Изобразительная деятельность

Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр развития детей и молодежи
Принята на заседании
методического совета
от «_______» __________________2022г.
Протокол № _______________________

Утверждаю:
Директор ПМАОУ ДО ЦРДМ
________________ /Евдокимова
А.В./
Приказ
№____от____________2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Изобразительная деятельность. Обучение детей рисованию с использованием
нетрадиционных техник»
Возраст обучающихся: 6 - 13 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Новикова Мария Андреевна,
педагог дополнительного образования

Первоуральск 2022

Пояснительная записка
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети
не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире,
входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная
самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими – то
правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок
дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе
те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку
чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим
уголкам.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на
развитие художественно- эстетического вкуса, художественных способностей и
склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального
восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира
искусства,

формированию

стремления

к

воссозданию

чувственного

образа

воспринимаемого мира.
Изобразительное и декоративно – прикладное искусство – одно из наиболее
ярких, эффектных и продуктивных сторон деятельности творческих натур. Занятия
изобразительным

и

декоративным

искусством

предоставляют

неиссякаемые

возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом
возрастном уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная
творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты – все это
воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Изобразительная и декоративная деятельность интересна и увлекательна в любом
возрасте. Она позволяет отобразить, передать свои впечатления об окружающем мире.
Процесс передачи впечатлений с помощью карандаша, красок и других
художественных материалов вызывает у ребенка чувство радости и душевного
равновесия.
2

Программа является стимулом развития таких способностей, как: память,
цветоощущение, восприятие формы, наблюдательность, воображение, сопереживание.
Призвана познакомить с различными художественными техниками, приемами,
материалами, повысить эстетический уровень ребенка, привить любовь к творчеству.
Процесс усвоения программного материала происходит не только по принципу от
простого к сложному, но и путем смены занятий, их разнообразия.
Художественное образование помогает в самоопределении, способствует
реализации сил и знаний, которые они получают на занятиях, а главное – помогает
удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал,
адаптироваться в современном обществе, организовывать свое свободное время. А
также помогает детям старшего возраста в определении дальнейшего профильного
обучения.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Изобразительная деятельность. Обучение детей рисованию с использованием
нетрадиционных

техник»

разработана

в

соответствии

с

нормативными

и

законодательными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
3

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196«;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
образовательной

деятельности

с

использованием

сетевых

форм

организации
реализации

образовательных программ».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации

адаптированных

способствующих

дополнительных

социально-психологической

общеобразовательных
реабилитации,

программ,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования

детей

Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
13. Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ.
4

Направленность программы – художественная.
Уровень освоения программы – стартовый, базовый, продвинутый.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе рисования у
обучающихся

развиваются

не

только

художественные

способности,

но

и

коммуникативные навыки. Использование традиционных и нетрадиционных техник
рисования

позволяет

обучающимся

чувствовать

себя

раскованнее,

смелее,

непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Занятия не носят форму «изучения и обучения». Обучающиеся осваивают
художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через
ненавязчивое

привлечение

к

процессу

рисования.

Занятия

превращаются

в

созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного
изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс
художника.
Отличительная особенность и новизна программы состоит в том, что она
адаптирована для дополнительного образования обучающихся, расширена по тематике,
углублена по содержанию, обогащена современными игровыми приемами.
Учебный план включает изучение новых нетрадиционных художественных техник
для развития творческого воображения через восприятие и рисунок. Программа
позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования
таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к
сверстникам, способность работать в группе.
Благодаря данной программе обучающиеся приобретают знания о традиционных и
нетрадиционных видах живописи, выдающихся художниках, красоте окружающего
мира, умения и навыки декоративно – прикладного искусства.
Новизна программы. В программе реализуется деятельностно-практический
подход к обучению, направленный на формирование специальных предметных умений
и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства
с технологией, математикой, черчением, литературой, театром, музыкой.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта
в процессе восприятия окружающего мира, формированию компетенции осуществлять
универсальные действия. В процессе освоения программы у обучающихся развиваются
не только художественные способности, но и усидчивость и трудолюбие, повышается
5

культурный уровень, формируется эстетический вкус. В сотворчестве с педагогом,
ребенок получает радость от общения и совместной деятельности с ним. Важно
поддерживать у ребенка радость открытия нового. Тогда у него возникает состояние
душевной приподнятости, удивления собственным возможностям, чувство гордости за
результаты своего труда.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте от 6 до 13 лет
и рассчитана на 3 год обучения. Наполняемость групп 10 – 15 человек.
Набор ребят в группы введется свободно, т. е. по желанию детей и на основании
заявлений родителей (законных представителей).
Для

более

качественного

обучения

необходимо

знать

психологические

особенности воспитанников этих возрастных групп.
Возрастные особенности:
6-13 лет – это возраст относительно спокойного и равномерного физического
развития. Основной, ведущей деятельностью является учение, важнейшей обязанностью
– обязанность учиться, приобретать знания. Младшие школьники отличаются остротой
и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший
школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым
днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Следующая особенность
восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с
действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с
практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то
делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать
его.
Характерная особенность обучающихся – ярко выраженная эмоциональность
восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается
на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и
управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится
более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного
наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся. Основная
из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования
внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.
Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой
6

мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное
внимание.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это
совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее
воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой,
рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более
правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как
создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений
прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Объем и срок освоения программы. Объем программы – 576 часов.
Программа рассчитана на 3 года обучения: 1 год обучения: 144 часа в год, 2 год
обучения: 216 часов в год, 3 год обучения: 216 часов в год.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа разноуровневая – стартовый, базовый продвинутый уровень. Содержание и
материалы организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями
сложности. Программа реализуется с применение дистанционных образовательных
технологий в режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения.
Формы занятий.
Применяются разнообразные типы и формы занятий - вводное, практическое,
повторение, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные, то есть
соединение в себе различных методов и видов деятельности (познавательная, игровая и
другие), занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-конкурс, занятие –путешествие и др.
Некоторые занятия

проходят в форме самостоятельной

работы

(постановки

натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество.
Основные принципы творческой деятельности:
-

творчества (воспитание и развитие художественных способностей детей);

-

научности (знания о форме, цвете, композиции и др.);

-

доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

-

поэтапности (последовательность обучения);

-

динамичности (от простого к сложному);

-

сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов

изображения,
материала);
7

-

выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

-

сотрудничества (совместная работа в группах, с родителями);
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход,

информационно-коммуникационная

технология,

личностно-ориентированного

обучения, проектная, развивающего обучения, исследовательская (проблемного
обучения),

гуманно-личностная,

коллективной

творческой

деятельности,

обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают
непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления,
переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все
полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением,
формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Индивидуальный подход в работе создает благоприятные возможности и условия
для

творческого

развития

ребенка.

Занятия

изобразительным

искусством

совершенствуют органы чувств, развивают у детей умение наблюдать, анализировать,
запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это
особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую
психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные
культуры, подавляющие ребенка как «личность».
Цель программы: развитие творческих способностей, обучающихся средствами
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственноэстетических качеств личности.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с жанрами изобразительного искусства и изучение народных
промыслов;
- овладение основами художественной грамоты;
- обучение навыкам рисования и владение различными техниками изобразительной
деятельности;
- обучение навыкам лепки различными материалами;
8

- приобретение опыта работы в различных техниках художественно-творческой
деятельности, с использованием различных материалов;
- формирование организационно – управленческих умений и навыков (планировать
свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое
рабочее место).
Развивающие:
- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
- навыков работы с художественными материалами;
- моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.
Воспитательные:
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; аккуратности;
- воспитание гражданских и духовно-нравственных качеств.
Данная программа является целостным интегрированным курсом, который
включает в себя основные виды искусства: живопись, рисунок, композиция, графика,
лепка, декоративно – прикладное искусство.

9

Ожидаемый результат:
В конце 1-года обучения должны знать:
- цвета цветового спектра, названия основных и составных цветов и элементарные
правила их смешивания;
- основные понятия (портрет, палитра, пейзаж, натюрморт и т.п.);
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- графические и живописные техники изображения; уметь:
- пользоваться вспомогательными средствами для рисования;
- рисовать гуашью, пастелью, карандашом;
- лепить из пластилина, из глины, соленого теста;
- название материалов, инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные
краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета, их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
- рисование предметов с натуры и по представлению, передавая характерные
особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
- основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги).
В конце 2-го года обучения должны знать:
- контрасты цвета;
- гармонию цвета;
- азы композиции (статика, движение);
- пропорции плоскостных и объёмных предметов;
- народные промыслы;
- основные работы с бумагой, технику квиллинга;
- основные пропорции человеческой фигуры;
- последовательность изображения животных;
- основные законы пейзажа и натюрморта;
10

Обучающиеся должны уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной
композиции;
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- работать с натуры;
- работать в определенной гамме;
- рисовать гуашью, пастелью, углем, карандашами, акварелью;
- лепить из пластики, глины;
- поэтапно выполнять пейзаж и натюрморт;
- работать в технике граттажа;
- владеть кистью, карандашом, мелками;
- доводить работу от эскиза до композиции;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
- работать с бумагой в технике объемной пластики;
В конце 3-го года обучения должны знать:
- композиции и правильном построении рисунка (о равновесии листа, о главном и
второстепенном, о пропорциях, о плоскости и объёме);
- о тоне и цвете;
- о гармоничном сочетании цветов в композиции;
- о выявлении объёма с помощью штриховки и светотени;
- о пропорциях фигуры и лица человека;
- о «лепке» объёма с помощью правильного наложения мазков в зависимости от
техники письма (гуашь или акварель).
Обучающиеся должны уметь:
- определять жанр произведения;
- правильный выбор формата листа и удачная компоновка рисунка на нём;
- правильно изображать пропорции предмета;
- использовать разные наклоны штриха для получения объёмных или плоских
форм;
- применять линейную и воздушную перспективу в рисунке и построении
интерьера комнаты;
- смешивать краски для создания разных цветовых оттенков и правильно
накладывать их на бумагу;
11

- создавать гармоничную цветовую гамму;
- изображать человека согласно пропорциям.
Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Изобразительное

и

декоративно-прикладное искусство» ежегодно обновляется с учетом развития науки,
техники, культуры, экономики, технологией и социальной сферы.

12

Учебно-тематический план
1 год обучения
№

Название разделов

Количество часов

пп

всего

теория

практика

Формы
аттестации

1

Введение в программу

4

2

2

Беседа

2

Изобразительные

12

5

7

Выставка,

материалы

просмотр

и

обсуждение
работ
3

Пейзаж

18

9

9

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
4

Тематические работы

20

2

18

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
5

Анималистический жанр

20

10

10

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога
13

и

обсуждение
работ
6

Аппликация

18

9

9

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
7

Лепка

20

4

16

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
8

Нетрадиционные техники 16

8

8

рисования

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
9

Итоговые работы

14

0

14

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога
14

и

обсуждение
работ
10

Итоговое

занятие. 2

1

1

Выставка работ
Итого:

Итоговая
выставка

144

50

15

94

Учебно-тематический план
2 года обучения
№

Название разделов

Количество часов

пп

всего

1

Введение в программу

2

Выразительные средства 24

3

теория

6

практика

Формы
аттестации

2

4

Беседа

8

16

Выставка,

живописных материалов,

просмотр

приёмы работы с ними

обсуждение

(акварель, гуашь, акрил?)

работ

Выразительные средства 27

9

18

и

Выставка

графических материалов

работ;

(цветные

выполнение

карандаши,

фломастеры,

тушь,

работы

восковые мелки)

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
4

Основы композиции

30

10

20

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
5

Тематические работы

33

9

24

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога
16

и

обсуждение
работ
6

Декоративное искусство

42

14

28

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
7

Лепка

30

5

25

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
8

Итоговые работы

21

0

21

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога
обсуждение
работ
9

Итоговое

занятие. 3

1

2

Выставка работ
Итого:

Итоговая
выставка

216

58

17

158

и

Учебно-тематический план
3 год обучения
№

Название разделов

Количество часов

пп

всего

теория

практика

Формы
аттестации

1

Введение в программу

6

2

4

Беседа

2

Основы рисунка

30

8

22

Выставка,
просмотр

и

обсуждение
работ
3

Основы живописи

40

9

33

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
4

Декоративная работа

36

10

25

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
5

Композиция

33

7

28

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога
18

и

обсуждение
работ
6

Прикладная
Открытка,

графика. 32

6

18

поздравление,

работ;

шрифт.
Связь

Выставка
выполнение

с

рисунком,

работы

композицией, живописью.

по

заданию
педагога

и

обсуждение
работ
7

Итоговые работы

36

6

36

Выставка
работ;
выполнение
работы

по

заданию
педагога
обсуждение
работ
8

Итоговое

занятие. 3

1

2

Выставка работ
Итого:

Итоговая
выставка

216

48

19

168

и

Содержание учебного - тематического плана
1 год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности обучения.
Теория: цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом обучения.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Теория: техника безопасности в изостудии при работе с красками и другими
художественными материалами. Техника безопасности при работе с инструментами
(ножницы, стеки). Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами

и

оборудованием.

Показ

иллюстраций,

творческих

работ

по

изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Раздел 2. Изобразительные материалы
Тема 2.1. Краски. Цветоведение. Смешение красок
Теория: знакомство с различными приемами работы с красками, с богатой
красочной палитрой. Цветовые оттенки основных цветов, получение составных цветов
путем смешивания.
Практика: работа с красками. Выполнение заданий: «радужная улитка» путем
смешения основных цветов в красках.
Тема 2.2. Понятие теплых и холодных цветов
Теория: деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов
(ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады)
Понятия хроматических и ахроматических цветов.
Практика: работа с красками упражнение на зрительную и ассоциативную
память. Выполнение заданий: «волшебное дерево» теплыми и холодными цветами в
красках.
Тема 2.3. Кисти
Теория: знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей:
жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за
кистями. Изучение живописных выразительных средств и приемов, создающих
максимально выразительную форму в работе с красками. Понятие различных видов
мазков, полученных при разном нажиме на кисть: рисование кончиком кисти «штрихдождик», «звёздочка», кистью плашмя, примакивание «кирпичик», «волна», тычком.
20

Задача: развить умение использовать разнообразие живописных приемов в работе.
Практика: работа с красками и кистями. Выполнение заданий: «Что умеет
кисточка» (упражнения).
Тема 2.4. Кисти
Теория: закрепление пройденного материала: живописные выразительные
средства и приемы, создающие максимально выразительную форму в работе с красками.
Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть.
Практика: работа с красками и кистями. Выполнение заданий: «жарптица» с
использованием различных приемов работы по-сырому, мазками, линиями.
Тема 2.5. Карандаши цветные
Теория:

изучение

графических

выразительных

приемов,

создающих

максимально выразительную форму в работе с карандашами.
Задача: развивать умение использовать разнообразие графических приемов в работе.
Практика: Работа с цветными карандашами. Выполнение различных приемов
штриховки: проведение различных линий - прямых, волнистых, колючих и т.д.
цветными карандашами. Выполнение заданий: «Хамелеон» цветными карандашами.
Тема 2.6. Карандаши простые
Теория: изучение свойств карандашей разной твердости (в простом карандаше).
Выполнение различных приемов штриховки. Работа с пятном «Характер пятен».
Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в
рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный
инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества
точек, сеточек или других элементов. Точка. Способы получения точки на бумаге:
лёгкое касание карандаша, с нажимом. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и
маленькие, круглые и сложной формы.
Практика: работа с простыми карандашами. Выполнение заданий: «город»
простыми карандашами различной мягкости.
Раздел 3. Пейзаж
Теория: знакомство с понятием пейзаж. Основные правила рисования пейзажа.
Просмотр иллюстраций с природой в осенний период. Просмотр и обсуждение картин
художников – пейзажистов.

21

Практика: поэтапное выполнение пейзажей в цвете по памяти и представлению.
«Золотая осень» Монотипия, «После дождя» Метод тычка, «Кто живет в лесу» (ёж)
Кляксография, «Ночной лес» Пастель/ восковые мелки.
Материал: акварель, гуашь, восковые мелки.
Раздел 4. Тематический рисунок
Теория: понятие тематического рисунка. Обсуждение вариантов работ на
зимнюю тематику. Разговор о персонажах, ассоциирующихся с зимой. Просмотр
иллюстраций природы зимой. Обсуждение состояния зимней природы.
Практика: выполнение работ в разных техниках на заданную тематику.
Изготовление объемных игрушек из цветной бумаги. «Зимняя ветка» свеча (восковые
мелки), акварель, «Танец снежинок» трафареты, набрызг, «Наша ёлочка» гуашь, «Дед
Мороз» гуашь, «Ледяная избушка» Цветная бумага, гуашь, «Олененок» объемная
игрушка из цветной бумаги.
Материал: восковые карандаши, гуашь, акварель, цветная бумага, клей.
Раздел 5. Анималистический жанр
Теория: понятие Анимализм.

Беседа о животных.

Знакомство с

анималистическим жанром. Обсуждение форм и цвета животных. Рассмотрение
иллюстраций сказок, в которых герои животные. Поэтапное рисование животных.
Практика: поэтапное выполнение рисунков животных в смешанных техниках.
Мое любимое животное, Барашек, Енот, Мышка, Лисичка, Лев, Медведь, Лягушкаквакушка.
Материал: гуашь, акварель, пластилин, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.
Раздел 6. Аппликация
Теория: знакомство с понятием аппликация. Изучение правил составления
композиции. Просмотр работ, выполненных в технике, аппликация. Вырезание из
бумаги геометрических фигур. Учимся сгибать бумагу гармошкой. Составление и
сборка аппликации из подготовленных деталей.
Практика: «Цветочная полянка», «Зимний город», «Первые цветы», (на
акварельном фоне).
Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.
Раздел 7. Лепка
Теория: знакомство с понятием скульптура, знакомство с различными
материалами для лепки - пластилин, соленое тесто, глина.
22

Изучение равномерно

наносить пластилин на поверхность.
Практика: «Я и пластилин», объемная скульптурка животного, «Улитка»
рельеф на картоне, «Панда» лепка жгутами из пластилина на картоне, «Ёжик в листиках»
рельеф на картоне из пластилина, «Солнце и луна» рельеф из соленого теста,
декоративное панно «Ягодки».
Материал: пластилин, картон, стеки, соленое тесто.
Раздел 8. Нетрадиционные техники рисования
Теория: знакомство с нетрадиционного техника рисования: кляксография,
рисование мыльными пузырями, печать, рисование нитями, рисование с помощью
трафаретов.
Практика: Применение нетрадиционных техник в рисунке. «Фантастический
мир», «Павлин», «Мыльные пузыри» «Рисуем нитью», «Рисунок по трафаретам».
Материалы: гуашь, акварель, нити разной текстуры, трафареты, соль, пена.
Раздел 9. Итоговые работы
Тема.

Художественные

материалы.

Пейзаж.

Тематический

рисунок.

Анималистический жанр. Аппликация. Лепка. Нетрадиционные техники.
Теория: Закрепление пройденного материала за год.
Практика: Выполнение заданий самостоятельно.
Материал. Материал выбирается в соответствии с темой.
Проведение итоговых занятий. Подведение итогов полугодия, года. Выставка
работ обучающихся. Награждение отличившихся воспитанников.

23

Содержание учебного-тематического плана
2 год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности обучения.
Теория: цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом обучения.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. С чего нужно учиться рисовать
Теория: техника безопасности в изостудии при работе с красками и другими
художественными материалами. Техника безопасности при работе с инструментами
(ножницы, стеки). Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами

и

оборудованием.

Показ

иллюстраций,

творческих

работ

по

изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Практика: Разработка и выполнение логотипа изостудии.
Материалы: любые, на выбор обучающихся.
Раздел 2. Выразительные средства живописных материалов, приёмы работы
с ними.
Теория: живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Свойства красок.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными
приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге
(вливания цвета в цвет).
Экспериментирование

в

работе

с

акварелью

(снятие

краски

губкой,

использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Особенности

гуаши:

плотность,

густая

консистенция,

возможность

использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания,
возможность получения разнообразных спецэффектов.
Практика: выполнение работ в различных акварельных и гуашевых техниках.
Раздел 3. Выразительные средства графических материалов
Теория:

разнообразие

выразительных

средств

графических

материалов.

Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов и приёмы
работы с ними.
Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка.
Цветные карандаши.
24

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков
цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью.
Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование
непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью
по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами.
Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж –
процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование
различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практика: Выполнение работ в различных графических техниках с
применением различных материалов и их сочетаний.
Раздел 4. Основы композиции
Теория: понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная
композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических
композиций.
Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника.
Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер
сказочных героев.
Практика: выполнение заданий: Что такое композиция «Новогоднее окно».
Формат, правильная компоновка предмета на листе, «Пингвин». «Тигренок»
уравновешенность.

«Олень»

компоновка

фрагмента

предмета

на

листе.

Композиционный центр (доминанта) «Медведь и пчелы». Статика, динамика
«Журавли».

Взаимосвязь и целостность «Декоративный натюрморт». Симметрия,

асимметрия, ритм. «Иллюстрация к сказке», контрасты, нюансы.
Раздел 5. Тематические работы
Теория: понятие тематического рисунка. Работы, выполненные по заданной
тематике в различных материалах.
Практика: Выполнение работ в разных техниках на заданную тематику.
Раздел 6. Декоративное искусство
25

Теория: декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего
школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного
мышления, творческой импровизации ребёнка.
Симметрия.
Понятие

симметрии

и

асимметрии

на

примерах

природных

форм.

Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной
фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей
прорисовкой деталей.
Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности
художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление,
двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с
лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская
игрушка и др.).
Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные
узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и
многообразие узоров.
Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и
создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения
(растительные и геометрические орнаменты).
Особенности русских народных промыслов.
Любимые персонажи народного творчества (Конь, Птица счастья, Древо жизни).
Практика:

выполнение

работ

в

разных

техниках

декоративного

и

изобразительного искусства.
Раздел 7. Лепка
Теория: продолжаем знакомство с понятием скульптура, знакомство с
различными материалами для лепки - пластилин, соленое тесто, глина. Применение
различных способов лепки.
26

Практика: выполнение работ в различных техниках с применением
разнообразных пластических материалов.
Раздел 8. Итоговые работы
Темы. Свойства живописных материалов, свойства графических материалов,
основы композиции, тематические работы, декоративное искусство, лепка.
Теория: Закрепление пройденного материала за год.
Практика: Выполнение заданий самостоятельно.
Материал. Материал выбирается в соответствии с темой.
Проведение итоговых занятий. Подведение итогов полугодия, года. Выставка
работ обучающихся.

27

Содержание учебного-тематического плана
3 год обучения
Раздел 1. Введение в программу
Теория: цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом обучения.
Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Техника безопасности в
изостудии при работе с красками и другими художественными материалами. Техника
безопасности при работе с инструментами (ножницы, стеки). Организация рабочего
места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Основы рисунка
Теория: Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности.
Пропорции. Пропорции – соотношение частей по величине. «Зарисовки
предметов быта»
Плоскостное и объёмное изображение. Плоскостное или объёмное изображение
предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями
и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть
плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). «Геометрический
коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».
Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с
натуры. Рисование по памяти. «Зарисовки предметов».
Линейная перспектива.
Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке
на линии горизонта. «Моя улица», «Дорога уходит вдаль». Воздушная светотональная
перспектива.
Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).
«Утро в лесу», «У горного озера».
Практика: Выполнение работ в разных техниках по пройденному материалу.
Раздел 3. Основы живописи
Теория: свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель,
гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные
сочетания в природе. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры
несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
28

Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Деления
цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как
степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой
или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при
добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски
цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практика: Выполнение работ в разных техниках по пройденному материалу.
упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное
солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». Творческая работа –
иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
Раздел 4. Декоративная работа
Теория: декоративное рисование и возможности развития абстрактного
мышления, творческой импровизации ребёнка.
Выполнение работ по стилизации. Декоративные узоры. Выразительные
возможности и многообразие узоров.
Орнаменты.
Особенности русских народных промыслов.
Практика: Выполнение работ в разных техниках по пройденному материалу.
«Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».
Раздел 5. Композиция
Теория: повторение и закрепление пройденного материала прошлого года.
Основные правила композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и
горизонтальный формат листа).
Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница
между небом и землей.
Композиционный центр. Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно
может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для
передачи движения в композиции.
Практика: Выполнение работ в разных техниках по пройденному материалу.
29

Раздел 6. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Теория: что такое открытка, виды открыток. Оформление поздравления,
шрифты. Связь прикладной графики с рисунком, композицией, живописью.
Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного. Использование
аппликации, орнаментики.
Практика: Выполнение работ в разных техниках по пройденному материалу.
Свободный выбор техники и материалов.
Раздел 7. Итоговые работы
Темы. Основы рисунка, основы живописи, декоративная работа, композиция,
прикладная графика.
Теория: Закрепление пройденного материала за год.
Практика: Выполнение заданий самостоятельно.
Материал. Материал выбирается в соответствии с темой.
Проведение итоговых занятий. Подведение итогов полугодия, года. Выставка
работ обучающихся. Награждение отличившихся воспитанников.

30

Планируемые результаты
Личностные
обучающихся,

результаты отражаются

которые

они

должны

в

индивидуальных

преобразовать

в

качествах

процессе

освоения

общеразвивающей программы изостудии:


осознавать роль художественного искусства в жизни людей;



эмоционально «проживать» красоту художественных произведений,

выражать свои эмоции;


понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;



высказывать своё отношение к художественным произведениям, к

творчеству своих товарищей, своему творчеству.


осознавать роль художественной культуры в жизни людей;



эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать

свои эмоции;


понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;



обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний

других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих
товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения,
применение художественных терминов);


эмоциональность;

умение осознавать и определять (называть)

свои

эмоции;


эмпатия

–

умение осознавать и определять эмоции

других

людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;


чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность,

художественных

произведений, стремиться к

совершенствованию

собственной

художественной культуры;


любовь и уважение к Отечеству, его культуре;



интерес к художественным произведениям, к ведению диалога с автором,

посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;


интерес к

рисованию,

к

созданию

собственных

рисунков,

художественной форме общения;


интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
31

к

осознание ответственности



за

свое,

выполненное

художественное

произведение.
Метапредметные результаты:
Метапредметные

результаты характеризуют

уровень

сформулированности

универсальных способностей воспитанников, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
Регулятивные:


определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;



учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом;
учиться работать по предложенному руководителем плану определять и



формулировать цель деятельности с помощью руководителя;


самостоятельно формулировать тему и цели занятия;



составлять план решения учебной проблемы совместно с руководителем;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;
в



диалоге

с

руководителем

вырабатывать

критерии

оценки

и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные:


находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;



делать выводы в результате совместной работы класса и руководителя;



преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью

художественных образов передавать различные эмоции.


другую:

перерабатывать и преобразовывать информацию
составлять

план

последовательности

работы

произведением;


осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения;

32

из
над

одной

формы

в

художественным

Коммуникативные:


оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне

рассказа, художественного изображения);


понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать

художник своим произведением;


слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций

с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;


учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя);


договариваться со сверстниками совместно с руководителем о правилах

поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;


адекватно использовать художественные средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с
использованием терминологии художника;


высказывать и обосновывать свою точку зрения;



слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;


договариваться и

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности;


задавать вопросы, находить ответы.

Предметные результаты:
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в изостудии
проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной
33

деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства
(в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным
традициям своего и других народов;
в

коммуникативной

сфере -

способность

высказывать

суждения

о

художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты
художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Предметные результаты характеризуют опыт воспитанников в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
программы:


сформированность первоначальных

представлений

о

роли

изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;


овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и

оценке произведений искусства;


овладение элементарными практическими умениями и навыками в

различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании);


знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,

графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной
(народных и прикладные виды искусства);


понимание образной природы искусства;



эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира



применение художественных умений, знаний и представлений в процессе

выполнения художественно-творческих работ;


умение обсуждать и анализировать произведения искусства;



способность

использовать в

художественно-творческой

различные художественные материалы и художественные техники;
34

дельности



способность

передавать в

художественно-творческой

деятельности

характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;


умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту

природы различных регионов нашей страны;


умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов

мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;


изображение в

творческих

работах

особенностей

художественной

культуры разных (знакомых по занятиям) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций;
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных
и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у воспитанников развиваются
творческие начала.

35

Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1. Неуверенное обращение 1. Знает предназначения, 1.
с

знает

художественным но неуверенно пользуется инструменты

материалом.
Неумение

краски
нужного

для

пластилином, для

смешивать бумагой.
получения 2.

и

работы,

В

ими

процессе 2. Более свободно рисует,
лепит, вырезает по эталону.

из творческой работы часто Самостоятельно применяет

вырезать обращается за помощью к умения

ножницами

умеет

пользоваться.

слепить самостоятельной

фигуру

пластилина,
бумагу

глиной,

цвета,

простую

все

Путает инструментами, красками, художественные материалы

инструменты.
2.

Хорошо

по педагогу

и

выполнении

заданному контуру

образца

36

навыки
работы

при
с

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия

проводятся

в

достаточно

просторном,

хорошо

освещенном,

проветриваемом помещении. У каждого ребенка есть свое рабочее место (стол, стул,
мольберт). Необходимые инструменты (карандаши, кисти и др.) и художественный
материал (краски, бумага, пластилин и т.п.)

доступны каждому ребенку. Однако

ножницы выдаются детям только в случае необходимости, предварительно напомнив им
правила техники безопасности.

Другие предметы, имеющие режущие или колющие

части, представляющие малейшую опасность для здоровья детей, находятся в
недоступном для обучающихся месте и предназначаются только для работы педагога.
Так как на занятиях предусмотрена работа в разных техниках и с различными
материалами, то особое внимание уделяется технике безопасности.
В

кабинете

изостудии

имеется

достаточное

количество

объяснительно-

иллюстративного материала: (альбомы, открытки, иллюстрации, гипсовые формы,
натюрмортный фонд, а также лучшие работы прошлых лет), журналы «Юный
художник», краски, карандаши, кисти, бумага.
В ЦРДМ имеются стеллажи и витрины для организации выставок, для хранения
литературы и художественных материалов;
На электронных носителях есть презентации по жанрам изобразительного и
декоративно-прикладного искусства.
Информационное обеспечение
Работа студии освещается в интернет источниках: сообщество в социальной сети
ВКонтакте (Изостудия «Цветные ладошки»).
Методическое обеспечение программы
Для обеспечения обучающихся необходимой информацией для восприятия и
осмысления на занятиях используются информационно-сообщающие методы: рассказ,
беседа, объяснение. Активно используется на занятиях демонстрация. В целях
закрепления материала проводятся повторительно-обобщающие беседы и практическая
работа. При рисовании с натуры используется метод наблюдения. Основным методом
обучения, при формировании обучающихся умений и навыков, является упражнение.
37

Для проверки знаний, умений и навыков используется устный опрос, практические
самостоятельные работы.
Программа

предусматривает

различные

формы

работы:

фронтальную

и

индивидуальную. При фронтальной форме учебный материал подается всему
коллективу обучающихся. При индивидуальной – оказывается помощь каждому
ребенку в конкретном задании, при этом педагог не уменьшает активность ребенка, а
содействует выработке навыков самостоятельной работы.
В зависимости от решения учебных задач занятия проводятся следующих типов:
- занятия по приобретению новых знаний (обучающимся сообщают теоретические
сведения. Занятия такого типа начинают изучение новых тем);
- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность
ребенка под руководством педагога);
- занятия по повторению (определяют качество усвоения материала и овладение
умениями и навыками. Занятие является заключительным по теме);
- занятия по проверке знаний, умений, навыков (тестовые работы);
- комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).
Формы аттестации
Процесс обучения предусматривает следующие виды аттестации:
-мониторинг образованности обучающихся (входной, итоговый);
-текущую и промежуточную аттестацию.
- входной (проводится в начале обучения: определяет уровень первичных знаний и
способностей ребенка). Проводится в виде тестов и беседы;
- текущий (проводится на каждом занятии: просмотр творческих работ обучающихся,
коллективное обсуждение результатов занятия);
- промежуточный (проводится по окончанию изучения отдельных тем и по итогам
полугодия). Результаты проверяются в течение каждого занятия на индивидуальном
осмотре выполненной работы, в коллективном обсуждении выполненных работ с
определением удач и ошибок, установление причин неудач и нахождение путей их
исправления. По итогам полугодия промежуточная аттестация проводится в виде
выставок, просмотров и обсуждения работ. В течении года, обучающиеся участвуют в
различных выставках и фестивалях. Совместно с родителями проводятся мастер-классы
38

по различным видам декоративно-прикладного искусства. В качестве результатов
промежуточной аттестации могут быть зачтены изделия или результаты участия в
творческих конкурсах.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации доводятся до
сведения родителей. Программа имеет вариативный характер и может корректироваться
с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Содержание учебного
материала доступно детям, исходит из имеющихся у них знаний, опирается на
жизненный опыт детей, но в то же время материал является достаточно сложным. Если
содержание учебного материала не требует работы по его осмыслению и усвоению, то
оно не будет удовлетворять потребности результативности образовательного уровня
обучающихся в кружке, педагогом проводится мониторинг.
- итоговый (проводится в конце учебного года и определяет уровень усвоения
программы) в виде итоговых выставок, самостоятельных работ, тестовых заданий.
Работа в студии организуется так, чтобы создавалась творческая обстановка. Ученик
должен иметь возможность иногда оторваться от процесса, чтобы оценить свою работу,
увидеть ее недостатки, посоветоваться с товарищем или с руководителем. Очень важно
подмечать каждый удачный шаг в работе ребенка и демонстрировать всем кружковцам.
Это способствует созданию творческой атмосферы и мотивирует дальнейшую
деятельность.
В результате реализации программы должен быть достигнут определенный
уровень овладения детьми изобразительной грамоты. Дети должны научиться
обращаться с материалами и инструментами изобразительного и декоративноприкладного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах
и жанрах искусства.
Заключительным итогом является участие обучающихся в течении года в
различных городских, областных выставках и фестивалях. Занятия, предложенные в
программе, позволяют раскрыть

творческие способности детей, позволяют им

раскрепоститься, стать добрее, общительнее.

39

Список литературы для педагога
1. Авсиян. О.А. «Натура и рисование по представлению», Москва,
«Изобразительное искусство», 1985г.;
http://library.lgaki.info:404/85.15%20%20%20%20%20%20%20%20%20Графика/А
всиян%20О.%20А.Натура%20и%20рисование%20pdf.pdf
2. Айзенбарт Б. «Полный курс акварели», Москва, «Внешсигма», 1999г.
3. Базанова М.Д. «Пленэр», Москва, «Изобразительное искусство», 1994г.
4. Блейк В. «Как начать рисовать», Минск, «Попурри», 2000г.
5. Воловик А.Ф. «Человечек на стене», Научно-художественная литература, М.,
«Детское издательство», 1973г.
6. Горбенко А.А. «Акварельная живопись для архитекторов», Киев, 1982г.
7. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства», М., «Просвещение», 1991г.
8. Журналы «Юный художник»;
https://www.sites.google.com/site/zurnalysssr/home/unyj-hudoznik/-unyj-hudoznikza-1979-god
9. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», М., «Владос», 2006г.;
https://tdhsh.irk.muzkult.ru/media/2020/01/15/1251777188/Logvinenko_Dekorativnay
a_kompoziciya.pdf
10. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе»,М., «Академия» 1999г.;
https://vk.com/doc1082715_245795538?hash=spVi8npExlyICx7bXksX76YhrgNhQZ
AWLJHfD7eYxzz&dl=slY5lnauT15lMwJNzUts3eZwzauqg6uLKjCpt6dd2Vg
11. Шерретт П. «Китайский рисунок кисть», Арт-родник, 2010г.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Айзенбарт Б. «Полный курс акварели», Москва, «Внешсигма», 1999г.
2. Блейк В. «Как начать рисовать», Минск, «Попурри», 2000г.
3. Воловик А.Ф. «Человечек на стене», Научно-художественная литература, М.,
«Детское издательство», 1973г.
4. Сокольникова Н.М. Учебник для обучающихся 5-8 классов, 4 тома, Обнинск,
«Титул», 1998г.;
40

https://pokrov.ekb.muzkult.ru/media/2018/12/10/1211848651/N.M.Sokolnikova_Osno
vy_kompozicii_5-8_kl._razd.1.pdf
5. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», М., «Владос», 2006г.;
https://tdhsh.irk.muzkult.ru/media/2020/01/15/1251777188/Logvinenko_Dekorativnay
a_kompoziciya.pdf
6. Пузанова Н. «В городе тысячи радуг», Алма-Ата, 1990г.
7. Шерретт П. «Китайский рисунок кисть», Арт-родник, 2010г.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».