Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Шаги к сценическому образу» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Голубовская Елена Эгвартовна, педагог дополнительного образования Первоуральск 2021 Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаги к сценическому образу» (далее программа) составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 13. Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества. Содержание программы ориентировано на удовлетворение потребности личности в развитии творческих, интеллектуальных и духовных способностей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; не противоречащих законодательству Российской Федерации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Шаги к сценическому образу» ориентирована на гармоническое всестороннее развитие личности ребенка, прививает устойчивый интерес к театральной деятельности. Программа предусматривает возможности для творческого самовыражения каждого ребенка, совершенствования его художественных способностей и склонностей. Направленность программы - художественная Актуальность программы Данная программа актуальна, поскольку театральная деятельность – способ самовыражения детей, средство снятия психологического напряжения, инструмент разрешения конфликтов. Программа способствует приобретению детьми навыков публичного поведения, взаимодействия друг с другом, коллективного творчества. Программа ориентирована на развитие основных навыков актерского мастерства, совершенствование творческих способностей, художественно- эстетическое развитие детей, социальную адаптацию, активизацию гражданско-патриотических чувств, толерантности и эмпатии. Новизна: Отличие данной программы от существующих состоит в том, что она, в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста, предусматривает постановку определенных драматургических произведений, свободно выбранных с учетом специфики группы, в основном, через игровое действие. Программа «Шаг к сценическому образу» способствует развитию фантазии и воображения, обучающихся не через определенные догматы, а через деятельность, близкую детям по своему существу, и позволяющую выбрать формы и методы обучения с учетом возрастных особенностей, способностей и интересов обучающихся. В рамках программы предполагается посещение спектаклей различных театральных коллективов, экскурсии в музеи, знакомство с историей искусств и историей театра. Программа «Шаг к сценическому образу» направлена на то, чтобы увлечь детей театральной деятельностью, помочь им творчески раскрыться и реализоваться не только в сценических условиях, но и социально адаптироваться в жизни. Отличительная особенность программы «Шаг к сценическому образу» - это возможность детей попробовать свои силы и проявить свои способности в разнообразных видах деятельности видах театральной деятельности. Основные принципы, лежащие в основе программы: Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося. Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке обучающийся будет иметь возможность реализовать собственные намерения, т.е. действовать от своего имени. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. Принцип деятельности. Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Обучающийся ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения. Принцип реальности и практического применения. Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребенку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка. Одним из важных принципов образовательного процесса является погружение обучающихся в мир культуры и истории театрального искусства. В конце каждой темы – театрализация, в которой обучающиеся становятся персонажами рассказа, былины или сказки. Несмотря на широкое использование программной театрализации игр, в основе программы лежит изучение базовых навыков сценического мастерства. Театр – это синтетический вид искусства, и поэтому программа включает несколько направлений: актерское мастерство; сценическая речь; сценическое движение; история театра и азбука театра; театрализованная игра; постановка спектакля; театральные премьеры. Методика работы театрального кружка начинается с организации сценического внимания. На первом этапе обучения дети, путем специальных упражнений (этюдов), знакомятся с основами актерского мастерства, дисциплинируют психофизический аппарат, приобретают навыки, помогающие ориентироваться в повседневной жизни. Знания, получаемые юными актерами и базирующиеся на принципе занятие – игра, укрепляет психику детей, делает их общительными и коммуникабельными, повышает общий интеллектуальный уровень, психофизическую готовность. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения, продолжительностью 216 часов. Адресаты программы: дети 10-16 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в театральных ролях. Программа вводит обучающегося в удивительный мир театра, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие интереса к театральным постановкам, нестандартного мышления, творческой инициативы и индивидуальности. Оптимальная численность обучающихся – от 12 до 20 человек. Состав групп – постоянный. Формы и режим занятий: Занятия по данной программе состоят из аудиторной и внеаудиторной деятельности, причём, большее количество времени занимает аудиторная деятельность, где обучающиеся изучают и закрепляют программный материал. К внеаудиторной деятельности театральные постановки для зрителя, где обучающиеся закрепляют и совершенствуют полученные знания на практике. Основными формами организации деятельности обучающихся являются: 1) фронтальная работа; 2) групповая работа; 3) индивидуальная работа; 4) самостоятельная работа; 5) работа в парах; 6) беседы; 7) участие в театральных постановках. Оптимальная форма организации работы – объединение группы ребят с целью постановки спектакля и показа его зрителям. Использование данной формы работы не предусматривает разделение детей на художников и исполнителей, хотя, в процессе работы, у детей могут проявляться некоторые склонности к какому-либо виду деятельности. Цель программы – формирование и развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи программы: Обучающие: обеспечить в ходе занятий усвоение, повторение и закрепление основных правил и новых понятий; сформировать у учащихся приемы и способы использования богатства оттенков своего голоса; способствовать развитию интереса к театру и театральному творчеству; сформировать специальные умения по предмету; проверять и контролировать умения и навыки; формировать у детей разные каналы коммуникации: язык жеста, тела, визуального образа, движения, звука; способствовать эмоционально-чувственному развитию обучающихся, развитию воображения, снятию мышечных и психологических зажимов. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания, воображения; побуждать учащихся к развитию коммуникабельности, креативности, мобильности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развитие связной речи. Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи. . УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН 1–й год обучения (10-16 лет) № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего теория практика Форма аттестации/ контроля 1. Вводное занятие. Знакомство 2 1 1 Входящий контроль. 2. Актерское мастерство 28 3 25 Текущий контроль. 3. Театрализованная игра 25 2 23 Текущий контроль. 4. Сценическая речь 38 8 30 Текущий контроль. 35 4 31 Промежуточный контроль 10 6 2 Текущий контроль. 5. 6. Сценическое движение История театра в России и СО 7. Этикет. Культура. 10 6 2 Текущий контроль. 8. Постановочнорепетиционный процесс 60 6 54 Текущий контроль. 9. Посещение театров 4 - 4 Текущий контроль. 10. Премьера спектакля Итого: 4 - 4 216 36 180 Итоговый контроль СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Вводное занятие. Знакомство Теория: Вопросы противопожарной безопасности, технике безопасности, правилам дорожного движения. Знакомство с программой обучения на учебный год. Условия и требования кружка. Беседы о театральном опыте обучающихся. История создания театрального кружка и его перспективами. Знакомство с истоками и изобразительнотеатральной природой театра. Театральные жанры. Знакомство с театральными профессиями. Практика: Игры-знакомства «Назовись», «Круг имен», «Снежный ком». Тема 2. Актерское мастерство Теория: Развитие внимания. Фиксирование внимания в большом, среднем и малом кругах. Подчинение внимания поставленной задаче. Развитие творческого воображения. Практика: Этюды на веру в предлагаемые обстоятельства. Упражнения на взаимодействия со зрителем. Выполнение творческой задачи в предлагаемых обстоятельствах. Тема 3. Театрализованная игра Теория: Понятие и формы театрализованной игры. Практика: Анализ непосредственных детских наблюдений и воспоминаний при помощи игр. Определение характеров персонажей, задача каждого персонажа в игре. Театрализованные импровизации детских стихов известных детских писателей: А. Барто, С. Михалков, С.Я. Маршак, Валентин Берестов. Обсуждение характеристики персонажей. Тема 4. Сценическая речь Теория: Беседа. Знакомство с возможностями речевого аппарата. Речевые разминки. Необходимость правильно владеть своей речью: дикция, голос, дыхание. Практика: Артикуляционная гимнастика, скороговорки, упражнения, развивающие правильное дыхание. Упражнения на релаксацию. Подготовка речевого аппарата к звучанию. Выработка фонационного дыхания. Артикуляционная разминка. Обучение основам гигиены речевого аппарата. Тесты, анкеты, проигрывание различных речевых ситуаций. Упражнения для развития техники речи, на развитие дыхательного аппарата, на релаксацию, на артикуляцию, для развития дикции. Чтение стихотворных фраз. Массаж лица. Тема 5. Сценическое движение Теория: Пластика рук. Жест как элемент общения. Раскрепощение тела. Практика: Упражнения на развитие координации движения. Работа с телом. Групповая разминка. Гимнастическая растяжка. Построение позвоночника. Тема 6. История театра Теория: Возникновение театра. Античный театр. Практика: Передача эмоционального восприятия в форме рисунков музыкальных ассоциаций, этюдов. Тема 7. Этикет. Культура Теория: Культура приветствия и знакомства. Культурные обычаи других народов и семей. Особенности этикетного ведения в общественном месте: школа, магазин, парк, выставка, театр. Этикет приема пищи. Культура телефонного разговора. Этикет дружеских отношений. Практика: Этюды «Приветствие и прощание в разных странах мира». Тема 8. Постановочно-репетиционный процесс Теория: Разбор сценария «Тайна пяти корон», «Похищение волшебной хлопушки», «Буратино», Распределение ролей. Практика: Знакомство с материалом – чтение произведения. Анализ произведения. Тема и идея. Беседы о событиях в пьесе, взаимоотношениях и характерах героев. Изготовление грима. Изготовление костюмов. Изготовление декораций. Репетиционный процесс. Генеральная репетиция с костюмами и декорациями. Тема 9. Посещение театров Теория и практика: Просмотр и обсуждение детских спектаклей в театрах города Екатеринбурга. Тема 10. Премьера спектакля Практика: Отчетное выступление на сценической площадке ПМАОУ ДО ЦДТ. Планируемые результаты К концу года обучения обучающиеся должны знать: Основные критерии этикетного поведения в обществе и на сцене. Устройство речевого аппарата. Что такое дикция, артикуляция, речевое дыхание. Значение релаксации. Термины – задача, действие, предлагаемые обстоятельства, этюд. Отличие драматургическое произведение от литературного. Историю возникновения театра. Историю театра в античный период. Технические возможности современной сцены. Технологию гримирования. К концу года обучения обучающиеся должны уметь: Вести себя на репетиции и во внеаудиторное время. Соблюдать гигиену речевого аппарата. Иметь стойкое фонационное дыхание. Концентрировать внимание в заданных условиях. Особенности организации образовательного процесса – очное обучение. В организации театрализованных занятий широко используются следующие методы: 1. Практический метод – игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения. 2. Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение. Методы обучения: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный практический (выполнение работ по сценарию); объяснительно-иллюстративный (показ презентаций, слайдов, иллюстраций); репродуктивный (юные актеры воспроизводят полученные знания и освоенные способы действия – работа по образцу); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); игровой (создание игровых ситуаций); дискуссионный (вовлечение обучающихся в дискуссию). Методы воспитания: убеждение; поощрение; стимулирование; мотивация. Формы организации образовательного процесса являются: индивидуальная; индивидуально-групповая; групповая. Формы организации учебного занятия являются: беседа; дискуссия; репетиционно-постановочная деятельность; экскурсия; творческая мастерская; Структура занятия: Организационный момент. Разминка. Теоретическая работа (по разделу, теме). Практическая работа (по разделу, теме). Рефлексия. Домашнее задание. Условия реализации программы. Методическое обеспечение программы. 1. Методическое обеспечение - Дидактический материал (пособия для творческих заданий, тесты, игровой материал, иллюстрации); - материальная база (одежда сцены, декорации, реквизит, костюмы, маски, бутафория, стол, стулья); 2. Материально-техническая база Для реализации дополнительной образовательной программы «Обучение игре на синтезаторе» необходимы материально-технические условия: - аудиоаппаратура, - комплекты аудиопособий, фонотека, - осветительная аппаратура, - художественно-эстетическое оформление – в соответствии с профилем детского образовательного учреждения. Для осуществления обучения по данной программе необходимо отдельное помещение (класс) и оборудованная сцена. Виды контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: входящий контроль (диагностика обучающихся – опрос, тестирование); текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом занятии и по полугодиям через разыгрывание музыкальных и драматических произведений, публичные выступления (наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий); промежуточный контроль (праздники – участие в концертах); итоговый контроль проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень освоения программы, динамика освоения практических навыков, техника актерского исполнения и сценического мастерства (открытые занятия, театральный фестиваль, спектакль). Формы подведения итогов выступление перед зрителями на сцене; участие в конкурсах, праздниках, фестивалях; проектная деятельность. Способы определения результативности Достижение творческого результата, является основным видом педагогического контроля, являются выступления и концерты, литературные вечера, участие детей в конкурсах и фестивалях различного уровня. На базовом уровне обучения – открытые занятия или подготовка малых концертных номеров. АТТЕСТАЦИЯ ГОД ОБУЧЕНИЯ СТАРТОВАЯ Первый год 1. Мимика 2. Речь 3. Движение ПРОМЕЖУТОЧНАЯ Этюды Чтение стихов Перевоплощение 1. Воображение 2. Память 3. Чувство ритма 4. Наблюдательност ь Открытое занятие, показ 5. Фантазия ДИАГНОСТИКА ИДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ Цель: Выявление роста творческих способностей Эмоциональная выразительность: Эмоции и чувства – это отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе, поэтому очень важно умение правильно выражать и верно реагировать на проявление эмоции окружающих. Параметры эмоциональных проявлений: выраженность эмоций, эмоциональная подвижность. Волевой посыл голоса: Умение управлять силой и направлением голоса один из самых важных навыков сценической речи. Поэтому очень важно процесс его формирования и развития держать под контролем. Интонационная окраска речи: Владение навыком интонационной окраски речи важно не только для сценического выступления, но и в повседневной жизни. Пластика: Пластические навыки представляют собой умение при помощи движения выражать определенное эмоциональное состояние человека. Действие в предлагаемых обстоятельствах: Действие в предлагаемых обстоятельствах предполагает наличие элементарных знаний, умений и навыков актерского мастерства. Именно поэтому данный параметр диагностики включается отдельным пунктом лишь на второй год обучения. Диагностика проводится в форме индивидуального тренинга, который включает в себя упражнения на эмоциональную выразительность и подвижность; «Снежок», «Мед тягучий»; на интонационную окраску речи; упражнение «Зоопарк» и «Птичий двор». Для отслеживания результатов и дальнейшего планирования индивидуальной работы рекомендуется проводить диагностику два раза в год, в начале и в конце учебного года. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ Учащийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ Для выполнения задания учащемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ Учащийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. «Искусство речи». М: Сов. Россия 1964г. 2. Захава Б.Е. «Мастерство актёра и режиссёра». Учебн. Пособие для спец. Учебн. Заведений культуры и искусства. Изд. 4-е испр. и доп. М.: Просвещение 1978г. 3. Моров А.Г. «Три века русской сцены». Кн. 1. «От истоков до Великого Октября». М.: Просвещение 1978г. 4. Моров А.Г. «Три века русской сцены». Кн. 2. «Советский театр». М.: Просвещение 1984г. 5. Новицкая Л. «Основы сценического движения» М., 1976г. 6. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М.: Просвещение 1981г. 7. Рубина Ю.И. «Программа театральных коллективов в школе и во внешкольных Учреждениях». М.: Просвещение 1989г. 8. Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность школьников». Основы пед. Руководства. 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Просвещение 1983г. 9. Сивкова 3. «Как сделать голос сценическим». Изд.-во «Искусство» М.: 1968г. 10. Труд актёра. Сб. статей. М.: Сов. Россия - 1984г. В помощь художественной самодеятельности. 11. Немов Р.С. «Практическая психология». Пособие для учащихся. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 12. Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников». Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976 13. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для спец. высш. учебн. заведений. Под ред. И.А.Зюзина. М.: Просвещение, 1989 14. Моносзон Э.И. «Основы педагогических знаний». М.: Педагогика. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Белянская Л. «Хочу на сцену!» - Донецк, 1997. Ищук В., Нагибина М. «Народные праздники». – Ярославль, 2000. Казанский О. «Игры в самих себя». – М., 1995. Пикулева Н. «Слово на ладошке». М., 1997. Рагул Е., Козырева М. «Театр в чемодане». СПб., 1998. «Любимые страницы». – Смоленск, 1999. «Напиток Карабаса Барабаса». – Йошкар- Ола, 1996. « Я познаю мир». – М., 1999. Смолина К. « Сто великих театра мира». – М., 2001. Сухин И. Незнайка, Хоттабыч. – М., 1994. Сыромятинова И. «Искусство грима». – М., 1992. Тарабарина Т. «50 развивающих игр». – Ярославль, 1999. Успенские В. и Л. Мифы древней Греции. – М., 1993. Успенский Э. Школа клоунов. – М., 1996