Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Балетная студия
Возраст обучающихся: 5 - 18 лет
Срок реализации: 5 лет
Автор-составитель:
Круговых Галина Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Ильина Лариса Николаевна,
концертмейстер
Первоуральск 2022
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Балетная студия» разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
13.Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ.
Программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, при необходимости
допускается корректировка форм и содержания занятий, временем освоения материала
конкретной учебной темы, адаптированной к условиям работы в рамках
общеобразовательного учреждения. При её составлении использовались:
1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
2. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии. – СПб.: Респекс, 1996.
3. Балетные либретто: Краткое изложение содержания балетов. – М.: Музыка, 2002.
4. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. - М:
1997.
5. Васильева Т.И. Балетная осанка: Методическое пособие. – М.: Высшая школа изящных
искусств Лтд., 1993.
6. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980.
Хореография занимает важное место в культурной жизни общества. Занятия танцами
имеют большую популярность у детей и подростков, так как хореография воспитывает
культуру движений, развивает физические качества человека, артистичность и
музыкальность занимающихся.
Хореография - это один из жанров многогранного искусства. Понятие «Хореография»
включает в себя всё, что относится к искусству танца классического, народного, историкобытового, современного.
Направленность программы – художественная.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что
в течение одного урока все направления хореографии плавно перетекают из одного в другое,
т.е. каждый урок по своей сути эклектичен.
Вид программы - модифицированная комплексная программа.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Балетная студия» состоит в том, что она не только дает воспитанникам коллектива
практические умения и навыки, создает опыт творческой деятельности, но и формирует
интерес к народному хореографическому творчеству и традициям. Бережно сохранять и
представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное
поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с
творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой
жизни детей.
Классический танец, как учебная дисциплина является фундаментом в обучении
хореографии, располагая огромным арсеналом технических приёмов и выразительных
средств. Система движений классического танца дисциплинирует тело исполнителя,
способствует развитию и усовершенствованию факторов, необходимых для занятий
хореографией: правильной осанки, выворотности ног, "балетного шага", подъёма и
эластичности стопы, гибкости тела, прыжка, координации движений, музыкальноритмической координации. Дисциплина "Классический танец" является фундаментом для
освоения всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные
детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочного аппарата,
формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, координацию и
танцевальность. Классический танец является источником высокой исполнительской
культуры - в этом его предназначение.
«Ритмопластика» - дисциплина предназначенная для детей младшего школьного
возраста. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально - тренировочные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и
всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей
каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности:
слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей.
Важной частью в подготовке учеников, отточенности, слаженности движений,
является репетиционная работа, закрепление полученных знаний и навыков и шлифовка
техники исполнения новых хореографических номеров, танцевальной лексики.
Процесс формирования коллектива начинается с первых занятий и включает
знакомство с традициями коллектива, творческие встречи с выпускниками, педагогами,
мастер-классы, концертные программы, творческие отчеты, участие детей с
показательными выступлениями перед родителями, ветеранами, на традиционных
праздниках, в образовательных учреждениях района и города, на фестивалях и конкурсах;
продолжается в творческих поездках для обмена опытом с другими хореографическими
коллективами.
Основная цель программы:
способствовать формированию творческой, компетентной в области хореографии
личности, посредством обучения основным хореографическим элементам и понятиям.
Кадровое и материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение:
Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами: •
обладает специальным высшим хореографическим, педагогическим образованием; •
владеет навыками и приѐмами организации занятий по хореографии; • знает физиологию и
психологию детского возраста; • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому
предмету; • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся; • умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся; •
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень
квалификации по специальности.
Концертмейстер
обладает специальным музыкальным образованием
владеет импровизацией
Техническое и материальное обеспечение:
Наличие хореографического зала со специальным напольным покрытием, зеркалами,
станками;
Фортепиано;
Гаджеты;
Задачи:
Обучающие:
•
•
•
•
познакомить с историей народного танцевального искусства;
выработать навыки пластики, танца, сценического движения, актерского мастерства;
научить сценическому воплощению в танце художественного образа;
научить исполнению элементов классического танца.
Развивающие:
•
•
•
•
•
развить физические способности, выносливость;
развить творческое мышление и воображение;
развить внимание, память, музыкальные способности;
развить познавательный интерес к танцевальному искусству;
развить художественно-эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитать устойчивый интерес к народной культуре, ее духовным и нравственным
корням;
• воспитать бережное отношение к результатам труда и чувство ответственности за
общее дело у каждого участника коллектива, толерантность;
• воспитать грамотного исполнителя и хранителя народных танцевальных традиций;
• воспитать стремление к высоким исполнительским результатам и повышению
профессионального мастерства.
•
•
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет обучения
1 год обучения –72 часа; 2 год обучения – 144 часа; 3 год обучения – 216 часа; 4 год
обучения – 216 часов; 5год обучения – 288 часов.
Адресат программы. Программа курса рассчитана для детей и подросток с5 до 18
лет. Состав группы 10-15 человек.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальные, групповые,
подгрупповые.
Групповые занятия (теоретические и практические) по утвержденному расписанию .
Воспитательные мероприятия (по плану работы объединения и отдела).
Выступления (по плану работы отдела и учреждения).
Режим занятий:
1 год обучения 2 раза в неделю по 1 академическому часу (1 час- 35 мин)
2 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 35 мин)
3 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 40 мин)
4 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 40 мин)
5 год обучения 4 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 45 мин)
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий хореографией с детьми и подростками 5-18
лет, не имеющими явных отклонений в физическом и интеллектуальном развитии,
получившими разрешение врача на занятия хореографией. Наличие базовой подготовки
для новичков не обязательно.
Для организации работы объединения формируются группы в составе 8-15 человек.
Программа сочетает теоретические сведения, практические тренировочные
упражнения и танцевальные движения гимнастики, ритмики и танца, классического,
народно-сценического и историко-бытового танца. Теоретические сведения даются
непосредственно в процессе обучения и в ходе работы над постановками.
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и
существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более
глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с
учетом возрастных особенностей детей.
Основные формы учета знаний и умений детей в различные периоды обучения:
зачёт по основам знаний в области хореографии;
зачет по технике выполнения хореографических упражнений и концертных
номеров.
Методы обучения:
словесные;
наглядные - показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения;
практические - экзерсис, тренировочные упражнения, этюды и композиции;
репродуктивные - (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности);
самостоятельная творческая работа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате освоения учебного материала программы «Балетная студия» обучающиеся
приобретут определенные знания, умения и навыки, связанные с деятельностью в области
хореографии, в основе которой предусмотрено:
После первого года обучения:
иметь навыки музыкально-ритмической деятельности;
иметь навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо и стройно
держаться, свободно двигаться при исполнении танцевальных раs);
усвоить подготовительные танцевальные движения;
проявить творческие способности;
проявлять организованность, самостоятельность.
После второго года обучения:
иметь музыкальность и пластичность;
освоить элементы классической и народной хореографии (одной рукой за палку);
выработать силу натянутых ног, «балетного шага»;
развить координацию движения;
познакомиться с танцами русского, белорусского и прибалтийских народов;
развить творческие способности.
После третьего года обучения:
выработать правильность и чистоту исполнения позиций и поз, движений;
усвоить элементы классического танца;
усвоить элементы русского, белорусского, украинского
танца; - познакомится с хореографической лексикой
азиатских танцев;
знать название элементов и методику их исполнения;
развить творческий потенциал в процессе обучения и в постановочной работе.
После четвертого года обучения:
усвоить элементы классического танца на полупальцах в экзерсисе у палки;
усвоить элементы русского, армянского и грузинского танца;
знать название поурочных элементов и методику их исполнения;
развить творческий потенциал в процессе обучения и в постановочной работе;
знать о сценической культуре;
формируется культура поведения на сцене.
После пятого года обучения:
усвоить элементы классического танца на середине зала малое adagio; владеть
основными элементами allegro;
уметь пластично и с гибкостью переходить из позы в позу;
развить элевацию при исполнении танцевальных комбинаций с большим
прыжками в классическом экзерсисе;
уметь исполнять не сложные балетные вариации; справляться с более сложными
танцевальными комбинациями;
сочинять и исполнять несложные русские национальные танцевальные композиции;
уметь танцевать народные танцы различного характера;
уметь чувствовать характер музыки и в соответствии с этим
осознанно и ярко передавать настроение и эмоции;
уметь самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение к
танцу;
сформировать культуру поведения на сцене;
активно участвовать в концертно-конкурсных мероприятиях.
К концу обучения у обучающихся:
сформируются навыки актерского мастерства, умение преподносить
себя, танцевать в ансамбле, они будут знать направления и историю
народного танцевального искусства;
разовьются физические способности, координация движений,
пластичность, выносливость, эмоциональная восприимчивость;
сформируется художественно-эстетический вкус, восприятие современных
направлений в танцах, музыке;
будет навык свободно держаться на сцене, исполняя репертуар ансамбля на
различных сценических площадках;
участники ансамбля станут ответственными и аккуратными, трудолюбивыми и
толерантными, проявят себя как сплочённый и сильный коллектив.
Педагогический мониторинг развития хореографических способностей направлен на
изучение и фиксацию творческих способностей каждого ребенка, динамику его
личностного развития.
План мониторинга
1. Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников и фиксирование
достигаемых результатов.
2. Обобщение результатов.
3. Анализ и оценка достигаемых результатов.
Результаты отслеживаются путем проведения первичного (входная диагностика),
промежуточных и итогового контроля.
Первичный контроль проводится до октября (в период набора детей в учебные группы, на
протяжении
первых
занятий
с
ними).
Учебно-тематический план
I год обучения
№
п/п
Разделы, темы
1
Вводное
занятие
классического танца».
Инструктаж
по
технике
безопасности
Истоки классического танца
Пространственное ориентирование
Упражнения на середине зала
Упражнения одной рукой за палку
Танцевальные
движения,
танцевальный шаг
Постановочная
работа:
танцевальные
комбинации
на
основе польки
2
3
4
5
6
7
Всего:
Количество часов
Формы
аттестации
и
Всего Теория Практика
контроля
«Азы 1
1
опрос
2
2
7
1
12
1
1
1
1
2
1
1
6
11
1
28
72
8
64
28
опрос
показ
показ
показ
показ
Учебно-тематический план
II год обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
1
Вводное
занятие
«Школа
классического танца».
Инструктаж
по
технике
безопасности
Упражнения у палки: прыжки
Упражнения на середине зала:
перегибы корпуса, вращение на
месте, прыжки трамплинчики
Танцевальные движения: марш,
шаг, галоп, подскоки, перескок
Экзерсис par terre: растяжка,
упражнения
для
развития
выворотности и гибкости, для
укрепления подъема стопы, мышц
спины и брюшного пресса
Постановочная работа: этюды на
элементах танцевальных движений
и шагов. Танец
Подготовка к аттестациям и
контрольным
мероприятиям.
Подготовка и участие в концертах
и мероприятиях
2
1
1
7
8
3
3
8
10
6
2
8
11
3
16
22
2
57
16
2
28
144
16
128
2
3
4
5
6
7
Всего:
Формы
аттестации и
контроля
открытый
урок
открытый
урок
Учебно-тематический план
III год обучения
№
п/п
Разделы, темы
1
Вводное
«Классический
Инструктаж
по
безопасности
Экзерсис у палки по I, II, V
позициям ног
Экзерсис на середине зала.
Прыжки на середине: temps
leve
soute
в
epaulement,
changement de pieds, pas
echappe.
Вращение на месте и с
продвижением по прямой и
диагонали, подготовка к турам
chaines
Танцевальные движения: pas
chasse, pas balance (сценическая
форма), вальсовая дорожка.
Движения на полупальцах у
палки: pas de bourree с
переменой ног en dehors, pas de
bourree
Танцевальные комбинации на
основе польки, подскоков,
поворотов, вальсовой дорожки
и т.д.
Балетная
гимнастика:
упражнения
для
развития
«шага»,
выворотности
и
гибкости,
для
укрепления
подъема стопы, мышц спины и
брюшного пресса
Постановочная работа: танец
Подготовка к аттестациям и
контрольным
мероприятиям.
Подготовка и
участие в
концертах и мероприятиях
2
3
4
5
6
7
8
Всего:
Количество часов
Всего Теори Практика
я
занятие 2
1
1
танец».
технике
33
3
30
20
3
28
20
3
25
16
2
30
19
4
30
20
14
3
4
24
25
216
23
193
Формы
аттестации и
контроля
концерты
открытый
урок
Учебно-тематический план
IV год обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
1
Вводное
занятие
«Классический
танец».
Инструктаж
по
технике
безопасности
Экзерсис у палки: движения по
I, II,IV,
V позициям ног.
Полуповороты от палки и к
палке
Экзерсис на середине зала.
Позы I и II arabesques носком в
пол, на 45* и на demi-plie
Allegro. Прыжки:
Changement
de
pieds
с
окончанием в epaulement.
Pas echappe с окончанием в
epaulement, pas assemble с
остановкой.
Вращения:
Tour
chaines,
подготовка к tour endedans
Танцевальные движения по
диагонали:
Pas balance с продвижением и в
повороте, pas de bourse с
переменой ног.
Сценический бег и сценическая
форма pas debasque.
Вальсовая дорожка в повороте
по кругу
Балетная
гимнастика
и
стретчинг: упражнения для
развития «шага», выворотности
и гибкости, для укрепления
подъема стопы, мышц спины и
брюшного пресса
Постановочная работа: танец
2
1
1
54
7
47
30
4
26
22
3
19
20
3
17
28
4
24
26
4
22
4
30
30
186
2
3
4
5
6
7
8
Подготовка к аттестациям и 34
контрольным
мероприятиям.
Подготовка и
участие в
концертах и мероприятиях
216
Всего:
Формы
аттестации и
контроля
концерты
и
конкурсы
открытый
экзаменационный
урок
Учебно-тематический план
V год обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
1
Вводное занятие «Классический
танец». Инструктаж по технике
безопасности
Экзерсис у палки на полупальцах:
Bat.frappe на пальцах «крестом»,
bat.soutenus на полупальцах с
маленькими и большими позами
croisee и efface, повороты по V
позиции от палки и к палке, petit
bat.sur le cou-de-pied с акцентом,
rond enl’air endehors и dedans на 90
*
Экзерсис на середине зала.
Позы III и VI arabesques на 90* на
demi-plie
Allegro. Прыжки: double assemble,
pas echappe в IV позиции с
«трамплинчиками»
Танцевальные движения: pas de
bourree с окончанием в epaulement,
balance en tournant, классический
вальсовый шаг, правый и левый
повороты
2
1
1
38
5
33
30
5
25
25
3
23
20
2
18
Балетная гимнастика и стретчинг: 35
упражнения для развития «шага»,
выворотности и гибкости, для
укрепления подъема стопы, мышц
спины и брюшного пресса
Постановочная работа: танец
30
2
32
3
27
4
312
25
121
2
3
4
5
6
7
8
Подготовка к аттестациям и 36
контрольным
мероприятиям.
Подготовка и участие в концертах
и мероприятиях
288
Всего:
Формы
аттестации и
контроля
концерты,
конкурсы
и
фестивали
открытый
экзаменационный
урок
Учебно-методическое обеспечение
Методические разработки:
- «Основные принципы планирования и построения урока классического танца» (раздел
«Классический танец»);
- «Последовательность и методика изучения упражнений у станка»,(раздел «Народно-
сценический танец»);
- «Методические требования к построению комбинаций у станка» (раздел «Народно-
сценический танец»).
Приложения к программе «Экзерсис на пальцах».
Приложение к программе по интегрированному обучению «Развитие артистизма у детей
на занятиях хореографией».
Учебно-наглядные пособия: стенд «Наша жизнь».
Методическое обеспечение
Важными условиями эффективной работы хореографа по данной программе
являются:
четкая организация каждого занятия;
строгая последовательность в наращивании сложности упражнений, подаваемого
материала;
пристальное внимание к физическому сложению и психике каждого ребенка;
постоянное закрепление полученных навыков;
тщательный отбор музыкального сопровождения урока.
Список литературы
1.
Базарова, Н. П. Классический танец / Н.П. Базарова. - Ленинград: Искусство, 1975. –
192 с.
Барышникова, Т. К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. – СПб.: Респекс, 1996.
– 256 с.
3.
Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - Ленинград:
Искусство, 1980. – 212 с.
4.
Венгер Л. А. Педагогика особенностей / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1973. – 117
с.
5.
Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Академия, 1997. –
1136 с.
6.
Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды / А.Л. Галин. –
Новосибирск: Издательство НГУ, 1989. – 228 с.
7.
Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский. —
М.: Искусство, 1976. - 363 с.
8.
Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
9.
Дубкова С. И. Блистательный мир балета / С.И. Дубкова. – М.: Белый город, 2007. –
480 с.
10. Жемчугова Л. В. Психодиагностика познавательной сферы и психических состояний
и свойств детей / Л.В. Жемчугова. - Екатеринбург: Слово, 1997. – 134 с.
11. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р.В. Захаров. - М.:
Искусство, 1983. – 237 с.
12. Зацепина К. С. Народно-сценический танец / К.С. Зацепина, А.А. Климов и др. - М.:
Искусство, 1976. – 225 с.
13. Костровицкая В.А. Школа классического танца / В.А. Костровицкая,
А. Е.
Писарев. - Ленинград: Искусство, 1968. – 266 с.
14. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. – М.: Знание,
1987. – 79 с.
15. Светлов В.Я. Современный балет / В.Я.Светлов. – М.: Локид, 2010. – 134 с.
16. Худеков С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 309 с.
17. Чистякова М. И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение, 2000. – 160
с.
18. Шамова Т. И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М.
Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2002. – 384 с.
19. Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней.
– М.: Издательство НЦСиМО, 2000. – 320 с.
2.