Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Балетная студия Возраст обучающихся: 5 - 18 лет Срок реализации: 5 лет Автор-составитель: Круговых Галина Валентиновна, педагог дополнительного образования Ильина Лариса Николаевна, концертмейстер Первоуральск 2022 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Балетная студия» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»; 7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 13.Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ. Программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, при необходимости допускается корректировка форм и содержания занятий, временем освоения материала конкретной учебной темы, адаптированной к условиям работы в рамках общеобразовательного учреждения. При её составлении использовались: 1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983. 2. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии. – СПб.: Респекс, 1996. 3. Балетные либретто: Краткое изложение содержания балетов. – М.: Музыка, 2002. 4. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. - М: 1997. 5. Васильева Т.И. Балетная осанка: Методическое пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств Лтд., 1993. 6. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980. Хореография занимает важное место в культурной жизни общества. Занятия танцами имеют большую популярность у детей и подростков, так как хореография воспитывает культуру движений, развивает физические качества человека, артистичность и музыкальность занимающихся. Хореография - это один из жанров многогранного искусства. Понятие «Хореография» включает в себя всё, что относится к искусству танца классического, народного, историкобытового, современного. Направленность программы – художественная. Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в том, что в течение одного урока все направления хореографии плавно перетекают из одного в другое, т.е. каждый урок по своей сути эклектичен. Вид программы - модифицированная комплексная программа. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Балетная студия» состоит в том, что она не только дает воспитанникам коллектива практические умения и навыки, создает опыт творческой деятельности, но и формирует интерес к народному хореографическому творчеству и традициям. Бережно сохранять и представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей. Классический танец, как учебная дисциплина является фундаментом в обучении хореографии, располагая огромным арсеналом технических приёмов и выразительных средств. Система движений классического танца дисциплинирует тело исполнителя, способствует развитию и усовершенствованию факторов, необходимых для занятий хореографией: правильной осанки, выворотности ног, "балетного шага", подъёма и эластичности стопы, гибкости тела, прыжка, координации движений, музыкальноритмической координации. Дисциплина "Классический танец" является фундаментом для освоения всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочного аппарата, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Классический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его предназначение. «Ритмопластика» - дисциплина предназначенная для детей младшего школьного возраста. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально - тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. Важной частью в подготовке учеников, отточенности, слаженности движений, является репетиционная работа, закрепление полученных знаний и навыков и шлифовка техники исполнения новых хореографических номеров, танцевальной лексики. Процесс формирования коллектива начинается с первых занятий и включает знакомство с традициями коллектива, творческие встречи с выпускниками, педагогами, мастер-классы, концертные программы, творческие отчеты, участие детей с показательными выступлениями перед родителями, ветеранами, на традиционных праздниках, в образовательных учреждениях района и города, на фестивалях и конкурсах; продолжается в творческих поездках для обмена опытом с другими хореографическими коллективами. Основная цель программы: способствовать формированию творческой, компетентной в области хореографии личности, посредством обучения основным хореографическим элементам и понятиям. Кадровое и материально-техническое обеспечение программы Кадровое обеспечение: Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами: • обладает специальным высшим хореографическим, педагогическим образованием; • владеет навыками и приѐмами организации занятий по хореографии; • знает физиологию и психологию детского возраста; • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся; • умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся; • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. Концертмейстер обладает специальным музыкальным образованием владеет импровизацией Техническое и материальное обеспечение: Наличие хореографического зала со специальным напольным покрытием, зеркалами, станками; Фортепиано; Гаджеты; Задачи: Обучающие: • • • • познакомить с историей народного танцевального искусства; выработать навыки пластики, танца, сценического движения, актерского мастерства; научить сценическому воплощению в танце художественного образа; научить исполнению элементов классического танца. Развивающие: • • • • • развить физические способности, выносливость; развить творческое мышление и воображение; развить внимание, память, музыкальные способности; развить познавательный интерес к танцевальному искусству; развить художественно-эстетический вкус. Воспитательные: воспитать устойчивый интерес к народной культуре, ее духовным и нравственным корням; • воспитать бережное отношение к результатам труда и чувство ответственности за общее дело у каждого участника коллектива, толерантность; • воспитать грамотного исполнителя и хранителя народных танцевальных традиций; • воспитать стремление к высоким исполнительским результатам и повышению профессионального мастерства. • • Сроки реализации программы Программа рассчитана на 5 лет обучения 1 год обучения –72 часа; 2 год обучения – 144 часа; 3 год обучения – 216 часа; 4 год обучения – 216 часов; 5год обучения – 288 часов. Адресат программы. Программа курса рассчитана для детей и подросток с5 до 18 лет. Состав группы 10-15 человек. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуальные, групповые, подгрупповые. Групповые занятия (теоретические и практические) по утвержденному расписанию . Воспитательные мероприятия (по плану работы объединения и отдела). Выступления (по плану работы отдела и учреждения). Режим занятий: 1 год обучения 2 раза в неделю по 1 академическому часу (1 час- 35 мин) 2 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 35 мин) 3 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 40 мин) 4 год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 40 мин) 5 год обучения 4 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 45 мин) Организационно-педагогические основы обучения Программа предназначена для занятий хореографией с детьми и подростками 5-18 лет, не имеющими явных отклонений в физическом и интеллектуальном развитии, получившими разрешение врача на занятия хореографией. Наличие базовой подготовки для новичков не обязательно. Для организации работы объединения формируются группы в составе 8-15 человек. Программа сочетает теоретические сведения, практические тренировочные упражнения и танцевальные движения гимнастики, ритмики и танца, классического, народно-сценического и историко-бытового танца. Теоретические сведения даются непосредственно в процессе обучения и в ходе работы над постановками. Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных особенностей детей. Основные формы учета знаний и умений детей в различные периоды обучения: зачёт по основам знаний в области хореографии; зачет по технике выполнения хореографических упражнений и концертных номеров. Методы обучения: словесные; наглядные - показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения; практические - экзерсис, тренировочные упражнения, этюды и композиции; репродуктивные - (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); самостоятельная творческая работа. Ожидаемые результаты и способы их проверки: В результате освоения учебного материала программы «Балетная студия» обучающиеся приобретут определенные знания, умения и навыки, связанные с деятельностью в области хореографии, в основе которой предусмотрено: После первого года обучения: иметь навыки музыкально-ритмической деятельности; иметь навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо и стройно держаться, свободно двигаться при исполнении танцевальных раs); усвоить подготовительные танцевальные движения; проявить творческие способности; проявлять организованность, самостоятельность. После второго года обучения: иметь музыкальность и пластичность; освоить элементы классической и народной хореографии (одной рукой за палку); выработать силу натянутых ног, «балетного шага»; развить координацию движения; познакомиться с танцами русского, белорусского и прибалтийских народов; развить творческие способности. После третьего года обучения: выработать правильность и чистоту исполнения позиций и поз, движений; усвоить элементы классического танца; усвоить элементы русского, белорусского, украинского танца; - познакомится с хореографической лексикой азиатских танцев; знать название элементов и методику их исполнения; развить творческий потенциал в процессе обучения и в постановочной работе. После четвертого года обучения: усвоить элементы классического танца на полупальцах в экзерсисе у палки; усвоить элементы русского, армянского и грузинского танца; знать название поурочных элементов и методику их исполнения; развить творческий потенциал в процессе обучения и в постановочной работе; знать о сценической культуре; формируется культура поведения на сцене. После пятого года обучения: усвоить элементы классического танца на середине зала малое adagio; владеть основными элементами allegro; уметь пластично и с гибкостью переходить из позы в позу; развить элевацию при исполнении танцевальных комбинаций с большим прыжками в классическом экзерсисе; уметь исполнять не сложные балетные вариации; справляться с более сложными танцевальными комбинациями; сочинять и исполнять несложные русские национальные танцевальные композиции; уметь танцевать народные танцы различного характера; уметь чувствовать характер музыки и в соответствии с этим осознанно и ярко передавать настроение и эмоции; уметь самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение к танцу; сформировать культуру поведения на сцене; активно участвовать в концертно-конкурсных мероприятиях. К концу обучения у обучающихся: сформируются навыки актерского мастерства, умение преподносить себя, танцевать в ансамбле, они будут знать направления и историю народного танцевального искусства; разовьются физические способности, координация движений, пластичность, выносливость, эмоциональная восприимчивость; сформируется художественно-эстетический вкус, восприятие современных направлений в танцах, музыке; будет навык свободно держаться на сцене, исполняя репертуар ансамбля на различных сценических площадках; участники ансамбля станут ответственными и аккуратными, трудолюбивыми и толерантными, проявят себя как сплочённый и сильный коллектив. Педагогический мониторинг развития хореографических способностей направлен на изучение и фиксацию творческих способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития. План мониторинга 1. Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов. 2. Обобщение результатов. 3. Анализ и оценка достигаемых результатов. Результаты отслеживаются путем проведения первичного (входная диагностика), промежуточных и итогового контроля. Первичный контроль проводится до октября (в период набора детей в учебные группы, на протяжении первых занятий с ними). Учебно-тематический план I год обучения № п/п Разделы, темы 1 Вводное занятие классического танца». Инструктаж по технике безопасности Истоки классического танца Пространственное ориентирование Упражнения на середине зала Упражнения одной рукой за палку Танцевальные движения, танцевальный шаг Постановочная работа: танцевальные комбинации на основе польки 2 3 4 5 6 7 Всего: Количество часов Формы аттестации и Всего Теория Практика контроля «Азы 1 1 опрос 2 2 7 1 12 1 1 1 1 2 1 1 6 11 1 28 72 8 64 28 опрос показ показ показ показ Учебно-тематический план II год обучения № п/п Разделы, темы Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие «Школа классического танца». Инструктаж по технике безопасности Упражнения у палки: прыжки Упражнения на середине зала: перегибы корпуса, вращение на месте, прыжки трамплинчики Танцевальные движения: марш, шаг, галоп, подскоки, перескок Экзерсис par terre: растяжка, упражнения для развития выворотности и гибкости, для укрепления подъема стопы, мышц спины и брюшного пресса Постановочная работа: этюды на элементах танцевальных движений и шагов. Танец Подготовка к аттестациям и контрольным мероприятиям. Подготовка и участие в концертах и мероприятиях 2 1 1 7 8 3 3 8 10 6 2 8 11 3 16 22 2 57 16 2 28 144 16 128 2 3 4 5 6 7 Всего: Формы аттестации и контроля открытый урок открытый урок Учебно-тематический план III год обучения № п/п Разделы, темы 1 Вводное «Классический Инструктаж по безопасности Экзерсис у палки по I, II, V позициям ног Экзерсис на середине зала. Прыжки на середине: temps leve soute в epaulement, changement de pieds, pas echappe. Вращение на месте и с продвижением по прямой и диагонали, подготовка к турам chaines Танцевальные движения: pas chasse, pas balance (сценическая форма), вальсовая дорожка. Движения на полупальцах у палки: pas de bourree с переменой ног en dehors, pas de bourree Танцевальные комбинации на основе польки, подскоков, поворотов, вальсовой дорожки и т.д. Балетная гимнастика: упражнения для развития «шага», выворотности и гибкости, для укрепления подъема стопы, мышц спины и брюшного пресса Постановочная работа: танец Подготовка к аттестациям и контрольным мероприятиям. Подготовка и участие в концертах и мероприятиях 2 3 4 5 6 7 8 Всего: Количество часов Всего Теори Практика я занятие 2 1 1 танец». технике 33 3 30 20 3 28 20 3 25 16 2 30 19 4 30 20 14 3 4 24 25 216 23 193 Формы аттестации и контроля концерты открытый урок Учебно-тематический план IV год обучения № п/п Разделы, темы Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие «Классический танец». Инструктаж по технике безопасности Экзерсис у палки: движения по I, II,IV, V позициям ног. Полуповороты от палки и к палке Экзерсис на середине зала. Позы I и II arabesques носком в пол, на 45* и на demi-plie Allegro. Прыжки: Changement de pieds с окончанием в epaulement. Pas echappe с окончанием в epaulement, pas assemble с остановкой. Вращения: Tour chaines, подготовка к tour endedans Танцевальные движения по диагонали: Pas balance с продвижением и в повороте, pas de bourse с переменой ног. Сценический бег и сценическая форма pas debasque. Вальсовая дорожка в повороте по кругу Балетная гимнастика и стретчинг: упражнения для развития «шага», выворотности и гибкости, для укрепления подъема стопы, мышц спины и брюшного пресса Постановочная работа: танец 2 1 1 54 7 47 30 4 26 22 3 19 20 3 17 28 4 24 26 4 22 4 30 30 186 2 3 4 5 6 7 8 Подготовка к аттестациям и 34 контрольным мероприятиям. Подготовка и участие в концертах и мероприятиях 216 Всего: Формы аттестации и контроля концерты и конкурсы открытый экзаменационный урок Учебно-тематический план V год обучения № п/п Разделы, темы Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие «Классический танец». Инструктаж по технике безопасности Экзерсис у палки на полупальцах: Bat.frappe на пальцах «крестом», bat.soutenus на полупальцах с маленькими и большими позами croisee и efface, повороты по V позиции от палки и к палке, petit bat.sur le cou-de-pied с акцентом, rond enl’air endehors и dedans на 90 * Экзерсис на середине зала. Позы III и VI arabesques на 90* на demi-plie Allegro. Прыжки: double assemble, pas echappe в IV позиции с «трамплинчиками» Танцевальные движения: pas de bourree с окончанием в epaulement, balance en tournant, классический вальсовый шаг, правый и левый повороты 2 1 1 38 5 33 30 5 25 25 3 23 20 2 18 Балетная гимнастика и стретчинг: 35 упражнения для развития «шага», выворотности и гибкости, для укрепления подъема стопы, мышц спины и брюшного пресса Постановочная работа: танец 30 2 32 3 27 4 312 25 121 2 3 4 5 6 7 8 Подготовка к аттестациям и 36 контрольным мероприятиям. Подготовка и участие в концертах и мероприятиях 288 Всего: Формы аттестации и контроля концерты, конкурсы и фестивали открытый экзаменационный урок Учебно-методическое обеспечение Методические разработки: - «Основные принципы планирования и построения урока классического танца» (раздел «Классический танец»); - «Последовательность и методика изучения упражнений у станка»,(раздел «Народно- сценический танец»); - «Методические требования к построению комбинаций у станка» (раздел «Народно- сценический танец»). Приложения к программе «Экзерсис на пальцах». Приложение к программе по интегрированному обучению «Развитие артистизма у детей на занятиях хореографией». Учебно-наглядные пособия: стенд «Наша жизнь». Методическое обеспечение Важными условиями эффективной работы хореографа по данной программе являются: четкая организация каждого занятия; строгая последовательность в наращивании сложности упражнений, подаваемого материала; пристальное внимание к физическому сложению и психике каждого ребенка; постоянное закрепление полученных навыков; тщательный отбор музыкального сопровождения урока. Список литературы 1. Базарова, Н. П. Классический танец / Н.П. Базарова. - Ленинград: Искусство, 1975. – 192 с. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. – СПб.: Респекс, 1996. – 256 с. 3. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - Ленинград: Искусство, 1980. – 212 с. 4. Венгер Л. А. Педагогика особенностей / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1973. – 117 с. 5. Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Академия, 1997. – 1136 с. 6. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды / А.Л. Галин. – Новосибирск: Издательство НГУ, 1989. – 228 с. 7. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / К.Я. Голейзовский. — М.: Искусство, 1976. - 363 с. 8. Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с. 9. Дубкова С. И. Блистательный мир балета / С.И. Дубкова. – М.: Белый город, 2007. – 480 с. 10. Жемчугова Л. В. Психодиагностика познавательной сферы и психических состояний и свойств детей / Л.В. Жемчугова. - Екатеринбург: Слово, 1997. – 134 с. 11. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р.В. Захаров. - М.: Искусство, 1983. – 237 с. 12. Зацепина К. С. Народно-сценический танец / К.С. Зацепина, А.А. Климов и др. - М.: Искусство, 1976. – 225 с. 13. Костровицкая В.А. Школа классического танца / В.А. Костровицкая, А. Е. Писарев. - Ленинград: Искусство, 1968. – 266 с. 14. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. – М.: Знание, 1987. – 79 с. 15. Светлов В.Я. Современный балет / В.Я.Светлов. – М.: Локид, 2010. – 134 с. 16. Худеков С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. – М.: Эксмо, 2009. – 309 с. 17. Чистякова М. И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение, 2000. – 160 с. 18. Шамова Т. И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2002. – 384 с. 19. Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Издательство НЦСиМО, 2000. – 320 с. 2.