Мир танца.Полет и вдохновение 2 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир танца. Полет и вдохновение»
Образцовая студия танца «Фантазия»
Возраст обучающихся: 5 - 9 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Серебренникова Анастасия Алексеевна,
педагог дополнительного образования

Первоуральск 2022

Пояснительная записка
Детский хореографический коллектив помогает гармоничному развитию
личности ребёнка. Занятия хореографией приобщают ребёнка к миру прекрасного,
воспитывают в нём художественный вкус. Общение с танцем учит слушать музыку,
воспринимать её и оценивать. Танцевальные занятия развивают детей физически,
укрепляют их здоровье. Правильно развивают костно-мышечный аппарат,
максимально исправляют нарушение осанки, формируют красивую фигуру. Занятия
танцем хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают
эмоциональную реакцию и в целом повышают жизненный тонус ребёнка. С первых
шагов в студии прививается серьёзное и ответственное отношение к работе,
понимание, что без труда, без преодоления себя, ничего в жизни не добиться. Дети
учатся дорожить временем, помогать и быть отзывчивыми.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Хореографическая студия Фантазия» разработана с учетом нормативно-правовых и
локальных актов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
(ОВЗ) 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими

рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении
методических
рекомендаций»
вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий».
13.Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ.
Направленность: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Мир танца. Полет и вдохновение» художественной направленности.
Актуальность
В период роста детского организма занятие хореографией актуальны как для
самих девочек и мальчиков, так и для их родителей, озабоченных гармоничным
развитием своих детей. Так как, являясь составной частью общего художественноэстетического воспитания, занятия хореографией способствуют не только музыкальноэстетическому, но и общему развитию детей, влияют на развитие интеллекта,
физических данных, помогают становлению детей в сферах коммуникации и
социализации. Поэтому обучение детей хореографии — это не только передача
ученику определенных танцевальных навыков, но и воспитание характера, личности,
их духовное развитие.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы пронизана
бережным отношением к традициям хореографического искусства и разумным
сочетанием их с новыми веяниями времени: с одной стороны, сохранение эстетики и
неординарности коллектива, а с другой стороны, создание новых самобытных
танцевальных композиций, которые отвечают современным требованиям. Большое
значение уделяется формированию разнопланового репертуара коллектива, который
несет воспитательную функцию, создает условия для творчества и вдохновения и
отвечает индивидуально-личностным потребностям детей. С первого года занятиями
хореографией происходит деление на группы по половому признаку. Это вызвано
разными темпами физиологического развития мальчиков и девочек, спецификой
мужского и женского танцев, разной методикой преподавания, девочки стремятся быть
убедительно-грациозными, изящными, тогда как мальчики проявляют еще некоторую
мальчишескую нескладность. Организм ребенка готовится к большим физическим и
психическим нагрузкам. Многие элементы экзерсиса у станка и на середине зала в этот
период у мальчиков упрощены. В занятиях используется соревновательная форма.

Девочки и мальчики с первого года обучения осваивают «классический танец». Особое
внимание уделяется и ОФП мальчиков и формированию устойчивой мотивации к
занятиям хореографии. Вместе с этим практикуются сводные репетиции, совместные
занятия мальчиков и девочек и как результат - совместные концертные номера, через
постановочную работу дети знакомятся и с современными направлениями в
хореографии
Отличительная особенность программы. Танец – это музыкальнопластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь
в художественных образах. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе
творческих способностей требует от педагога не только знаний соответствующей
методики, но и предлагает наличие у него правильного представления о танце, как
художественной деятельности, виде искусства. В связи с тем, что сейчас остро стоит
проблема гиподинамии, занятия хореографией позволяет восполнить дефицит
движений, способствует развитию грации, осанки, красоты тела, что делает
привлекательной данную программу.
Общеобразовательная программа направлена на вооружение воспитанников
знаниями
основ
хореографического
искусства,
развитие
артистических,
исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального,
интеллектуального, нравственного уровня и дополняет предметы школьной
программы, такие как музыка, физкультура, история, биология, литература,
английский и французский.
Учитывая требования современного дополнительного образования, данная
комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного
образования детей: развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие
личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в
современном динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к
ценностям мировой культуры и искусству; сохранение и охрана здоровья детей,
бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как
инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность.
Программа является комплексной, так как направлена не только на постижение
искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание
ребенка, раскрепощение и раскрытие индивидуальности. Программа предусматривает
сочетание направлений хореографии и непрерывности обучения. Тем самым
программа расширяет возможности учебного процесса и позволяет ребёнку
поддерживать интерес через разнообразие видов деятельности.
Программа включают в себя два самостоятельных автономных модуля:
I. Классический танец.
II. Народно – сценический танец.
С эстрадным и современным направлением дети так же знакомятся
в процессе постановочной работы, для более полного и разностороннего знакомства с
хореографическим искусством. Каждый модуль может использоваться как
самостоятельная программа и как комплекс в единой программе.
На протяжении всего курса обучения учащиеся изучают классический танец,
так как он является основой – фундаментом хореографического образования. С
третьего года обучения в учебный план включаются часы на изучение курса по модулю
«Народно – сценический танец» с целью всестороннего развития ребёнка. Знание
данного курса необходимо в постановочной работе для создания хореографических
номеров к отчётным концертам, конкурсам, фестивалям.

Адресат программы. В хореографическую студию принимаются дети с 5 лет.
Набор мальчиков и девочек осуществляется по результатам просмотра. Группы
формируются по половому признаку (мальчики, девочки). Условия дополнительного
набора обучающихся в коллектив на вакантные места, на второй, третий и четвёртый
годы обучения на основании результатов собеседования, просмотра физических
данных, наличия базовых знаний в области классического танца и т.д.
Программа курса рассчитана для обучающихся младшего звена, возраст
учащихся 5 - 9 лет. Наполняемость 8 – 25 человек. Состав группы 1 года обучения:
возраст 5 - 7 лет, 8 - 25 человек, 2 года обучения: возраст 6 - 9 лет, 8-25 человек.
Уровень программы:
Стартовый. Обучающие приобретают навыки и знания по хореографии, развивают
мышечную выразительности тела. Знают назначение отдельных упражнений
хореографии.
Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в
различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший
ритмический рисунок.
У обучающихся сформированы личностные качества, коммуникативные способности.
Объем программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Мир танца. Полет и вдохновение» рассчитана на 2 года обучения 216
часов, 1 год обучения 72 часа, 2 год обучения 144 часа.
Режим занятий:
 1 год обучения 2 раза в неделю по 1 академическому часу (1 час- 35 мин)
 2 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 час- 35 мин)
Формы организации образовательного процесса:
 Индивидуальная
 Групповая
 Подгрупповые
При обучении используются следующие типы занятий:
1. Учебно-тренировочные занятия;
2. Комбинированные;
3. Занятия-репетиции;
4. Постановочные занятия;
5. Концерты, спектакли, фестивали, конкурсы, гастроли;
6. Диагностические.
Учебно-тренировочные занятия – основной плацдарм, на котором
выстраиваются все остальные структурные элементы программы.
Концертная деятельность является важным компонентом образовательной
программы, так как это практический показ творческого роста ребенка,
реализация накопленного опыта, знаний, умений, навыков, творческого потенциала.
Воспитанники участвуют в социально-значимых концертах, что в свою очередь
формирует их гражданскую позицию. Традицией является ежегодный отчетный
концерт.
Участие в фестивалях и конкурсах даёт для детей мощнейший толчок в
творческом развитии. Это и обмен опытом, и знакомство с художественными
достижениями творческих коллективов из других городов. Масса впечатлений от
интереснейшего путешествия, общение, атмосфера незабываемого праздника. Всё это
является стимулом для творческого вдохновения и дальнейшего роста воспитанника.
Лекции и просмотры видеоматериалов. Несомненна необходимость
применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать

на различные органы чувств. Иллюстративный материал усиливает эмоциональный
фон обучения, формирует мотивацию у воспитанников. И поэтому для знакомства
воспитанников с лучшими образцами отечественной и мировой танцевальной
культуры подобрана коллекция видеоматериалов. Это всемирно известные балетные
спектакли; концертные выступления всемирно известных ансамблей народного
танца, которые являются высокохудожественным образцом исполнительского
мастерства; современные балетные шоу, отражающие традиции разных народов.
Летние творческие лагеря, где ребята проявляют свою творческую
активность и самостоятельность в подготовке интересных мероприятий, пробуют
себя в роли режиссеров, актеров, ведущих. Проявляют заботу о младших. Ощущают
себя единой сплоченной командой. Общаются с детьми из других творческих
коллективов.
Методы обучения:
• Словесные
• Наглядные - показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения
• Практические - экзерсис, тренировочные упражнения, этюды и композиции.
• Репродуктивные - (обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности);
• Самостоятельная творческая работа.
Формы контроля: участие в концертах, конкурсах, создание творческих
номеров по окончании разделов, беседа, тестирование, мастер-класс, самостоятельная
работа.
Образовательные результаты:
Личностные:

иметь навыки самоопределения,

удовлетворить потребность в саморазвитии,

участвовать в коллективном обсуждении проблем,

уметь оценивать объективно свою деятельность,

иметь потребность в постоянном совершенствовании,

иметь навык нравственно-этического оценивания лучших образцов
танцевального искусства.
Метапредметные:

уметь выбирать наиболее эффективный способ поведения,

уметь выстраивать логические цепи поведения,

уметь выделять познавательную цель,

выражать свои мысли полно и точно,

воспитывать патриотизм,

разрешать конфликты,

уметь определять цели,

обладать волевой саморегуляцией,

уметь прогнозировать,

уметь оценивать и корректировать действия свои и партнера,

владеть приемами освобождения дыхательных мышц.
Предметные:

знать о разных уровнях сценического внимания и уметь разграничивать
их в танцевальном действии,

знать культуру сцены, костюма, азбуку танца,


уметь творчески мыслить средствами хореографии,

владеть навыкам правильного и выразительного движения в области
классической, народной и современной хореографии,

владеть приемам актерского мастерства,

владеть приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля
и взаимоконтроля.
Цель: развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей
детей посредством хореографии.
Задачи:
обучающие:
•обучение языку танца: классического, народного, современного на уровне
самодеятельного хореографического коллектива,
• обучение азам музыкальной грамоты,
• обучение грамотному, выразительному исполнению танца,
• обучение исполнительскому мастерству.
развивающие:
•гармоничное развитие танцевальных, музыкально-двигательных, художественнотворческих способностей обучающихся,
• улучшение природных данных: развитие мышц, связок, подвижности суставов, развитие «подъема», «шага», выворотности, гибкости, прыжка, выработка осанки,
• укрепление здоровья,
• развитие координации, естественной грации, музыкальности и ритмичности,
• развитие художественного восприятия и вкуса, культуры поведения.
воспитательные:
• формирование эстетического вкуса, желания созидать прекрасное средствами танца,
• формирование культуры исполнения и поведения участников студии,
• формирования таких качеств, как целеустремленность, трудолюбие, патриотизм,
ответственность, настойчивость и упорство, умение взвешенно относиться к своим
результатам, смелость, умение дорожить временем и помогать друг другу,
• воспитание уважения к ценностям различных культур — отечественной и
зарубежной.

Название разделов
1. « Классический
танец»
1.1. Введение.
Инструктаж по ТБ
1.2.
Подготовительные
упражнения.
Музыкальная азбука
1.3. Партерная
гимнастика
1.4. Изучение
элементов
классического
экзерсиса у станка.
Балет как вид
сценического
искусства
1.5. Изучение
элементов
классического
экзерсиса на середине
зала

Учебный план 1 года обучения
Количество часов
Формы
теория практика всего контроля

1

0

1

1

3

4

3

13

16

Викторина
Опросник
Музыкальные
задания
Наблюдение
Наблюдение
Опрос

3

14

Методическое
обеспечение

17

Наблюдение
Опрос

«Основные
принципы
планирования и
построения
урока
классического
танца»
«Основные
принципы
планирования и
построения
урока
классического
танца»
«Основные
принципы
планирования и
построения
урока
классического
танца»

1

1

2

1.6. Allegro (прыжки)

1

2

3

Наблюдение
Опрос

1.7. Танцевальные
движения
1.8. Репетиционная
работа:
- групповая
(подгрупповая)
- индивидуальная
(с солистами)
- коллективная
1.9. Постановочная
работа:
- групповая
(подгрупповая)

1

4

5

Танцевальный
срез
Танцевальный «Развитие
срез
артистизма у
детей на
занятиях
хореографией»

0
2

7

0
9

0
4

8

0

Танцевальный «Развитие
срез
артистизма у
детей на
занятиях
хореографией»

- индивидуальная
(с солистами)
- коллективная
Радость
творчества.
1.10. Мониторинг
1.11. Концертная
деятельность
Итого:

12

0

1

1

Диагностика

0

2

2

Отчётный
концерт

17

55

72

Инструментарий
мониторинга

Содержание программы 1 года обучения
Классический танец – особый вид искусства хореографии, который обладает строго
разработанной системой движений, призванной сделать тело дисциплинированным,
подвижным и прекрасным, превращая его в чуткий инструмент, послушный воле
балетмейстера и самого исполнителя. Классический танец с его богато развитой
школой учит не только совершенствовать тело, движения и позиции классического
танца несут в себе мощный эмоциональный заряд, давая возможность ребёнку найти в
своей душе отзвук на благородство движений своего тела. В хореографической студии
классический танец как учебный предмет закладывает фундамент исполнительской
культуры. Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он
приобщает их к богатству танцевального и музыкального творчества.
Занятия начинаются на середине зала с упражнений на развитие всех групп
мышц и исправления физических недостатков в тех формах и с той степенью
технической сложности и нагрузкой на мышечный аппарат, который доступен
учащимся. На начальном этапе обучения по модулю «Классический танец» изучаются
принятые в танце позиции рук и ног, осваивается простейшая координация и элементы
танцев, удобные и понятные учащимся. В условиях сокращения больших и
специфических нагрузок, отказа от технических сложностей педагогу предоставляется
возможность уделить главное внимание культуре исполнения. Освоение плана зала,
движение по площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы,
навыки координации, культура общения с партнёрами, начальные навыки
ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, умение передать в движении
стилевые особенности музыки, разнообразие темпов и ритмов, формирование чистоты
стиля и хорошей манеры исполнения – сложные и многообразные задачи обучения.
В соответствии с программой рекомендуется следующая схема проведения
занятия:
Занятие состоит из трёх частей.
1. Вводная часть.
Беседы о танце, его красоте и выразительности, об обязательной
согласованности движений, о значении музыки в искусстве хореографии, о
танцевальной форме, дисциплине, гигиене и т. п.
2. Подготовительная часть.

Выполняются физические упражнения (марш, бег, прыжки, элементы
современной пластики, партерные упражнения).
3. Основная часть.
 упражнения у палки;
 упражнения на середине зала;
 упражнения с элементами прыжков.
4. Заключительная часть.
Разучивание отдельных танцевальных элементов, комбинаций, движений.
В начале и в конце занятия исполняется поклон на 4/4, 3/4, 2/4.
В средних и старших классах педагог, руководствуясь своим опытом,
индивидуально распределяет время занятия. Занятие по классическому танцу должно
проводиться не реже двух раз в неделю.
Показав и объяснив учащимся то или иное упражнение, необходимо указать на
самое главное в его исполнении. Индивидуальный опрос учащихся (устный, а иногда
и с показом) необходимо проводить на каждом занятии. Кропотливое повторение
пройденного материала тренирует мышцы и улучшает качество исполнения
упражнения.
В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен уделять
терминологии. Точное, правильное владение терминологией указывает на культуру,
профессионализм, как педагогов, так и воспитанников.
Для того чтобы занятие было продуктивным, педагогу необходимо заранее
продумать упражнения, а кроме того, быть готовым импровизировать и вносить
коррективы, исходя из состояния учащихся на данный момент. Исходя из условий
работы, в процессе занятий можно менять традиционный, сложившийся в
профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения
материала и в какой-то степени к методике преподавания при непременном сохранении
основных принципов, лежащих в основе ведения этой танцевальной дисциплины.
Теоретический материал включает рассказы, беседы о мировых достижениях в
области хореографии с использованием практического показа, просмотры теле- и
видеоматериалов с последующим обсуждением. На практических занятиях объяснение
методики исполнения танцевальных упражнений сопровождается показом. Кроме
этого с малышами 5-7 – летнего возраста активно проводятся танцевальные игры,
творческие задания на развитие артистизма и воображения, с детьми средней и старшей
ступеней – развивающие этюды и танцевальные композиции. Теоретические и
практические занятия интегрированы. Содержание учебного материала
распределено по годам обучения для удобства планирования работы с каждой учебной
группой.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Классический танец
Исходя из основной задачи – формирование балетной осанки, постановка
корпуса, ног, рук и головы, а также развитие профессиональных данных –
определяются следующие направления:

1.
2.
3.
4.

Укрепление общефизического состояния учащихся.
Дальнейшее развитие корпуса – основа равновесия (апломб).
Овладение навыками координации движений.
Постановка правильного дыхания.

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила техники
безопасности и поведения во время занятий. Проведение инструктажа по охране труда,
правила поведения на занятиях в танцевальном коллективе, ПДД, ППБ. Вопросы
дисциплины, планы и задачи на учебный год. Просмотр видеоматериала выступлений
танцевальных коллективов. Входная диагностика.
Понятия: «балетная осанка», выворотность, устойчивость, en dehors, en
dedans. Позиции рук и ног. План танцевального зала (восемь точек).
1.Подготовительные упражнения.
Теория: правила выполнения упражнений.
Практика: выполнение упражнений.
1.1 Для концентрации внимания используются движения по кругу, по диагонали,
прямо:
 Танцевальный шаг с вытягиванием стопы в темпе марша;
 Шаг на полупальцах при вытянутых коленях «ходули»;
 Шаги на носках и пятках;
 Шаги на всей стопе с высоко поднятыми коленями;
 Шаг с последующим наклоном корпуса вперёд;
 Шаги с пружинистым наклоном;
 Pas couru – мелкий бег на полупальцах;
 Бег в различных комбинациях (с высоким подъёмом согнутых в коленях ног
вперёд, на одной ноге, с прыжками по шестой позиции и т. д.);
 Pas emboite – выбрасывание прямых ног поочерёдно на 20 градусов во всех
направлениях (вперёд, в сторону, назад).
1.2 Упражнения для развития отдельных групп мышц и различных частей тела:
 Поочерёдные наклоны головы: вперёд – вверх, назад – вверх, вперёд – назад;
 Поочерёдные наклоны головы: направо – прямо, налево – прямо, направо –
налево;
 Поочерёдные повороты головы: направо – прямо, налево – прямо, направо –
налево;
 Круговые движения головы по отдельности и слитно;
 Подъём и опускание плеч: поочерёдно и вместе;
 Круговые движения плеч: поочерёдные и одновременные;
 Сведение плеч вперёд и их раскрытие;
 Растягивание локтей и плеч – сомкнутыми в «замок» за спиной руками;
 Поочерёдные наклоны вперёд с сомкнутыми в «замок» сзади и спереди руками;
 Наклоны направо и налево с руками по усмотрению педагога;
 Выпады направо и налево без разворота корпуса;
 Разнообразие releve на полупальцы по шестой позиции;
 Прыжки на двух ногах – saute и на одной ноге поочерёдно;
 Прыжки с поджатыми ногами.
Примечание 1.1 и 1.2 части можно чередовать, используя или 1.1 или 1.2 часть на уроке.

Форма контроля: наблюдение.
2.Партерная гимнастика.
Теория: правила выполнения упражнений.
Практика: выполнение упражнений.
1. Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава (сидя, лёжа на
спине и на животе):
- сокращение и вытягивание стоп в голеностопном суставе поочерёдно и
одновременно;
- раскрытие стоп из шестой позиции;
- круговые движения в голеностопном суставе внутрь и наружу;
- упражнения для укрепления мышц фаланг пальцев, своды стопы
(поперечных и продольных мышц стопы).
2. Упражнения для укрепления мышц поясничного отдела позвоночника и мышц
живота:
- вытягивание поясничного отдела сидя и лёжа;
- то же с согнутыми коленями (сидя);
- развороты колен направо и налево в положении сидя и лёжа.
3. Упражнения для развития подвижности тазобедренного сустава (выворотности).
Лёжа на спине и животе:
- отведение и приведение ноги, согнутой в коленном суставе, в сторону:
поочерёдно и одновременно;
- отведение и приведение вытянутой ноги с подъёмом на 45 и 60 градусов в
сторону: поочерёдно и одновременно;
- passe поочерёдно с двух ног;
- притягивание обеих ног согнутыми максимально раскрытыми коленями к
туловищу.
4. Упражнения для развития гибкости.
Лёжа на животе:
- прогибы назад в плечевом поясе;
- прогибы назад в грудном отделе позвоночника.
Лёжа на спине:
- наклоны туловища вперёд («складывание» с прямыми вытянутыми
ногами);
- перенос прямых ног спереди в положение за голову;
- «стойка» на лопатках («свечка»);
- «мостик».
5. Упражнения для развития и укрепления мышц живота и брюшного пресса:
(«велосипед», «ножницы», «уголок» и т. д.).
6. Grand battement jete (махи, броски ног) во всех направлениях (лёжа на спине,
животе, боку, стоя на коленях и ладонях).
7. Разнообразные «растяжки» для ног и воздействующие на все группы мышц.
Форма контроля: наблюдение.
3.Прыжки.
Теория: правила выполнения прыжков.
Практика: выполнение прыжков.
На скакалке и без нёё
- temps leve saute по шестой позиции;

- temps leve saute по шестой позиции с поджатыми ногами;
- temps leve saute по шестой позиции с продвижением вперёд – назад, направо –
налево, на одну четверть поворота в обе стороны, на двух ногах и на одной ноге
поочерёдно.
Выдох приходится всякий раз на момент приземления.
Форма контроля: наблюдение.
4.Упражнения на выработку силы, пластичности и выразительности рук.
Махи поочерёдно и вместе вперёд, в сторону, «волна» рук и т. п.
5.Балет как вид сценического искусства.
Теория: Особенность балетного спектакля. Либретто - основа будущего спектакля,
драматическое действие, конфликты, характеры героев, их отношение и переживания.
Музыка в балетном спектакле. Творчество П.Чайковского, М.Петипа, Симфонический
балет: «Спящая красавица» и «Щелкунчик»(1889-1892).
Практика: Просмотр, разбор и анализ просмотренного
видеоматериала отрывков из балетов: «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Форма контроля: опрос-беседа.
6.Музыкальная азбука.
Теория: Значение музыки в танце. Музыкальные оттенки (быстро, медленно, тихо,
громко). Музыкальный размер. Понятия: музыкальный такт, музыкальная фраза,
интервал, затакт; соло, солист, дуэт.
Практика: Прослушивание и определение характера музыки.
Танцевальные этюды. Сочетание прыжков, хлопков, притопов, поворотов
в различном ритмическом рисунке.
Форма контроля: опрос-беседа.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
1.Повторение и закрепление пройденного материала первого полугодия.
Со второго полугодия первого года обучения начинается изучение элементов
классического экзерсиса сначала лёжа на полу, руки раскрыты в стороны или вверх.
Теория: правила выполнения элементов классического экзерсиса в партере.
Практика: выполнение упражнений.
1. Plie – притягивание к туловищу максимально раскрытых ног, согнутых в
коленях из 1-й позиции, пятки максимально отведены вперёд – вверх.
2. Battement tendu по 1-й позиции:
- вперёд и в сторону – лёжа на спине;
- назад и в сторону – лёжа на животе.
3. Battement tendu jete по 1-й позиции:
- вперёд и в сторону – лёжа на спине;
- назад и в сторону – лёжа на животе.
4. D-rond de jambe en dehors – лёжа на спине;
D-rond de jambe en dehors – лёжа на животе.
5. Sur le cou-de-pied и passe – лёжа на спине и на животе.
6. Battement soutenu на 45 градусов из положения sur le cou-de-pied из 1-й позиции
вперёд и в сторону, лёжа на спине; назад и в сторону, лёжа на животе.
7. Releve lent на 90 градусов:

- вперёд и в сторону – лёжа на спине;
- назад и в сторону – лёжа на животе.
8. Grand battement jete:
- вперёд и в сторону – лёжа на спине;
- назад и в сторону – лёжа на животе;
- в сторону – лёжа на боку.
Упражнения на полу исполняются с учётом всех требований и правил
классического экзерсиса.
Форма контроля: наблюдение.
2.Экзерсис у станка (лицом к палке):
Теория: Постановка корпуса - правила выполнения элементов классического
экзерсиса у станка.
Практика: выполнение упражнений.
1. Постановка корпуса, рук, головы.
2. Позиции ног: 1-я, 2-я, 3-я.
3. В releve по 6-й позиции (на 2 такта; 4/4).
4. Demi plie по 1-й, 2-й, 3-й и 6-й позициям (на 2 такта, 4/4).
5. Battement tendu из 1-й позиции в сторону (на 2 такта, 4/4).
6. Наклоны корпуса в сторону (на 2 такта, 4/4).
7. Растяжка ног – с одной ногой на палке вперёд и в сторону.
Форма контроля: наблюдение.
3.Движения на середине зала.
Теория: правила выполнения элементов классического экзерсиса на середине зала.
Изучение 8 точек зала.
Практика: выполнение упражнений на определение точек зала в игровой форме.
Выполнение комбинаций для рук.
1. Изучение направлений в танце (8 точек зала).
2. Понятие: allonge.
3. Подготовительное положение рук.
4. Упражнения для рук – различные комбинации.
Форма контроля: конкурсные задания.
4.Прыжки.
Теория: правила выполнения прыжков.
Практика: выполнение прыжков.
1. Прыжки со скакалкой на месте и в продвижении.
2. Прыжки трамплинные и толчковые («лягушка» - ноги согнутые в коленях, в
сторону; «козлик» - одна нога согнута, другая вытянута вперёд).
Форма контроля: наблюдение.
5. Танцевальные движения.
Теория: правила выполнения движений и разучивание комбинаций.
Практика: выполнение танцевальной комбинации на основе подскоков, хлопков,
прискоков, поворотов и галопа в паре и индивидуально.
1. «Подскоки» - на месте, с продвижением, с поворотом на 90 градусов в
комбинации с хлопками, прискоками.
2. «Галоп» - по линии, по диагонали, по кругу (по одному и в паре).
Изучение массового танца на основе полученного танцевального материала.
Форма контроля: наблюдение.

6.Радость творчества.
Теория: Психологический настрой перед выходом на сцену. Распределение
сценического пространства. Уважение к другим участникам концерта. Правила
поведения перед, во время и после концерта. Понятия: сцена, концерт, программа,
исполнитель, финал, занавес, кулисы, задник. Понятия: детский сюжетный танец,
сюжет танца, рождение танца, его тема, настроение. Характеристика героев.
Эмоциональность, образность. Рисунок в танце.
Практика: Постановочная работа. Разучивание хореографической лексики,
танцевальных комбинаций, рисунка танца. Этюдная работа (образы героев детского
сюжетного танца). Постановка танцевального номера (не более двух новых номеров в
год).
Репетиционная работа. Работа над танцевальными номерами. Точность
исполнения фигур и перестроений, музыкальность. Выход на исходные точки.
Соединение актерского и танцевального действия.
Этика артиста. Понятия: общая цель, общий замысел, единая сверхзадача.
Творческая дисциплина. Манера поведения, костюм и прическа. Развитие в коллективе
духа товарищества, дружбы и взаимопомощи.
Практическая часть. Игровые импровизации на тему: «Вместе мы сила».
Поведение во время и до концертов, на репетициях.
Итоговое занятие. Ежегодный Отчетный концерт. Подведение итогов.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
знать:
- понятия: осанка, выворотность, апломб, точки зала, сценическая площадка;
- позиции рук, ног;
- правила исполнения движений классического экзерсиса (партер);
- название движений классического танца;
- значение музыки в танце (ритм, такт, мелодия);
- танец как вид искусства;
- правила поведения на занятиях, репетициях, концертах.
понимать эстетическую сторону хореографии.
уметь:
- исполнять движения классического экзерсиса (партер);
- грамотно воспринимать подаваемый материал;
- двигаться в пространстве зала в соответствии с музыкой;
- держать осанку в статике и динамике;
- определять музыкальный ритм, динамические оттенки произведения;
- проявлять творческую активность и желание научиться танцевать;
- развивать физические данные (гибкость, выворотность, подъем, растяжка).
сформированы навыки:
- работы в коллективе;
- правильной осанки;
- репетиционной и постановочной работы.
- трудолюбия, внимания, дисциплинированности, пытливости, наблюдательности;
- культуры творческого общения.

Название разделов

Учебный план 2 года обучения
Количество часов
Формы
теория практика всего контроля

Методическое
обеспечение

1. « Классический
танец»
1.1. Введение.

Инструктаж по ТБ
1.2.Подготовительные
упражнения.
Музыкальная
грамотность.
1.3.Партер. Изучение
элементов
классического
экзерсиса
1.4.Изучение
элементов
классического
экзерсиса у станка.
Основные
компоненты
балетного спектакля
1.5.Изучение

Викторина
Опросник

2

0

2

2

6

8

Музыкальные
задания

4

19

23

Наблюдение

Наблюдение
Опрос
4

2

26

4

30

6

Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Опрос

элементов
классического
экзерсиса на
середине зала

1.6.Allegro:

2

10

12

1.7.Танцевальные

2

10

12

движения:
1.8.Репетиционная
работа:
- групповая
(подгрупповая)
- индивидуальная
(с солистами)
- коллективная
Вдохновение
творчества

0
4

20

0
24

«Основные
принципы
планирования и
построения
урока
классического
танца»
«Основные
принципы
планирования и
построения
урока
классического
танца»
«Основные
принципы
планирования и
построения
урока
классического
танца»

Танцевальный
срез
«Развитие
Танцевальный артистизма у
детей на
срез
занятиях
хореографией»

1.9.Постановочная
работа:
- групповая
(подгрупповая)
- индивидуальная
(с солистами)
- коллективная
Радость
творчества
1.10. Мониторинг
1.11. Концертная
деятельность

0
10

14

0

Танцевальный «Развитие
срез
артистизма у
детей на
занятиях
хореографией»

24

0

1

1

Диагностика

0

2

2

Отчётный
концерт

32

112

144

Инструментарий
мониторинга

Итого:
Содержание программы 2 года обучения
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
Классический танец
Основными задачами второго года обучения по предмету «Классический танец»
является:
1. Постановка корпуса, ног, рук, головы на основе простейших движений
классического тренажа.
2. Освоение первичных понятий и терминов классического танца.
3. Развитие навыков координации и музыкального слуха.
4. Воспитание танцевальности элементами художественной окраски движений.
Вводное занятие. Повторение правил охраны труда, правил противопожарной
безопасности, ПДД. Вопросы дисциплины и правил поведения во время занятий,
планы, цели и задачи на новый учебный год, решение организационных вопросов.
Особенности занятий по программе второго года.
Форма контроля: викторина, опросник.
1.Подготовительные упражнения.
Включают в себя пройденный материал первого года обучения.
2. Партер.
Теория: правила выполнения упражнений.
Практика: выполнение упражнений.
Совершенствование и усложнение движений, использование более сложных, силовых
упражнений. Упражнения для стоп одновременно с движением рук. Работа над
танцевальным шагом, выворотностью, гибкостью. Упражнения для растягивания
задних мышц бедра, для укрепления мышц спины, для развития подвижности
позвоночного столба, для фиксации ключицы. Спортивные элементы, используемые в
танце: колесо, стойка на лопатках, шпагат, мостик, перекидное, рондад и т.д..
Форма контроля: наблюдение.

3.Экзерсис у станка.
Теория: правила выполнения элементов классического экзерсиса у станка.
Практика: выполнение упражнений.
1. Позиции ног (лицом к палке, позднее боком, держась рукой за палку, вторая на
поясе) – 1-я, 2-я, 3-я, 5-я позиции ног.
2. Позиции рук (на середине зала или спиной к палке) – подготовительные
положение, 1-я и 2-я позиции.
3. D-plie (лицом к палке) (на 2 такта 4/4, на один такт 4/4) в 1-й позиции, в 5-й
позиции.
4. Releve на полупальцах, включаем 1-ю и 2-ю позиции (на 2 такта 4/4, на 1 такт
4/4).
5. Battement tendu из 1-й позиции в сторону, вперёд, назад (на 2 т. 4/4).
6. Battement tendu jete из 1-й позиции во всех направлениях (на 4 т. 4/4).
7. Passe par terre из 1-й позиции вперёд-назад (на 1 т. 4/4).
8. Demi rond de jambe par terre en dehors u en dedans (на 2 т. 4/4).
9. «Растяжка» ног у палки и на полу в «шпагат».
Форма контроля: наблюдение.
4.Прыжки.
Теория: правила выполнения прыжков.
Практика: выполнение прыжков.
1. Прыжки на скакалке и без неё (добавляем saute по 1-й позиции, не соблюдая
точного исполнения), «мячик», «козлик», «разноножка», «бег», «подскок».
2. Прыжковые движения с поднятием согнутого колена, с броском ноги на 90
градусов.
3. Изучение temp leve saute по 1-й и 2-й позициям (лицом к станку, затем на
середине зала).
Форма контроля: наблюдение.
5.Танцевальные движения.
Теория: правила выполнения движений и разучивание комбинаций.
Практика: выполнение танцевальной комбинации на основе польки, галопа в
повороте, подскоков в повороте в паре и индивидуально.
1. Pas польки.
2. Галоп с поворотом на 180 градусов.
3. Подскок в повороте на 180 градусов и 360 градусов.
4. «Колесо». Танцевальные комбинации, этюды.
Форма контроля: наблюдение.
6. Основные компоненты балета.
Теория: Литературная основа - стержень драматургии балетного спектакля. Мифы,
легенды, предания, сказки литературные источники для сюжетов. Раскрытие
содержания балета в музыкально-хореографических образах. Развитие конфликта.
Раскрытие характеров. Живопись и балет. Творения М.Фокина, В.Нижинского,
художников А.Бенуа, Н.Рериха, Л. Бакста, А.Головина,
композитора И.Стравинского «Жар птица»(1910), «Петрушка»(1911).

Практика: Просмотр и анализ просмотренного видеоматериала отрывков из балетов:
«Жар птица», «Петрушка».
Форма контроля: опрос-беседа.
7.Музыкальная грамотность.
Теория: Темп (адажио, анданте, аллегро). Понятия: ритм, такт, затакт, аккорд, акцент,
пауза. Ансамбль, трио, квартет. Кульминация, финал.
Практика: Прослушивание, определение характера музыки и ее
разбор. Создание танцевальных этюдов.
Форма контроля: опрос-беседа.
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Повторение и закрепление пройденного материала первого полугодия.
1.Экзерсис у станка.
Теория: правила выполнения элементов классического экзерсиса у станка.
Практика: выполнение упражнений.
1. Releve на полупальцах по 1-й, 2-й, 5-й позициям (1 т. 4/4).
2. Demi plie по 1-й, 2-й, 5-й позициям (1 т. 4/4).
3. Grand plie по 1-й, 2-й позиции (2 т. 4/4).
4. Battement tendu из 5-й позиции в сторону (2 т. 4/4).
5. Battement tendu в demi plie из 5-й позиции в сторону (1 т. 4/4).
6. Battement jete из 1-й позиции (1 т. 4/4).
7. Rond de jambe par terre en dehors u en dedans (2 т. 4/4).
8. Releve lent из 1-й позиции на 45 градусов вперёд, в сторону, назад (2 т. 4/4).
9. Наклоны корпуса в сторону, назад (лицом к станку), вперёд (спиной к станку) (2
т. 4/4).
10. Растяжка ног.
Форма контроля: наблюдение.
2.Движения на середине зала.
Теория: правила выполнения элементов классического экзерсиса на середине зала.
Понятие апломб.
Практика: выполнение упражнений экзерсиса на середине зала.
1. Позиции рук – 1-я, 2-я, 3-я.
2. Port de bras – первая форма.
3. Упражнения для рук.
4. Temps leve saute по 1-й, 2-й, 3-й позициям (1 т. 4/4) (руки в подготовительном
положении).
Повторение и закрепление материала выученного у станка.
Форма контроля: наблюдение.
3.Танцевальные движения.
Теория: правила выполнения движений и разучивание комбинаций и этюдов.
Практика: выполнение танцевальных комбинаций и этюдов.
1. «Полька», «галоп», «подскок», по кругу в комбинациях.
2. Шаг полонеза.
3. Вальсовая дорожка вперёд.
4. Pas chasse вперёд

5. Комбинации и этюды.
Форма контроля: наблюдение.
4.Вдохновение творчества.
Теория: Понятия: сценарий, пролог, финал, рампа. Световое оформление сцены.
Психологический настрой. Понимание исполнителем значимости его выступления на
сцене.
Понятия: дуэтность (общение в паре), художественное воплощение, артистизм.
Распределение сценического пространства во времени и пространстве. Рисунок танца
(круг, диагональ, полукруг, линия, колонки, звездочки, воротца, змейки).
Синхронность исполнения танца. Грамотное распределение рисунка в репетиционном
зале и на сценической площадке. Музыкальность, выразительность образа.
Практика: Постановочная работа. Постановка танцевальных номеров.
Репетиционная работа. Грамотное понимание танцевальной лексики. Работа над
точностью и законченностью танцевальных фигур и поз. Отработка сложнотехнических и трюковых танцевальных элементов.
Концертная деятельность. Участие в концертах.
Этика артиста. Творческий процесс. Совместное творчество. Радость коллективного
труда, чувство товарищества, готовность подчинить свои личные интересы интересам
коллектива. Внимание друг к другу. Отношения с другими людьми, манеры и
привычки. Понятия: зависть, вражда, апатия, закулисные дрязги, мелкие интересы.
Характер человека. Атмосфера в коллективе. Практическая часть. Этюды на
заданную тему (совместное творчество двух и более человек). Этюды: «Пойми
другого». Помощь в разучивании новых движений и танцев.
Итоговое занятие. Ежегодный Отчетный концерт. Итоги работы за весь
учебный год. Демонстрация творческого роста воспитанников.
Форма контроля: наблюдение.

Ожидаемые результаты 2 года обучения
знать:
- понятие танцевальная комбинация;
- правила исполнения и терминологию новых элементов и комбинаций классического
танца;
- роль музыкального сопровождения в танце.
уметь:
- координировать свое тело в статике и динамике;
- воспринимать усложненную танцевальную лексику;
- слышать увеличение темпа музыкального произведения и передать его в движении;
- самостоятельно исполнять выученные движения и комбинации;
- чувствовать и передавать настроение в музыке;
- точно воспроизвести рисунок в танце;
- использовать логическую, мышечную и музыкальную память в работе над
танцевальными элементами.
У воспитанников будут сформированы:
- потребность в занятиях;
- понимание музыкально-двигательного образа;
- осмысленное восприятие движений;
- творческая самостоятельность;
- художественный вкус;
- заинтересованность, увлеченность; навык совместного творчества.

Педагогический мониторинг развития хореографических способностей направлен на
изучение и фиксацию творческих способностей каждого ребенка, динамику его
личностного развития.
План мониторинга
1. Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников и фиксирование
достигаемых результатов.
2. Обобщение результатов.
3. Анализ и оценка достигаемых результатов.
Результаты отслеживаются путем проведения первичного (входная диагностика),
промежуточных и итогового контроля.
Первичный контроль проводится до октября (в период набора детей в учебные группы,
на протяжении первых занятий с ними).
Цель — определение уровня или степени творческих способностей детей в начале
цикла обучения.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
1. уровень подготовленности детей для данного вида деятельности;
2. выбор форм и методов работы с данными детьми.
Формы проведения первичной диагностики — наблюдение, опрос.
Промежуточный контроль проводится ежегодно в мае.
Цель — подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности
продвижения воспитанников.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
1. какова оценка успешности выбора технологии и методики;
2. анализируются результаты обучения на данном этапе.
Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывает сам педагог в удобной
для него форме.
Итоговая диагностика проводится в мае заключительного года обучения по
программе.
Цель — определение уровня подготовки и уровня развития творческих способностей
детей в конце цикла обучения.
Формы проведения: самооценка воспитанника, оценка педагога, уровень удовлетворенности услугой родителей, законных представителей.
Форма оценки результата воспитанника очень важна. Она должна быть конкретна и
понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. Главное — побудить
воспитанника к сознательному самосовершенствованию, воспитать умение
оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Уровни результативности и их характеристики:
Высокий уровень характеризуется наличием выраженного интереса к
хореографии, воспитанник любит хореографические занятия, желает продолжить
обучение, участвует в большинстве проводимых концертов и мероприятий, может
назвать свои любимые балетные спектакли, профессиональные коллективы, знает
имена ведущих балетмейстеров, артистов балета, его речь ярка, образна, эмоциональна.
Умеет точно и уверенно выполнять задания педагога. Имеет высокие творческие
достижения, занимает призовые места в конкурсах регионального, всероссийского и
международного уровня. Результаты контрольных срезов высокие.
Средний уровень – испытывает потребность в получении новых знаний. В
творческо-хореографической деятельности участвует, но не проявляет устойчивого

интереса. Может проявлять активность в эмоционально — выразительной форме,
однако четко выразить эмоции, в виде проникновения в образ, не может. Музыкально
— ритмическими навыками владеет на среднем уровне. Задания педагога выполняет
не точно. Может назвать любимый спектакль, профессиональный хореографический
коллектив, но объяснить причину выбора затрудняется. Сложные комбинации заданий
требуют помощи педагога. Принимает участие в конкурсах, фестивалях. Результаты
контрольных срезов средние.
Низкий уровень характеризуется нейтральным отношением к хореографии,
хореографические занятия безразличны или не нравятся. Затрудняется назвать
любимый балетный спектакль, профессиональный хореографический коллектив,
театр, артиста балета, балетмейстера. Интерес к творческой деятельности проявляет,
но он носит характер «всплеска». Предлагаемые творческие задания выполняет, но
большого интереса не проявляет. Радости открытия не испытывает, нет
эмоционального отклика на успех. Участие в конкурсах эпизодическое. Результаты
контрольных срезов низкие.
Уровни: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень – развитие качества или навыка только начинается;
средний уровень – качество или навык находится в развитии;
высокий уровень – можно говорить о хорошем развитии для данного возраста качества
или навыка.
Отслеживание по основным параметрам производится во время контрольных
уроков и по постоянному наблюдению за ребенком в образовательном процессе. Эти
наблюдения позволяют реализовать принцип дифференцированного подхода к
образованию и воспитанию на основе изучения индивидуальных особенностей,
склонностей, интересов ребенка.
Для решения поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих
методов диагностического исследования. Это беседы и наблюдения, вводный,
промежуточный и итоговый контроль.
Что же можно считать эффективным результатом работы по данной
программе? Безусловно, участие и победы юных танцоров в конкурсах разного уровня.
Каждый участник коллектива на отчётном концерте по итогам года получает грамоту,
где обозначены все его достижения на конкурсах. Однако, самое главное состоит в том,
что по окончании прохождения программы из коллектива выходят творческие
личности, влюбленные в танцевальное искусство. Личность, которая в любой
профессиональной области может ощущать вдохновение, рождать идею, замысел и
реализовывать его, то есть творчески относиться к своему делу и достигать высоких
результатов.
Материально-техническое обеспечение:
 танцевальный зал с зеркальными стенками,
 станки для занятий экзерсисом;
 фортепиано;
 инвентарь;
 костюмы, реквизит;
 ТСО: аудио и видео аппаратура.
Учебно-наглядные пособия:
 Стенд «Наша жизнь».
 Стенд «Словарь хореографических терминов».

 Стенд «Основные позиции».
 Книги и журналы о хореографии.
 Подборка в ВК видеозаписей: балетных спектаклей, известных ансамблей
народного танца и современных постановок, а так же видео-уроки
классического и народного танцев.
 Фонотека, видеотека, книжная библиотека, в которой представлены
методические и теоретические материалы, справочная литература.
Информационно-методическое обеспечение:

специальный методический фонд (разработки открытых занятий, мастерклассов, проведения мероприятий, бесед на познавательные и нравственные темы,
лекционный, иллюстративный и музыкальный материал);

литература по хореографическому искусству и истории танцев, а также,
иллюстрации, таблицы;

звуковые и смешанные (аудио и видео) методические материалы
(презентации о творчестве хореографов и танцоров)
Методические разработки: раздел «Классический танец»
- «Основные принципы планирования и построения урока классического танца»,
«Экзерсис на пальцах»;
раздел «Народно-сценический танец»
- «Последовательность и методика изучения упражнений у станка»,
- «Методические требования к построению комбинаций у станка»;
Постановочная, репетиционная и концертная деятельность: «Развитие
артистизма у детей на занятиях хореографией», "интегрированное обучение».
Главным итогом всей работы хореографического коллектива является
его репертуар. Создание и сохранение репертуара - основа всей работы
хореографического коллектива.

Список литературы для педагога
1.

Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство,

1983.
2.
Балетные либретто: Краткое изложение содержания балетов. – М.:
Музыка, 2002.
3.
Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы
программирования. - М: 1997.
4.
Васильева Т.И. Балетная осанка: Методическое пособие. – М.: Высшая
школа изящных искусств Лтд., 1993.
5.
Гиглаури В. Компоненты постановочной и исполнительской работы в
искусстве движения. – М.: ООО «Век информации», 2010.
6.
Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. – М.:
Искусство,1989.
7.
Даль В. Толковый словарь. – М: 1999.
8.
Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного
танца. Учебное пособие. Ч.II. – Орел, 2004.
9.
Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народносценический танец. – М.: Искусство, 1976.
10. Карп П.М. Младшая муза. – М.: Дет. лит., 1986.
11. Константиновский В. Учить прекрасному. – М.: Молодая гвардия, 1973.
12. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство, 1981.
13. Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений. – М.:
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2008.
14. Красовская В.М. История русского балета: Учебное пособие. – Л.:
Искусство,1978.
15. Лукаш А. 500 упражнений для позвоночника. Корригирующая гимнастика
для исправления осанки, укрепления опорно-двигательного аппарата и улучшения
здоровья.- М.: Наука и техника, 2007.
16. Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического
тренажа. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009.
17. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать:
учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ООО «Век
Информации» 2009г.
18. Руднева С. Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение,
1972.
19. Смирнов И.В. Музыка. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001.
20. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967г.
21. Устинова Т.А. Лексика русского танца. – М.: Редакция журнала «Балет»,
2006.
22. Фоменко И. М. Основы народно-сценического танца. Учебное пособие. –
Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2002.
Список литературы для обучающихся
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей / Ж.Е Фирилева, Е.Г. Сайкина - СПб, Детство - пресс, 2015. – 113
с.
2.
Балет. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. – 5730 с.

1.

Блок, Д.Д. Классический танец. История и современность / Д.Д. Блок – М:
Искусство, 1999. – 150 с.
4.
Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова – СПб:
Издательство «Лань», 2001. – 119 с.
5.
Гваттерини, М. Азбука балета – / М. Гваттерини – СПб: Издательство
«Лань», 2001. – 229 с.
6.
Детская энциклопедия «Балет». - М.: Астрель Аст 2001. – 113 с.
7.
Дешкова, И. Загадки Терпсихоры / И. Дешкова – М: Детская литература,
1999. – 25 с.

3.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».