«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» _____________________________ ПМАОУ ДО ЦРДМ методист В.Ю. Соколова Нормативно-правовые основания для проектирования ДООП Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Структура ДООП наименование учредителя и образовательной организации гриф принятия (рассмотрения) общеразвивающей программы на заседании методического (педагогического) совета образовательной организации с указанием даты и номера протокола; гриф утверждения общеразвивающей программы с печатью и подписью руководителя образовательной организации, указанием номера и даты приказа название общеразвивающей программы возраст обучающихся; срок реализации общеразвивающей программы ФИО, должность автора-разработчика; территория Титульный лист Структура ДООП Титульный лист Структура ДООП Пояснительная записка должна содержать: направленность (профиль) общеразвивающей программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-гуманитарная актуальность общеразвивающей программы нормативные документы отличительные способности программы, новизна адресат общеразвивающей программы – возраст и категория обучающихся режим занятий объем общеразвивающей программы – общее количество часов срок освоения общеразвивающей программы – количество лет, количество часов особенности реализации образовательного процесса перечень форм обучения перечень видов занятий перечень форм подведения итогов реализации дополнительной программы Структура ДООП Традиционная модель С использованием сетевого взаимодействия Формы реализации образовательной программы Модульная программа Разноуровневая программа • • • стартовый уровень базовый уровень продвинутый уровень Структура ДООП Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; должна быть связана с названием программы и отражать ее основную направленность; результаты ее достижения должны быть измеримы Задачи общеразвивающей программы: обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков); развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.) воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.) Структура ДООП Учебный план В учебном плане указывается общий объем программы; распределение академических часов, отведенных на основание программ по годам обучения и разделам (курсам, модулям, практикам) в зависимости от уровня сложности; указывается их трудоемкость через объем теоретических и практических знаний; формы промежуточной (итоговой) аттестации Структура ДООП Учебный (тематический) план Структура ДООП Содержание учебного (тематического) плана Описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом Пример: Аппликация. 1.1. Аппликация. Свойства бумаги Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для аппликации. История бумаги. Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств бумаги. Изготовление бумаги из бумажного теста Структура ДООП Планируемые результаты Совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, комплектаций, компетенций, приобретаемых обучающимися при освоении программы метапредметные результаты – результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками; личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п. предметные результаты — содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование Структура ДООП Организационно-педагогические условия Календарно-тематический план (КТП) материально-техническое обеспечение кадровое обеспечение методические материалы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Реализация образовательной программы не нацелена на достижение предметных результатов освоения программы дошкольного образования и (или) основной образовательной программы начального и (или) основного и (или) среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования Структура ДООП Список литературы Список литературы содержит перечень литературы, необходимой для успешного освоения программы; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам (ГОСТ Р 7.0.11-2011) и библиографическим описаниям (ГОСТ Р 7.0.100-2018); может быть составлен для разных участников образовательного процесса. Нормативные документы размещаются в начале списка и перечисляются в следующем порядке: уровень РФ (законы, указы президента, постановления правительства, письма), уровень региона, уровень учреждения (устав и локальные акты, регламентирующие разработку и реализацию программ). Методические рекомендации, даже уровня министерства, не являются нормативным документом. Литература, использованная при составлении программы (библиографические ССЫЛКИ): авторские программы по профилю, общеобразовательные программы, методические рекомендации, литература по педагогике и психологии, специальная литература по предмету, методическая литература, периодические издания, репертуарные сборники и т.д. Литература для обучающихся и родителей (библиографические описания): справочная, познавательная литература по разделам (темам) общеразвивающей программы, периодические издания, публикации, детская литература, литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, деятелях культуры и искусства, общественных деятелях, спортсменах; пособия для самостоятельной работы, источники для разработки рефератов, проектов, творческих работ. «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях» ПМАОУ ДО ЦРДМ сайт http://xn--80adfe1afdsghecpy0byh.xn--p1ai/ Страница Вк https://vk.com/perv.crdm