_Изостудия Палитра

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Основы изобразительной грамоты и рисования»
Изостудия «Палитра»
Возраст обучающихся: 6 - 17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Миндибаева Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования

Первоуральск 2021

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место
в комплексе предметов программы «Живопись». Он является базовой составляющей для
последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
изобразительной грамоты и рисование» разработана в соответствии
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области №
136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году»
вместе
с
методическими
рекомендациями
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»;
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении
методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
13. Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества.
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из
двух разделов – графики и цветоведения.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму
требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий
в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые
темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные
знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов.
Данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной
деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному
материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Актуальность программы
Развитие творческих, коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной
творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Содержание программы рассчитано на 3-х летний курс обучения для учащихся от 6 до 17 лет.
Продолжительность освоения учебного материала определяется программой в соответствии с
этапами: 1г. обучения – 144 часа
2г. обучения – 144 часа
3г. обучения – 144 часа
Форма занятий – групповая. В группе занимается по 12-15 человек.

Целью занятий формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие
творческих, художественно – эстетических способностей, творческого воображения, фантазии.
Задачи:
обучающие:
– формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой
гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.);
– приобретение детьми опыта творческой деятельности;
– овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
развивающие:
– развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти);
– воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
воспитательные:
– воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе
применяются следующие основные методы:
– объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
– исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других
материалов).

3

Учебно-тематический план
Первый год обучения
№

Наименование раздела, темы

1. Раздел «Графика»
1.1 Многообразие линий в природе
1.2 Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна
1.3 Выразительные возможности цветных карандашей
1.4 Техника работы пастелью
1.5 Орнамент. Виды орнамента
1.6 Орнамент. Декорирование конкретной формы
1.7 Кляксография
1.8 Пушистые образы. Домашние животные
1.9 Фактуры
1.1 Техника работы пастелью
0
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Вводное творческое задание «Чем и
как рисует художник»
2.2 Цветовой спектр. Основные и составные цвета
2.3 Цветовые растяжки
2.4 Теплые и холодные цвета
2.5 Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет»
2.6 Техника работы акварелью «мазками»
2.7 Техника работы акварелью «посырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета
2.8 Техника работы акварелью «сухая
кисть»
2.9 Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски
и ее оттенков

Вид
учебного
занятия

Общий объем времени
(в часах)
МакСамоАуд
систояитор
мальтельная ные
ная
работа заучебняная
тия
нагрузка

урок
урок

4
4

2
2

2
2

урок

4

2

2

урок
урок

4
8
4

2
4
2

2
4
2

урок
урок

4
8

2
4

2
4

урок
урок

8
8

4
4

4
4

урок

4

2

2

урок

4

2

2

урок
урок
урок

8
8
8

4
4
4

4
4
4

урок

8

4

4

урок

8

4

4

урок

4

2

2

урок

8

4

4

Таблица 1
Формы
контроля

4

2.1 Творческое задание «Портрет ма- урок
0
мы»
2.1 Смешанная техника. 4 стихии
урок
1
Контрольный урок
конт.
урок
Всего часов

8

4

4

8

4

4

4

2

2

144

72

72

5

Второй год обучения
№

Наименование раздела, темы

1. Раздел «Графика»
1.1 Противостояние линии. Характерные
особенности линий
1.2 Работа с геометрическими формами.
Применение тона
1.3 Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластическую
1.4 Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную
1.5 Текстура
1.6 Ритм. Простой, усложненный
1.7 Симметрия. Пятно
1.8 Асимметрия
1.9 Линия горизонта. Плановость
1.1 Техника работы фломастерами
0
1.1 Буквица. «Веселая азбука»
1
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета
2.2 Нюансы. Многообразие оттенков цвета
2.3 Контрасты. Контрастные пары цветов
2.4 Цвет в тоне
2.5 Ахроматические цвета. Творческое задание
2.6 Локальный цвет и его оттенки
2.7 Плановость
2.8 Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент
2.9 Условный объем. Освещенность предметов
2.1 Изучение нетрадиционных живописных
0
приемов

Таблица 2
време- Формы
контроля
Ауд
итор
ные
занятия

Вид
учебного
занятия

Общий объем
ни
(в часах)
МакСасимомальстоная
ятел
учебьная
ная
ранагруз- бота
ка

урок

8

4

4

урок

8

4

4

урок

8

4

4

урок

8

4

4

урок
урок
урок
урок
урок
урок

4
4
4
4
8
8

2
2
2
2
4
4

2
2
2
2
4
4

урок

4

2

2

урок

4

2

2

урок
урок
урок
урок

4
8
4
4

2
4
2
2

2
4
2
2

урок
урок
урок

4
4
8

2
2
4

2
2
4

урок

8

4

4

урок

12

4

8
6

2.1 Творческая композиция
1
Контрольный урок
Всего часов

урок

8

4

4

конт.
урок

4

2

2

144

72

72

7

Третий год обучения
№

Наименование раздела, темы

1. Раздел «Графика»
1.1 Равновесие
1.2 Статика. Динамика
1.3 Силуэт
1.4 Шахматный прием в декоративной графике
1.5 Перспектива
1.6 Пластика животных
1.7 Работа фломастерами (цветными карандашами)
1.8 Пластика человека
1.9 Графическая композиция
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Локальный цвет и его оттенки
2.2 Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном
2.3 Колорит. Нюансные или контрастные
гармонии
2.4 Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов
2.5 Смешанная техника

Таблица 3
Вид учеб- Общий объем времени
Фор
ного заня- (в часах)
мы
тия
контрол
я
МакСамоАуди
систоятормальтельная ные
ная
работа заняучебтия
ная
нагрузка
урок
урок
урок
урок

4
4
8
8

2
2
4
4

2
2
4
4

урок
урок
урок

8
8
8

4
4
4

4
4
4

урок
урок

8
8

4
4

4
4

урок
урок

4
4

2
2

2
2

урок

8

4

4

урок

4

2

2

урок

4

2

2

2.6 Цвет в музыке

урок

4

2

2

2.7 Психология цвета

урок

4

2

2

2.8 Тематическая композиция

урок

8

4

4

2.9 Тематическая композиция

урок

8

4

4

2.1 Тематическая композиция
0
2.1 Тематическая композиция
1
Выставка

урок

8

4

4

урок

8

4

4

выставка

12
144

6
72

6
72
8

Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая
часть заданий призвана развивать образное мышление и соображение ребенка, внимание,
наблюдательность, зрительную память.
Содержание учебной программы (по диагностике мониторинговых исследований) соответствует образовательным, социально-экономическим и социокультурным потребностям.
Первый год обучения
1. Раздел «Графика»
1.1 Тема: Многообразие линий в природе.
Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А 4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3-4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование формата А 4,
черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона – рыбка (линия), гриб (точка), ваза
(пятно).
1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей.
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми
переходами. Выполнение рисунка по шаблону (праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А 4, цветных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
1.4 Тема: Техника работы пастелью.
Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы
(растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (гриб, цветок, ежик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А 4), пастели, фиксажа.
Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ художников.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента.
Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А 4, фломастеров или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы.
Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А 4.
Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических растительных орнаментов.
1.7 Тема: Кляксография.
9

Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов
(«Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А 4, акварели, белой гуаши, туши, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление материала посредством дорисовывания пятен (связь
формы пятна с образом).
1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные.
Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники
в творческих работах. Выполнение этюдов (кошки, собаки). Использование формата А 4,
туши или черной акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.
1.9 Тема: Фактуры.
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение
упражнений-зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата ½ А 4, черного
фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев.
1.10 Тема: Техника работы пастелью.
Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с
натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (животные севера или юга,
мама и дитя). Использование формата А 4, пастели.
Самостоятельная работа: выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель».
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник»
Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на
проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А 4, карандаша, акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета.
Знакомство с понятием «цветовой круг», последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (зонтик,
парашют, радуга, радужные игрушки). Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
2.3 Тема: Цветовые растяжки.
Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов («Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А 4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
2.4 Тема: Теплые и холодные цвета.
Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов («Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели,
формата ½ А 4.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет».
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (река, ручеек, водопад, композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А 4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок.
10

2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками».
Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы («Рыбка»,
«Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А 4.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой
технике (В. Ван Гог и др.).
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по-сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета.
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных
(слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А 4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например,
клубки ниток).
2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть».
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов («Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т.д.). Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: закрепление приема.
2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков.
Знакомство с техникой работы гуашью, составление оттенков белого цвета путем смешивания с различными цветами. Выполнение этюдов («Белые медведи», «Зайчик зимой»,
«Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А 4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы».
Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (портрет мамы, бабушки,
сестры). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А 4.
Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гогена и др.
2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии.
Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов
на разные темы («Огонь»: салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода»:
фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа; «Воздух»: мыльные пузыри, облака, ветер; «Земля»:
камни, скалы, пустыня). Использование материалов на выбор учащихся, формата А 4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А
4. Контрольный урок.
Второй год обучения
1. Раздел «Графика»
1.1 Тема: Противостояние линий. Характерные особенности линий.
Продолжение знакомства с разнообразием линий в природе. Пластика линий. Выполнение
зарисовок (два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел, лебедькоршун). Использование формата А 4, белой и черной гелиевой ручек.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная,
тонкая, ломаная, линия, разная по толщине и др.), формат А 4.
1.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.
Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (пуговицы, печенье и др.) Использование формата ½ А 4, простого карандаша.
11

Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).
1.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную.
Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую
форму в пластичную. Выполнение упражнения-наброска схематичного изображения (посуда, обувь и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А 4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и
того же предмета быта.
1.4 Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную.
Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую,
работать над цельностью образа. Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичкасестричка, бычок-смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из
геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А 4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.
1.5 Тема: Текстура.
Развитие художественных способностей, воспитание внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с натуры (ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование
формата ½ А 4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: наблюдение за природными формами, выполнение фотографий
собственных наблюдений.
1.6 Тема: Ритм.
Дать представление о ритмичной композиции, знакомство с понятием ритма в композиции
(простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы. Выполнение зарисовок и
набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений,
водорослей и т.д. Использование формата ½ А 4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет).
1.7 Тема: Симметрия. Пятно.
Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного
средства композиции. Выполнение копий и зарисовок с натуры (насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата ½ А 4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги.
1.8 Тема: Асимметрия.
Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок
предметов быта сложной формы (чайник, графин, фонарик и др.). Использование формата
½ А 4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: фотографирование предметов асимметричной формы.
1.9 Тема: Линия горизонта. Плановость.
Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение
зарисовки любого пейзажа с 2-3 планами. Использование гелиевой ручки, формата А 4.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре
«пейзаж», посещение экспозиции музея изобразительных искусств.
1.10 Тема: Техника работы фломастерами.
12

Создание декоративного образа. Выполнение эскиза-образа (волшебный цветок, улитка).
Использование формата А 4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений на различные техники (заполнение
шаблона точками, штрихами, сетками, ровным тоном).
1.11 Тема: Буквица. «Веселая азбука».
Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса
через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение эскиза
образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы. Использование формата ½
А 4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с видами шрифтов, буквицами, со стихотворениями
детских поэтов о русском алфавите (И. Токмакова, Б. Заходер).
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета.
Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета («Братья-гномы» и др.). Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в
пределах одного цвета.
2.2 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета.
Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры
(ягоды, ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А 4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного
цвета.
2.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов.
Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью усиливать друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (фрукты, зонтики под дождем,
игрушки на полке и др.). Использование формата А 4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов».
2.4 Тема: Цвет в тоне.
Знакомство с понятием «тон». Выполнение эскиза («Котенок с клубками ниток», «Свинья
с поросятами»). Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.
2.5 Тема: Ахроматические цвета.
Знакомство с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления.
Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы
домашних животных и др.). Использование формата А 4, гуаши черной и белой.
Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.
2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки.
Развитие у детей способности видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых
оттенков. Выполнение композиции (осенние листья, цветы на клумбе). Использование
формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».
2.7 Тема: Плановость.
Повторение некоторых законов композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (морской, горный, лесной). Использование
формата А 4, акварели.
13

Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре
«пейзаж», посещение экспозиции музея изобразительных искусств.
2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент.
Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры («Корзина с
урожаем», «Дары природы»). Использование формата А 4, акварели или гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и
акцентом.
2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов.
Передача света посредством цветов. Выполнение этюдов с натуры (игрушки, предметы
быта, овощные портреты). Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений:
круглая форма (яблоко, мячик), четырехгранная форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).
2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов.
Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (морская волна с барашками, морозные узоры, цветы и т.д.).
Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А 4, акварели, гуаши, свечек, туши,
кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
2.11 Тема: Творческая композиция.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение
композиции («Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А 4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.
Контрольный урок.
Третий год обучения
1. Раздел «Графика»
1.1 Тема: Равновесие.
Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов. Использование формата А 4, гелиевой ручки, черного фломастера.
Самостоятельная работа: поиск равновесных композиций в журналах, книгах.
1.2 Тема: Статика. Динамика.
Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиции на одну из понравившихся схем. Использование формата А 4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах.
1.3 Тема: Силуэт.
Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение). Создание композиции с использованием сложного силуэта (полка с
посудой, белье на веревке). Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного
фломастера.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации-наложения черного на белое, белого на
черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке).
1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике.
Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной
стране»). Использование формата ½ А 4, черного фломастера.
14

Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.
1.5 Тема: Перспектива.
Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки,
город). Использование формата А 4, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
1.6 Тема: Пластика животных.
Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного
животного, могут быть поиски образов животных к басням И. А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А 4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.
1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами).
Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны
лягушки, образ времени года). Использование формата А 4, цветных карандашей, фломастеров.
Самостоятельная работа: поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.).
1.8 Тема: Пластика человека.
Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»). Использование формата А 4,
гелиевой ручки, фломастеров.
Самостоятельная работа: поиск фотографий или других изображений людей в движении.
1.9 Тема: Графическая композиция.
Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение
композиции («В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», славянские мифологические
образы: птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка). Использование формата А 4, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции,
выполнение композиционных поисков.
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки.
Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета.
Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А 3, акварели.
Самостоятельная работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).
2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном.
Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов («Парусник на море»,
«Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.
2.3 Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии.
Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража («Жар-птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А 4, акварели.
15

Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение
техники витража в журналах.
2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов.
Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза
афиши, флаэра. Использование формата А 4, акварели, гуаши.
Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.
2.5 Тема: Смешанная техника.
Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение
эскиза композиции (например, «Замороженное оконце»). Использование формата А 4, акварели, воска, соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров.
2.6 Тема: Цвет в музыке.
Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А 4, акварели.
Самостоятельная работа: прослушивание шедевров классической музыки.
2.7 Тема: Психология цвета.
Знакомство с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев
(Буратино, Карабас Барабас, Пьеро, баба Яга). Использование любого формата, гуашь, акварель.
Самостоятельная работа: тестирование на предмет цвет-настроение, сочинение сказки о
цветах и красках.
2.8 Тема: Тематическая композиция.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции («праздник», «каникулы»). Использование формата любого
размера, гуаши, акварели.
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.9 Тема: Тематическая композиция.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение
сюжетной композиции («Зоопарк», «Человек и животное»). Использование формата любого размера, гуаши, акварели.
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.10 Тема: Тематическая композиция.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение
сюжетной композиции (например, «Театр»). Использование формата любого размера, гуаши, акварели.
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.11 Тема: Тематическая композиция.
Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение
сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого размера, гуаши, акварели.
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

16

Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
– знание различных видов изобразительного искусства;
– знание основных жанров изобразительного искусства;
– знание терминологии изобразительного искусства;
– знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой
круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.);
– знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе;
– знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
– знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности,
статики-динамики, симметрии-асимметрии;
– навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
– навыки передачи формы, характера предмета;
– умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
– наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
– наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности;
– умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;
– умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по
учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Кабинет должен быть оснащен удобной мебелью, наглядными пособиями.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Выставки (аттестация): цели, виды, форма, содержание.
Видами контроля по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» являются текущая и промежуточная выставки. Текущая выставка проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая выставка проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ
преподавателем. Оценки заносятся в диагностику образовательного уровня учащихся по
параметрам (уровням).
Промежуточные выставки-конкурсы проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков в форме просмотров работ обучающихся. По окончании предмета проводится итоговая выставка. На контрольном уроке обучающимся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»).
17

2. Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично» - высокий уровень (от 4,6 до 5 баллов), «хорошо» - средний уровень ( от 3,6 до 4,5
баллов), «удовлетворительно» - низкий уровень ( от 3 до 3,5 баллов). Диагностика образовательного уровня успеваемости учащихся включает в себя три компонента: за фантазию,
композицию и технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия». Оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие
шаблонного представления задания. Так, например, «ознакомительный» (первый год обучения):
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся первого года обучения.
Ознакомительный
Базовый уровень
Продвинутый уровень
уровень
1. Неуверенное обращение с художественным
материалом. Путает инструменты.
2. Неумение смешивать
краски для получения
нужного цвета, слепить
простую фигуру из пластилина, вырезать бумагу
ножницами по заданному
контуру.

1. Знает предназначения, но
неуверенно пользуется инструментами,
красками,
глиной, пластилином, бумагой.
2. В процессе самостоятельной творческой работы часто обращается за помощью
к педагогу.

1. Хорошо знает все инструменты и художественные материалы для работы,
умеет ими пользоваться.
2. Более свободно рисует,
лепит, вырезает по эталону.
Самостоятельно применяет
умения и навыки при выполнении работы с образца.

Оценка «отлично» (высокий уровень) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
Оценка «хорошо» (средний уровень) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
Оценка «удовлетворительно» (низкий уровень) - использование готового решения (срисовывание с образца);
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины
предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
Оценка «отлично» - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок
ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
Оценка «хорошо» - имеются незначительные ошибки;
Оценка «удовлетворительно» - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения)
предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
Оценка «отлично» - учащийся способен самостоятельно применять полученные знания,
умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
18

Оценка «хорошо» - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
Оценка «удовлетворительно» - работой учащегося руководит преподаватель, используя
наглядный показ на работе учащегося, учащийся не справился с заданием даже с помощью
преподавателя, работа небрежно выполнена и не закончена.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для
ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных
эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на прекрасное. Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания
изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на
каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в
собственной творческой деятельности. С этой целью преподавателю необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение
детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка, рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация
выставок, проведение праздников, тематических выставок, посещение музеев и др.). Это
позволит объединить и сдружить детский коллектив.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения материала учебной программы предусмотрена самостоятельная работа. На самостоятельную работу обучающихся отводится 100 % времени
аудиторных занятий.
Самостоятельная работа выполняется в форме домашних заданий (упражнения к
изученным темам, рисование с натуры, применение шаблонов), а также в виде экскурсий,
участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
3. Средства обучения
– материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
– наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
– демонстрационные: гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
– электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
– аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

19

Список литературы
1. Методическая литература
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы. Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1991
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1989
5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
6. Казакова Т. С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника.
М.: Педагогика, 1983
7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М: Просвещение, 1971
8. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,
1985
10. Курчевский В. В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
11. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение,
1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982
13. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. – М.: Академия, 2008
14. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985
15. Щеблыкин И. К., Романина В. И., Коготкова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
2. Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М. П. Графика пейзажа. – М.: Гуманитарное издание Владос, 2008
3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998
4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,
1998
5. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусства» - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008
6. Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006
7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009
8. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.:АСТ Слово, 2010

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».