Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Ансамбль баянистов «Баян» Возраст обучающихся: 7-18 лет Срок реализации: 5 лет Автор-составитель: Лавров Андрей Викторович, педагог дополнительного образования Первоуральск 2023 Пояснительная записка Музыка – одно из могучих средств воспитания. Она способна выражать глубокие мысли, чувства, переживания. Начальное обучение игре на музыкальном инструменте – удивительно живой, творческий процесс, в ходе которого дети знакомятся с музыкой, учатся ее понимать, у них формируется эстетический вкус, дети получают первоначальные навыки игры на баяне. Обучение игры на баяне направлено на общее музыкальное развитие и обучение детей, формирование их эстетических вкусов на лучших образцах народной инструментальной музыки, а также произведений советских и современных композиторов. Развитие навыков любительского музицирования сегодня является ядром всей системы общего музыкального образования, которое объединяет профессиональную работу педагога с запросами детей и их родителей, имеет практическое применение в жизни детей. Дополнительная общеобразовательная программа «Баян» (далее – Программа) составлена на основе следующих нормативно–правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.368521) (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296); 7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию 2 дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 13. Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ. Направленность программы. Программа «Баян» учитывает все многогранные возможности данного музыкального инструмента и основывается не только на народноинструментальной культуре, но и предполагает освоение и классической музыки, и оригинальных произведений для баяна. Программа относится к программам музыкального направления, имеет художественную направленность и является общекультурной по уровню освоения. Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. Уровень программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баян» разноуровневая программа, включающая в себя освоение стартового, базового и продвинутого уровней. 3 Актуальность программы Актуальность программы состоит в том, что она не только дает обучающимся практические умения и навыки игры на баяне, но и учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Актуальность программы заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на баяне. Программа предполагает последовательность и постепенность музыкального развития обучающихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них, создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества. Актуальность данной программы состоит также в возможности творческого самовыражения ребенка и позитивной социализации посредством обучения навыкам исполнительского искусства. Актуальность предлагаемой программы определяется еще и запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития детей, реализация которых осуществляется в ПМАОУ ДО ЦРДМ. Отличительные особенности программы, новизна Данная Программа составлена на основе типовой «Программы по обучению игре на баяне, аккордеоне для внешкольных учреждений» (Музыка. Просвещение. 1986); примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент. Баян» (2005 г.); на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баян (Аккордеон)» МБУ ДО Пушкинского городского округа «Центр детского творчества г. Пушкино», авторы педагоги дополнительного образования Сергеев Е.А., Морозова Т.В. (2021 г.). Программа адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования детей. При составлении программы учтен личный опыт работы педагога. Отличительной особенностью Программы является то, что она разработана для обучающихся образовательных учреждений, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Работа над пьесами наполнена образными примерами. В процессе работы формируется чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к окружающим, чему способствует соответствующий подбор материала, включающий в содержание занятия сказки, стихи и песни (в зависимости от возраста учащегося). Учитывая желание ребёнка скорее исполнить «настоящую музыку», на занятиях используется ансамбль. Ансамблевое исполнение способствует развитию метроритмического чувства и полифонического слуха. Новизна программы заключается в применении современных принципов и методов обучения; внедрении в образовательный процесс современных педагогических технологий (технология индивидуализации обучения, технология развивающего обучения, технология коллективной творческой деятельности, игровые технологии, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии дистанционного обучения и др.) и средств обучения. 4 Отличительной особенностью также является: - набор детей осуществляется, в первую очередь, на основании их желания обучаться игре на баяне, а не на наличии музыкальных способностей; - внимание направлено на развитие интеллектуального кругозора и всего мировоззрения обучающегося, не замыкаясь в рамках узкого профессионализма; - осуществляется комплексная работа над развитием максимальной слуховой активности учащегося, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение; - система занятий делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. Теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. - минимум содержания программы обеспечивает целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков; - построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей; - обогащён педагогический репертуар: представлен перечень музыкальных произведений по годам обучения, рекомендованных для исполнения на контрольных занятиях, а также произведения, выразительно представляющие образный мир ребенка; - список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей обучающихся; - предполагает творческий подход преподавателя к задаче развития индивидуальных способностей обучающегося. Адресат программы В творческое объединение принимаются все желающие в возрасте от 7 лет. При поступлении в объединение у обучающихся проверяются их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память) с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей, выявить общий уровень развития индивидуальности ребёнка и её особенности. Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности обучающегося. Выбор форм, методов обучения, педагогических технологий должен опираться на ведущую деятельность каждой возрастной группы, её особенности. Так, например, на занятиях с младшим школьником следует использовать игровые технологии, а в работе с подростком применимы технологии творческой мастерской. Психолого-педагогические характеристики возрастных групп Младший школьный возраст (7-9 лет) – период впитывания, усвоения, накопления знаний. Это максимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства. Его характеризуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность, впечатлительность, что обеспечивает динамичное когнитивное и личностное развитие. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная. Освоение её компонентов ведёт к совершенствованию всей 5 познавательной и личностной сферы детей, способствует развитию психических новообразований. В период младшего подросткового возраста (10-11 лет) основные психические функции достигают достаточно высокого уровня развития, который становится базой для последующих качественных приобретений психики. Все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются: у подростка развивается самосознание и самоопределение. Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками. Центральным новообразованием является качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей. В среднем подростковом возрасте (от 11 до 15 лет) в качестве ведущей деятельности выступает общение в системе общественных отношений и общественно полезной деятельности. В старшем подростковом возрасте (период ранней юности) (1517 лет) в качестве ведущей деятельности выступает учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у подростков формируются познавательные предпочтения, жизненные планы и формируются нравственные идеалы. Особенное положение данного возраста отражается также в его названиях – это возраст «критический», «переломный», а также «трудный». В данном возрасте фиксируется значимость происходящих в данном периоде процессов развития, которые теснейшим образом связаны с двумя жизненными этапами детством и отрочеством. Переход от детства к взрослости может рассматриваться как основное содержание и специфические отличия всех сторон развития в данном возрастном периоде – нравственном, умственном, социальном, а также физическом. В рамках данных направлений осуществляется формирование качественно новых образований личности – формируются элементы взрослости как результаты перестройки отношения со сверстниками, взрослыми, а также способам социального взаимодействия. В качестве специфической особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте выступает наличие достаточно сложившегося коллектива сверстников, в котором подростки пытаются занять определенное социальное положение и социальный статус. В качестве типичной потребности подростков выступает получение признания со стороны сверстников, что формирует выраженную потребность как можно лучше соответствовать требованиям группы. Таким образом в качестве значимого фактора развития личности в подростковом возрасте выступает требования коллектива, а также его мнение. В качестве специфической особенности подросткового возраста выступает перестройка взаимоотношений с родителями и сверстниками, а также переход от детской зависимости к таким отношениям, которые строятся на взаимном уважительном 6 отношении друг к другу. Подростковый возраст является переломным моментом в психофизиологическом, биологическом и социальном плане, что связано с половым созреванием, а также окончанием периода детства и вступлением во взрослую жизнь. Практически каждый подросток в переходном возрасте сталкивается с множеством разного рода трудностей и сложностей, он пытается найти себя в различных видах деятельности. В качестве важнейшего приобретения подросткового возраста выступает открытие подростком собственного внутреннего мира. Физический мир для подростка – это одна из возможностей субъективного опыта, в качестве сосредоточения которого выступает сам подросток. Обретая способности погружаться в себя, а также получать удовольствие от собственных переживаний, подросток открывает для себя новый мир чувств и эмоций, он начинает осмысливать самого себя, а также собственные эмоциональные проявления не только как результат внешних событий, но также, как и состояние собственного «Я». Режим занятий Занятия в объединении проводятся как индивидуально с каждым обучающимся, так и по группам. Индивидуальные практические занятия – проводятся два раза в неделю по одному академическому часу (45 минут). Начиная со II года обучения из обучающихся, занимающихся в объединении, формируются ансамбли с привлечением в них обучающиеся первого года обучения успешно освоивших программу. Групповые (ансамблевые) занятия проводятся один раз в неделю по 2 академических часа. Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки. При дистанционном обучении – занятия проводятся 2 раза в неделю в зависимости от учебного плана. Продолжительность занятия 30 минут. При дистанционном обучении по программе используются видео-занятия и адресные дистанционные консультации. Онлайн занятий проходят на платформе ИКОП «Сферум». Срок освоения программы Данная программа рассчитана на 5 лет обучения и делится на три этапа: I этап – стартовый уровень (первый год обучения); II этап – базовый уровень (второй, третий и четвёртый года обучения); III этап – продвинутый уровень (пятый год обучения). Продолжительность учебных часов в год на одного обучающегося: 1-й год обучения – 72 часа из расчета 36 недель; 2-й год обучения – 144 часа из расчета 36 недель; 3-й год обучения – 144 часа из расчета 36 недель; 4-й год обучения – 144 часа из расчета 36 недель; 5-й год обучения – 144 часа из расчета 36 недель. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальная; групповая (ансамблевая). Образовательный и воспитательный процесс, строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что позволяет индивидуально и гибко строить сам процесс. В индивидуальных планах 7 отражается конкретно: репертуар, характеристика и общественная деятельность каждого ребенка, а также его итоги по окончании каждого года обучения, планы и задачи на следующий год обучения. Формы проведения учебных занятий: - учебное занятие; - занятие в ансамбле; - открытое занятие; - контрольное занятие; - репетиция; - концерт. Основные методы организации занятий Словесные методы обучения: устное изложение изучаемого материала; беседа с обучающимся; рассказ; анализ (нотного текста, формы, стиля, структуры музыкального произведения и т.д.). Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов; посещение концертов; прослушивание музыкальных произведений; показ, исполнение преподавателем; наблюдение, сравнение и т.д. Практические методы обучения: практическая работа; самостоятельная работа; тренировочные упражнения (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, виды туше, штриховые упражнения, динамические упражнения и т.д.); техническая работа над пьесами. Цель программы: музыкально-эстетическое образование детей, формирование их художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, развитие творческой личности ребенка в процессе овладения знаниями и практическими навыками игры на баяне. Задачи программы: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. Обучающие задачи: изучение основ музыкальной грамоты; приобретение исполнительских навыков игры на инструменте; приобретение навыков ансамблевой игры, чтения нот с листа; 8 приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования, приобретение навыков самостоятельной работы над произведением; овладение основами аккомпанемента; знакомство с жанровым многообразием музыки русских и зарубежных композиторов, а также народной и оригинальной музыкой для баяна. Развивающие задачи: развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм), координации; развитие творческих способностей; развитие технических способностей, предполагающих овладение основными техническими приемами на материале гамм, арпеджио, этюдов; развитие артистических способностей; развитие музыкального мышления, воображения, усидчивости, терпения. Воспитательные задачи: формирование художественного вкуса на лучших образцах народного музыкального искусства, классиков русской и зарубежной музыки; воспитание интереса и любви к занятиям музыкой и музыкальному искусству; воспитание уважения и любви к традициям русского народного инструментального творчества; формирование личностных качеств: целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты; воспитание положительных нравственных качеств и духовной культуры воспитание культуры личности; эстетическое и нравственное воспитание учащихся; воспитание трудолюбия, чувство товарищества, чувство личной ответственности; формирование патриотизма на основе репертуара. Задачи для обучающихся стартового уровня Обучающие: способствовать овладению первоначальным навыкам игры на инструменте, постановке рук, постановке инструмента (правильной посадке); познакомить со штрихами (легато, стаккато, нон легато), с особенностями ведения меха; овладеть основными динамическими оттенками (p, f, cresc., dim., mp, mf). Воспитательные: воспитать у обучающихся эстетические и нравственные качества; развить усидчивость, терпение, творческое воображение и мышление. Развивающие: приобрести навыки самостоятельного выучивания небольших пьес; развить способность передачи характера музыки, внимания, восприимчивости к музыке и музыкально слуховым представлениям. Задачи для обучающихся базового уровня Обучающие: 9 закрепить ранее полученные знания, умения, навыки; углубить знания музыкальной грамоты: расширить знания в области ритма (знакомство с мелкими длительностями – шестнадцатые, длительности с точкой, синкопы, триоли); изучить основные приёмы аккомпанемента – вальс, марш, полька; изучить новые приемы игры мехом; сформировать навыки самостоятельности в решении музыкально-исполнительских задач: преодоление технических трудностей, работа над звуком, фразой. Воспитательные: выработать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации; умение планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью, уметь давать объективную оценку своему труду; формировать навыки взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата. Развивающие: развить творческие и артистические способности; предоставить возможность участия в концертах, фестивалях, конкурсах муниципального и регионального уровней; расширить кругозор обучающихся. Задачи для обучающихся продвинутого уровня: Обучающие: совершенствовать исполнительскую технику (беглость, туше, штрихи, закрепление приемов агогики, динамики); достичь повышенного уровня образованности обучающихся - умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения. выработать прочные индивидуальные исполнительские навыки. Воспитательные: воспитать способность более тонко вслушиваться в исполняемую музыку и углубленного осознания ее художественно-выразительных средств; воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). Развивающие: развивать эстетическое восприятие и творческое воображение; развивать умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д. 10 Характеристика предмета, его значимость Занятия на баяне предполагают индивидуальные и групповые (ансамблевые) занятия с обучающимися, на которых они приобретают: знания, умения и навыки игры на баяне, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности; умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства. Значимость занятий на инструменте заключается в: овладении обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира; приобретении обучающимися опыта творческой деятельности, художественном образовании, эстетическом воспитании и духовно-нравственном развитии детей; выявлении одарённых детей в раннем возрасте. Формы подведения итогов реализации программы С целью определения продуктивности усвоения обучающимися программы два раза в год проводится диагностика результатов развития детей. Входная диагностика – в начале учебного года с вновь поступившими обучающимися; итоговая – в конце каждого учебного года со всеми обучающимися. Также в конце каждого учебного года на контрольных занятиях проводится проверка выполнения индивидуальных планов обучающихся. На контрольных занятиях обучающиеся исполняют два-три разнохарактерных произведения. С целью развития у кружковцев навыков публичных выступлений, а также в воспитательных целях устраиваются концерты в школах, детских садах и др. В конце каждого полугодия проводится отчётный концерт для родителей. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы По окончании курса обучения обучающийся должен владеть определенными умениями и навыками: обучающийся должен уметь выразительно, технически свободно исполнить произведения; самостоятельно и грамотно разобрать произведение; знать музыкальные термины; уметь играть в ансамбле, читать с листа, подбирать по слуху; уметь применять теоретические знания в исполнительской практике; иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки. узнавать на слух известные музыкальные произведения; знать имена композиторов, их творчество; знать жанры музыки. Планируемые результаты освоения стартового уровня программы. 1. Предметные результаты Предметные результаты освоения программы отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности. По итогам первого года обучения обучающимся освоены теоретические, практические, исполнительские знания, умения и навыки игры на баяне, соответствующие стартовому уровню программы; приобретен навык творческой деятельности; сформированы основы музыкальной культуры. 11 К концу года обучающийся должен знать устройство инструмента, правила посадки и постановки рук, должен овладеть навыками записи нотных знаков (нотной грамотой), основными способами и приемами звукоизвлечения. От обучающихся требуется умение играть осмысленно и выразительно, находить нужные клавиши, знать звукоряд правой и левой клавиатур. Уметь подбирать по слуху небольшие песенки. В течение года обучающийся должен выучить 10-12 легких пьес. В целом, в порядке ознакомления при чтении с листа, ребенок осваивает 16-20 пьес. За год, обучающийся должен выступить хотя бы на одном концерте. На первом году обучения начинает формироваться музыкальный слух, память, понятийное мышление. Теоретический материал дается в простой и доступной форме, на примерах ассоциативных представлений ребенка, а также в игровой форме. Это способствует восприятию и прочному запоминанию основных терминов и понятий. Игра на инструменте начинается с первого занятия, так как ребенку интересно сразу же попытаться извлечь звуки. Обучающийся может сыграть простейшую мелодию правой рукой, состоящую из 2 или 3 звуков. К концу 1 полугодия разучивается 5-6 легких песен. Во втором полугодии осваивается гамма До мажор, арпеджио и аккорды. На контрольном занятии в конце года обучающийся должен показать основные навыки умения владеть инструментом. На первом году обучения дается основная база для работы в последующее время. В начальный период домашние занятия должны проходить под контролем родителей, так как в этот период данное условие гарантирует результативность выполнения домашних заданий, что приучает ребенка к ответственному отношению к выполняемой им работе. Ребенок должен за этот период приучиться к стабильности, а к концу года к самостоятельным занятиям, а главное к ответственному отношению к ним. 2. Метапредметные результаты Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности. На данном этапе обучения это: - овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками; - формирование осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкальных произведений. В течение первого года обучения игре на инструменте у обучающихся формируется общекультурная компетенция, которая проявляется в воспитании у них интереса, уважения и любви к народной музыке; развитии у детей желания и стремления слушать и исполнять народную музыку; развитии у обучающихся чувств интернационализма и патриотизма, уважения к народным традициям. 3. Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе обучения игры на инструменте, в частности: воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. 12 Формируются личностные качества: внимание, усидчивость, добросовестность и аккуратность. Внимание – важный фактор обучения игре на баяне. У детей умение сконцентрировать внимание зависит от возраста. Важно с первых шагов учить ребенка правильно распределять свое внимание. Работоспособные дети все выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются дети, которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и небрежность. Педагогу следует искать индивидуальный подход: одних приучать к тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и активность. Перевод обучающегося на следующий базовый уровень происходит по итогам контрольного занятия. Требования для зачисления на базовый уровень программы: образовательная программа стартового уровня полностью освоена обучающимся; все поставленные задачи выполнены. Планируемые результаты освоения базового уровня программы В программе предусмотрена уровневая дифференциация планируемых результатов по годам обучения. Это обусловлено тем, что программа рассчитана на три года обучения. Второй год обучения (является первым годом обучения по базовому уровню). 1. Предметные результаты В первом полугодии идет закрепление и углубление знаний, приобретенных в предыдущий год. На занятиях идет расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об исполняемой музыке, раскрытие содержания. Изучаются новые штрихи – portato, markato. Расширение знаний о средствах художественной выразительности (агогика). Изучение особенностей работы над мелкой техникой (снятие кистевого напряжения при исполнении шестнадцатых нот). Во втором полугодии осваивается первая минорная гамма (ля минор) двух видов: гармоническая, мелодическая. Усложняется репертуар, вводятся произведения отечественных и зарубежных авторов, разнообразных по стилю и жанру. Репертуар пополняется несложными двухголосными полифоническими произведениями и отрывками произведений крупной формы. К концу учебного года обучающийся должен: - знать основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки, наиболее простые формы музыкальных произведений; - уметь свободно читать и разбираться в нотной грамоте; - уверенно владеть мехом и знать особенности звукоизвлечения; - повысить технические возможности исполнительского аппарата (мелкая техника, штрихи); - оценивать качество своего исполнения. 2. Метапредметные результаты В первый год обучения по базовому уровню у обучающихся формируется коммуникативная компетенция, которая выражается в способности творческого общения в процессе совместного музицирования с педагогом. Вместе с тем, расширяются познания 13 в области духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, что укрепляет у обучающихся общекультурную компетенцию. 3. Личностные результаты На данном этапе освоения общеразвивающей программы «Баян» у обучающихся формируется ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. У обучающихся развивается волевая саморегуляция в учебной и познавательной деятельности, а также готовность и способность противостоять трудностям и помехам. Формируются личностные качества: воля и настойчивость, склонность к самоанализу. Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая потребность в деятельности. Это достигается различными методами, обогащающими занятие, на котором обучающийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один час за инструментом, нужно сделать усилие над собой. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый фильм. Отказ от этого требует определенного напряжения воли. К концу второго года обучения игре на инструменте ученики принимают участие в музыкальной жизни Центра развития детей и молодежи, выступая на концертах. Участие в общественной жизни учреждения развивает музыкально-эстетические чувства обучающихся, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. По итогам учебного года обучающимися закреплены ранее приобретенные и освоены новые исполнительские знания, умения, навыки. Третий год обучения (является вторым годом обучения по базовому уровню). 1. Предметные результаты Обучающийся должен овладеть техническими и исполнительскими навыками игры на инструменте, необходимыми для занятий на данном этапе обучения. Знать некоторые виды многоголосия, приемы и способы достижения выразительной игры на инструменте. Характеризовать исполняемые музыкальные произведения, пользуясь применяемой терминологией. За год обучающийся должен знать: - короткие и длинные арпеджио; традиционную и позиционную аппликатуру минорных гамм натурального, гармонического и мелодического вида с первого, второго и третьего ряда; особенности исполнения деташе мехом на баяне; строение и особенности крупной формы как в оригинальной литературе для баяна, так и в переложении. Уметь играть: - упражнения на разные виды техники (гаммообразные упражнения позиционной аппликатурой с 1-го, 2-го и 3-го ряда; арпеджированные упражнения на развитие независимости пальцев); все мажорные и минорные гаммы с первого, второго и третьего рядов, штрихами legato и staccato, традиционной и позиционной аппликатурой; этюды на развитие мелкой и крупной техники позиционной аппликатурой, а также этюды на 14 различные виды техники для развития техники игры левой руки; пьесы малых форм, включающие в себя сложные ритмы, новые жанры и стили; пьесы крупных форм – исполнение произведений крупной формы написанных в оригинале для баяна, а также исполнение произведений крупной формы в переложении для баяна. 2. Метапредметные результаты Выработанная на ранних этапах образовательного процесса потребность в ежедневном труде, в упорных занятиях по освоению музыкального материала и совершенствованию навыков владения музыкальным инструментом подразумевает формирование у обучающихся учебно-познавательной компетенции. Наряду с формированием новых ключевых компетенций у обучающихся уже развиты коммуникативная и общекультурная компетенции. 3. Личностные результаты. Личностными качествами, формирующимися на данном этапе обучения, являются: систематичность работы, самостоятельность и критичность мышления. Самостоятельность мышления – важный компонент в обучении детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В обучении игре на инструменте он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней на концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем одарённее ученик, тем отчётливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям. С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: обучающийся должен самокритично оценить свою игру, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней затраты времени на переучивание неверно закрепленных навыков. В процессе обучения у обучающихся закреплено умение адекватной самооценки своих музыкально-творческих возможностей; сформирован устойчивый интерес к обучению игре на инструменте. Четвёртый год обучения (является третьим годом обучения по базовому уровню). 1. Предметные результаты На данном этапе ведется дальнейшая работа по формированию у обучающихся музыкального мышления, а также совершенствование усвоенных ранее практических умений и навыков. Идет развитие эстетического восприятия музыкального образа: понимание выразительного значения мелодии, гармонии, ритма и т. д. Контроль над 15 умением применять полученные знания в самостоятельной работе. Отработка исполнительских качеств: работа над стабильным сценическим исполнением, артистизмом. Совершенствование технических возможностей исполнительского аппарата обучающегося, а также выявление индивидуальных выигрышных исполнительских качеств и их развитие. За год обучающийся должен знать: - аппликатуру короткого и длинного арпеджио двумя руками. Аппликатуру мажорных и минорных гамм в терцию. Специфику исполнения трёхдольного и четырёхдольного рикошета мехом. Особенности строения полифонических произведений. Уметь играть: - упражнения на разные виды техники, аккордовую и репетиционную технику, полифонические упражнения для развития многоголосного мышления; - все мажорные и минорные гаммы в терцию с первого, второго и третьего рядов штрихами legato и staccato, переменными штрихами: 2 legato 2 staccato, и наоборот, переменными длительностями; - этюды на развитие чередования мелкой, крупной и аккордовой техники традиционной и позиционной аппликатурой; - исполнение более сложных пьес по форме, стилю написания и художественному образу; - сонаты и сюиты как в переложении, так и в оригинале для баяна; - несложные инвенции, маленькие фуги, контрастные и подголосочные фуги; - развитие у обучающегося умений и навыков подбора произведений разных стилей и эпох по слуху. Развитие музыкального слуха. 2. Метапредметные результаты К концу четвёртого года обучения игре на инструменте обучающиеся умеют свободно ориентироваться в пространстве музыкального искусства, способны к выявлению и оценке необходимых для профессиональной деятельности направлений музыки, её стилей, видов и жанров, а также отдельных произведений, имеют высокий уровень отзывчивости на образное содержание собственно музыкального звука. Всё это формирует у них ценностно-смысловую компетенцию. 3. Личностные результаты: - у обучающихся определены мотивы учебной деятельности и личностный смысл обучения; - развиты общие музыкальные способности, а также образное и ассоциативное мышление, фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; - привит художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Личностные качества, развитые в детях на данном этапе обучения: точность в выполнении поставленной цели и задачи; умение мобилизовать свои резервы и способности к самообладанию. 16 Перевод обучающегося на следующий – продвинутый уровень происходит по итогам контрольного занятия. Требования для зачисления на продвинутый уровень программы: образовательная программа базового уровня полностью освоена обучающимся; все поставленные цели и задачи выполнены. Планируемые результаты освоения продвинутого уровня программы 1. Предметные результаты За год обучающийся должен знать: Историю развития исполнительства на русских народных инструментах. Музыкально-исполнительские термины. Специфику комплекса приемов игры мехом: тремоло мехом, деташе, дубль штрих, трехдольный и четырехдольный рикошет мехом. Уметь играть: - комплекс упражнений на разные виды техники с тематическим и темповым усложнениями; - все мажорные и минорные гаммы в терцию и сексту с первого, второго и третьего рядов штрихами legato и staccato, переменными штрихами: 2 legato 2 staccato, и наоборот, переменными длительностями. - этюды на разные виды техники, а также комплекс более сложных концертных этюдов. - весь комплекс пьес малых форм, включающий в себя пьесы композиторов разных эпох, стилей и направлений, в том числе народные пьесы и обработки, для развития у обучающегося ориентации в стилях и направлениях в музыке, воспитания художественного вкуса, поддержания народных традиций и знакомства с новыми веяниями в музыке на примере пьес малых форм современных композиторов. - весь комплекс пьес крупных форм. Развитие в ученике ориентации в стилях и направлениях в музыке, воспитания художественного вкуса, развитие умений и навыков игры пьес крупных форм: сонат, сюит, партит, концертов, рапсодий, классических вариаций различных стилей и эпох. - инвенции, маленькие фуги, контрастные и подголосочные фуги. Развитие умений и навыков игры полифонических пьес, развитие полифонического слуха, то есть умения слышать все голоса и выделять основной. Подбор по слуху: обучающийся должен уметь определить на слух тональность и гармонические особенности различных произведений разного уровня сложности. Аккомпанирование вокальным и инструментальным солистам. В течение года обучающимися отрабатывается выпускная программа: техника игры, понимание формы произведений, стиль, выразительность, умение донести до слушателя исполняемые произведения. Оттачивание и показ навыков, приобретенных на предыдущих этапах обучения. На контрольном занятии обучающийся должен показать свои достижения за пятилетние обучение: - понимание исполняемых произведений – раскрыть их с точки зрения музыкальнохудожественной выразительности и стиля; 17 - продемонстрировать индивидуальные особенности исполнения (в эмоциональном и техническом плане). 2. Метапредметные результаты На заключительном этапе обучения игре на инструменте у обучающихся формируется компетенция личностного самосовершенствования, которая выражается в совершенствовании исполнительского и артистического мастерства, а также развитии и обогащении эстетического опыта. Закрепляются компетенции, приобретённые на предыдущих уровнях обучения. 3. Личностные результаты За пять лет обучения у детей развиты личностные качества: воля и настойчивость; добросовестность и аккуратность; реалистичность в притязаниях и самооценке; умение мобилизовать свои резервы и способности к самообладанию; эмпатическое отношение к людям; склонность к самоанализу; терпимое отношение к критике; уверенность в своих силах. В результате освоения программы игры на баяне у обучающихся: - расширен музыкальный и общий культурный кругозор, сформирован музыкальный вкус и устойчивый интерес к классическому и современному музыкальному наследию; - выработаны навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; - происходит овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности; - сформирована мотивационная направленность на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация); - развита потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира. В процессе обучения дети проявляют творческую инициативу и самостоятельность, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, а также умеют анализировать свои знания и умения, полученные на занятиях. Национально-региональный компонент Включение национально-регионального компонента в учебный процесс реализует следующие задачи: расширения представления и знания обучающихся о музыке Урала, как народной, так и композиторской; формирования у детей основ, знаний, умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности на материале уральской музыки; развития музыкальных и творческих способностей обучающихся на основе уральской музыки; формирования у воспитанников чувства интереса, уважения и любви к народной музыке; развития у детей желание и стремления слушать и исполнять народную музыку; развития у обучающихся чувств интернационализма и патриотизма, этнической полиэтнической культуры, уважения к народным традициям. На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, 18 насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед педагогами дополнительного образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народов Урала, сохраняют свою актуальность. Использование национально-регионального компонента на занятиях музыки в дополнительном образовании помогает решать следующие задачи: - патриотические и интернациональные – очевидно, что, приобщая обучающихся к музыкально-эстетическим традициям народа, а также достижению национальной музыкальной культуры, педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное и интернациональное самосознание; - социальные – национальная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в музыкальном искусстве; - психологические – национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей; - эстетические – высокое нравственное содержание национальной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом; - экологические – национальная музыка воспевает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережному и сочувственному отношению. 19 Учебный план Года обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 1-й 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год год Инд. Инд. Анс. Инд. Анс. Инд. Анс. Инд. Анс. Тема Введение Основы музыкальной грамоты Работа над учебнотренировочным материалом (упражнениями, гаммами, этюдами) Работа над произведениями Импровизация Итого: 1 - - - - - - - - 6 4 - 3 - 3 - 1 - 7 4 - 3 - 3 - 2 - 58 60 72 62 72 63 72 68 72 - 4 - 4 - 3 - 1 - 72 144 144 144 144 Учебно-тематический план Стартовый уровень 1-й год обучения Общее количество часов 1 6 Тема Введение Основы музыкальной грамоты Освоение инструмента: работа над учебно-тренировочным материалом (упражнениями, гаммами, этюдами); работа над произведениями Итого: 20 Индивидуальные занятия Теория Практика 1 6 - 7 - 7 58 72 7 58 65 Базовый уровень 2-й год обучения Общее количество часов Тема Основы музыкальной грамоты Освоение инструмента: работа над учебнотренировочным материалом (упражнениями, гаммами, этюдами); работа над произведениями; импровизация Итого: 4 Индивидуальные занятия ПракТеория тика 4 - Ансамблевые занятия - 4 - 4 - 132 4 144 1 5 60 3 67 72 72 3-й год обучения Общее количество часов Тема Основы музыкальной грамоты Освоение инструмента: работа над учебнотренировочным материалом (упражнениями, гаммами, этюдами); работа над произведениями; импровизация Итого: 3 Индивидуальные занятия Практи Теория ка 3 - Ансамблевые занятия - 3 - 3 - 134 4 144 1 4 62 3 68 72 72 21 4-й год обучения Общее количество часов Тема Основы музыкальной грамоты Освоение инструмента: работа над учебнотренировочным материалом (упражнениями, гаммами, этюдами); работа над произведениями; импровизация Итого: 3 Индивидуальные занятия Практи Теория ка 3 - Ансамблевые занятия - 3 - 3 - 135 3 144 1 4 63 2 68 72 72 Продвинутый уровень 5-й год обучения Общее количество часов Тема Основы музыкальной грамоты Освоение инструмента: работа над учебнотренировочным материалом (упражнениями, гаммами, этюдами); работа над произведениями; импровизация Итого: 1 Индивидуальные занятия Практи Теория ка 1 - Ансамблевые занятия - 2 - 2 - 140 1 144 1 68 1 71 72 72 22 Содержание курса Основы музыкальной грамоты (теория) Теорию изучают в процессе индивидуальных занятий на инструменте в зависимости от имеющихся у ученика знаний, опыта, общей музыкальной подготовки. Стартовый уровень 1-й год обучения Понятие о музыкальном звуке. Название звуков (звукоряд). Основные ступени звукоряда, различие звуков по высоте. Название октав. Нотный стан (нотоносец). Счёт линий нотоносца. Добавочные линии (верхние, нижние). Скрипичный ключ. Расположение нот в скрипичном ключе. Басовый ключ. Расположение нот в басовом ключе. Паузы. Длительности нот и пауз. Знаки, увеличивающие длительности нот и пауз (точка, лига, фермата). Такт. Тактовая черта. Размер. Сильные и слабые доли такта. Затакт. Понятие о простых (2/4; 3/4; 3/8; 3/2) и сложных размерах (4/4; 6/8; 6/4). Обозначение динамических оттенков. Понятие о темпе музыкального произведения. Знаки сокращённого нотного письма (реприза, вольта и др.). Тон. Полутон. Знаки альтерации. Строение мажорной и минорной гамм. Тональности. Базовый уровень 2-4-й года обучения Понятие о ладе. Главные ступени лада и их название (тоника, доминанта, субдоминанта). Устойчивые и неустойчивые звуки лада. Мажорный и минорный лады. Понятие об интервалах. Названия интервалов и их цифровые обозначения. Модуляция. Каденция. Знакомство с ладами народной музыки. Мелизмы. Наиболее употребительные итальянские термины, обозначающие характер музыки. Указания (ремарки) композитора, определяющие общий характер произведения (широко, протяжно, живо и т. п.). Мелодия и аккомпанемент. Структура музыкального произведения (мотив, фраза, предложение, период). Цезуры, их выразительное значение. Кульминации в музыкальном произведении и их выразительное значение. Вариация. 23 Продвинутый уровень 5-й год обучения Определяющая роль мелодии в создании музыкального образа. Песенная основа русской народно-инструментальной музыки. Освоение инструмента (практика) Стартовый уровень 1-й год обучения Формирование элементарных музыкально-слуховых представлений (пение знакомых песен, слушание простых песенок, пьес исполняемых педагогом), навыков распознавания несложных мелодий. Развитие умений определять характер музыки (весёлый, грустный и др.), различать мелодию и ритм незнакомых песен и т. п. Определение по слуху направления движения мелодии (выше, ниже – «тоньше», «толще»). Краткое ознакомление с устройством изучаемого инструмента; показ его художественных возможностей. Сообщение сведений о строении правой и левой клавиатур. Изучение условных обозначений басов и готовых аккордов левой клавиатуры, демонстрация их звучания; функции левой и правой рук при игре на инструменте. Посадка учащегося и постановка инструмента. Соотнесение конкретных нотных знаков с реальным звучанием их на инструменте. Выработка первичных навыков ориентировки в нотном тексте и на клавиатуре инструмента. Приобретение умений элементарного звукоизвлечения. Ознакомление с общими аппликатурными закономерностями. Формирование элементарных навыков ведения меха. Смена направлений движения меха. Воспроизведение звучания различных длительностей нот (четверть, половинная, целая, восьмая). Овладение основными уровнями динамического звучания (f, p). Формирование начальных навыков разбора нотного текста. Усвоение основных способов звукоизвлечения правой рукой, овладение начальными двигательными и игровыми навыками, свобода (не напряженность) исполнительского аппарата. Начальное освоение левой клавиатуры. Исполнение упражнений и простых песен двумя руками вместе, контроль за качеством звука (певучий, мягкий, напевный). Освоение мажорного звукоряда левой рукой. Естественность и рациональность движений (рук, пальцев). Координация движений правой и левой рук при игре на инструменте. Овладение основными приёмами аккомпанемента (мягкое чередование баса и аккорда, отрывистое их исполнение). Выработка первичных умений оценивать более сложные, незнакомые музыкальные произведения (характер музыки). Овладение различными динамическими градациями звучания инструмента в упражнениях и пьесах (f, p, mf, mp). Применение различных видов штрихов (легато, нон легато, стаккато). Воспитание аппликатурной дисциплины; самостоятельное частичное нахождение рациональной аппликатуры. Использование специальных упражнений на координацию 24 мышечных движений. Отработка исполнения крещендо и диминуэндо. Осознанная игра простых пьес с соблюдением несложных динамических изменений (крещендо, диминуэндо и др.). Формирование чувства целостности исполняемых пьес. Применение стаккато в процессе исполнения. Освоение более сложных приёмов звукоизвлечения и штрихов (портаменто, акцент). Приобретение навыков исполнения шестнадцатых нот и нот с точкой. Включение в репертуар более подвижных пьес. Развитие технических навыков аккомпанемента. Усовершенствование навыков владения основными штрихами (легато, нон легато, стаккато). Развитие подвижности пальцев обеих рук. Выработка ощущения метрической пульсации. Постепенное усложнение технических приёмов левой рукой: элементарное овладение “репетиционной” техникой. Формирование начальных навыков самостоятельного выучивания небольших пьесок (умение читать незнакомый музыкальный текст). Развитие слуховой активности (игра пьесы с различных мест). Самоконтроль за качеством звука. Достижение доступной для данного ученика выразительности исполнения (яркое выявление мелодии, игра певучим звуком, хорошим легато и т. п.). Ознакомление с минорным ладом. Развитие музыкально-слуховых представлений (подбор по слуху знакомых мелодий, формирование навыков чтения нот с листа). Воспитание слуховой памяти, внимания. Требования к уровню подготовки обучающихся : Обучающийся должен: Знать: устройство инструмента, строение его правой и левой клавиатур; правила посадки и постановки рук; записи нотных знаков; основы нотной грамоты; общие аппликатурные закономерности; основные способы звукоизвлечения и др. Уметь: ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах инструмента, различать характер музыки; играть осмысленно и выразительно простые пьесы, гаммы: до, соль, фа мажор каждой рукой и ля, ми, ре минор правой рукой, короткие мажорные арпеджио, тонические аккорды с их обращениями в тональностях до, соль, фа мажор; 2-4 этюда на различные виды техники; 10-12 пьес различного характера. Овладеть: техническими и исполнительскими навыками, (которые определены программой I года обучения). На контрольном занятии в конце года обучающийся должен исполнить один этюд и две разнохарактерных пьесы. Проверяется также умение играть гаммы и арпеджио по программе I года обучения, читать ноты с листа. 25 Примерный перечень произведений для 1-го года обучения: «Василек» детская песенка «Как под горкой, под горой» русская народная песня. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня А.Филиппенко «Праздничная» Д. Кабалевский «Маленькая полька» «Во саду ли, в огороде» русская народная песня А.Тихончук «Полька» «Перепелочка» белорусская народная песня «Шуточная» «Я на горку шла» русская народная песня «Во поле береза стояла» русская народная песня В. Моцарт «Колыбельная» А. Иванов «Полька» «Полянка» Русский народный танец Л. Книппер «Полюшко поле» Колодуб «Вальс» «Ой, лопнув обруч» украинская народная песня «Бандура», украинская народная песня «Янка» белорусский народный танец Этюды: Л.Шитте До мажор Г. Вольфарт Ля минор Г.Беренс До мажор Н.Корецкий Соль мажор К.Черни До мажор А.Салин Ля минор Л.Шитте Фа мажор Базовый уровень 2-3-й годы обучения Закрепление и углубление знаний, совершенствование умений и навыков, приобретённых на I году обучения. Дальнейшее развитие способности понимать, эмоционально воспринимать музыку. Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству. Дальнейшее развитие чувства лада, метроритма. Воспитание навыков грамотного и точного прочтения нотного текста. Исправление исполнительских недочётов (в извлечении звука, постановке рук, ведении меха и др.). Сообщение понятий о выразительных средствах музыки (мелодия, лад, метроритм и др.). Уяснение звуковысотных (лад, мелодическая линия) и временных (метр, ритм) свойств мелодии. Формирование умений работать над качеством звука и выразительностью исполнения (связь музыкальной фразировки с движениями меха и т. п.). Дальнейшее развитие навыков самостоятельного разбора нотного текста. 26 Овладение штрихами «акцент», «сфорцандо»; исполнение цезур. Совершенствование навыков ведения меха. Совершенствование технических навыков левой руки (расширение её функций). Совершенствование техники игры двойными нотами и аккордами (легато, стаккато, нон легато, портаменто и др.), развитие свободы исполнительского аппарата. Работа над упорядочением ритмики и динамики (ощущение сильной доли такта), формирование умений регуляции звучания инструмента (разнообразие динамических градаций, соразмерность прилагаемых усилий). Разъяснение более сложных понятий из области музыки. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, выработка аппликатурных приёмов, дальнейшее развитие умений работать самостоятельно над музыкальным произведением. Воспитание волевых качеств и самоконтроля. Развитие общих музыкальных способностей, дальнейшее формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на неё. Использование разнообразных по характеру, форме и жанрам музыкальных произведений. Выработка аппликатурной дисциплины. Развитие интонационного и ладового чувства, исполнение простых полифонических произведений, знакомство с основами многоголосия. Освоение более сложных штрихов и приёмов игры (различные виды акцентов, элементарное филирование звука и др.). Развитие мелодического слуха и на его основе гармонического, формирование других видов музыкального слуха (ритмический, тембровый, полифонический). Использование фактурно-разнообразного репертуара. Совершенствование исполнительского аппарата. Развитие творческой инициативы учащихся. Формирование умений самостоятельно разбирать полифонические произведения. Развитие дифференцированного восприятия партии каждого голоса отдельно и в сочетании. Овладение пальцевым и кистевым стаккато. Постепенное обучение коллективному исполнению (игра в ансамблях). Упрочение навыков чтения нот с листа и транспонирование в другие тональности, развитие навыков подбора по слуху. Понимание художественной исполнительской цели. Формирование элементарных понятий о содержании в музыке. Воспитание самоконтроля при исполнении, самостоятельности творческих действий. Умение различать выразительные средства музыкального языка (мелодия, лад, метроритм и др.), их дифференцированное восприятие. Совершенствование технической оснащённости (частичное использование при игре большого пальца правой руки, скачков, более широкое применение двойных нот, аккордов, октав и др.). Развитие беглости пальцев. Расширение приёмов репетиционной техники левой руки (сочетание репетиционной аппликатуры с другими её вариантами), равномерное развитие пальцев, исполнение стаккато на левой клавиатуре инструмента. Формирование навыков самостоятельности в решении различных музыкальноисполнительских задач (нахождение правильной и удобной аппликатуры, преодоление технических трудностей, работа над звуком и фразой, незаметной сменой направлений движения меха, нахождение нужных приёмов игры и т. п.). 27 Воспитание навыков самостоятельности в выполнении домашних заданий. Формирование целостного восприятия музыкальных произведений, навыков художественного (выразительного) исполнения. Активизация мыслительной деятельности, творческого воображения. Свободное владение выученным материалом. Дальнейшее развитие пальцевой беглости, ловкости и изящества движения рук. Требования к уровню подготовки обучающихся: Обучающийся должен: Знать: основные средства музыкальной выразительности, их значение для построения музыки; простые формы (схемы) музыкальных произведений; некоторые виды многоголосия; приёмы и способы достижения выразительной игры на инструменте. Уметь: свободно разбираться в нотной записи, обозначениях темпа, динамики, знаков альтерации и т. п.; свободно разбираться в звуковысотных и временных особенностях мелодии; сознательно пользоваться применяемой музыкальной терминологией; характеризовать исполняемые произведения; разбираться в несложных полифонических произведениях; играть в ансамблях (дуэт, трио); оценивать качество своего исполнения; играть эмоционально, осмысленно и выразительно. Овладеть: минимумом музыкальной грамоты; техническими и исполнительскими навыками игры на инструменте. В течении II года обучающийся должен выучить: гаммы до, соль, фа мажор двумя руками вместе, ля, ми, ре минор трёх видов отдельными руками; 2-3 этюда на различные виды техники; 8-10 разнохарактерных пьес, из них 1-2 – с элементами полифонии. По окончании II года обучения на контрольном занятии обучающийся исполняет один этюд и две разнохарактерных пьесы, а также гаммы (по выбору), определённые программными требованиями. В течении III года обучающийся должен выучить: гаммы – мажорные в тональностях до трёх знаков двумя руками вместе, ля, ми, ре минор трёх видов двумя руками вместе; 2-3 этюда на различные виды техники; 8-10 разнохарактерных пьес (2-3 из которых – полифонические). По окончании III года обучения на контрольном занятии обучающийся должен исполнить один этюд и две разнохарактерных пьесы. 28 Примерный перечень произведений для 2-го года обучения: Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша» Украинская народная песня «Ой лопнув обруч» Чешская народная песня «Аннушка» Русская народная песня «Как под яблонькой» Р.Шуман «Марш» И. С. Бах «Менуэт» Т.Хренников «Колыьельная» В. А. Моцарт «Полонез» В. А. Моцарт «Менуэт» С.Майкапар «Вальс» Н. Чайкин «Вальс» Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку» А.Дюбюк «Романс» К.Черни «Этюд» Б.Беренс «Этюд» Примерный перечень произведений для 3-го года обучения: Новожилов Этюд ре-мажор Самойлов Д. Этюд до-мажор Беренс Г. Этюд C-dur Месснер Е. Этюд C-dur Тышкевич Г. Этюд a-moll Латышская народная песня «Волк и коза», обр. В. Грачёва Русская народная песня «Заиграй, моя волынка», обр. А. Коробейникова Русская народная песня «Как у наших у ворот», обр. Л. Кленков Корелли А. Сарабанда D-moll Кригер И. Менуэт A-moll Моцарт В. А. Менуэт F-dur Гендель Г. Сарабанда D-moll Моцарт.Л. Менуэт D-moll Свиридов Г. Старинный танец. Из «Альбома для детей» A-moll Майкапар С. Менуэт F-moll Гурилёв А. «Улетала пташечка» Грибков Ю. «Гармошечка» Денисов А. «Песня без слов» Кравченко Б. «Лирические припевки» Даргомыжский А. «Романс» Блинов Ю. «Веселый клоун» Перевезенцев Н. «Полька с вариацией» 29 4-й год обучения Совершенствование усвоенных ранее специальных практических умений и навыков. Усложнение и углубление теоретического и музыкально-художественного материала на основе ранее полученных знаний и навыков. Формирование умений анализировать мелодию (выразительность, звуковысотные соотношения, интонационный строй, характер, развитие), уяснение закономерностей её построения. Расширение знаний о музыкальных жанрах. Использование учебно-тренировочного материала различного характера, этюдов большей протяжённости; разнообразие их фактуры (гаммаобразные движения, различные виды фигураций, арпеджио, двойные ноты, октавы и др.). Дальнейшая выработка и упрочение оценочного отношения к исполняемым произведениям. Упрочение навыков точности и грамотности прочтения музыкального текста (нотных знаков, нюансов, штрихов и других авторских указаний). Дальнейшее развитие октавной и аккордовой техники. Совершенствование техники управления мехом. Приобретение технической «выносливости», достижение «лёгкости» исполнения, свободы владения инструментом. Закрепление и развитие навыков ансамблевой игры на более сложном репертуаре (подчинение индивидуальной манеры исполнения общеансамблевой). Выработка управляемости ритмом, самоконтроля за качеством звука, расчётливости игровых усилий. Требования к уровню подготовки обучающихся : Обучающийся должен: Знать: специфические особенности звукообразования на инструменте; гамму возможных динамических оттенков. Уметь: находить необходимые приёмы работы над произведением; намечать примерный исполнительский план; свободно владеть выученным музыкальным материалом; играть в ансамбле. Овладеть: расширенными знаниями теоретических основ музыки; техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований. В течение IV года обучающийся должен выучить: 2-3 этюда на различные виды техники; 8-9 пьес. По окончании IV года обучения на контрольном занятии обучающийся должен исполнить один этюд на любой вид техники и два произведения разного характера. 30 Примерный перечень произведений для 4-го года обучения: Переселенцев В. Этюд D-dur Кравченко И. Этюд-частушка C-dur Лешгорн А. Этюд D-moll Беренс Г. Этюд F-dur Керн Дж. «Дым» Циполли Д. Жига Бетховен Л. Контрданс Темнов В. Веселая кадриль Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», обр. Г. Тышкевич Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка», обр. Л. Малиновского Бах И. С. Маленькая прелюдия C-moll Коробейников А. Прелюдия Гендель Г. Прелюдия Клементи М. Сонатина C-dur, III часть Коробейников А. Сонатина G-dur Продвинутый уровень 5-й год обучения Совершенствование умений пользоваться разными уровнями динамического звучания инструмента и звуковыми контрастами в процессе исполнения (субито пиано, сфорцандо, форте, пиано и др.), навыков сочетать различные штрихи в партии правой руки. Усвоение более сложных приёмов игры. Прочное овладение основными типами техники правой руки. Дальнейшее развитие техники левой руки. Работа над выразительностью звучания инструмента. Воспитание исполнительской воли, сосредоточенности внимания. Разнообразие игровых навыков, выразительность исполнения. Активизация творческого воображения. Совершенствование навыков чтения с листа, умения подбирать мелодии по слуху. Приобретение прочных индивидуально-исполнительских и ансамблевых навыков. Умение применять полученные знания в практической жизни. Воспитание потребности слушания музыки по радио, в записях и в концертах. Требования к уровню подготовки обучающимся : Обучающийся должен: Знать: различные жанры и виды музыкального искусства. Уметь: играть в ансамбле; играть музыкальные произведения эмоционально, осмысленно и выразительно. Овладеть: расширенными знаниями теоретических основ музыки; техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований. 31 В течение V года обучения обучающийся должен выучить: 2-3 этюда на различные виды техники и 4-5 пьес (в числе которых – сочинения крупной формы и полифоническое произведение). По окончании курса обучения обучающийся исполняет три разнохарактерные пьесы: обработку народной песни, произведение отечественного или зарубежного композитора, полифоническую пьесу или произведение сонатной формы средней трудности. Примерный перечень произведений для 5-го года обучения: Мясков К. Этюд a-moll Ребиков В. Этюд C-moll Медынь Я. Этюд A-moll Самойлов Д. Этюд Е- dur Баканов В. Осенний вальс Дмитриев В. Молодежный вальс Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы» Михайлов А. «Волжские напевы» Мокроусов Б. «Одинокая гармонь» Русская народная песня «Субботея», обр. А. Коробейникова Гендель Г. Чакона d-moll Бах И.С. Фугетта Бах И.С. Скерцо Довлаш Б. Концертино Власов В. Сюита «В гостях у сказки» Дербенко Е. «Сюита в старинном стиле» Материально-техническое обеспечение программы: 1 . Баяны 2. Аккордеоны 3. Шумовые музыкальные инструменты 4. Пюпитры (подставки для нот) 5. Музыкальный центр 6. Ноутбук 7. Видео проектор с экраном 8. Инструментальные микрофоны 9. Столы 10. Стулья различной высоты, соответствующие росту обучающихся. Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 32 Методическое обеспечение программы: Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение: нотные издания; хрестоматии; партитуры; официальные и справочно-библиографические издания; аудио и видеоматериалы; электронные издания; мультимедийные ресурсы; образовательные ресурсы сети Интернет. Кадровое обеспечение программы По данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Профессиональные качества педагога дополнительного образования: - культура профессионального общения, предполагающая организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог коллеги»; - педагогическая зоркость, предполагающая умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом; - педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы; - педагогическая направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание; - педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; - эмпатия, выражающаяся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям. 33 Учебно-методическое обеспечение Методическая литература 1. В. Астахова. Музыкальная грамота: Популярный справочник для тех, кто учится играть на гитаре, фортепиано, баяне. – Минск: Современная школа, 2011 2. Н. Бергер. Как научиться играть песенку за 10 минут. – СПб.: Питер, 2014 3. А. Дадиомов. Начальная теория музыки. Учебно-методическое пособие для муз. школ и школ искусств. – М.: Изд. В. Катанского, 2002 4. А. Должанский. Краткий музыкальный словарь. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2007 5. О. Иванова. Новый музыкальный букварь для самых маленьких: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2013 6. Ю. Ивановский. Занимательная музыка. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002 7. Ю. Ивановский. Занимательная музыка. – Спб.: «Композитор – Санкт-Петербург», 2005 8. В. Крюкова. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002 9. И. Лаптев. Детский оркестр в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 10. Ф. Липс. Об искусстве баянной транскрипции: Теория и практика. – М.: Музыка, 2007 11. Словарик музыкальных терминов. – М.: Классика-XXI, 2004 12. О. Шаповалова. Популярный музыкальный энциклопедический словарь. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008 13. Д. Шайхутдинова. Краткий курс элементарной теории музыки. Учебное пособие для ДМШ. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011 14. Г. Шахов. Основы аппликатуры (баян и аккордеон): учебное пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 15. Е. Юдина. Первые уроки музыки и творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 Репертуарные сборники 1. Аккордеон плюс: концертные пьесы для аккордеона и баяна: учебно-методическое пособие./Сост. и исполнит. ред. Ю. Шишкина, Е. Лёвина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2013 2. В. Алексеев. Песни, опаленные войной! Пьесы для аккордеона и баяна. – Екатеринбург, 2010 3. Р. Бажилин. Композиции для аккордеона с фонограммой: учебное пособие. – М.: Изд. В. Катанский, 2010 4. Р. Бажилин. Учимся играть на аккордеоне. Альбом пьес для начальных классов ДМШ. Тетрадь 1 и 2. – М.: Изд. В. Катанский, 2006 5. А. Басурманов. Самоучитель игры на баяне. – М.: «Кифара», 2023 6. Веселый поезд. Детские пьесы в обработке для баяна и аккордеона./Сост. Ю. Макаров. – Екатеринбург, 2020 7. В. Дьяков. Пьесы для баяна. – Екатеринбург, 2021 8. В. Дьяков. Этюды для баяна. – Екатеринбург, 2022 34 9. Кораблик. Альбом детских сочинений./Сост. Р. Гречухина. – С.-Петербург: «Композитор», 2007 10. Играем с оркестром: концертный репертуар для баяна (аккордеона) в сопровождении виртуального оркестра: 1-5 классы ДМШ/ редактор-составитель В. Ушенин. – Ростов н/Д: «Феникс», 2012 11. В. Коровицын. Галантный кавалер [Ноты]: сборник пьес и переложений для баяна и аккордеона. – Челябинск: MPI, 2013 12. Вл. Кузовлев, Д. Самойлов. Азбука баяниста для готового и готово-выборного баяна. Начальное обучение. – М.: «Кифара», 2014 13. Е. Лёвина. Музыкальный зоопарк: для маленьких и самых маленьких баянистов и аккордеонистов: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011 14. Ю. Литовко. Веселый концерт. Пьесы для младших классов ДМШ. – С.-Петербург: «Союз художников», 2022 15. Нотная папка баяниста и аккордеониста №1. Младшие и средние классы музыкальной школы./Сост. С. Баканов, В. Баканов. – М.: «ДЕКА-ВС», 2012 16. В. Поплзин. Гармошечка. Детский альбом для маленьких аккордеонистов и баянистов. – С.-Петербург: «Композитор», 2012 17. Популярные мелодии в облегченном переложении для баяна или аккордеона./Сост. Л. Скуматов. – С.-Петербург: «Композитор», 2003 18. Популярные мелодии в облегченном переложении для баяна или аккордеона: учебное пособие для средних и старших классов ДМШ. Вып. 1, 2/Сост. Л. Скуматов. – С.Петербург: «Композитор», 2012 19. Популярные мелодии зарубежной эстрады XX века. Для баяна. Вып. 1, 2/Сост. Л. Коршунов, Ю. Ащепков. – Новосибирск: «Окарина», 2003, 2004 20. Сборник пьес для аккордеона с цифровым аккомпанементом для младших классов./Сост. В. Алексеев. – Екатеринбург, 2020 21. А. Судариков. Альбом для детей: Обработки народных мелодий. Баян, аккордеон. – М.: Музыка, 2012 22. Тонкая рябина. Популярные русские народные песни в облегченном переложении для баяна или аккордеона. – М.: «Кифара», 2021 23. Улыбка для всех. Детские песни в переложении для аккордеона и баяна./Р. Бажилин. – М.: Изд. В. Катанский, 2002 24. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ./Сост. А. Крылусов. – М.: «Музыка», 2002 25. Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМШ. Вып. 1./сост. Р. Гречухина. – С.Петербург: «Композитор», 2012 26. Хрестоматия для баяна 1-2 кл. ДМШ. Вып. 2./сост. Р. Гречухина. – С.-Петербург: «Композитор», 2007 27. Хрестоматия для баяна 2-3 кл. ДМШ. Вып. 3./сост. Р. Гречухина. – С.-Петербург: «Композитор», 2009 28. О. Шплатова. Первая ступенька: юным аккордеонистам и баянистам: учебнометодическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2008 35 Ансамбли 1. Ансамбли для баяна 3-5 кл. ДМШ./Сост. Д. Самойлов. – М.: «Кифара», 2008 2. В. Баканов. Альбом баяниста и аккордеониста. Ансамбли для детей и юношества. – М.: «Дека-ВС», 2008 3. Веселые друзья. Пьесы для ансамблей баянистов и аккордеонистов: учебное пособие для II-V классов музыкальной школы./Сост. А. Пономарев. – С. Петербург: «Композитор», 2013 4. Веселые друзья. Пьесы для ансамблей баянистов и аккордеонистов: учебное пособие для II-V классов музыкальной школы./Сост. А. Пономарев. – С. Петербург: «Композитор», 2016 5. С. Джоплин. Рэгтаймы в переложении для ансамбля аккордеонов./Сост. М. Лихачев. – С. Петербург: «Композитор», 2023 6. Т. Дугушина. Оркестр русских народных инструментов в школе и на эстраде. – С. Петербург: Музыкальное издательство «Нота», 2020 7. В. Дьяков. Пьесы для начинающих: дуэты для баяна и аккордеона. – Екатеринбург, 2010 8. Играем вместе: сборник ансамблей для баяна (аккордеона): учебно-методическое пособие./Сост. Е Лёвин. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011 9. Мелодии, которые всегда с тобой. – С. Петербург: «Композитор», 2021 10. Музыкальные миниатюры. Для дуэта баянистов./Сост. В. Паниной. – С.-Петербург: «Композитор», 2013 11. Н. Петров. Популярные пьесы для детского оркестра народных инструментов. – Екатеринбург, 2008 12. Пьесы для ансамблей аккордеонов. Вып. 1-4./Сост. С. Лихачёв. – С.-Петербург: «Композитор», 2005 – 2012 13. Пьесы для ансамблей баянов и аккордеонов. – Екатеринбург, 2022 14. Пьесы для ансамблей аккордеонов. Учебное пособие. – М.: Изд. В. Катанский, 2020 15. Русская музыка XIX-XX веков для дуэта баянов (баяна и аккордеона)./Сост. Е. Петрова. – С.-Петербург: «Композитор», 2021 16. Ты и я. Переложения для дуэта баянов (аккордеонов) М. Лихачева: учебное пособие для детской музыкальной школы Вып. 1. – С.-Петербург: «Композитор», 2013 17. В. Ушенин. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов): часть 1: 2-4 классы ДМШ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011 18. В. Ушенин. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов): часть 2: 4-6 классы ДМШ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011 19. Русский инструментальный ансамбль. Вып. 1-3. – Курган: «Мир нот», 1998 – 2020 20. Хрестоматия для ансамблей аккордеонистов./Сост. Г. Бойцова. – М.: «Музыка», 2005 21. Хрестоматия для ансамблей баянистов./Сост. А. Крылусов. – М.: «Музыка», 2005 22. Хрестоматия для ансамблей баянистов./Сост. А. Крылусов. – М.: «Музыка», 2012 23. В. Шрамко. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – С.-Петербург: «Композитор», 2013 По усмотрению преподавателя могут быть использованы также другие сборники. 36