диатонические интервалы. Качественная и количественная величина интервала. Интервалы мелодические и гармонические. Построение мажорных и минорных трезвучий. Упражнения на инструменте и в тетради: транспозиция на определённый интервал. Буквенно-цифровая система обозначения аккордов ТЕОРИЯ: буквенное обозначение ступеней. Разночтение-H-B,H-Hь. Обозначение мажорных, минорных трезвучий ,септаккордов их обращений. Письменные упражнения по теме. ПРАКТИКА: реальные музыкальные примеры, запись и чтение партии для ритм-гитары, закрепление темы на примерах разучиваемых партий. Определение аккордов как тоники, субдоминанты, доминанты. Камерный ансамбль ТЕОРИЯ: понятия-ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет) партитура, дирекцион, правила оформления партитуры, обозначение инструментов, строя инструментов. Солирующие и аккомпанирующие инструменты, группы инструментов, роль каждой партии в общем звучании ансамбля. ПРАКТИКА: предварительное сыгрывание, разучивание партий, совместное исполнение в медленном темпе отдельных фраз, предложений, частей муз. произведения. Чистота интонирования (игра в унисон), ритмичность, баланс звучания. № п/п Учебный план 2 год обучения Количество часов Тема Форма контроля Теория Практика Всего часов 2 0 2 2. Вводное занятие. Организационные вопросы Клавишные инструменты 4 0 4 Устный опрос 3. Электрогитара 16 6 22 4. Бас-гитара 12 8 20 5. Основы музыкальной грамоты и гармонии 6 4 10 Письменная работа Письменная работа Практическая работа 6. Сольфеджио. дирижирования 8 6 14 Диктант, зачет 7. Камерный ансамбль 20 40 60 8. Ансамбль. форма 8 34 42 Зачёт, наблюдение Выступление 8 0 32 2 40 2 84 132 216 1. Приёмы Репетиционная Работа над репертуаром Подведение итогов учебный год Итого: 9. 10. за Конкурсы После первого года обучения ожидается: Электрогитара обучающийся должен уметь пользоваться электрогитарой, соблюдать Т/Б освоить игру медиатором, пройти мажорные минорные гаммы аккорды, арпеджио в пройденных позициях с усложнённым ритмическим рисунком (движение триолями, пунктирным ритмом) исполнять партии соло-гитары, ритм-гитары, произведения для "классической" гитары, играть в камерном ансамбле при достаточно развитых навыках принимать участие в репетициях и выступлениях полного состава ансамбля Клавишные электромузыкальные инструменты обучающийся должен уметь пользоваться инструментом, освоить функции- эквалайзера, ревербератора, систему регистрации и некоторые другие исполнитель должен понимать место, роль инструмента в ансамбле принимать участие в концерте в составе полного состава ансамбля Инструментальный ансамбль обучающийся должны освоить навыки ансамблевой игры (чёткое вступление инструмента, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука), знать и понимать свою роль в ансамбле за год должны быть разучены несколько музыкальных произведений Содержание учебного плана второго года обучения Индивидуальные занятия на инструменте Клавишные инструменты ТЕОРИЯ: техническая характеристика, принцип эксплуатации, правили техники безопасности. Мануалы, чистые и смешанные тембры, музыкальная оправданность эффектов. ПРАКТИКА: работа над музыкальными произведениями для сольного исполнения, работа над партиями музыкальных произведений, разучиваемых для публичных выступлений. Самостоятельные занятия. Гаммы до 2х ключевых знаков в 2-3 октавы, арпеджио, этюды и упражнения в пройденных тональностях. Игра одной рукой в скрипичном, басовом ключах, игра двумя руками. Рациональное использование технических, специфических возможностей инструментов, освоение системы автоаккомпанимента на синтезаторе. Использование наглядных пособий и учебной литературы: Е.Ларичев "Школа игры на гитаре", С.Стрлецкий "Школа игры в эстрадном ансамбле". Электрогитара ТЕОРИЯ: закрепление знаний первого года обучения, техника безопасности, настройка инструмента, тембры. ПРАКТИКА: исполнение гамм, аккордов, пьес в различных позициях, тональностях. Чтение нот с листа, аккордов по буквенно-цифровому обозначению. Штрихи. Отработка техники: аккорды, арпеджио, легато, глиссандо, пицикато, вибрато, тремоло. Исполнение различных ритмических рисунков, исполнение-соло. Бас-гитара ТЕОРИЯ: закрепление знаний первого года обучения, настройка инструмента, тембры. ПРАКТИКА: игра стоя, сидя. Игра по нотам, буквенно-цифровому обозначению. Штрихи. Типы басовых партий-аккордовые, гаммообразные. Гаммы и этюды в тональностях до 2х знаков, сольные партии и пьесы. Игра в камерном ансамбле и в полном составе. Основы музыкальной грамоты и гармонии ТЕОРИЯ: музыкальные ключи, интервалы-простые и составные, мелодические, гармонические, обращение интервалов, обозначение. Интервалы чистые, малые, большие, увеличенные, уменьшённые. Ритм, метр, размер, такт, темп. Аккорды: строение (интервальный состав), обозначение, их свойства. Мажорные минорные трезвучия, увеличенные, уменьшённые, трезвучия с секстой. Септаккорды: малый мажорный, малый минорный, большой минорный, большой мажорный. Практика: чтение нот в скрипичном, басовом ключах. Транспонирование текста из скрипичного в басовый и наоборот. Характерные интервалы на практических примерах разучиваемых произведений. Ритм, метр, размер, сильные и слабые доли. Построение аккордов на инструменте. Консонирующие и диссонирующие аккорды. Разрешение аккордов. Проигрывание последовательностей: Т-S-D.Гармонизация простых мелодий. Сольфеджио. Приёмы дирижирования ТЕОРИЯ: интонирование голосом различных интервалов, мелодических построений, слуховой анализ, устойчивые и неустойчивые ступени. Приемы дирижирования. Дирижирование-как средство счёта и управления исполнением. Автакт, затакт, замедление, ускорение, окончание. Сетка дирижирования на 2/4,3/4,4/4. ПРАКТИКА: построение в тетради, исполнение на инструменте различных интервалов от заданного звука. Построение и исполнение аккордов на инструменте. Письменные контрольные работы по пройденным темам. Одновременное исполнение и дирижирование. Камерный ансамбль ТЕОРИЯ: ансамбли струнных инструментов - гитара+гитара,гитара+гитара-бас,две гитары+гитара-бас. Ансамбли клавишных инструментов. Смешанные ансамбли. Ансамбли где каждый инструмент имеет самостоятельную партию (полифония). Ансамбли где имеются солирующие инструменты, группы инструментов, аккомпанирующие инструменты, группы инструментов. Практика: дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма, звуковой баланс в аккомпанименте. При достаточных навыках учся допускаются к игре в полном составе ансамбля. Ансамбль. Репетиционная форма ТЕОРИЯ: выбор и обсуждение репертуара. Художественный замысел автора. Правильное использование тембровых возможностей, технических и специфических эффектов для того чтобы внести новизну, свежесть в звучание произведений имеющих широкую известность и популярность, в тоже время сохранить целостность и замысел автора. ПРАКТИКА: репетиция проходит по следующему плану: разыгрывание 15 минут настройка инструментов 10 минут проигрывание упражнений 20 минут работа над произведениями 60 минут итоги репетиции 5 минут На репетиции закрепляются навыки коллективного исполнения, но уделяется больше времени эстетической, художественной составляющей в процессе обучения (выразительность, эмоциональность, динамика). Планируемые результаты К концу обучения обучающиеся: Предметные: • Освоят теоретические сведения об инструментах; • Будут знать элементарную теорию музыки; • Сформируют правильные навыки игры на музыкальных инструментах (включая правильную посадку); • Будут знать основные приемы звукоизвлечения на разных музыкальных инструментах. Метапредметные: • Будут владеть навыками художественного исполнения музыкальных произведений; • Будут знать свои индивидуальные особенности и стремиться к творческому росту; • Получат опыт работы на сцене и в студии. • Узнают больше о профессии музыканта, благодаря чему появится понимание сложности этого занятия, и, как следствие, уважение к профессионалам этого дела. Личностные: • Будут проявлять чувства взаимоподдержки, взаимопонимания к сверстникам; • Сформируют музыкальный вкус в соответствии с возрастом; • Будут проявлять интерес к музыкальным занятиям и коллективному творчеству. Материально-техническое обеспечение Музыкальные инструменты: Электрогитары шестиструнные-4 шт. Гитара –бас-1шт. Синтезаторы-3шт. Техническое обеспечение: Активная акустическая система, 2 колонки мощностью не менее 500 Вт Усилитель НЧ мощностью 500 Вт-1 шт. Микшерский пульт-1 шт. Радиомикрофон со стойкой-1 шт. Процессор гитарный-1 шт. Компьютер с монитором-1 комплект Широкополосный интернет Подставки для нот-6 шт. Помещение для занятий-кабинет достаточных размеров, с естественным и искусственным освещением Мебель: ученические столы-4 шт. стулья-15 шт. шкаф для нот-1 шт. меловая доска-1 шт. Необходимые учебные, наглядные пособия Кадровое обеспечение По данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Оценочные и методические материалы Способы определения результативности реализации программы Оценка уровня знаний, умений, навыков, развития способностей, обучающихся происходит в процессе специально организованных диагностических занятий один раз в полугодие: • итоговых занятий (зачет в конце первого и второго полугодия); • концертов; районных и больших городских мероприятий; • работы над записью композиции. При оценке знаний и умений каждого обучающегося учитываются: • уверенность; выразительность; владение техническими навыками; ритмическая организованность; музыкальность; уровень освоения репертуара. • уровень теоретической подготовки: соответствие теоретических знаний, кругозор, осмысленность и свобода использования терминологии; • уровень воспитанности: культура поведения, творческое отношение к выполнению заданий, развитость коммуникативных способностей. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся определяют полноту реализации образовательной программы и фиксируются в диагностической карте. Формы подведения итогов реализации программы: Итоги освоения программы подводятся в форме зачетов, отчетных концертов, смотров, участия в конкурсах и фестивалях. Система контроля результативности обучения Задачи Обучающие: Освоение теоретических сведений об инструментах Изучение элементарной теории музыки Постановка исполнительского аппарата Освоение основных приемов звукоизвлечения Развивающие: Развитие и совершенствование навыков игры на музыкальных инструментах и навыков художественного исполнения музыкальных произведений Результаты Диагностические (диагностические методы показатели) Предметные: Знания об инструменте Тест (теория) Формы представления результатов Периодичность диагностики Итоговое занятие 2 раза в год Нотная грамота Зачет Контрольный урок по 2 раза в год теме Итоговое занятие 2 раза в год Техника игры Зачет Итоговое занятие 2 раза в год Метапредметные: Музыкальность Наблюдение Текущие занятия Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. Тест Развитие Творческий потенциал индивидуальных музыкальных творческих способностей учащихся Развитие навыков Чувство ансамбля исполнительства Наблюдение, документов Наблюдение, прием выученных ансамблевых партий Репетиции Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. Развитие публичных выступлений Анализ документов Выступления Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. навыков Творческая активность анализ Музыкальный дневник Творческие достижения Участие в конкурсах, анализ документов Воспитательные: Личностные: Воспитание чувства Отношения со Наблюдение, беседа взаимоподдержки, сверстниками взаимопонимания в Отношения со Наблюдение, беседа коллективе взрослыми Воспитание Сценическая культура Наблюдение сценической культуры Воспитание Музыкальный вкус Тест, беседа музыкального вкуса Воспитание интереса к Уровень мотивации Тест, наблюдение ансамблевому исполнительству Выступления, конкурсы Текущие занятия Текущие занятия Текущие занятия Текущие занятия Текущие занятия Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. Постоянно. Фиксация результатов 2 раза в год. 2 раза в год Методические материалы Педагогические методики и технологии, в том образовательные технологии, электронное обучение числе дистанционные Педагогические технологии • личностно-ориентированное обучение • развивающее обучение • коллективная творческая деятельность • информационно-коммуникативные технологии Дидактические материалы: Дидактический материал, используемый на занятиях: • карточки с нотами; • карточки с динамическими оттенками; • карточки с обозначением темпов и характера исполняемой музыки; • пособия для чтения нот с листа; • пособие по развитию навыков подбора на слух Учебно-методический комплекс: Педагогические и методические подходы к обучению учащихся игре на инструменте (шестиструнная гитара, электрогитара, ударные инструменты) • Обучение на инструментах неподготовленных детей начинается с рассказа об истории возникновения и развитии музыкальных инструментов, специфики игры на них и ознакомление с ними. • Дальше идѐт работа по правильной постановке игрового аппарата: • При игре на гитаре правильная посадка за инструментом (прямая посадка обучающегося на половинке стула с перпендикулярной постановкой голени к полу, что не приведѐт в дальнейшем к искривлению позвоночника). В обучение очень важно обратить внимание на правильную постановку рук, учитывая возрастную физиологию обучающегося при выборе размера гитары. Правая рука должна находиться на обечайке гитары, левая свободно находиться за грифом. Освоение технических приѐмов обучающихся позволяет учитывать его физические и музыкальные способности, и в дальнейшем позволяет педагогу выстраивать систему занятий с каждым воспитанником. • При игре на ударных инструментах очень важно учитывать физиологические особенности обучающегося и их музыкальные способности, в особенности – чувство ритма. Работа над постановкой игры (положение корпуса, рук ног). Упражнения для развития рук при игре на глухом барабане «подушка». В начале освоения программы, обучающиеся пробуют все инструменты, а затем предлагается детям, учитывая их интерес, физиологические особенности, музыкальные данные, выбрать инструмент, который он сможет быстрее освоить и реализовать свои индивидуальные возможности. В ансамбле недостаточно быть солистом-инструменталистом, а также важно развить ансамблевое чувство игры, общую музыкальную культуру. Цель программы достигается систематической работой над ансамблевым исполнительством, изучением музыкальной грамоты и участием в концертной деятельности. Весь изучаемый художественный и инструктивный материал, предложенный для работы, соответствует принципу доступности и общему развитию учащихся, а также отвечает учебно-воспитательным задачам обучения. Для успешного функционирования коллектива необходимо: • Создание благоприятных психологически комфортных условий для реализации творческих возможностей педагога и детей. • Создание атмосферы творческого сотрудничества педагога, родителей и детей, в том числе через участие в концертных выступлениях. • Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, а электромузыкальное оборудование и музыкальные инструменты соответствовать современному техническому уровню. Информационные источники 1.Способин "Элементарная теория музыки", М.Музыка,1978 г.-базовое пособие по теории музыки и гармонии. 2.А.Николаев "Школа игры на фортепиано"-учебное пособие для педагогов и учащихся музыкальных школ, содержит учебный материал и нотное приложение. М.Музыка,1970г. 3.Мирек "Школа игры на аккордеоне" М.Музыка,1963 г., используется как нотное приложение с аппликатурой для правой руки. 4.Е.Ларичев "Самоучитель игры для шестиструнной гитары" М. Музыка,1988г. учебное пособие с нотным приложением для самостоятельного обучения и занятий с педагогом. 5.М.Двилянский "Педагогический репертуар аккордеониста" М.Музыка,1969г., сборник музыкальных произведений для уч-ся ДМШ 1-4 класс. 6.В.Кудрявцев "Инструментуйте сами" М.Музыка,1986 г.,издан для самодеятельных и профессиональных ансамблей, сборник популярных произведений отечественных композиторов. 7.Г.Левкодимов "Вокально-инструментальная музыка" М.ЗАО РИФМЕ,1997г., сборник произведений для гитары, ф-но (синтезатора, баяна, вокала). 8.В.Якимов "Фортепианные и джазовые пьесы для детей и юношества" С.Петербург, 1993г. сборник адресован преподавателям и учащимся учебных заведений. Представлены пьесы различные по трудности и направленности. 9.М.Двинлянский "Музыка советской эстрады", М.Музыка,1983г.для широкого круга музыкантов, музыкальных коллективов. 10.А.Чиняков "Музыкальная акварель" сборник популярной музыки, предназначен для широкого круга музыкантов. 11.М.Соколов "Пьесы для ф-но" произведения подобраны для развития определённых видов техники. 12.А.Новиков "Альбом начинающего гитариста" М.Советский композитор, 1983г., классика и переложения популярной современной музыки. 13.М.Каркасси "Школа игры на шестиструнной гитаре", М.Советский композитор, 1991г.,автор обобщает свой длительный опыт педагогической деятельности, делится полезными советами наблюдениями. 14.Б.Копелевич "Музыкальные диктанты, эстрада и джаз", М.Музыка 1990г., принципиально новое издание. Объем и расположение материала позволяет использовать сборник для работы с учащимися различного уровня подготовки. 15.В.Ляудис "Инновационное обучение, стратегия и практика. «М.1994г., известные психологи, философы, организаторы образования рассматривают теоретические и прикладные аспекты проектирования моделей инновационного обучения и авторских программ развития личности. 17.С.Стрелецкий «Школа игры в эстрадном ансамбле». Список литературы для педагога 1. 2. Дмитриевский Ю.В., Калесник С.Н., Манилов В.А. Гитара от блюза до джазарока. – Киев, 1986. Егоров Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. – М., 1970. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах. Ч. 1. – Л.-М., 1979. Иванов-Крамской А.М. Репертуар гитариста. Выпуск 7. – 1970. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1980. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1968. Карнеги Д. Большой секрет искусства общения с людьми. – Минводы, 1992. Кузнецов А.А. Из практики джазового гитариста. – Л., 1983. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. – М., 1982. Манилов В.А., Молотков В.А. Техника джазового аккомпанемента. – Киев, 1979. Молотков В.А. Джазовая импровизация. – Киев, 1983. Николаев А.Г. Любителю гитаристу. – Л., 1990. Ольшанский. Гитарный альманах. – Л., 1990. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. – М., 1973. Список используемой литературы для обучающихся 1. Акционерное общество М Т М – Хрестоматия. Шестиструнная гитара. 1-3 классы музыкальных школ. – Типография В.А.С., 1992. 2. Джулиани М. Десять пьес для гитары. – Будапешт, 1980. 3. Джулиани М. Три рондо для гитары. – Будапешт, 1981. 4. Егоров Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. – М., 1970. 5. Калинин В. Юный гитарист. Ч.1. – М., 1993. 6. Калинин В. Юный гитарист. Ч.2. – М., 1993. 7. Ковалевский М. Аппликатурные приѐмы на ударных инструментах в эстрадном ансамбле. – М., 1972. 8. Леннон Д., Маккартни П. 20 песен «Битлз» в переложении для шестиструнной гитары. – М., 1991. 9. Мархасев Л. В лѐгком жанре. – Л., 1986. 10. Морген Л. Школа-самоучитель игры на бас-гитаре. – М., 1983. 11. Осадчук В. 80 этюдов для малого барабана. – М., 1970. 12. Переверзев Л. Путь к музыке. – М., 1981. 13. Популярные джазовые произведения для электрогитары и ритм-группы. – М., 1984. 14. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. – СПб., 1997. 15. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. – М., 1997. 16. Снегирѐв В. Этюды для малого барабана. – М., 1970. 17.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1982. Электронные ресурсы www.aveclassics.net Интернет-ресурсы образовательные Краткое описание www.clasmusic.narod.ru http://classic-online.ru/ http://classon.ru/ http://forumklassika.ru/ www.gidmusic.net http://imsip.org/wiki/ http://lib-notes.orpheusmusic.ru/ www.musicnavigator.org http://nlib.org.ua/ http://notes.tarakanov.net/ http://notomania.ru/ www.ololo.1m http://7not.ru/notes/ http://www.classic-music.ru/ http://www.notarhiv.ru/ http://www.piano.ru/library.html Записи классической музыки, видеозаписи опер и балетов. Учебные пособия, статьи, ноты. Сайт классической музыки. Биография. Список произведений. Аудиоархив классической музыки. Нотная библиотека портала детского образования в сфере искусства России. Международная нотная библиотека, форум. Классическая музыка. Поможет насладиться гармонией, испытать единство с окружающим миром. Международный проект библиотека музыкальных партитур. Эта библиотека содержит все свободные музыкальные партитуры, равно как и музыкальные произведения композиторов, желающих свободно поделиться ими с миром. Библиотека нот и музыкальной литературы. Мировая классическая музыка. Сокровищница мировой классической музыки. Сайт «Нотная библиотека классической музыки» - собрание нот, MP3-файлов и ссылок на музыкальные ресурсы Интернета. Свободное предоставление пользователям Интернета нотной литературы академического направления. Нотный архив Бориса Тараканова. В этой онлайн библиотеке собрано огромное множество нот различных направлений (учебные пособия, клавиры, хоровые партитуры, произведения для различных инструментов). Ноты различных жанров музыки. Классическая музыка mp3 онлайн. Ноты для любителей музыки. Сайт, посвященный классической музыке. Нотный архив Александра Кондакова. В данный нотный архив войдут только самые большие и качественные архивы нот. Нотная библиотека сайта "Фортепиано в России"