Основы хореографии в детском коллективе

Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Основы хореографии в детском коллективе»
Возраст обучающихся: 6–10 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
Игошина Елена Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

г. Первоуральск 2020г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии в
детском коллективе» разработана в соответствии с

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196 «Об утверждении порядка Организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.11.2015 г № 09-3242);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества.
Искусство хореографии вносит определенный вклад в художественно - эстетическое
воспитание детей. Занятия танцами учат красоте и выразительности движений, формируют
правильную осанку, развивают музыкальность и чувство ритма. Хореография оказывает
комплексное воспитательное влияние на физическую и духовную культуру человека.
Скромностью, вежливостью, чувством меры обладает не каждый взрослый человек. Танец
оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека, особенно ребенка,
обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения между людьми. Занятия
танцем помогают воспитывать волевые качества и характер человека.
Танец - это источник эстетического удовлетворения. Человек, который хорошо танцует,
испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть
своим телом, его радует точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные
танцевальные движения и па.
В танцевальном искусстве красота и совершенство форм неразрывно связано с красотой
внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного
воздействия. С помощью классического танца, мы можем обеспечить такие условия для
человеческой деятельности, которые помогают раскрыть ребенку его творческий потенциал и
нравственные возможности личности.
Направленность программы «Основы хореографии в детском коллективе» по
содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению–
досуговой, учебно-познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой,
кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной.
Направлена:
 на развитие активного интереса к хореографическому искусству
 на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.
 на ценностное развитие успешной личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
Новизна программы. Отличительной особенностью данной программы является
ориентация учащихся на процесс воспитания и развития личности по средствам хореографии.
Для этого используется многожанровость видов хореографии. В программу включены разделы:
ритмика, детский танец, народный танец, классический танец, многообразие современной
хореографии (уличный танец, современный танец). Особо хочется заметить, что

импровизационные задания включены в программу уже с первого года обучения. Тем самым
формирование творческого начала происходит с азов постижения хореографического искусства.
Программа закладывает и развивает интерес к русской культуре на основе изучения
русской народной хореографии, что является актуальным в воспитании подрастающего
поколения.
Отличительная особенность программы. Танец – это музыкально-пластическое
искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных
образах. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требует
от педагога не только знаний соответствующей методики, но и предлагает наличие у него
правильного представления о танце, как художественной деятельности, виде искусства. В связи с
тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии, занятия хореографией позволяет восполнить
дефицит движений, способствует развитию грации, осанки, красоты тела, что делает
привлекательной данную программу.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание
уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к
общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение
общего эстетического, морального и физического развития. В настоящее время со стороны
родителей и детей растёт спрос на образовательные услуги в области хореографии. В
образовательных учреждениях города всегда высока потребность в услугах хореографического
коллектива. Такой интерес и востребованность в дополнительных образовательных услугах
художественно – эстетического направления привело к созданию образовательной программы
«Основы хореографии в детском коллективе».
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на
которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип
взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что
способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в
постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению
основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный
материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в
результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц;
понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений
и др.).
Уровни сложности разноуровневой программы:
Стартовый уровень (1 год обучения), возраст обучающихся 6 – 7 лет. На стартовый
уровень принимаются все дети, без отбора, главное условие – желание ребенка танцевать и
отсутствие медицинских противопоказаний. В силу физических и психологических особенностей
детей этого возраста, сменяемость в группе может достигать до 50%. Программа содержит
материал минимальной сложности, является первой ступенью к переходу на базовый уровень
общеразвивающей программы.
Базовый уровень (2 год обучения), возраст обучающихся 8 - 9 лет. Базовый уровень
предполагает освоение специализированных знаний в рамках содержания учебного
тематического плана. При переходе на базовый уровень учитывается качество освоения
программы стартового уровня и желание ребенка. Состав группы основной. Но могут
добавляться новые участники. Перед принятием решения по их зачислению в группу, каждый
новый обучающийся проходит обязательный просмотр. В этот момент выявляются его умения и
навыки, после чего он может продолжить занятия в той или иной группе.
Продвинутый уровень (3 год обучения), возраст обучающихся 10 лет. Продвинутый
уровень расширяет материал базового уровня, усложнение курса и усовершенствование
изученного материала.
Мощным воспитательным элементом в программе являются условия, способствующие
расширению участия семьи в образовательной деятельности (открытые занятия, родительские
собрания, поездки на конкурсы и фестивали, подготовка костюмов, подготовка аудитории к
занятиям). В результате тесного взаимодействия с семьей обучающегося, устраняются
возможные конфликтные ситуации, дети более мотивированы на занятия танцами, становятся
более открытыми, ведь для них очень важно поделиться с близкими людьми своими успехами и

неудачами, новыми знаниями и умениями в этом увлекательном пути изучения танцевальной
культуры.
При реализации программы учитываются психические, возрастные и физиологические
особенности детей младшего школьного возраста.
Основные возрастные особенности обучающихся
Дети 6 лет считают взрослого своим идеалом и стремятся во всем соответствовать ему.
Наблюдая за действиями и поведением старших, ребенок пытается выполнить определенную
общественную функцию, но сталкивается с противоречием — желание противопоставлено его
реальным возможностям. Чтобы перейти этот барьер, разделяющий детские желания казаться
взрослым, он применяет игру, тем самым примеряя на себя тот или иной образ. Особое внимание
в этом возрасте уделяется развитию двигательного аппарата: у детей продолжает формироваться
мелкая и крупная моторика, появляется координация движений, ловкость, равновесие и умение
перешагивать через не высокие предметы. Появляется четкое осознание того, какую форму
имеет предмет, находящийся перед ними, а также с легкостью определяет синонимичные
предметы. Благодаря ориентации в пространстве ребенок может без труда запоминать
танцевальные приемы переходов из одной фигуры в другую. Кроме этого обучающиеся умело
вычленяют простые формы из сложных, что делает их более внимательными и
сообразительными.
Дети 7-10 лет. В этом возрасте начинает постепенно складывается система оценки
собственной деятельности, однако оценка взрослого играет большую роль. Дети по-прежнему
зависят от мнения окружающих, нуждаются в любви и опеке родителей, задают множество
вопросов и испытывают обиду, если не получают ответов на них. Внимание, они могут
сосредоточить, лишь на 15-20 минут, и если в поле зрения попадает что-то еще более интересное,
тут же переключаются на него. Очень большую значимость играет наглядный показ, поэтому
педагогу требуется преподнести танцевальные движения и манеру исполнения в красочной
форме, дабы избежать потери стимула к занятиям хореографией. Дети 9 лет очень подвижны,
физически активны, но и устают гораздо быстрее, поэтому на занятиях необходимо менять виды
деятельности, и между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут. Если говорить о социальной
среде, то ребенок этого возрастного периода чувствует себя прекрасно, так как он еще
дружелюбен, стремится принимать участие в коллективной деятельности, нуждается в
поощрении. Исходя из этого, можно сказать, что для проведения плодотворной работы
необходимо обращать больше внимания на игровую форму занятий, использовать танцевальный
реквизит, а для теоретических занятий потребуется наличие видео и аудио-оборудования,
которое позволит более детально изучить и запомнить изучаемый материал.
Формы контроля: участие в концертах, конкурсах, создание творческих номеров по окончании
разделов, беседа, тестирование, самостоятельная работа, опрос, зачет.
Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов,
обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному
социуму.
Набор в группы – свободный (без конкурса).
В зависимости от возраста дифференцируются формы работы и требования к учащимся.
Сроки реализации образовательной программы три года. Особенное внимание уделяется
детям первого года обучения. Делается акцент на партерном экзерсисе. В первый год занятий
педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их
искусством хореографии и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ
танцевальной деятельности. Второй этап обучения связан с ускорением темпа. Третий этап – с
усложнением курса и усовершенствование изученного.
Формы организации обучения:

по количеству детей – групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум,
конкурсы, фестивали, отчетные концерты; по дидактической цели – вводное занятие;

по углублению знаний, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков,
комбинированные формы занятий.

Основное содержание цикла занятий рассчитано на три этапа, содержание и задачи каждого
из них взаимосвязаны, этапа соответствуют группам начального звена обучения, и от этапа к
этапу идет усложнение. Программа содержит минимум тренировочных упражнений и
танцевальных движений – азбука классического, народно-сценического и эстрадного танца, что
способствует гармоничному развитию танцевальных способностей обучающихся. Теоретические
сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятия и в ходе работы
над постановками.
В хореографический кружок принимаются физически здоровые дети в возрасте от 6-10
лет. По мере их продвижения по программе они объединяются в возрастные группы.
Количество обучающихся в группе 15-25 человек.
Режим занятий.
Продолжительность занятий детей первого года обучения (стартовый уровень)
по 1 академическому часу 3 раза в неделю – 108 часов.
Продолжительность занятий детей второго года обучения (базовый уровень) по 2 часа 2 раза в
неделю – 144 часа.
Продолжительность занятий детей третьего года обучения (продвинутый уровень) по 2 часа
3 раза в неделю – 216 часов.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля обучающихся:
1. Вводный, организуемый в начале учебного года.
2. Текущий, проводится в ходе учебного года.
3. Рубежный, проводится в период и по завершении определенных работ.
4. Итоговый, проводится по завершению всей учебной программы.
Результативность образовательной деятельности отслеживается в процессе всего курса
обучения, итоги которой фиксируются на каждом этапе: входная диагностика – сентябрь,
итоговая диагностика – май. Подведение итогов по результатам освоения материала данной
программы проводится в форме концертов, участие в новогодних представлениях для детей,
смотрах и фестивалях. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют
педагоги, родители, подводятся итоги и оценивается работа детей за учебный год.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма реализации программы: очная, дистанционная.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная,
фронтальная (сводная репетиция нескольких групп). Виды деятельности: лекции и практические
занятия, самостоятельная работа, мастер - классы, творческие мастерские, экскурсии, праздники.
Условия, формы и технологии реализации программы учитывают возрастные и индивидуальные
особенности учащихся.
Программа базируется на основных принципах дополнительного образования:

выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и
профессиональное самоопределение учащихся;

вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

адаптивность к возникающим изменениям.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому
ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов
развития возможностей учащегося, формирование его личности и возраст учащихся.
Индивидуальный подход помогает отстающему учащемуся наиболее успешно усвоить материал
и стимулирует его творческие способности, а для учащихся, чей уровень подготовки превышает
средний показатель по группе, позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут.
Диагностика результатов проводится в виде концертов, открытых уроков.
Рекомендации по организации занятий:
№
п/п

Раздел
программы

Форма
организации и
проведения

Методы и
приёмы
организации

Дидактический
материал,
техническое

Вид и форма
контроля, форма
предъявления

занятия

учебного
процесса

оснащение
занятий
Специальная
литература,
наглядный
материал
(плакаты,
видеозаписи,
таблицы,
схемы),
правила

результата

1.

Теоретическая
подготовка

Групповая,
фронтальная

Словесный,
(объяснение,
рассказ, беседа)
практические
задания

2.

Практическая
подготовка

Групповая

Словесный,
Раздаточный
наглядный
инвентарь,
показ,
реквизит
упражнения
индивидуальные,
групповые, в
парах

Открытый урок

3.

Специальная
терминология

Групповая

Словесный,
наглядный

Опрос

4.

Подготовка к
конкурсам и
фестивалям

Групповая

Словесный,
Реквизит,
наглядный
костюмы,
показ,
обувь
упражнения
индивидуальные,
групповые, в
парах

Участие в
конкурсах и
фестивалях

6.

Концертная
подготовка

Групповые

Практические
занятия,
упражнения в
парах,
тренировки,
учебная игра

Отчётный концерт

Специальная
литература,
наглядный
материал.

Реквизит,
костюмы,
обувь

Опрос

Цель программы – изучение основ хореографии, способствующих социализации и
гармоничному развитию духовных и физических качеств личности ребенка посредством
хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать детей основам танцевального искусства.
2. Обучать синхронности исполнения.
3. Способствовать раскрытию индивидуальности, через исполнение отдельных движений и
хореографических номеров.
4. Учить ребенка отличать танцевальные направления, начало и конец музыкального
произведения.
5. Сформировать приёмы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и
взаимоконтроля.
Развивающие:

1. Развивать память, творческого мышления и воображения путем использования игр и
импровизации на занятиях.
2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма и четкость исполнения.
3. Развитие ловкости, точности, координации движения.
4. Развивать лидерские качества, выносливость.
5. Формировать правильную осанку и походку.
6. Развивать эмоциональность и артистичность при исполнении отдельных движений и танцев.
Воспитательные:
1. Формировать чувства уважения к прошлому и настоящему своего народа, его культурным
ценностям.
2. Формировать навыки здорового образа жизни.
3. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность самоорганизовываться.
4. Формировать моральные, нравственные и духовные качества личности ребенка.
Учебно-тематический план
1 года обучения (Стартовый)
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы контроля/аттес
тации

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Азбука танцевального
движения

15

2

16

3

Постановка корпуса

10

1

11

4

Партерная гимнастика

15

1

11

26

1

20

26

1

20

5
6

7
8

Основы классического танца
Основы народного танца
Репетиционо
постановочная деятельность
Отчетный концерт

Беседа
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Концерты

14

14

1

1

108

7

101

Содержание
1 год обучения (Стартовый)
1.
Вводное занятие
Теория: Знакомство учащихся с понятием «Хореография». Постановка целей и задач на текущий
год, обсуждение правил техники безопасности на занятиях. Разговор о необходимой форме для
успешной работы на занятии.
Практика: Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые минутки
«Познакомимся», «Вставайте в круг».
2.
Азбука танцевального движения

Теория: Мелодия и движение. Музыкальные размеры: 4/4; 2/4; ¾. Контрастная музыка (быстрая,
медленная, веселая, грустная). Перестроение из одних рисунков в другие. Повороты, наклоны и
выпады.
Практика: Музыкально-пространственные упражнения (маршировка в темпе и ритме музыки;
шаг на месте вокруг себя, вправо, влево; повороты на месте). Маршевый шаг с перестроением в
различные танцевальные рисунки, танцевальные шаги. Движения на координацию (передача
образов животных). Выделение сильной доли.
3.
Постановка корпуса
Теория: постановка корпуса. Беседа с обучающимися о значении осанки, просмотр
видеоматериала, работа с плакатами.
Практика: постановка корпуса. Выполнение комплекса упражнений, благотворно влияющих на
развитие опорно-мышечного аппарата, устойчивости корпуса, укреплению спины и сохранению
осанки.
4.
Партерная гимнастика
Теория - партерная гимнастика. Беседа с обучающимися о значении осанки, просмотр
видеоматериала, работа с плакатами.
Практика: партерная гимнастика. Выполнение комплекса упражнений, благотворно влияющих
корректировку походки, устранение дефектов осанке. Партерная гимнастика и постановка
корпуса изучаются совместно, что дает обучающимся лучшее представление о значении
пластики и силы мышц.
5.
Основы классического танца
Теория: Разговор с обучающимися о значении классического танца. Предоставление
видеоматериала с балетными постановками и открытыми занятиями в ведущих ВУЗах страны.
Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или середине зала обучающимся
дается информация о названии движения, его перевод ( в классическом танце используются
иностранные названия движений, поэтому детям необходимо пояснять и помогать запоминать
их).
Практика: Знакомство с позициями ног и рук (позиции ног — 1; 6; позиция рук –
подготовительная, первая). Полуприседания (деми – плие) – по 1 позиции. Подъем на
полупальцы обеих ног (релеве) в 1; 6 позициях. Батман тандю (вперед и в сторону). Прыжки соте
(по 6 позиции с паузами и без).
6.
Основы народного танца
Теория: Разговор с обучающимися о происхождении народного танца. Предоставление
наглядного материала. Рассказ о характерных особенностях той или иной страны. Важность
правильного исполнения и работы в ансамбле (соблюдение синхронности исполнения). Игровые
минутки (русские народные игры).
Практика: Русский поклон. Шаги русского народного танца ( простой, переменный, с каблука).
«Гармошка», «Елочка», «Ковырялочка», «Косичка». Создание танцевального этюда «Катюша»,
«Во саду,ли…».
7.
Репетиционно-постановочная деятельность
Теория: Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной работы. Постановка
целей и задач. Решение возникающих вопросов/ правила поведения во время массовых
мероприятий.
Практика: «Музыке в такт», «Поварята», «Кошки-мышки». Комбинации классического и
народного танца на середине зала под музыкальное сопровождение.
8.
Отчетный концерт
Практика: В последний учебный день мая, проводится открытое занятие или праздничный
концерт.

Учебно – тематический план
2 года обучения (базовый уровень)
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Организационное
занятие

1

1

2

Азбука танцевального
движения

20

1

19

3

Постановка корпуса

15

1

14

4

Партерная гимнастика

20

5

Основы классического
танца

25

1

24

6

Основы народного
танца

22

1

21

7

Репетиционнопостановочная
деятельность

40

40

8

Отчетный концерт

1

1

Беседа

1

144

19

6

Форма контроля/
аттестация

Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Концерты

Концерт

138

Содержание
2 год обучения – базовый уровень
1.
Организационная работа.
Теория: Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности
на занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года. Если в коллективе
присутствуют новые участники, то необходимо познакомить всех друг с другом.
2.
Азбука танцевального движения.
Теория: Особенности музыкального ритма «Марш». Особенности музыкального ритма «Вальс».
Просмотр видеоматериала для наилучшего усвоения материала. Быстрые и медленные хороводы,
плясовые (отличительные особенности каждого ритма). Понятие «акцент».
Практика: Акцентирование сильной доли такта в шага (Марш, Вальс). Вступление и финал в
танце. Перестроение по линии танца (хоровод плясовая). Проведение первой проверочной
работы (зачета) для проверки усвоения полученных знаний.
3.
Постановка корпуса.
Теория: В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает необходимость в
очередном повторе материала «Значение осанки». Практика: дальнейшее развитие тела танцора
при применении комплекса.
4.
Партерная гимнастика
Теория: детальном рассмотрении работы мышц.

Практика: изученных новых упражнений как на середине зала, так и на ковриках.
5.
Основы классического танца.
Теория: Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или середине зала
обучающимся дается информация о названии движения, его перевод (в классическом танце
используются иностранные названия движений, поэтому детям необходимо пояснять и помогать
запоминать их). На каждом занятии теория и практика неразрывно связаны.
Практика: Разучивание поклона. Знакомство с понятием – «лицом к палке». Правильная
постановка корпуса, рук и головы, положение стоп
«полупальцы».
1.
Demi plie и grand plie поI, II, IV, Vпозициям
2.
Relevé
3.
Battement tendu по Iпозиция в сторону, вперед, назад
4.
Battement tendu jete по I позиции
5.
rond de jamb parterre
6.
sur le cou de pied
7.
battement fondu
8.
battement frappe
9.
petit battement 10.rond de jamb en l'air 11.relevelent 12.développe
13.
grand battement
Прыжки
Теория: понятие pas sauté. Правила исполнения прыжков
Практика: Pas sauté поI, II, III, IV позициям. Прыжки с прямыми и согнутыми ногами, с
поворотом, по IV позициям стоя на месте. Повторение и закрепление упражнений
классического танца 1 года обучения. Полуприседание и полное приедание (деми-плие и гранд
плие) – по 1 и 2 позиции. Вытягивание ноги на носок (батман тандю) – 1 позиция вперед, в
сторону, с плие, Батман тандю жете вперед и в сторону ( по 1 и 5 позиции). Круг ногой
вперед/назад (Ронде жам партер). Фондю лицом к станку по 1 п
Фраппе лицом к станку по 1п. Медленное поднимание ноги вперед на 90 градусов (релевелянт
и девлопе). Прыжки вверх с обеих ног (соте) – в 1 и 2 позициях. Пор де бра (упражнения для
рук, головы и корпуса).
6.
Основы народного танца
Теория: Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой неразрывно
связаны. Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется, приводятся примеры его
использования в танцевальных номерах (видеоматериал, и иллюстрации), а только потом
обучающиеся вместе с педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же доступно
объясняются, если вызывают затруднения.
Практика: Хороводный шаг на носочках. Шаг с притопом, тройной притоп. Подскок по кругу в
парах и по диагонали. «Припадание» и «упадание». «Молоточки» на месте и в сочетании с
бегом по диагонали. Простые дроби
Перестроение из одного круга в два и обратно, движение по часовой и против часовой стрелки,
«змейка», «снежинка». Разучивание элементов итальянского танца «Тарантелла» ( высокие
подскоки, выброс вперед
вытянутых носочков, комбинации с поворотами и хлопками, характерные для данного танца).
7.
Репетиционно -постановочная деятельность.
Теория: Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной работы. Постановка
целей и задач. Решение возникающих вопросов/ правила поведения во время массовых
мероприятий.
Практика: Танцевальный этюд «Барыня». Танцевальный этюд «Тарантелла». Показательное
занятие на основе комбинаций классического и народного танца. Хореографические номера:
««Во саду ли…», «Самовар» (народный танец), русская пляска «Катюша», эстрадный танец «Ямодница!!!», «По лужам…», «На побывку едет…».
8.
Отчетный концерт
Практика: В последний учебный день мая, проводится открытое занятие или праздничный
концерт.

Учебно-тематический план
3 года обучения (продвинутый уровень)
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма контроля/
аттестация

1

Организационное
занятие

1

1

Беседа

2

Азбука танцевального
движения

30

1

29

3

Постановка корпуса

28

1

27

4

Партерная гимнастика

35

5

Основы классического
танца

41

6

Основы народного
танца

40

7

Репетиционнопостановочная
деятельность

40

40

Концерты,
конкурсы

8

Отчетный концерт

1

1

Концерт

1

216

34

1

1

40

39

6

Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итоговое занятие

210

Содержание
3 год обучения (продвинутый уровень)
1.
Организационное занятие
Теория: Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности
на занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года. Практика:
Проведение игровых танцевальных минуток.
2.
Азбука танцевального движения.
Теория: Изучение динамических оттенков в музыке. Ритмический рисунок в музыке. Развитие
музыкальности.
Практика: Разбираются ритмические рисунки, динамические оттенки на примере поставленных
танцевальных этюдов и хореографических номеров Создание танцевальных образов
(эмоциональная выразительность и артистизм).
3.
Постановка корпуса
Теория: В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает необходимость в
очередном повторе материала «Значение осанки».
Практика: дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса упражнений.
4.
Партерная гимнастика.
Теория: партерная гимнастика. Детальное рассмотрение работы всех мышц тела человека.

Практика: партерная гимнастика. Изучение новых упражнений на ковриках и середине зала.
5.
Основы классического танца.
Теория: Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической
хореографии с использованием наглядного материала.
Практика: Повторение и закрепление упражнений 1 и 2 года обучения.
Полуприседание (деми-плие) – по 1,2,5 позиции, (гранд-плие) по 1,2 позиции. Подъем на
полупальцы обеих ног (релеве) по всем позициям.
Батман тандю, батман тандю жете назад. Рондде жам партер с паузами (en dehors -андеор).
Фраппе и Фондю из 5п на 45градусов. Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра).
Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян и девлопе) вперед, в сторону.
Прыжки (эшаппе) из 1 позиции во 2 и обратно.
7.
Основы народного и эстрадного танца.
Теория: Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой неразрывно
связаны. Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется, приводятся примеры его
использования в танцевальных номерах (видеоматериал и иллюстрации), а только потом
обучающиеся вместе с педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же доступно
объясняются, если вызывают затруднения. Перед изучением танцевальных этюдов той или
иной народности, дети знакомятся с отличительными особенностями, культурным достоянием,
чтобы иметь первоначальное представление о живущих там людях, их характере. А также идет
постепенное ознакомление с эстрадным танцем, его отличительными особенностями.
Практика: Косичка
Веревочка. Тройной притоп.
Повороты на 3 шагах вправо, влево с пяткой и притопами. Тройной шаг с притопом вперед,
назад (в повороте).
Перескок с ноги на ногу.
Кружение в парах.
Одинарная дробь, двойная дробь.
Разучивание танцевальных этюдов на основе латышского и цыганского материала.
Элементы эстрадного танца (крестовой шаг, «пружинка», и др.).
8.
Репетиционно-постановочная деятельность.
Практика: Танцевальный этюд на основе латышского материала. Танцевальный этюд на основе
цыганского материала. Танцы народов мира (один танец по выбору). Эстрадный танец
«Любимая игрушка..», «Чунга- чанга». Русский танец «Матрешки». Современный танец «По
волнам счастья…».
9.
Отчетный концерт
Практика: В последний учебный день мая, проводится открытое занятие или праздничный
концерт.
Планируемые результаты и способы их определения
К концу 1 года обучения дети овладеют знаниями и навыками:
Личностные результаты:
•
сформировано выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, а также
творческого развития;
Метапредметные результаты:
•
сформирован интерес к хореографическому искусству;
•
знает основы здорового образа жизни.
Предметные результаты:
•
имеет представление о хореографическом искусстве;
Знает:
термины "громко-тихо", "высоко-низко" и соотносить их с музыкой и движением:
характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный);
темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно);
названия простых общеразвивающих упражнений (в соответствии с программой);

названия простых танцевальных шагов (прыжок, подскок, галоп, шаг);
знает о характере взаимоотношений между мальчиками и девочками.
термины, определяющие характер музыки (темп, ритм);
Умеет:
слышит изменение звучания музыки и передавать их движениями
повторяет за учителем простейшие ритмические рисунки и придумывать их самим;
выполняет простейшие подражательные
движения
и
придумывать самим в
зависимости от характера музыки;
выполняет основные общеразвивающие упражнения с предметом и без них под музыку
термины, связанные с различными перестроениями (лицом к центру, и т.п.);
названия различных танцевальных движений.
начинает и заканчивает движение вместе с началом и окончанием музыкальной фразы;
свободно работает с предметами по одному и в парах;
точно передаёт изменения темпа и ритма через изменение характера движений;
передаёт движением сильную и слабую доли такта;
свободно передаёт смешанные фигурные маршировки по одному и в парах;
выполняет синхронно и последовательно смешанные ритмические рисунки;
четко выполнять несложные упражнения на развитие координации движений;
участвует в 1-2 массовых танцах.
К концу 2 года обучения дети овладеют знаниями и навыками:
Личностные результаты:
•
совершенствован индивидуальный творческий потенциал личности ребёнка;
•
развиты умения и навыки познания и самопознания через искусство, накоплен
неповторимый опыт эстетического переживания;
•
развиты компетенции самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.
Метапредметные результаты:
•
Понимает характер музыки, уметь выразить его в движении;
•
Умеет выразить свое понимание предлагаемой музыки через импровизированный танец;
•
Умеет танцевать в коллективных номерах
Предметные результаты: Знает
•
Виды танца;
•
Характерные особенности классического танца, понятия: «партерный экзерсис»,
«выворотность стоп», «натянутость стоп»
•
Основные понятия классического танца: «Plie», «relleve», «battement tendu», «battement
tendu jete» и т.д
•
Характерные особенности джазового танца, его отличия от других танцевальных стилей,
основные понятия: «body roll», «swing», «warm up»;
•
Характерные особенности танца «модерн», основные понятия: «центр»,
«гравитация», «контракция», «арч»;
•
Технику безопасности на занятиях;
•
Репертуар своей группы
•
Выполняют упражнения классического экзерсиса:
-упражнения натянутой и сокращенной стопой,
упражнения, способствующие растяжению мышц и связок всего опорно- двигательного
аппарата;
-упражнения, способствующие укреплению и развитию мышц и связок, суставов в выворотных
положениях;
-упражнения на координацию движений рук, ног, корпуса, головы;
-выполняет простейшие прыжки и сочетания прыжков;
К концу 3 года обучения дети овладеют знаниями и навыкам:
Личностные результаты:
•
способен к саморазвитию;
•
развиты умения и навыки познания и самопознания через искусство, накоплен
неповторимый опыт эстетического переживания;
•
развиты компетенции самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.

Метапредметные:
•
Осознанно
применяет
специальные
упражнения
с
целью
дальнейшего
самосовершенствования ;
•
Участвует в концертах, конкурсах, фестивалях.
•
Понимает характер музыки, уметь выразить его в движении;
•
Умеет танцевать в коллективе.
Предметные результаты:
Знает:
•
Характерные особенности данного вида хореографии;
•
Основные понятия классического танца: «arabesque», «por de bras», « epaulement croise»,
«efface», «ecartee», «pas echappe», «pas assemble», «temps leve», «changements de pied», «pas
echappe», «pas jete», «sissonne simple».
•
Основные понятия танца «модерн»: «bounce», «bruch», «side stretch»,
«roll down», «emboite», «gegage», «glissade», «step boll change», «pas failli»,
«renverse».
•
Основные понятия джазового танца: «pointe», «flex», «hinge», «jazz hand», «lay out»
•
Танцевальный репертуар студии.
•
Основы техники безопасности на занятиях.
•
Выполняет упражнения классического экзерсиса:
Demi plie и grand plie
Relevé
Battement tendu Battement tendu jete
rond de jamb parterre sur le cou de pied battement fondu battement frappe petit battement
rond de jamb en l'air relevelent développe
grand battement
Выполняет упражнения, включающие понятие: «pointe», «flex», «hinge»,
«jazz hand», «lay out».
•
Ориентируется на сценической площадке;
•
Четко выполняет хореографический рисунок;
•
Следует хореографической лексике.
•
Умеет логически мыслить в состоянии поиска образности в исполнении танца.

Методическое обеспечение
Забота о здоровье детей – это важнейшая задача педагога. Танцевальное искусство
является мощным стимулом для развития устойчивого интереса детей к активному образу жизни.
Танцевальное движение является важнейшим элементом в хореографической деятельности.
Учитывая, что в хореографический коллектив часто принимаются дети без специального отбора,
одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Также следует обращать
внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотности.
Все упражнения тренажа выстраиваются с учётом постепенного возрастания физической
нагрузки (от простого к сложному). Элементы тренажа без опоры выполняются на середине зала.
Начинать занятия необходимо с разогревающих разминающих упражнений.
Обучающиеся во время обучения должны получать представление о выразительности
танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к
совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Обучающиеся, прошедшие определенный курс по данной программе, должны получить
также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях.
Отчеты хореографического коллектива проходят, как концертное выступление и как
открытое занятие. Выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями
детей на воздухе, на открытой площадке в парке культуры и отдыха в майские празднике, в дни
зимних каникул.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных
концертов, помощь товарищам по коллективу в разучивании танцев, замена заболевших, участие
и выезды на конкурсы и фестивали.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует.
Девочки - купальник гимнастический, юбки, мальчики – шорты, майка. Обувь - балетные
тапочки с вязочками .
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе
должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и
танцевальную обувь, а также реквизит: мячики, шляпы и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив
в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы
воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в
овладении знаниями, умениями, навыками.
1. Общие требования безопасности на занятиях по хореографии.
Для занятий хореографии:
1.
Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами
2.
Музыкальный инструмент: фортепиано
3.
Оборудованное помещение для хранения концертных костюмов
4.
Сценическая площадка
К занятиям допускаются учащиеся:
1.
Прошедшие инструктаж по технике безопасности.
2.
При наличии медицинской справки о допуске к занятиям.
3.
При наличии специальной формы для занятий.
2. Требования безопасности перед началом занятий по хореографии:
Учитель должен:

заранее продумать расстановку детей расположение инвентаря в танцевальном зале,
чтобы каждый имел достаточно места для выполнения задания;
Обучающийся должен:

снять ювелирные украшения с острыми углами на время урока во избежание
травмоопасных ситуаций (для девочек).

под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для
проведения занятий;
3. Требования безопасности во время занятий по хореографии:
Учитель должен:

следить за детьми во время выполнения упражнений, своевременно корректируя их
расположение на танцевальной площадке;

не давать детям излишне эмоциональных заданий, после которых они не контролируют
собственную моторику.
Обучающийся должен:

не выполнять упражнения без предварительной разминки;

не размахивать реквизитом;

при перемещениях исполнение упражнения – смотреть, где находятся другие учащиеся;

не стоять близко к обучающимся, которые выполняют упражнения с предметами;

во избежание травм исключать слишком резкое изменение своего движения.

при выполнении упражнений соблюдать интервал и дистанцию;

при ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность
преподавателя.
4. Требования безопасности по окончании занятий.
Обучающийся должен:

организованно покинуть место проведения занятия;

переодеться в раздевалке, снять танцевальный костюм и обувь;

тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
За несоблюдение мер безопасности обучающийся может быть не допущен или отстранён от
участия в образовательном процессе.


Оценочные материалы
1.
Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе не проводится.
2.
Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе
осуществляется два раза в год, согласно календарному учебному графику.
Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация предусматривается в конце
учебного года, согласно календарному учебному графику.
3.
Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения
результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач
программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы:
устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (защита творческой работы,
контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение
ошибок, анализ причины неправильного исполнения танцевальных элементов, устранение
обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям:
- хореографические данные (осанка, выворотность, танцевальный шаг, подъем стопы, гибкость,
прыжок);
- музыкально-ритмические способности (чувство ритма, координация движений: мышечная,
двигательная, музыкально-ритмическая координация);
- сценическая культура (эмоциональная выразительность, создание сценического образа).
Формы предъявления результатов – открытый урок, защита творческой работы, участие в
конкурсах, фестивалях хореографического творчества, отчетном концерте.

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
Бардина С. «Балет», 2004 г.
Барышникова Т. «Азбука хореографии», 2002 г.
Богаткова Л. «Танцы для детей», 1990 г.
Ваганова А.Я. «Основы классического танца» М. 2000 г.
Васильева Т.К. «Секрет танца», 1997 г.
Воронина И. «Историко – бытовой танец», 1980 г.
Гваттерини М. «Азбука балета», 2001 год.
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца», 2002 г.
Дубкова С.И. «Блистательный мир балета», 2007 г.
Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л. 1981
Костровицкая В. «Школа классического танца» М. 1964
Образцова Т.Н. «Музыкальные игры для детей», 2005 г.
Светлов В. Современный балет, 2010 год.
Смирнова И. «Искусство балетмейстера», 1986 г
Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971
Ткаченко Т «Народные танцы» - М. 1975
Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.
Устинова Т. «Русские танцы» М. 1975 г
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Танцевально - игровая гимнастика для детей СА- ФИ –
ДАНСЕ», 2002 г.
Худяков С. «Всеобщая история танца», 2009 г.

Список литературы для учащихся:
1. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей / Ж.Е
Фирилева, Е.Г. Сайкина - СПб, Детство - пресс, 2015. – 113 с.
2. Балет. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. – 5730 с.
3. Блок, Д.Д. Классический танец. История и современность / Д.Д. Блок – М:Искусство,1999.–
150 с.
4. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова – СПб: Издательство «Лань»,
2001. – 119 с.
5. Гваттерини, М. Азбука балета – / М. Гваттерини – СПб: Издательство «Лань», 2001. – 229 с.
6. Детская энциклопедия «Балет». - М.: Астрель Аст 2001. – 113 с.
7. Дешкова, И. Загадки Терпсихоры / И. Дешкова – М: Детская литература, 1999. – 25 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».