Киокушинкай. 2 года

Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа

«Киокушинкай. Каратэ - до»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 6 - 15 лет

Срок реализации: 2 год

Автор-составитель:
Кутявин Дмитрий Владимирович,
педагог дополнительного образования

г. Первоуральск 2020г.
0

СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы:
1.1. пояснительная записка…………………………………………………. 2
1.2. учебно-тематический план………………………………………………5
1.3. календарный учебный план ……………………………………………..6
1.4. содержание учебного плана ……………………………………………..7
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. условия реализации программы…………………………………............10
2.3. список литературы ……………………………………………………….13

1

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Киокушинкай. Карате-до» составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка Организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» (Письмо Министерства образования
и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г № 09-3242);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Актуальность программы Активная популяризация восточных единоборств на
рубеже 80-х и 90-х годов XX столетия сыграла свою роль. Сегодня на рубеже XXI века
популярность Киокушинкая - каратэ – до просто огромна. Важной причиной
популярности каратэ-до является его доступность. Им, фактически может заниматься
любой человек со средним здоровьем, независимо от возраста и пола. Благодаря системе
восточных единоборств, наряду с другими видами спорта, наиболее успешно решаются
задачи общего физического развития детей и подростков, разностороннее воздействие на
организм, совершенствование функции всех органов и его двигательных способностей и
духовного развития. Каратэ-до – это, прежде всего, средство для самосовершенствования
личности, путь физического и духовного развития человека. С помощью каратэ-до
успешно решаются задачи общего физического развития детей и подростков,
применяемые в каратэ упражнения и отрабатываемые технические действия равномерно
воздействуют на все группы мышц. Занятия киокушинкаем дополняют занятия по
физической культуре в школе, способствуют развитию двигательных навыков согласно
возрасту ребенка, но с небольшим опережением. Система дополнительного образования
помогает учащемуся быть лидером на уроках физкультуры. Кроме того, в каратэ -до через
боевое искусство тренируются такие важные качества, как самодисциплина,
целеустремленность. Оно проникает во все сферы жизни учащегося и становится образом
жизни. Это делает актуальной программу по базовой технике каратэ-до.
Педагогическая целесообразность спортивно-оздоровительных групп заключается
в дополнительном охвате детей, которые по своему физическому развитию не могут
попасть в спортивные основные группы. На данном этапе появляется дополнительное
время и возможности для поиска перспективных спортсменов. Именно с этими
характеристиками детей сообразуются ближайшие и отдалённые цели образовательного
2

акта и всего учебного курса содержание образования в программе. Диагностика
возможностей и способностей детей предшествует образовательному процессу и
осуществляется на всём его протяжении.
Адресат программы: мальчики и девочки 6 - 15 лет, при отсутствии медицинских
противопоказаний. Состав групп может быть различным по половым и возрастным
признакам. Организация учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований
возлагается на руководителя секции. Дети младшего возраста (6-8 лет) получают знания
по самообороне при облегченном курсе тренировок, направленном на укрепление опорномышечного аппарата. На первом году обучения изучаются специальные формы
физической подготовки, позволяющие безболезненно выходить их поединков. Также
вводится базовая техника, позволяющая изучать приемы самозащиты. Подростки 12-15
лет на тренировочных занятиях получают полную физическую нагрузку, т.к. в этом
возрасте более развита мышечная структура. Овладение приемами карате-до
осуществляется постепенно от изучения начальной базовой техники к изучению приемов
самозащиты.
Практически каждый ребенок в возрасте от 6 до 11 лет требует персонального
внимания и индивидуального подхода. В этом возрасте им присущи плохая концентрация
внимания и резкая смена настроений: от желания самозабвенно заниматься до полной
апатии и капризов. По этой причине занятия с детьми этого возраста должны быть как
можно больше разнообразными и продолжаться не более 1–1,5 часов. Информационная
нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно – от простейших, не связанных
между собой движений до синхронных движений отдельными частями тела (например,
удар рукой с одновременной постановкой стопы). Ни в коем случае нельзя заставлять
детей многократно (до автоматизма) повторять одно и то же упражнение – они будут
выполнять его чисто формально, потому что им неинтересно. Каждую тренировку следует
разнообразить, изучая новый и повторяя пройденный материал в различной форме, внося
в него новые интересные элементы.
В целом же занятия каратэ, помимо силы, гибкости, ловкости, координации
движений, развивают у детей внимание, память, логическое и образное мышление. Кроме
того, дети становятся более уверенными в себе, учатся управлять своими эмоциями,
воспитывают силу воли, целеустремленность. Все это говорит в пользу занятий каратэ
детьми младшего возраста, при условии внесения в эти занятия необходимых корректив,
перечисленных выше.
Для подростков 12–15 лет характерна высокая возбудимость и лабильность
мышечного аппарата, что способствует значительному развитию быстроты движений.
Скорость мышечных сокращений у подростков достигает максимума, поэтому в этом
возрасте следует преимущественно развивать динамическую силу, быстроту и ловкость,
не забывая при этом и упражнения на гибкость.
Подростки обычно стремятся к самостоятельности и преувеличивают свои возможности.
Желая быстрее выучить технические действия, они мало внимания обращают на детали
техники их выполнения.
Возраст
обучающихся
общеразвивающей программе:
Уровень
Стартовый
Базовый

Минимальный
возраст для
зачисления
6
11

по

дополнительной

Максимальный
возраст для
зачисления
10
15

общеобразовательной

Оптимальная
наполняемость
групп
10
10

Максимальное
количество
20
20

3

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 год обучения.
1 год обучения (стартовый) продолжительностью 108 часов.
2 год обучения (базовый) продолжительность 216 часов
Формы и режим занятий.
Форма организации обучения – групповая. Группы по 10-20 человек. Форма
проведения занятий: теоретические, практические, интерактивные и участие в
соревнованиях.
Программа рассчитана:
- 108 часа для обучающихся 1 года обучения (6-10 лет). Занятия проводятся 3 раза в
неделю по 1 часу.
- 216 часов для обучающихся 2 года обучения (11-15 лет). Занятия проводятся 3
раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут, в соответствии
с СанПин 2.4.4.3172-14.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Киокушинкай.
Каратэ - до» многоуровневая:
Стартовый уровень - 1 год обучения.
Базовый уровень – 2 год обучения.
Каждый обучающийся может быть допущен к любому из представленных уровней.
Учебный план и содержание деятельности для каждой возрастной группы и каждого
уровня имеет свои отличительные особенности, основанные на психологических и
физических особенностях каждой возрастной группы.
Формы и методы работы: Спортивно-оздоровительные рекреативные формы
занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха (спортивно-игровые занятия
по свободному регламенту, спортивно-оздоровительные походы выходного дня и т.п.).
Для спортивных единоборств характерно как индивидуальный метод обучения
новым элементам и приемам каратэ-до или освоения новых физических упражнений для
общей физической подготовке, так и групповой.
При
групповом
методе
обучения
вырабатывается
соответствующий
эмоциональный
соревновательный
фон,
стимулирующий
повышенную
работоспособность.
Занятия по каратэ-до являются средством укрепления здоровья детей, а
систематические занятия являются фактором успешной подготовки к службе в армии.
Участие ребят в соревнованиях разного уровня способствует их гражданскому
становлению, т.к. в эти моменты они представляют лицо города, области, страны.
Занятия самореализации направлены на раскрытие индивидуальных
возможностей каждого ученика, отработки техники боя, раскрытие творческого
потенциала личности посредством каратэ-до.
Цель программы: формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей и
подростков в процессе овладения каратэ - до.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с историей Киокушинкая, основателями и великими людьми в искусстве;
- ознакомить с основными терминами и понятиями;
- научить обучающихся комплексам упражнений;
- научить основам свободного боя;
- научить обучающихся правилам этикета.

4

Развивающие
- развить гибкость тела;
- улучшать координацию движений;
- повышать ловкость;
- развивать общую выносливость;
- помочь учащимся найти индивидуальный стиль самообороны.
Воспитывающие
- формировать чувство ответственности за свои поступки;
- воспитать толерантность;
- формировать осознанное стремление к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие
компетенции:
Физкультурно-оздоровительная:
- освоение и применение приемов самообороны;
- освоение техники и нормативов для сдачи аттестации по каратэ.
- владение техническими навыками: работа с макиварами, лапами, а так же различным
спортивным инвентарем для отработки ударов.
- владение навыками в спарринге с партнером;
- выполнения технически правильно боя с тенью;
- выполнение легких и сложных элементов акробатики, гимнастики, легкой атлетики;
- техника выполнения общих и специальных физических упражнений;
- умение организовать социально-полезную деятельность в коллективе (участие в
соревнованиях, спортивных сборах, летних спортивных лагерях).
Общекультурная:
- знания к внешнему виду на занятии каратэ, умение складывать и одевать кимоно,
особенности завязывания пояса;
- знание истории и этикета Каратэ;
- знание норм поведения, соблюдать правила этикета и уважение к старшим заложенного
в каратэ Киокушинкай .
- освоение правил проведения соревнований и аттестации по каратэ.
Ценностно-смысловая:
- усвоение базовых ценностей «труд», «ответственность», «сила духа»,
«взаимовыручка», «социальное общение»
Коммуникативная:
- умение организовать совместную групповую деятельность при выполнении
спортивного задания и нести личную ответственность;
- умение проводить публичные выступления в группе, на соревнованиях, аттестациях.
Личностного самосовершенствования:
- умение ставить перед собой цели, планировать и прогнозировать свою деятельность;
- соблюдение режима дня;
- стремление к самостоятельности в принятии решений и выбору сферы самореализации;
- владение навыками самообразования, стремление повышать свой культурный и
спортивный уровень.
- научатся планировать и контролировать спортивную форму и подготовку.
Информационная:
- умение самостоятельно искать, систематизировать, критически оценивать получаемую
из разных источников информацию.

5

Учебно-тематический план
1 год обучения (стартовый уровень)
№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2

5
5.1
6
6.1
6.2

Раздел/ темы
Вводное занятие
Инструктаж по технике
безопасности
Этикет в каратэ
Физическая подготовка
Развитие быстроты
Развитие гибкости
Развитие ловкости
Техническая подготовка
Кихон (Основы техники
каратэ - до)
Атакующая техника
(Удары)
Техника защиты (Блоки)
Техника связок (Комплекс
упражнений)
Ката (Технические
комплексы)
Кумитэ (Спортивные
поединки)
Упражнения на снарядах:
боксерские лапы, груши
Тактическая подготовка
Основные подходы в
тактике передвижений в
спортивных поединках
Основы построения
базовых ударных
комбинаций в спортивных
поединках
Подготовка к
соревнованиям
Практическое
ознакомление с разделами
соревнований
Итоговое
Контрольное занятие
Подведение итогов,
награждение
Общее количество часов

Теория

Практика

Всего

2
1

-

2
1

1
3
1
1
1
7
1

13
4
5
4
63
9

1
16
5
6
5
70
10

1

9

10

1
1

9
9

10
10

1

9

10

1

9

10

1

9

10

4
2

6
3

10
5

2

3

5

2

4

6

2

4

6

2
1
1

2
1
1

4
2
2

20

88

108

Формы
аттестации/контроля

Наблюдение,
устный зачет
Наблюдение,
устный зачет

Наблюдение,
устный зачет

сдача нормативов

6

Календарный учебный план
Начало учебных занятий - 15 сентября.
Продолжительность учебного года - 36 учебных недель.
Окончание учебного года – 25 мая.
Каникулы – нет.
Календарный учебный план
Полугодие

Месяц

Недели
обучения

Часовая
нагрузка

сентябрь

1 полугодие

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

2 полугодие

февраль

март

апрель

май

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

7

Итого

36

108

Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности (теория).
1.1. Теория: Знакомство с программой «Киокушинкай. Каратэ-до», местом занятий,
проведение инструктажа по технике безопасности.
1.2.
Этикет в каратэ-до
Теория: Этикет в каратэ-до. Правила поведения на занятиях Киокушинкая.
Раздел 2:Физическая подготовка
2.1. Развитие быстроты
Теория: Понятие «быстрота» в каратэ-до. Проявление быстроты в каратэ. Быстрота и
физическая подготовка каратиста.
Практика: отработка упражнений и заданий общего характера для развития быстроты.
2.2. Развитие гибкости
Теория: Понятие гибкость в каратэ-до. Проявление гибкости в каратэ-до. Гибкость и
физическая подготовка каратиста.
Практика: отработка упражнений и заданий общего характера для развития гибкости
2.3.
Развитие ловкости
Теория: Понятие “ловкость” в каратэ-до. Проявление ловкости в каратэ-до. Ловкость и
физическая подготовка каратиста.
Практика: отработка упражнений и заданий общего характера для развития ловкости.
Раздел 3: Техническая подготовка
3.1.
Кихон (основы техники каратэ-до)
Теория: Понятие кихон в каратэ-до. Основные принципы кихона в карат-до. Устный
зачет.
Практика: упражнения для постановки правильного сбора кулака, освоение стойки
боевой готовности (йой-дачи), освоение стойки пятки вместе носки врозь (мицуби-дачи),
изучение правильного дыхания и концентрации во время выполнения технических
действий (кимэ), упражнения для правильной постановки передней стойки (дзенкуцудачи), различные передвижения в передней стойке (дзенкуцу-дачи), освоение уровней
тела: верхний (дзёдан), средний (чудан), нижний (гедан).
3.2.
Атакующая техника (Удары)
Теория: Понятие удар в каратэ-до. Предназначение удара в каратэ-до. Принципы
построения удара в каратэ-до. Устный зачет.
Практика: упражнения для освоения основных принципов построения удара прямой
рукой вперёд в средний и верхний уровень тела (ой-цуки чудан, ой-цуки дзёдан) из стойки
ноги на ширине плеч (йой-дачи), упражнения для освоения основных принципов
построения разноимённого удара рукой вперёд в верхний и средний уровень тела (гякуцуки чудан, гяку-цуки дзёдан) из передней стойки (дзенкуцу-дачи) , упражнения и задания
для отработки и закрепления ударов прямой рукой вперёд в средний и верхний уровень
тела (ой-цуки чудан, ой-цуки дзёдан), разноимённого удара рукой вперёд в верхний и
средний уровень тела (гяку-цуки чудан, гяку-цуки дзёдан) из различных положений ,
упражнения для освоения основных принципов построения удара ногой вперёд в средний
8

уровень тела (мае-гери) из передней стойки (дзенкуцу-дачи), упражнения и задания для
отработки и закрепления ударов ногой вперёд (мае-гери).
3.3.
Техника защиты (Блоки)
Теория: Понятие блок в каратэ-до. Предназначение блока в каратэ-до. Принципы
построения блока в каратэ-до.
Практика: упражнения для освоения основных принципов верхнего блока, среднего
блока, нижнего блока, сметающего блока (агэ-уке, сото-уке , гедан-барай, учи-уке) из
стойки ноги на ширине плеч (йой-дачи), упражнения и задания для отработки и
закрепления верхнего блока, среднего блока, нижнего блока, сметающего блока (агэ-уке,
сото-уке, гедан-барай, учи-уке) из различных положений.
3.4.
Техника связок (Комплекс упражнений)
Теория: Понятие “связка” в каратэ-до. Основные принципы построения “связки в каратэдо. Связь “связок” и спортивных поединков.
Практика: упражнения, направленные на освоение основных принципов построения
технических связок, изучение и отработка связок:
1) верхний блок + разноименный удар рукой вперёд в средний уровень тела (агэ-уке +
гяку-цуки);
2) средний блок + разноименный удар рукой вперёд средний уровень тела (сото-уке + гяку
-цуки);
3) нижний блок + разноименный удар рукой вперёд средний уровень тела
4) сметающий блок + разноименный удар рукой впёред средний уровень тела (учи-укэ +
гяку-цуки);
5) верхний блок + прямой удар рукой вперёд в средний уровень тела (агэ-уке + ой-цуки
чудан);
6) средний блок + прямой удар рукой вперёд в средний уровень тела (сото-уке + ойцуки
чудан);
7) нижний блок + прямой удар рукой вперёд в средний уровень тела ( гедан-барай + ойцуки чудан ). Выполнение связок в движении вперёд и назад.
3.5.
Ката (Технические комплексы)
Теория: История ката. Понятие ката . Смысл ката в каратэ-до . Применение ката вне
каратэ-до. Устный зачет.
Практика: Изучение, выполнение, совершенствование технических комплексов (такейоку
№1 , такейоку № 6).
3.6.
Кумитэ (Спортивные поединки )
Теория: Понятие спортивные поединки в каратэ-до. Виды спортивных поединков в каратдо. Важность спортивных поединков в каратэ-до.
Практика: упражнения на освоения передвижений в спортивных поединках.
3.7.
Упражнения на снарядах (боксерские лапы, груши).
Теория: Понятие снаряд в каратэ-до. Предназначение снарядов в каратэ-до.
Практика: Отработка ударов и связок различной направленности
Раздел 4: Тактическая подготовка
4.1.
Основные подходы в тактике передвижений в спортивных поединках
Теория: Понятие передвижения в спортивных поединках. Виды передвижений в
спортивном поединке. Энергозатраты в различных видах спортивных поединках.

9

Практика: упражнения для овладения общими знаниями и умениями в передвижении в
спортивном поединке.
4.2.
Основы построения базовых ударных комбинаций в спортивных поединках
Теория: Понятие ударная комбинация в спортивном поединке. Основные подходы к
построению ударной комбинации в спортивном поединке.
Практика: упражнения для овладения общими знаниями и умениями в построении
ударных комбинаций в спортивном поединке.
Раздел 5: Соревновательная подготовка
5.1.
Практическое ознакомление с разделами соревнований
Теория: Понятие раздел соревнования. Виды разделов соревнований
Практика: практическая подготовка по разделам к предстоящим соревнованиям.
Раздел 6: Итоговое занятие
6.1.
Контрольное занятие
Теория: Объяснения правил сдачи нормативов на белый пояс.
Практика: Сдача нормативов на получение белого пояса.
6.2 Подведение итогов, награждение
Теория: Подведение итогов за прошедший год
Практика: награждение дипломами, подтверждающими повышение ученического
разряда.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый год обучения (Белый~10th Кю)
Стойки

Шиндзентай
Хэйко- Дачи
Кумитэ-но камаэ
Дзенкуцу‐Дачи

Кихон

Знание кихона на ораньжевый пояс

Идо

Дзенкуцу‐Дачи ・Ои‐Цуки ・Гяку‐Цуки ・Мороте‐Цуки

Гибкость

Прикоснутся головой пола, сидя с широко разве‐ денными ногами

Отжимания

10

Приседания

10

Подтягивания

3

Прыжки через

Два раза

пояс
Ката ・

Тайкёку сано ичи

10

Учебный план
2 год обучения (базовый уровень)
Возраст обучающихся 11-15 лет
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов
№
п/п

Раздел/ темы

Теория

Практика

Всего

Формы
аттестации/контроля

1

Вводное занятие

1.1

Инструктаж

по

2

-

2

технике 1

-

1

безопасности
1.2

Этикет в каратэ

1

-

1

2

Физическая подготовка

3

17

20

2.1

Развитие быстроты

1

5

6

2.2

Развитие гибкости

1

5

6

2.3

Развитие ловкости

1

4

5

3

Техническая подготовка

7

58

65

3.1

Кихон

техники 1

11

10

(Основы

каратэ - до)
3.2

Атакующая

Наблюдение,
устный зачет

техника 1

1

10

(Удары)

Наблюдение,
устный зачет

3.3

Техника защиты (Блоки)

1

9

10

3.4

Техника связок (Комплекс 1

9

10

9

10

упражнений)
3.5

Ката

(Технические 1

комплексы)
3.6

Кумитэ

Наблюдение,
устный зачет

(Спортивные 1

9

10

Упражнения на снарядах: 1

9

10

4

6

10

в 2

3

5

3

5

поединки)
3.7

боксерские лапы, груши
4

Тактическая подготовка

4.1

Основные
тактике

подходы
передвижений

в

спортивных поединках
4.2

Основы

построения 2

11

базовых

ударных

комбинаций в спортивных
поединках
5

Подготовка

к 2

4

6

2

4

6

соревнованиям
5.1

Практическое
ознакомление с разделами
соревнований

6

Итоговое

2

2

4

6.1

Контрольное занятие

1

1

2

6.2

Подведение

итогов, 1

1

2

196

216

сдача нормативов

награждение
Общее количество часов

20

Содержание учебного плана
2 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности (теория).
1.1.

Теория: Знакомство с программой «Киокушинкай. Каратэ-до», местом занятий,

проведение инструктажа по технике безопасности.
1.2.

Этикет в каратэ-до

Теория: Этикет в каратэ-до. Правила поведения на занятиях Киокушинкая.
Раздел 2:Физическая подготовка
2.1.

Развитие быстроты

Теория: Понятие «быстрота» в каратэ-до. Проявление быстроты в каратэ. Быстрота и
физическая подготовка каратиста.
Практика: отработка упражнений и заданий общего характера для развития быстроты.
2.2.

Развитие гибкости

Теория: Понятие гибкость в каратэ-до. Проявление гибкости в каратэ-до. Гибкость и
физическая подготовка каратиста.
Практика: отработка упражнений и заданий общего характера для развития гибкости
2.3.

Развитие ловкости

Теория: Понятие “ловкость” в каратэ-до. Проявление ловкости в каратэ-до. Ловкость и
физическая подготовка каратиста.
12

Практика: отработка упражнений и заданий общего характера для развития ловкости.
Раздел 3: Техническая подготовка
3.1.

Кихон (основы техники каратэ-до)

Теория: Понятие кихон в каратэ-до. Основные принципы кихона в карат-до. Устный
зачет.
Практика: упражнения для постановки правильного сбора кулака, освоение стойки
боевой готовности (йой-дачи), освоение стойки пятки вместе носки врозь (мицуби-дачи),
изучение правильного дыхания и концентрации во время выполнения технических
действий (кимэ), упражнения для правильной постановки передней стойки (дзенкуцудачи), различные передвижения в передней стойке (дзенкуцу-дачи), освоение уровней
тела: верхний (дзёдан), средний (чудан), нижний (гедан).
3.2.

Атакующая техника (Удары)

Теория: Понятие удар в каратэ-до. Предназначение удара в каратэ-до. Принципы
построения удара в каратэ-до. Устный зачет.
Практика: упражнения для освоения основных принципов построения удара прямой
рукой вперёд в средний и верхний уровень тела (ой-цуки чудан, ой-цуки дзёдан) из стойки
ноги на ширине плеч (йой-дачи), упражнения для освоения основных принципов
построения разноимённого удара рукой вперёд в верхний и средний уровень тела (гякуцуки чудан, гяку-цуки дзёдан) из передней стойки (дзенкуцу-дачи) , упражнения и задания
для отработки и закрепления ударов прямой рукой вперёд в средний и верхний уровень
тела (ой-цуки чудан, ой-цуки дзёдан), разноимённого удара рукой вперёд в верхний и
средний уровень тела (гяку-цуки чудан, гяку-цуки дзёдан) из различных положений ,
упражнения для освоения основных принципов построения удара ногой вперёд в средний
уровень тела (мае-гери) из передней стойки (дзенкуцу-дачи), упражнения и задания для
отработки и закрепления ударов ногой вперёд (мае-гери).
3.3.

Техника защиты (Блоки)

Теория: Понятие блок в каратэ-до. Предназначение блока в каратэ-до. Принципы
построения блока в каратэ-до.
Практика: упражнения для освоения основных принципов верхнего блока, среднего
блока, нижнего блока, сметающего блока (агэ-уке, сото-уке , гедан-барай, учи-уке) из
стойки ноги на ширине плеч (йой-дачи), упражнения и задания для отработки и
закрепления верхнего блока, среднего блока, нижнего блока, сметающего блока (агэ-уке,
сото-уке, гедан-барай, учи-уке) из различных положений.
3.4.

Техника связок (Комплекс упражнений)

13

Теория: Понятие “связка” в каратэ-до. Основные принципы построения “связки в каратэдо. Связь “связок” и спортивных поединков.
Практика: упражнения, направленные на освоение основных принципов построения
технических связок, изучение и отработка связок:
1) верхний блок + разноименный удар рукой вперёд в средний уровень тела (агэ-уке +
гяку-цуки);
2) средний блок + разноименный удар рукой вперёд средний уровень тела (сото-уке + гяку
-цуки);
3) нижний блок + разноименный удар рукой вперёд средний уровень тела
4) сметающий блок + разноименный удар рукой впёред средний уровень тела (учи-укэ +
гяку-цуки);
5) верхний блок + прямой удар рукой вперёд в средний уровень тела (агэ-уке + ой-цуки
чудан);
6) средний блок + прямой удар рукой вперёд в средний уровень тела (сото-уке + ойцуки
чудан);
7) нижний блок + прямой удар рукой вперёд в средний уровень тела ( гедан-барай + ойцуки чудан ). Выполнение связок в движении вперёд и назад.
3.5.

Ката (Технические комплексы)

Теория: История ката. Понятие ката . Смысл ката в каратэ-до . Применение ката вне
каратэ-до. Устный зачет.
Практика: Изучение, выполнение, совершенствование технических комплексов (такейоку
№1 , такейоку № 6).
3.6.

Кумитэ (Спортивные поединки )

Теория: Понятие спортивные поединки в каратэ-до. Виды спортивных поединков в каратдо. Важность спортивных поединков в каратэ-до.
Практика: упражнения на освоения передвижений в спортивных поединках.
3.7.

Упражнения на снарядах (боксерские лапы, груши).

Теория: Понятие снаряд в каратэ-до. Предназначение снарядов в каратэ-до.
Практика: Отработка ударов и связок различной направленности
Раздел 4: Тактическая подготовка
4.1.

Основные подходы в тактике передвижений в спортивных поединках

Теория: Понятие передвижения в спортивных поединках. Виды передвижений в
спортивном поединке. Энергозатраты в различных видах спортивных поединках.
Практика: упражнения для овладения общими знаниями и умениями в передвижении в
спортивном поединке.

14

4.2.

Основы построения базовых ударных комбинаций в спортивных поединках

Теория: Понятие ударная комбинация в спортивном поединке. Основные подходы к
построению ударной комбинации в спортивном поединке.
Практика: упражнения для овладения общими знаниями и умениями в построении
ударных комбинаций в спортивном поединке.
Раздел 5: Соревновательная подготовка
5.1.

Практическое ознакомление с разделами соревнований

Теория: Понятие раздел соревнования. Виды разделов соревнований
Практика: практическая подготовка по разделам к предстоящим соревнованиям.
Раздел 6: Итоговое занятие
6.1.

Контрольное занятие

Теория: Объяснения правил сдачи нормативов на белый пояс.
Практика: Сдача нормативов на получение белого пояса.
6.2 Подведение итогов, награждение
Теория: Подведение итогов за прошедший год
Практика: награждение дипломами, подтверждающими повышение ученического
разряда.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Второй год обучения (10й‐9й Кю)
Стойки
・Дзенкуцу‐ Дачи
・Санчин-Дачи
Кихон
Идо

Гибкость
Отжимания
Приседания
Подтягивания
Прыжки через
пояс
Ката
Кумите

Знание всего кихона на оранжевый
и синюю нашивку
・Дзенкуцу‐Дачи
・Маэ Киагэ
・Мае Гери
・Кансэцу Гери
・Ёко Гери
・Маваши Гери
(Все удары в уровнях Чудан и Джо
дан)
Коснуться головой пола в
положении сидя ноги врозь
15
15
3
4 раза
・Тайкеку соно ни
・Тайкеку соно сан
3 боя

Второй год обучения (9й-8й Кю )
・Кокуцу‐Дачи
・Киба-Дачи
・Цураши-Дачи
Знание всего кихона на синий пояс
・Дзенкуцу‐Дачи
・Блоки
・Кокуцу‐Дачи
・Учи‐Уке
・Шуто Маваши‐Уке
・Удары ногой затем блоки
Коснуться головой пола в
положении сидя ноги врозь
20
20
5
4 раза
・Сокуги Тайкёку ичи
・Пинан соно ичи
5 боев

15

Условия реализации программы
1.

Материально-техническое обеспечение программы:

Тренировочный зал соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам
освещения и вентиляции помещения.
Инструменты и приспособления:
- лапы для единоборств – 10 шт;
- маты – 10шт;
- гимнастические коврики - 20шт;
- резиновые жгуты – 20шт.
2.

Учебно-методическое обеспечение:

- нормативно-правовые документы;
- методические пособия;
- специальная литература (по карате-до, общей физической подготовке);
- учебно-методический комплект.
Форм аттестации.
Оценочные материалы. Критерии оценивания на устном зачете.
Зачет оценивается по бальной системе, где каждый пункт зачета равен 1 баллу. В
соответствии с количеством пунктов обучающийся может набрать максимальное
количество баллов:
- 100-90% правильно – высокий уровень подготовки
- 80-60% правильно – средний уровень подготовки.
- 50% и менее правильно – низкий уровень подготовки.
Терминология
№

Термин

Значение

Аиучи

Одновременная
эффективная техника

Ака (широ) вадзари

Вадзари красному
(белому)
Иппон красному
(белому)
Отстранение

1.
2.
Ака (широ) иппон
3.
Ака (широ) кикэн
4.
Ака (широ) но кач
5.
6.

Атенай ёни

Победа красного
(белого)
Предупреждение без
наказания

Действие
Очки участникам не присуждаются,
рефери сводит кулаки на уровне
груди
Рука рефери вниз
Так же, как в п. 14
Рефери указывает на линию
расположения отсутствующего
участника и объявляет победу
сопернику
Рефери выбрасывает руку вверх в
сторону победителя
На уровне груди кулак прижат к
раскрытой ладони

16

7.

Ато сибораку

Осталось 30 секунд

8.
9.
10.

Йовай
Китэй-сен
Кэйкоку

Слабая техника
Продление
Наказание-вадзари
сопернику

11.

Маай

12.

Мото но ити

Недостаточная
дистанция
Исходное положение

13.
14.

Отсутствие техники
Начать поединок

15.
16.

Нукэмас
Сёбу иппон
хаджимэ
Сёбу хаджиме
Сюго

17.
18.

Торимасэн
Хансоку

19.

Хансоку чуй

Без учета
Дисквалификация
участника
Наказание - иппон

20.

Хантэй

Решение

21.

Хикивакэ

Ничья

Цудзукэтэ

Продолжить поединок

Цудзукэтэ хаджимэ

Возобновить поединок

24.

Чуй, дзегай-чуй,
хансоку

Выход за площадку

25.

Ямэ

Стоп

22.
23.

Продлить поединок
Вызов судьи

Хронометрист подает за 30 секунд
до окончания поединка
Рука опускается ладонью вниз
Рефери, участники на своих местах
Рефери направляет указательный
палец в ноги нарушителю и дает
вадзари сопернику
Руки сводятся ладонями друг другу
и слегка разводятся
Участники возвращаются на
исходные позиции
Согнутая рука перед корпусом
Рефери на своем месте
Рефери на своем месте
Рефери жестом руки обращается к
судье
Так же, только ладонями вовнутрь
Так же, только в лицо с
присуждением победы сопернику
Так же, только в живот с
присуждением иппон сопернику
Рефери и судьи советуются для
принятия решения
Рефери скрещивает руки на груди,
движением вниз выпрямляет их
ладонями наружу
Продолжить поединок при
произвольной остановке
Рефери делает шаг назад,
вытягивает руки вперед ладонями к
участникам и резко сводит на
уровне груди
Рефери направляет указательный
палец на границу площадки со
стороны нарушителя
Остановка, окончание поединка

Критерии оценивания на устном зачете по ката
При оценке выступлений по ката руководствуются тремя основными положениями:
а) конкретное приложение силы;
б) плавность движений;
в) гибкость тела.
Все вышеприведенные качества должны быть четко выражены при демонстрации
ката. Движения в ката должны выполняться в правильной последовательности.
Характерные особенности должны быть чётко осознанны, включая значение
каждого движения. Демонстрация должна нести в себе высокий моральный дух и
соответствующий контроль за техническим исполнением.
Каратист может быть дисквалифицирован по следующим причинам:
а) при объявлении одной ката, выполнении другой;

17

б) если в процессе демонстрации участник начинает делать движения из других ката;
в) когда в процессе демонстрации ката прерывается;
г) при совершении нескольких ошибок в демонстрации одной ката.
Обоснованность критериев и технологий отслеживания результатов и
удовлетворенности качеством программы
Представленные оценочные материалы и формы отслеживания результатов
соответствуют поставленным задачам программы и учитывают возрастные особенности
учащихся. Для выявления удовлетворенности качеством программы в конце учебного
года проводится анкетирование учащихся и их родителей. Результаты анкетирования
используются при планировании образовательного процесса в объединении на
следующий год.
Методическое обеспечение программы
Раздел, тема
Вводное
занятие

Методическая
продукция
Беседа о технике
безопасности и
правилах поведения в
спортивном зале

Дидактический
материал
Инструкция по ТБ.
План эвакуации из
здания.

Физическая
подготовка

Виды спорта в России.
Закаливание
организма
в
домашних условиях.
Основные
команды,
высказывания,
приветствия,
названия действий и предметов
на японском языке

Техническая
подготовка

Разработка «Правила
проведения
подвижных игр»

Тактическая
подготовка

Подборка
психологических
тренингов для детей

Подготовка к
соревнованиям

Итоговое
занятие

Лекционный материал

Разработка
«Контрольнопереводные
нормативы»

Сборники физических
упражнений.
Чой С., Образцова
Т.Н. Подвижные игры
для детей.
Видеоматериалы с
занятий.
Иванов-Катанский
С.А. Базовая техника
каратэ-до.
Видеоматериалы с
занятий
Овчарова Р.В.
Практическая
психология в школе

Техника защиты, передвижений
и ударная техника.

18

Список литературы:
Литература для педагога
1.
Андреева Н. Секреты здорового позвоночника. - СПб.,2000.
2.
Биджиев С. В. Каратэ-до Сётокан. АОЗТ НПКФ «Алмаз», 1994. – 559 с.
3.
Видеоматериал. Система Кадачникова. Уроки самообороны.
4.
Дворкин Л.С. Силовые единоборства: Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг,
гиревой спорт. Ростов н/Д, 2001.
5.
Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора
детского спорта. М., Просвещение, 1985.
6.
Заяшников А.В. Рукопашный бой: русский стиль. – Новосибирск, 1994.
7.
Каратэ / Хассел Р. Дж., Отис Э.; Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель», 2003. – ХХ, 316 с.: ил. – (Шаг за шагом).
8.
Кравченко В. Все о питании. – Рига,2001.
9.
Накаяма М. Динамика каратэ / Пер. с англ. А. Куликова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
– 304 с.: ил.- ( Боевые искусства).
10.
Ояма М. Это карате. М., 2001.
11.
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев. Высшая школа.
1994. – 352 стр.
12.
Ризюк А. Подковыров В. Беседы о боевом искусстве. – М.,1991.
13.
Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Возрастная физиология: Учебное пособие/
СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2001. 187 с.
14.
Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Общая физиология: Учебное пособие/ СПбГАФК им.
П. Ф. Лесгафта. СПб., 2000. 216 с.
15.
Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта: Учебное пособие/ СПбГАФК
им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. 231 с.
16.
Станкин М.И. Психолого – педагогические основы физического воспитания. М.,
Просвещение, 1987.
17.
Степанов С.В. Карате-до киокушинкай. Философия, теория, практика.
18.
Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие /
Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб., 1999. – 324
с.
19.
Трусов О. В. Шотокан Каратэ-До. Книга 1. Основные аспекты. К.:
«София», 2000. – 384 с.
20.
Трусов О. В. Шотокан Каратэ-До. Книга 2. От новичка до мастера. Программа
аттестационных экзаменов Шотокан Каратэ-До с 9 КЮ по 3 ДАН. К.: «София», 2000. – 352
с.
21.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт,
1980. – 255 стр.
22.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
М., 2000.
23.
Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. – М.:
Физкультура и спорт, 1982. – 157 стр.
24.
Шокей Мацуи. Карате киокушинкай. Екатеринбург, 2002.

19

Перечень Интернет-ресурсов:
- Официальный
сайт Министерства
спорта
Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru/;
- Официальный
сайт Федерации киокусинкай России
http://www.kyokushinkan.ru/index.wbp;
- Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru/;
- Спортивные ресурсы в сети Интернет - http://www.nlr.ru/res/inv/ic_sport/index.php/;
- Официальный
сайт Российского антидопингового агентства
РУСАДА
http://www.rusada.ru/
Литература для детей и родителей
1.
Библия Каратэ Сётокан. От начального уровня до чёрного пояса. Мартин Эшли.
2010 г. изд. « АСТ».
2.
Вернер Линг . Энциклопедия Восточных единоборств.2007 г. изд.»АСТ».
3.
Энциклопедия Каратэ. Микрюков.В.Ю. Москва 2009 г. изд. « Путь воина».

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».