Кружевоплетение на коклюшках 6-9

Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования
Центр детского творчества.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности

«Кружевоплетение на коклюшках»
Возраст обучающихся: 6 – 9 лет
Срок реализации: 2 год

Автор-составитель:
Ожиганова Ольга Григорьевна,
педагог дополнительного образования

г. Первоуральск 2020

Пояснительная записка
Кружевоплетение на коклюшках - один из старинных видов декоративно-прикладного
творчества, имеющий многовековые народные традиции, и, как вид рукоделия, и в наше время не
потерявшего своего художественного и прикладного значения. При соответствующей
организации занятий этот вид рукоделия и сопутствующие ему художественное направление,
открывает большие возможности для общего развития детей, их самореализации в данном
микросоциуме посредством организации предметно - творческой, творчески-досуговой и
культурно-досуговой деятельности. В процессе овладения навыками плетения у обучающихся
воспитывается усидчивость, трудолюбие, аккуратность, развивается моторика рук, что
положительно влияет на умственную деятельность, развитие речи и тесно связанные с ней такие
психические процессы, как память, внимание. Уроки композиции учат детей навыкам построения
рисунка кружев. Это способствует развитию художественного вкуса. Возможность выбора,
изготавливаемых изделий, осмысленное усвоение учебного материала, анализ собственных работ,
развивает самостоятельность мышления, инициативу, качество, сопутствующие творчеству.
Участие в различных конкурсах и фестивалях детского творчества, где девочки получают
признание, похвалу, способствует развитию индивидуальности и самоутверждения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кружевоплетение на коклюшках»
разработана с учетом нормативно-правовых и локальных актов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Концепция
развития дополнительного образования
детей
(утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018
г. N 196 «Об утверждении порядка Организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;

«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.11.2015 г № 09-3242);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».

Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества.
Новизна данной программы заключается в применении старинного вида прикладного народного
искусства в современной интерпретации. Современная мода активно использует кружево и
кружевные аксессуары, модельеры охотно используют в своем бизнесе креативные сочетания
кружев с различными материалами и даже мехом.
Направленность программы – художественная.
Отличительные особенности программы «Кружевоплетение на коклюшках» заключается в
том, что темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более
сложным. Программа включает не только обучение технике, но и создание индивидуальных и
коллективных сюжетно-тематических композиций.
Актуальность. Нельзя забывать традиций, нельзя отходить от народного творчества потому, что
эта культура формирует человека как личность, создает богатство души. «Русское кружево» часть
нашей культуры. Наши дети продолжатели русских народных традиций и культуры. Приобщение
детей к этому виду искусства обогащает духовный мир, доставляет радость общения с настоящим
искусством, воспитывает эстетическое восприятие окружающего мира. Кружевоплетение связано
с кропотливой техникой, тонкой работой над деталями изделия, что способствует развитию
мелкой моторики, глазомера, творческого мышления.

Адресат программы Программа «Кружевоплетение на коклюшках» рассчитана на детей 6-9 лет,
увлекающихся творчеством, желающих развивать свои способности. При составлении программы
учитывались возрастные способности.
Объединение комплектуется из мальчиков и девочек. В группе от 12 до 15 человек.
Программа адресована учащимся 6-9 лет.
Возрастные категории выбраны с учётом психологических особенностей детей.
Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности
конкретной возрастной группы, настрой на доброжелательность и толерантность, а также
дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребенка.
Для детей 6-9 лет характерны развитие саморегуляции, произвольности поведения, они
учатся делать то, что от них требует педагог, а не то, что им хочется в данный момент. Учащиеся
младшей группы характеризуются большей подвижностью и быстрой утомляемостью, а также
ввиду недостаточного развития мелкой моторики рук, для усвоения материала им требуется
значительно больше времени. Дети этого возраста отличаются неумением распределять работу во
времени, им характерна эмоциональная неустойчивость, неусидчивость, стремление к быстрому
получению конечного результата. Поэтому при проведении занятий с этой группой детей очень
важно задать необходимый темп работы, а также предусмотреть смену вида деятельности
(игровые переменки).
Объём программы Программа «Кружевоплетение на коклюшках» составлена на два год
обучения.
1 год обучения (стартовый уровень) – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю)
2 год обучения (базовый уровень) - 144 часа (2 раза по два часа в неделю).
Формы и методы организации образовательного процесса
Форма организации образовательного процесса – очная. Возможна реализация программы
дистанционно по Whats App, группа ВК, Skype.
Формы проведения занятий:
- беседа;
- практическая работа;
- конкурс - мастерства;
- участие в
конкурсах, выставках; фестивалях различного уровня;
- участие в мастер-классах;
- творческая мастерская;
- экскурсии.
Для эффективной реализации задач программы в организации учебного процесса
применяются следующие методы обучения:
По характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- проблемного изложения
- частично – поисковый,
- исследовательский.
По источникам знаний:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
По логике раскрытия учебного материала:
- дедуктивный,
- индуктивный.
По степени самостоятельности обучающихся:
- воспроизведение с элементами творчества,
- творческая с элементами воспроизведения.
Формы подведения результатов:
Основными формами проверки результативности являются: выставка, участие в
конкурсах, тестирование.
Уровневость. Программа 1 год обучения - стартовый уровень, 2 – базовый уровень.

Цель программы: развитие творческого потенциала обучающихся и способности к
самовыражению через овладение искусством кружевоплетения.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование знаний и практических умений по освоению коклюшечного кружева в
сцепной технике: вологодского, елецкого, вятского;
- формирование знаний по цветоведению и материаловедению;
- обучение построению технического рисунка сцепного кружева.
- ознакомление с историей кружевоплетения.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- формирование потребности в творческой деятельности;
- формирование умений планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
- развитие и поддержание интереса к народному творчеству и русским традициям
кружевоплетения.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности в работе, стремление доводить
начатое до конца;
- воспитание активности, целеустремленности, взаимопомощи, наставничества;
- воспитание коммуникативных способностей обучающихся.
Учебный план
1 год обучения – стартовый уровень
(2 раза в неделю по 2 часа)
№

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.
10.

Наименование темы

Вводное занятие
Входной контроль
Основные приемы
плетения
Основные элементы:
Плетешок Полотнянка 3 вида
Сетка
Овальная насновка
Сцепная
техника.
Сувенир на основе изученных
элементов
Дополнительный элемент
кружева –
«паучок»
Бисер в кружеве
Цветное кружево
Итоговое занятие
Итого

Количество

часов

Формы
контроля

всего

теория

2
2

2
1

1

2

1

1

2
6
2
4
6
32

0.5
1
0.5
1
1
6

1.5
5
1.5
3
5
26

28
24

2
4

26
20

32
2
144

6
2
28

26

практик
а

116

Рисуночный
тест
Практическая
работа
Тест № 1
Тест № 2
Тест № 3
Тест № 4
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тест № 5

Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие
Теория. Ассортимент кружевных изделий. Инструменты, оборудование, материалы для
кружевоплетения. Алгоритм изготовления подушки-валика. Правила поведения на занятиях.
Знакомство с планом работы на учебный год и традициями коллектива.
2.
Входной контроль Тест на определение творческого воображения - «Дорисовывание»
(модификация субтеста Торренса) (Приложение 2).
Практическая работа.
3.
Основные приемы плетения
Теория. История возникновения кружева. Организация рабочего места. Правильное
положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности при работе с
колющими и режущими материалами. Объяснение способа выполнения основных приемов
плетения «перевить», «сплести».
Практическая работа.
1.Подготовка коклюшек: навивка и закрепка нитки на коклюшках.
2.Освоение приемов плетения.
4.
Основные элементы кружевоплетения (выполнение образцов).
4.1.Плетешок
Теория. Объяснение техники плетения плетешка. Виды переплетения по сокращенной
формуле - перевить (П), сплести (С). Демонстрация образцов. Требования к качеству
плетешка. Тест № 1
Практическая работа.
1.Правила прикрепления сколка к подушке, навес коклюшек.
2.Приемы переплетения, применяемые для выполнения элемента.
3.Наработка качества плетения плетешка.
4.Способ соединения нити при обрыве.

1.

4.2.Полотнянки 3 вида
Теория. Общие сведения о применении полотнянки. Демонстрация образца. Объяснение
техники плетения 3 видов полотнянок. Виды переплетения по сокращенной формуле:
сплести - (С), перевить - (П); ползаплета – (ПС) сплести полотнянкой (СПС); сплести в
полный заплет– (ПСПС). Требования к качеству выполнения полотнянок. Тест № 2
Практическая работа.
1.Навивка ниток на коклюшки (6пар).
2.Закрепление сколка на подушке.
3.Выполнение заплета.
4.Освоение технологии полотнянки трёх видов.
5.Наработка качества плетения полотнянок.
4.3. Сетка
Теория. Общие сведения о применении сетки. Демонстрация образца. Виды переплетения по
сокращенной формуле: перевить - (П), сплести - (С). Требования к качеству выполнения
сетки. Тест № 3
Практическая работа.
1.Навивка ниток на коклюшки (6пар).
2.Закрепление сколка на подушке.
3.Выполнение заплета.
4.Освоение технологии сетки.
5.Наработка качества плетения сетки.
4.5. Насновка
Теория. Демонстрация образцов разновидности насновок: овальная, квадратная, круглая,
подковообразная. Общие сведения о применении насновок. Техника плетения овальной

5.

6.

7.

8.

9.

насновки. Требования к качеству выполнения овальной насновки.
Практическая работа.
1.Навивка ниток на коклюшки (2пары).
2.Закрепление сколка на подушке.
3.Навес пар.
4.Освоение технологи плетения овальной насновки.
5.Наработка качества плетения насновки.
Сцепная техника. Вилюшка
Теория. Демонстрация образца вилюшки. Техника безопасности при работе с крючком.
Технология выполнения сцепа и закидки. Тест № 4
Практическая работа.
1.Навивка ниток на коклюшки.
2.Выполнение заплета.
3.Выполнение поворота с использованием закидки.
4.Выполнение сцепа с помощью вязального крючка.
5.Контроль качества.
Сувенир на основе изученных основных элементов
Теория. Презентация «Кружево в современных изделиях». Выбор сколка сувенира на основе
изученных основных элементов. Выбор материала для выполнения сувенира. Расчёт
количества пар на данную ширину тесёмки. Определение места заплёта. Расчет ходов для
последовательного заполнения плетешкового фрагмента. Виды сцепов в плетешковых
заполнениях. Технология зашивки «вперевив» при окончании изделия.
Практическая работа.
1. Навивка ниток на коклюшки.
2. Выполнение заплета.
3. Плетение основного узора без искажения рисунка.
4.Заполнениесередины (плетешками, насновками).
5. Выполнения зашивки (вперевив) крайних долевых пар.
6. Крахмаливание изделия.
Дополнительный элемент кружева – паучок
Выполнение изделия (закладки, браслета) с паучками.
Теория. Демонстрация образцов видов паучков сцепной техники плетения.
Последовательность выполнения паучка одной и двумя парами (объяснение на схеме).
Выполнение зашивки средних долевых пар (объяснение по схеме).
Практическая работа.
1. Навивка ниток на коклюшки.
2. Выполнение заплета.
3. Выполнение основного узора.
4. Выполнение плетешкового заполнения с круглыми паучками на плетешковых ножках
(двумя парами).
5. Выполнение зашивки.
Бисер в кружеве.
Выполнение аксессуаров с применением бисера.
Теория. Историческая справка о применении золотой, серебряной, цветной нитей, жемчуга,
бисера. Виды бисера. Демонстрация образцов размещения бисера в тесёмке. Выбор изделия
( браслет, брошь др.).
Практическая работа.
1. Приём нанизывания бисера на нить.
2.Техника плетения бисера в кружеве. Виды размещения бисера.
3. Особенности выполнения поворотов с бисером.
4.Приём вывода законченной нити с бисером.
5.Технический приём зашивки нити с бисером.
Цветное кружево
Теория. Познакомить с основами цветоведения. Дать понятия тёплых, холодных оттенков;

основных и вспомогательных цветов. Научить находить гармоничные цветовые сочетания
(цвета-компаньоны). Демонстрация образцов цветного кружева. Тест № 5
Практическая работа.
1. Выбор материала.
2. Подготовка коклюшек.
3. Технологические пробы. Выбор гармоничного цветового варианта.
4. Варианты замены пары ходовой на долевую пару. Изменение основного цвета.
5. Контроль результативности. Самостоятельная практическая работа.
10.
Итоговое занятие
Организация выставки работ учащихся.
Подведение итогов года.
Учебный план
2 год обучения
(2 раза в неделю по 2 часа)
№
1.
2.

Тема
Вводное занятие
Входной
контроль
Выразительные
средства: виды скани

Количество часов
всего
теория
практика
2
2
2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

Вологодское
кружево
Фоновые
плетешковые
решетки
Выполнение изделия с
фоновой решёткой

68

6

62

12

8

4

46

6

40

6.

Конкурс мастерства

2

1

1

7.

Творческая
лаборатория
Итоговое занятие
Итого:

8

2

6

2
144

2
28

116

3.
4.
5.

5.1

8.

Форма
контроля
Тест № 6
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Комплексное
задание
Творческое
задание

Содержание программы
2 год обучения
1.
Вводное занятие
Теория. Знакомство с планом работы на учебный год. Общие понятия о физических и
химических свойствах льна, шелка, хлопка и синтетических материалов. Техника безопасности.
Знакомство с основными центрами кружевоплетения в России (Вологда, Елец, Вятка).
Демонстрация изделий.
2.
Входной контроль
Комплексный вопросник № 6
3.
Выразительные средства в кружевоплетении: виды скани
Теория. Характеристика и назначение скани (полотнянка, веревочка, косичка; односторонняя,
двусторонняя). Демонстрация образцов. Размещение скани в тесемке.
Практическая работа.
1.
Подбор толщины, фактуры и цвета нитей.
2.
Технология выполнения скани на образцах.
4.
Вологодское кружево
Теория. Презентация «Основные центры кружевоплетения». История развития вологодского
кружева. Традиционные материалы. Особенности орнамента. Технология выполнения
«полуцепки». Объяснение по схеме выполнения тесёмок «цепочка» и «денежка». Выбор
изделия (подстаканник, сувенир).
Практическая работа.
1.
Выполнение изделия со сканью «верёвочка».
2.
Особенности выполнения удлинённой сцепки.
3.
Технический приём зашивки скани «верёвочка».
4.
Выполнение краевого узора «полуцепкой».
5.
Выполнение сувенира с тесёмками «цепочка» и «денежка».
5.
Фоновые плетешковые решетки
Теория. Соединительный элемент сцепной техники плетения – фоновые решетки.
Демонстрация образцов, область применения. Ознакомление с видами решеток. Основы
построения решеток на примере технологических схем. Способы выполнения решеток: ряды,
восьмерки, ряды с восьмерками.
Практическая работа.
1.
Построение основы решетки (квадрат, треугольник).
2.
Заполнение центров пересечения кругами.
3.
Украшение решеток паучками, насновками, отвивными петельками.
4.
Расчет ходов плетешковой решетки методом разметки карандашом по кальке,
наложенной на технический рисунок.
5.1. Выполнение изделия с фоновой решёткой
Теория. Определение места заплета с выходом в плетешковую решетку. Тренировочный расчет
ходов по сколку.
Практическая работа.
1.Выполнение основного узора.
2.
Выполнение решетки – основные линии.
3.
Выполнение последних пересечений: общих сцепов, накладных кругов.
6.
Конкурс мастерства «Кружевничка».
Контроль результативности Комплексное задание.
7.
Творческая лаборатория
Теория. Алгоритм выполнения технического рисунка. Пояснение по инструкционной схеме.
Варианты заданий (круг, квадрат, треугольник, лист растения, цветок, сердечко, рыбка). Работа
в творческом дневнике.
Практическая работа.
1.
Прорисовка геометрических фигур.
2.
Заполнение фигур фантазийными линиями.
3.
Прорисовка накола.

4.
Заполнение пустот плетешковыми линиями.
5.
Перевод на кальку.
8.
Итоговое занятие
Организация выставки работ учащихся.
Подведение итогов года.
Награждение.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
1год обучения
Учащиеся будут знать:
историю возникновения кружевоплетения;
правила безопасности труда и личной гигиены;
ассортимент кружевных изделий;
алгоритм изготовления подушки-валика;
названия и назначение различных материалов и инструментов;
термины;
технические требования к готовому кружевному изделию;
законы цветоведения;
правила ухода за кружевными изделиями.
Учащиеся будут уметь:
организовать рабочее место;
наматывать нити на коклюшки и делать закрепительную петлю;
закреплять сколок на подушке;
самостоятельно выполнять простые изделия сцепной техники;
ориентироваться в схемах;
самостоятельно начинать и заканчивать изделие;
выполнять два вида зашивки («вперевив», «кировская»);
выполнять декоративный элемент - круглый «паучок» одной и двумя парами;
применять бисер в плетении;
соединять нити при обрыве или окончании;
выполнять отвивные петли на плетешке;
расплетать;
оформлять результаты работы (панно, открытка);
соблюдать технологическую последовательность в выполнении работы;
экономно рассчитывать материалы.
2 год обучения
Учащиеся будут знать:
историю развития вологодского кружева, стилевые особенности, элементы и приемы
плетения;
классификацию ниток для плетения кружев;
основы построения фоновых плетешковых решеток;
алгоритм составления простого сколка;
термины.
Учащиеся будут уметь:
применять различные виды скани: «полотнянка», «веревочка», «косичка»;
выполнять вологодские мотивы: «восьмёрка», «сцепка»;
выполнять «петлевую» зашивку;
рассчитывать количество пар в соответствии с шириной тесёмки, материалом и
назначением изделия;
рассчитывать ходы и строить простую фоновую решетку;
осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
составлять простые мотивы сцепного кружева; проставлять точки накола.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график к Дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Кружевоплетение на коклюшках»
Начало учебных занятий - 15 сентября.
Продолжительность учебного года - 36 учебных недель.
Продолжительность учебной недели – 6 дней.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – нет.
Промежуточная аттестация: 19-24 декабря, 15-20 мая.
Материально-техническое оснащение программы:
- наличие оснащённого просторного кабинета;
- готовые изделия;
- образцы на каждую тему;
- альбом, таблицы, технические рисунки;
- цветные слайды, диафильмы по декоративно-прикладному искусству;
- инструменты, приспособления и материалы для кружевоплетения;
- коклюшки;
- подушка – валик (учебный – маленький и большой);
- подставки (одна маленькая на стол под учебный валик, вторая – «козлы» для большого
валика);
- нитки (от № 10 до 80 – хлопчатобумажные, льняные нитки, шелковые, мулине, люрекс,
ирис – цвет белый, черный, красный, зеленый, желтый, бежевый);
- ножницы среднего размера;
- иглы для наколов;
- картон, калька
Формы аттестации
Основными формами отслеживания результатов усвоения учебного материала являются
входной контроль, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся, а также текущий
контроль. Осуществляется аттестация обучающихся следующим образом.
Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень
подготовленности обучающихся. Форма аттестации: собеседование, тестирование (определение
уровня творческого развития).
Текущий контроль проводится после изучения каждой темы программы, выявляя степень
сформированности практических умений и навыков. Данный контроль может проводиться
форм наблюдения, индивидуального собеседования, групповой беседы, опроса, решение
ситуационных задач, направленных на проверку умений использовать приобретенные знания
на практике. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов Промежуточная
диагностика проводится в конце каждого учебного года и включает в себя:
тестовый контроль с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;
решение терминологических кроссвордов;
игровые ситуации;
ведение творческого дневника;
участие и достижения на конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и в
научно-практических конференциях;
выполнение практических заданий.
Итоговая диаагностика проводится в конце обучения по программе.
Форма проведения – конкурс мастерства «Рукодельница».
Критерии результативности практических зачётных работ: технологичность, качество и

аккуратность выполнения работы, самостоятельность и творческий подход в работе.
Результаты оценки качества освоения программы фиксируются в протоколе.
Результаты анализируются и являются основанием для корректировки содержания
программы. (Приложение 9)
Критерии оценок
Для каждого года обучения, по основным разделам программы выделяются три уровня
отслеживания результатов практической работы:
«В» - высокий уровень – учащийся самостоятельно выполняет задание, его работа отличается
творческой идеей, качественным исполнением.
«С» - средний уровень – учащийся справляется с заданием, но прибегает к помощи
преподавателя (требуются дополнительные объяснения). Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
«Н» - низкий уровень – учащийся затрудняется выполнять задание, делает грубые ошибки (по
невнимательности или нерадивости). Неспособен к самостоятельной работе, для завершения
работы необходима постоянная помощь преподавателя.
Оценочные материалы
Для диагностики творческих способностей проводятся:
методика анализа творческого воображения "Дорисовывание "(приложение №2)
методика анализа продуктов творческой деятельности «Рисунок» (приложение №2)
Для диагностики предметной деятельности тематические тесты №№ 1 -8: Тест №1 по теме:
«Инструменты и материалы, используемые при плетении кружева»
Тест №2 по теме: «Выполнение полотнянки с перевивом крайних долевых пар» Тест №3 по
теме: «Выполнение сетки»
Тест №4 по теме: «Основные элементы кружева» Тест№5 по теме: «Основы цветоведения»
Тест № 6 по теме: «Сцепное кружево»
Тест №7 по теме: «Основные центры кружевоплетения» Тест № 8 по теме: «Елецкое и вятское
кружево»
комплексные задания входящей и промежуточной аттестаций:1, 2 годов обучения
(приложение №4)
таблицы «Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы
«Кружевоплетение» (приложение №5)
Оценка результатов по тестам, заданиям производится в соответствии с инструкциями. Все
собранные результаты фиксируются в таблицах.

Список литературы
1. Галактионова А.К. Плетение кружев. – М.,1948.
2. Горб Д.А. Рыжов А.Г. и др. Киришское кружево. Сколки узоров Выпуск 2.
3. Исакова К.В. Плетение кружева. – М.,1958.
4. Климова М. Как самой плести кружева. – СПб.,1913.
5. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. – Л., 1983.
6. Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения. – М.,1964.
7. Курс женских рукоделий. – СПб.,1902.
8. Скворцова О.А. Белевское кружево: возвращение традиций. – Тула, 2015.
9. Скворцова О.А. Белевское кружево. Прорисовки, фотографии, схемы, по
10. Горб Д.А. Рыжов А.Г. и др. Киришское кружево. Выпуск 1. СПб, 2007.
материалам личной коллекции. Тула, 2013.СПб, 2012.
Литература по вышивке и кружевоплетению.
1. Альбом плетеных кружев, М.,1928
2. Большева К.А. Киришское кружево - народное творчество, 1939,4, стр.40
3. Белогорская Р. М, Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево, М., 1982
4. Вологодское кружево. Альбом, М, 1948
5. Галактионова А.К. Плетение кружев, М, 1948
6. Давыдова С.А. Альбом узоров русских кружев – Труды комиссии по
исследованию кустарной промышленности в России, С.-П.1885
7. Давьщова С.А. Русское кружево и русские кружевницы, С.-П.,1892
8. Давыдова С.А. Русское кружево. Узорыисколки.,С.-П.,1909
9. Исакова К.В. Плетение кружева, М.,1958
10. Кировское кружево. Альбом. Вступительная статья и аннотация Е.Н.
Прибыльской. ,М., 1948
11. Климова М. Как самой плести кружева, С. -П., М., 1913
12. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных
изделий,М.,1993
13. Коломиец А.И. Елецкое кружево, М., 1962
14. Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме.
Альбом„М.,1967
15. Королева Н.С. Вышивка народов Поволжья и Прикамья, М.,1961
16. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, М.,1978
17. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традициях, обычаях и
обрядах Х1Х-начала XX в.,М.1984
18. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, М.,1989
19. Никольский И.Ф. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в
г.Калязине в прошлом и настоящем, Кашин,1929
20. Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения, М.,1964
21. Половцева Е.Н. Деятельность скопинских школ кружевниц, находящихся под
попечительством Е.Н.Половцевой - Труды 3 Всероссийского съезда деятелей в 1913г.,Вып.2,
отд.1,С.-П.,стр.9-14
22. Работнова И.П. Русское народное кружево, М.,1956
23. Работнова И.П. Тамбовская вышивка, М.,1963
24. Работнова И.П. Художественная вышивка, М.,1963
25. Работнова И.П. Русская народная одежда, М.,1964
26. Разина Т.М. Русское народное творчество,
27. Русское народное творчество Севера, Л.,1973
28. Собрание русской старины Сидамон-Эристовой, В.П.Шабельской Н.П.,Вып.1:
Вышивка и кружева, М.,1910
29. Сорокина М. А. Киришское кружево. В кн. "Проблемы истории культуры
Северо-Запада РСФСР, А.1977, стр.175-179
30. Стасов В.В. Русский народный орнамент, С.-П.,1871
31. Стасов Т.М. Орнамент-почерк эпохи, Л.,1973

32. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево, Л.,1983
33. Шенер Ф. Кружева. Технология ручного и машинного изготовления. М.,1990
34. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного
искусства. Альбом. М.,1990
35. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск,1989
Литература по народным художественным промыслам
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.В. Художественная резьба по
дереву, кости, рогу; М., 1978
2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом; Л., 1975
3. Богуславская И.Я. Северные сокровища. О народном искусстве Севора;
Архангельск, 1980
4. Бедник Н.И. Хохлома; Л., 1980
5. Дурасов Г.П. Карюполь; М., 1984
6. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки; М., 1978
7. Жегалова С.К., Жинина С.Г., Попова З.П., Черняховская Ю.С. Пряник, прялка
и птица Сирин; М., 1983
8. Жегалова С.К. Русская народная живопись; М., 1983
9. Логинов В.М. Новь древней Бнели; М., 1986
10. Маврина Т.А. Городецкая живопись; Л., 1970
11. Максимов Ю.В. У истоков мастерства; М., 1983
12. Никифоров Л.Р. Родина Русского фарфора; Л., 1979
13. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы
14. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство; Минск, 1975
15. Семенова Т.С. Художники Полховского Майдана; М., 1972
16. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка; Л., 1970
17. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева; М, 1982
18. Художественные промыслы Подмосковья; М., 1982
19. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики; М., 1978
Литература для детей
1.
Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.
2.
Майстровский М. Земля мастеров. – М. Р., 1986. – С. 1983
3.
Рогов А. Кладовая радости. – М., 1982. – с.179 – 200.
4.
Семенова М. Мы – славяне. – СПб, 1998. – С. 289 – 441
5.
Степаненко В. Сказ о голубом цветке. – М., 1983.
6.
Шангина И.И. Русские традиционные праздники. – СПб., 1997

Приложение 1
Правила техники безопасности
При работе с булавками, иголками.
1.
Во время работы булавки вкалывать в подушку, иглы в игольницу; не оставлять лежащими
без присмотра; не брать в рот; не вкалывать в одежду, мягкие предметы.
2.
Не работать ржавыми булавками и иглами.
3.
Кусочки сломанной булавки, иглы собрать, завернуть в бумагу и выбросить. Булавки
хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Иглы хранить в игольнице.
При работе с крючком.
1.
Во время работы крючок вкалывать острием под сколок; не брать в рот; не оставлять
лежащим без присмотра.
2.
Хранить крючок в специальном защитном колпачке.
При работе с ножницами.
1.
Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
2.
Передавать ножницы колечками вперед с сомкнутыми лезвиями.
3.
Хранить ножницы в чехле - ножнах.
4.
Не перекусывать нить зубами, пользоваться ножницами.
Инструктаж по общим правилам техники безопасности проводится в течение всего срока
обучения.

Приложение 3
Контрольные задания, тесты для текущего и итогового контроля
Тест № 1
по теме: «Инструменты и материалы, используемые при плетении кружева»
Инструкция: из перечисленных инструментов и материалов выписать варианты, которые
используются при плетении кружева.
Спицы, крючок, карандаш, коклюшки, молоток, гвозди, ножницы, кисточка, краски,
сколок, ткань, нитки, гвозди, булавки, веретено, шило, валик, резак, альбом, подставка,
веревка, прялка.
Инструкция: выбери верное определение для каждого инструмента и материала.
Определение
Инструменты и материалы
1. Поддерживают и закрепляют соединение нитей.
2. Деревянная палочка с выемкой для намотки
нитей.
3. Рисунок по которому плетут кружева.
4. Сырье, из которого плетутся кружева.
5. Деревянная
нужна для удобного
плетения.
6. Применяется для соединения элементов узора в
сцепном кружеве.
7. Ими обрезают нити.
Крючок, подставка, коклюшки, ножницы, сколок, нитки, булавки.
Высокий результат- без ошибок; Средний результат – 1 ошибка;
Низкий результат – от 2 и более ошибок.
Тест №2
по теме: «Выполнение полотнянки с перевивом крайних долевых пар»
Инструкция: напишите к каждой операции схемы приемов плетения.
Операции
Приемы плетения
В начале ряда
С –П- С
До булавки 2-1 П - С П-С
Около булавки
2-1 П – С П-С
Обозначение приемов: С – сплести; П - перевить.
Высокий результат- без ошибок; Средний результат – 1 ошибка;
Низкий результат – от 2 и более ошибок.
Тест №3
по теме: «Выполнение сетки»
Инструкция: напишите к каждой операции схемы приемов плетения.
Операции
Приемы плетения
В начале ряда
П-С
До булавки 2-1 П-С П-С
Около булавки
2-1 П-С П-С

Обозначение приемов: С – сплести; П - перевить.
Высокий результат- без ошибок; Средний результат – 1 ошибка;
Низкий результат – от 2 и более ошибок.
Тест №4
по теме: «Основные элементы кружева»
Инструкция: выбери верное определение для каждого основного элемента кружева.
Определение
Основные элементы кружева
1. Плотное переплетение нитей, идущих строго перпендикулярно друг другу.
Переплетение нитей
такое же, как и в полотняной ткани.
2. Туго сплетенный двумя парами шнурок.
3.Более прозрачное плетение с косым
направлением нитей по двум диагоналям и одной ходовой нитью, а не парой коклюшек.
4. Небольшая овальной формы. Фигурка плотного плетения
Ответ: сетка (3), полотнянка (1), насновка (4), плетешок (2).
Высокий результат- без ошибок; Средний результат – 1 ошибка;
Низкий результат – от 2 и более ошибок.
Тест № 5
по теме «Основы цветоведения»
1.Назовите основные цвета:
а) желтый, зеленый, красный б) красный, синий, зеленый с) желтый, красный, синий
2.Какие цвета относятся к теплым:
а) белый, оранжевый б) желтый, красный с) синий, фиолетовый
4. Какие цвета относятся к холодным:
а) синий, зеленый
б) голубой, фиолетовый
с) черный, коричневый
Высокий результат- без ошибок; Средний результат – 1 ошибка;
Низкий результат – от 2 и более ошибок.
Контрольные вопросы по теме: «Основы цветоведения»
1.Какие цвета радуги ты знаешь? Расположи их в правильном порядке.
Ответ: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
2.Какие краски цвета называются теплыми?
Ответ: цвета, в которых преобладают оттенки желтого, красного, оранжевого, называются
теплыми.
3.Какие цвета называются холодными?
Ответ: холодные цвета напоминают о холоде, о снеге. К ним относятся синий, голубой,
фиолетовый.
4.Из перечисленных цветов выбери три основных цвета. Зеленый, красный, желтый,
оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый Ответ: красный, желтый, синий.
5.Какие производные цвета получаются при смешивании: а) желтого и синего, б) синего и
красного, в) красного и желтого?

Ответ: а) зеленый, б) фиолетовый, в) оранжевый.
6.Что такое цветовой круг?
Ответ: расположение цветов радуги по кругу.
7.Как называются цвета, расположенные в цветовом круге друг против друга?
Ответ: контрастными.
8.Перечислите три основных характеристики цвета
Ответ: цветовой тон, светлота, насыщенность.
9.Назови ахроматические цвета.
Ответ: черный, белый и все оттенки серого.
10.Какие цвета называются хроматическими?
Ответ: все цвета радуги.
11.Какой цвет самый холодный?
Ответ: синий.
12.Какой цвет самый горячий?
Ответ: красный.
Высокий результат - допускается 1неверный ответ; Средний результат – 2 неверных
ответа;
Низкий результат – от 3 и более неверных ответа.
Тест № 6
по теме: «Сцепное кружево»
Инструкция: в данном тексте вставьте пропущенное слово.
1.Сцепное кружево смотрится как бы свитым из одной непрерывной тесьмы с
различными………., и ……..
2.Сцепное кружево состоитиз нескольких частей,…………………..
3.Основной узор украшается ……….., идущей по середине полотнянки или по краю.
4.Сцепное кружево выполняется непрерывно изгибающейся тесьмой, которая образует
узор, состоящий из разных тесемок………….……………., ………….., …………..
5.Сцепное кружево плетется небольшим количеством пар от ………….до …………
Варианты ответов: основной узор; плетешковая решетка; скань; 4-16;
полотнянка; сетка; насновка; плетешок.
Высокий результат- допускается 1 неточное определение (близкое по смыслу);
Средний результат – 1 ошибка;
Низкий результат – от 2 и более ошибок.
Тест №7
по теме: «Основные центры кружевоплетения»
Инструкция: Выбери для каждого определения основного центра кружевоплетения –
«верное название».
1.Кружево выплетается из цветных нитей. Характерно сочетание кружева с вышивкой.
2.Кружевной узор выплетается плавной, ровной вилюшкой на протяжении всего узора.
3.Узор образует острые углы и крутые повороты. Кружево нежное, ажурное, изящное.
4.Узор изменчив по ширине – то сужается, то расширяется.
Вологодское. Вятское. Елецкое. Михайловское.
Высокий результат- без ошибок; Средний результат – 1 ошибка;
Низкий результат – от 2 и более ошибок.

Тест № 8
по теме: «Елецкое и вятское кружево»
Инструкция: отметьте знаком «+» определения, которые характеризуют особенности
плетения елецкого кружева, знаком «-» - особенности плетения кировского кружева.
1.Нежное и воздушное кружево, выплетается из тонких нитей. (+)
2.Узор изменчив по ширине, то сужается, то расширяется. (+)
3.Кружева, в основном, плетут из мулине, излюбленное цветовое сочетание –
черного и белого. (-)
4.Используются разнообразные плетешковые решетки, что придает кружеву, нежность,
ажурность, изящность. (-)
5.Полотнянка часто переходит в сетку, образуя цветок. (+)
6.Это кружево сложнее и разнообразнее по технике исполнения. (-)
7.Отличительная черта этого кружева – «елецкий цветок» и «елецкий край». (+)
8.Цвет, в основном, белый, но может быть, и чёрно-белый. (-)
9.В нем растительные мотивы даны в движении, вилюшка образует острые углы и крутые
повороты. (-)
10.Полотнянка из одного вида переходит в другой и в сетку. Имеет просветы, раздвоения,
наложения. (-)
11.Скань меняется из «ёлочки» в отделочную нить и может прокладываться как по
середине, так и по краю изделия. (+)
12.По сеточке прокладывается скань “верёвочка. Скань в тон кружева. (+)
13.Нитки – лён, шёлк (+)
Высокий результат- допускается 1ошибка;
Средний результат – 2 ошибки;
Низкий результат – от 3 и более ошибок.

Приложение 4
Контрольные задания промежуточной
1 года обучения - аттестации

Контрольные задания промежуточной аттестации
2 года обучения - аттестация
Инструкция: Вам предлагается ответить вопросы. Каждый вопрос содержит несколько
вариантов ответов, выберите тот, который считаете правильным.
Примите во внимание, что некоторые вопросы могут содержать несколько правильных
ответов, в зависимости от объема вопроса.
1.Как называется рабочий рисунок кружева?
–
чертеж, сколок, рисунок, бумага.
2.Что является оборудованием для кружевоплетения?
–
ножницы, стул, подставка, крючок, подушка, коклюшки.
З. Что является инструментами для кружевоплетения?
–
сколок, накол, подставка, коклюшки, картон, крючок, ножницы.
4.Как называется основной элемент, основанный на выполнении «сплести, перевить,
сплести»?
–
плетешок, полотнянка, сетка.
5.Как называется основной элемент, формулой, которого является:
«перевить, сплести + перевить, сплести + т.д.»?
–
овальная насновка, плетешок, полотнянка.
6.Как называется самая маленькая салфетка?
–
сувенир, салфетка, подстаканник.
7.Как называют соединительные элементы, применяемые в кружевоплетение?
–
решетки, перевивы, плетешки.
8.Как называется способ соединения частей кружевного полотна между собой?
–
узелок, сцеп, прикреп.
9.Как называется инструмент, при помощи которого производится соединение
кружевного полотна между собой?
–
булавка, накол, крючок.
10.Что является основой рисунка кружевного узора сцепной техники плетения?
–
полотнянка, вилюшка, повороты.
11.Как называется соединение начала и конца кружевного полотна?
–
конец работы, зашивка, петельки.
12.Как называется начало работы над изделием?
–
заплет, навеска пар, начало.
13.Как называется место постановки булавки на сколке?
–
точка, точка накола, кружочек.
14.Какие из перечисленных изделий применяются для украшения интерьера?
–
воротники, салфетки, манжеты, панно, скатерти, шторы, галстук,
покрывала.
15.Какие из перечисленных изделий применяются для украшения одежды?
–
салфетки, панно, отделки, воротники, шторы, манжеты, карманы.
16.Как называется основной элемент овальной или квадратной формы очень плотного
плетения?
–
плетешок, полотнянка, насновка.
17.Как называется дополнительный элемент, применяемый для украшения плетешковых
заполнений?
–
паучок, перевивы, решетка.
17 вопросов:
Высокий результат– до двух ошибок; Средний результат – до трёх ошибок;
Низкий результат – от четырёх и более ошибок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».