Шаги к сценическому образу

СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы:
1.1. пояснительная записка ……………………………………………………..
1.2. цели и задачи программы…………………………………………………...
1.3. учебный план………………………………………………………………...
1.4. содержание программы……………………………………………………..
1.5. планируемые результаты……………………………………………………
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. календарный учебный график к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе…………………….
2.2. условия реализации программы…………………………………………....
2.3. формы аттестации…………………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………….

2-5
5-7
7-12
12-15
15-17
Приложение 1
17-17
18-19
20

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Задача эстетического воспитания в современном образовании должна быть направлена
на постоянное развитие интеллектуального и духовного начал в человеке. Через
приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал и чем раньше
заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к
художественным ценностям мировой культуры, тем выше эстетическое сознание.
В процессе эстетического воспитания происходит формирование успешной личности,
которая обладает качествами, востребованными в обществе. Успешная деятельность
становится общечеловеческой ценностью и рассматривается как необходимое условие
организации воспитательной работы в творческом коллективе.
Театральная деятельность по природе своей многогранна, она основана на синтезе
многих видов искусств, именно это создаёт благоприятные условия для развития личности
с разносторонними взглядами.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой
воздействия на эмоциональный мир ребенка, является школой нравственного и
эстетического воспитания.
Театр в жизни детей, это не только средство познания жизни, но и осознания
собственной уникальности и неповторимости. Занимаясь театральной деятельностью, дети
используют все ресурсы своего организма, в процессе работы над творческим заданием
или ролью они неизбежно задействуют свой физический, эмоциональный, нравственный,
психический, интеллектуальный уровни. Благодаря развитому воображению,
художественному вкусу, эрудиции, речевой культуре и пластическим возможностям
своего тела, будущие актёры способны определять внутреннюю мотивацию и объяснение
действий своих персонажей, искренне им сопереживать.
Коллективный характер театральной деятельности позволяет расширить и обогатить
опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях, развивать у
них коммуникативные навыки, умение и способность организовать свою личную
деятельность на основе интересов коллектива, представление о совместной
ответственности за общее творческое дело и его результат.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаги к
сценическому образу» (далее программа) составлена в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (протокол от 30.11.2016 г. № 11);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
2

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
- Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования
детей
свердловской области в 2021 году»;
- Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества.
Направленность программы – художественная.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шаги к сценическому образу» в том, что основные учебные аспекты сценического
творчества (история театра, сценическая речь, сценическое движение, актёрское
мастерство и работа над ролью) направлены на выявление и развитие творческих
способностей каждого учащегося через театральную деятельность, формирование
социальной компетентности и духовно-нравственное воспитание. В процессе обучения
учащийся развивает свой духовный и эмоциональный интеллект, а оказавшись в позиции
актёра-исполнителя, проходит все этапы художественно-творческого осмысления мира.
Воспитанники студии, преодолевшие страхи в публичных выступлениях, психологически
и физически раскрепощённые, в последствии способны донести свою идею и ощущения до
зрителя.
Качества, сформированные у учащихся в процессе освоения программы станут
залогом их успешности в будущем: умение выразительно излагать свои мысли, управлять
эмоциями, быть ответственным, трудолюбивым, творчески активным.
Новизна программы «Шаги к сценическому образу» заключается в ее модульной
структуре, которая расширяет возможности педагога в дифференцированном подходе к
обучению отдельных учащихся и группы в целом. Воспитательно-образовательный
процесс в театральной студии «Синяя птица» осуществляется через различные
направления работы: накопление знаний о театре, развитие актёрских навыков, речевой
техники и пластической выразительности, воспитание исполнительской культуры.
Использование комплекса интегрированных учебных дисциплин на театральных занятиях
способствует эффективному усвоению учебного материала, повышению познавательной
мотивации учащихся, расширению их жизненного опыта; позволяет реализовать
программу в полном объёме, добиться продуктивных творческих результатов
воспитанников.
3

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами
театральной деятельности развивать ребёнка во всей его психофизической целостности.
Полихудожественная образовательная среда театрального коллектива способствует
повышению общей культуры и эрудиции, воспитанию эстетического вкуса, развитию
самостоятельного, креативного и логического мышления, побуждает интерес к литературе
и драматургии, помогает посредством театрализованных игр активизировать затруднённые
процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. Специфика занятий в
театральной студии способствует социальной и психологической адаптации детей, их
творческой самореализации.
Отличительной
особенностью
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Шаги к сценическому образу» является направленность ее
на эстетическое воспитание детей средствами театра в условиях интегрированного
обучения. Программа представляет целостную систему взаимосвязанных между собой
разделов: «Беседы о театральном искусстве», «Развитие речи», «Овладение элементами
актёрской техники», «Работа над пластикой. Ритмика», «Работа над пьесой и спектаклем».
Такой подход к обучению позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей
программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические
способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции,
театральную деятельность (спектакли, концерты, конкурсы и фестивали), мастер-класс,
формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую
деятельность, способствует успешной социализации.
Содержание программы направлено на создание условий для воспитания у кружковцев
волевых качеств, наблюдательности, способности сопереживать персонажам, чуткости к
действию как выражению своего внутреннего мира и интонациям человеческой речи,
стремления к личностному и творческому совершенствованию.
Программа обеспечивает систематичность и последовательность как в проведении
театральных занятий, так и в самостоятельной работе юных артистов, ценностное
отношение к физическому и психическому здоровью детей, развитие природных
способностей детей средствами всех видов искусств. Овладение теоретическими знаниями
и практическими актёрскими умениями и навыками, формирование опыта коллективного
творческого взаимодействия и устойчивого интереса к театральной деятельности создают
предпосылки для достижения высоких творческих результатов.
Программа реализуется с применение дистанционных образовательных технологий
в режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения.
Возраст учащихся, особенности приёма
Программа ориентирована на детей в возрасте от 10 до 16 лет и рассчитана на 3-х
годичный курс обучения.
Перевод на следующий уровень обучения (Модуль) осуществляется по результатам
учебного года. При наличии базовых знаний, умений и навыков, полученных ранее в
других детских театральных объединениях, допускается зачисление учащихся сразу на 2
или 3 год.

4

Этап подготовки
Стартовый
(подготовительный)
1 год обучения
Базовый
(основной)
2 год обучения
Продвинутый
(заключительный)
3 год обучения

Минимальный
возраст для
зачисления
10 лет

Максимальный
возраст для
зачисления
12 лет

Оптимальная
наполняемость
групп
12

Максимальное
количество

12 лет

14 лет

10

12

14 лет

16 лет

8

10

15

Объём программы «Шаги к сценическому образу», режим организации занятий
Год обучения
1-й год обучения

Количество
часов по
программе
216 ч.

2-й год обучения

216 ч.

3-й год обучения

216ч.

Всего часов:

Режим занятий

Продолжительность
одного занятия

2 раза в неделю
по 3 часа
2 раза в неделю
по 3 часа
2 раза в неделю
по 3 часа,

45 мин.

Перерыв
между
занятиями
10 мин.

45 мин.

10 мин.

45 мин.

10 мин.

648ч.

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – формирование личности, способной к познанию и преобразованию
себя и окружающего мира через развитие универсальных творческих способностей и
активизацию эстетического сознания.
Задачи
Обучающие:
1. углубление знания в области изучения истории театра;
2. обучение студийцев основам театральной деятельности;
3. формирование навыков актёрского мастерства;
4. углубление знаний в области речевой культуры;
5. овладение организаторскими умениями и навыками;
6. углубление знаний в области постановочной работы над пьесой, спектаклем, ролью.
Развивающие:
1. раскрытие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
2. формирование художественного вкуса;
3. совершенствование навыков самостоятельной работы над внутренней и внешней
актёрской техникой, сценической речью;
4. развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;
5. повышение уровня психологической компетентности учащихся;
6. совершенствование умений и навыков самостоятельно принимать решения в
нестандартных ситуациях, формирование мотивации на поиск нового материала,
необходимой информации.

5

Формы и методы организации занятий.
Основными формами организации занятий образовательного процесса являются
коллективная, групповая, подгрупповая и индивидуальная. Виды занятий определяются
содержанием программы.
Формы проведения занятий: беседа, игра, актёрский и речевой тренинг, практические
занятия, мастер-класс, учебный показ, репетиция, спектакль, просмотр спектакля с
последующим обсуждением, дискуссия, проектная деятельность.
Занятия в студии направлены на развитие психофизического аппарата учащихся и
включают в себя:
Элементы внешней техники актёра
Сценическое движение – формирование двигательно-музыкальных навыков и умений
через упражнения, развивающие пластическую выразительность актёра и умение
двигаться в соответствии с заданным музыкальным темпо-ритмом, музыкально-игровые
импровизации.
Сценическая речь - развитие речевого аппарата, тренировка правильного дыхания,
постановка чёткой дикции и артикуляции в процессе работы над малыми поэтическими и
литературными формами, текстом роли; сочинение стихов, рассказов, сказок, по опорным
словам и фразам и их исполнение.
Элементы внутренней техники актёра
Навыки творческой мобилизации – развитие видов памяти (зрительная, слуховая,
тактильная, пространственная), способности концентрировать внимание на одном или
нескольких предметах при выполнении творческого задания в работе с воображаемыми
предметами; упражнения на слаженность и размеренность коллективных действий.
Фантазия, воображение, ассоциативное мышление – развитие способности к
творческой трансформации воспринимаемых зрительных образов, действию в
вымышленных сценических условиях в процессе игр, упражнений, этюдов – импровизаций
по музыку.
Работа над пьесой и спектаклем - формирование навыков самостоятельного анализа
текстовой материал (пьесы, роли), умения дать верную психологическую, эстетическую и
идейную оценку событийному ряду произведения, характерам и поступкам действующих
лиц.
Тематические разделы «Театральная терминология», «История театра» углубляют и
структурируют знания учащихся в области литературы и драматургии, полученные в
объеме школьной программы.
Программа предполагает реализацию процессов освоения содержания программы на
её разных уровнях доступности и степени сложности, исходя из диагностики стартовых
возможностей каждого из учащихся. Содержание программы построено Модулями,
каждый из которых является законченным этапом обучения, в то же время основой для
дальнейшего продвижения в области совершенствования специальных знаний и навыков.
Ознакомительный уровень
1. Пробудить интерес к театральной деятельности путём использования заданий базового
уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными особенностями.
2. Получить первоначальные знания и умения в области театрального искусства.
3. Заложить фундамент для речевой и голосовой подвижности, правильного дыхания.
4. Открыть для себя действие, как основной материал актёрского мастерства через
самостоятельную деятельность.

6

Базовый уровень
1. Развивать устойчивый интерес к театральному искусству
2. Расширять знания и совершенствовать навыки, полученные на первом уровне: технику
сценической речи, разнообразных двигательных навыков и умений, владение
элементами актёрского мастерства.
3. Совершенствовать исполнительскую технику в процессе выступления на сцене.
4. Развивать умение самостоятельно работать над творческим заданием, ролью.
Продвинутый уровень
1. Развивать и закреплять навыки актёрского мастерства через творческоисполнительскую деятельность воспитанников студии.
2. Наличие полной самостоятельности в работе, педагог выступает в роли консультанта.
3. Сформировать умение выполнять задания повышенной сложности, способность
усваивать объёмный, более сложный теоретический материал, самостоятельно
разрабатывать концертные и тематические программы и проводить их.
Воспитательные:
1. воспитание потребности в саморазвитии;
2. воспитание основ зрительской культуры;
3. воспитание качеств личности, необходимых для успешной реализации в социуме: умение
работать в команде, инициативность, ответственность, эрудированность, чувство
художественного вкуса, уважение к литературе, театру и другим видам искусств;
4. создание у воспитанников мотивации на самокоррекцию;
5. развитие воображения, пробуждение творческого потенциала;
6. воспитание ответственности за общее дело;
7. создание «Ситуации успеха» для каждого учащегося.

7

1.3. Учебный план
1–й год обучения (10-12 лет)
количество часов в неделю – 6,
количество занятий – 2
№
п/п

1.

1.1.

1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.
4.1.
4.2.
4.3.

Тема (вид работы)
Знакомство с кружковцами. Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном
коллективе.
Выявление у обучающихся способности к
театральной деятельности (голос, дикция,
пластика, эмоциональность) в процессе
занятий
при выполнении творческих
заданий.
Культура поведения в театре и на учебных
занятиях.
Беседа о театральном искусстве. Истоки
русского
театра.
Театральная
терминология.
Зарождение театра в России. Скоморохи.
Ярмарочное
действо.
Комедийная
«хоромина».
Создание первой русской труппы. Первый
русский театр. Первый русский актёр.
Профессиональный театр Фёдора Волкова.
Театральная терминология: Актёр. Артист.
Афиша. Роль. Сцена. Артикуляция. Гастроли.
Мимика. Миниатюра. Премьера.
Развитие речи. Постановка дыхания, формирование речевого аппарата, дикции.
Строение
речевого,
голосового
и
дыхательного аппарата. Основные свойства
голоса: высота, сила, тембр, диапазон.
Резонаторы.
Упражнения для постановки дыхания.
Артикуляционные упражнения.
Упражнения на развитие высоты и силы
голоса.
Упражнения
для
развития
и
усовершенствования дикции.
Овладение элементами актёрской техники
в процессе игр, упражнений, эпизодовимпровизаций.
Упражнения
на
собранность
и
сосредоточенность.
Упражнения на внимание к партнёру.
Упражнения на размеренность и слаженность

Колво
часов
6

в том числе:
теория практика

1

5

1

3

Форма
контроля
(аттестаци
и)
Первичный
контроль.
Форма:
блиц-опрос,
прослушиван
ие, беседа

2
8

24

90

8

-

2

-

2

-

2

-

1

-

1

-

1

23

1

-

-

4
4

-

8

-

8

-

90

-

20

-

20
20

Итоговый
контроль.
Форма:
тестирование
(тематически
й кроссворд),
апрель

Итоговый
контроль.
Форма:
открытое
занятие
«Тренинг по
сценической
речи», апрель

Итоговый
контроль.
Форма:
открытое
занятие
«Тренинг на
партнёрское
8

4.4.
4.5.
5.
5.1.
5.2.
5.3.

5.4.

6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.
6.5.
6.6.
7.

7.1.

коллективных действий.
Упражнения на память физических действий.
Упражнения на практическое знакомство с
действием в условиях вымысла. Этюды.
Работа над пластикой. Ритмика.
Музыкальные ритмы (хлопки, отбивание
ритмов ногами). «Ритмический диалог».
Приставные шаги. Движение по квадрату
приставными шагами. Шаг с поворотом.
Одновременно асимметричные движения.
Канон.

12

Музыкально-ритмические движения.
Работа над пьесой и спектаклем.
Чтение пьесы. Выявление основной темы,
главных событий, конфликта.
Распределение ролей. Чтение по ролям.
Определение «зерна» характера роли.
Воспроизведение в действии отдельных
событий и эпизодов пьесы, целых картин в
условиях «выгородки».
Практическое закрепление и проверка логики
поведения персонажей в живом действии и
взаимодействии исполнителей.
Работа со светом, музыкой, над костюмами.
Генеральные прогоны.
Итоговый показ, обсуждение.

72

4

Показ спектакля, миниатюр, литературных
композиций, отрывков из спектаклей и т. д.
родителям и учащимся.

Итого:

216

-

10

-

20

-

12

-

3

-

3

-

3

-

3

2

70

1

-

1

-

-

36

-

20

-

6
8
4

-

4

12

204

взаимодейств
ие» (май)

Итоговый
контроль.
Форма:
зачётное
занятие
(музыкальная
композиция
на
координацию
движений),
май
Текущий
контроль.
Этюды по
отдельным
эпизодам
пьесы

Промежуточн
ый.Форма:
показ
новогоднего
спектакля,
декабрь.
Итоговый,
Форма:
участие в
отчётном
концерте, май

9

2–й год обучения (12-14 лет)
количество часов в неделю – 6, количество занятий – 2
№
п/п
1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.
2.2.
2.3.

3.

3.1.

3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
4.

4.1.

4.2.
4.3.

Тема (вид работы)
Беседа об особенностях занятий в театральном
коллективе. Этюды - импровизации на тему
«Летние истории».
Выявление
у
обучающихся
уровня
сформированности актерских способностей
(голос, дикция, пластика, эмоциональность) в
процессе занятий при выполнении творческих
заданий.
Просмотр творческих самостоятельных работ
учащихся, импровизационных этюдов на
наблюдения «Летние истории».
Беседа о театральном искусстве. Театр
Древней Греции. Крепостной театр. Театральная терминология.
Зарождение театра как искусства. Античный
театр. Древняя Греция (первые театральные
представления в Афинах), основные виды и
жанры греческого театрального искусства.
Драматургия Фонвизина. Крепостные актёры.
Театральная терминология: Авансцена. Антракт.
Бельэтаж. Бутафория. Дебют. Декорация.
Импровизация. Кулисы. Мизансцена. Рампа.
Режиссёр. Ремарка. Этюд. Эпизод.
Развитие речи: дикция, артикуляция, дыхание, диапазон, сила голоса, интонация. Логическое ударение.
Работа над дыханием (распределение дыхания в
момент выполнения физических упражнений);
голосом (ближняя, дальняя перспективы); дикцией.
Интонация, логическое ударение, логическая
пауза, авторская пауза
Основы стихосложения. Ямб, хорей, амфибрахий.
Составление диалога на основе скороговорок.
Поэтическое творчество: буриме, сочинение
стихотворения
описательного
и
повествовательного
характера
в
жанре
прослушанного музыкального произведения.
Монолог в стихотворной форме.
Работа над стихотворением.
Овладение элементами актёрской техники в
процессе
игр,
упражнений,
этюдовимпровизаций.
Сценическое действие: целенаправленность,
целесообразность, логика, последовательность и
оправданность поступков. Наблюдательность и
внутренняя собранность.
Предлагаемые обстоятельства. Магическое «Если
бы...».
Действия
в
вымышленных
обстоятельствах.
Особенности сценического воображения. «Вижу,

в том числе:

Кол-во
часов

теория

практика

3

-

3

-

1

-

2

10

-

6

-

2

-

2

-

10

30

45

2

28

-

8

1

-

1
-

4

-

6

-

4
6

-

45

-

10

-

15

-

6

Форма
контроля
(аттестации)
Блиц-опрос,
прослушивание
, беседа,
просмотр
этюдовимпровизаций

Тестирование,
(тематический
кроссворд),
март

Итоговый,
апрель
Форма Открытое
занятие
«Тренинг по
сценической
речи».
Монологи.

Итоговый,
апрель
Форма Открытое
занятие
«Актёрский
тренинг».
Этюды.

10

4.4.
4.5.
5
5.1.
5.2.
5.3.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.

6.5.
6.6.
7.
7.1.

7.2.

как дано, отношусь, как задано».
Сценическое общение как взаимодействие и
воздействие на партнёра.
Оценка факта. Изменение ритма действия в
зависимости от изменения предлагаемых
обстоятельств.
Работа над пластикой. Ритмика. Элементы
сценического движения.
Упражнения на развитие координации
Выполнение ритмического рисунка в момент
чтения стихотворения.
Элементы пантомимы
Работа над пьесой и спектаклем.
Чтение пьесы. Выявление основной темы,
конфликта.
Распределение ролей. Чтение по ролям.
Определение «зерна» характера роли.
Воспроизведение в действии отдельных событий
и эпизодов пьесы, целых картин в условиях
примерной «выгородки», мизансценирование.
Практическое закрепление и проверка логики
поведения персонажей в живом действии и
взаимодействии исполнителей.
Работа
над
световым
и
музыкальным
оформлением спектакля, эскизами декораций,
костюмов.
Репетиции. Генеральные прогоны.
Итоговый показ спектакля, обсуждение.
Показ спектакля, миниатюр, литературных
композиций, отрывков из спектаклей, новогодних
спектаклей и т. д.

12

108

8

Анализ творческих результатов.

Итого:

216

-

8

-

6

-

12

-

4

-

4

2

4
106

1

-

1

-

-

52

-

34

-

8

1

12
7

-

7

1

-

15

201

Итоговый, май,
музыкальный
пластический
этюд

Этюды по
отдельным
эпизодам пьесы

Промежуточны
й, декабрь
Участие в
спектакле;
Итоговый, май
Отчётный
концерт

11

3–й год обучения (14-16 лет)
количество часов в неделю – 6, количество занятий - 2
№
п/п

1.

1.1.

1.2.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

3.7.
4.

Тема (вид работы)
Знакомство с вновь поступившими кружковцами. Беседа об особенностях занятий в
театральном
коллективе.
Этюды
импровизации на тему «Летние истории».
Выявление у обучающихся способности к
театральной деятельности (голос, дикция,
пластика, эмоциональность) в процессе
занятий при выполнении творческих заданий.
Просмотр творческих самостоятельных работ
учащихся, этюдов - импровизаций на тему
«Летние истории».
Беседа о театральном искусстве. Русский,
советский, зарубежный театры.
Театральная терминология:
Театральное искусство как особая форма
познания действительности. Виды театра.
Классические и современные театральные
жанры.
Отличие драматургии от художественной
литературы и поэзии.
Сюжет, исходное событие, завязка, главное
событие, основное событие, конфликт,
развязка. Понятие «сверхзадача».
«Школа
переживания»
К.С.
Станиславского.
Театральная терминология: Агитбригада.
Амплуа. Драма. Жанр. Комедия. Мельпомена.
Оперетта. Репертуар. Суфлер. Трагедия. Фарс.
Развитие речи. Работа над прозой и монологами. Дикторская техника. Конферанс.
Последовательность построения дыхательной
речевой и голосовой разминки.
Сочинение сюжетного стихотворения.
Рецензия учащихся на просмотренный
спектакль.
Особенности характерной и национальной
речи.
Монолог.
Дикторская техника: дикторский стиль в
соответствии с видом и содержанием речевой
информации
Законы построение концертной программы,
тематического сценария, отбор содержания.
Взаимодействие со зрителем в момент
проведения концертных программ.
Овладение элементами актёрской техники в

Колво
часов
3

10

26

45

в том числе:
теория практика

-

3

-

1

-

2

10

-

2

-

1

-

2

-

2

-

1

-

2

-

2

24

1

-

-

4

-

4

-

2

-

4

-

4

1

6

-

45

Форма
контроля
(аттестации)
Первичный
контроль.
Форма:
блиц-опрос,
прослушивание,
беседа

Итоговый
контроль.
Форма:
тестирование
(тематический
кроссворд),
апрель;
защита реферата
по истории
развития
театрального
искусства
(май)

Итоговый
контроль.
Форма: показ
самостоятельных
работ (чтение
монолога,
авторского
стихотворения,
словесная
импровизация в
предлагаемых
обстоятельствах
места действия),
май

Итоговый
12

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.

4.8.
5.
5.1.
5.2.

5.3.

5.4.

5.6.
5.7.
6.
6.1.

6.2.

процессе игр, упражнений, эпизодов,
импровизаций.
Упражнения
на
развитие
актёрского
воображения,
памяти,
ассоциативного
мышления.
Бессловесное общение. Этюды на оправданное
органическое молчание.
Этюды на основе заданных глаголов, понятий,
пословиц, крылатых выражений.
Внутренняя последовательность и логика
поступков. Темпоритм внутренний и внешний.
Этюды на оправданную смену темпоритма.
Амплуа. Характер. Характерность. Оценка в
жанре.
Оправдание места действия. Этюды на оценку
места действия,
Упражнения на развитие воображения,
пластики,
навыков
импровизации.
«Оживление» предметов.
Создание атмосферы спектакля: световое и
музыкальное оформление, театральные шумы
и др.
Работа над пьесой и спектаклями.
Чтение пьесы. Выявление основной темы,
конфликта.
Распределение ролей. Чтение по ролям.
Определение «зерна» характера роли.
Воспроизведение в действии отдельных
событий и эпизодов пьесы, целых картин в
условиях
примерной
«выгородки»,
мизансценирование.
Практическое закрепление и проверка логики
поведения персонажей в живом действии и
взаимодействии исполнителей.
Работа над световым и музыкальным
оформлением спектакля, эскизами декораций,
костюмов.
Репетиции. Генеральные прогоны.
Итоговый показ, обсуждение
Показ спектакля, миниатюр, литературных
композиций,
отрывков
из
спектаклей,
новогодних спектаклей и т. д.

120

12

Анализ творческих результатов.
Итого:

216

-

15

-

4

-

4

-

4

-

4

-

4

-

4

-

6

2

118

1

-

1

-

-

56

-

38

-

10

2

14
10

-

10

2

-

16

200

контроль.
Форма: открытое
занятие
«Использование
элементов
актёрской
техники в
процессе
сценического
взаимодействия»
(май)

Текущий
контроль.
Этюды по
отдельным
эпизодам пьесы

Промежуточный.
Форма: показ
новогоднего
спектакля,
декабрь.
Итоговый,
Форма: участие в
отчётном
концерте, май

13

1.4. Содержание программы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(1-й год обучения)
1.Знакомство с кружковцами. Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном
коллективе.
Практика: Выявление у обучающихся способности к театральной деятельности (голос,
дикция, пластика, эмоциональность) в процессе занятия при выполнении творческих
заданий: чтение стихотворения в образе, изображение животных и неодушевлённых
предметов.
Теория: Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр – искусство
коллективное; спектакль – результат творческого труда многих людей различных
профессий. Культура поведения в театре и на учебных занятиях. Направленность занятий
на творческое развитие и эстетическое воспитание учащихся.
Формы занятий: беседы, тренинги, репетиции.
2. Беседа о театральном искусстве. Истоки русского театра. Театральная
терминология.
Теория: Зарождение театра в России. Скоморохи. Ярмарочное действо. Комедийная
«хоромина». Создание первой русской труппы. Первый русский театр. Первый русский
актёр. Профессиональный театр Фёдора Волкова.
Театральная терминология: Актёр. Артист. Афиша. Роль. Сцена. Артикуляция.
Гастроли. Мимика. Миниатюра. Премьера.
Итоговое занятие: работа с кроссвордом
3. Развитие речи. Постановка дыхания, формирование речевого аппарата, дикции.
Теория: Строение речевого, голосового и дыхательного аппарата. Основные
свойства голоса: высота, сила, тембр, диапазон. Резонаторы.
Практика: Упражнения для постановки дыхания: длительный вдох - короткий выдох,
короткий вдох - длительный выдох; свеча; одуванчик; костёр; лесорубы.
Артикуляция: трубочка; яблоко; зубная щётка; лягушонок. Гласный звукоряд: и, э, а, о, у,
ы.
Высота голоса: по ступенькам; вышка; звезда; колодец; шмель; мотор.
Дикция: шипящие звуки; Р-Л, Д-Т, 3-Ц, Б-П. Скороговорки.
Зачётное занятие – открытое занятие урок по сценической речи.
4.Овладение элементами актёрской техники в процессе игр, упражнений, эпизодовимпровизаций.
Практика: Упражнения на собранность, внимание к партнёру, размеренность и
слаженность коллективных действий. Творческий полукруг. Переходы. Фигуры
13
перестановок. Часики. Зеркало. Мячики со словами. Мячики с цифрами. Змейка. Песня по
кругу. Плакат в воздухе. Музей. Голова великана.
Упражнения на ПФД (память физических действий, развитие творческих зрительских
восприятий). Арбуз - вишня. Слон - мышка. Кошка - ёжик. Бисероплетение. Поварята.
Художник. Свои пять пальцев. «Махнём не глядя». Фотоателье. Уличный фотограф.
Стороны света. Стоп-кадр. Биография спичечного коробка.
Действия в условиях вымысла. Этюды – зарисовки. День рождения. Опять двойка.
Почтальон. Лифт. Чудесные превращения.
Зачётное занятие – открытое занятие «Развитие навыков партнёрского взаимодействия»
5.Работа над пластикой. Ритмика.
Практика: Музыкальные ритмы (хлопки, отбивание ритмов ногами). «Ритмический
диалог». Лезгинка. Одновременно асимметричное. Вдогонки. Чаша. Шаг приставной в
квадрате. Шаг с поворотом. 4 шага. Канон.
Зачётное занятие – музыкальная композиция на координацию движений.
14

6. Работа над пьесой и спектаклем.
Теория: Чтение пьесы. Обмен впечатлениями. Пересказ учащимися сюжета пьесы. Выявление основной темы, главных событий конфликта. Распределение ролей. Чтение по
ролям. Определение «зерна» роли.
Практика: Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов пьесы в условиях
«выгородки». Воспроизведение в действии целых картин. Практическое закрепление и
проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии
исполнителей. Работа со светом, музыкой, над костюмами. Генеральные прогоны.
Установка порядка перестановки декораций.
7. Итоговый показ, обсуждение.
Практика: Показ спектакля, миниатюр, литературных композиций, отрывков из спектаклей и т. д. родителям и учащимся.
Теория: Анализ творческих результатов.
Общая оценка педагогом коллективных и отдельных творческих работ обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(2-й год обучения)
1. Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном коллективе.
Теория: Краткие сведения о театральном искусстве и его специфике.
Практика: Выявление у обучающихся способности к театральной деятельности (голос,
дикция, пластика, эмоциональность) в процессе занятия при выполнении творческих
заданий: чтение стихотворения в образе, изображение животных и неодушевлённых
предметов, действие – импровизация под музыку. Просмотр этюдов – импровизаций на
тему о проведённых летних каникулах.
2. Беседа о театральном искусстве. Театр Древней Греции. Крепостной театр.
Театральная терминология.
Теория: Античный театр. Зарождение театра как искусства. Древняя Греция (первые
театральные представления в Афинах, основные виды и жанры греческого театрального
искусства, орхестра, схена). Драматургия Фонвизина. Крепостные актёры.
Театральная терминология: Авансцена. Антракт. Бельэтаж. Бутафория. Дебют.
Декорация. Импровизация. Кулисы. Мизансцена. Рампа. Режиссёр. Ремарка. Этюд.
Эпизод.
Итоговое занятие: работа с кроссвордом № 2 (28 вопросов)
3. Развитие речи: дикция, артикуляция, дыхание, диапазон, сила голоса, интонация.
Логическое ударение.
Теория: Дыхание – основа речевого звучания (распределение дыхания в момент
выполнения физических упражнений); голосом (ближняя, дальняя перспективы) Основы
стихосложения. Ямб, хорей, амфибрахий. Интонация, логическое ударение, логическая
пауза, авторская пауза. Поэтическое творчество: буриме.
Практика: Дыхательная и артикуляционная гимнастика, скороговорки. Составление
рассказа на основе скороговорок. Сочинение стихотворения описательного и
повествовательного характера в жанре прослушанного музыкального произведения.
Монолог в стихотворной форме. Работа над стихотворением.
Итоговое занятие: открытое занятие «Тренинг по сценической речи». Чтение монологов.
4. Овладение элементами актёрской техники в процессе игр, упражнений, этюдовимпровизаций.
Теория: Сценическое действие: целенаправленность, целесообразность, логика,
последовательность и оправданность поступков. Наблюдательность и внутренняя
собранность. Сценическое общение как взаимодействие и воздействие на партнёра.
Особенности сценического воображения. «Вижу, как дано, отношусь, как задано».
Предлагаемые обстоятельства. Магическое «Если бы...». Оценка факта.
15

Практика: Упражнения на Изменение ритма действия в зависимости от предлагаемых
обстоятельств. Этюды на действие в вымышленных обстоятельствах.
Итоговое занятие: Открытое занятие «Актёрский тренинг». Этюды.
5. Работа над пластикой. Ритмика. Элементы сценического движения.
Теория: Мышечная свобода, внимание, чувство ритма.
Практика: Координация: регулировщик; 12; парус; гребешок. Шаг «лодочкой». Шаг
«полька». Шаг вальсовый. Самба. Выполнение ритмического рисунка в момент чтения
стихотворения. Элементы пантомимы: шаг вперёд, шаг назад; зонтик; ветер.
Итоговое занятие: самостоятельная работа учащихся «Музыкальный пластический
этюд»
6. Работа над пьесой и спектаклем.
Теория: Чтение пьесы. Обмен впечатлениями. Выявление основной темы, конфликта.
Распределение ролей. Чтение по ролям. Определение «зерна» роли
Практика: Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов пьесы в условиях
примерной выгородки, мизансценирование. Практическое закрепление логики поведения
персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над световым и
музыкальным оформлением спектакля. Эскизы декораций, костюмов. Репетиции,
генеральные прогоны. Установка порядка перестановки декораций, назначение
ответственных за перестановки декораций, музыкальное сопровождение спектакля.
7. Итоговый показ, обсуждение.
Практика: Показ спектакля, миниатюр, литературных композиций, отрывков из спектаклей и т. д. родителям и учащимся.
Теория: Анализ творческих результатов. Общая оценка педагогом коллективных и
отдельных творческих работ обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(3-й год обучения)
1. Беседа об особенностях занятий в театральном коллективе. Этюды - импровизации
на тему «Летние истории».
Теория: Краткие сведения о театральном искусстве и его специфике.
Практика: Выявление у обучающихся способности к театральной деятельности (голос,
дикция, пластика, эмоциональность) в процессе выполнении творческих упражнений,
действий – импровизация под музыку. Просмотр видеоотчётов «Путешествие в лето»,
историй о проведённых летних каникулах.
2. Беседа о театральном искусстве. Русский, советский, зарубежный театры.
Теория: Театральное искусство как особая форма познания действительности. Виды
театра. Классические и современные театральные жанры. Отличие драматургии от
художественной литературы и поэзии. Сюжет, исходное событие, завязка, главное
событие, основное событие, конфликт, развязка. Понятие «сверхзадача». «Школа
переживания» К.С. Станиславского.
Театральная терминология. Агитбригада. Амплуа. Драма. Жанр. Комедия. Мельпомена.
Оперетта. Репертуар. Суфлер. Трагедия. Фарс.
Итоговое занятие: работа с кроссвордом № 3 (36 вопросов). Презентации (рефераты) «Из
истории театра».
3. Развитие речи. Работа над прозой и монологами. Дикторская техника. Конферанс.
Теория: Последовательность построения дыхательной речевой и голосовой разминки.
Особенности характерной и национальной речи. Дикторская техника: дикторский стиль в
соответствии с видом и содержанием речевой информации. Законы построение
концертной программы, тематического сценария, отбор содержания. Взаимодействие со
зрителем в момент проведения концертных программ.
Практика: Сочинение сюжетного стихотворения. Рецензия учащихся на просмотренный
16

спектакль. Монолог.
Итоговое занятие: Открытое занятий «Книжный чемоданчик» (художественное чтение,
отрывки их художественной литературы)
4. Овладение элементами актёрской техники в процессе игр, упражнений, эпизодов,
импровизаций.
Теория: Ассоциативное мышление, память, специфика актерского воображения.
Бессловесное общение. Внутренняя последовательность и логика поступков. Темпоритм
внутренний и внешний. Амплуа. Характер. Характерность. Оценка «в жанре». Атмосфера
спектакля
Практика: Этюды на оправданное органическое молчание. Этюды на основе заданных
глаголов, понятий. Этюды на оценку места действия, личностно-психологическую характеристику. «Оживление» предметов. Импровизация. Постановочная деятельность
учащихся.
Итоговое занятие: «Актёрский тренинг». Показ отрывков из пьес, сцен из литературных
произведений.
6. Работа над пьесой и спектаклем.
Теория: Чтение пьесы. Обмен впечатлениями. Выявление основной темы, конфликта.
Распределение ролей. Чтение по ролям. Определение «зерна» роли.
Практика: Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов пьесы в условиях
примерной выгородки, мизансценирование. Практическое закрепление логики поведения
персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над световым и
музыкальным оформлением спектакля. Эскизы декораций, костюмов. Репетиции,
генеральные прогоны. Установка порядка перестановки декораций, назначение
ответственных за перестановки декораций, музыкальное сопровождение спектакля.
7. Итоговый показ, обсуждение.
Практика: Показ спектаклей, миниатюр, литературных композиций, отрывков из спектаклей и т. д. родителям и учащимся.
Теория: Анализ творческих результатов. Оценка работ учащихся.
1.5. Планируемый результат
Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения
ЗНАТЬ:
 Основные этапы становления первого театра в России;
 Понятия театрального словаря в объеме изученного материала;
 Основные свойства голоса;
 Строение речевого, голосового и дыхательного аппарата;
 Разницу между подлинным действием и имитацией.
УМЕТЬ:
 Применять театральную терминологию на практике;







Самостоятельно, посредством речевого тренинга, контролировать дыхание,
корректировать дикцию и артикуляцию, сочинять и произносить длинную фразу и
ставить «точку» в речи;
Держать общие условия и находить себе место среди других на сценической
площадке;
Организовывать, распределять внимание и удерживать его на собственной работе;
Реализовывать творческий замысел самостоятельно;
Действовать вместе одновременно;
Придумывать, находить, фантазировать простейшие предлагаемые обстоятельства
17









в творческих упражнениях, решать несложные творческие задачи;
Выполнять различные ритмические рисунки под музыку отдельно и одновременно
со всеми, чередовать ритмические рисунки хлопков с движением ног в заданном
темпе, сочетать ритмические и пластические рисунки движения рук и ног, вовремя
подключаться к действию;
Определять «зерно» характера роли, выстраивать и закреплять логику поступков
действующих лиц;
Работать над ролью самостоятельно и в процессе общения с партнерами на
площадке;
Координировать свои действия в соответствии с обшим темпо-ритмом спектакля;
Подчинять свои желания, знания, умения общим интересам всей творческой группы
во время работы над спектаклем и в момент его показа;
Анализировать собственную творческую деятельность.

Требования к уровню подготовки учащихся 2-го года обучения.
ЗНАТЬ:
 Основные жанры греческого театрального искусства, историю создания первого
русского театра;
 Понятия театрального словаря в объеме изученного материала;
 Отличие авторской паузы от логической паузы и условия ее применения;
 Отличительные особенности стихотворных размеров «ямб», «хорей», «амфибрахий»;
 Понятия «ближняя» и «дальняя» перспективы в работе над силой голоса;
 Содержание понятий «оценка факта» и «предлагаемые обстоятельства».
УМЕТЬ:
 Применять театральную терминологию на практике;
 Сочинять стихотворения в заданном размере и жанре на основе предложенных рифм;
 Последовательно выстраивать действия в работе над эпизодами, спектаклем;
 Органично действовать в вымышленных обстоятельствах;
 Слышать партнера в условиях сценического общения;
 Своевременно менять темп и ритм действий в зависимости от изменения
обстоятельств (событий);
 Выполнять сложные координационные рисунки в заданном темпе в продвижениях с
 подключением словесного диалога под музыку;
 Отличать и правильно выполнять танцевальные шаги (полька, вальс, самба);
 Правильно группировать тело при выполнении элементов пантомимы;
 Анализировать творческую работу свою и сценических партнеров.
Требования к уровню подготовки учащихся 3-го года обучения.
ЗНАТЬ:
 Виды театров;
 Понятия театрального словаря в объеме всего курса;



Законы стихосложения;
Законы построения концертной программы, тематического сценария, отбора
содержания.
УМЕТЬ:
 Использовать театральную терминологию на практике;
 Отбирать речевую и голосовую окраску для создания сценического образа;
 Самостоятельно выстраивать и проводить речевую, дыхательную и голосовую
разминку;
18













Эмоционально воспринимать и логически оправдывать события из жизни, поступки
действующих лиц;
Использовать жизненные наблюдения в работе над ролью;
Отбирать и использовать внешние выразительные средства для создания
сценического образа;
Выявлять основную тему, главные события, конфликт, смысловую суть
столкновений героев пьесы;
Творчески обрабатывать актерские задачи и доносить идею пьесы до зрителя;
Выдерживать общий темпоритм спектакля;
Импровизировать в момент общения на сценической площадке;
Проводить актерский тренинг и занятия по актерскому мастерству с группой;
Проводить концерты, конкурсы со зрителями;
Самостоятельно осуществлять постановку отрывка из драматургического или
литературного произведения;
Проводить анализ собственной творческой деятельности и актерских работ и
постановок других театральных.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы. Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
1. Методическое обеспечение
- Дидактический материал (пособия для творческих заданий, тесты, игровой материал,
иллюстрации);
- материальная база (одежда сцены, декорации, реквизит, костюмы, маски, бутафория,
стол, стулья);
2. Материально-техническая база
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
"Шаги к сценическому образу" необходимы материально-технические условия:
- аудиоаппаратура;
- комплекты аудиопособий, фонотека;
- осветительная аппаратура;
- художественно-эстетическое оформление - в соответствии с профилем детского
образовательного учреждения.
Для осуществления обучения по данной программе необходимо отдельное помещение
(класс) и оборудованная сцена.
Формы организации учебной деятельности:
- беседа, тренинг, репетиция, мини-лекция, игра, экскурсия, подготовка творческого
проекта и др.
Используемые методы и технологии:
- словесные методы (беседа, объяснение, рассказ);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (упражнения, тренинги);
- активные методы обучения (дидактические игры, дискуссии, работа по алгоритму,
решение проблемных задач и др.);
- творческие (импровизация пластическая, речевая импровизация и др.).

19

Диагностика результатов обучения по программе
Организация аттестации обучающихся.
Аттестация обучающихся организуется в соответствии с положением об аттестации
обучающихся ЦДТ.
Результативность обучения по данной программе оценивается посредством проведения
итоговой диагностики среди учащихся по отдельным предметным параметрам два раза в
год по 5-ти бальной системе. Результат отслеживается путем наблюдения и фиксируется в
сводной таблице результатов.
Уровень развития обучающегося оценивается по следующей схеме:
Высокий уровень - предполагает творческую активность ребёнка, самостоятельность в
создании образа, инициативу, быстрое осмысление задания, умение вжиться в
создаваемый образ, самостоятельно находить наиболее точное средство выразительности
при воплощении образа.
Средний уровень - предполагает использование элементов художественно-образной
выразительности в создании образа (эмоциональная отзывчивость ребёнка, интерес,
желание включаться в театральную деятельность), но ребёнок затрудняется в выполнении
задания, требуется помощь педагога.
Низкий уровень - предполагает недостаточное использование элементов художественнообразной выразительности в создании образа (мало эмоционален, не активен, равнодушен,
спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности, речь
невыразительная, мимика слабо выражена).
Аттестация
Год
обучения
Первый год

Стартовая

Промежуточная

1. Речь
2. Координация
3. Театральные
термины и
понятия

Второй год

1. Мимика
2. Речь
3. Движение

Чтение стихов
Музыкальноритмическая
композиция
Театральный
кроссворд
Этюды
Чтение стихов
Перевоплощение

Третий год

1. История
театра
2.Импровизация
3. Конферанс

Рефераты,
презентация
Этюды,
монологи
Сценарий
концерта

1. Память
2. Воображение
3. Интонирование
4. Мышечная память
5.Чувство партнёра

Открытые
занятия, показ
спектакля

1. Воображение
2. Память
3. Чувство ритма
4. Наблюдательность
5. Фантазия
1. Ассоциативнотворческое
мышление
2. Память
3. Речевая техника
4. Пластическая
выразительность
5. Сочинительские
навыки

Открытые
занятия, показ
спектакля
Открытые
занятия, показ
спектаклей

Диагностика индивидуальных способностей детей, обучающихся в театральном
объединении
Цель: Выявление роста творческих способностей.
Эмоциональная выразительность:
Эмоции и чувства - это отношение человека не только к окружающей действительности,
но и к самому себе, поэтому очень важно умение правильно выражать и верно реагировать
на проявление эмоции окружающих.
Параметры эмоциональных проявлений: выраженность эмоций, эмоциональная
подвижность.
Техника сценической речи:
Речь актёра, как одно из транслирующих средств должна быть выразительной и чёткой.
Важно, занимаясь постановкой голоса, научиться правильно и красиво произносить все
звуки и слова, управлять дыханием, силой голоса, грамотно пользоваться интонационновыразительными средствами речи.
Пластика:
Пластические навыки представляют собой умение при помощи движения выражать
определенное эмоциональное состояние человека. В работе над сценическим образом
необходимы навыки отбора внешних выразительных средств для передачи характера
персонажа. Занятия по сценическому движению направлены на развитие двигательного
аппарата учащихся через развитие всей мышечной системы и формирование навыков
координации в сценическом пространстве.
Действие в предлагаемых обстоятельствах:
Действие в предлагаемых обстоятельствах предполагает наличие элементарных знаний,
умений и навыков актерского мастерства. Именно поэтому данный параметр диагностики
включается отдельным пунктом лишь на второй год обучения.
Формы контроля (диагностика, анкетирование, тестирование, контрольные и
самостоятельные творческие работы учащихся) дают возможность получить сведения об
образовательном уровне учащихся на каждом отдельном этапе, их духовном, нравственном
и культурном развитии, продуктивности тех или иных форм и методов работы по данной
программе.
Источником сведений о личностно-коммуникативных качествах учащихся является
анкетирование среди кружковцев по отдельным группам, которое проводится в конце
каждого года.

Литература для педагогов
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы
для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2016.
2. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
4. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
5. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
6 Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
7. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.:
Искусство, 2002.
8. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
9. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
10. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
11. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. //
Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
12.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
13. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
14. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
15. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006.
16. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
17.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
21. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
Литература для детей
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу
«Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и
культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».