ПРОГРАММА ОСНОВЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ И ТУРИЗМА 2 года 4 часа

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристскокраеведческой направленности «Основы ориентирования и туризма» модифицирована на
основе авторской программы доктора педагогических наук, заслуженного учителя
Российской Федерации Константинова Ю. С. "Юные туристы-краеведы", изданная
Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения.
В программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности
обучающихся в походах и экскурсиях под руководством педагога.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196;
-Концепция развития дополнительного образования детей
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

до

2030

года

(утв.

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ Министерства образования и

молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении методических
рекомендаций по подготовке правил персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году» (вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
- Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ.
Актуальность программы. Туризм, ориентирование и краеведение, дополняя
друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивнооздоровительных и научно-познавательных задач.
Туристско-краеведческая деятельность является комплексным средством в деле
воспитания и образования обучающихся, и в тоже время очень действенным в силу своей
демократичности и гуманности. Следовательно, туристско-познавательная деятельность
обучающихся является довольно актуальной для их всестороннего развития, занимает
важное место в общей системе обучения детей и остается педагогически целесообразной.
Более чем столетний опыт России в применении краеведения в обучении подтверждает
актуальность и педагогическую целесообразность туристско-краеведческих программ и
этой формы деятельности обучающихся.
В последние годы развитию детского туризма в Российской Федерации уделяется
значительное внимание. Постановлением Правительства образован Координационный
совет по развитию детского туризма в России, одними из приоритетных задач которого
являются развитие и увеличение объемов детского туризма в границах страны и
патриотическое воспитание подрастающего поколения. Именно туристско-краеведческая
деятельность детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной
для нашего времени, для современных детей и их родителей.
Отличительной особенностью программы «Основы ориентирования и туризма»
от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены
добавления краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия
природных условий и богатейшей истории Уральского региона, Свердловской области и
Первоуральского округа.
Новизной данной программы является и то, что ее содержание дополнено разделом
"Общая физическая подготовка", в результате освоения которого обучающиеся
приобретают навыки физической и начальной технической подготовки туристов и
ориентировщиков, приобщаются к здоровому образу жизни.
Отличительной особенностью данной программы также является применение
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при принятии
решения руководящих органов о переходе на дистанционное обучение в целях
профилактики и предотвращения инфекционных заболеваний. Возможно проведение
индивидуальных занятий с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий для детей, отсутствующих на занятии по уважительной
причине.
Адресат программы. Возраст обучающихся в объединении предлагается от 7 до
12 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья.

Программа предполагает адаптацию организма ребенка к физическим нагрузкам с
необходимостью строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности
в соответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функционального
и биологического развития.
Возрастные особенности. Характерная особенность детей этого возрастного
периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Наглядное, яркое, живое
воспринимается лучше, отчётливее. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в
памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения,
описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный
отклик. Поэтому в работе используются такие формы и виды организации
образовательного процесса как рассказ, пояснения с примерами наглядного материала,
встречи с интересными людьми, беседы, просмотр мультфильмов, сказок, видеосюжетов,
туристские игры, викторины и соревнования.
Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей,
проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края.
Количество и возраст обучающихся в группе по годам обучения:
Количество
обучающихся
в группе, чел.

Год
обучения

Минимальный
возраст для
зачисления,
лет

Мин.

Макс.

Количество
учебных
часов
в неделю

Базовый

1

7

12

20

4

Базовый

2

8

10

15

4

Уровень

Условия зачисления

Все желающие, не
имеющие медицинских
ограничений
Входная диагностика с
целью выявления
уровня готовности
ребенка к обучению

О
Учебные группы комплектуются с учетом возраста и степени подготовленности
б
обучающихся.
При зачислении обучающихся в группу второго года проводится входная
ъ
диагностика
с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных
е
особенностей.
м
Учебный план строится из расчета 36 учебных недель, продолжительность учебной
недели
– 6 дней.
и
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – нет.
с
Промежуточная аттестация: 15-20 декабря, 20-25 апреля.
р
Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
о
«Основы
ориентирования и туризма» - базовый, предполагает использование и
к
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
р
Формы обучения – очная, групповая. Допускается сочетание различных форм
е
получения
образования и форм обучения, включая обучение с применением
а
дистанционных
технологий.
л
Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий – 2 раза в неделю
и
по
з 2 академических часа. Продолжительность занятий – 40 минут, перерыв между
занятиями
5 минут. В выходные дни и каникулярное время, проводятся однодневные
а
ц
и
и

учебно-тренировочные походы, по окончании учебного года проводится многодневный
поход.
Виды занятий. Программа предусматривает два вида занятий: теоретические
занятия и практические занятия. В обучении применяется групповая форма с
индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах.
Занятия в объединении носят преимущественно практический характер. Лишь
небольшая часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия в зависимости
от тематики занятий (ориентирование, лыжная подготовка, туристская подготовка)
проводятся как в помещениях учреждения (учебный кабинет, библиотека, спортивный
зал), так и на местности (территория учреждения, прилегающая к учреждению парковая
зона «Корабельная роща», городской парк, тренировочный полигон лыжной базы
«Бодрость». Особое внимание уделяется общей и специальной физической подготовке.
Занятия обучающихся в период школьных каникул проводятся в соответствии с
утвержденным расписанием, планом работы ПМАОУ ДО ЦРДМ на период каникул в
форме физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, досуговых мероприятий,
участия в экскурсиях, соревнованиях, походах выходного дня, туристских прогулках,
отдыха в оздоровительном лагере дневного пребывания детей, самостоятельной работы
обучающихся по индивидуальным планам занятий.
Теоретические и практические занятия проводятся с применением наглядных
материалов. Педагог воспитывает в обучающихся умение самостоятельно принимать
решения, неукоснительно выполнять требования техники безопасности и правила
проводимых мероприятий.
Используются такие формы, как рассказ, пояснения с примерами наглядного
показа, дискуссии, беседы, посещение музеев, выставок, видео-занятия и мастер-классы,
выполнение творческих проектов и работ.
Формы подведения результатов: беседа, опрос, тестирование, практическая работа,
контрольные упражнения, творческие работы, открытые занятия и участие в
соревнованиях.
Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование всесторонне развитой личности через
привлечение детей к туризму, как средству укрепления здоровья, развития
познавательного интереса к окружающему миру, истории Урала и родного города.
Задачи:
Обучающие:
- формировать навыкам туристско-краеведческой деятельности и их применение в
практической жизни;
- знакомить с
историей, культурой и природой Урала через туристские походы,
посещение исторических объектов и памятников природы.
Развивающие:
- развивать мотивацию к туристско-краеведческой деятельности;
- способствовать развитию самостоятельности,
ответственности за
свои
поступки;
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- развивать двигательные способности и физические качества для прохождения
туристского маршрута и участия в туристских соревнованиях;
Воспитательные:
- формировать чувство гордости за свою малую родину и российский народ и историю
России;

- формировать
культуру общения и поведения обучающихся в
туристском
объединении, установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
- воспитывать уважительное отношение сверстникам, к родителям и взрослым.
Основополагающие принципы программы:
Комплексность – для всестороннего развития обучающихся предусматривается
тесная взаимосвязь всех видов обучения (общая и специальная физическая подготовка,
краеведение и навыки туристской подготовки), воспитательной работы и
педагогического контроля.
Вариативность – предусматривает, в зависимости от индивидуальных
особенностей каждого обучающегося включение в учебный план разнообразного набора
дидактического, наглядного и методического материалов.
При создании программы учитывались последние разработки и изменения в
правилах по видам спорта «Спортивный туризм» и «Спортивное ориентирование»
методики и практики проведения занятий с детьми младшего школьного возраста.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
№
п/п

1.
1.1.
2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4
2.5.
2.6.
2.7.

2.8.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.

Название раздела, темы

Введение
Спортивный туризм. Виды
туризма
Основы гигиены и первая
доврачебная медицинская
помощь
Возможные опасности в
походе
Личная гигиена туриста
Походная медицинская
аптечка
Отравления. Ожоги.
Отморожения
Порезы и раны. Нагноения
Ушибы. Растяжения.
Вывихи. Переломы
Потертости и мозоли.
Опрелости. Требования к
одежде и обуви
Способы транспортировки
пострадавшего
Туристский быт и
снаряжение
Туристское снаряжение,
укладка рюкзака
Туристские палатки и
укрытия. Установка
палаток
Туристские костры. Типы.
костров
Костровое хозяйство
Ремонтный набор
Организация туристского
бивака
Организация питания в
походе
Азбука спортивного
ориентирования
Карты и их классификация
Условные знаки
топографических карт
Отображение местности
на карте
Масштабы. Расстояния
Чтение карты. Измерение
расстояний
Ориентирование по
горизонту. Азимут
Компас. Правила работы с
компасом
Ориентирование на
местности
Определение расстояний
на местности

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

2

2

-

2

2

-

16

8

8

2

1

1

Опрос

2

1

1

Беседа

2

1

1

Беседа, опрос

2

1

1

2
2

1
1

1
1

Опрос
Беседа
Опрос

2

1

1

Беседа, опрос

Беседа
Практическая
работа

2

1

1

14

9

5

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

2

1

1

2
2
2

1
1
2

1
1
-

Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
Беседа
Опрос

2

2

-

Беседа

25

13

12

2
2

2
1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

4

2

2

2

1

1

Опрос
Практическая
работа
Контрольные
упражнения
Опрос
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

4.10.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.

6.
6.1.

6.2.
6.3.

6.4.
6.5.
7.
7.1.
7.2.
7.3.

Понятия о соревнованиях
по спортивному
ориентированию
Первые шаги в
спортивный туризм
Туристские должности в
группе
Организация движения
группы на маршруте
Преодоление
естественных препятствий
Требования техники
безопасности при
проведении походов
Организация туристского
похода
Туристские узлы. Виды
узлов. Применение
Техническое описание
маршрута. Подведение
итогов похода
Метеорологические
наблюдения в походе.
Природоохранная
деятельность туриста
Краеведение
Географическое
положение и природные
особенности
Свердловской области
Известные люди Урала и
Первоуральска
Основные отрасли
промышленности и
сельского хозяйства
История Урала. История
родного города
Природное наследие
Урала
Физическая подготовка
Общая физическая
подготовка
Эстафеты, подвижные
игры
Специальная физическая
подготовка
Итого за период обучения:

Соревнования

5

2

3

37

15

22

2

2

-

Опрос

2

1

1

17

3

14

Опрос
Практическая
работа

2

1

1

Беседа

3

2

1

4

2

2

Беседа
Практическая
работа

3

2

1

Беседа

4

2

2

Опрос

10

5

5

2

1

1

Опрос, беседа

2

1

1

Беседа

2

1

1

Беседа

2

1

1

Тестирование

2

1

1

Наблюдение

40
15

6
2

34
13

Тестирование

10

2

8

Соревнования

15

2

13

Тестирование

144

58

86

Календарный учебный график разработан в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.3648-20), (приложение 1).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
пп

Количество часов
Название раздела, темы

Введение
Спортивный туризм. Виды
туризма
2.
Основы гигиены и первая
доврачебная медицинская
помощь
2.1. Возможные опасности в походе
2.2. Личная гигиена туриста
2.3. Походная медицинская аптечка
2.4
Отравления. Ожоги.
Обморожения
2.5. Порезы и раны. Нагноения
2.6. Ушибы. Растяжения. Вывихи.
Переломы
2.7. Потертости и мозоли. Опрелости.
Требования к одежде и обуви
2.8. Способы транспортировки
пострадавшего
3.
Туристский быт и снаряжение
3.1. Туристское снаряжение, укладка
рюкзака.
3.2. Туристские палатки и укрытия.
Установка палаток.
3.3. Туристские костры. Типы.
костров
3.4. Костровое хозяйство
3.5. Ремонтный набор
3.6. Организация туристского бивака
3.7. Организация питания в походе
4.
Азбука спортивного
ориентирования
4.1.
Карты и их классификация
4.2.
Условные знаки
топографических карт
Отображение местности на
4.3.
карте
4.4.
Масштабы. Расстояния
4.5.
Чтение карты. Измерение
расстояний
Ориентирование по горизонту.
4.6.
Азимут
4.7.
Компас. Правила работы с
компасом
4.8.
Ориентирование на местности
4.9.
Определение расстояний на
местности
4.10. Понятия о соревнованиях по
спортивному ориентированию
5.
Первые шаги в спортивный
туризм
5.1.
Туристские должности в группе
Организация движения группы
5.2.
на маршруте
Преодоление естественных
5.3.
препятствий
1.
1.1.

Всего

Формы
аттестации/
контроля

Теория

Практика

2

2

-

2

2

-

16

7

9

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

Беседа

2

-

2

Практическая
работа

14
2

6
1

8
1

2

1

1

2

1

1

2
2
2
2

1
1
1

1
2
1
1

20

10

10

2
2

2
1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

-

2

35

10

25

2
2

1
1

1
1

15

2

13

Беседа, опрос

Опрос
Беседа
Беседа, опрос
Опрос
Беседа
Опрос

Наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
Беседа
Опрос
Беседа
Наблюдение
Практическая
работа
Контрольные
упражнения
Опрос
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Соревнования

Наблюдение
Опрос
Практическая
работа

5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
6.
6.1.

6.2.
6.3.

6.4.
6.5.
7.
7.1.
7.2.
7.3.

Требования техники
безопасности при проведении
походов
Организация туристского
похода
Туристские узлы. Виды узлов.
Применение
Техническое описание
маршрута. Подведение итогов
похода
Метеорологические наблюдения
в походе. Природоохранная
деятельность туриста
Краеведение
Географическое положение и
природные особенности
Свердловской области
Население области. Известные
люди Урала и Первоуральска
Основные отрасли
промышленности и сельского
хозяйства региона
История Урала. История
родного города
Природное наследие Урала
Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Эстафеты, подвижные игры
Специальная физическая
подготовка
Итого за период обучения:

2

1

1

Беседа

3

2

1

4

1

3

Беседа
Практическая
работа

3

1

2

Беседа

4

1

3

Опрос

10

5

5

1

1

-

Опрос, беседа

2

1

1

Беседа

1

1

-

Беседа

3
3
47
20
7
20

1
1
5
2
1
2

2
2
42
18
6
18

45

99

144

Тестирование
Наблюдение
Тестирование
Соревнования
Тестирование

Календарный
учебный график разработан в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.3648-20), (приложение 1).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.
Введение
1.1. Туризм. Виды туризма
Теория: Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия. Знаменитые
русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. Виды туризма: пеший,
водный, лыжный, горный и др. Характеристика каждого вида. Самодеятельный туризм.
Правила, нормы и традиции туризма.
2.
Основы гигиены и первая доврачебная медицинская помощь
2.1.
Возможные опасности в походе. Меры безопасности
Теория: Опасности, обусловленные природой средней полосы: рельеф, реки,
ураганы, грозы, метели. Ядовитые грибы, растения, насекомые, змеи, хищные звери.
Опасности, связанные с действиями человека. Профилактика несчастных случаев – сбор
информации о районе похода. Дисциплина в походах и на занятиях – основа
безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.
2.2. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний
Теория: Понятие гигиены, её значение и основные задачи. Гигиенические основы
режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена
занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур (умывание,
обтирание, душ, купание, полевая баня).
Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения
работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным
заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы
закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие
укрепления здоровья, развития физических способностей.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и
работоспособность туриста.
Практика: Уход за телом, одеждой и обувью; выполнение комплекса упражнений
утренней зарядки.
2.3. Походная медицинская аптечка
Теория: Состав походной медицинской аптечки. Требования к упаковке.
Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов.
Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при
хронических заболеваниях. Групповая походная аптечка. Комплектование походной
медицинской аптечки.
Практика: подобрать состав медицинской (групповой и личной) аптечки на поход
выходного дня и многодневный поход; применение медицинских препаратов.
2.4. Пищевые отравления. Ожоги. Отморожения
Теория: Профилактика отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Подбор,
хранение продуктов. Питьевая вода. Обеззараживание воды. Мытьё рук и посуды. Первая
помощь при пищевых отравлениях.

Ожоги. Отморожения. Первые признаки отморожения. Как избежать ожогов и
отморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах и отморожениях. Тепловые и
солнечные удары. Профилактика солнечных ударов.
Практика: оказание первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,
отморожениях, тепловых и солнечных ударах; произвести обеззараживание воды.
2.5. Порезы и раны. Нагноения
Теория: Виды ран: порезы, рваные раны. Виды и способы наложения медицинских
повязок. Первая доврачебная медицинская помощь при порезах, ранениях острыми
предметами, при появлении гнойных ран. Алгоритм наложения жгута, ватно-марлевой
повязки. Обработка ран.
Практика: Оказание первой доврачебной медицинской помощи; обработка раны,
наложение повязок, кровоостанавливающего жгута.
2.6. Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы
Теория: Признаки ушибов, растяжений, вывихов, переломов. Правила оказания
первой доврачебной медицинской помощи. Алгоритм наложения шин из подручных
средств.
Практика: Оказание первой доврачебной медицинской помощи: наложение шин
из подручных материалов.
2.7. Потёртости и мозоли. Опрелости. Требования к одежде и обуви
Теория: Причины возникновения потёртостей, мозолей, наминов, опрелостей.
Требования к одежде и обуви. Выбор одежды и обуви для тренировок и походов.
Оказание первой помощи при потёртостях, мозолях, опрелостях. Профилактика
образования потёртостей и мозолей
Практика: Приёмы и способы оказания первой медицинской помощи при
возникновении потёртостей, мозолей, опрелостей.
2.8. Способы транспортировки пострадавшего
Теория: Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и
места повреждения, состояния, количества оказывающих помощь и времени года.
Способы транспортировки: на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоём на
поперечных палках, переноска вдвоём на шестах (или лыжах) со штормовками, на
носилках-плетенках из веревок, на шесте и др. Изготовление носилок, волокуш,
разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.
Практика: Изготовление транспортировочных средств из подручных материалов,
транспортировка пострадавшего на носилках и без них.
3.
Туристский быт и снаряжение
3.1.
Туристское снаряжение
Теория: Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного
снаряжения для однодневных и многодневных походов, требования к нему. Типы
рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки одежда и обувь для летних и
зимних походов.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение,
преимущества и недостатки.

Практика: Перечень личного и группового снаряжения для похода с учетом
погодных условий; укладка рюкзака; подбор снаряжения, уход за ним.
3.2. Туристские палатки и укрытия. Установка палаток
Теория: Виды туристских палаток и укрытий. Алгоритм установки и снятия
туристской палатки, Туристские укрытия из подручных средств. Предохранение палатки
от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Практика: Установка, снятие и упаковка палатки для транспортировки.
Построение укрытия (шалаш, нора, ветрозащитная стенка и др.) из подручных средств.
3.3. Туристские костры, их типы. Правила разведения костра
Теория: Различные типы костров и их назначение. Требования к выбору места для
костра. Заготовка дров. Правила разведения костра. Меры безопасности при заготовке
дров и при обращении с огнём. Требования по уборке места для костра перед уходом
группы.
Практика: Выбор места для костра; оборудование костровища, заготовка дров;
разведение костра в любых погодных условиях.
3.4. Костровое хозяйство
Теория: Костровые приспособления. Варочная посуда. Способы подвески котлов.
Кухонные принадлежности. Походные топоры и пилы. Требования к топорам и пилам.
Меры безопасности при транспортировке и работе с топором и пилой.
Практика: Размещение котлов над костром; практикум по работе топором и пилой
при заготовке дров, упаковка их для транспортировки без нарушения мер безопасности.
3.5. Ремонтный набор. Сушка одежды и ремонт снаряжения
Теория: Состав и назначение ремонтного набора; уход за снаряжением в походе;
способы сушки одежды, ремонта снаряжения; меры безопасности при сушке одежды.
Практика: Комплектование ремонтного набора; мелкий ремонт туристского
снаряжения; сушка одежды и обуви, обеспечив их сохранность и исключить мх порчу.
3.6. Туристский бивак
Теория: Выбор места для ночлега (бивака). Основные требования к месту бивака.
Организация и снятие полевого лагеря: выбор места для палаток и костра, определение
мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Уборка места лагеря перед
уходом группы. Меры безопасности при работе на биваке.
Практика: Организация полевого лагеря в светлое и темное время суток при
различных погодных условиях.
3.7. Питание в туристском походе
Теория: Значение правильного питания в походе. Два варианта организации
питания в походе: перекус (бутерброды) и приготовлением горячих блюд. Составление
меню. Набор продуктов для похода. Нормы продуктов на человека. Организация питания
в 2-3хдневном походе. Приготовление пищи на костре.
Практика: Составление меню и списка необходимых продуктов с учетом
количества походных дней и количества участников группы; способы упаковки
продуктов; приготовление пищи на костре.
4. Основы ориентирования и топографии

4.1. Карты и их классификация
Теория: Определение топографии. Карты географические и их классификация.
Понятие о топографической карте, её значение для народного хозяйства и обороны
государства. Значение топографических карт для туристов. Понятие о масштабе. Виды
масштабов. Содержание топографической карты. Разграфка и номенклатура
топографических карт. Рамка и километровая сетка топографической карты.
Практика: определить координаты по рамке и километровой сетке
топографической карты.
4.2. Условные знаки топографических карт
Теория: Понятие о местных предметах и топографических знаках. Виды
топографических условных знаков и их общие свойства. Характеристика масштабных и
внемасштабных топографических знаков.
Практика: Топографический диктант, рисовка условных знаков
4.3. Отображение местности на карте
Теория: Рельеф местности. Способы изображения рельефа на картах. Сущность
способа горизонталей. Отметки высот, урезы вод. Гидрография. Растительность.
Условные знаки, отображающие гидросеть и растительность.
Практика: Определение особенностей рельефа, крутизны склона, глубины ямы,
высоты кургана по топографической карте.
4.4. Масштабы. Расстояния
Теория: Масштабы: численный, именованный, линейный.
Расстояния. Способы измерения расстояний на карте и на местности. Величина
среднего шага, его измерение. Понятие о паре шагов. Таблица переводов шага в метры.
Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера.
Определение расстояний по времени движения.
Практика: Измерение расстояний на местности парами шагов, умение
пользоваться масштабом численным и линейным, хронометрах времени, определение
расстояния до предмета без измерения.
4.5. Чтение карты
Практика: Работа с картами различного масштаба; определение расстояния по
карте; копирование участков маршрута на кальку. Чтение топографической карты.
4.6. Ориентирование по горизонту. Азимут
Теория: Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Градусное
значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта.
Азимутальное кольцо («Роза направлений»).
Понятие об азимуте. Азимут истинный (географический) и магнитный.
Определение истинного азимута по карте, измерение и построение углов (направлений)
на карте.
Практика: Определение азимута на предмет, азимутальный ход, определение
сторон горизонта

4.7. Компас. Работы с компасом

Теория: Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова и спортивного
жидкостного компаса. Правила работы с компасом.
Практика: Работа с компасом; определение сторон горизонта, ориентирование
карты по компасу; выполнять прямую и обратную засечку, определять по заданному
азимуту ориентир. определять азимут на обозначенный объект.
4.8. Ориентирование на местности
Теория: Виды туристского ориентирования. Средства и условия для
ориентирования. Способы ориентирования: ориентирование с помощью карты и компаса;
ориентирование с картой без компаса; ориентирование без карты и компаса (по часам,
солнцу, луне, звездам); ориентирование по местным предметам; по туристской
маркировке. Виды ориентирования: линейное, точечное, звуковой ориентир, ориентирцель, ориентир-маяк.
Практика: Определение азимута на предмет. Движение по заданному азимуту,
обход препятствий, выдерживание общего заданного направления, использование солнца
и тени. Движение по легенде. Действия в случае потери ориентировки.
4.9. Определение расстояний на местности
Теория: Измерение расстояний различными способами: шагами, глазомерным
способом (с тренировкой глазомера), по времени движения, по слышимости звуков, при
помощи построения подобных треугольников (с помощью спички) и др.
Практика: Измерение расстояния на местности различными способами, в том
числе и до недоступных предметов.
4.10. Понятие о соревнованиях по спортивному ориентированию
Теория: Понятие о соревнованиях по спортивному ориентированию. Спортивные
карты и их отличие от топографических карт. Масштабы спортивных карт. Условные
знаки спортивных карт. Цвета спортивных карт. Виды соревнований по спортивному
ориентированию: заданное направление, маркированная трасса, по выбору. Правила
соревнований по спортивному ориентированию и спортивному туризму.
Практика: Рисовка условных знаков спортивных карт, ориентирование по
спортивной карте. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
5. Первые шаги в спортивный туризм
5.1. Туристские должности в группе
Теория:
Должности постоянные и временные. Командир группы.
Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные
отношения с членами группы, авторитет), его обязанности: руководство действиями
членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального
микроклимата в группе.
Краткие обязанности других постоянных должностей в группе: завхоз, снаряженец,
ремонтник, старший проводник (штурман), казначей, санитар, краевед, физорг,
хронометрист, редактор (фотограф, летописец), ответственный за отчет о походе и др.
Временные обязанности: костровой, повар, направляющий, замыкающий и др.;
дежурные по кухне и их обязанности (приготовление пищи, мытьё посуды).

Практика: Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки,
проведения и подведения итогов похода.
5.2. Организация движения группы на маршруте
Теория: Порядок построения группы. Строй как элемент организованности и
фактор безопасности. Обязанности направляющего и замыкающего. Распорядок дня.
Режим движения. Темп движения. Привалы. Продолжительность и периодичность
привалов.
Практика: Соблюдение правил движения группы, режим движения и распорядок
дня; выбор темпа движения.
5.3. Преодоление естественных препятствий.
Теория: Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам.
Отработка техники движения по дорогам, тропам. Преодоление естественных
препятствий без специального туристского снаряжения.
Практика: Отработка техники движения по пересеченной местности. Преодоление
спуска и подъёма. Движение по заболоченным участкам, по лесу. Преодоление завалов,
зарослей, кустарников. Преодоление водных препятствий. Способы страховки и
самостраховки.
5.4. Техника безопасности при проведении походов
Теория: Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Правила
поведения при поездках группы на транспорте: при посадке, высадке и во время
движения. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация
самостраховки. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения
с местным населением.
Практика: Организация самостраховки и страховки участников группы в
походах.
5.5. Организация туристского похода
Теория: Обязанности участников похода. Нормативные требования к походам.
Классификация походов по степеням сложности. Требования к категорийным походам.
Нормативные требования на значки «Юный турист» и «Турист России». Разрядные
требования в соревнованиях по спортивному туризму в дисциплине «Маршрут».
Последовательность подготовки к походу: цели и задачи похода, комплектование
группы, организация группы (собрание, распределение обязанностей, составление
планов, подготовка похода). Изучение района похода (изучение литературы, карт, отчетов
о походах, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут). Выбор и
разработка маршрута движения. Составление плана-графика движения. Подготовка
личного и группового снаряжения. Меню. Оформление маршрутной документации.
Закупка продуктов. Расфасовка и распределение
Практика: Составление плана подготовки к походу; изучение картографического
материала и сбор информации о районе предстоящего похода; выбор и разработка
маршрута.
5.6. Туристские узлы. Применение в туризме

Теория: Узлы, применяемые в туризме. Деление узлов на группы по назначению:
опорные, схватывающие, соединительные, петлевые, вспомогательные.
Практика: Способы завязывания туристских узлов: встречный, стремя на опоре,
штык, встречная восьмёрка, австрийский проводник, проводник-восьмёрка, двойной
проводник, булинь.
5.7. Техническое описание маршрута. Подведение итогов похода
Теория: Техническое описание маршрута и требования к нему. Обсуждение итогов
похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы. Обработка дневника
описания пути движения. Обработка и обобщение собранных материалов. Составление
иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, изготовление фотографий. Оформление и
сдача технического описания маршрута в МКК.
Практика: Составление технического описания маршрута.
5.8. Метеорологические наблюдения. Природоохранная деятельность туриста
Теория: Метеорологические наблюдения: наблюдения за облачностью, ветром,
снегомерные наблюдения. Предсказание погоды. Признаки изменения погоды.
Определение устойчивости и перемены, приближающегося ненастья. Составление
таблицы местных признаков погоды. Природоохранная деятельность туриста.
Практика: Определение периодов изменения погоды; выполнение требований по
охране природы. Ведение дневника наблюдений в походе. Природоохранная
деятельность в походах, участие в экологических акциях.
6. Краеведение
6.1. Географическое положение и природные особенности Свердловской
области
Теория: Географическое положение Свердловской области. Рельеф. Полезные
ископаемые. Погода и климат. Реки и озёра. Почвы. Растительный и животный мир.
Заповедники, заказники и природные парки. Охрана природы.
6.2. Население области. Известные люди Урала и родного города.
Теория: Первые сведения о заселении. Урал - многонациональный.
Административное деление. Города. Городское и сельское население. Известные и
знаменитые люди Урала. Известные земляки - герои Великой Отечественной войны,
герои труда, спорта и культуры.
Практика: Экскурсия по памятным местам родного города, экскурсия в музеи
города и Екатеринбурга.
6.3. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Теория: Промышленность. Транспорт и транспортные магистрали. Сельское
хозяйство. Вклад Урала в народное хозяйство страны. Экономические и культурные связи
с другими регионами страны. Первоуральск - промышленный. Крупные предприятия
родного города.
Практика: Экскурсия в музеи предприятий города

6.4. История Урала и родного города

Теория: Далёкое прошлое Урала. О чём рассказывают раскопки. Первые
скотоводы и земледельцы. Наши предки – славянские племена. Участники движения
декабристов. Урал в период Великой Отечественной войны. История Первоуральска.
Исторические достопримечательности родного города. Памятные места родного города.
Практика: Планирование походных маршрутов с учетом посещения интересных
исторических и природных объектов Свердловской области;
6.5. Природное наследие Урала
Теория: Погода, климат Уральского региона. Местные признаки погоды. Времена
года, сезонные изменения в природе. Растения и животные окрестностей родного города.
Сезонные изменения в природе родного края.
Значение наблюдения за погодой. Правила поведения на природе и наблюдения за
ней во время экскурсии. Приборы для наблюдения за погодой.
Практика: Организация наблюдений за погодой, ведение дневника наблюдений.
Экскурсии в парк, лес, к реке и водоему. Выполнение краеведческих заданий (сбор
листьев, различных пород деревьев, поиск и рисование отпечатков следов животных и
птиц, сбор растений для гербариев, заготовка лекарственных растений и пр.).
Заготовка семян и ягод для кормления зимующих птиц. Изготовление и установка
кормушек.
7. Физическая подготовка
7.1. Общая физическая подготовка.
Теория: Основная задача общей физической подготовки – развитие и
совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов. Всесторонняя
физическая подготовка – основа для достижения безаварийного и стабильного
прохождения маршрутов туристских походов. Важность занятий физической культурой
и спортом.
Практика: Общеразвивающие упражнения; походный шаг; переход с бега на шаг
и с шага на бег; ходьба: на носках, на пятках, на внешних и внутренних сторонах стоп, в
приседе, в полу приседе, выпадами, приставным и скрестным шагами. Бег: вперёд, назад,
влево, вправо, с высоким подниманием коленей, с захлестыванием голени назад, с
изменениями направления движения.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения
для туловища, для ног. Использование комплексов упражнений. Упражнения с
предметами. Занятия в тренажерном зале.
Лыжная подготовка: ходьба и бег на лыжах, спуск и подъём по склону на лыжах,
спуск с торможением в обозначенной зоне, подъём «лесенкой», «ёлочкой»; торможение
«лугом» и т.д.
7.2. Эстафеты, подвижные игры.
Теория: Подвижные игры – игры, способствующие объединению коллектива,
массовому охвату детей. Игры с разделением на команды и без разделения. Игры на
внимание, сообразительность и координацию. Спортивные игры: баскетбол, футбол,
волейбол, пионербол. Игры на местности с элементами туризма и ориентирования.

Практика: Спортивные игры. Подвижные игры. Мини-соревнования, Спортивные
праздники и развлечения. Эстафеты: линейные, встречные, круговые, туристские, с
раскладыванием и собиранием предметов и т. д.
7.3. Специальная физическая подготовка
Теория: Приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке
(выносливости): постепенность, систематичность. Развитие физических и специальных
качеств, необходимых туристу: выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, сила.
Практика: Выполнение упражнений:
- с элементами легкой атлетики: бег на короткие дистанции, кросс, прыжки в длину,
высоту, метания;
- c элементами гимнастики: стойки, кувырки, перекаты, перевороты;
- упражнения на гимнастических снарядах, канате, перекладине,
скамейке, с гантелями, прыжки со скакалкой.
- силовые упражнения: подтягиваний на перекладине, кольцах; сгибание и
разгибание рук в упоре лёжа; приседания с утяжелением.
Прикладные упражнения: подъем и спуск по наклонному бревну, лазание под
бревном; подъём по склону с использованием перил, верёвок; преодоление изгородей,
барьеров, преодоление забора (стенки); движение по бревну с перилами, движение по
бревну с опорой на маятниковую веревку; переправа по горизонтальным верёвкам
(параллельные перила); преодоление оврага с помощью маятниковой верёвки и т. д.
Планируемые результаты
В ходе освоения программы у обучающихся планируются следующие
образовательные результаты:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
- овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- формирование потребности в ведении безопасного, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать учебные действия;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование различных способов поиска, сбора информации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:
знать:
- общие подходы к организации и проведению походов;
- требования техники безопасности в походе и на занятиях;
- необходимые понятия в области туризма
владеть:
- специальной туристской терминологией;
- умениями и навыками профилактики типичных заболеваний и основными приемами и
средствами оказания первой доврачебной помощи;
- навыками организации бивака (устанавливать и снимать палатки, разводить костры),
ориентирования на местности при помощи карты и компаса; приемами завязывания
туристских узлов.
Условия реализации программы
Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете, в
природной среде во время походов выходного дня и учебно-тренировочных занятий на
местности (территория учреждения, прилегающая к учреждению парковая зона,
территория лыжной базы «Бодрость», городской парк).
Материально-техническое обеспечение
Учебный класс, персональный компьютер, проектор, принтер, сканер, интернет,
ученические столы, стулья, рабочее место педагога (компьютерный и письменный стол,
компьютерное кресло), спортивно-игровая комната, складское помещение.
Перечень учебного оборудования
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Палатка туристская 3-х местная
Палатка туристская 4-х местная
Система страховочная(беседка, грудная обвязка)
Каска защитная
Спальный мешок
Рюкзаки: 80л., 90л., 120л.
Коврик туристский
Радиостанции портативные
Тент укрывной
Веревка основная диаметр 10 мм(40 м)
Веревка основная диаметр 10 мм (20 м)
Веревка вспомогательная диаметр 6 мм (20 м)
Репшнуры (длина 2-3 м, диаметр 6-8 мм)
Спусковое устройство «восьмерка»
Карабин с байнетной защелкой
Жумар
Компас жидкостный спортивный
Призмы для ориентирования на местности
SFR-system (система электронной отметки)

4 шт.
2 шт.
15 комплектов
15 шт.
15 шт.
9 шт.
15 шт.
3 комплекта
2 шт.
6 шт.
10 шт.
2 шт.
6 шт.
15 шт.
50 шт.
15 шт.
15 шт.
Комплект
Комплект

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Секундомер электронный
Аптечка медицинская в упаковке
Ремонтный набор
Пила двуручная в чехле
Топор в чехле
Варочная посуда: котлы 6л., 7л., 8л., 10л.
Плитка газовая с запасными баллонами
Тросик костровой
Рукавицы костровые (брезентовые)
Байдарка «Нева-3»
Байдарка «Нева-2»
Байдарка «Ильмень»
Катамаран «Басег» КП-6
Спасательный жилет
Комплект: лыжи беговые, ботинки. крепление
Проектор
Экран демонстрационный
Определители растений, зверей, птиц
Карты топографические учебные
Карты спортивные
Цифровые носители с учебными материалами

2 шт.
Комплект
Комплект
1 шт.
2 шт.
Комплект
1 шт.
1 шт.
Комплект
1 шт.
1 шт.
1 шт.
2 шт.
15 шт.
15 комплектов
1 шт.
1 шт.
По 1 экз.
Комплект
Комплект
Комплект

Методические материалы
Реализация программы обеспечена следующими методическими материалами:
- конструкты занятий по темам: опасности в походе, личное и общественное снаряжение,
костровое хозяйство, типы и виды костров, питание в походе, первая медицинская
помощь.
- планы-конспекты учебных занятий;
- методические рекомендации по организации безопасного проведения соревнований по
спортивному туризму для обучающихся; по обеспечению безопасности при организации
походов и туристских прогулок с детьми.
- методические разработки дидактических материалов для организации познавательных
спортивно-краеведческих, спортивно-экологических и спортивно-туристских игр для
обучающихся.
Для организации образовательного процесса используется богатый методический
материал, накопленный за двадцатилетний период работы детского объединения «Секция
спортивного туризма и ориентирования» ПМАОУ ДО ЦРДМ, постоянно пополняемая и
обновляемая нормативно-правовая база; библиотека методической литературы в
печатном и электронном вариантах; папки методических материалов по темам
программы: ориентирование на местности, первая медицинская помощь, организация
бивака, костер и его виды, и т.д.; набор мультимедийных презентационных разработок и
пособий по различным темам: водный туризм, методические сборники, электронные
игры по ориентированию и туризму, нормативные документы по спортивному

ориентированию, спортивному туризму (правила и регламенты соревнований по видам
спорта «Спортивный туризм» и «Спортивное ориентирование», разрядные
квалификационные требования); тестовые задания и упражнения по всем разделам
программ; раздаточный материал.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
С целью установления соответствия результатов освоения данной программы
заявленным целям и планируемым результатам проводятся входная, промежуточная и
итоговая аттестация.
Входная аттестация проводится в октябре, в форме беседы, опроса, наблюдения.
Промежуточная аттестация проходит в декабре, в конце первого полугодия, в
форме опроса и тестирования, по результатам участия в походах выходного дня и
соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
Итоговая аттестация проводится в мае, в конце учебного года в форме
тестирования, опроса, беседы и по итогам участия в зачетном походе.
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды
контроля:
вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
обучающихся в процессе занятий и собеседования с ними;
текущий - контрольные задания на местности, тестирование, учебные тренировки,
выполнение обучающимися краеведческих заданий;
итоговый - участие в походах, конкурсах и викторинах, соревнованиях.
Подведение итогов реализации программы происходит также во время походов
выходного дня, организуемых по окончании учебного года, где на практике проверяются
знания, умения и навыки каждого обучающегося.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для обучающихся:
1. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат.
2. Куликов В.М., Константинов
Ю.С. Топография и
ориентирование в туристском путешествии. - М..: ЦДЮТур, 2008.
3. Куприн А.М. Занимательная картография. - М., Просвещение, 2005.
4. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 2011.
5. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М., Профиздат, 2009.
6. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. - М.: ЦДЮТур, 2012.
7. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., ФиС, 2004.
8. Энциклопедия туриста. - М.. 2002г.
Для родителей:
1. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде
учреждения дополнительного образования детей. - М.: Компания Спутник - 2005.
2. Бочарова Н.И. В поход всей семьёй// Ребёнок в детском саду. - 2007. -№3.
3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного
возраста: Пособие для родителей и воспитателей.-2-е изд., М.: АРКТИ,2003.
4. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А.
Тимофеева Л.С. Фурмина.- 2-е изд., перераб. - М.: Чистые пруды.- 2007.
5. Рунова М.А. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги: ст.
дош. возраст. // Дош. воспитание.- 2001.- №2.
Для педагога:
1. Александрова Л. И. Технологии физкультурно-спортивной деятельности:
спортивное ориентирование: учеб. Пособие. Красноярск: ИПК СФУ, 2008.
2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур России, 2006.
3. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и
спорт, 2003.
4. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. –
М., ЦДЮТур России, 2007.
5. Болотов С.Б., Прохорова Е.А., «Спортивное ориентирование», (выпуск). М.,
ЦДЮТ и К МО РФ, 2002.
6. Воронов Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. Методика обучения юных
ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие.Смоленск, 2008.
7. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. — М.: Физкультура и
спорт, 2001.
8. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: Физкультура и
спорт, 2005.

9. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат.
10. Куликов В.М., Константинов
Ю.С. Топография и
ориентирование в туристском путешествии. - М.:ЦДЮТур, 2007.
11. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М., ФиС, 2008.
12. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. - М.,
ЦДЮТур России, 2007.
13. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур России, 2006.
14. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и
упражнений по спортивному ориентированию.- М.: Физкультура и спорт, 2000.
15. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков
внешкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
16. Шибаев А.С. Переправа. - М., ЦДЮТур России, 2006.
17. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму,
краеведению и летнему отдыху детей. - М., ЦДЮТур России, 2005.

Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023 учебный год
Базовый уровень. 1 год обучения
№
1.

Введение

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего
часов
2

2.

Основы гигиены и первая доврачебная
помощь
Туристский быт и снаряжение
Основы ориентирования и топографии
Первые шаги в спортивный туризм
Краеведение
Физическая подготовка
Всего:

1

2

2

2

1

2

2

2

2

16

1
1
2
1
2
10

2
3
2
1
6
16

2
2
4
2
6
18

2
3
4
1
6
18

1
5
6
1
4
18

2
1
6
1
4
16

4
6
1
5
18

3
1
5
1
4
16

1
5
2
1
3
14

14
25
37
10
40
144

3.
4.
5.
6.
7.

Разделы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2022-2023 учебный год
Базовый уровень. 2 год обучения
№
1.

Введение

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего
часов
2

2.

Основы гигиены и первая доврачебная
помощь
Туристский быт и снаряжение
Основы ориентирования и топографии
Первые шаги в спортивный туризм
Краеведение
Физическая подготовка
Всего:

1

2

2

2

1

2

2

2

2

16

1
1
2
1
2
10

2
2
3
1
6
16

2
2
4
2
6
18

2
2
6
1
5
18

1
3
6
1
6
18

2
1
5
1
5
16

1
3
5
1
6
18

2
2
3
1
6
16

1
4
1
1
5
14

14
20
35
10
47
144

3.
4.
5.
6.
7.

Разделы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Приложение 2

Показатели оценки результатов физической подготовки обучающихся по
программе «Основы ориентирования и туризма»
Цель: проверка уровня физической подготовки.
Форма проведения: сдача нормативов.
Проводится в начале/конце года.
Название программы: «Основы ориентирования и туризма»,
Учебный год: 20_____/20____г.
Фамилия, имя, отчество педагога: Сердюк Марина Васильевна
Фамилия, имя обучающегося: __________________________________

Лист сдачи спортивных нормативов:
Вид упражнения
Отжимания
Подтягивания
Пресс

Норматив, раз
мальчики
девочки
25
15
10
3
30
20

Результат:
Начало года
Конец года

Приложение 3

Критерии оценивания результатов усвоения учебного материала по программе
Основы ориентирования и туризма»
С целью проверки знаний используются различные методы: опрос, наблюдения, беседы,
практические работы, моделирование
ситуации и пр., в
которых обучающиеся
демонстрируют свои знания в конкретной деятельности.
Критерии

Уровень
Высокий

Знание терминов

Средний
Низкий

Высокий
Владение
специальной
терминологий

Средний
Низкий
Высокий

Техника владения
двигательными
действиями

Средний
Низкий

Владение
специальным
спортивным и
туристским
оборудованием

Высокий

Средний

Низкий

Характеристика уровня
Выставляется за ответ, в котором обучающийся
демонстрирует глубокое понимание сущности материала,
логично его излагает, использует примеры на практике или
своего опыта
Ставится за ответ, в котором содержится небольшие
неточности и незначительные ошибки
Получает за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в материале. Нет
должной аргументации и умения использовать знания в
своем опыте
Выставляется за ответ, в котором обучающийся
демонстрирует глубокое понимание, логично его излагает,
используя примеры из практики
Ставится за ответ, в котором содержится небольшие
неточности и незначительные ошибки
Получает за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в материале. Нет
должной аргументации и умения использовать знания в
своем опыте
Двигательное действие выполнено правильно (заданным
способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко
Двигательное действие выполнено правильно, но
недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая
скованность движений
Двигательное действие выполнено в основном правильно,
но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок,
приведших к неуверенному или напряженному выполнению
Обучающийся технически правильно демонстрирует
полный и разнообразный комплекс упражнений,
направленный на развитие конкретной физической
способности. Может самостоятельно организовать место
занятий, подобрать инвентарь и применять его в конкретных
условиях. Контролировать ход выполнения заданий и
оценивать его.
Имеются незначительные ошибки на неточности в
осуществлении
самостоятельной
физкультурнооздоровительной деятельности
Допускает грубые ошибки в выполнении задания.
Испытывает затруднения в организации места занятий,
подборе инвентаря. Удовлетворенно контролирует ход и
итог занятий

«Активность» и «Самостоятельность» оцениваются педагогом методом

наблюдения, опроса, практического выполнения заданий.
Критерии

Уровень
Высокий

Активность
Средний
Низкий

Высокий
Самостоятельность
Средний

Низкий

Характеристика уровня
На занятиях действует увлечённо и эмоционально,
может сам предложить помощь другому. Часто сам
предлагает что-то новое
Редко проявляет желание что-то нового. Часто
берет за основу уже предложенные идеи, способы
деятельности.
Чаще всего использует старые знания, не проявляет
активности
Обучающийся понимает и выполняет, практически
занимается, не задавая вопросы, или задает вопросы
очень редко. Может самостоятельно организовать
место занятий, подобрать инвентарь и применять
его в конкретных условиях, контролировать ход
выполнения заданий и оценить его
Понимает задачу. Но имеются незначительные
ошибки или неточности в осуществлении
самостоятельной деятельности.
Не понимает задачу, задает, множество вопросов.
Допускает грубые ошибки в подборе упражнений,
испытывает затруднения в организации мест
занятий, подборе инвентаря, удовлетворительно
контролирует ход и итог занятий

Показатели оценки результатов усвоения учебного материала по программе
«Основы ориентирования и туризма»
Цель: проверка уровня физической подготовки.
Форма проведения: опрос, наблюдение, тестирование, выполнение практической работы.
Проводится в начале/конце года.
Название программы: «Основы ориентирования и туризма»,
Учебный год: 20____/20____г.
Фамилия, имя, отчество педагога: Сердюк Марина Васильевна
Фамилия, имя обучающегося: __________________________________
Критерии
Знание терминов
Владение
специальной
терминологи
Техника
владения
двигательными
действиями
Владение
специальным
спортивным и туристским
оборудованием
Активность
Самостоятельность
Сумма баллов

Начало года
Высокий, Средний, Низкий,
3 балла
2 балла
1 балл

Конец года
Высокий, Средний, Низкий,
3 балла
2 балла
1 балл


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».