Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Парашютно-десантный клуб «Саланг» Возраст обучающихся: 10-18 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: педагог дополнительного образования г. Первоуральск 2023 г Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Пояснительная записка Направленность программы Актуальность программы Новизна программы Социальная значимость программы Цели и задачи программы Условия реализации программы Требования к реализации программы Основные принципы построения программы Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы подведения итогов реализации программы Первый год обучения Учебно-тематическое планирование Основное содержание Второй год обучения Учебно-тематическое планирование Основное содержание Методические обеспечения программы Список используемой литературы Литература, рекомендуемая для педагогов Литература, рекомендуемая для детей Приложение 1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Парашютно-десантный клуб «Саланг» (ПДК «Саланг») и порядок ее утверждения разработан в соответствии с: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. № 11); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей свердловской области в 2021 году»; Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ 1.1. Направленность программы – физкультурно-спортивная Патриотическое воспитание молодежи – важнейшая составляющая системы воспитания, консолидации усилий всех заинтересованных лиц и организаций для качественного решения задач по развитию общества. Дополнительная общеобразовательная программа «Парашютно-десантный клуб «Саланг»» включает в себя специальную подготовку по освоению различных знаний, умений и навыков, необходимых как при самообороне, так и при службе в рядах Российской армии, работе в органах специальных войск, МВД, ФСБ России. 1.2. Актуальность данной программы очевидна, поскольку в Положении о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441, прописано, что «военно-патриотическое воспитание проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального, высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях». В связи со значительным сокращением сроков действительной воинской службы в рядах Вооруженных Силах Российской Федерации, возрастает значение военнопрофессиональной ориентации и военно-профессионального воспитания детей и подростков в системе дополнительного образования. Актуальность реализации данной программы очевидна в том, что парашютнодесантный клуб «Саланг», где реализуется данная программа, это единение подростков, особенно мальчишек, ради общей цели, занятость их в досуговое время и общения с ветеранами ВДВ, которые помогают в работе парашютно-десантного клуба «Саланг», в проведение совместных сборов, соревнований, зачетов, праздников, конкурсов. 1.3. Новизна программы состоит в том, что: - программа органично сочетает аспекты краеведения, истории, психологии, физической культуры, медицины на местном и глобальном уровне; - в программу введены дополнительные темы по психологической подготовке, специальной физической подготовке, огневой подготовке и выживанию в боевых и экстремальных условиях, являющихся отличительной особенностью от существующих программ военнопатриотического характера; - данная программа применима к детям, подросткам и молодежи в возрасте от 11 лет – обучающимся образовательных организаций, студентам колледжей, техникумов, обучающимся учреждений дополнительного образования; - реализация данной программы позволяет решить целый комплекс задач, направленных как на гуманизацию учебного процесса, так и на активизацию, развитие и повышение интереса молодежи к выполнению конституционного долга и воинской обязанности. - программа затрагивает пять аспектов: - психологический аспект: чувства приверженности, любви, гордости, преданности, верности; позиции самоотверженности, сопереживания, бесстрашия, потребности в саморазвитии и самосовершенствовании; характер, опыт патриотического поведения, отношений и деятельности; - духовный аспект: смысл жизни, воля в индивидуальном и социальном пространстве жизнедеятельности, общая культура личности, наличие жизненных принципов, сопричастность традициям, истории. - ценностный аспект: идеалы, система ценностей, стереотипы, убеждения. - познавательный аспект: подражание, познание идеалов, обретение смыслов, присвоение ценностей, следование примеру, знания, умения, навыки, опыт действия, подражание. - социально – воспитательный аспект: осознание и реализация личностных, коллективных, социальных и государственных интересов, самосовершенствование, овладение патриотической мотивацией профессиональной деятельности. 1.4. Социальная значимость программы Одной из основных задач работы парашютно-десантного клуба «Саланг» является организация занятости подростков в вечернее время, с целью изолирования их от негативного влияния улицы. Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. В этом важную роль играет посещение подростков парашютно-десантного клуба «Саланг», где созданы условия социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности подростка. Адресат программы - обучающиеся 10-18 лет Объем и срок реализации программы – 1 год обучения – 288 часов - 2 год обучения – 288 часов Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – занятия по программе проводятся с объединениями детей в группы 10 человек как одного возраста, так и разного возраста с постоянным составом. 1.5. Цель программы - самореализация личности подростка, формирование нравственных, моральнопсихологических и физических качеств, развитие и закрепление специальных, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых будущему десантнику, защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Образовательные задачи: - оптимизация учебного процесса и реализация межпредметных связей; - знакомство детей со значимостью военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки; - приобретение детьми навыков по различным видам подготовки (огневая, строевая, физическая, тактическая, парашютно-десантная, военно-медицинская подготовки, знание общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, защита от оружия массового поражения). Воспитательные задачи: - приобщение детей к познанию истории Отечества, духовных ценностей и традиций; - формирование в личности подростка культуры уважительного отношения к истории родного края; - выработка в детях социально значимых качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, умение работать в команде, коммуникативные навыки. Развивающие задачи: - развитие способностей детей в процессе освоения теоретических знаний и вовлечение их в практическую деятельность. Коррекционные задачи: - повторение и отработка теоретических и практических умений в период проведения полевых занятий и учений. 1.6. Условия реализации программы. В детское объединение парашютно-десантного клуба «Саланг» принимаются дети, подростки, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий специальной подготовкой. При формировании групп учитывается возраст детей. Количество подростков в одной учебной группе не должно быть больше 15 человек. Это обеспечивает качественное усвоение изучаемого материала и поддерживает у обучающихся (курсантов) устойчивый интерес к занятиям в парашютно-десантном клубе «Саланг», (специальная десантная подготовка и выполнение прыжков с парашютом). Обучающиеся становятся курсантами после принятия в торжественной обстановке Клятвы. 1.7. Требования к реализации программы В образовательную программу включены часы теоретических занятий и практических, на которые отводится большая часть, с возможностью выезда для совершения прыжков с парашютом). Для реализации программы необходимо следующее: - учебный кабинет для проведения теоретической подготовки (не менее 30 кв.м); - спортивный зал и инвентарь для осуществления практической деятельности; - спортивные площадки на территории для проведения практических занятий в любое время года; - загородный полевой лагерь для проведения тактических учений (лето); - возможность выезда на специальные базы для совершения прыжков с парашютом, выполнения боевых действий. 1.8. Основные принципы построения программы Принципы обучения – это руководящие положения, определяющие ход обучения в соответствии с целями военно-патриотического воспитания и раскрывающие закономерности процесса усвоения знаний, формирования у обучаемых умений и навыков. В принципах построения программы выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: - Научность обучения – определяет направленность обучения курсантов, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твёрдую убеждённость в необходимости будущей военной службы, вооружал курсантов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооружённых Сил, с практическими задачами парашютнодесантного клуба «Саланг»; - Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип отражает объективную необходимость готовить курсантов в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, изложенных в боевых и воинских уставах ВС РФ, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить занятия с полной нагрузкой, определённой возрастом курсантов парашютно-десантного клуба «Саланг», без послаблений и упрощений; - Сознательность, активность и самостоятельность курсантов. Этот принцип требует так организованность обучения, чтобы курсанты ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу; Наглядность в обучении диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военно-патриотическом обучении – сформировать у курсантов прочные знания, навыки и умения, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современном бое. Средства наглядности классифицируются на: - натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники); - изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации); -словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры). - Системность, последовательность и комплексность в обучении означают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретённые, а изученные ранее приёмы и действия подготавливали бы курсантов к усвоению последующих; - Обучение на высоком уровне трудностей требует, чтобы дети сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками при высоком напряжении своих умственных способностей и физических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть лёгкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий; - Прочность знаний, навыков и умений обеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способствуют систематические повторения учебного материала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходят в процессе практической деятельности обучаемых, поэтому педагог должен следить за качеством усвоения программы курсантами, знать какие вопросы и кем конкретно отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путём индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и привития навыков к самостоятельной работе; - Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности курсантов является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход – это хорошо знать духовные и физические особенности каждого курсанта и воздействовать на него с учётом этих способностей. 1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки Освоение детьми предложенной программы и использование ими полученных знаний, умений и навыков практической деятельности. Оптимальное сочетание теоретических и практических занятий в рамках данной программы с одной стороны позволит каждому курсанту ежегодно успешно проходить 5ти дневные сборы по 40-часовой учебной программе на базе аэродрома «Логиново», участвовать в оборонно – спортивных лагерях (по приглашению), соревнованиях, конкурсах различного уровня, с другой стороны, дети освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях. По окончанию 2-х годичной программы обучения и выполнения ежегодного плана парашютных прыжков, учащиеся получают звания «Отличный парашютист». И готовы для призыва в ВС РФ (ВДВ или Морскую пехоту). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы контроля: текущий, тематический, итоговый, диагностика воспитанности курсантов. *Текущий контроль – оперативная и динамичная проверка результатов обучения, сопутствующая процессу выработки и закрепления умений и навыков курсантов (проверка знаний). *Тематический контроль – проверка решения заранее определенных задач или программного материала (контрольные занятия, сдача нормативов). *Итоговый контроль – оценка результатов обучения за полугодие, год (зачет, экзамен) Оценка курсантов осуществляется в форме цифрового балла и оценочного суждения, словесная оценка сопровождает любую оценку в качестве заключения по существу работы курсанта, показывая как положительные, так и отрицательные ее стороны, а так же способы устранения недочетов. 1.10. Формы подведения итогов реализации программы В течение учебного года курсанты выступают на соревнованиях, фестивалях, слетах. В конце полугодия, учебного года курсанты сдают зачеты, экзамены, нормативы по специальной физической подготовке, парашютной подготовке, воздушно -десантной подготовке. Результаты заносятся в Педагогическую карточку обучающегося (курсанта), которая ведется на протяжении всех лет обучения. Учебно-тематический план № Название дисциплины п/п 1 год обучения 1. Парашютно-десантная подготовка 2 год обучения 1. Парашютно-десантная подготовка Всего час Теория Практика 288 84 204 288 84 204 2. Первый год обучения (базовый уровень) 2.1 Учебно-тематический план № п/п I II 1 2 3 III 1 2 3 4 IV 1 2 Название темы Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с правилами и традициями ВПО История Отечества и ВС РФ Исторические вехи создания и развития Российского государства. Роль вооруженных сил в государстве Роль полководцев в деятельности Вооруженных сил по защите Отечества История ВДВ 1930 год – год основания Воздушно – десантных войск Деятельность парашютистовдесантников в годы Великой Отечественной войны ВДВ резерв Главнокомандующего Техническое оснащение и вооружение войск Военно – медицинская подготовка Виды ран, основные характеристики ранений Правила оказания первой помощи в экстремальной ситуации Колво часов 2 Теория Практика Формы аттестации/контроля 2 - Беседа 9 7 2 1 1 - Беседа 1 1 - Беседа 3 3 - Беседа 4 1 4 1 - Беседа 1 1 - Беседа 1 1 - Беседа 1 1 - Беседа 10 3 7 2 2 - Беседа 5 1 4 Зачёт 3 V 1 2 3 VI 1 2 3 VII 1 2 3 4 5 6 VIII 1 2 IX Правила наложения повязок, жгутов, шин. Военная подготовка Закон РФ о всеобщей воинской обязанности Структура вооруженных сил Виды войск Огневая подготовка Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами Правила поведения при выполнении учебно – боевых стрельб Выполнение начального упражнения курса стрельб: ПМ, АК – 74 Тактическая подготовка Основные положения наставления по тактической подготовке Защита от оружия массового поражения Боевые действия отделения и взвода в налете Боевые действия отделения и взвода в засаде Боевые действия отделения и взвода в дозоре Боевые действия отделения и взвода в поиске Строевая подготовка Элементы строя Строевые приемы без оружия Физическая подготовка 3 - 3 Зачёт 6 2 6 2 - Беседа 2 2 - Беседа 2 20 4 2 3 1 17 3 Беседа 8 2 6 Зачёт 8 - 8 Зачёт 25 2 23 4 2 2 Беседа 5 - 5 Зачёт 4 - 4 Зачёт 4 - 4 Зачёт 4 - 4 Зачёт 4 - 4 Зачёт 20 1 19 10 10 1 - 9 10 40 - 40 Беседа Беседа Зачёт 1 2 X 1 2 3 XI 1 2 3 4 5 Упражнения на выносливость, силу, реакцию. Кроссовая подготовка Основы рукопашного боя Приемы самостраховки Правила проведения ударов: руками, ногами Подготовка и проведение учебных боев Парашютно – десантная подготовка История парашютизма Наземная подготовка Тактико – технические характеристики парашютов Укладка десантных парашютов Практическое выполнение прыжков с парашютом на аэродроме «Логиново» 20 - 20 Зачёт 20 401 8 20 32 Зачёт 15 2 13 Беседа 15 4 11 Беседа 10 2 8 Зачёт 40 8 32 1 1 - Беседа 4 1 2 1 2 - Зачёт Беседа 8 4 4 Практика 26 - 26 Практика 288 84 204 По окончанию первого года обучения курсанты будут Знать: - историю создания ВДВ; - задачи ВДВ и способы их решения; - требования, предъявляемые к десантникам по ведению боевых действий в тылу противника; - способы ведения войсковой разведки подразделениями ВДВ; - технические средства войсковой разведки и их боевое применение в ВДВ; - условия выживания в боевых и экстремальных условиях; - тактико-техническую характеристику парашютов; - приемы наземной подготовки; - действия парашютиста в воздухе; - правила техники безопасности занятий парашютным спортом; - аэродинамические характеристики парашютов; - материально-технические данные парашютов; - теоретические знания по подготовке и отработке элементов с парашютом. Уметь: - вести разведку различными способами: наблюдением, подслушиванием, поиском, засадами; - передвигаться на местности различными способами; - владеть комплексом рукопашного боя; - маскироваться с использованием подручных и табельных средств маскировки; - преодолевать различные препятствия – естественные и установленные противником; - читать следы, оставленные войсками и техникой противника; - выполнять ознакомительные прыжки с парашютом; - правильно отделяться от самолета; - укладывать основной парашют, отчитывать время необходимое для раскрытия основного парашюта, а также быстрое принятие решения при возникновении аварийной ситуации в воздухе для своевременного и правильного применения запасного парашюта; - прыгать с парашютной вышки для отработки комплекса действий парашютистов при выполнении прыжка с парашютом; - укладывать запасной парашют; - правильно действовать в особых случаях при совершении прыжков с парашютом. 2.2. Основное содержание 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами и традициями парашютно-десантного клуба «Саланг». Теоретическое занятие. Традиции парашютно-десантного клуба «Саланг», с личностными качествами воспитанников, приобретаемые на занятиях. Техника безопасности по работе с оружием и по рукопашному бою. Практическая работа Проведение тренинговых упражнений по сплочению группы в объединении с целью знакомства воспитанников. II. История Отечества и ВС РФ Исторические вехи создания и развития Российского государства Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Реформы в период Николая II, Гражданская война и ее влияние на формирование русской армии. Роль вооруженных сил по защите Отечества. Роль полководцев в деятельности Вооруженных Сил по защите по защите Отечества. III. История ВДВ 1930 год – год основания Воздушно – десантных войск. Предназначение ВДВ в вооруженных действиях, Структура ВДВ. Деятельность парашютистов - десантников в годы Великой Отечественной войны. Эффективность и значение воздушной обороны в годы Великой Отечественной войны ВДВ - резерв Главнокомандующего. Техническое оснащение и вооружение войск. Виды дальней и фронтовой авиации. Современные средства, боевые машины, средства связи и управления. IV. Военно – медицинская подготовка Виды ран, основные характеристики ранений. Правила оказания первой помощи в экстремальной ситуации. Правила наложения повязок, жгутов, шин. Практическая работа. Правила оказания первой помощи в экстремальной ситуации. Правила наложения повязок, жгутов, шин. V. Военная подготовка Закон РФ о всеобщей воинской обязанности. Функции и задачи всеобщей воинской обязанности. Вооруженные силы Российской федерации – государственная военная организация. Структура вооруженных сил. Виды войск. Экскурсия в Музей ВДВ г. Екатеринбург. VI. Огневая подготовка Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения при выполнении учебно – боевых стрельб. Выполнение начального упражнения курса стрельб: ПМ,АК – 74. Практическая часть Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения при выполнении учебно – боевых стрельб. Выполнение начального упражнения курса стрельб: ПМ,АК – 74. VII. Тактическая подготовка Основные положения наставления по тактической подготовке. Защита от оружия массового поражения. Тактика ВДВ. Правила маскировки Практическая часть Основные положения наставления по тактической подготовке. Защита от оружия массового поражения. Боевые действия отделения и взвода в налете, в засаде, в дозоре, в поиске. VIII. Строевая подготовка Элементы строя. Строевые приемы без оружия Практическая часть. Элементы строя Строевые приемы без оружия IX. Физическая подготовка Упражнения на выносливость, силу, реакцию Кроссовая подготовка Полоса препятствий. Метание гранат. Техника бега на короткие дистанции Техника бега на средние дистанции Техника низкого старта Тренировка и выполнение марш- броска. Спортивные игры: волейбол, футбол Упражнения на перекладине, брусьях. Лазание по канату. Кроссовая подготовка. X. Основы рукопашного боя Приемы самостраховки. Правила проведения ударов: руками, ногами. Подготовка и проведение учебных боев Практическая часть XI. Парашютно – десантная подготовка История парашютизма. Наземная подготовка. Тактико – технические характеристики парашютов. 3. Программа второго года обучения (стартовый уровень) 3.1. Учебно-тематический план № п/п Название тем I Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием Вооруженные силы Российской Федерации История создания Вооруженных сил Встреча с ветеранами ВДВ Боевые традиции Патриотизм и верность – основные качества защитника Дни воинской славы Честь и достоинство патриота Значение боевого знамени Ордена. Виды орденов. Воинские отличия Правовые основы военной службы Конституция РФ Федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих» Основы военной службы 1 II 1 2 III 1 2 IV 1 2 V 1 2 VI Колво часов 6 Теория Практика Формы аттестации/контроля 2 4 6 2 4 12 4 8 6 2 - Беседа 6 2 8 Беседа 4 2 3 2 1 - Беседа 2 1 1 Беседа 6 6 - 2 2 - Беседа 4 4 - Беседа 4 4 - 2 2 2 2 - 40 6 334 Беседа Беседа Беседа 1 2 3 4 VII 1 2 3 VIII IX 1 2 X 1 2 3 4 Строевая подготовка Огневая подготовка Закрепление упражнений по стрельбе: ПМ, АК74 Основы тактического поведения при поражении Здоровье и его составляющие Здоровый образ жизни – необходимое условие для сохранения здоровья Рациональное питание Основы первой помощи Полевые выходы Физическая подготовка Упражнения на выносливость, силу, реакцию. Кроссовая подготовка Основы рукопашного боя Приёмы самостраховки Правила проведения ударов: руками, ногами Правила поведения в ближнем бою Проведение учебнотренировочных боёв 10 1 9 Беседа 10 2 8 Зачёт 10 1 9 Зачёт 10 2 8 Беседа 6 5 1 2 2 - Беседа 2 2 - Беседа 2 1 1 Беседа 18 25 4 2 14 23 12 1 11 Зачёт 13 1 12 Зачёт 45 4 41 4 1 3 Беседа 6 1 5 Беседа 6 1 5 Беседа 16 1 15 Зачёт Тактическая 20 4 16 подготовка 1 Основные 3 2 1 Беседа положения по тактической подготовке 2 Боевой расчёт 3 1 2 Зачёт отделения в походе 3 Действия 9 1 8 Зачёт головного дозора 4 Действия 9 9 Зачёт замыкающего дозора Парашютная 30 30 XII подготовка 1 30 Практика Выполнение 30 ознакомительных прыжков на парашюте аэродроме «Логиново» Итого 288 84 204 По окончанию второго года обучения курсанты будут Знать: - организацию, вооружение и боевые возможности мотострелковых, воздушно-десантных и разведывательных подразделений сухопутных войск Вооруженных Сил РФ; - специальные средства жизнеобеспечения десантников, действующих в тылу противника; - назначение тактико-технические данные парашюта, правила эксплуатации парашютов - теоретические и практические элементы прыжка с парашютом; - теоретически и практически действовать в особых случай при прыжках с парашютом; - правила поведения и технику безопасности на аэродроме; - требования к экипировке и снаряжению парашютиста. Уметь: - вести разведку в составе дозорного отделения; - ориентироваться на любой местности без карты; - пользоваться военной картой; - применять приборы оптической, радиолокационной, инженерной и химической разведки; - уметь владеть средствами обеспечения жизнедеятельности и выживания в экстремальных условиях и ситуациях; - владеть комплексом рукопашного боя; - концентрировать внимание; - работать в парашютной подвесной системе с целью отработки элементов прыжка с парашютом; - работать на парашютных тренажёрах, для отработки комплекса действий парашютиста при выполнении прыжка с парашютом; - выполнять прыжки с парашютом на различные по сложности площадки в различных метеоусловиях. XI 3.2. Основное содержание I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Знакомство воспитанников со способами хранения, и правилами безопасного использования оружия в учебных целях. II. Вооруженные силы Российской Федерации История создания Вооруженных сил РФ. Защита Российской Федерации – одна из важнейших задач государства. Дворянское формирование. Создание регулярной русской армии. Красная гвардия. Вооруженные силы РФ. Встреча с ветеранами ВДВ История ВДВ. Современное положение ВДВ. Практическое занятие - исследовательская работа по теме «Военные действия ВДВ в нынешнее время. Встречи с Ветеранами ВДВ с целью приобщения воспитанников к истории ВДВ. III. Боевые традиции «Патриотизм и верность – основные качества защитника» Чувство долга и чести - основные моральные качества человека и воинский долге военнослужащего. «Дни воинской славы». Законы Государственной Думы РФ «О днях воинской славы (победных днях) России». Практическое занятие Экскурсия в музей ВДВ г. Екатеринбург с целью ознакомления с боевыми наградами. IV. Честь и достоинство патриота Значение боевого знамени Принадлежность боевого знамени и его значимость. История появления боевого знамени. Практическое занятие. Посещение воинской части. Присутствие на выносе боевого знамени. Ордена. Виды орденов. Воинские отличия История возникновения государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР. Основные государственные награды Российской Федерации. V. Правовые основы военной службы «Конституция РФ» Вопросы военной службы, отраженные в Конституции РФ. Федеральные законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих» Основы и организация обороны. Определение статуса военнослужащих. VI. Основы военной службы Строевые приемы и движения без оружия. Строевые приемы и движения с оружием. Практическое занятие. Отработка на практике строевых приемов и движений без оружия. Строевая стойка, повороты на месте. Отдание воинской чести на месте и в движении. Проработка на практике строевых приемов и движений с оружием. Выполнение приемов «на ремень», «на спину», «на грудь», отдание воинской чести с оружием. Основы стрельбы. Сведения из внутренней баллистики. Сведения из внешней баллистики. Начальная скорость пули. Понятия о тысячной. Траектория, ее элементы. Оценочная система стрельб. Порядок организации выполнения упражнений по стрельбе. Техника безопасности при учении. Практическое занятие. Использование теоретических знаний на практике. Отдача оружия и угол вылета. Прямой выстрел. Прикрытое, поражаемое и мертвое пространства. Условия стрельбы и полет пули. Соблюдение техники безопасности. Тренировка докладов о выполнении стрельб из автомата. Приемы стрельбы из стрелкового оружия. Практическое занятие. Использование приемов и правил. Отработка стрельбы. Стрельба в различных положениях. Определение дальности до цели глазомером по отрезкам местности, по угловой и линейной величине предмета и т.д. Основы тактического поведения при поражении. Меры безопасности на занятиях при стрельбе. Организация и боевые возможности мотострелкового отделения. Походный и боевой порядок мотострелкового отделения. Обязанности солдата в бою. Способы передвижения в бою. Отработка действий в бою. Действия в наступлении. Действия в обороне. Действия, назначенные наблюдателем. Действия, назначенные дозором. VII. Здоровье и его составляющие. Здоровый образ жизни – необходимое условие для сохранения здоровья. Здоровье: основные положения и определения. Общие понятия о здоровье. Влияние двигательной активности на здоровье. Значение здоровья для каждого. Вредные привычки и здоровье. Рациональное питание - основа здорового образа жизни. Рациональное питание и режим дня. Основы первой помощи. Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Практическое занятие. Обучение накладыванию повязок при различных ранениях. Правила пользования перевязочным материалом. Наложение повязок на голову, грудь, живот, верхние конечности, промежности и нижние конечности. VIII. Военно-полевой лагерь Проведение соревнований по стрельбе. Повторение теоретического материала по использованию оружия и техники безопасности. Практическое занятие. Соревнования проводятся в рамках поддержки общественной организации «Союз десантников России», в которой учитываются нормы результативности воспитанников по строевой подготовке. Проведение соревнований по тактической подготовке. Повторение теоретического материала по технике безопасности. Практическое занятие. Соревнования проводятся при поддержке общественной организации «Союз десантников России», в которой учитываются нормы, результативность воспитанников по тактической подготовке. IX. Физическая подготовка Упражнения на выносливость, силу, реакцию. Кроссовая подготовка. Упражнения на перекладине. Лазание по канату и трубе. Полоса препятствий. Практическое занятие Отработка нормативов на перекладине, на канате, на трубе, по кроссовой подготовке и на полосе препятствий. X. Основы рукопашного боя Приёмы самостраховки. Правила проведения ударов: руками, ногами. Правила поведения в ближнем бою. Отработка бросковой техники. Изучение и отработка комплексов РБ-1, РБ2, РБ-3, РБ-4. Практическое занятие Проведение учебно-тренировочных боёв по рукопашному бою по системе кругового тренинга. Тактическая подготовка Основные положения и наставления по тактической подготовке. Боевой расчёт отделения. Действия головного дозора. Действия замыкающего дозора. Практическое занятие Отработка действий отделения при движении, согласно боевого расчёта. Отработка действий головного и замыкающего дозоров К обучению навыков по наземные подготовки привлекается весь личный состав. Планирование парашютных прыжков проводится исходя из поставленных задач, достигнутого уровня. Планирование парашютных прыжков проводится с учетом с обязательного соблюдения мер безопасности. К выполнению парашютных прыжков допускаются лица прошедшие наземную подготовку в полном объеме, сдавшие зачет не ниже хорошо, допущенные мед комиссией в соответствии с действующим положение Материально – техническое обеспечение программы. - парашюты десантные – 10 шт - парашюты спортивные – 4 шт - плакаты по парашютной подготовке – 20 шт - укладочные парашютные принадлежности – 10 комплектов - макеты автомата Калашникова – 4 шт - пневматическая винтовка ИЖ-38 – 4 шт - рюкзак десантника РД-54 – 2 шт - прыжковый шлем – 20 шт - комплекты военных топографических карт – 50 шт - бинокль – 2 шт - радиостанция Р-105 – 4 шт - компас – 5 шт - мало пехотная лопата с чехлом – 15 шт - учебная противотанковая мина – 1 шт - учебная ручная осколочная граната РГД-5 – 2 шт - аптечка десантная АД – 1 шт - аптечка войсковая АВ – 1 шт - носилки – 1 шт - общевойсковой защитный комплект – 1 шт - противогазы – 5 шт - магазины АК 74 – 4 шт - 5,45мм учебные патроны – 90 шт - 7,62 мм учебные патроны – 60 шт - литература по парашютной подготовке - литература по армейскому рукопашному бою - литература по экстремальному выживанию уске к прыжкам с парашютом». (Приложение) 5.Методическое обеспечение программы При проведении занятий с курсантами по специальной подготовке используются следующие методы и формы обучения: методы обучения – это приёмы и способы совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых педагог (воспитанник) достигает усвоение подчинёнными курсантами (обучаемыми) знаний, формирует у них навыки и умения, вырабатывает морально-боевые и психологические качества. Деятельность курсантов в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения определяется умением педагога организовать образовательный процесс с учетом организационных, дидактических, воспитательных, психологических, методических требований. При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий (личностно-ориентированные, сотрудничества). При проведении занятий по специальной подготовке используются следующие методы обучения: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа. Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении курсантов с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции. Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий. Беседа представляет собой способ усвоения знаний курсантами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач. Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания. Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность детей, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности. Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения курсантов разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием. Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у курсантов навыков и умений. В ходе упражнений курсанты овладевают способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях. Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в единении подразделений. Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы курсантов. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы курсантов являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов. Обучение по специальной подготовке основано на методике планомерного и поэтапного привития знаний, навыков и умений. Форма обучения – организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебноматериальной базы. Общими формами обучения курсантов являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения. Полученные теоретические знания курсанты закрепляют на практических занятиях, в которые входят: тактико-строевые и тактические занятия, занятия на полигоне во время военно-спортивного лагеря, на строевом плацу, в спортивном городке. В ходе этих занятий курсанты отрабатывают способы выполнения тактических приёмов и действий в различных видах боя, в различных условиях. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка). Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования курсантами приобретенные навыки и умения, отработки коллективных действий, а также действия для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством. Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки курсантами техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка. Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе. В ходе занятий курсантам прививаются навыки и умения по выполнению должностных обязанностей разведчика в боевой обстановке. В течение года с курсантами проводятся экскурсии в воинские части и подразделения специального назначения МВД, ГУФСИН, ФСБ, где курсанты знакомятся с вооружением и боевой техникой, применяемым в ВС РФ и при проведении спецопераций, с жизнью и бытом военнослужащих. Перед проведением занятия по специальной подготовке педагог доводит и напоминает курсантам меры безопасности. В конце каждого занятия проводится закрепление знаний, умений и навыков, где педагог подводит итоги, отмечает лучших и худших, указывает на их недостатки и порядок их устранения, даёт задание на самоподготовку. Реализация дополнительной программы предполагает осуществление тесной связи со школьными дисциплинами (ОБЖ, физика, химия, история, физическая подготовка). При проведении занятий по специальной подготовке чаще всего применяются комплексные занятия, которые начинаются с закрепления пройденного материала, проведение игры-тренировки на зрительную и оперативную память курсантов, доведение нового материала, выполнения нормативов по огневой, тактической подготовке. В конце комплексного занятия проводятся соревнования по разборке и сборке автомата Калашникова, снаряжения магазина 30-ю патронами. Всё это проводится в виде эстафеты, где курсанты с интересом и с полной отдачей стараются показать всё то, чему их научили педагоги. Воспитательный эффект удачного прохождения эстафеты производит на тех курсантов, которые несерьёзно относились к сдаче нормативов и приёмов, и они полностью осознают, что в процессе соревнования подвели своих товарищей и уже на следующем занятии стараются исправиться. Развивающая деятельность Занятия по специальной подготовке курсантов развивают такие качества личности, как исполнительность, дисциплинированность, сноровка и самостоятельность принятия решения, память, наблюдательность; волевые и морально-психологические качества. На занятиях с курсантами реализуется принцип самоуправления. Командиры отделений назначаются педагогами из числа наиболее подготовленных курсантов, которые прошли психологическое анкетирование и тестирование, на «отлично» и «хорошо» освоили предметы обучения, участвовали в спортивных соревнованиях и конкурсах и заняли призовые места. По наблюдениям они являются лидерами, как самые дисциплинированные и исполнительные. Им оказывается большое доверие, они назначаются старшими на учебных местах в ходе практических занятий по отработке нормативов по огневой, психологической подготовке, по разборке и сборке автомата, снаряжения магазина, тренировки зрительной и оперативной памяти, устойчивости внимания. Во время отработки нормативов в ведомость они выставляют оценки цветными ручками: «отлично»- красным цветом, «хорошо» - зелёным цветом, «удовлетворительно» чёрным цветом, «удивительно» - синим цветом. Курсанты, подчинённые серьёзно относятся к своим командирам и к их требованиям, и это повышает результативность каждого занятия. Курсантам-командирам присваивается звание младшего сержанта и предоставляются права и обязанности, связанные с выполнением обязанностей командиров отделений. Они проверяют личный состав и докладывают о готовности к занятиям, помогают при проведении занятия и контролируют дисциплину на перерыве, а также проверяют наличие учебного оружия и снаряжения и докладывает командирам-педагогам. Выстраивание взаимоотношений назначенного командира со своими сверстниками, которые оказались подчиненными, имеет ряд особенностей. Существует серьезный психологический барьер: при ситуации, когда командиру нужно требовать от своего сверстника-подчиненного, а подчиненному не просто заставить себя выполнить требования того, с кем сидишь за одной партой, проводишь свободное время. В разрешении этого противоречия заложена основа развития и воспитания самостоятельности, инициативы и самодисциплины, взаимопомощи, исполнительности и организованности. С курсантами педагог проводит игры, чаще всего на классно-групповых и практических занятиях, на развитие памяти, наблюдательности и выполнения нормативов. Воспитательная деятельность Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства курсанта, всестороннем развитии его личности, духовных и физических сил, удовлетворении его растущих духовных потребностей. Основным методом воспитания является метод убеждения, сочетаемый с методами примера, упражнения, соревнования, поощрения, критики и самокритики, принуждения. Между всеми методами существует органическая связь и взаимозависимость. Именно она определяет сущность воспитательной технологии в объединении. Личный пример педагога-командира является его главным методом работы с курсантами, важнейшим условием выполнения своих обязанностей. Он усиливает или ослабевает действенность всех других методов воспитания. «Слово учит, а пример ведёт» гласит народная мудрость. Программой предусмотрено ряд мероприятий, направленных на воспитание патриотизма у курсантов парашютно-десантного клуба «Саланг»: беседы с курсантами, посвященные Дням воинской славы, Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, знаменитым людям; беседы по прочитанным книгам и просмотренным фильмам. Мощным стимулом для воспитания духовно-нравственных ценностей у воспитанников являются экскурсии в музеи, встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных воин, тружеников тыла, сотрудниками правоохранительных органов и специальных, разведывательных подразделений. Педагогический мониторинг Способы отслеживания результатов педагогической деятельности: - мониторинг личной результативности курсанта; - педагогическое наблюдение; - анкетирование; - собеседование - тестирование Педагогическое наблюдение используется систематически и целенаправленно для приобретения знаний, умений и навыков по специальной подготовке, определения настроения ребенка на занятиях. Анкетирование проводится для выявления потребности и степени удовлетворенности занятиями, определения отношений к окружающим, здоровому образу жизни и т.д. После изучения каждой темы проводится тестирование, которое позволяет определить полученные знания, умения по теме. Данный метод позволяет педагогу определить и исправить ошибки, полученные курсантами. Для проведения итогового контроля курсантов формируется аттестационная комиссия из числа педагогического совета с приглашением ветеранов ВДВ. Педагогический мониторинг курсанта отражается при проведении занятий по специальной подготовке в педагогической карточке (приложение №2). Изучение курсантов ведется как непосредственно в ходе наблюдения, индивидуальных бесед, индивидуальной помощи, так и в процессе анализа результатов деятельности, изучения различных документов, обобщения независимых характеристик, беседы с родителями, учителями общеобразовательных школ где учится курсант. Одним из важнейших методов изучения личности является наблюдение. Под ним понимается систематическое, целенаправленное пополнение фактов о поступках, поведении, суждениях курсанта, позволяющих сделать выводы о его индивидуальных особенностях. Лучше узнать человека помогает изучение документов: автобиографических данных, характеристик родителей, с места учебы, полиции, документов об образовании, данных медицинского осмотра. Но самые достоверные данные дает личное общение с курсантом. При умелом проведении беседы можно выявить истинные переживания курсанта, его мнение о положении дел в коллективе, о товарищах, о младших командирах (из состава курсантов). Результаты беседы помогают составить более полное представление о курсанте, на основании чего и строится индивидуально - воспитательная работа с ним. Индивидуально - воспитательная работа - это систематическое и целенаправленное воздействие командира-воспитателя на сознание, чувства, волю и поведение курсанта с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей обучения в парашютно-десантном клубе «Саланг», быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга. Наилучший эффект дает комплексное использование различных методов изучения индивидуальных особенностей личности курсанта. Из наиболее эффективных традиционных методов и приемов индивидуального воздействия на личность применяются: убеждения, поощрение (награда) или просто одобрение, похвала, выражение своего положительного отношения к курсанту, доверия к нему. Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с учетом особенности личности каждого курсанта с целью формирования у него определенных черт характера, воли, высоких морально - психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности. Индивидуальная помощь может выступать в виде советов, разъяснений, убеждений по отдельным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки с целью преодоления психологических трудностей общения в курсантском коллективе и в других вопросах. Критика поступков, негативных качеств курсанта. Чтобы она воспринималась болезненно и давала нужный результат, должна быть объективной и справедливой. Желательно, в начале, отметить и положительные качества, успехи и достижения курсанта. МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КУРСАНТА парашютно-десантного клуба «Саланг» № пп Контрольные 1 год обучения упражнения и Сентябрь Май тесты Результат, оценка Физическая подготовка 1 Подтягивание на перекладине 2 Подъем переворотом 3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 4 Комплексно силовое упражнение - 5 Комплексно специальное упражнение - 6 Бег 10х10м 7 Бег 100м 8 Бег 1000м 9 Бег 3000м 10 Полоса препятствий 11 Марш-бросок 5км Огневая подготовка Изготовка стрельбе: 12 - АК-74М - ПМ 13 Неполная разборка оружия: к 2 год обучения За весь Сентябрь Май год За весь год - АК-74М - ПМ Сборка оружия после неполной разборки: 14 - АК-74М - ПМ Снаряжение магазина (ленты): 15 - Магазин к АК74М с 30 патронами; - Магазин к ПМ 8 патронами; 16 Метание учебных ручных осколочных гранат (РГД5,Ф-1): - на дальность; - на точность; Стрельба: - ИЖ-38; 17 - ПМ; - АК-74М; Тактическая подготовка 18 Надевание противогаза 19 Надевание ОЗК и противогаза 20 Скрытое выдвижение к объекту пр-ка: переползанием 20м; - перебежками и переползанием 50м; - перебежками 300м; 5. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Проводимые занятия По огневой подготовке При проведении стрельб из спортивного и стрелкового оружия По тактической подготовке, на тактических учениях и тактико-строевых занятиях Военноспортивной игры на местности, военизированных походах, экскурсиях При обращении с оружием, боеприпасами и имитацией По физической подготовке При выполнении приемов рукопашного боя На спортивных занятиях При совершении парашютных прыжков По предупреждению обмораживания По предупреждению теплового удара По предупреждению отравления угарным газом 1 год обучения 2 год обучения 13 14 15 16 17 18 Меры противопожарной безопасности При передвижении различными видами транспорта При проведении показательных выступлений При пользовании электрическими приборами О запрещении курения в лагере О запрещении выхода за границы лагеря Педагог – руководитель___________________________________ 6. Список используемой литературы 1. Федеральный закон РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 2. Концепция подготовки граждан Российской Федерации к воинской службе на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ № 134-Р от 03.02.2010 г., 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утв. Постановлением правительства РФ № 1493 от 30.12.2015 г. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Постановление Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 6. Брюнин А.И.Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти курсантов ЮВПШ МАУДОД «Центр внешкольной работы «Подросток». 2008 г. 7. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009 г. 8. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г. 9. Бурцев Г.А. «Основы рукопашного боя» Воениздат М:, 2008 г. 10. Жуковский В.В. «Боевые ножи», ГелиосМ:, 2006 г. 11. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с. 12. Ильин А.А. «Первые действия в экстремальной ситуации» М:, 2006 г. 13. Попов В.А «Как стать сильным и победить» М:, 2006 г. 14. Смирнов В.А. «Справочник инструктора парашютиста» Изд.ДОСААФ М:, 2006 г. 15. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с. 7. Литература, рекомендуемая для педагогов 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург:, 1999. — С. 476-505. 2. Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дис... докт. пед. наук. — Рязань, 1948. — 434 с. 3. Андрюшин И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Кострома, 2001. — 20 с. 3. Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научнопрактической конференции. Рязань, 2001. — С. 98. 4. Барабанщиков А.В., Котов Н.Ф., Кравчук Н.С. Основы военной педагогики. — М., 1983. — С. 32-43. 5. Белкин А.В. Основы возрастной педагогики. М., 2000. — 192 с. 6. Берулава М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования. — 1994. — № 2. — С. 3-8. 7. Биочинский И.В. Формирование морально-боевых качеств у курсантов средствами педагогического воздействия. — Куйбышев, 1987. — 24с. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. — М., 1968. — 464 с. 9. Валеев Б.Л. Офицерская честь // Военная мысль. — М., 1991. — №11-12 — С. 74. 10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.- 223 с. Вирениус А.С. Нравственное чувство // Педагогический сборник. — 1900. — № 11. — 168 с. 11. Военная топография. (Учебник для курсантов учебных подразделений). – М.: 12. Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966. 13. Военная педагогика /Под ред. Данченко А.М., Выдрина И.Ф. — М., 1973. — 211 с. Военно-учебные заведения России // Советская военная энциклопедия. Т. 2. — М., 1976. — С. 260. 14. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях в период 1700-1656 гг. — 2-е изд. — СПб, 1904. — С. 99 -124. 15. Герштейнцвейг В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. — СПб., 1911. — 42 с. 16. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с. 17. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с 18. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. — Калининград, 1995. — 95 с. 19. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений: 1700-1910 гг. — М., 1917. — 192 с. 20. Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. — Омск, 2000. — №1 — С. 44-53. 21. Данилов В.А. «Русская боевая система» ООО «Когорта» 2004г. 22. Деркач А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. — М.:, 1993. — 137 с. 23. Дворкин Л.С., Новаковский С.В. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет.// Физическая культура, 2003 - № 3 - с.29 24. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1978. — 267 с. 25. Жуковский В.В. «Боевые ножи», ГелиосМ:, 2006г 26. Жук А.Б. «Стрелковое оружие» Воениздат М. 2005г. 27. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с. 28. Ильин А.А. «Первые действия в экстремальной ситуации» М:, 2006г. 29. Лисов И.И. Корольченко А.Ф. Десантники атакуют с неба. М.: Воениздат, 1980. 152с. 30. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977. 31. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001). - М.: Воениздат, 2001. 32. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 480 с. 33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 2000. — С. 285 — 299. 34. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М., 1984. — 939 с. 35. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 36. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226 с. 37. Пархоменко Н.М. Проблемы военно-патриотического воспитания советских воинов в условиях демократизации общества и вооруженных сил. Автореф. дис… канд. филос. наук. — М., 1990.- 16 с. 38. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 624 с. 39. Печенюк М.А. Патриотическое воспитание учащихся подросткового возраста средствами музыки (Во внеурочной работе). Автореф. дис… канд. пед. наук. — Киев, 1989.22 с. 40. Петухов Ю.Д. Двуглавый орел — наследие предков // История. — М., 1997. — №5 — С.143. 41. Поберезкин А.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Томск, 2000.- 15с. 42. Подгорнов А.В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: На материале дополнительного образования. Автореф. дис… канд. пед. наук. — 43. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 44. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 45. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 46. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с – (Настольная книга будущего командира). 47. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288. Полевая выучка.- М.: Воениздат, МО СССР,1982 48. Смирнов В.А. «Справочник инструктора парашютиста» Изд.ДОСААФ М:, 2006г 49. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с. 50. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966. 51. журнал 75 лет ВДВ- М.: ВДВ, 2000. 52. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 608 8. Литература, рекомендуемая для детей 1. Андрюшин И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Кострома, 2001. — 20 с. 2. Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научнопрактической конференции. Рязань, 2001. — С. 98. 3. Барабанщиков А.В., Котов Н.Ф., Кравчук Н.С. Основы военной педагогики. — М., 1983. — С. 32-43. 4. Белкин А.В. Основы возрастной педагогики. М., 2000. — 192 с. 5. Исаков Е П. Военная быль: о доблести, добре и красоте / Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов. — М., 2000. — 389 с. 6. Кулешов А.П. Голубые молнии: Роман. – М.: Воениздат, 1984. – 304с. 7. Кулешов А.П. Военная косточка: Роман. – М.: Воениздат, 1987. – 287с. 8. Лисов И.И., Корольченко А.Ф. Десантники атакуют с неба. – М.: Воениздат,1989. – 152. 9. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 480с. 10. Старикова А.Б. Формирование готовности к обучению в ВУЗе и предстоящей профессиональной деятельности у выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Калуга, 2000.- 19с. 11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов — на — Дону, 1997. — 736 с. 12. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М., 1990. — 286 с. 13. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975. — 272 с. 14. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984. — 217 15. Яхновец С.Е. Верность воинскому долгу / Учебное пособие — М., 2001. 16. Военная топография. (Учебник для курсантов учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966. 17. Допризывная подготовка Просвещение М:, 2006 г 18. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977. 19. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 20. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с. 21. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 22. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 23. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 24. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира). 25. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с. 9. Видеофильмы, рекомендуемые для детей В зоне особого внимания. Ответный ход. Голубые молнии. Пятеро с неба. Марш-бросок. Грозовые ворота. Честь имею. Спецназ. Один шанс из тысячи. 1. 2. 3. 4. 5. Фактические результаты ПДК «Саланг» Ежегодно в школах города проводим уроки «Мужества» и выступаем с программой по специальной десантной подготовке» 14 раз выступали с показательными парашютными прыжками на г. Первоуральск Ежегодно, до 2018года, 50-80 курсантов выполняли разрядные нормы по парашютизму. Нет отказников от военной службы. На сегодня, (март 2021г), 14 человек служат в Сирии и Чечне. Первые в России (2010г) награждены орденом «Маргелова» за подготовительный курс к службе в ВДВ. Приложение ПОНЯТИЕ КОДЕКСА ЧЕСТИ Курсанта Парашютно-десантного клуба «Саланг» В Русской армии издавна понятие чести всегда имело особое значение. Идея чести – высокая идея. То честно, что истинно и нравственно, что согласно с требованиями разума, с внушениями совести, с предписанием законов морали. Честь курсанта парашютно-десантного клуба «Саланг» должна быть дороже всяких других нравственных и моральных поступков. СУЩНОСТЬ ЧЕСТИ 1.Быть верным России, гордится ее прошлым, уважать русские обычаи и традиции своего парашютно-десантного клуба «Саланг» и хранить и приумножать их. 2.Глубоко верить в правоту святого дела по защите своей Родины. 3.Учиться быть преданным своему народу, который будешь призван защищать. 5.Проявлять высочайшую сознательность и дисциплинированность, строго выполнять требования командиров и уставов. 6.Бояться нарушить свой долг – бояться потерять свой авторитет и доброе имя. 7.Быть вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми, соблюдать гостеприимство к бывшим выпускникам парашютно-десантного клуба «Саланг» 8.Быть смелым. Презирать трусость. ПРАВИЛА КУРСАНТА парашютно-десантного клуба «Саланг» 1.Все курсанты должны: А) следить за почитанием младшими курсантами старших; Б) следить за нравственностью младших курсантов; В) следить за дружественными отношениями между всеми курсантами объединения парашютно-десантного клуба «Саланг» 2.Курсантам запрещено курить и сквернословить. 3.Старшие курсанты не должны злоупотреблять своим старшинством. 4.Каждый выпуск должен делать не то, что ему хочется, а то, что требует благо парашютнодесантный клуб «Саланг». ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 1.Помогать товарищам и поддерживать выдающихся. 2.Всегда делиться с товарищами и никогда никому не завидовать. 3.Не делать бесчестного даже ради товарищества. Долг дружбы преклоняться перед долгие товарищества. 4.Выполнять пять правил дружбы: - не выдавать чужие секреты; - всегда быть откровенным; - не бояться попросить прощение; - грубить; - делиться всегда всем с товарищами. 5.Не подводить товарища под ответ за свои поступки. Если ''загрязнился'' сам, ''не грязни чистых''. 6.Необходимо помнить, что оскорбление товарища оскорбляет товарищество. 7.Младшим не драться, старшим не расправляться насилием. 8.Охранять младших курсантов, как братьев. Поссорившись, думай о мире. 9.Не доносить, не сплетничать. ПРАВИЛА ОБЩЕЖИТИЯ 1.Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей. 2.Не бояться быть вежливым. 3.Уважать чужое горе, печаль, радость, веселье, сон, труд и покой. 4.Не выдавать грубостью и руганью своей не находчивости и ограниченности. 5.Соблюдать за едой приличия. 6.Не проявлять и не высказывать брезгливость. ОБЛИК КУРСАНТА парашютно-десантного клуба «Саланг» 1.Быть всегда строго по форме одетым, чистым опрятным и подтянутым, соблюдать форму одежды в парашютно-десантном клубе «Саланг» и вне . 2.Проявлять высокую культуру, выдержанность и такт в обращении со старшими по возрасту, с командирами и педагогами. 3.Быть вежливым и тактичным с товарищами. 4.Беречь свою честь курсанта, честь своего объединения. 5.Не обращать внимания на обидные замечания, остроты, насмешки, сказанные тебе в след, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Быть выше этого. 6.Строго соблюдать воинскую дисциплину на любых занятий объединения. 7.Держать себя просто, но с достоинством. 8.Быть добрым, закалять свою волю. В обществе быть скромным, вежливым, выдержанным и тактичным со всеми. 9.Не грубить, не лгать и не хвастаться, смотреть людям в глаза. Быть честным во всем. 10.Знать свои недостатки, безболезненно принимать критику и делать правильные выводы. 11.Быть наблюдательным и осторожным в своих выражениях в разговорах с друзьями, знакомыми. 12.Быть всегда благодарным. Презирать подхалимство и низкопоклонство. 13. Не обсуждать никогда никого в разговорах. Не выдавать слухи за действительность.