Программа воспитания

1

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………3
1.

Особенности организации воспитательной деятельности в ПМАОУ ДО

Центре детского творчества……………………………………………………...9
2.

Цель и задачи воспитания………………………………………………..11

3.

Виды, формы и содержание деятельности……………………………...18

3.1.

Модуль «Ключевые дела»………………………………………………..18

3.2.

Модуль «Учебное занятие»………………………………………………20

3.3.

Модуль «Детские объединение»………………………………………....21

3.4.

Модуль «Руководство творческим объединением, секцией»………….23

3.5.

Модуль «Воспитательная среда»………………………………………..25

3.6.

Модуль «Работа с родителями»………………………………………….26

3.7.

Модуль «Самоуправление»……………………………………………...31

3.8.

Модуль «Самоопределение»……………………………………………..33

3.9.

Модуль «Медиа»………………………………………………………….35

3.10. Модуль «Профилактика»………………………………………………...35
4.

План воспитательной работы ПМАОУ ДО ЦДТ на 2021-2022 учебный

год………………………………………………………………………………...37
5.

Основные

направления

самоанализа

воспитательного

процесса,

организуемого Центром детского творчества…………………………………44
5.1. Результаты воспитания, социализация и саморазвития………………….45
5.2. Воспитательная деятельность педагогов………………………………….46
5.3. Управление воспитательным процессом в Центре детского творчества..47
5.4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в Центре детского
творчества………………………………………………………………………..48

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания Первоуральского муниципального автономного
образовательного учреждения дополнительного образования Центр детского
творчества (далее – Программа) разработана в соответствии с:
 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (подпункт «б» пункта 5) в части
мероприятий,

призванных

внедрить

национальную

систему

профессионального роста педагогических работников;
 Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года;
 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. N 996-р;
 Национальным проектом «Образование» (паспорт национального
проекта утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24
декабря 2018 года);
 Письмом Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08 «О
методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в
сфере образования, по организации работы педагогических работников,
осуществляющих

классное

руководство

в

общеобразовательных

организациях»;
 Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
04.08.2020 ДГ-1249/06 «О внедрении примерной программы воспитания»;
 Методическими

рекомендациями

«Примерная

программа

воспитания» (утверждены 2 июня 2020 года на заседании Федерального
учебно-методического

объединения
3

по

общему

образованию,

с

Федеральными государственными образовательными стандартами общего
образования).
Воспитательная работа в ПМАОУ ДО Центре детского творчества в
2020-2021 учебном году строилась на основе Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29.05 2015 г. №996-р), руководствуясь приоритетными
задачами Российской Федерации в сфере воспитания детей, которыми
являются развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитательной работы - всесторонне развитая личность,
соответствующая социальному заказу современного российского общества и
государства.
Задачи:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
творческой, ориентированной на труд личности;
-развитие

духовно-нравственных

качеств

личности,

чувства

причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России;
-развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую,
физкультурно-спортивную, игровую деятельность, по профессиональному
самоопределению;
- укрепление роли семьи, формирование единого воспитательного
пространства с целью совершенствования содержания воспитания детей.
Основные направления воспитательной работы:
1. Гражданско-патриотическое воспитание.
2. Нравственное и духовное воспитание.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
4

4. Популяризация научных знаний среди детей (интеллектуальное
воспитание).
5. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
7 Приобщение детей к культурному наследию.
8 Семейное воспитание.
В целом, анализируя 2020-2021 учебный год, можно отметить, что
поставленные задачи реализуются. В объединениях дополнительного
образования созданы условия для развития творческих способностей,
профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации,
адаптации их к жизни в обществе. Учебно-воспитательная работа в
объединениях проводилась на основании плана работы Центра детского
творчества, утвержденного расписания. Занятия в группах проходят 2-3 раза в
неделю. Длительность обучения в кружках Центра детского творчества
отражена в образовательных программах объединений. С начала учебного
года в Центре детского творчества сформировано 32 объединения.
Педагоги

Центра

детского

творчества

активно

используют

воспитательные возможности каждого занятия. Они перестают быть
простыми трансляторами знаний и норм поведения, а становится партерами,
соратниками для своих воспитанников. Самые разные виды совместной
деятельности детей и взрослых приобретают воспитывающий характер. В
настоящее время серьёзные требования предъявляются к организации досуга
детей.
Мероприятия, проводимые Центром детского творчества, насыщены
информационно, дают положительный результат и органично вписываются в
систему воспитания детей и городского округа Первоуральск. При проведении
массовых мероприятий досуговая деятельность носит содержательный
характер, все проводимые мероприятия были интересны, познавательны и
решали воспитательные задачи.
В соответствии с планом Управление образования городского округа
Первоуральск на 2020 – 2021 год, в течение всего учебного года коллективом
5

Центра детского творчества поводились различные городские и этапы
областных мероприятий.
В целях разработки программы воспитания ПМАОУ ДО Центра
детского творчества в июле 2021 года проведен опрос родителей и
обучающихся Центра детского творчества. Респондентам были предложены
следующие вопросы:
1.

Рассказывает ли Ваш ребенок о мероприятиях в Центре?

2.

Есть ли у Вас предложения, замечания по проводимым Центром

мероприятиям?

6

3.

Какие мероприятия Вы хотели бы видеть в плане воспитательной работы

Центра?

4.

Готовы ли Вы как родитель принимать участие в подготовке и

проведении мероприятий?

Результаты опросов учтены при составлении программы воспитания на
2021-2022 учебный год.
Программа воспитания ПМАОУ ДО Центра детского творчества на
2021 – 2022 учебный год разработана с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей каждого обучающегося, стиля взаимоотношений между
педагогами и детьми, педагогами и родителями.
7

Организация воспитательной работы ориентирована:
 на заинтересованность детей;
 на запросы родителей;
 на приоритетные направления и возможности деятельности Центра
детского творчества.
Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного
вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа
показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный
потенциал их совместной с детьми деятельности.
Воспитательная программа является обязательной частью основной
образовательной программы Центра детского творчества и призвана помочь
всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности и тем самым сделать учреждение
воспитывающей организацией.
Вместе
обучающимся

с

тем,

Программа

призвана

личностных результатов:

обеспечить

достижение

формировать у них основы

российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности учреждения.
Данная

программа

воспитания

показывает

систему

работы

с

обучающимися в ПМАОУ ДО ЦДТ городского округа Первоуральск
Свердловской области.

8

1.

Особенности организации воспитательной деятельности
в ПМАОУ ДО Центре детского творчества

Процесс воспитания в Первоуральском муниципальном автономном
образовательном учреждение дополнительного образования Центре детского
творчества (далее учреждение) основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности, обучающегося при нахождении в образовательном учреждении;
- ориентир на создание в учреждении психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
учреждении детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел, обучающихся и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в Первоуральском муниципальном
автономном образовательном учреждение дополнительного образования
Центре детского творчества являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения
являются совместные мероприятия, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;

9

- важной чертой каждого совместного мероприятия педагогических
работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в учреждении создаются такие условия, при которых по мере
взросления, обучающегося увеличивается и его роль в совместных
мероприятиях (от пассивного наблюдателя до организатора);
-

в

проведении

соревновательность
конструктивное

между

совместных

мероприятий

отсутствует

творческими

объединениями,

поощряется

межкружковое,

межсекционное

и

межвозрастное

взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
-

педагогические

работники

учреждения

ориентированы

на

формирование коллективов в рамках творческих объединений, кружков,
студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в Центре детского творчества является
руководитель творческого объединения, реализующий по отношению к
обучающимся

защитную,

личностно-развивающую,

посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

10

организационную,

Цель и задачи воспитания

2.
Современный

национальный

высоконравственный,
принимающий

творческий,

судьбу

идеал

личности

компетентный

Отечества

как

свою

–

гражданин
личную,

это
России,

осознающей

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в учреждении является
формирование
способности

у
к

обучающихся

осуществлению

духовно-нравственных
ответственного

выбора

ценностей,
собственной

индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной
социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение
соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские
отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию –
являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.
Конкретизация общей цели воспитания, применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
В воспитании обучающихся младшего возраста таким целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
обучающимися социально-значимых знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся
младшего возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном

статусе

–

статусе

обучающегося,
11

то

есть

научиться

соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
учреждении педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися
именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет
базой для развития социально-значимых отношений обучающихся и
накопления ими опыта осуществления социально-значимых дел и в
дальнейшем в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
– быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая
старшим;
– быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»
как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
– знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
свою страну;
– беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
– проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
– стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
– быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
– соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
– уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
12

прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям;
– уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
– быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно,
без помощи старших.
Знание данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для обучающихся этого возраста,
поскольку облегчает их вхождение в широкий социальный мир, в систему
общественных отношений.
В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом
является создание благоприятных условий для развития социально - значимых
отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
13

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового
возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений,
свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей
приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных
ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст
для развития социально-значимых отношений обучающихся.
В воспитании детей юношеского возраста таким приоритетом является
создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге
самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшим
14

обучающим поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести, в том числе и в Центре детского творчества
Важно, чтобы этот опыт оказался социально-значимым, так как именно он
поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь
окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в Центре
детского творчества, образовательной организации, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социальноприемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему
педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории,
предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
15

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет
способствовать решение следующих основных задач:
- поддерживать традиции Центра детского творчества и инициативы по
созданию новых, реализовывать воспитательные возможности общих
мероприятий различной направленности;
- реализовывать воспитательный потенциал в Центре детского
творчества, поддерживать использование интерактивных форм занятий с
обучающимися на занятиях;
- инициировать и поддерживать самоуправление – как на уровне Центра
детского творчества, так и на уровне сообществ творческих объединений; их
коллективное

планирование,

организацию,

проведение

и

анализ

самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал руководства творческими объединениями в
воспитании обучающихся, поддерживать активное участие сообществ
творческих объединений в жизни Центра детского творчества, укрепление
коллективных ценностей;
- развивать предметно-эстетическую среду Центра детского творчества
и реализовывать ее воспитательные возможности, формировать позитивный
уклад жизни учреждения и положительный имидж и престиж Центра детского
творчества;
16

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
Центре детского творчества интересную и событийно насыщенную жизнь
обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
В результате поэтапной реализации Программы будет обеспечено:
- вовлечение детей и молодежи в позитивную социальную деятельность,
рост числа патриотически настроенных молодых граждан;
- приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому
образу жизни;
- увеличение количества участников проектов;
- повышение социальной активности обучающихся;
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью
объединения;
- доступность для всех категорий детей качественного воспитания,
способствующего

удовлетворению

их

индивидуальных

потребностей,

развитию творческих способностей;
- рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;
-

обеспечение

укрепления

партнерских

отношений

на

межведомственной основе с социальными институтами воспитания и
социализации несовершеннолетних;
- повышение эффективности региональной системы профессиональной
ориентации учащихся;
- повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства,
сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление
традиций семейного воспитания;
- развитие социальной активности и гражданской ответственности
несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в поведении
17

несовершеннолетних,

включения

их

в

разнообразные

социально

востребованные сферы деятельности и актуальные проекты;
- модернизация содержания программ дополнительной образования.
3.

Виды, формы и содержания деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы Центра детского
творчества. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1.

Модуль «Ключевые дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общие мероприятия, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел и
мероприятий, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их
вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Центе детского творчества используются следующие формы
работы:
На городском уровне и уровне учреждения:
• познавательно-развивающая

деятельность

(профилактические

беседы, квест игры, круглые столы, диспуты, конференции);
• социальные

проекты

и

акции

–

ежегодные

совместно

разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел
(экологической,
ориентированные

патриотической,
на

преобразование

трудовой
окружающего

направленности),
Центра

детского

творчества социума:
- «Досуг» (проекты культурологической направленности);
- Акции: «Ветеран», «Рисуем Победу».
• открытые дискуссионные площадки:
- общие детско-родительские собрания, которые проводятся регулярно,
в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
18

• спортивно-оздоровительная деятельность: Дни здоровья, спортивные
соревнования, тематические мероприятия по спорту;
• досугово-развлекательная деятельность:
- праздничные мероприятия, посвященные календарным датам: День
знаний, День Учителя, День Матери, День защитника Отечества, День 8
Марта, День Победы и др.;
- летние оздоровительные программы;
- познавательно-развлекательные программы;
- фестивальная деятельность.
На уровне творческих объединений:
• выбор и делегирование представителей творческих объединений в
актив учреждения, ответственных за подготовку общих ключевых дел;
• участие творческих объединений в реализации общих ключевых дел;
• проведение в рамках творческого объединения итогового анализа
детьми

общих

ключевых

дел,

участие

представителей

творческих

объединений в итоговом анализе проведенных дел.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела
учреждения

в одной

постановщиков,

из

возможных

исполнителей,

для

ведущих,

них

ролей:

декораторов,

сценаристов,
музыкальных

редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими ребятами, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение
19

взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
3.2.

«Учебное занятие»

Реализация педагогами Центра детского творчества воспитательного
потенциала занятия предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогом и его



обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые


нормы

поведения,

сверстниками

правила

общения

(обучающимися),

со

старшими

(педагогами)

и

учебной

дисциплины

и

принципы

самоорганизации;


использование

воспитательных

возможностей

содержания

программы дополнительного образования через демонстрацию детям
примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления

человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;


применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:

интеллектуальных

игр,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

обучающихся; дискуссий, которые дают детям возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах,
которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
детьми;


включение в занятие игровых процедур, которые помогают

поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных

отношений

в

объединении,

доброжелательной атмосферы во время занятия;
20

помогают

установлению

инициирование и поддержка исследовательской деятельности



обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.3.

Модуль «Детское объединение»

В ПМАОУ ДО ЦДТ реализуется 32 дополнительные образовательные
программы следующих направленностей:
3.3.1

Художественная направленность:
 Театральная студия "Синяя птица";
 "Театральная студия "Класс";
 Фольклорный кружок "Истоки";
 Балетная студия;
 Ансамбль танца "Арабеск";
 Балетная студия Галины Круговых;
 Оркестр народных инструментов "Веснушки";
 "Кружевоплетение на коклюшках";
 Эстрадный инструментальный ансамбль;
 Ансамбль баянистов "Баян";
 Изостудия "Палитра";
 Хореографическая студия "Фантазия";
 Арт - студия "Ника" (ОВЗ);
 Вокальная студия;
 Театр моды;
 "Ниточка. Иголочка";
 Изостудия «Цветные ладошки».
21

3.3.2. Туристско-краеведческая направленность:
 Спортивно-туристский клуб "Абрис";

 "Секция спортивного ориентирования";
 "Секция спортивного туризма".
3.3.3. Техническая направленность:
 "Радиотехническое конструирование";
 Робототехника на платформе Arduino;
 "Образовательная робототехника";
 "Авиамоделирование";
 Авиамодельный клуб «Вираж».
3.3.4. Физкультурно-спортивная направленность:


"Бокс";



«ОФП»;



Бокс «Соратник»;



"Армрестлинг";



"Киокушинкай";



Секция "Стрельба из пневматического оружия";



Парашютно-десантный клуб "Саланг".

По состоянию на 1 мая 2021 года в детских объединениях проходили
обучение 1565 воспитанника. Численность обучающихся в Центре по
программам

разных

направленностей

дополнительного

образования

составляет:
О хорошем качестве предоставляемых образовательных услугах
говорит сохранность контингента воспитанников и успешное их выступление
в конкурсных мероприятиях. За 2020-2021 учебный год более 500
воспитанников Центра приняли участие в 68 конкурсных мероприятиях
различного уровня. 465 победителей и призеров городских, областных,
22

всероссийских и международных соревнований (конкурсов) получили
дипломы и грамоты.
3.4.

Модуль «Руководство творческим объединением, секцией»

Осуществляя работу с объединением, педагог организует работу с
коллективом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему
объединения; с педагогам-организатором, работу с родителями обучающихся
или их законными представителями.
Работа с коллективом объединения:


инициирование и поддержка участия объединения в общих

ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;


сплочение коллектива объединения через: игры и тренинги на

сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии,
организуемые руководителями объединений и родителями; мероприятия,
дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного
участия в жизни объединения.


организация интересных и полезных для личностного развития

ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему объединения
(познавательной,
нравственной,

трудовой,

спортивно-оздоровительной,

патриотической,

творческой,

духовно-

профориентационной

направленностей), позволяющая с одной стороны, – вовлечь в них детей с
самыми разными потребностями, и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с обучающимися объединения, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе.
23



выработка совместно со обучающимися законов объединения,

помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в учреждении.
Индивидуальная работа с обучающимися:
 изучение

особенностей

личностного

развития

обучающихся

объединения через наблюдение за поведением детей в их повседневной жизни,
в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по
тем или иным нравственным проблемам;
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений со сверстниками или учителями, выбор
профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
руководителем объединения в задачу для обучающегося, которую они
совместно стараются решить;
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими обучающимися
объединения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в объединении.
Работа с педагогами дополнительного образования Центра
детского творчества:


регулярные

консультации

руководителя

объединения

с

педагогами учреждения, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между педагогами и обучающимися;


проведение

мини-педсоветов,

направленных

на

решение

конкретных проблем объединений и интеграцию воспитательных влияний на
обучающихся;

24



привлечение

педагогов

учреждения

к

участию

в

делах

объединения, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать
своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от занятий, обстановке;


привлечение педагогов учреждения к участию в родительских

собраниях для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа

с

родителями

обучающихся

или

их

законными

представителями:


регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их

детей, о жизни объединения и учреждения в целом;


помощь

родителям

обучающихся

или

их

законным

представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и
педагогами учреждения;


организация родительских собраний, происходящих в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;


создание

и

организация

работы

родительских

активов

объединения, участвующих в управлении учреждения дополнительного
образования и решении вопросов воспитания и обучения их детей;


привлечение членов семей, обучающихся к организации и

проведению дел объединения.
3.5.

Модуль «Воспитательная среда»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда учреждения
дополнительного образования, при условии ее грамотной организации,
обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у
него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному

восприятию

ребенком

учреждения

дополнительного

образования. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой учреждения как:
25

 благоустройство учебных кабинетов и помещений, осуществляемое
руководителями объединений вместе с обучающимися своих объединений,
позволяющее обучающимся

проявить

свою

фантазию

и

творческие

способности, создающее повод для длительного общения руководителя
объединения со своими детьми;
 событийное оформление пространства при проведении конкретных
событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, собраний и
т.п.);
 акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания
ценностях Центра детского творчества, его традициях, правилах.
3.6.

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающимися
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Центра детского
творчества в данном вопросе. Родители не только активно привлекаются к
участию в делах Цента и объединений, но и зачастую сами изъявляют желание
принять участие в проведении воспитательных мероприятий. Эта работа
необходима для того, чтобы повысить уровень педагогической компетенции у
родителей или законных представителей и помочь им найти подход к ребенку
и правильно организовать процесс воспитания в семье. Работа с родителями
или законными представителями Центра детского творчества осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
 родительский комитет, участвующий в управлении Центра детского
творчества и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
26

 педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания
детей, в ходе которого родители получают рекомендации руководителей
объединений и обмениваются собственным творческим опытом и находками
в деле воспитания детей;
 взаимодействие с родителями посредством сайта учреждения,
сообщества

в

социальной

сети:

размещается

информация,

предусматривающая ознакомление родителей, новости Центра детского
творчества.
На индивидуальном уровне:
 обращение к специалистам по запросу родителей для решения
острых конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих
мероприятий и мероприятий в объединениях воспитательной направленности;
 индивидуальное

консультирование

воспитательных усилий педагогов и родителей.

27

c

целью

координации

План мероприятий по реализации модуля «Работа с родителями»
№
1
2

3

4
5

Мероприятие

Участники мероприятия

На групповом уровне
Общее родительское собрание
Родители (законные
представители)
Знакомство с сайтом ПМАОУ ДО ЦДТ с
Родители (законные
целью
активизации
родительского
представители) 1 года
внимания к вопросам воспитания, жизни
обучения
ребенка в Центре, знакомства с
образовательной программой
Предоставление информации о
Родители (законные
реализации платных образовательных
представители)
услуг
Заседание родительского
Члены родительского
Комитета ЦДТ
комитета
Месячник Безопасности
Родители (законные
представители), учащиеся

6

Родительские собрания

8

Совместные акции по благоустройству
территории Центра детского творчества

9

Проведение профилактической работы по

Родители (законные
представители)
Родители (законные
представители), учащиеся,
педагоги
Родители (законные
представители)

28

Сроки проведения

Ответственные

сентябрь

Заместитель
директора по УВР
ПДО

сентябрь

сентябрь

Заместитель
директора по УВР

В течение учебного
года
Сентябрь
декабрь,
март
Один раз в три
месяца
В течение учебного
года

Директор

В течение учебного
года

Заместители
директора по УВР,
педагог-организатор
ПДО
Заместитель
директора по АХЧ,
завхоз, ПДО
ПДО

10
11

12

13

13
14

15

вопросам безопасности детей
(распространение памяток, знакомство со
статистикой ДДТТ, правовое
просвещение и т.д.)
Организация совместного досуга
родителей и детей: поездки, экскурсии.
Индивидуальные беседы
Привлечение родителей к участию в
проведении экскурсий на предприятия и
организации Свердловской области и
городского округа Первоуральск
Фестиваль «Профессия моих родителей»

Родители (законные
представители)
Родители (законные
представители)

В течение учебного
года
В течение учебного
года

Родители (законные
представители)

В течение учебного
года

Родители
(законные представители)

Весенние каникулы

Заместители
директора по УВР,
педагог-организатор

До 15 октября

Заместитель
директора по УВР
ПДО

На индивидуальном уровне
Анкетирование «Удовлетворенность
Родители (законные
жизнью в Центре»
представители)
Заполнение родителями социальных анкет
Родители (законные
с целью анализа первичной информации
представители)
об учащихся и их семьях
Привлечение родителей – специалистов
Родители (законные
для проведения лекций для учащихся
представители)

29

сентябрь
В течение учебного
года

ПДО
ПДО,
инспектор ОПДН
МВД
ПДО,
Педагог-организатор

Заместители
директора по УВР,
педагогорганизатор, ПДО

16

17

18

Чествование родителей за успехи
воспитания детей, за активную помощь
Центру
Участие родителей в педагогических
советах,
консилиумах; выступления родителей на
собраниях.
Сбор информации о летней занятости

19

Информирование родителей о летней
кампании

20

Чествование родителей за успехи
воспитания
детей, за активную помощь ЦДТ
Месячник «Безопасное лето»

21
22

Проведение индивидуальных
консультаций

Родители (законные
представители)

К Дню матери

Директор

Родители (законные
представители)

В течение учебного
года

Родители
(законные представители)
Родители
(законные представители)

май

Заместители
директора по УВР,
педагогорганизатор, ПДО
ПДО

май

ПДО

Родители
(законные представители)

Итоговые отчетные
мероприятия

Директор

Родители
(законные представители)
Родители (законные
представители)

май

ПДО

В течение учебного
года

Заместители
директора по УВР,
ПДО

30

3.7.

Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в Центре детского творчества

помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,
ответственность,

трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства,

а

обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Поскольку обучающимся младшего и подросткового
возраста не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться
(посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в Центре детского творчества осуществляется
следующим образом:
На уровне учреждения:
через деятельность Совета Центра детского творчества создаваемого для
учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы; отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне объединений:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся объединений старост, представляющих интересы объединений
в общих делах Центра детского творчества и призванных координировать его
работу с работой Совета Центра детского творчества и руководителей
объединений;
На индивидуальном уровне:
через

вовлечение

обучающихся

в

планирование,

организацию,

проведение и анализ общих дел учреждения и дел объединений; через
реализацию

функций

обучающимися,

направления работы в объединении.
31

отвечающими

за

различные

План мероприятий по реализации модуля «Самоуправление»
№

Мероприятие

Участники мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Выборы органов самоуправления в
коллективах, выдвижение кандидатур в
Совет ЦДТ
Формирование
сообщества
активов
объединений
Собрания коллектива, классные часы

обучающиеся

сентябрь

Педагог-организатор,
ПДО

обучающиеся

сентябрь

Педагог-организатор,
Совет Центра
ПДО

2
3

4

5
6

Учащиеся, родители
(законные
представители), педагоги
Месячник военно - патриотического
Учащиеся, родители
воспитания
(законные
представители), педагоги
Уроки мужества «Они
Учащиеся
сражались за родину»
Фестиваль
«Успех!»
фестиваль
Учащиеся
творчества и достижений детей

32

еженедельно
февраль

Педагог-организатор,
ПДО

23.02.2021

Педагог-организатор,
ПДО
Педагог-организатор,
ПДО

май

3.8.

Модуль «Самоопределение»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению

«Самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся;

диагностику

и

консультирование

по

проблемам

профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача
совместной деятельности педагога, родителя и ребенка – подготовить
обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
 экскурсии на предприятия и учреждения городского округа
Первоуральск;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных
задач, участие в мастер - классах, посещение открытых занятий, фестивалей,
конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов;
 участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического
творчества.

33

План мероприятий по реализации модуля «Самоопределение»
№

Мероприятия

1 Участие учащихся во Всероссийских
проектах «Билет в будущее» и «Большая
перемена»
2 Участие учащихся во Всероссийских
открытых уроках проекта
«ПроеКТОриЯ»
3 Участие в городском фестивале «Мир в
радуге профессий»
4 Участие учащихся в экскурсиях на
предприятия и организации города

Участники

Место проведения

на индивидуальном уровне:
6-10 классы
ЦДТ

Сроки

Ответственные

в течение
педагог-организатор
учебного года

5-11 классы

ЦДТ

в течение
педагог-организатор
учебного года

1-11 класс

ЦДТ

8-11 классы

предприятия и
организации
городского округа
Первоуральск

в течение
педагог-организатор
учебного года
в течение
педагог-организатор,
учебного года
ПДО

работа с родителями
5 помощь родителей в
организации профессиональных
проб старшеклассников;

обучающиеся

ЦДТ

6 помощь родителей в организации
временного трудоустройства
учащихся в каникулярное время

обучающиеся

ЦДТ

34

в течение
педагог-организатор,
учебного года
ПДО
июнь-август

педагог-организатор,
ПДО

3.9.

Модуль « Медиа»
Цель медиа учреждения (совместно создаваемых обучающимися и

педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) –
развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков
общения

и

сотрудничества,

поддержка

творческой

самореализации

обучающихся.
Воспитательный потенциал медиа учреждения реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
 интернет-группа
обучающихся,

педагогов,

учреждения

–

родителей,

разновозрастное

поддерживающее

сообщество
интернет-сайт

ПМАОУ ДО ЦДТ (http://cdt-pervouralsk.ucoz.ru/index/osnovnye_svedenija/079);
 группу в социальных сетях Центр Детского Творчества, г.
Первоуральск (https://vk.com/cdt_pvk) с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к учреждению, информационного продвижения
ценностей

Центра

детского

творчества

и

организации

виртуальной

диалоговой площадки, на которой детьми, педагогами и родителями могли бы
открыто обсуждаться значимые для учреждения вопросы.
3.10.

Модуль «Профилактика»
Дополнительное образование детей по своей сути обладает социально-

педагогическими

особенностями

значимыми

для

профилактики

отклоняющегося поведения детей и подростков, безопасности дорожного
движения, пожарной безопасности, информационной безопасности и др.
Совместная деятельность

педагогов,

школьников,

родителей

по

направлению «Профилактика» включает в себя развитие творческих
способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового
образа жизни, воспитание культуры поведения. Создание условий для
35

формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к
правам

и

свободам

человека,

позитивного

отношения

к

жизни,

стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения реализуется
через следующие направления:
 Программа по профилактике и безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни, направленная на
профилактику
токсических

потребления
и

других

несовершеннолетними

психоактивных

веществ

наркотических,

(ПАВ),

алкогольной

продукции, табакокурения;
 обеспечение психологической безопасности для благополучного и

безопасного детства, формирование жизнестойкости несовершеннолетних.
Общей

причиной

психологическая

подросткового

дезадаптация,

суицида

возникающая

является
под

социально-

влиянием

острых

психотравмирующих ситуаций;
 приоритетным направлением деятельности по защите детей от

жестокого обращения является первичная профилактика - предупреждение
возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление
и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение
условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной,
педагогической, функции социализации и т.д.);
 межведомственная

направлена

на

профилактическая

профилактику

акция

безнадзорности

и

«Подросток»,
правонарушений

несовершеннолетних, организацию отдыха и занятости в летний период детей
и подростков, состоящих в социально- опасном положении, состоящих на
профилактическом

учете

в

органах

внутренних

и

образовательном

учреждении;
 спортивно-массовые мероприятия, направленные на пропаганду
занятий спортом и здорового образа жизни.

36

4.
№
п/п
1

План воспитательной работы ПМАОУ ДО ЦДТ на 2021-2022 учебный год
Наименование мероприятия

Сроки
реализации
Сентябрь

Ответственные
исполнители
Заместитель директора
по УВР,
Методисты,
педагогорганизатор, ПДО

1 сентября

Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор
Заместитель директора
по УВР, ПДО

2

Проведение классных часов в рамках Дня знаний по темам:
 «Урок мира»;
 «Урок безопасности» (приуроченные ко Дню солидарности в борьбе с
терроризмом);
 «Молодые избиратели»;
 «Добрый урок»
День знаний

3

Месячник безопасности детей

Сентябрь

4

Неделя безопасности. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма.

Сентябрь

5

Выборы актива Центра детского творчества и активов объединений, секций.
Выборы Президента ученического самоуправления

Сентябрьоктябрь

6

Дни финансовой грамотности

7

Организационные родительские онлайн-собрания. Выборы родительских
комитетов классов

Сентябрь,
в течение года

37

Сентябрь

8

9

10

11

12

13

14

15

Онлайн-лектории для родителей

В течение года

Заместитель директора
по
УВР,
педагогпсихолог, ПДО,
Социальные партнеры
Заседания Совета родителей
В течение года, Директор
школы,
в соответствии с заместители директора,
планами работы Председатель
Советов
Председатель
Совета
родителей
День пожилого человека:
СентябрьЗаместитель директора
Октябрь
по
УВР,
педагог Выставка рисунков "Мои бабушка и дедушка»
организатор,
ПДО,
 «Уроки доброты и уважения»;
библиотекарь
 Книжная выставка «Мы славим возраст золотой»
День здоровья.
Сентябрь
Заместитель директора
по
УВР,
педагог Спортивные соревнования, турпоходы
организатор, ПДО
Открытые соревнования «Кубок городского округа Первоуральск по
Сентябрь
Заместитель директора
спортивному туризму (дистанции - пешеходные)
Октябрь
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Цикла туристских-познавательных игр «Удивительное - рядом»
Октябрь
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Месячник гражданской обороны
Октябрь
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор
Учёба актива Центра детского творчества. День ученического
Октябрь
Заместитель директора
самоуправления
по
УВР,
педагог38

Библиотечные уроки, приуроченные к Международному дню школьных
библиотек
День Учителя
 Праздничный концерт

Октябрь

18

Фотовыставка «Спорт. Туризм. Природа»

сентябрь

19

Мероприятия, приуроченные ко Дню призывника

Октябрь Ноябрь

20

День народного единства:
 классные часы «Страницы российской истории
 участие в онлайн-мероприятиях (акции, флешмобы в соцсетях)
Спортивно-туристская игра «Новичок»

16
17

21

Октябрь

Ноябрь
октябрь

22

День правовой помощи детям.
Классные часы «Мои права и обязанности»

Ноябрь

23

Проведение классных часов и встреч, приуроченных ко Дню отказа от
курения

Ноябрь

24

День матери
 Выставка творческих работ учащихся
 Праздничный концерт

Ноябрь

39

организатор
Библиотекарь, классные
руководители
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Краевская
Ж.М.,
педагог-организатор
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Сердюк М.В., педагогорганизатор
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по ВР, социальный
педагог,
классные
руководители,
школьные волонтеры
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО

Мероприятия, посвященные государственным праздникам, Свердловской
области и города Первоуральск:
 День города

Декабрь

26

«Уроки доброты», приуроченные к Международному Дню инвалидов

Декабрь

27

Открытых соревнований «Робототехника и Роботраффик»

Декабрь

28

Месячник «Государственные символы России»:
 Классные часы
 Обновление стенда «Государственные символы»
 Онлайн-мероприятия, посвящённые дню Конституции Российской
Федерации (акции, флешмобы в соцсетях)
Организация и проведение новогодних мероприятий

Декабрь

Профилактическая акция «Красная лента» (распространение листовок и
буклетов, красные ленты), приуроченная ко Всемирному дню борьбы со
СПИДом
Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвящённый Дню
Защитника Отечества.
 «Уроки Мужества»,
 Участие в городском митинге, организация встреч с ветеранами и
участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, ко Дню памяти

Декабрь

25

29

30

31

40

Декабрь

Январь-Февраль

Заместитель директора
по УВР,
Методисты,
педагогорганизатор, ПДО,
обучающиеся
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
педагог-организатор,
ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО

33

о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
 Выставка рисунков, посвященных Дню защитника Отечества.
Спортивные соревнования в рамках Месячника, посвящённого Дню
Защитника Отечества
(«Весёлые старты», пионербол, футбол, баскетбол, настольный теннис)
Беседа с родителями «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет»

34

Консультация «Безопасное детство»

февраль

35

Спортивная игра на местности для дошкольников и младших школьников
«Снежный барс»

февраль

36

Открытый турнир ЦДТ по боксу, посвящённый Дню Защитников
Отечества

февраль

37

Мероприятия, приуроченные Международному дню борьбы с наркоманией

Март

38

Беседа «Как обучить ребенка правилам дорожного движения»

март

39

Участие в городском спортивном мероприятии «Лыжня России –2022»

Март

32

41

Февраль
январь

Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по УВР, педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по УВР, педагогорганизатор, ПДО
Сердюк М.В.,
Сердюк Т.В.
Мотыков Р.М.
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО

40

Проведение праздничного концерта, приуроченного к празднованию
Международного женского дня 8 Марта

41

Неделя космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»

42

Ежегодная благотворительная
Всероссийской недели Добра

43

Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах,
конференциях различного уровня:
 Муниципальный этап XXIX Международный образовательных
Рождественских чтений.
 Городской конкурс "Счастливая семья: традиции и современность.
 Городской конкурс «Пасха красная»

В течение года
согласно
графику
проведения

44

Организация проектной деятельности учащихся (разработка и реализация
проектов по направлению)

В течение года

45

Праздник Великой Победы:
 Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»
 Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»
 Участие в городских мероприятиях.
 Организация Почётного караула
 Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками
тыла

Май

акция

«Твори

добро»,

42

Март
Апрель

в

рамках

Апрель

Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО

Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор,
методисты, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО,
обучающиеся

 «Уроки Мужества»
 Акции «Ветеран живёт рядом» (организация волонтёрской помощи)
 Выставка творческих работ учащихся
Спортивная игра «Героическая эстафета», посвященная Дню Героев
Отечества

май

47

День семьи
 Выставка декоративно-прикладного творчества;
 Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»;
 Награждение лучших родителей благодарственными письмами
Акция по ПДД «Возьми ребёнка за руку»

48

Спортивное массовое мероприятие « Первоуральская Майская прогулка»

49

Тематические книжные выставки, посвящённые юбилейным датам и
государственным праздникам
Деятельность волонтерского движения

Постоянно в
течение года
В течение года

51

Мероприятия и проекты в рамках деятельности Всероссийского движения
школьников

55

Тематические классные часы по информационной и
безопасности:
 «Безопасный Интернет»;

В течение года
по отдельному
плану
В течение года

46

50

43

психологической

Май
май
май

Сердюк М.В.,
Сердюк Т.В.
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Сердюк М.В., Сердюк
Т.В.
Библиотекарь
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор,
Заместитель директора
по
УВР,
педагогорганизатор, ПДО
Педагог-организатор,
ПДО

 «Безопасный поиск информации в Интернет»;
 «Здоровье и безопасность в мире компьютерных технологий и
Интернет»;
 «Информационная безопасность»;
 «Моя психологическая безопасность».

44

5.

Основные направления самоанализа воспитательного процесса,

организуемого Центром детского творчества
Самоанализ воспитательной работы, организуемый в Центре детского
творчества, осуществляется по выбранным самим учреждением направлениям
и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого Центра. В
качестве экспертов выступают: директор, заместитель директора по УВР,
педагог-организатор, педагоги дополнительного образования Центра детского
творчества.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ воспитательной работы в Центре являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий

экспертов

на

использование

его

результатов

для

совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального
воспитания (в котором Дом детского творчества участвует наряду с другими
45

социальными институтами), так и стихийной социализации, а также
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа, организуемого в Центре детского
творчества воспитательного процесса.
5.1.

Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является

динамика

личностного

развития

обучающегося

каждого

объединения.
Осуществляется анализ руководителями объединений совместно с
заместителем директора Центра детского творчества с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
педагогов или педагогическом совете Центра детского творчества.
Способом

получения

информации

о

результатах

воспитания,

социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение, диагностика.
Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных
результатов учащихся анализируется также на основании независимых
оценочных процедур (высокий уровень мотивации обучающихся к участию в
научно-практических конференциях, творческих конкурсах, спортивных
соревнованиях, проектной, фестивальной, волонтерской деятельности, низкий
процент

заболеваемости

и

пропусков

занятий,

отсутствие

случаев

преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма).
Выявленные проблемы
У

некоторых

Пути решения проблем

обучающихся Повышенное внимание к качеству

существуют проблемы в отношении реализации
к

обучению

и

модулей:

«Работа

с

формулированию родителями» и «Профориентация»

целей и мотивов к самоопределению, программы воспитания
в том числе и профессиональному.
46

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось
и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
5.2.

Воспитательная деятельность педагогов
Подавляющее большинство педагогов имеют квалификационные

категории. Педагоги не испытывают затруднения в определении цели и задач
своей воспитательной деятельности, а также в реализации воспитательного
потенциала их совместной с детьми деятельности.
Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для обучающихся
детско-взрослые общности; в большинстве случаев у них складываются
доверительные отношения с обучающимися. Руководители объединений
стремятся стать для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми.
Выявленные проблемы
 недостаточный
уровень
сформированности
у
молодых
педагогов компетенций в сфере
организации воспитательной работы
в объединении;
 высока доля педагогов старше
45 лет

47

Пути решения проблем

развитие системы взаимного
наставничества педагогов старшего
возраста, с одной стороны, и
молодых педагогов с другой
стороны,
направленной
на
преодоление
профессиональных
дефицитов в воспитательной работе;

- высокая мотивация педагогов
старше 45 лет к освоению
компетенций по использованию в
воспитательной
работе
возможностей
информационных
систем, виртуального пространства,
интернет-технологий

5.3.

Управление

воспитательным

процессом

в

Центре

детского

творчества
Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив.
Отсутствие

вакансий.

Воспитательная

деятельность

сопровождается

достаточным нормативным обеспечением.
Педагоги имеют чёткое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс в Центре детского
творчества, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей
ответственности. Администрацией учреждения создаются условия для
профессионального роста педагогов в сфере воспитания путем повышения
квалификации в рамках курсовой подготовки. Педагоги поощряются
администрацией

учреждения

за хорошую воспитательную

работу с

обучающимися (через стимулирующие выплаты).
Выявленные проблемы
-

доминирование

Пути решения проблем

традиционных 

выявление профессиональных

подходов к процессу воспитания, дефицитов
иногда

приводящим

к

педагогов

росту коммуникации

с

непонимания между педагогами и поколением
обучающимися

в

организации программы,

воспитательной деятельности;
в

подрастающим
разработка
на

выявленных
в

воспитательной

реализации работе;

инновационных проектов в сфере 
воспитания

сфере

направленной

преодоление

- отсутствие заинтересованности у затруднений
педагогов

и

в

развитие

стимулирования

системы
инновационной

деятельности педагогов в области
воспитания.

48

5.4.

Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в Центре детского

творчества
В Центре детского творчества имеются необходимые условия для
образовательной

деятельности

в

соответствии

с

требованиями,

предъявляемыми к дополнительному образованию, СанПиН. Существующая
база

здоровьесберегающей,

информационной,

безопасной

среды

образовательной организации является основой, на которой каждый
талантливый, творческий ребенок может воплотить свою одаренность в
высокие результаты деятельности, подтвержденные в конкурсах, олимпиадах
и соревнованиях различного уровня.
Иные проблемы, выявленные в результате анализа, могут быть решены
посредством реализации программы воспитания. Это повлечёт за собой
развитие

инновационного

потенциала

и

организационной

культуры

образовательного учреждения с ориентацией на выявление, поддержку и
развитие талантливых, творческих детей как основы совершенствования
качества результатов деятельности Центра детского творчества.

49

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».