Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития детей и молодежи Принята на заседании методического совета от «_______» __________________2022г. Протокол № _______________________ Утверждаю: Директор ПМАОУ ДО ЦРДМ ________________ /Евдокимова А.В./ Приказ №____от____________2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кружево и дизайн» Возраст обучающихся: 10 - 18 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Ожиганова Ольга Григорьевна, педагог дополнительного образования Первоуральск 2022 Пояснительная записка Кружево – выдающееся явление народной культуры. Русское кружево по праву получило мировое признание. Современное кружевоплетение как вид декоративно – прикладного искусства сохраняет и развивает традиции прошлого. Кружево – это украшение любого наряда: от вечернего платья до летнего сарафана. Кружево в доме создает уют, теплоту домашнего очага. Курс направлен на развитие знаний о русском народном творчестве – кружевоплетении. Кружево красиво, воздушно, художественно, гармонично, но, к сожалению, в России мы все больше забываем о традициях. Двадцать первый век – век промышленного и научного прогресса. Все мы стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время — это искусство начинает забываться. Многие могут сказать, что это было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако мы считаем, что кружевоплетение на коклюшках – прекрасно успокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево – прекрасный подарок! Кружевоплетение – традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение. Кружевоплетение на коклюшках - один из старинных видов декоративноприкладного творчества, имеющий многовековые народные традиции, и, как вид рукоделия, и в наше время не потерявшего своего художественного и прикладного значения. При соответствующей организации занятий этот вид рукоделия и сопутствующие ему художественное направление, открывает большие возможности для общего развития детей, их самореализации в данном микросоциуме посредством организации предметно - творческой, творчески-досуговой и культурно-досуговой деятельности. В процессе овладения навыками плетения у обучающихся воспитывается усидчивость, трудолюбие, аккуратность, развивается моторика рук, что положительно влияет на умственную деятельность, развитие речи и тесно связанные с ней такие психические процессы, как память, внимание. Уроки композиции учат детей навыкам построения рисунка кружев. Это способствует развитию художественного вкуса. Возможность выбора, изготавливаемых изделий, осмысленное усвоение учебного материала, анализ собственных работ, развивает самостоятельность мышления, инициативу, качество, сопутствующие творчеству. Участие в различных конкурсах и фестивалях детского творчества, где девочки получают признание, похвалу, способствует развитию индивидуальности и самоутверждения. Дополнительная общеразвивающая программа «Кружево и дизайн» разработана с учетом нормативно-правовых и локальных актов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 13.Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ. Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными приемами кружевоплетения вводятся новые приемы плетения, активно используют в сочетании кружев с различными материалами и даже с мехом. А именно: - создании на основе эскиза, современных рисунков (сколков) для плетения изделий; - использовании кружев и кружевных аксессуаров для создания модных современных вещей, с креативным сочетанием кружева с различными материалами (мех, стразы, камни, пайетки); - применении старинного вида прикладного народного искусства в современной интерпретации. Направленность программы – художественная. Отличительные особенности программы Обучающиеся учатся основам композиции рисунка в кружеве, самостоятельно создают рисунки кружева. Выполняют авторские работы, участвуют в различных конкурсах и фестивалях. Актуальность. Кружевоплетение на коклюшках даёт возможность расширить знания в области изобразительного и декоративно – прикладного искусства. В связи с этим реализация программы актуальна, которая через развитие у детей познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству продолжает традиции русского кружевоплетения. Приобретенные умения могут оказаться полезными при профессиональной ориентации обучающихся. Адресат программы. Программа «Кружево и дизайн» рассчитана на детей 10-18 лет, прошедших 4 курса по программам «Русское кружево», «Кружевоплетение на коклюшках», увлекающихся творчеством, желающих развивать свои способности. При составлении программы учитывались возрастные особенности обучающихся. В группе от 8 до 10 человек. Объём программы Программа «Кружево и дизайн» составлена на 1 год обучения, продвинутый уровень. Продвинутый уровень - 144 часа (2 раза в неделю). Формы и методы организации образовательного процесса Программа реализуется с применение дистанционных образовательных технологий в режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения. Формы проведения занятий: беседа; практическая работа; конкурс - мастерства; участие в конкурсах, выставка, фестивалях различного уровня; участие в мастер-классах, творческих мастерских; экскурсии. Для эффективной реализации задач программы в организации учебного процесса применяются следующие методы обучения: По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемного изложения; частично – поисковый, исследовательский. По источникам знаний: словесный; наглядный; практический. По логике раскрытия учебного материала: дедуктивный, индуктивный. По степени самостоятельности обучающихся: воспроизведение с элементами творчества, творческая с элементами воспроизведения. Формы подведения результатов: Основными формами проверки результативности являются: выставка, участие в конкурсах, тестирование. Цель программы: овладение знаниями и представлениями об искусстве кружевоплетения, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности обучающегося, а также подготовка одаренных детей к поступлению в среднее и высшее учебные заведения по профилю. Задачи программы: Обучающие: -научить учащихся основам рисунка в кружеве; -научить самостоятельно создавать кружевные композиции; -научить учащихся самостоятельно выполнять изделия по различным рисункам (сколкам), любой сложности. Развивающие: -развитие памяти, внимания, мышления, воображения; -формирование потребности в творческой деятельности; -формирование умений планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -развитие и поддержание интереса к народному творчеству и русским традициям кружевоплетения. Воспитательные: -воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности в работе, стремление доводить начатое до конца; -воспитание активности, целеустремленности, взаимопомощи, наставничества; -воспитание коммуникативных способностей обучающихся. № 1. 2. Учебный план 1 год обучения (продвинутый уровень) Наименование темы Количество Формы контроля часов всего теория практика Вводное занятие: Задачи и план занятий кружка. Инструктаж по технике безопасности Проектная деятельность 2.1 Подготовительный этап: выполнение композиционной работы, изготовление рабочего сколка изделий. Разработка мерного кружева 2.2 Основной этап: изготовление технологической карты. Плетение кружев по своим рисункам, выполнение авторских работ 2.3 Заключительный этап. Презентация творческих работ 2 2 0 Беседа, устный опрос, анкетирование 114 28 86 Беседа, устный опрос 20 4 16 Обсуждение, педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа 86 20 66 8 4 4 Педагогическое наблюдение, тестирование, творческая работа, защита проектов Самостоятельная работа, наблюдение, презентация творческих работ 3. Технический рисунок 10 0 10 Практическая работа 4. 5. Подготовка к выставке Выполнение мерного кружева Итоговое занятие Аттестация 10 6 4 0 6 6 Практическая работа Практическая работа 2 1 1 Зачет. Подведение итогов, коллективный анализ работы 144 35 109 6. Итого: Содержание программы 1. Вводное занятие Теория. План работы на учебный год. Цели и задачи, Проведение инструктажа по технике безопасности (на рабочем месте, противопожарной техники, правила дорожного движения). 2. Проектная деятельность 2.1 Подготовительный этап Теория. Подготовка выкройки. Самостоятельный выбор рисунка, (создание эскиза). Рисуем кружево. Разбор рисунка. Выбор техники плетения, элементов для будущего изделия. Разработка мерного кружева. Практика. Выполнение композиционной работы рабочего сколка изделия. 2.2 Основной этап Теория. Технология изготовления технологической карты. Технология выполнения технического рисунка в изделии. Самостоятельный подбор материала(ниток) для плетения выставочных работ. Практика. Изготовление технологической карты. Плетение кружев по своим рисункам, выполнение авторских работ. Отработка техники плетения во всех основных и дополнительных элементов в кружеве. 2.3 Заключительный этап Теория. Правила подготовки и оформления презентации и выступления на различных конференциях. Практика. Творческая работа, защита презентаций, тестирование, участие в конференции. 3. Технический рисунок Теория. Самостоятельная подготовка сколков для плетения кружев (Использование различных методов копирования, прорисовка орнамента, накола, подготовка рабочего рисунка). Учимся «читать» рисунок- схему. Разбор рисунков (сколков) по плетению мерного многопарного кружева. Определение места заплета и выхода из рисунка на различные заполнения, окончание работы. Тренировочный расчет ходов по сколку. 4. Подготовка к выставке Теория. Учащиеся вместе с педагогом просматривают и отбирают изделия, исходя из темы предстоящей выставки, в которых будут участвовать. Продумывают как будет представлена работа. Практика. В течении года, учащиеся выполняют изделия для выставок, фестивалей, различных конкурсов. Учащиеся приводят в порядок выставочные экспонаты. 5. Выполнение мерного кружева Практика. С помощью уже готовых рисунков (сколков) учащиеся выполняют мерное кружево парной техники плетения. 6. Итоговое занятие Теория. Организация выставки работ учащихся, проведения конкурса мастерства учащихся. Занятия проходят в форме Урок-отчет, на котором учащиеся соревнуются в знаниях теории кружевоплетения, отвечая на различные вопросы, отгадывая кроссворды и ребусы Конкурс-просмотр рисунков, сделанных руками учащихся. Практика. Подведение итогов года. Награждение. Планируемые результаты Обучающиеся будут знать: историю кружевоплетения; технику плетения основных и дополнительных элементов в кружеве; парно-сцепную и парную технику плетения, отличительные особенности; основы построения рисунка в кружеве; как правильно подготовить сколки для плетения; правила безопасности труда и личной гигиены. Обучающиеся будут уметь: организовывать рабочее место; плести русское и европейское многопарное кружево; уметь «читать» любой рисунок в кружеве; самостоятельно выполнять простые и сложные элементы в парно-сцепные техники плетения; ориентироваться в схемах; самостоятельно начинать и заканчивать изделие; соблюдать технологическую последовательность в выполнении работы; экономно рассчитывать материалы; самостоятельно рисовать рисунки кружев для плетения. Материально-техническое оснащение программы наличие оснащённого просторного кабинета; готовые изделия; образцы на каждую тему; альбом, таблицы, технические рисунки; ксерокс (для копирования рисунков для плетения); проектор (для показа учебных фильмов) по декоративно-прикладному искусству; инструменты, приспособления и материалы для кружевоплетения; коклюшки; подушка – валик (учебный – маленький и большой); подставки (одна маленькая на стол под учебный валик, вторая – «козлы» для большого валика); нитки (от № 10 до 80 – хлопчатобумажные, льняные нитки, шелковые, мулине, люрекс, ирис – цвет белый, черный, красный, зеленый, желтый, бежевый); ножницы; булавки; картон, калька, миллиметровая бумага. Формы аттестации Основными формами отслеживания результатов усвоения учебного материала являются входной контроль, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся, а также текущий контроль. Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Форма аттестации: собеседование, тестирование (определение уровня творческого развития). Текущий контроль проводится после изучения каждой темы программы, выявляя степень сформированности практических умений и навыков. Данный контроль может проводиться в форме наблюдения, индивидуального собеседования, групповой беседы, опроса, решение ситуационных задач, направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов Промежуточная диагностика проводится в конце каждого учебного года и включает в себя: тестовый контроль с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса; решение терминологических кроссвордов; игровые ситуации; ведение творческого дневника; участие и достижения на конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и в научно-практических конференциях; выполнение практических заданий. Итоговая диагностика проводится в конце обучения по программе. Результаты оценки качества освоения программы фиксируются в протоколе. Результаты анализируются и являются основанием для корректировки содержания программы. Итогом результативности обучения могут стать дипломы и грамоты за участие в различных конкурсах и фестивалях. Критерии оценок Для каждого года обучения, по основным разделам программы выделяются три уровня отслеживания результатов практической работы: «В» - высокий уровень – учащийся самостоятельно выполняет задание, его работа отличается творческой идеей, качественным исполнением. «С» - средний уровень – учащийся справляется с заданием, но прибегает к помощи преподавателя (требуются дополнительные объяснения). Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. «Н» - низкий уровень – учащийся затрудняется выполнять задание, делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Неспособен к самостоятельной работе, для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. Оценочные материалы Для диагностики творческих способностей проводятся: различные тесты. Педагог использует различные формы контроля: Традиционные формы контроля: -устный опрос; -фронтальный опрос; -контрольная работа; -самостоятельная работа; -практическая работа; -зачет. Нетрадиционные формы контроля: -головоломки; -ребусы; -кроссворды; -занятие-викторина; -занятие-отчет; -занятие-соревнование. Список литературы 1. Скворцова О.А. Белевское кружево: возвращение традиций. – Тула, 2015. Скворцова О.А. Белевское кружево. Прорисовки, фотографии, схемы, по 2. Горб Д.А. Рыжов А.Г. и др. Киришское кружево. Выпуск 1. СПб, 2007. материалам личной коллекции. Тула, 2013.СПб, 2012. 3.Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево. -М,1982 Литература по вышивке и кружевоплетению Альбом плетеных кружев, М.,1928 Большева К.А. Киришское кружево - народное творчество, 1939,4, стр.40 Белогорская Р. М, Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево, М., 1982 Вологодское кружево. Альбом, М, 1948 Галактионова А.К. Плетение кружев, М, 1948 Давыдова С.А. Альбом узоров русских кружев – Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России, С.-П.1885 7. Давьщова С.А. Русское кружево и русские кружевницы, С.-П.,1892 8. Давыдова С.А. Русское кружево. Узорыисколки.,С.-П.,1909 9. Исакова К.В. Плетение кружева, М.,1958 10. Кировское кружево. Альбом. Вступительная статья и аннотация Е.Н. Прибыльской. ,М., 1948 11. Климова М. Как самой плести кружева, С. -П., М., 1913 12. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий,М.,1993 13. Коломиец А.И. Елецкое кружево, М., 1962 14. Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме. Альбом„М.,1967 15. Королева Н.С. Вышивка народов Поволжья и Прикамья, М.,1961 16. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, М.,1978 17. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традициях, обычаях и обрядах Х1Х-начала XX в.,М.1984 18. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, М.,1989 19. Никольский И.Ф. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в г.Калязине в прошлом и настоящем, Кашин,1929 20. Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения, М.,1964 21. Половцева Е.Н. Деятельность скопинских школ кружевниц, находящихся под попечительством Е.Н.Половцевой - Труды 3 Всероссийского съезда деятелей в 1913г.,Вып.2, отд.1,С.-П.,стр.9-14 22. Работнова И.П. Русское народное кружево, М.,1956 23. Работнова И.П. Тамбовская вышивка, М.,1963 24. Работнова И.П. Художественная вышивка, М.,1963 25. Работнова И.П. Русская народная одежда, М.,1964 26. Разина Т.М. Русское народное творчество, 27. Русское народное творчество Севера, Л.,1973 28. Собрание русской старины Сидамон-Эристовой, В.П.Шабельской Н.П.,Вып.1: Вышивка и кружева, М.,1910 29. Сорокина М. А. Киришское кружево. В кн. "Проблемы истории культуры Северо-Запада РСФСР, А.1977, стр.175-179 1. 2. 3. 4. 5. 6. 30. Стасов В.В. Русский народный орнамент, С.-П.,1871 31. Стасов Т.М. Орнамент-почерк эпохи, Л.,1973 32. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево, Л.,1983 33. Шенер Ф. Кружева. Технология ручного и машинного изготовления. М.,1990 34. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. Альбом. М.,1990 34. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск,1989 Литература по народным художественным промыслам 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.В. Художественная резьба по дереву, кости, рогу; М., 1978 2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом; Л., 1975 3. Богуславская И.Я. Северные сокровища. О народном искусстве Севора; Архангельск, 1980 4. Бедник Н.И. Хохлома; Л., 1980 5. Дурасов Г.П. Карюполь; М., 1984 6. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки; М., 1978 7. Жегалова С.К., Жинина С.Г., Попова З.П., Черняховская Ю.С. Пряник, прялка и птица Сирин; М., 1983 8. Жегалова С.К. Русская народная живопись; М., 1983 9. Логинов В.М. Новь древней Бнели; М., 1986 10. Маврина Т.А. Городецкая живопись; Л., 1970 11. Максимов Ю.В. У истоков мастерства; М., 1983 12. Никифоров Л.Р. Родина Русского фарфора; Л., 1979 13. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы 14. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство; Минск, 1975 15. Семенова Т.С. Художники Полховского Майдана; М., 1972 16. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка; Л., 1970 17. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева; М, 1982 18. Художественные промыслы Подмосковья; М., 1982 19. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики; М., 1978 Литература для детей 1. 2. 3. 4. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994. Майстровский М. Земля мастеров. – М. Р., 1986. – С. 1983 Рогов А. Кладовая радости. – М., 1982. – с.179 – 200. Семенова М. Мы – славяне. – СПб, 1998. – С. 289 – 441 5. Приложение 1 Правила техники безопасности При работе с булавками, иголками 1. Во время работы булавки вкалывать в подушку, иглы в игольницу; не оставлять лежащими без присмотра; не брать в рот; не вкалывать в одежду, мягкие предметы. 2. Не работать ржавыми булавками и иглами. 3. Кусочки сломанной булавки, иглы собрать, завернуть в бумагу и выбросить. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Иглы хранить в игольнице. При работе с крючком 1. Во время работы крючок вкалывать острием под сколок; не брать в рот; не оставлять лежащим без присмотра. 2. Хранить крючок в специальном защитном колпачке. При работе с ножницами 1. Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя. 2. Передавать ножницы колечками вперед с сомкнутыми лезвиями. 3. Хранить ножницы в чехле - ножнах. 4. Не перекусывать нить зубами, пользоваться ножницами. Инструктаж по общим правилам техники безопасности проводится в течение всего срока обучения. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)