Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития детей и молодежи Принята на заседании методического совета от «_______» __________________2022г. Протокол № _______________________ Утверждаю: Директор ПМАОУ ДО ЦРДМ ________________ /Евдокимова А.В./ Приказ №____от____________2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кружевоплетение на коклюшках» Возраст обучающихся: 8 - 15 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Ожиганова Ольга Григорьевна, педагог дополнительного образования Первоуральск 2022 Пояснительная записка Кружевоплетение на коклюшках - один из старинных видов декоративноприкладного творчества, имеющий многовековые народные традиции, и, как вид рукоделия, и в наше время не потерявшего своего художественного и прикладного значения. При соответствующей организации занятий этот вид рукоделия и сопутствующие ему художественное направление, открывает большие возможности для общего развития детей, их самореализации в данном микросоциуме посредством организации предметно - творческой, творчески-досуговой и культурно-досуговой деятельности. В процессе овладения навыками плетения у обучающихся воспитывается усидчивость, трудолюбие, аккуратность, развивается моторика рук, что положительно влияет на умственную деятельность, развитие речи и тесно связанные с ней такие психические процессы, как память, внимание. Уроки композиции учат детей навыкам построения рисунка кружев. Это способствует развитию художественного вкуса. Возможность выбора, изготавливаемых изделий, осмысленное усвоение учебного материала, анализ собственных работ, развивает самостоятельность мышления, инициативу, качество, сопутствующие творчеству. Участие в различных конкурсах и фестивалях детского творчества, где девочки получают признание, похвалу, способствует развитию индивидуальности и самоутверждения. Дополнительная общеразвивающая программа «Кружевоплетение на коклюшках» разработана с учетом нормативно-правовых и локальных актов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 13. Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ. Направленность программы – художественная. Уровень освоения – базовый. Новизна данной программы заключается в: -изучении и освоении европейского кружева (парной техники плетения); -изучение и освоение дополнительных элементов в кружеве; -изучение основ рисунка в кружеве, создание на основе эскиза, современных рисунков (сколков) для плетения изделий; -использование кружев и кружевных аксессуаров для создания модных современных вещей, с креативным сочетанием кружева с различными материалами (мех, стразы, камни, пайетки); -применении старинного вида прикладного народного искусства в современной интерпретации. Актуальность. Программа «Кружевоплетение на коклюшках» отражает современную тенденцию к сохранению национальных традиций, возрождению искусства кружевоплетения на коклюшках, изучению культурной самобытности нашего города, соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества, складывается из анализа современных требований к данному виду творчества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей в области эстетического воспитания. Отличительные особенности программы состоит в том, что ставит и решает традиционную задачу обучения обучающихся основам кружевоплетения в широком культурологическом контексте с использованием приемов художественного творчества, применении старинного вида прикладного искусства в современной интерпретации. Адресат программы. Программа «Кружевоплетение на коклюшках»» рассчитана на детей 8-15 лет, прошедших два курса программы «Русское кружево», увлекающихся творчеством, желающих развивать свои способности. При составлении программы учитывались возрастные особенности учащихся. В группе от 8 до 10 человек. Возрастные особенности. Возрастные категории выбраны с учётом психологических особенностей детей. Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настрой на доброжелательность и толерантность, а также дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребенка. Обучающиеся более самостоятельны, умеют работать в группе, могут стать наставником для младших учащихся. Поэтому при проведении занятий с этими детьми очень важно задать необходимый темп работы, а также предусмотреть смену вида деятельности (игровые переменки). Объём программы. Программа «Кружевоплетение на коклюшках» составлена на 2 года обучения. 1 год обучения - 216 учебных часов (2 раза в неделю), 2 год обучения – 216 учебных часов (2 раза в неделю). Цель программы: развитие творческого потенциала личности, приобщение к народным традициям посредством освоения техник традиционного русского кружевоплетения на коклюшках. Задачи программы: Обучающие: -изучении и освоении европейского кружева (парной техники плетения); - изучение и освоение дополнительных элементов в кружеве; - изучение основ рисунка в кружеве; - обучение учащихся навыкам кружевоплетения на коклюшках; - научить учащихся самостоятельно выполнять изделия по различным рисункам (сколкам) Развивающие: - развитие памяти, внимания, мышления, воображения; - формирование потребности в творческой деятельности; - формирование умений планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - развитие и поддержание интереса к народному творчеству и русским традициям кружевоплетения. Воспитательные: - воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности в работе, стремление доводить начатое до конца; - воспитание активности, целеустремленности, взаимопомощи, наставничества; - воспитание коммуникативных способностей обучающихся. Формы и методы организации образовательного процесса Программа реализуется с применение дистанционных образовательных технологий в режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения. Формы проведения занятий: беседа; практическая работа; конкурс - мастерства; участие в конкурсах, выставка, фестивалях различного уровня; участие в мастер-классах, творческих мастерских; экскурсии. Для эффективной реализации задач программы в организации учебного процесса применяются следующие методы обучения: По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемного изложения; частично – поисковый; исследовательский. По источникам знаний: словесный; наглядный; практический. По логике раскрытия учебного материала: дедуктивный; индуктивный. По степени самостоятельности обучающихся: воспроизведение с элементами творчества; творческая с элементами воспроизведения. Формы подведения результатов: Основными формами проверки результативности являются: выставка, участие в конкурсах, тестирование. Учебный план 1 год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование темы Вводное занятие: Задачи и план занятий кружка. Инструктаж по технике безопасности Знакомство учащихся с коклюшечным кружевом XIX-XX1 в Изучение техники европейского кружева Плетение европейского кружева. Отработка техники плетения мерного кружева Выполнение поворота в кружеве (сложная закидка, простая закидка) Отработка техники плетения основных и дополнительных элементов в кружеве Технический рисунок Техника плетения кружеве тесемок Плетение работ 10. Плетение рисунку 9. 11. Количество часов в выставочных кружев Итоговое занятие Итого: по Формы контроля всего теория практика 3 3 - Беседа, устный опрос 3 3 - Беседа, устный опрос 3 3 - 30 - 30 Фронтальный опрос Самостоятельная работа 9 - 9 Устный опрос Самостоятельная работа 36 - 36 30 4 26 6 2 4 Практическая Работа. Фронтальный опрос Практическая работа Практическая работа 60 - 60 33 - 33 3 216 1 16 2 200 Практическая работа Практическая работа. (метод наблюдение) Занятие-отчет Содержание программы 1 год обучения 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с планом и содержанием программы. Проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте и техникой противопожарной безопасности. 2. Знакомство учащихся с коклюшечным кружевом XIX-XXI в Теория. Рассказ педагога о европейском кружеве. Отличительные особенности русского и европейского кружев. Какую роль сыграли кружева в России. Практика. Проведение устного опроса с учащимися–закрепление полученного материала. 3. Изучение техники европейского кружева Теория. Учимся плести европейское (мерное) кружево. Изучаем технику плетения. Учимся «читать» рисунок. В конце занятия педагог проводит фронтальный опрос. Практика. Отработка основных приемов плетения. 4. Плетение европейского кружева Теория. Основные элементы европейского кружева. Практика. Выполнение мерного кружева на 8 пар. Отработка техники плетения. Выполнение кружева точно по рисунку. Учащиеся выполняют самостоятельно мерное кружево по рисункам, выданным педагогом. 5. Выполнение поворота в кружеве Теория. Опрос о значении и выполнении техники сложной и простой закидки в поворотах. Практика. Обучающиеся самостоятельно выполняют повороты в кружеве. 6. Отработка техники плетения основных и дополнительных элементов в кружеве Теория. Обучение плетению основных и дополнительных элементов в кружеве. Практика. Педагог проводит на занятии фронтальный опрос по теоретическим знаниям об основных и дополнительных элементах в кружеве. Учащиеся самостоятельно на практике по своим рисункам, отрабатывают технику плетения основных и дополнительных элементов в кружеве. 7. Технический рисунок Теория. Учащиеся рассказывают педагогу основные правила прорисовки накола в рисунке кружев. Практика. Практическая подготовка рисунка к сколку. Подготовка сколка (схемы) для плетения кружев. 8. Техника плетения тесемок в кружеве Теория. Объяснение педагогом правил плетения различных тесемок в кружеве. Практика. Самостоятельное выполнение учащимися различных видов тесемок в кружеве. 9. Плетение выставочных работ Практика. Самостоятельный подбор материала (ниток) для плетения выставочных работ. Разбор рисунка. Самостоятельное выполнение кружевных работ по рисунку. 10. Плетение кружева по рисунку Теория. Виды рисунка. Композиция. Практика. Самостоятельное выполнение кружев по рисункам. 11. Итоговое занятие Теория. Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов года. Практика. Самостоятельное выполнение техники плетения сложных элементов в кружеве. Учебный план 2 год обучения Количество часов всего теория практика 1. Вводное занятие: Задачи и план 3 3 занятий кружка. Инструктаж по технике безопасности Плетение изделий 2. европейского 15 1 14 кружева(мерное кружево) Подготовка сколков для 15 15 3. плетения кружев парной и парно-сцепной техники плетения 4. Учимся «читать» рисунок 3 3 парной техники плетения 5. Изучение основ 9 9 композиции построения рисунка в кружеве 5.1 Разнообразное решение 30 30 орнаментальных форм в рисунке кружев 5.2 Рисуем «решетку» в кружеве 12 12 № Форма контроля Тема Беседа, рассказ Практическая работа Самостоятельная работа Зачет Устный опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа 5.3 Разработка композиций орнамента, подбор «решетки» в рисунке кружев 5.4 Технический рисунок 45 45 - 15 15 - 6. Отработка техники плетения в каждом элементе 9 - 9 Практическая работа 7. 3 - 3 Практическая работа Устный опрос 8. Выполнение зашивки (петлевая зашивка), прошив нитей в кружеве в конце работы Подготовка работ к выставке 42 - 42 Практическая работа 9. Конкурс мастерства 3 1 2 Занятие-отчет 10. Творческая лаборатория 9 9 - 11. Подведение итогов 3 3 - Защита творческих работ Устный опрос 216 146 70 Итого: Устный опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа Содержание программы 2 год обучения 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с планом работы на учебный год. инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, противопожарной техники безопасности. Организация рабочего места., подготовка материала и оборудования для плетения кружевных работ. 2. Плетение изделий европейского кружева Теория. Знакомство с рисунком мерного кружева Практика. Выполнение самостоятельно техники плетения мерного кружева. Выполнение кружева четко по рисунку. 3. Подготовка сколков для плетения кружев парной и парно-сцепной техники плетения Теория. Самостоятельная подготовка сколков для плетения кружев (использование различных методов копирования, прорисовка орнамента, накола, подготовка рабочего рисунка). Практика. Плетение кружев парной и парно-сцепной техникой плетения. 4. Учимся «читать» рисунок парной техники плетения Теория. Учимся «читать» рисунок- схему. Разбор рисунков (сколков) по плетению мерного многопарного кружева. Определение места заплета и выхода из рисунка на различные заполнения, окончание работы. Тренировочный расчет ходов по сколку. Практика. Закрепление материала –проведение контрольного задания по карточкам. 5. Изучение основ композиции построения рисунка в кружеве Теория. Знакомство с основными принципами построения рисунка в кружеве. Практика. Обучающиеся работают с миллиметровой бумагой. Учатся правильно составлять эскиз рисунка. В конце занятия для закрепления знаний педагог проводит устный опрос. 5.1 Разнообразное решение орнаментальных форм в рисунке кружев Теория. Педагог учащимся объясняет: Что такое орнамент в кружеве. Виды орнаментов. С чего начинается построение орнамента в рисунке. Практика. В конце занятия предлагает самостоятельно нарисовать эскиз орнамента в кружеве (на выбор). 5.2 Рисуем «решетку» в кружеве Теория. Педагог знакомит учащихся что такое решетка в кружеве, для чего она служит в кружеве, какую роль играет в создании кружевных работ. Педагог показывает обучающимся, как с помощью миллиметровой бумаги правильно построить основу для решетки. Практика. С помощью наглядного пособия и образцов кружев педагог предлагает самостоятельно придумать и нарисовать решетку для кружев. 5.3 Разработка композиций орнамента, подбор «решетки» в рисунке кружев. Теория. В начале занятия педагог проводит устный опрос по прошлым темам. Практика. Предлагает учащимся самостоятельную работу по созданию композиции орнамента из имеющихся набросков рисунка. Закончить работу с писанием «решетки» в рисунок. 5.4 Технический рисунок Теория. Педагог объясняет учащимся правило простановки накола в рисунке. Практика. Обучающиеся на занятии работают с миллиметровой бумагой. На занятии учащиеся выполняют самостоятельную работу со своими рисунками. 6. Отработка техники плетения Практика. Самостоятельно выполнение всех элементов в кружеве по рисунку. Отработка техники плетения в каждом элементе, во всех соединениях. Правильное выполнение сложной закидки в поворотах рисунка. 7. Выполнение зашивок (петлевая, прошив всех пар) Практика. Педагог проводит устный опрос по программе. Задает обучающимся вопросы по теории выполнения зашивок (петлевая, прошив всех пар). Педагог показывает на практике выполнение петлевой зашивки и как закончить изделие, прошив все нити в кружеве. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания педагога. 8. Подготовка работ к выставке Практика. В течении года, обучающиеся готовят изделия для выставок, фестивалей, различных конкурсов. 9. Конкурс мастерства Теория. Занятия проходят в форме урок-отчет, на котором обучающиеся соревнуются в знаниях теории кружевоплетения, отвечая на различные вопросы, отгадывая кроссворды и ребусы. 10. Творческая лаборатория Практика. Конкурс-просмотр рисунков, сделанных руками обучающихся. Самостоятельное выполнение рисунков, технический рисунок. 11. Итоговое занятие Теория. Подведение итогов за учебный год Практика. Организация выставки работ. Подведение итогов года. Награждение. Планируемые результаты 1 год обучения Обучающиеся будут знать: историю возникновения кружевоплетения; правила безопасности труда и личной гигиены; технику плетения мерного кружева; технику плетения различных тесемок в кружеве. Обучающиеся будут уметь: организовывать рабочее место; плести европейское многопарное кружево; уметь «читать» любой рисунок в кружеве; самостоятельно выполнять простые и сложные элементы в сцепные техники; ориентироваться в схемах; самостоятельно начинать и заканчивать изделие; соблюдать технологическую последовательность в выполнении работы; экономно рассчитывать материалы. 2 год обучения Обучающиеся будут знать: как правильно подготовить сколки для плетения; правила безопасности труда и личной гигиены; основы композиции построения рисунка кружев; что такое орнамент в кружеве; правила построения решетки в кружево. Обучающиеся будут уметь: организовывать рабочее место; плести европейское многопарное кружево; уметь «читать» любой рисунок в кружеве; самостоятельно выполнять простые и сложные элементы в парно-сцепной технике плетения; ориентироваться в схемах; самостоятельно начинать и заканчивать изделие; самостоятельно составлять рисунок в кружеве. Материально-техническое оснащение программы наличие оснащённого просторного кабинета; готовые изделия; образцы на каждую тему; альбом, таблицы, технические рисунки; ксерокс (для копирования рисунков для плетения); проектор (для показа учебных фильмов) по декоративно-прикладному искусству; инструменты, приспособления и материалы для кружевоплетения; коклюшки; подушка – валик (учебный – маленький и большой); подставки (одна маленькая на стол под учебный валик, вторая – «козлы» для большого валика); нитки (от № 10 до 80 – хлопчатобумажные, льняные нитки, шелковые, мулине, люрекс, ирис – цвет белый, черный, красный, зеленый, желтый, бежевый); ножницы; булавки; картон, калька, миллиметровая бумага. Формы аттестации Основными формами отслеживания результатов усвоения учебного материала являются входной контроль, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся, а также текущий контроль. Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Форма аттестации: собеседование, тестирование (определение уровня творческого развития). Текущий контроль проводится после изучения каждой темы программы, выявляя степень сформированности практических умений и навыков. Данный контроль может проводиться в форме наблюдения, индивидуального собеседования, групповой беседы, опроса, решение ситуационных задач, направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов Промежуточная диагностика проводится в конце каждого учебного года и включает в себя: тестовый контроль с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса; решение терминологических кроссвордов; игровые ситуации; ведение творческого дневника; участие и достижения на конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и в научно-практических конференциях; выполнение практических заданий. Итоговая диагностика проводится в конце обучения по программе. Форма проведения – конкурс мастерства «Рукодельница». Критерии результативности практических зачётных работ: технологичность, качество и аккуратность выполнения работы, самостоятельность и творческий подход в работе. Результаты оценки качества освоения программы фиксируются в протоколе. Результаты анализируются и являются основанием для корректировки содержания программы. Критерии оценок Для каждого года обучения, по основным разделам программы выделяются три уровня отслеживания результатов практической работы: «В» - высокий уровень – учащийся самостоятельно выполняет задание, его работа отличается творческой идеей, качественным исполнением. «С» - средний уровень – учащийся справляется с заданием, но прибегает к помощи преподавателя (требуются дополнительные объяснения). Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. «Н» - низкий уровень – учащийся затрудняется выполнять задание, делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Неспособен к самостоятельной работе, для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. Оценочные материалы. Для диагностики творческих способностей проводятся: различные тесты. Педагог использует различные формы контроля: Традиционные формы контроля: Нетрадиционные формы контроля: -устный опрос; -головоломки; -фронтальный опрос; -ребусы; -контрольная работа; -кроссворды; -самостоятельная работа; -занятие-викторина; -практическая работа; -занятие-отчет; -зачет. -занятие-соревнование. Список литературы 1. Галактионова А.К. Плетение кружев. – М.,1948. 2. Горб Д.А. Рыжов А.Г. и др. Киришское кружево. Сколки узоров Выпуск 2. 3. Исакова К.В. Плетение кружева. – М.,1958. 4. Климова М. Как самой плести кружева. – СПб.,1913. 5. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983. 6. Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения. – М.,1964. 7. Курс женских рукоделий. – СПб.,1902. 8. Скворцова О.А. Белевское кружево: возвращение традиций. – Тула, 2015. 9. Скворцова О.А. Белевское кружево. Прорисовки, фотографии, схемы, по 10. Горб Д.А. Рыжов А.Г. и др. Киришское кружево. Выпуск 1. СПб, 2007. материалам личной коллекции. Тула, 2013.СПб, 2012. Литература по вышивке и кружевоплетению Альбом плетеных кружев, М.,1928 Большева К.А. Киришское кружево - народное творчество, 1939,4, стр.40 Белогорская Р. М, Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево, М., 1982 Вологодское кружево. Альбом, М, 1948 Галактионова А.К. Плетение кружев, М, 1948 Давыдова С.А. Альбом узоров русских кружев – Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, С.-П.1885 7. Давьщова С.А. Русское кружево и русские кружевницы, С.-П.,1892 8. Давыдова С.А. Русское кружево. Узорыисколки.,С.-П.,1909 9. Исакова К.В. Плетение кружева, М.,1958 10. Кировское кружево. Альбом. Вступительная статья и аннотация Е.Н. Прибыльской. ,М., 1948 11. Климова М. Как самой плести кружева, С. -П., М., 1913 12. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий,М.,1993 13. Коломиец А.И. Елецкое кружево, М., 1962 14. Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме. Альбом„М.,1967 15. Королева Н.С. Вышивка народов Поволжья и Прикамья, М.,1961 16. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, М.,1978 17. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традициях, обычаях и обрядах Х1Х-начала XX в.,М.1984 18. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, М.,1989 19. Никольский И.Ф. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в г.Калязине в прошлом и настоящем, Кашин,1929 20. Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения, М.,1964 21. Половцева Е.Н. Деятельность скопинских школ кружевниц, находящихся под попечительством Е.Н.Половцевой - Труды 3 Всероссийского съезда деятелей в 1913г.,Вып.2, отд.1,С.-П.,стр.9-14 22. Работнова И.П. Русское народное кружево, М.,1956 23. Работнова И.П. Тамбовская вышивка, М.,1963 24. Работнова И.П. Художественная вышивка, М.,1963 1. 2. 3. 4. 5. 6. 25. Работнова И.П. Русская народная одежда, М.,1964 26. Разина Т.М. Русское народное творчество, 27. Русское народное творчество Севера, Л.,1973 28. Собрание русской старины Сидамон-Эристовой, В.П.Шабельской Н.П.,Вып.1: Вышивка и кружева, М.,1910 29. Сорокина М. А. Киришское кружево. В кн. "Проблемы истории культуры Северо-Запада РСФСР, А.1977, стр.175-179 30. Стасов В.В. Русский народный орнамент, С.-П.,1871 31. Стасов Т.М. Орнамент-почерк эпохи, Л.,1973 32. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево, Л.,1983 33. Шенер Ф. Кружева. Технология ручного и машинного изготовления. М.,1990 34. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. Альбом. М.,1990 35. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск,1989 Литература по народным художественным промыслам 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.В. Художественная резьба по дереву, кости, рогу; М., 1978 2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом; Л., 1975 3. Богуславская И.Я. Северные сокровища. О народном искусстве Севора; Архангельск, 1980 4. Бедник Н.И. Хохлома; Л., 1980 5. Дурасов Г.П. Карюполь; М., 1984 6. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки; М., 1978 7. Жегалова С.К., Жинина С.Г., Попова З.П., Черняховская Ю.С. Пряник, прялка и птица Сирин; М., 1983 8. Жегалова С.К. Русская народная живопись; М., 1983 9. Логинов В.М. Новь древней Бнели; М., 1986 10. Маврина Т.А. Городецкая живопись; Л., 1970 11. Максимов Ю.В. У истоков мастерства; М., 1983 12. Никифоров Л.Р. Родина Русского фарфора; Л., 1979 13. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы 14. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство; Минск, 1975 15. Семенова Т.С. Художники Полховского Майдана; М., 1972 16. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка; Л., 1970 17. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева; М, 1982 18. Художественные промыслы Подмосковья; М., 1982 19. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики; М., 1978 Литература для детей Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994. Майстровский М. Земля мастеров. – М. Р., 1986. – С. 1983 Рогов А. Кладовая радости. – М., 1982. – с.179 – 200. Семенова М. Мы – славяне. – СПб, 1998. – С. 289 – 441 5. Степаненко В. Сказ о голубом цветке. – М., 1983. 5. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб., 1997 Приложение 1 1. 2. 3. 4. Правила техники безопасности При работе с булавками, иголками 1. Во время работы булавки вкалывать в подушку, иглы в игольницу; не оставлять лежащими без присмотра; не брать в рот; не вкалывать в одежду, мягкие предметы. 2. Не работать ржавыми булавками и иглами. 3. Кусочки сломанной булавки, иглы собрать, завернуть в бумагу и выбросить. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Иглы хранить в игольнице. При работе с крючком 1. Во время работы крючок вкалывать острием под сколок; не брать в рот; не оставлять лежащим без присмотра. 2. Хранить крючок в специальном защитном колпачке. При работе с ножницами 1. Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. 2. Передавать ножницы колечками вперед с сомкнутыми лезвиями. 3. Хранить ножницы в чехле - ножнах. 4. Не перекусывать нить зубами, пользоваться ножницами. Инструктаж по общим правилам техники безопасности проводится в течение всего срока обучения.