1 Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорный кружок «Истоки» (далее программа) составлена в соответствии с нормативными документами федерального уровня: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); 3. Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11); 4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196; 6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 8. Письмом Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29.03.2016 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 9. Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Регионального уровня: 10. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 11. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; 12. Приказом от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году»; 13 Уставом ПМАОУ ДО Центр детского творчества г. Первоуральск. 2 Направленность программы - художественная Актуальность программы обусловлена: - острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности, - потребностью культурной преемственности в воспитании толерантности к культуре и традициям народов России через познание культуры народов Урала. Фольклор — это коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Его можно назвать источником и фундаментом национальной культуры, народной мудрости и духовного богатства. Современная педагогика одной из основных задач в области образования и воспитания подрастающего поколения ставит целью его приобщение к народным традициям, национальной творческой культуре, главным образом, к фольклору. Желательно, чтобы такая работа начиналась с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются умения, навыки и способности. Опыт педагогической деятельности в данном направлении показывает, что фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Сохранение физического и нравственного здоровья ребёнка всегда было безусловной целью народной педагогики. Поэтому обращение к традиционной культуре является необходимым условием выживания нации и имеет глубокие психологопедагогические, социальные, экологические основания, так как это является средством воспитания человека: идейно-эстетического, нравственного, патриотического. Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа, а также творческое переосмысление сформировавшихся традиций в новых условиях, и создание нового. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Изучение и освоение культурного наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний и практического опыта, накопленного за время исторического развития русским народом, подрастающему поколению. В таких условиях образовательная система, понимаемая не узко ведомственно, а как система интеграции, как взаимосвязанная иерархическая цепочка дошкольных, школьных и внешкольных учреждений, станет действительно выполнять свои прямые функции передача культурного наследия от поколения к поколению. При этом необходимо отчетливо осознавать: не культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу исторического и социокультурного наследия народа от поколения к поколению. Ценностная ориентация человека неразрывно связана с культурой своего народа, воплотившей идеалы и верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Дополнительная общеразвивающая программа по фольклору реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народа, приобщения обучающихся к культурным и нравственным ценностям, создания необходимых условий для реализации их творческих способностей и задатков, вовлечения в активную деятельность. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры. 3 Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению организовать свое свободное время. Программа реализуется с применение дистанционных образовательных технологий в режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения. Новизна Система образования в России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства. Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании», где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Программа реализуется с применение дистанционных образовательных технологий в режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения. Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения конструктивно мыслящей личности, допускающей множество истин, уважающей взгляды и позиции другого, можно решить через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как части общечеловеческой культуры. Адрес программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорный кружок «Истоки»» разработана для детей 6-16 лет, не владеющий специальной музыкальной подготовкой и знаниями в области народного художественного творчества. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 6 лет обучения, продолжительностью 936 часов. На освоение стартового уровня отводится 72 часа, базового уровня – 216 часов, продвинутого уровня – 648 часа. Режим занятий: группы стартового, базового, продвинутого уровней занимаются в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20. Стартовый уровень Занятия 1-ого года обучения проходят 2 раза в неделю по 35 минут. Базовый уровень Занятия 2-ого года обучения проводятся 1 раз в неделю по 1часу 20 минут, 3-его года обучения - 2 раза в неделю по 1 часу 20 минут каждое. Продвинутый уровень. Занятия 4, 5, 6 годов обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа 15 минут каждое. Цель - приобщение детей к традиционной народной культуре через создание условий для развития творческой, нравственно устойчивой, духовно богатой личности с образным мышлением и целостным восприятием. Задачи программы: образовательные: Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале. 4 познакомить с народным православным календарем как разумным, размеренным, здоровым способом существования во времени; познакомить с важными годовыми христианскими праздниками, глубоким духовным их смыслом; обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте; знакомить с различными видами изобразительной и декоративной деятельности, символикой древних орнаментальных мотивов в русской народной вышивке, в изделиях ДПИ; развивающие: развивать образное мышление, творческие, сценические, хореографические способности, навыки импровизации обучающихся; развивать музыкальные способности (вокальный слух и певческий голос) любого ребёнка, независимо от его природных данных; сформировать познавательный интерес к традиционному наследию народа, к природе. развивать эмоциональную сферу личности ребёнка, управленческих и коммуникативных способностей. воспитательные: формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к своему народу и к искусству разных народов; формировать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. формировать художественный вкус детей, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление. научить эффективно организовывать свой досуг с помощью народных игр. Ценность традиционной народной культуры заключается в том, что являясь предметом, материалом изучения, она воспитывает, создает целостное мировоззрение, дает систему эстетических ценностей по трём основным вечным вопросам человеческой жизни: «Человек и его взаимоотношения с природой»; «Человек и его семья»; «Человек и история его народа». Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределяется и основной материал данного курса. Это: - календарно-обрядовая культура; - семейно-обрядовая культура; - культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа, процесс становления национального характера. Программа курса складывается на единой смысловой основе, объединяющей ряд дисциплин: краеведение, природоведение, пение, хореография, русский язык и литература, трудовое обучение и физическое воспитание, основы христианской культуры и история, занятие прикладным творчеством. Поэтому в данной программе обеспечиваются два ведущих принципов современного образования – принцип интеграции и принципа последовательного и органичного вживания в систему отобранных веками культурных ценностей. Программа способствует вовлечению детей в процесс изучения фольклорного наследия русского народа, погружению в культуру родного края, практически знакомит обучающихся с широким жанровым разнообразием музыкально-поэтического детского 5 фольклора, инструментальной музыки, народной хореографии, открывает школьникам разнообразие и красоту народных игр и хороводов, мир традиционной игрушки. Кроме того, программа предоставляет возможность каждому школьнику в ходе коллективной работы полностью раскрыть свои творческие способности, закрепить полученные навыки и умения в активном проживании народных праздников совместно с родителями и педагогами, в концертной деятельности. Приобретённый опыт и совместное переживание детей и взрослых становятся базой для поддержания традиций в семье. Этапы реализации программы: Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Фольклорный кружок «ИСТОКИ»» можно условно разделить на три этапа, каждый из которых последовательно дополняет друг друга. Стартовый 1-й год обучения — ознакомительный (подготовительная гр. ДОУ и 1-е классы) – этап «вхождения» в народное искусство, первого теоретического и практического знакомства с ним. На этом этапе формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалов народного творчества, потешного фольклора (считалки, скороговорки, загадки, пальчиковые игры, сказки, народные подвижные игры). Данные занятия помогают детям погрузиться в стихию родного языка, дают основы музыкального развития, воспитывают чувство ритма, развивают интонацию, а также поэтические и коммуникативные способности. Вместе с овладением родным языком у детей воспитывается понимание национальной принадлежности. Базовый: 2-й и 3-й год обучения (2-3 кл.)– развитие и закрепление полученных знаний, направлен на глубокое изучение православного земледельческого календаря и интенсивное освоение фольклорных традиций. Основательно и углублённо изучается манера народного исполнения: - изучаются диалектные особенности исполнения, единая манера звукообразования, - мягкая атака звука как основной прием «вхождения» в звук, - ровное, не обрывистое звуковедение. На основном этапе обучения даются уроки народной хореографии, при глубоком изучении которых, ребята смогут ставить различные несложные «разводки», подстановки для хороводных и плясовых песен. Так же прививаются навыки сценического театрального мастерства. Большое внимание на основном этапе уделяется дикции и артикуляции, т.е. разучиваются скороговорки, выполняются различные артикуляционные упражнения. Продвинутый: 4-й – 6-й год обучения – творческая активность (4 - 7 классы) - совершенствуются театральные, хореографические, вокально-хоровые навыки как в ансамбле, так и индивидуально. Прививается стойкий интерес к устному и песенному творчеству, к декоративно-прикладному искусству, повышается общий уровень культурного развития в целом. Итогом завершающего этапа является участие в концертной деятельности на разных уровнях. Предполагаемые результаты реализации программы: Первый год обучения: формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалов устного народного творчества, потешного фольклора. Расширяется кругозор, словарный запас, развиваются речь, память, коммуникативные навыки, воспитывается уважение к семейным ценностям и реликвиям. Развивается умение петь в унисон, так как детский народный хор – это унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое и метроритмичное слияние голосов. 6 Второй год обучения: воспитание бережного отношения к природе, нравственноэстетических качеств личности через изучение народного земледельческого календаря. Развиваются любознательность, внимательность, речевая интонация, навыки выразительного интонирования, хореографические и театральные способности. В центре внимания элементы драматургии в народных играх, сказках, песнях. Приобретается навыки «разыгрывания» простейших композиций из песен, народного театра. Активизируется коллективные и индивидуальные формы исполнения песен. Третий год обучения: формируется познавательный интерес к традиционному наследию народа через знакомство с русским эпосом, духовными стихами, легендами. Расширяется круг знаний о календарных обрядах и песенных жанрах обрядового фольклора. Инновационной практикой в программе являются обрядовые и игровые песни. Развивается коллективные и индивидуальные формы исполнения, расширяется голосовой диапазон вверх и вниз. Четвертый год обучения: воспитанники знакомятся с художественной выразительностью изделий ДПИ, разнообразием различных материалов и способов их художественной обработки. Формируется познавательный интерес к традиционным народным промыслам и ремеслам. Проявляются способности в различных видах творческой деятельности (исполнительство, творчество, рисование и изготовление игрушек, поделок из разного материала, слушание и музыкально-образовательная деятельность). Развивается подвижность голоса. Особое внимание уделяется двухголосному пению. Пятый и шестой год обучения: Инновационная деятельность заключается в введении в содержание программы семейных обрядов. В центре внимания – поэтический строй русский народных песен: яркость и конкретность художественных образов. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительной деятельности. Комплекс организационно-педагогических условий. Занятия по фольклору предусматривают использование форм в различных сочетаниях. - Это традиционные формы занятий (такие как: учебное академическое занятие, на природе, практическое прикладное занятие, видео просмотр, аудио прослушивание, самостоятельная работа); - нетрадиционные формы:(занятия-фантазии, занятия-соревнования, занятие - ролевая игра, встреча, вечерка, экскурсия, презентация, театральное действо, чаепитие, подготовка и проведение праздников). - электронное обучение (или онлайн-обучение) на момент карантина (видео мастер классы, онлайн-презентации, видео лекции, индивидуальные консультации по электронной почте или по технологии ICQ, WhatsApp с учетом индивидуальных особенностей учащихся, виртуальные выставки и концерты с демонстрацией фото и видео материала выполненных практических заданий). Все это объясняет и предусматривает использование и сочетание разных форм работы: коллективные, групповые и индивидуальные занятия, Чат-занятия, сводные репетиции. Это позволяет в течение длительного времени осваивать с детьми одну тему с разных точек зрения и с помощью разнообразных видов деятельности. 7 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения 1 № п/п Темы Теория Практи ка Общее количест во часов 1 Вводное занятие. Экскурсия в краеведческом музее. Народные игры Игры подвижные, ролевые, с попевкой, с элементами театра, с предметами и т.д. Умение быть в центре. Народная хореография Танец хороводный, парный. Индивидуальная хореография 1 - 1 Беседа. 1 10 11 Викторина «Отгадай игру по попевке или правилам», Наблюдение. 1 5 6 Малые жанры устного фольклора. Пальчиковые игры Считалки. Скороговорки. Загадки. Докучные сказки Потешки Сказки О животных бытовые волшебные. 1 7 8 1 6 8 Попевки. потешки под балалайку, колыбельные календарные заклички Дом. Семья. Домострой. 1 7 8 1 9 10 Традиционные народные праздники. Покров. Осенние посиделки; Рождество Христова, Рождественские колядки; Масленица; Сорок сороков. Закликание жаворонков; Пасха Красная. ДПИ Традиционная народная игрушка. Поделки из разного природного материала. Итого: 1 10 11 2 8 10 Выступления на праздниках. Наблюдение, диагностика сформированности танцевальных навыков Выступление на празднике «Осенние посиделки" Беседа, опрос Диагностика речевых особенностей и актёрских навыков Беседа, опрос. Тестирование, разгадывание кроссвордов. Конкурс рисунков. Квест «Волшебные предметы» Календарные праздники Диагностика речевых навыков. Беседа, опрос, дидактические игры, кроссворды. Творческ. работы обучающихся Проверочная работатест «Праздники». Дидактические игры «Зимующие и перелетные птицы». Участие в народных календарных праздниках Выставки 10 62 72 2 3 4 5 6 7 8 9 Формы контроля 8 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Вводное занятие. Чем мы будем заниматься? Как жили наши бабушки? Разные времена года - разные занятия. Будни и праздники. Практика: Беседа ТЕМА 2. Народные игры. Правила. Ведущий и игроки. Расчет. Разные способы выбора голевого. Смена ролей. Практика: Игры подвижные («Корзиночки», «Бабка Ёжка», «Коршун», «Гуси»); с попевкой («Селезень», «Заинька», «У дяди Трифона»); ролевые с элементами театра; с предметами («Шибиряловка», «Горелки», «Городки»); командами («Ткачиха») и т.д. Умение быть в центре («Растяпа», «Шла коза», «Алей»). ТЕМА 3. Народная хореография. Ритм. Поведение в танце. Движение по кругу, «восьмерке», «змейке». Шаг. Положение корпуса. Практика: Танец хороводный (коллективный), парный. Индивидуальная хореография («Во саду ли, в огороде», «Барыня»). ТЕМА 4. Малые жанры устного фольклора. Докучные сказки: психологические упражнения, ролевые этюды. Загадки: гимнастика ума, развитие образного мышления, Практика: Пальчиковые игры: развитие пальцевой моторики, координации в соответствии с речевым, музыкальным ритмом. Разучивание считалок: развитие памяти, координации, ритма, упражнения в грамматике, лексике родного языка. Самостоятельное придумывание загадок, считалок. Скороговорки: развитие ритма, дикции, артикуляции. Потешки: разучивание наизусть, работа над выразительностью речи, дикцией, интонацией. Театральное инсценирование в костюмах. Работа над актёрскими способностями. ТЕМА 5. Сказки. О животных, волшебные. Иллюстрирование. Практика: Самостоятельное рассказывание. Разгадывание кроссвордов, викторин, участие в сказочном квесте «Волшебные предметы». ТЕМА 6. Попевки. Потешки под балалайку. Развитие дикции, внимания, слуха, ритма, разучивание с дополнительными движениями. Колыбельные: разучивание, укладывание куклы. Несколько напевов, текстов. Календарные: простейшие заклички насекомым, птицам, солнцу, дождю, радуге, колядки. Практика: Самостоятельное, сочинение. Умение петь вместе и индивидуально. 'ТЕМА 7. Дом. Семья. Домострой. Улица. Народ. Занятия восточных славян, традиционная одежда, пища, жилище. Русский человек в произведениях устного народного творчества (песни, былины, сказки) Практика: дидактические игры «Пословицы и поговори о семье», их анализ. Разгадывание кроссвордов. Участие в народных играх «Коршун», «Гуси-Гуси», «Охотник», творческие работы, рисунки. ТЕМА 8. Традиционные народные праздники. Знакомство с историей, духовным смыслом и народными традициями праздников Покров; Рождество Христова, Рождественские колядки; Масленица; Сорок сороков. Закликание жаворонков; Пасха Красная. Подготовка к его проживанию вместе с родителями. Практика: Разучивание колядок, закличек, песенок, обрядовых действий. Подготовка костюмов. Участие в праздничных посиделках совместно с родителями, театральных действиях и игрищах. Колядование. Дидактические игры «Перелетные и зимующие птицы». Изготовление поздравительных открыток к Рождеству Христову и Пасхе Красной. ТЕМА 8. ДПИ. Традиционная народная игрушка. Знакомство с технологией изготовления простейших игрушек из разного природного материала. Практика: Изготовление Ангела к Рождеству из бумаги и ткани; куклы из мачала; птиц и животных леса из бумаги, жаворонков из теста. Самостоятельное творчество «Осенний лес». 9 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения 1 № п/п Темы Теория Практика Общее количест во часов Формы контроля 1 Народный земледельческий календарь. Названия месяцев, памятные дни, приметы, поверья. Традиционные народные праздники 3 6 9 1 10 11 3 Народная хореография 2 10 12 4 Малые жанры устного фольклора. Считалки, скороговорки, загадки, докучные сказки. Народный театр. 1 7 8 5 Сказки. 1 6 7 6 Народные игры 10 10 7 4 2 6 8 Жанры, исполняемые в пост. Старины, духовные стихи ДПИ Беседа, дидактические игры, тест «Народный земледельческий календарь» Участие в народных праздниках: Покровская ярмарка, Масленица, Сороки. Закликание жаворонков, и т.п. театрально-игровая программа для детей ДОУ и ОУ города «У Рождеств. ёлки» Выступления на праздниках, конкурсах. Наблюдения. Диагностика сформированности танцевальн. навыков Выступление на празднике «Покровская ярмарка". Беседа, опрос Диагностика речевых особен-ей и актёрских навыков. Проверочная работа, конкурс рисунков. Диагностика сформированности коммуник. навыков Беседы, опрос 2 6 8 Выставки 9 Итоговое занятие. 1 1 Контрольный устный зачет по жанрам, играм. 58 72 2 Итого: 14 10 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Народный земледельческий календарь. Названия месяцев славянского календаря. Связь с занятиями, состояниями природы. Памятные дни (библейские истории или жизнь православного святого, например, Преподобный Сергий Радонежский). Приметы погоды на урожай, на качество времени года, поверья, приуроченные к различным датам. Занятия в памятные дни. Практика: Беседа ТЕМА 2. Традиционные народные праздники. Смыслы крупных календарных праздников, праздников церковных, широко чтимых в народе (Покров, Рождество, Пасха, Троица). Духовные, календарные, бытовые смыслы; занятия, приуроченные к данному празднику, бытовое исполнение праздника. Практика: Подготовка и проживание праздника (со специфической обрядовой кухней, костюмами) с участием родителей. ТЕМА 3. Народная хореография. Ритм. Шаг. Самостоятельное движение в кругу, по кругу. Лидерство в хороводе, танце, повторение фигур, создание самостоятельного рисунка в хороводе на основе известных элементов. Практика: Парный танец. («Марийский», «Чижик», «под Камаринского».) Разница мужских и женских движений, характера в танце. Ориентация, координация в танце. «Ручейки», «спирали», «воротики». ТЕМА 4. Малые жанры устного фольклора. Дальнейшее освоение богатств родного языка. Смена ролей. Умение быть в центре, хозяином обстановки, творцом. Практика: Кричалки скоморохов, соечников, торговцев на ярмарке. Кукольный театр «Петрушка». ТЕМА 5. Сказки. Сказки волшебные. Знакомство с образами, персонажами сказок. Связь мира сказок с природными стихиями. Практика: Беседы об уроках, данных сказками. Иллюстрирование. Рассказывание. Театральная постановка сказки «Рождественский колобок». Работа над характером героев, выразительностью речи. ТЕМА 6. Народные игры. Правила. Смена ролей: из лидера в рядовые и наоборот. Воспитание умения проигрывать и выигрывать. Сочетание в одной игре разных приемов: хоровод по кругу, «воротики», разбивка на команды, меряние силами и т. д. («Золотые ворота», «Ходит свинья», «Жмурки» со звуком). Соревнования по городкам. Практика: Умение разбиваться на пары, тройки, команды. Самостоятельное умение организоваться, начать игру, устранить недоразумение, прекратить или продолжить игру. Применение изученных считалок. Игры с предметами («Пекарь», «Шибиряловка» и др.) ТЕМА 7. Жанры, исполняемые в пост. Духовное понятие поста. Знакомство с былинами, их героями, исполнителями. Знакомство с духовными стихами, притчами, их содержанием, исполнением. Практика. Беседы духовного содержания о добре, дружбе, преданности, милосердии, о значении старин и духовных стихов, с которыми познакомились. ТЕМА 8. ДПИ Значение традиционной народной игрушки в жизни крестьян. Технологии изготовления кукол из текстиля. Практика: Изготовление традиционной народной куклы «Столбушка», «Колокольчик», жаворонков из текстиля и мачала. Рождественский сувенир; Пасхальная открытка. ТЕМА 9. Итоговое занятие. Практика: Контрольный устный зачет по жанрам, играм, праздникам. 11 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 год обучения № п/п Темы Теория 1 Вводное занятие. 1 2 «Сотворение мира». Дохристианская картина мироздания. «Русские веды», «Велесова книга». Изучение мифов. «Краски ярмарки». Традиционные народные праздники. Подготовка к ним. 4 3 Практика Общее количест во часов 1 4 8 12 12 6 6 16 17 12 14 Формы контроля Беседа Беседа, проверочная работатест, дидактические игры, кроссворд Наблюдение, выступление или участие в праздниках. Беседа, опрос 4 Малые жанры устного фольклора. 5 «На златом крыльце сидели». Народные игры. Народная хореография. «Оживший орнамент». 1 «Преданья старины глубокой». Русский эпос Старины, духовные стихи, легенды. Народный театр. Вертепное представление. 4 4 8 2 12 14 Выступление на празднике. Сказки. 2 14 16 10 ДПИ 4 42 46 Беседа Творческая проверочная работа Выставки 11 Итоговое занятие 2 2 124 144 6 7 8 9 Итого: 2 20 Наблюдение Участие в конкурсах, праздничных вечёрках Проверочная работа, конкурс рисунков тест, на знание жанров фольклора, традиционных народн. праздников 12 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Вводное занятие. Чем отличаются друг от друга разные народы? Поведение, внешность, одежда, язык, фольклор. Кто мои прадедушки? Понятие о мифологии. «Утро человечества». ТЕМА 2. «Сотворение мира». Дохристианская картина мироздания. «Русские веды», «Велесова книга». Изучение мифов. «Краски ярмарки». Подготовка к праздникам ТЕМА 3. Праздник - противопоставление будням, привычному порядку. Духовные, календарные, бытовые смыслы праздников. Веселье, яркость, ряженье. Зазывалы. Балаганные сценки. Скоморошины. Практика: Знакомство с духовыми, шумовыми народными инструментами. Сочинение небылиц, частушек. Разучивание и обыгрывание балаганных сценок, скоморошины. ТЕМА 4. Малые жанры устного фольклора. Закрепление речевых навыков, правильного произношения. Увеличение словарного запаса. Развитие памяти, дикции, интонации. Практика: Умение занять себя, сверстников и младших посредством известного устного богатства родного языка и созданием своих малых произведений детского фольклора. ТЕМА 5. Народные игры. Связь с орнаментом, календарем, мифом, хореографией. Утверждение вечных начал, их смена, борьба: рождение - смерть – воскрешение; сон - явь,; день – ночь; добро – зло; сила - слабость; правда - ложь. Практика: Умение занять себя и окружающих известными играми. Знание специфичности использования конкретных игр в тот или иной период календаря. Деление на команды. Соревнования по командам («Шибиряловка», «Городки», «Казаки-разбойники» и др.). ТЕМА 6. Народная хореография. Орнамент в хореографии. Рисунок танца, его смысловое значение. Практика: Парные танцы. Лидерство в танце. Ведущая пара. Умение понимать друг друга без слов. Настроение, характер танца. Игры в танце с' переключением внимания, перестраиванием, сменой партнера. Танцы с игровыми элементами, песенными выкупами, в несколько фигур, («Суп варить», «Чижик»). ТЕМА 7. «Преданья старины глубокой». Русский эпос. Старины, духовные стихи, легенды. Продолжение знакомства с жанрами, бытующими преимущественно в пост. Эпическое начало мира, герои, язык. Появление богатырей - «Рождение богатыря». Мифологичность, сверхъестественная сила «Святогор и тяга земная». Передача эстафеты земным героям - «Святогор и Илья Муромец». Приоритеты крестьянского труда - «Вольга и Микула». Неоднозначность мира, противостояние добра и зла, духовности и материальных приоритетов в духовных стихах, легендах. Практика: Разучивание духовного стиха, зачина старины. Восстановление текста былины по опорным словам. Научиться «сказывать старину» (отрывок) с голоса. ТЕМА 8. Народный театр. Вертепное представление. Рождество Спасителя. Осмысление его прихода в мир. Божественное устроение Вселенной и человека. Практика: Подготовка кукольного зрелища к Рождеству. Выбор сценария. Распределение ролей. Репетиции с колядками. Изготовление костюмов. Репетиции слов, колядок, тропаря, кондака. Кукольный театр «Петрушка», разнообразие сюжетов. ТЕМА 9. Сказки. Волшебные, бытовые. Элементы этнографии, быта, философские смыслы, этикет в сказках. Практика: Иллюстрирование. Рассказывание с неизменными сказочными формулами по структурным составным сюжета. ТЕМА 10. ДПИ. Понятие об орнаменте. Близость орнаментов в вышивке, росписи, архитектуре. Символика орнамента на северных прялках, на полотенцах. Практика: Изготовление Рождественской звезды для колядовщиков. Плетение. Вышивка в старинной технике «Набор», «Роспись», «Крестик». Изготовление традиционной куклы из текстиля ( «Зернушка», «На счастье», «Веснянка», «Вепсская кукла»). Рисование эскиза полотенца. Бисероплетение (браслеты) 13 ТЕМА 11. Итоговое занятие (практическое) на умение станцевать, выучить со сверстниками игру. Контрольное письменное занятие тестового характера по содержанию праздников, на знание жанров фольклора. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРТОВОГО И БАЗОВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ По итогам 3-его года обучения воспитанники должны: знать основные праздники народного, православного календаря, понимать их духовный смысл, уметь участвовать в них; знать некоторые приметы народного календаря, уметь ими пользоваться; знать загадки, пословицы, считалки; знать традиционные народные инструменты, петь под них частушки; использовать заклички; знать особенности традиционной национальной одежды народов Урала, содержащую в орнаментах символическую систему представлений о мире. уметь играть в народные игры не только двигательного плана, но и в ролевые, хороводные, с песнями и т. д.; иметь элементарные вокальные и хореографические навыки (уметь музыкально и темброво интонировать в группе, коллективе, двигаться под инструментальный аккомпанемент индивидуально, в хороводе, с партнером); уметь различать традиционные инструментальные наигрыши («Барыню», «Комаринского», «Подгорную», танцы). владеть жанрами устного фольклора(включая творческое продолжение в развитии этих жанров) в повседневной жизни в зависимости от единичной (занятии досуга, воспитании младшего брата, сестры и пр.) либо повторяющейся ситуации (проживание народного календаря); уметь связать с формированием учебно-исследовательской деятельности (сопоставить и сравнить разные жанры или сюжеты, произведения фольклора родственных славянских народов, классифицировать их, подводить разрозненные явления в народной культуре под понятия, которые в дальнейшем (в идеале) сложатся в систему и составят мировосприятие новой личности; уметь связать с пониманием ситуации общения (понять свою цель, цель собеседника, уметь слушать, понимать и т. д.); мыслить(понимание неоднозначности событий в мире, их разнообразия, но и безусловных начал, основных нравственных категорий: мать, Родина, добро, свет, Бог). 14 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-й год обучения №п /п 1 2 Темы Вводное занятие «Заветные слова-золотые руки, голова» Традиционные народные промыслы и ремесла. Теория Практика 1 6 Общее количест во часов 1 24 30 4 4 26 28 28 28 3 Малые жанры устного фольклора. 4 Народные игры. 5 Традиционные народные праздники. Подготовка к ним. 6 Народная хореография. 2 25 27 7 Народный театр. 2 22 24 8 ДПИ 4 68 72 9 Итоговое занятие 2 2 Итого: 2 17 199 Формы контроля Беседа Беседа, тесты, кроссворды, творческие работы обучающихся, выставки, исследовательские проекты. Тест на знание фигур в городках. Соревнования между группами Наблюдение, выступление или участие в праздниках. Наблюдение Участие в конкурсах, праздничных вечёрках Выступление на праздниках. Выставки тест на знание жанров фольклора, традиционных народн. праздников 216 15 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Вводное занятие. «Заветные слова-золотые руки, голова» Практика: беседа с демонстрацией крестьянских предметов быта и труда. ТЕМА 2. Традиционные народные промыслы и ремесла. История, традиции, особенности, современность. Гончарный промысел. Кузнечное ремесло. Росписи Русского Севера. Северорусские прялки. Хохломские узоры. Городецкая роспись. Гжельская керамика. Загорская и Семеновская матрешки. Урало-сибирская роспись. Вологодское кружево. Щепная птица счастья. Практика: Выполнение эскиза календарного полотенца. Творческие работы обучающихся на заданную тему. Написание исследовательских проектов. ТЕМА 3. Малые жанры устного фольклора. Загадки, пословицы о труде. Весенние заклички. ТЕМА 4. Народные игры. Игры с предметами, по командам. Сюжетно-ролевые игры. Формирование умения входить в образ героя, понимать его интересы и нравственные ценности. Практика: Городки. Совершенствование техники броска биты. Закрепление знаний фигур. Сюжетно-ролевая игра « Двенадцать палочек», «Казаки-разбойники». Самостоятельное принятие решения, создание для задуманного сюжета игровую обстановку. Развитие силы, ловкости, умения выполнять совместные действия. ТЕМА 5. Традиционные народные праздники земледельческого календаря. Праздничная национальная кухня, обрядовые блюда. Практика: проживание больших и малых праздников с длительной индивидуальной и коллективной подготовкой к ним (заготовка овощей и фруктов на зиму, коллективное соление капусты в форме вечерок с родителями, колядование по семьям класса, выезды на природу, ярмарки, базары изделий совместного с родителями творчества) Проведение праздников для детей ДОУ и ОУ города. ТЕМА 6. Народная хореография. Хороводы, танцы кадрили Уральского региона (на основе этнографических записей) Практика: разучивание хороводов «Тетера», «Капустка», кадрили «Восьмера» ТЕМА 7 Народный театр. Рождественский и пасхальные спектакли. Практика: Выбор сценария. Распределение ролей. Разучивание слов. Репетиции. Изготовление костюмов, подготовка реквизита. ТЕМА 8. ДПИ Народная тряпичная кукла. Традиционные свистульки, игрушки из глины. Бисер и стеклярус на Руси. Практика: Изготовление кукол, лепка игрушек, свистулек из глины. Плетение гайтанов из бисера. Вышивка сумочки на пояс, традиционного костюма для кукол. Тема 9. Итоговое занятие. Повторение. Практика: демонстрация своих творческих работ. 16 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-й год обучения №п /п Темы Теория 1 Вводное занятие. 1 2 «Семейное древо». 1 3 Семейные обряды Рождение. Свадьба. Проводы в армию. Похороны. «Отвага в бою, упорство в труде, благонравие в жизни» История казачества. 4 4 Практика Общее количест во часов 1 Беседа 5 6 20 24 Беседа, проверочная работа-тест, дидактические игры, кроссворд Беседа, тесты. Сюжетно-ролевые игры. 6 30 36 5 «Эх, топни, нога!» Народная хореография. 2 20 22 6 7 Народный театр Традиционные народные праздники. Подготовка к ним. 1 1 13 21 14 22 Народные игры. ДПИ Итоговое занятие 1 7 17 65 1 18 72 1 24 192 216 8 9 10 Итого: Формы контроля Тесты. Выступления на конкурсах, фестивалях, праздниках. Защита творческих проектов. Наблюдения. Выступления на праздниках, конкурсах, фестивалях. Наблюдение, выступление или участие в праздниках. Выставки 17 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Введение. Понятия «род», «семья». Семья - звено в цепи рода. Обязанности, взаимоотношения, родственники. Функции семьи - передача традиций, их осмысление, привнесение нового. Отношение к труду, отдыху, семье. Понимание счастья. ТЕМА 2. «Семейное древо». Моя «фамилия», ее составляющие: Понятие о родословной, «семейном древе». Практика: Составление «родословного древа». ТЕМА 3. Семейные обряды. Жизненный круг. Ритмичность жизни. Рождение. Появление в семье нового работника. Крестины. Обереги. «Каша». Основы воспитания. Младенчество. Детство. Отрочество. Свадьба. Соединение двух родов. Основные моменты свадьбы: сваты, сговор, девичник, венчание, пир, хлебины. Проводы в армию. Рекрутчина у крестьян. Воинская повинность у казаков. Защита Родины - основной долг мужчины. Похороны. Дуща и тело. Их разделение. Почетная смерть в бою. Бессмертие души. Обрядовые моменты похорон. Роль полотенца, пояса в обряде. Практика: Разучивание свадебных песен с девочками. Разучивание воинских, рекрутских песен с мальчиками, в т. ч. песни «Черный ворон». Обыгрывание по ролям семейнобытовых сцен. Изготовление текстильных кукол на данную тему. ТЕМА 4 «Отвага в бою, упорство в труде, благонравие в жизни» История казачества. Возникновение казачества. Становление казачьих войск на Дону, Урале, Северном Кавказе, дальних сибирских окраин. Участие казаков в военных действиях и войнах за Отечество в XVIII – нач. XX в. Героизм казаков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Возвращение казаков – некрасовцев на Родину. Практика: Казачьи спортивные игры. Разучивание казачьих песен, танцев. Упражнения в бланкировке шашкой. Написание научно-исследовательских, творческих проектов. Выступления на конкурсах, фестивалях разного уровня. ТЕМА 5. «Эх, топни, нога!» Народная хореография. Хороводы, кадрили Уральского региона. Практика: Разучивание попарных танцев «Заметелица», «Сыртинская кадриль»; женских обрядовых хороводов, танцев, связанных со льном, нитью - с девочками. Разучивание элементов казачьей мужской пляски - с мальчиками. Участие в праздниках, конкурсах, фестивалях разного уровня. ТЕМА 6. Народный театр. Сценки фольклорного театра. Понятие о фольклорном театре. Его особенности, форма представления. Практика: Разучивание отдельных сценок. Выступления на праздниках, фестивалях разного уровня. ТЕМА 7. Традиционные народные праздники. Подготовка к ним. Практика: проживание больших и малых праздников с длительной индивидуальной и коллективной подготовкой к ним. Проведение праздников для горожан. ТЕМА 8. Народные игры. Спортивные казачьи игры. Игры с предметами. Практика: Казачья игра «Гонять кубарь», правила, техника владения ТЕМА 9. ДПИ Традиционная народная кукла. Значение, технология изготовления. Традиционные женские украшения из бисера. Лоскутное шитье. История развития ремесла. Основные законы цветоведения. Технологические способы и приемы Практика: Изготовление кукол из текстиля («Неразлучники», «Семейное древо», «Семиручница», «Мать и дитя», «СемьЯ». Вышивка в старинной технике набор. Бисероплетение (гайтаны, пасхальные яйца), Лоскутное шитье. Подбор цветовых сочетаний ткани по оттенкам цвета времен года. Разработка узора в квадрате. Изготовление сумочки на пояс. ТЕМА 10. Итоговое занятие. 18 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-й год обучения №п /п 1 Темы Вводное занятие. Теория Практика 1 Общее количест во часов 1 2 Дом-модель Вселенной 3 Моя земля 8 4 «Связующая нить» (обряды и обычаи) Уральского региона Песни Великого поста 1 20 21 2 10 12 6 «Отвага в бою, упорство в труде, благонравие в жизни» История казачества. 2 22 24 7 «Эх, топни, нога!» Народная хореография. 1 14 15 8 Фольклорный театр «Лодка» Вечерочная практика 1 14 15 12 12 ДПИ Итоговое занятие 7 65 2 72 2 5 9 10 11 Итого: 2 24 10 12 18 26 192 Формы контроля Беседа Беседа, проверочная работа-тест, дидактические игры, кроссворд Беседа, тесты. Защита научноисследовательских и творческих проектов Беседа. Тест. Дидактические игры. Выступления. Тесты. Выступления на конкурсах, фестивалях, праздниках. Защита творческих проектов. Наблюдения. Выступления на праздниках, конкурсах, фестивалях. Наблюдение, выступление или участие в праздниках. Выставки Письменная зачетная работа тестового характера. Вечерка. 216 19 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Вводная занятие. Беседа. ТЕМА 2. «Дом - модель Вселенной». Строение, архитектура, особенность северных и уральских изб. Их отличие от южных. Практика: Проверочная тестовая работа. ТЕМА 3. «Моя земля». Триединость слова «мир»: 1) окружающее пространство; 2) общество; 3) отсутствие войны. «Родина - среда обитания народа». Топонимия. «Народ общность родов». Ономастика. «Звездное отражение земного порядка». Астрономия. Население Урала. Знакомство с населяющими народами. Образ жизни, одежда. Практика: Проверочная тестовая работа. Научно-исследовательские проекты. ТЕМА 4. «Связующая нить». Обряды, приуроченные к календарному кругу. Практика: ряженье на Святки; Пасхальные катания яиц. У мальчиков: борьба на Масленицу, Дмитриев день; заклички на Егория, плясовой воинский обряд. У девочек; масленичные песни, хороводы; весенние обряды: кумление, завивание березки на Троицу. ТЕМА 5. Песни Великого поста. Предназначение поста. Размышления о смысле жизни в духовных стихах. Осмысление героического прошлого в старинах (былинах). Практика: Разучивание духовных стихов. Разучивание зачина былины. ТЕМА 6. «Отвага в бою, упорство в труде, благонравие в жизни». История казачества. Возрождение казачьих традиций в настоящее время. Практика: Казачьи спортивные игры. Разучивание песен и танцев Оренбургских казаков. Упражнения в бланкировке шашкой. Верховая езда на конях. Написание научноисследовательских, творческих проектов. Выступления на конкурсах, фестивалях разного уровня. ТЕМА 7. «Эх, топни, нога!» Народная хореография. Национальные особенности хореографии народов Урала. Практика: разучивание танцев и кадрилей народов Урала. ТЕМА 8. Фольклорный театр «Лодка». Практика: Распределение ролей. Изготовление костюмов. Разучивание песен. Репетиции. Постановка на сцене. ТЕМА 9. Вечерочная практика. Соединение игр, хороводов, танцев, пляски, театральных сцен в форме вечерки. ТЕМА 10. ДПИ Традиционная народная кукла. Вышивка. Бисероплетение. Роспись яиц к Пасхе. Лоскутное шитье. Ткачество. Практика: Изготовление кукол в национальных костюмах. Вышивка на деталях костюма. Лоскутное шитье. Изготовление декоративного панно. Роспись пасхальных яиц с помощью воска и красок (Писанки) Бисероплетение (гайтаны, пасхальные яйца, картины) ТЕМА 11. Итоговое занятие. Контроль полученных знаний, умений в форме теста и вечерки. Практика: Выполнение письменной зачетной работы тестового характера. Выступления, практическое контрольное задание на вечерке. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ПРОДВИНУТОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ По итогам 6-его года обучения воспитанники должны обладать: 1. Знаниями: - праздников, их смыслов, атрибутов, форм празднования; - теоретическими определениями жанров фольклора (считалки, игры, загадки, заклички, сказки, старины, духовные стихи, легенды и т. п.); - функциональных различий инструментальной музыки (плясовая, ярмарочная...); - народной хореографии (пляска, парный танец, хоровод, кадриль). 20 - традиционных народных промыслов и ремесел, их истории возникновения, особенности декора с символикой древних орнаментальных мотивов. - истории казачества, становления казачьих войск на территории России, героического прошлого в разные периоды истории страны. 2. Умениями: - участвовать в празднике, находить свое место в нем (закличка, народный театр, ряженье, обрядовое действие...); - организовать игру с младшими; - петь народные разнофункциональные песни (колыбельные, календарные, обрядовые, хороводно-игровые, казачьи и т. п.); - пользоваться в быту устными жанрами (потешка, пестушка, загадка, сказка, былина, легенда...); - танцевать простейшие и сложные кадрили, участвовать в коллективном хороводе, парной пляске. - анализировать услышанное, сравнивать, выделять главное и частное, составлять целое. Делать вывод из пройденного, выбирать из многого нужное. - проявлять толерантность к культуре и традициям народов России. 3. Навыками: - приготовления обрядового, праздничного костюма; а также обрядовых яств (рождественские козули, блины, сочни, печения «кресты», «жаворонки», «тетерки», «лестницы», сочиво, куличи, пасхи и т. д.); - изготовления атрибутов праздников (украшение верб, плетение веночков, роспись яиц, рождественских звезд...); трещоток, барабанок. - изготовления традиционной народной игрушки из разного материала, изделий технике лоскутного шитья, из бисера. Календарный учебный график к Дополнительной общеразвивающей программе «Фольклорный кружок «Истоки»» общеобразовательной Начало учебных занятий - 15 сентября. Продолжительность учебного года - 36 учебных недель. Окончание учебного года – 25 мая. Каникулы – нет. Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая. Формы подведения итогов. Формы подведения результатов подбираются в зависимости от содержания обучения. В целях закрепления материала проводятся повторительно-обобщающие беседы и практические работы, соревнования. Для проверки знаний, умений и навыков используются и организуются: 1) устный опрос, тесты, викторины, квесты, мониторинг уровня обучения и личностного развития; 2) постановка и инсценировка сказок и пьесок для свободного просмотра, праздничные тематические вечерки с родителями, народные праздники, спектакли, творческие выступления на конкурсах, фестивалях, культурно-массовых мероприятиях разного уровня, в благотворительных акциях, участие в конкурсах и мастер-классах по ДПИ. Методы и формы контроля при дистанционном обучении: онлайн-тесты, самостоятельные творческие работы, ведение дневника наблюдения, онлайн-презентации, самооценка знаний. Осуществляется обратная связь в режиме реального времени и с обязательным обсуждением (в чатах, при помощи видеосвязи и т.п.) 21 Мониторинг Сформированность предметных знаний и умений учащихся, навыков социального взаимодействия с коллективом определяется посредством проведения мониторинга на различных его этапах и оценивается по 5-ти бальной системе: входная диагностика – сентябрь, итоговая диагностика – май. Полученные результаты отражают эффективность реализации учебной программы, обозначают проблемы образовательной деятельности обучающихся. Для определения качества результативности и анализа уровня развития обучающихся составлены таблицы мониторинга (см. табл. 3), в которых разработаны критерии оценки и методы диагностики. Диагностирование проводится в течение учебного года (в начале и конце) и оценивается по 5-ти бальной системе (от 1 до 5-ти баллов). Результаты заносятся в таблицы диагностики (см. табл. 4). Используемые методы: наблюдение, тестирование, опрос, выступление, участие в выставках. Мониторинг уровня обучения и личностного развития воспитанников творческого объединения «Истоки» Показатели (оцениваемые параметры) I.Теоретическая подготовка воспитанника: 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией Критерии Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Степень выраженности оцениваемого качества -минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); -максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); -минимальный уровень (ребенок, как правило избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); -максимальный уровень (специальные термины употребляет Возможное Методы количество диагностики во баллов 1-2 3-4 Наблюдение , тестировани е, контрольны й опрос 5 1-2 3-4 5 22 II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой ( по основным разделам учебно – тематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения 2.3. Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий осознанно и в полном соответствии с их содержанием). - минимальный уровень ( ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более1/2); -Максимальный уровень( ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.) -Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - Средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога); -Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); -Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); -Репродуктивный уровень (Выполняет в основном задания на основе образца); -Творческий уровень (выполняет 1-2 Контрольно е задание 3-4 5 1-2 3-4 Контрольно е задание 5 1-2 Контрольн ое задание 3-4 5 23 III. Обще учебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно – интеллектуальные умения: Самостоятельность в подборе и анализе литературы практические задания с элементами творчества) -Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); -Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей); - Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 1-2 Анализ 3-4 5 Мониторинг воспитанности обучающихся в творческом объединении «ИСТОКИ» Показатели (оцениваемые параметры) 1.Профессиональ ная воспитанность 1.1. Этика и эстетика выполнения работы и представлени я ее результатов. 1.2. Культура организации своей деятельности Критерии Завершение работы, использование необходимых дополнений Аккуратность в выполнений практической работы, терпение и Степень выраженности оцениваемого качества Возможн ое к-во баллов Минимальный уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца) ; Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения); Максимальный уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения) Минимальный уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные); 1-2 Методы диагностики Наблюдение 3-4 5 1-2 Наблюдение 24 1.3. Уважительно е отношение к профессионал ьной деятельности других. работоспособно Средний уровень сть (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность); Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен). 3-4 Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы 1-2 Минимальный уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников); Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты); Максимальный уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты) 1.4. Адекватность Стремление Минимальный уровень восприятия исправить (не прислушивается к профессионал указанные советам педагога, в ьной оценки ошибки, умение редких случаях своей прислушиваться исправляет ошибки); деятельности к советам Средний уровень и ее педагога (стремится исправить результатов указанные ошибки прислушивается к советам педагога); Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога). 5 Наблюдение 3-4 5 1-2 Наблюдение 3-4 5 25 2. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Коллективная Аккуратность ответственно выполнения сть части коллективной работы 2.2. Умение взаимодейств овать с другими членами коллектива 2.3. Стремление к самореализац ии социально адекватными способами Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы); Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы); Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы) 1-2 Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен); Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен) Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен) 1-2 Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков); Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы) Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых 1-2 Наблюдение 3-4 5 Наблюдение 3-4 5 Наблюдение 3-4 5 26 знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы) Выполняет правила поведения на занятиях 2.4. Соблюдение нравственноэтических норм Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях); Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях). Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях. 1-2 Наблюдение 3-4 5 Учебно-познавательная Память (музыкальная, словесная, двигательная) Средний балл Концертная деятельность Движение в песне Народная хореография Сценическое мастерство Сценические навыки Дикция Дыхание Приёмы народного пения Фамилия, имя Музыкальный слух ции Общ куль турна я Коммуникати вная Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта Владение познания иумениями самопознания совместной деятельности: согласование Средний бал с другими деятельности участниками. Умение вступать в речевое Соблюдение норм общение, участвовать в поведения диалоге. в окружающей среде Соблюдение правил здорового образа жизни Средний бал № Компетен Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания Диагностика уровня развития ключевых компетенций детей Личностн ого совершенствования Ито го Условия реализации программы. Занятия проводятся в достаточно просторном, хорошо освещенном, проветриваемом помещении. Для эффективной реализации и освоения обучающимися программы дополнительного образования создана предметно-развивающая среда кабинета, которая включает следующие зоны: 1. Учебную зону 2. Информационную зону 3. Игровую зону 4. Зону хранения материально-технической базы. В учебной зоне для занятий по ДПИ у каждого ребенка есть свое рабочее место, это стол, и стул. Необходимые инструменты (карандаши, кисти, ножницы, нитки, иголки и др.), художественный материал (ткань, бумага, краски, пластилин и т.п.) доступны каждому ребенку. Однако ножницы выдаются детям только в случае необходимости, предварительно напомнив им правила техники безопасности. Другие предметы, имеющие режущие или колющие части, представляющие малейшую опасность для здоровья детей, находятся в недоступном для учащихся месте и предназначаются только для работы педагога. Так как на занятиях предусмотрена работа в разных техниках и с различными материалами, то особое внимание уделяется технике безопасности. 27 Материально-технические обеспечение: - Компьютер персональный - требуется 1 штука на группу, используется 50% времени реализации программы, а при дистанционном обучении – 100% времени; - Проектор с экраном (мультимедиа) - требуется 1 комплект на группу, используется 50% времени реализации программы; - Музыкальный центр – 1 штука, используется 30% времени реализации программы; Для занятий по ДПИ: - Швейная машинка – 1 штука на группу продвинутого уровня обучения, используется для изучения темы «Лоскутное шитье» - Бумага А4 альбомная - требуется 60 листов формата А4 на группу, используется 25% времени реализации программы; - Бумага для творчества (цветная) - требуется 45 листов формата А4 на группу, используется 20% времени реализации программы. - Картон белый и цветной – 30 листов формата А4 на группу, используется 20% времени реализации программы. - Краски акварельные и гуашь – по 1 набору на человека, используется 25% времени; - Клей ПВА – 10 штук на группу, используется 20% времени реализации программы. - Фломастеры – 5 упаковок на группу, используется 10 % времени реализации программы. - Нитки швейные - требуется 5 катушек на группу, используется 30% времени реализации программы; - Нитки «Мулине» - требуется 10 упаковок на группу, используется 30% времени; - Нитки шерстяные- 4 мотка на группу, используется 15 % времени; - Мочало- 5 упаковок на группу, используется 10% времени реализации программы; - Глина- 10 упаковок на группу для занятий «Гончарный промысел» при изготовлении глиняных игрушек (4 год обучения); - Ткань разноцветная (ситец, бязь) – 5 метров на группу, используется 30% времени; - канва для вышивки- 1,5 метра на группу, используется 30% времени реализации программы; Комплект «Городки» - 3 штуки для всех групп обучения. Используется в осенне- весенний и летний периоды при изучении темы «Народные игры» и организации детского досуга. В один комплект входит: - 4 палки-биты; - 5 городков; - мел. Для рождественских колядок используются: 1) Рождественский вертеп. Для него необходимо: - Куклы на палочке: Ангелы 3 шт., пастухи – 3 шт., волхвы-мудрецы – 3шт., царь Ирод, воин, Рахиль. - двух-ярусная коробка с разрезами для продвижения кукол. 2) Рождественская звезда на палке (из ДВП или тканная). Кукольный театр «Петрушка» Используется при изучении темы «Народный театр», на праздничных гуляниях на Покров и Масленицу. Для него необходимо: - Ширма - Перчаточные куклы: Петрушка; Цыган; Конь; Доктор; Барин; невеста Петрушки; Капрал. Уральский девичий костюм - на 10 девочек. Используется в концертной деятельности, на праздничных вечерках при изучении темы «Традиционный народный костюм». В комплект одного костюма входит: - рубаха бесполиковая длинная; - сарафан круглый; - пояс самотканый; - лента атласная цветная в 1 метр - 3 штуки; 28 - бусы; гайтаны; - сапоги женские народные. Уральский мужской костюм – на 10 мальчиков. Используется в концертной деятельности, на праздничных вечерках, при изучении темы «Традиционный народный костюм» В комплект одного костюма входит: - рубаха; - порты; - пояс самотканый; - сапоги мужские народные; - папаха (для казачьих номеров); - казачья нагайка (для казачьих номеров); Сценические костюмы к празднику Рождества Христово. Используются для рождественских колядок и спектаклей на рождественскую тему в течение всего периода обучения: Волхвы - мудрецы – 3 комплекта. В один комплект входит: - длинная рубаха - туника; - длинный восточный халат; - пояс; - чалма на голову. - сандалии; Ангелы – 6 костюмов белого цвета. В один комплект входит: - длинная рубаха - туника; - плащ- накидка; - Крылья; - чешки Пастухи- 3 костюма. В один комплект входит: - Рубаха, - штаны; - Меховая жилетка; - папаха; - сандалии; - головные уборы. Римский воин – 4 костюма. В один комплект входит: - рубаха-туника до середины бедра белого цвета; - кольчуга или панцирь; - плащ красного цвета; - наголенники и нарукавники; - шлем; - короткий меч ( 40-60 см) или копье; - щит. Небогатая женщина - 2 костюма. В один комплект входит: - длинная рубаха - туника; - пояс; - головное покрывало или платок; - сандалии. Материально-технические обеспечение при дистанционном обучении: Персональный компьютер (ПК), или: ноутбук планшет с Веб камерой и возможностью выхода в интернет, используется 100% времени реализации программы; Смартфон с наличием фотоаппарата (фотоаппарат), используется 100% времени реализации программы ; Видео техника (для съемки видео урока), используется 70% времени реализации программы; выход в интернет, используется 100% времени реализации программы. 29 Список используемой литературы 1.Этнокультурное образование : программнометодический комплект : 1-11 кл. / сост. Н. П. Лабзенко ; Мво общ. и проф. образования Свердл. обл. ; ГОУ ДПО "Инт развития регион. образования Свердл. обл.", ГОУ Центр "Учебная книга". Екатеринбург : Учебная книга, 2003. Стр.110-122 2. Агамова Н.С, Слепцова И.С, Морозов И.А. Народные игры для детей.-М.: ГРЦ РФ,1995. 3. Асов А/И. Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. - М.: Китежград, 1992. 4. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. - М., 1993. 5. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. - М: Советская Россия, 1983. 6. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. - М., 1982. 7. Библиотека русского фольклора. Былины. Сказки. Народный театр. – М: Советская Россия, 1988. 8. Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Обучение основам музыкальной традиции. - М., 1992. 9. Вифлеемская звезда. - Саратов, 1993. 10. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI - XIX веков. - М., 1991. 11. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. Методическое пособие. - М., . 1991.' :V 12. Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. 13. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. (Теоретические очерки). -СПб.,1991. 14. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 т.- М.: Госиздат,1956. 15. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М., 1994. 16. Дети и народная культура. Четвертые Виноградовские чтения. - Новосибирск, 1990. 17. 3а други своя, или Все о казачестве. Иеродиакон Андрей, священник Вячеслав. - М.: Международный фонд славянской письменности и культуры, 1993. 18. Ивлева Л. М. Ряженые в традиционной русской культуре. - С: -Пб.: Российский институт истории искусств, 1994, 19. Жарникова С. В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда, 1991. 20. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М., 1990. 21. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. 22. Искусство в школе. Журнал. 1/1994. 23. Калугин В. И. Герои русского эпоса. - М., 1983. 24. Калугин В. И. Струны рокотаху. Очерки о русском фольклоре. - М., 1989. . 25. Колыбельные песни. Из фондов ОДФ. - Екатеринбург, 1997. 26. Кто на себе дом возит? Русские народные загадки. -М., 1989. 27. Ляховская Л. П. Энциклопедия православной обрядовой кухни. - С.-Пб., 1994. 28. Марко-Королевич. Болгарские сказки. - Пермь, 1994. 29. Маслова Г. С . Орнамент русской народной вышивки. - М., 1978. 30. Материалы 11 Всероссийского совещания-семинара по проблемам детского музыкально-фольклорного творчества. -М., 1991. 31. Меллена М., Муктупавелс В. Фольклор в начальной школе. Проект основной линии. Фольклор. Основы этической культуры. Балтистика. Программа белых уроков в латвийских (латышских) школах. Рукопись. 32. Мельник Ё. И. Детский фольклор Каргопольского обозерья. - М., 1991. 33. Месяцеслов церковно-народный Калинского И. П. - М., 1990. 34. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство. Отрочество. - М., 1991. 35. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Девичество. - М., 1994. 36. Русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. - М., 1987. 30 37. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М., 1991. 38. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища,i-Л., 1988. 39. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории.-С-Пб., 1992. 40. Новицкая М. Ю. От осени до осени. Хрестоматия. - М., 1994. 41. Новицкая М. Ю. Человек и природа в народной культуре. -М., 1994. 42. Платонов О. А. Русский труд. - М.: Современник, 1991. 43. Покровский Е. А. Детские игры. - С.-Пб.: Фирма «Ланс», 1994. 44. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: изд-во ЛГУ, 1986. 45. Путилов Б. А. Застава богатырская. Беседы о былинах Русского севера. - Л., 1990. 46. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995. 47. Рождественская елка. Сборник. - М., 1993. 48. Романовский С. Г. Родина. - М., 1990. 49. Русская старина. Былины. - Пермь, 1991. 50. Русские могучие богатыри. Сказитель Щеголенок В. П. - Петрозаводск: Карелия,1990. 51. Русские сказки Урала. Из фондов Свердловского ОДФ. - Екатеринбург: Сфера, 1997. 52. Русский народный костюм. Государствен. исторический музей. - М., 1989. 53. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. - М., Наука, 1987. 54. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1987. 55. Смолицкий В. Г. Русь избяная. - М.: Гос. Республ. центр русского фольклора, 1993. 56. Сокровища русского фольклора. Былины. Исторические песни. Баллады. -М.: Современник, 1991. 57. Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе. - М.: Молодая гвардия,1993. 58. Предания и легенды Урала. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1991. 59. Теплова Н. И. Музыкально-поэтический фольклор. Программа для 1 - 4 классов ШНК. - Екатеринбург, 1994. 60. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М.: Инфоарт, 1991. Список литературы для детей и родителей 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Бахтин В. С. От былины до считалки. - Л.: Детская литература, 1982. Великорусские сказки Пермской губернии. / Сост. Д.К. Зеленин -М., 1991. Морозов И. А., Слепцова И. С. Не робей, воробей. Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. - М., 1995. Сахаров Н. П. Сказания русского народа. Народный календарь. - М.: Советская Россия, 1990. 59. Сказки казаков-некрасовцев: Волшебная лампа. Золотой сад. Кочеток и охотник. М.: Федерация, 1993. Славянские сказки. - Новгород: Русский купец, 1991. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно. Русские народные загадки. - М.: Детская литература, 1991. Ушинский К. Д. Как рубашка в поле выросла. - М.: Малыш, 1978. Федотов Т. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. - М.: Прогресс, Гнозис, 1991. Чудо чудное. Русские народные сказки от А до Я. / Сост. В.М. Соколовский. - М.: Дом, 1993. Шергин Б.. В. Гандвик - студеное море. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1987. Шигина А. Н. Белая горница. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1985. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах. / Ред. - проф. Картавцева Н. Т. - М.: Московский гос. институт культуры, 1994. Шмелев И. С. Лето Господне. - С.-Пб.: Изд-во ОЮ-92, 1996. Юдин Г. Н. Птица Сирин и всадник на белом коне.- М.: Детская литература, 19 31