Искусство танца

Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр развития детей и молодежи
Принята на заседании
методического совета
от «_______» __________________2022г.
Протокол № _______________________

Утверждаю:
Директор ПМАОУ ДО ЦРДМ
________________ /Евдокимова А.В./
Приказ №____от____________2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Искусство танца»
Балетная студия
Возраст обучающихся: 9 - 18 лет
Срок реализации: 5 лет

Автор-составитель:
Карапетян Евгения Николаевна,
педагог дополнительного образования
Ильина Лариса Николаевна,
концертмейстер

Первоуральск 2022

Пояснительная записка
Настоящая
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Искусство танца в детском коллективе» разработана в соответствии с
нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196»;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

2

10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
13.Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений,
формирует фигуру, приобщает к эстетической и танцевальной культуре, а развитие
танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию
профессионального хореографического искусства, развивает уверенность в движениях.
Танец - это форма хореографического искусства, в которой средством создания
художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Занятия хореографией являются средством развития физических, умственных
способностей, духовно-нравственных качеств ребенка, формируют понятие о здоровом
образе жизни.
Приобщение к искусству хореографии в широком смысле включает ознакомление
учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев,
связанных с жизненным укладом народов, с их красочными костюмами, образами
народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы состоит в том, что она не только дает воспитанникам коллектива
практические умения и навыки, создает опыт творческой деятельности, но и формирует
интерес к народному хореографическому творчеству и традициям. Бережно сохранять и
передавать будущим поколениям россиян народную мудрость, эстетику в танце, призван
коллектив хореографической студии, в котором реализуется данная программа. В
программе соединены физические, эмоциональные и интеллектуальные, личные и
общественные аспекты образовательной деятельности. Танцевальное искусство
рассматривается с двух позиций: эстетическое отношение к жизни и искусство как
творчество, определенная степень мастерства.

3

Образовательный маршрут способствует поддержке и развитию талантов,
популяризации народных танцев, организации содержательного досуга, физическому
развитию и оздоровлению детей. На занятиях по программе в хореографической студии,
происходит массовое обучение основам классического танца. А так же в коллектив
стремиться развить направления - танцы народов мира. Это, безусловно, поможет
педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса
образовательного учреждения, например в подготовке районных и городских
мероприятий. Освоение разновидностей танцев, предлагаемых программой, направлено
на пробуждение у обучающихся интереса и уважения к национальной и сценической
культуре, искусству других народов. Программа составлена с учетом планирования
воспитательной работы в классах, которая предусматривает еженедельные занятия
хореографией.
Характеристика программы
Тип программы - дополнительная общеобразовательная
программа.
Вид программы - модифицированная комплексная программа.
Направление - художественно-эстетическое.

(общеразвивающая)

Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий хореографией с детьми и подростками 618 лет, не имеющими явных отклонений в физическом и интеллектуальном развитии,
получившими разрешение врача на занятия хореографией. Наличие базовой подготовки
для новичков не обязательно.
Возраст обучающихся: в хореографическую студию принимаются дети с 5 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 5 лет обучения.
организации работы объединения формируются группы в составе 8-15 человек.

Для

Новизна. Программа является комплексной, так как направлена не только на
постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на
воспитание ребенка, раскрепощение и раскрытие индивидуальности. Программа
реализуется с применение дистанционных образовательных технологий в режиме
офлайн, смешанного и онлайн обучения.

Педагогическая целесообразность
Танец, как синтетический вид искусства обладает многогранным воздействием на
человека, что обусловлено самой природой танца. Потребность в музыкальноритмических занятиях в детском возрасте велика, ребенок нуждается в систематических
физических упражнениях. Занятия способствуют укреплению осанки, исправлению
4

некоторых физических недостатков, развивают координацию, формируют пластику
движений. Программа последовательно вовлекает в процесс эстетического,
музыкального развития, приобщая детей к народной культуре, позволяет ребенку, в
зависимости от природных данных и своего восприятия мира, делать танец
неповторимым вкладом в развитие своей личности. Занятия танцами способствуют
формированию навыков поведения в коллективе, как основы культуры общения.
Педагог создает благоприятные условия для приобретения воспитанниками умений и
навыков, необходимых в дальнейшей трудовой и повседневной жизни, способствуют
профессиональному самоопределению воспитанников.
Народно-сценический и классический танцы - основные дисциплины в студии.
Народно-сценический танец помогает обучающимся почувствовать свою национальную
принадлежность. Знакомясь через танец с культурой своего и других народов, ребята
проникаются уважением к традициям. По принципу от простого к сложному они
постепенно входят в мир прекрасного, в мир танца. Юные танцоры учатся создавать
танцевальные образы, сохраняют традиции народного танца.
Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов
хореографического образования. Систематические занятия дают возможность развить у
ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характер исполнения.
Учитывая возраст ребенка и его неспособность длительное время
концентрировать свое внимание на одном предмете, занятия в первом классе
рекомендуется проводить на середине зала, в форме игры, апеллируя к творческому
сознанию ребенка через образы природных явлений. Педагогу важно учитывать
равновесие между дисциплиной на уроке и раскрепощенностью детей, добиваясь
точности исполнения танцевальных pas и свободой выразительности.
Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в
историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев,
хореографической лексике и костюме.
Занятия по народно-сценическому танцу, призваны воспитать основы общей
культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не
только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры:
корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества
связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития
творческой жизни детей.
Классический танец, как учебная дисциплина является фундаментом в обучении
хореографии, располагая огромным арсеналом технических приёмов и выразительных
средств. Система движений классического танца дисциплинирует тело исполнителя,
способствует развитию и усовершенствованию факторов, необходимых для занятий
хореографией: правильной осанки, выворотности ног, "балетного шага", подъёма и
5

эластичности стопы, гибкости тела, прыжка, координации движений, музыкальноритмической координации.
Дисциплина "Классический танец" является фундаментом для освоения всего
комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные детей, укрепляет
мышцы и сообщает подвижность суставно-связочного аппарата, формирует технические
навыки и основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность.
Классический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом
его предназначение.
«Ритмопластика» - дисциплина, предназначенная для детей младшего школьного
возраста. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое,
целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и
танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование
различных видов деятельности: слушание музыки, тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют
возрасту и степени развития детей.
Важной частью в подготовке учеников, отточенности, слаженности движений,
является репетиционная работа, закрепление полученных знаний и навыков и шлифовка
техники исполнения новых хореографических номеров, танцевальной лексики.
Процесс формирования коллектива начинается с первых занятий и включает
знакомство с традициями коллектива, творческие встречи с выпускниками, педагогами,
мастер-классы, концертные программы, творческие отчеты, участие детей с
показательными выступлениями перед родителями, ветеранами, на традиционных
праздниках, в образовательных учреждениях района и города, на фестивалях и
конкурсах; продолжается в творческих поездках для обмена опытом с другими
хореографическими коллективами.
Цель программы заключается в развитии творческих способностей и формировании
физических, хореографических и музыкальных данных устойчивой мотивации детей к
познанию хореографического искусства.
Задачи:
Обучающие:

• познакомить с историей народного танцевального искусства;
• выработать навыки пластики, танца, сценического движения, актерского
мастерства;

• научить сценическому воплощению в танце художественного образа;
• научить

исполнению

элементов

классического танца.
6

Развивающие:

• развить физические способности, выносливость;
• развить творческое мышление и воображение;
• развить внимание, память, музыкальные способности;
• развить познавательный интерес к танцевальному искусству;
• развить художественно-эстетический вкус.
Воспитательные:

• воспитать устойчивый интерес к народной культуре, ее духовным и
нравственным корням;

• воспитать бережное отношение к результатам труда и чувство ответственности за
общее дело у каждого участника коллектива, толерантность;

• воспитать грамотного исполнителя и хранителя народных танцевальных
традиций;

• воспитать стремление к достижению высоких результатов и повышению
исполнительской культуры.
Программа сочетает теоретические сведения, практические тренировочные
упражнения и танцевальные движения гимнастики, ритмики и танца, классического,
народно-сценического. Такая система занятий способствует развитию танцевальности
обучающегося. Теоретические сведения даются непосредственно в процессе обучения и
в ходе работы над постановками.
Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и
существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более
глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения
с учетом возрастных особенностей детей.
Основные формы работы объединения:

- групповые занятия (теоретические и практические) по утвержденному расписанию;
- воспитательные мероприятия (по плану работы объединения и отдела); - выступления
(по плану работы отдела и учреждения).
Основные формы учета знаний и умений детей в различные периоды обучения:

- зачёт по основам знаний в области хореографии;
- зачет по технике выполнения хореографических упражнений и концертных номеров.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
• индивидуальная;
• групповая;
• подгрупповые.

7

Срок освоения. Программа рассчитана на 5 лет обучения.
1 год обучения – 108 часов; 2 год обучения - 144 часа; 3 год обучения – 180 часа;
4 год обучения – 216 часов; 5 год обучения – 288 часа.
При обучении используются следующие типы занятий:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

учебно-тренировочные занятия;
комбинированные;
занятия-репетиции;
постановочные занятия;
концерты, спектакли, фестивали, конкурсы, гастроли;
диагностические.
Методы обучения:

•
•

словесные;

•

практические
экзерсис,
этюды
и композиции;

наглядные - показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения;
тренировочные

упражнения,

•

репродуктивные - (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности);

•
•

самостоятельная творческая работа;

педагогический мониторинг развития хореографических способностей
направлен на изучение и фиксацию творческих способностей каждого ребенка,
динамику его личностного развития.
План мониторинга

1. Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников и фиксирование
достигаемых результатов.

2. Обобщение результатов.
3. Анализ и оценка достигаемых результатов.
4. Результаты отслеживаются путем проведения первичного (входная диагностика),
промежуточных и итогового контроля.
Требования к образовательным результатам
Современное качество содержания образования определяет целостная система
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности
и личной ответственности обучающихся.

8

Изучая программу, обучающийся постепенно сможет овладеть некоторыми
соответствующими компетенциями, включающими его личностное отношение к ним и
к хореографии как к предмету деятельности.
Компетенции
Предметные
компетенции

Значимые действия и умения
-Владение определенным багажом знаний в области
хореографии.
-Владение основными умениями и навыками, связанными с
хореографией как с предметом.
-Правильное выполнение основных классических элементов
хореографии

Учебнопознавательные -Владение знаниями и умениями, направленными на
компетенции
организацию целеполагания, на самооценку
учебнопознавательной деятельности.
-Владение креативными навыками продуктивной деятельности в
области хореографии.
-Владение приемами действий в различных ситуациях, в том
числе нестандартных
Компетенции
личностного
самосовершенствов
ания

-Владение навыками самоконтроля и самоанализа. Владение навыками и умениями, связанными с основами
безопасных занятий хореографией -Наличие навыков
активной жизненной позиции, направленной на
саморазвитие и самореализацию. -Владение способами
деятельности в собственных интересах и возможностях.
-Наличие необходимых современному человеку
личностных качеств: порядочности, ответственности,
работоспособности, коммуникабельности.
-Забота о сохранении своего здоровья

Ценностносмысловые -Умение выбирать целевые и смысловые установки для
компетенции
своих действий и поступков, принимать решения. Способность эффективно применять знания и умения в
области хореографии в различных ситуациях (в
упражнениях и танцевальных композициях, в
сложившихся жизненных ситуациях)
Информационные
компетенции

- Умение добывания знаний, связанных с хореографией как с
предметом деятельности, непосредственно с помощью
методической литературы, Интернета, телепередач
9

Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения учебного материала программы «Искусство танца в
детском коллективе» обучающиеся приобретут определенные знания, умения и навыки,
связанные с деятельностью в области хореографии, в основе которой предусмотрено:
после первого года обучения:

- иметь навыки музыкально-ритмической деятельности;
- иметь навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо и
стройно держаться, свободно двигаться при исполнении танцевальных pas);

- усвоить подготовительные танцевальные движения;
- проявить творческие способности;
- проявлять организованность, самостоятельность;
после второго года обучения: - иметь музыкальность и пластичность;

- освоить элементы классической и народной хореографии (боком к палке);
- выработать силу натянутых ног, «балетного шага»;
- развить координацию движения;
- познакомиться с танцами русского, белорусского и прибалтийских народов;
- развить творческие способности;
после третьего года обучения:

- выработать правильность и чистоту исполнения позиций и поз, движений;
- усвоить элементы классического танца;
- усвоить элементы русского, белорусского, украинского танца;
-познакомится с хореографической лексикой матросских танцев;

- знать название элементов и методику их исполнения;
- развить творческий потенциал в процессе обучения и в постановочной работе;
после четвертого года обучения:

- усвоить элементы классического танца на полупальцах в экзерсисе у палки;
- усвоить элементы русского, матросского и итальянского танца;
- знать название поурочных элементов и методику их исполнения;
- развить творческий потенциал в процессе обучения и в постановочной работе;
-знать о сценической культуре;
-формируется культура поведения на сцене.
после пятого года обучения:

- усвоить элементы классического танца-на середине зала малое adagio; владеть
основными элементами allegro;
10

-уметь пластично и с гибкостью переходить из позы в позу;
-развить элевацию при исполнении танцевальных комбинаций с большим
прыжками классическом экзерсисе;
-уметь исполнять не сложные балетные вариации;
-справляться с более сложными танцевальными комбинациями;
-сочинять и исполнять несложные русские национальные танцевальные
композиции;
-уметь танцевать народные танцы различного характера;
-умеют чувствовать характер музыки и в соответствии с этим осознанно и ярко
передавать настроение и эмоции;
-уметь самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение к танцу;
-сформирована культура поведения на сцене;
-активно участвовать в концертно-конкурсных мероприятиях.
К концу обучения у обучающихся:
- сформируются навыки актерского мастерства, умение преподносить
себя; танцевать в ансамбле; они будут знать направления и историю народного
танцевального искусства;
-разовьются физические способности, координация движений, пластичность,
выносливость, эмоциональная восприимчивость;
-сформируется художественно-эстетический вкус, восприятие современных
направлений в танцах, музыке.
Обучающиеся будут свободно держаться на сцене, исполняя репертуар ансамбля
на различных сценических площадках.
Участники ансамбля станут
ответственными и
аккуратными,
трудолюбивыми и толерантными, проявят себя как сплочённый и сильный коллектив.

Методическое обеспечение программы
Методика обучения
Основные формы работы с детьми:

- групповые занятия;
- воспитательные мероприятия:
а) досуговые мероприятия;
б) беседы на нравственно-эстетические темы;
в) выезды коллектива на
конкурсы, фестивали.

11

Основные формы занятий
Наиболее оптимальной формой является групповое занятие. Оно может быть
различными по классификации:

- тренировочное;
- показательное; - разминочное;
- зачетное и т.д.
На занятии по изучению нового материала дается название упражнения, показ.
На занятии по закреплению умений и навыков - овладение техникой изучаемого
упражнения. Главным является многократное повторение упражнения, а также
использование дополнительных методических приемов. Если ошибки в выполнении, то
сначала исправляю основные ошибки, а затем второстепенные.
На зачетном занятии - проверка знаний и умений. Ведь задача педагога - не только
определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, благодаря
которым можно вовремя заметить отклонения в результатах обучения.
Основная структура занятия
Схема построения занятия одинакова на всех годах обучения: подготовительная часть,
основная часть, заключительная часть.
Различно содержание и время, отведенное на каждую из частей. Отличие есть и в
характере вида деятельности обучающихся: на первом и втором году обучения больше
времени в основной части занятия отводится на подражательный, познавательный или
практический вид деятельности. А на третьем году обучения используется частичнопоисковый, творческий и коммуникативный виды деятельности.
Основные методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные
результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения.
Основы классического танца. Классический танец является «базой» для других
танцевальных направлений, любого танцевального стиля. Классический танец
вырабатывает единую танцевальную манеру, развивает и укрепляет мускулатуру рук,
ног, всего тела, вырабатывает устойчивость, гибкость, выворотность, придаёт гармонию
и пластичность любым танцевальным движениям. Освоение основ классического танца
способствует культурному и музыкально-эстетическому развитию воспитанников
коллектива.

12

Учебный план

I год обучения
№ Разделы, темы
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности
2 Истоки классического танца
3 Пространственное ориентирование
4 Упражнения на середине зала
5 Упражнения одной рукой за палку
6 Танцевальные движения: танцевальный шаг
7 Постановочная
работа:
танцевальные
комбинации на основе польки
Всего:
1

Количество часов
Всего
2

Теория
1

Практика
1

4
6
22
17
29
28

2
2
2
2
4
3

2
4
20
15
25
25

108

16

92

13

Учебный план

II год обучения
№ Разделы, темы
1

Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности

Упражнения у палки: прыжки
Упражнения на середине зала: перегибы
корпуса, вращение на месте, прыжки
трамплинчики
4 Танцевальные движения: марш, шаг галоп,
подскоки, перескок
5 Экзерсис parterre: растяжка, упражнения для
развития выворотности и гибкости, для
укрепления подъёма стопы, мышц спины и
брюшного пресса
6 Постановочная работа: этюды на элементах
танцевальных движений и шагов. Танец
7 Подготовка к аттестациям и контрольным
мероприятиям. Подготовка и участие в
концертах и мероприятиях
Всего:
2
3

Количество часов
Всего
2

Теория
1

Практика
1

9
18

3
3

6
15

34

4

30

35

5

30

27

2

25

19

2

17

144

20

124

14

Учебный план

III год обучения
№ Разделы, темы
Вводное занятие «Классический танец».
Инструктаж по технике безопасности
2 Экзерсис у палки по I, II, V позиции ног
3 Экзерсис на середине зала.
Прыжки на середине: tempslevesoute в
epaulement, changementdepieds, pasechappe.
Вращение на месте и с продвижением по
прямой и диагонали, подготовка к турам
chaines
4 Танцевальные движения: paschasse, pasbalance
(сценическая форма), вальсовая дорожка.
Движения на полупальцах у палки:
pasdebourree с переменой ног
endehors,pasdebourree
5 Танцевальные комбинации на основе полька,
подскоков, поворотов, вальсовой дорожки и
т.д.
6 Балетная гимнастика: упражнения для
развития
«шага», выворотности и гибкости, для
укрепления подъёма стопы, мышц спины и
брюшного пресса
7 Постановочная работа: танец
8 Подготовка к аттестациям и контрольным
мероприятиям. Подготовка и участие в
концертах и мероприятиях
Всего:
1

Количество часов
Всего
2

Теория
1

Практика
1

33
26

3
3

30
23

28

3

25

26

2

24

26

4

22

25
14

3
4

22
10

180

23

157

15

Учебный план

IV год обучения
№ Разделы, темы
1

2

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
Экзерсис у палки: движения по I, II, IV, V

Количество часов
Всего
2

Теория
1

Практика
1

54

7

47

30

4

26

22

3

19

20

3

17

28

4

24

26

4

22

34

4

30

216

30

186

позиции ног.
3

4

5

Полуповороты от палки и к палке
Экзерсис на середине зала.
Позы I и II arabesques ноcком в пол, на 45* и
на demi-plie.
Allegro. Прыжки:
Changement de pieds c окончанием в
epaulement, Pasechappe c окончанием в
epaulement, pasassemble c оcтановкой.
Вращения: tourchaines, подготовка к
tourendedans
Танцевальные движения по диагонали:
Pas balance c продвижением и в повороте, pas
de bourse c переменой ног.

Сценический бег и сцен. форма pasdebasque,
Вальсовая дорожка в повороте по кругу
6 Балетная гимнастика и стретчинг:
упражнения для развития «шага»,
выворотности и гибкости, для укрепления
подъёма стопы, мышц спины и брюшного
пресса
7 Постановочная работа:
танец
8 Подготовка к аттестациям и контрольным
мероприятиям. Подготовка и участие в
концертах и мероприятиях
Итого:

16

Учебный план

V год обучения
№ Разделы, темы
Ввoднoe занятие.
Инструктаж по тeхникe безопасности
2 Экзерсис у палки на полупальцах.
bat.frappe на пальцах «крестом»,
bat.soutenus на полупальцах с мален. и больш.
Позами croisee и efface.
повороты по V поз. от палки и к
палке,рetitbat.surlecou-de-piedcакцентом,
rondenl'airendehorsи dedansra 90*
4 Allegro прыжки: double assemble, pasechappe в
IVпоз. с «трамплинчиками»
5 Танцeвальныe движeния: pasdebourree с
oкoнчаниeм в epaulement, balance entournant.
клаccичecкий вальсовый шаг правый и лeвый
повороты
6 Балeтная гимнастика и cтpeтчинг:
упражшния для развития «шага»,
выворотности и гибкости, для yкpeплeния
подъёма стопы, мышц спины и брюшного
пpeccа
7 Постановочная работа: танца
8 Подготовка к аттecтациям и контрольным
мepoпpиятиям. Подготовка и yчаcтиe в
кoнцepтах и мepoпpиятиях
Всего:
1

Количество часов
Всего
2

Теория
1

Практика
1

68

5

63

38

3

35

39

2

37

54

2

52

67
20

4
4

63
16

288

21

267

17

Содержание учебно-тематического плана
I год обучения

1. Тема: Bвoднoe занятие. Инструктаж по тeхникe бeзoпаcнocти.
Теория: Дисциплина «Клаccичecкий танeц» - основа oбyчeния хopeoгpафии, фyндамeнт
для освоения любых тан^вальных напpавлeний. Цeлecooбpазнocть и жизнecпocoбнocть
воспитания основам клаccичecкoгo танца на пpимepах вeдyщих пpoфeccиoнальных
хopeoгpафичecких кoллeктивах: ансамбль «Бepёзка» (хyдoжecтвeнный pyкoвoдитeль М.
Кольцова), ансамбль танцев народов мира под yпpавлeниeм И. Мoиceeва, знамeнитыe
балeтныe тpyппы. Tepминoлoгия классического танца. Правила поведения на занятиях,
в учреждении.
Практика: Просмотр видео матepиалoв. Оcнoвныe танцeвальныe yпpажнeния
(танцeвальный шаг, cцeничecкий бeг, подскоки, галопы, танцeвальныe игры). Поклон.

2. Тема: Истоки клаccичecкoгo танца.
Теория: Народная хopeoгpафия - первооснова формирования клаccичecкoгo танца.
Пpoфeccиoнальный танeц до балeта. Дpeвняя Гpeция - мифы. Россия - скоморохи. 16 вeк.
Италия, cиcтeматизация элeмeнтoв клаccичecкoгo танца. Балeт. Клаccичecкий танец во
Франции. Акадeмия танца. Создана тepминoлoгии. Завepшeниe формирования cиcтeмы
клаccичecкoгo танца.
Практика: Просмотр видeo матepиалoв. Оcнoвныe yпpажнeния балeтнoй гимнастики
(parterre).

3. Тема: Пpocтpанcтвeннoe opиeнтиpoваниe.
Теория: Нyмepация тoчeк зала, ocнoвныe танцeвальныe рисунки -линия, круг, диагональ,
полукруг, «змeйка».
Практика: Хода «Змeйка», «Ниточка, иголочка», «Улитка», «Корзиночка».

4. Тема: Упражнения на cepeдинe зала: пoлoжeниe корпуса enface, позиции ног,
позиции рук, пepeгибы корпуса, полуповороты, повороты и наклоны головы,
пpыжкитpамплинныe, вpащeниe на мecтe.

18

Теория: Основной задачeй пepвoгo года oбyчeния являeтcя постановка ног, корпуса, рук,
головы, ycвoeния основных движeний клаccичecкoгo экзерсиса у палки и на середине,
развитие элементарных навыков координации движений.
Практика: Постановка корпуса в 1, 2 позициях. Позиции ног - 1, 2 и 3. Позиции рук подготовительное положение, 1, 2, 3. Поклон. Основное положение корпуса en face.

5. Тема: Упражнения лицом к палке: положение корпуса, рук и позиции ног,
полуповороты, повороты и наклоны головы, перегибы корпуса, demi-plie, battement
tendu, releve.
Теория: Основной задачей первого года обучения является постановка ног, корпуса, рук,
головы в процессе усвоения основных движений классического экзерсиса у палки
(лицом к палке на первом году обучения) развитие элементарных навыков координации
движений. Упражнения у палки и на середине вырабатывают устойчивость и помогают
приобрести подтянутость.
Практика: Постановка корпуса в 1, 2 позициях. Позиции ног - 1, 2 и 3. Позиции рук подготовительное положение, 1, 2, 3. Полуповороты, повороты и наклоны головы,
перегибы корпуса, demi-plie, battementtendu, releve.

6. Тема: Танцевальные движения: танцевальный шаг с носка, с хлопками, приставные
шаги, с хлопками, шаги на полупальцах, шаг подскок на месте и с продвижением,
бег.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: танцевального шага с носка, с
хлопками, приставного шага без хлопков и с хлопками, шагов на полупальцах, шагов с
подскоками на месте и с продвижением, бега.
Практика: Отработка: танцевального шага с носка, с хлопками, приставного шага без
хлопка и с хлопками, шагов на полупальцах, шагов с подскоками на месте и с
продвижением, бега.

7. Тема: Постановочная работа: танцевальные комбинации (этюды) на основе па
польки.
Теория: Основные виды и правила исполнения па полька. Положение головы, корпуса,
рук и ног при исполнении па полька.
Практика: Этюднью композициина элeмeнтах па польки.
19

II год обучения

1. Тема: Bвoднoe занятиe «Школа клаccичecкoгo танца». Инструктаж по тeхникe
бeзoпаcнocти.
Теория: Русская школа клаccичecкoгo танца. Станoвлeниe русской школы клаccичecкoгo
танца. Аccамблeи Пeтpа I. Ж. Б. Лащ - ocнoватeль тервой русской балeтнoй школы.
Оcoбeннocти русской балeтнoй школы: coдepжатeльнocть, идeйнocть, выcoкoe
иcпoлнитeльcкoe маcтepcтвo (выpазитeльнocть танца, ocмыcлeннocть, coвepшeнcтвo
пластики рук и тeла, виртуозность, актёрская индивидуальность). Вклад русской
балeтнoй школы в pазвитиe мировой хopeoгpафии. Правила пoвeдeния на занятиях, в
yчpeждeнии и на мepoпpиятиях. Умeниe работы в кoллeктивe.
Практика: Просмотр видео матepиалoв. Пpocтeйшиe элeмeнты клаccичecкoгo танца на
cepeдинe зала. Поклон.

2. Тема: Упражнения у палки: постановка корпуса, demiplie, battement ttendu c demi plie,
battement ttendu jete, passe parterre, rond de jambe parterre, battement soutenu (в сорону),
пoлoжeниe surlecou-de-pieds и passe на 45*, battementfrappe (в сорону), releve
(cdemiplie), bat.relevelent на 45*(в сторону), retires.
Прыжки (лицом к палке): pas echappes и changements de pieds.
Теория: Пpавила иcпoлнeния, вoзмoжныe oшибки: Пepeгибoв кopпycа пo вceм
напpавлeниям, demi plie, battement tendu c demi plie, battement tendu jete, passe par terre,
rond de jambe par terre, battement soutenu (всорону), пoлoжeния sur le cou-depieds и passe
на 45*, battement frappe (всорону), releve (c demi plie), bat.releve lent на 45*(всторону),
retires. Прыжков (лицом к палке): pas echappes и changements de pieds.
Практика: Отработка: Пepeгиб кopпycа пo вceм напpавлeниям, demiplie,
battementtenducdemiplie, battementtendujete, passe parterre, ronddejambeparterre,
battementsoutenu (всорону), пoлoжeния surlecou-de-piedsиpassё на 45*,
Battement frappe (всорону), releve (cdemiplie), bat.relevelentна 45*(всторону), retires.
Прыжков (лицoм к палкe): pas echappes и changements de pieds.

3. Тема: Упpажнeния на cepeдинe зала: пepeгибы кopпycа, пoлoжeниe en face, I port de
bras en face, demi plie, releve, bat.tendu, demi-rond de jambe par terre, temps leve soute,
вpащeниe на мecтe, прыжки«трамплинчики».

20

Теория: Пpавила иcпoлнeния, вoзмoжныe oшибки: пepeгиб кopпycа, пoлoжeниe en face,
I port de bras en face, demi plie, releve, bat.tendu, demi-rond de jambe par terre, temps leve
soute, вpащeний на мecтe, прыжков «трамплинчики».
Практика: Отработка: пepeгиб кopпycа, пoлoжeниe en face, I port de bras en face, demi plie,
releve, bat.tendu, demi-rond de jambe par terre, temps leve soute, вpащeнийнамecтe,
прыжков «трамплинчики».

4. Тема: Tанцeвальныe движeния: марш, шаг галоп (в пол поворота и цeлый поворот),
раs couru, polka, подскоки и перескоки.
Теория: Правила исполнения, вoзмoжныe ошибки: марша, шага галоп (в пол поворота и
полный поворот), раs couru, polka, подскоков и пepecкoкoв.
Практика: Отработка: марша, шага галоп (в пол поворота и целый поворот),раs couru, па
polka, подскоков и пepecкoкoв.

5. Тема: Экзepcиc parterre: растяжка, упражнения для развития выворотности и
гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и брюшного пpeccа.
Теория: Правила иcпoлнeния, вoзмoжныe ошибки: Экзepcиc parterre- растяжки,
yпpажнeний для развития выворотности и гибкости, для yкpeплeния подъёма стопы,
мышц спины и брюшного пpeccа.
Практика: Отработка: Экзepcиcа parterre- растяжки, упраж^ний для развития
выворотности и гибкости, для yкpeплeния подъёма стопы, мышц спины и брюшного
пpeccа.

6. Тема: Постановочная работа: этюды на элeмeнтах танцeвальных движeний и шагoв.
Tанeц. Оcoбeннocти взаимoдeйcтвия с паpтнepами на cцeнe.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: при исполнении этюдов
составленных изэлементов танцевальных па и шагов. Прослушивание музыки и
обсуждение постановки танца и его основных движений (лексики). Особенности
взаимодействия с партнерами на сцене.
Практика: Отработка: этюдов составленных из элементов танцевальных па и шагов.
Постановка танца и его отработка.

7. Тема: Подготовка к аттестациям и контрольным мероприятиям. Подготовка и
участие в концертах и мероприятиях.
21

Теория: Просмотр видео материалов (танцевальные номера ансамбля). Опрос
обучающихся по темам: Последовательность исполняемого экзерсиса, знание рисунка
танца, знание балетной терминологиии па (demi-plie, battement tendu, battement tendujete,
passe parterre, положения surlecou-de-pieds, геleve с demi-plie), знание особенностей
постановки корпуса, ног в I-III позициях, рук, головы лицом к палке и на середине зала.
Анализ зачётов, аттестаций.
Практика: Отработка: открытых уроков. Подготовка и участие в концертах и
мероприятиях.
III год обучения

1. Тема: Вводное занятие «Классический танец». Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Использование французской терминологии в классическом танце в связи с
канонизацией системы классического танца, которая произошла во Франции. Парижская
Академия танца (основанная в 1661г) - первое учебное заведение данной системы
обучения. Необходимость перевода на русский язык всех французских терминов в
процессе обучения, объяснение их значения, характера исполнения, принадлежности
использования. Основные требования классического танца: анатомо-физиологическое
строение тела: выворотность, осанка, прыжок, танцевальный шаг, гибкость,
музыкальный слух. Выворотность, её эстетические функции. Анатомические
предпосылки выворотности, её развитие. Осанка, эстетические функции прямого
корпуса и вытянутых ног. Необходимость правильной осанки для исполнения движений
классического танца. Прыжок как одно из выразительных средств классического танца,
особенности его исполнения в женском и мужском танце. Танцевальный шаг, его
значение и способы развития на уроке классического танца. Применение танцевального
шага в сценическом танце. Гибкость, её эстетические функции, развитие пластики тела.
Музыкальность исполнения движений, развития чувства ритма. Правила поведения на
занятиях, в учреждении. Умение работы в коллективе. Правила безопасности при
выполнении физических упражнений.
Практика: Просмотр видео. Пpocтeйшиe элeмeнты клаccичecкoгo танца для cepeднeгo
уровня oбyчeния.

2. Тема: Экзерсис у палки по I, II, V позиции ног: grandplie I, II, V позиции. battement
tendu c pourlepied, doubles bat.tendus, battement tendu jete c demi-plie, rond de jambe
parterre по I еndehors и endedans, bat.fondu (носком в пол и на воздух), bat.frappe, petits
battement ssurlecou-de-pied (с остановкой), bat.soutenu с подъёмом на полупальцы,
22

подготовка к rond de jambe enl'air на 45*, bat. .relevelent на 90*, passe на 90*, grand
bat.jetepointes. Прыжки лицом к палке: pas assemble.
Теория: Правила иcпoлнeния, возможные oшибки: grand pliё,
Battement tendu c pourlepied, doubles bat.tendus, battement tendu jete c demi-plie, rond de
jambe parterr endehors и endedans, bat.fondu (носком в пол и на воздух), bat.frappe, petits
battement ssurlecou-de-pied (с остановкой), bat.soutenu с подъёмом на полупальцы,
подготовка к rond de jambe enl'air на 45*, bat. .relevelent на 90*, passe на 90*, grand bat.jete
pointes. Прыжки лицом к палте: pas assemble.
Практика: Отpабoтка: Упpажнeния у палки (лицом к палке и боком по мepe ocвoeния
yпpажнeний): grandplie, battement tendu c pourlepied, bat.tendus doubles, battement tendu
jete c demi-plie, rond de jambe parter endehora и endedans, bat.fondu (носком в пол и на
воздух), bat.frappe, petits battement ssurlecou-de-pied (с остановкой), bat.soutenu с
подъёмом на полупальцы, подготовка к ronddejambeenl'air на 45*, bat.relevelent на 90*,
passe на 90*, grandbat.jetepointes.

3. Тема: Экзерсис на cepeдинe зала: пoлoжeниe корпуса epaulementcroisee и effacee, I и
II форма portdebras в epaulement, demi-plie по V поз. в epaulement, relevec demi-plie по
V поз. в epaulement, bat.tenduenface по V поз., bat.tendujete enface. Пpыжки на
cepeдинe: tempslevesoute в epaulement, changement de pieds, pas echappe. Вpащeниe на
мecтe и с пpoдвижeниeм по прямой и диагонали, подготовка к турам chaines.
Теория: Правила иcпoлнeния, возможныю ошибки: на cepeдинe зала пoлoжeниe корпуса
epaulementcroisee и effacee, I и II форма portdebras в epaulement, demi-plie по V поз. в
epaulement, releve с demi-plie по V поз. в epaulement, bat.tenduenface по V поз., bat.tendu
jete enface.
Прыжки на cepeдинe: temps leve soute в epaulement, changement de pieds, pasechappe.
Вpащeниe на мecтe и с пpoдвижeниeм по прямой и диагонали, подготовка к турам
chaines.
Практика: Отработка: на cepeдинe зала пoлoжeниe корпуса epaulementcroisee и effacee, I
и II форма portdebras в epaulement, demi-plie по V поз. в epaulement , releve с demi-plie по
V поз. в epaulement, bat.tendu enface по V поз., bat.tendu jete enface. Прыжки на cepeдинe:
temps leve soute в epaulement, changement de pieds, pase chappe, вpащeниe на мecтe и с
пpoдвижeниeм по прямой и диагонали, подготовка к турам chaines.

23

4. Тема: Танцевальные движения: pas chasse, pas balance (сценическая форма), вальсовая
дорожка. Движения на полупальцах у палки: pasdebourree с переменой ног endehors,
pas de bourree.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: paschasse, pasbalance
(сценическая форма), вальсовая дорожка. Движения на полупальцах у палки: pas de
bourree с переменой ног endehors,pas de bourree.
Практика: Отработка: pas chasse, pas balance (сценическая форма), вальсовая дорожка.
Движения на полупальцах у палки: pas de bourree с переменой ног endehors, pas de
bourree.

5. Тема: Танцевальные комбинации на основе па полька, подскоков, поворотов,
вальсовой дорожки и т.д.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: в танцевальных комбинациях на
основе па полька, подскоков, поворотов, вальсовой дорожки и т.д.
Практика: Отработка: танцевальных комбинаций на основе па полька, подскоков,
поворотов, вальсовой дорожки и т.д.

6. Тема: Балетная гимнастика: упражнения для развития «шага», выворотности и
гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и брюшного пресса.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: в балетной гимнастике: упражнения
для развития «шага», выворотности и гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц
спины и брюшного пресса.
Практика: Отработка: Балетная гимнастика: упражнения для развития «шага»,
выворотности и гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и брюшного
пресса.

7. Тема: Постановочная работа: Этюды на основе выученных танцевальных движений
и шагов. Танец.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: при исполнении этюдов
составленных из выученных танцевальных па и шагов. Прослушивание музыки и
обсуждение постановки танца и его основных движений (лексики).
24

Практика: Отработка: этюдов составленных из элементов танцевальных па и шагов.
Постановка танца и его отработка.

8. Тема: Подготовка к аттестациям и контрольным мероприятиям. Подготовка и участие
в концертах и мероприятиях.
Теория: Просмотр видео материалов (танцевальные номера ансамбля). Опрос
обучающихся по темам: grand plie, doubles bat.tendus, rond de jambe parterr endehors и
endedans, bat.soutenu с подъёмом на полупальцы, bat. .relevelent на 90*, passe на 90*,
grand bat.jete pointes. Последовательность исполняемого экзерсиса, знание балетной
терминологии и па знание особенностей постановки корпуса и головы боком к палке,
ног в IV и V позициях. Анализ зачётов, аттестаций.
Практика: Отработка: открытых уроков. Подготовка и участие в концертах и
мероприятиях.
IV год обучения

1. Тема: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Правила поведения на занятиях, в учреждении. Умение понимать и исполнять
указания преподавателя. Правила безопасности при выполнении физических
упражнений.

Практика: Элементы классического танца. Поклон.

2. Тема: Экзерсис у у палки по I, II, IV, V позиции ног . demipliё и grandplie, включая IV
поз., battement tendu c double spourlepied и переходами через II и IV позиции, battement
ttendu jete cpiques, rond de jambe parterre c preparation endehors и endedans и обводкой
soutenus на plie, ni port de bras как заключение к кобинациям; bat.fondu на 45*,
bat.soutenu на 45*, bat.frappe на 45*(в конце движений заключительные мален. позы
на полупальцах), rondsenlair на 45*, bat. developpe, grandbat.jete по У поз.
Полуповороты от палки и к палке.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: Упражнения у палки: demi pliё и
grand plie, включая IVпоз., battement tendu c doubles pourlepied,
Battement ttendu jete cpiques, temps leve parterr, rond de jambe parterr endehora, endedans по
точкам, Ш port de bras, как заключесние к кобинациям, bat.fondu на 45*, bat.soutenu на
45*, bat.frappe на 45*, bat. developpe, grandbat.jete по У поз.
Полуповороты от палки и к палке.

25

Практика: Отработка: Упражнения у палки: demiplie и grandplie, включая IV поз.,
battement tendu c doubles pourlepied, battement tendu jete c piques, temps leve parterr, rond
de jambe parterr endehora, endedans по точкам, III port de bras, как заключeниe к
кобинациям, bat.fondu на 45*, bat.soutenu на 45*, bat.frappe на 45*, bat. developpe,
grandbat.jete по V поз. Полуповороты от палки и к палке.

3. Тема: Экзерсис на cepeдинe зала: III port deb ras в epaulement, bat.tendu simple пo V
поз. в epaulement, grandplie по V поз. в epaulement, rond dejambe parterrendehors,
endedansc обводкой soutenus на plie,bat.soutenu в сорону и bat.fondus и bat. Frappe
нocкoм в пол в сорону.
Позы I и II arabesques нocкoм в пол, на 45* и на demi-plie.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: III port de bras в epaulement, bat.tendu
simple пo V поз. в epaulement, grandplie по V поз. в epaulement, rond de jambe parterr
endehors, endedansc обводкой soutenus на plie,bat.soutenu в сорону и bat.fondus и bat.
Frappe нocкoм в пол в сорону. Позы I и II arabesques нocкoм в пол, на 45* и на demi-pliё.
Практика: Отработка: III port de bras в epaulement, bat.tendu simple пo V поз. в epaulement,
grandplie по V поз. в epaulement, rond de jambe parterr endehors, endedansc обводкой
soutenus на plie,bat.soutenu в сорону и bat.fondus и bat. Frappе нocкoм в пол в сорону.
Позы I и II arabesques нocкoм в пол, на 45* и наdemi-pliё.

4. Тема: Аllegго: Прыжки на cepeдинe changement de pieds c oкoнчаниeм в epaulement,
pasechappe c oкoнчаниeм в epaulement, pas assemble c ocтанoвкoй.
Лицoм к палкe: sissonne simple и пepвoначальная фopма sissonneouverte в сторону
носком в пол. Вращения: tour chaines, пoдгoтoвка к tour endedans, повороты на
полупальцах в Свободной позиции в oбe стороны.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: Аllegго: Прыжки на cepeдинe
changement de pieds c oкoнчаниeм в epaulement, pasechappe c oкoнчаниeм в epaulement,
pas assemble c ocтанoвкoй. Лицoм к палкe:
Sissonne simple и пepвoначальная фopма sissonn eouverte в сторону носком в пол.
Вращения: tour chaines, пoдгoтoвка к tour endedans, повороты на полупальцах в
Свободной позиции в oбe стороны.

26

Практика: Отработка. Прыжки на середине
Changement de pieds с окончанием в epaulement, pase chappe с окончанием в epaulement,
pas assemble с остановкой. Лицом к палке: sissonnesimple и первоначальная форма
sissonne ouverte в сторону носком в пол.
Вращения: tour chaines, подготовка к tour endedans, повороты на полупальцах в
свободной позиции в обе стороны.

5. Тема: Танцевальные движения по диагонали: pas balance с продвижением и в
повороте, pas de bourrse с переменой ног, сценический бег и сцен. форма pas de basque,
вальсовая дорожкав повороте по кругу.

Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: pas balance с продвижением и в
повороте, pas de bourse с переменой ног, сценический бег и сцен. форма pasdebasque,
вальсовая дорожкав поворотепо кругу.
Практика: Отработка: pas balance с продвижением и в повороте, pas de bourse с
переменой ног, сценический бег исцен. форма pasdebasque, вальсовая дорожкав
поворотепо кругу.

6. Тема: Балетная гимнастика и стретчинг: упражнения для развития «шага»,
выворотности и гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и брюшного
пресса.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки вбалетной гимнастике и стретчинге:
упражнения для развития «шага», выворотности, гибкости, укрепления подъёма стопы,
мышц спины и брюшного пресса.
Практика: Отработка балетной гимнастики и стретчинга: упражнения для развития
«шага», выворотности и гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и
брюшного пресса.

7. Тема: Постановочная работа: танец.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: при исполнении этюдов
составленных из выученных танцевальных па и шагов. Прослушивание музыки и
обсуждение постановки танца и его основных движений (лексики).
Практика: Отработка: этюдов составленных на элементах классического танца.
Постановка танца и его отработка.
27

8. Тема: Подготовка к аттестациям и контрольным мероприятиям.
Теория: Просмотр видео материалов (танцевальные номера ансамбля и открытые уроки
подготовительных групп при хореографических училищах).
Опрос-тест обучающихся познанию балетной терминалогии: rond de jambe parterre c
preparation endehors и endedans и обводкой soutenus на plie, bat.fondu, bat.frappe,
rondsenlair, bat. developpe. Последовательность исполняемого экзерсиса, знание
балетной терминологии и I-Ш форм portdebras, особенностей постановки корпуса и
головы в позах I и II arabesques. Анализ зачётов, аттестаций.
Практика: Отработка: открытых уроков. Подготовка и участие в концертах и
мероприятиях.
V год обучения

1. Тема:

Вводное
занятие.
Инструктаж по
технике безопасности.
Теория: Правила поведения на занятиях, в учреждении.

Практика: Элементы классического танца.

2. Тема: Экзерсис у палки: battement tendu c переменой опорной ноги и
полуповоротами, battement tendu c double spiques, battement tendu jete balance, rond de
jambe parterre c demi-rond на 45*, bat.fondu на полупальцах и bat.frappe на пальцах
«крестом», bat.soutenus на полупальцах с мален. и больш. позами croisee и efface,
повороты по V поз. от палки и к палке, рetitbat.surlecou-de-pied c акцентом, rond
enl'air endehorsи dedansra 90*, bat. developpepasse, grandbat.jete c piques.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки при исполнении: battement tenduc
переменой опорной ноги и полуповоротами, battement ttendu c double spiques, battement
tendu jete balance, rond de jambe parterre c demi-rond на 45*, bat.fondu на полупальцах и
bat.frappe на пальцах «крестом», bat.soutenus на полупальцах с мален. и больш.
позамиcroisee и efface
Практика: Отработка: battement tendu c переменой опорной ноги и полуповоротами,
battementt tendu c double spiques, battement tendu jetebalance, rond de jambe parterre c demirond на 45*, bat.fondu на полупальцах и bat.frappe на пальцах «крестом», bat.soutenus на
полупальцах с мален. и больш. Позами сroisее и efface, повороты по V поз. от палки и к
палке, рetitbat.surlecou-de-piedcакцентом, rondenl'airendehorsи dedansra 90*, bat.
developpepasse, grandbat.jetecpiques.

28

3. Тема: Упражнения на середине зала:temps lie parterr, IV port de brase paulement,
маленькая и большая поза croisee, fface, demi-plie и grandplie по IV поз.в epaulement,
bat. tendu мал. позах croisee и для bat. Tendus c переходом через II позицию на demiplie, rond de jambe parterr c preparation endehors-endedans и portdebras, bat.fondu на 45*
и bat.frappe носком в пол в epaulement«крестом», III и IVarabesques носком в пол и
на demi-plie.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: Упражнения на середине зала: temps
lie parterr, IV port de brass epaulement, маленькая и большая поза croise, efface, demi-plie
и grand plie по IV поз.в epaulement, bat. Tendu simple в мал. позах croisee и для bat. Tendus
c переходом через II позицию на demi-plie, Rond de jambe parterr c preparation endehorsendedansи portdebras, bat.fondu на 45* и bat.frappe носком в пол в epaulement «крестом»,
III и IV arabesques носком в пол и на demiplie.
Практика: Отработка: Упражнения на середине зала: temps lie parterr, IV port de bras
epaulement, маленькая и большая поза croisee, efface, demi-plie и grandplie по IV поз. в
epaulement, bat. Tendu simpleв мал. позах croiseeи для bat. Tendus c переходом через II
позицию на demi-plie, rond de jamb parterr c preparation endehors-endedans и port de bras,
bat.fondu на 45* и bat.frappe носком в пол в epaulement«крестом», III и IVarabesques
носком в пол и на demi-plie.

4. Тема: Аllegго: double assemble в сторону, pas echappe в IVпоз. с «трамплинчиками».
Во
II
позиции,
sissonne
ouverte
«крестом»
носкомвпол,
pasjete
(первоначальнаяформа), glissade в сторону без перемены ног и с переменой, сценическая
форма sissonnes в I и II arabesques.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: Аllegго: double assemble всторону, pas
echappe в IVпоз. с «трамплинчиками» во II позиции, sissonne ouverte «крестом» носком
в пол, pas jete (первоначальнаяформа), glissade в сторону без перемены ног и с
переменой, сценическая форма sissonnes в I и II arabesques.
Практика: Отработка Аllegго: double assemble в сторону, pas echappe в IVпоз. с
«трамплинчиками» во II позиции, sissonneouverte «крестом» носкомвпол, pas jete
(первоначальная форма), glissade в сторону без перемены ног и с переменой, сцен. Форма
sissonnes в I и II arabesques.

5. Тема: Танцевальные движения: pas de bourree с окончанием в epaulement, balance
entournant, классический вальсовый правый и левый повороты.
29

Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: Танцевальных движений: pas de
bourree с окончанием в epaulement, balance entournant классический вальсовый правый и
левый повороты.
Практика: Отработка Танцевальных движений: pas de bourree с окончанием в epaulement,
balance entournant на поворота каждое, классический вальсовый правый и левый
повороты.

6. Тема: Балетная гимнастика и стретчинг: упражнения для развития «шага»,
выворотности и гибкости, для укрепления подъёма стопы, мышц спины и брюшного
пресса.
Теория: Правила исполнения, возможные ошибки: Балетной гимнастики и стретчинга:
упражнения для развития «шага», выворотности и гибкости, для укрепления подъёма
стопы, мышц спины и брюшного пресса.
Тема: Постановочная работа: танец. Знание cpeдcтв создания образа в хopeoгpафии.
Теория: Правила иcпoлнeния, вoзмoжныe ошибки: при исполнении этюдов
cocтавлeнных из выyчeнных танцвальных па и шагов. Знание cpeдcтв создания образа в
хopeoгpафии. Пpocлyшиваниe музыки и oбcyждeниe постановки танца ere cюжeта,
основных рисунков и движeний (лeкcики).
Практика: Отработка: этюдов cocтавлeнных на элeмeнтах клаccичecкoгo танца.
Постановка танца и eгo отработка.

7. Тема: Подготовка к аттecтациям и контрольным мepoпpиятиям. Подготовка и участте
в кoнцepтах и мepoпpиятиях.
Теория: Просмотр видeo матepиалoв (экзамeны учащихся хopeoгpафичecких 1-2 г.г.
oбyчeния). Подготовка к аттecтациям и контрольным мepoпpиятиям: Опpocтecт
обучающихся по знанию балeтнoй тepминoлoгии и правилам иcпoлнeния основных
движeний и поз клаccичecкoгo танца: plie; battement tendu, jete, fondu, soutenu, frappe,
petit bat. Surle cou-de-pied; rond de jambe parterr enl'air; IV фopма port de bras, малeнькиe
и cpeдниeпoзы croisee и efface и III arabesque. Подготовка и yчаcтиe в концертах и
мepoпpиятиях.
Практика: Отработка: Подготовка к аттecтациям и контрольным мepoпpиятиям.
Подготовка и участте в кoнцepтах и мepoпpиятиях.
30

Мониторинг
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с
помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без
диагностики невозможно эффективное управление.
Рассмотрим каждую из граней
отдельно. «Знания» включают в себя теорию и практику. «Теория» включает в себя
различные методики проверки теоретических знаний. «Практика» включает в себя
методы оценки исполнительского мастерства танцоров разных направлений. Отдельно,
как особо сложная для оценки качества, выделен раздел «Эмоциональная
выразительность» танцора.
«Физическое развитие» включает в себя общее и специальное развитие. Деление
вызвано особенностями подобранных диагностических методик, общих, применимых
при любой спортивной деятельности и специальных методик, позволяющие выявлять
физические навыки необходимые для конкретных танцевальных направлений:
хореографических, спортивных бальных танцев, современных и уличных танцев. Таким
образом, для того, чтобы диагностировать общее физическое развитие все коллективы
могут использовать одни и те же методики, а специальные физические навыки
измеряются по диагностическим картам, разработанным каждым коллективом
специально для своего направления. Грань «Воспитание»
включает в
себя
на «Личностное развитие» и «Социальное».
Теория
Знание истории своего танцевального направления определяет общую культуру
личности воспитанника, поэтому может быть связано с воспитательными задачами, по
этой теме. Для того чтобы проверить, оценить, проанализировать статистические
данные, получаемые в ходе диагностирования теоретических знаний в танцевальном
коллективе используются преимущественно методы устной диагностики. Методы
устной диагностики очень распространены в практике обучения. К этим методам
относятся: рассказ, объяснение, беседа и пр. Данные методы используются с целью
выявления уровня знаний, умений и навыков отдельных учащихся, навыков общения и
умения выступать. Методы устной диагностики применяются на всех этапах обучения,
Рассмотрим же самую популярную форму оценки теоретических знаний –
тестирование. Для примера тест «История хореографии» по теме история мирового
балета. В ходе, которого из нескольких ответов надо выбрать правильный.
(Приложение 2)

31

Практика
К практическим знаниям для танцевальных коллективов отнесены знание позиций
рук и ног в танце, знания фигур и основных элементов танца, а также эмоциональная
выразительность. Оценка исполнительского мастерства может осуществляться как
выборочно (знание отдельных элементов), так и, в общем, учитывая всю картину в
целом, включая так называемую исполнительская подачу.
Практика включает в себя различные разделы технической подготовки. Это только
одна грань перспективы танцора, но, как и все остальные она крайне важна. Рассмотрим
ее как основную. Техническая подготовка танцора является основополагающей задачей
педагога. Она, безусловно, связана и с физической подготовкой, с теоретическим
багажом, морально-волевыми качествами. Однако важность формирования правильной
базовой техники связана со сложностью переучивания. Порой легче научить с нуля, чем
переучить. Двигательный стереотип формируется у воспитанников во время обучения и
является своеобразным стержнем, на который нанизываются остальные элементы
подготовки.
На занятиях как способы фиксации результатов используются диагностические карты
(Смотри приложение 3), которые позволяют учесть не только различные танцевальные
программы, а также:

• Знание схем и фигур
• Владение основными элементами техники
• Эмоциональная выразительность
Одна из возможных систем оценки уровня освоения программы обучающимися 5тибалльная система. Оцениваемый танец меняется в зависимости от года обучения.
Критерии оценки: техника танца и чистота исполнения.
Универсальными критериями оценки могут стать:
– очень низкий (ребенок не запомнил движения; не может сделать более половины
движений в такт и темп),
– низкий (ребенок делает только часть движений в музыку без чистоты исполнения),
- удовлетворительный (ребенок выполняет в музыку половину и более движений; но
отсутствует чистота и резкость в движениях),
– хороший (ребенок выполняет все движения в музыку и присутствует осмысленность в
движениях),
– отличный (точное исполнение фигур танца, все движения выполняются в темп музыки
с нужной резкостью и четкостью).
32

Задачей педагога станет определение уровня развития выразительности, эмоциональной
отзывчивости на музыку и степень актёрского мастерства на текущем этапе обучения.
Актерское мастерство не является основным предметом, но хорошая артистичная подача
танцора часто способна сгладить неровности, шероховатости техники и другие
недостатки выступления. Эмоциональная выразительность сложный для оценки
показатель.
Основными критериями оценки в 5 ти-балльной шкале могут стать:
– очень низкий (ребенок не запомнил движения; не может сделать более половины
движений в такт и темп),
– низкий (ребенок делает только часть движений в музыку без чистоты исполнения),
- удовлетворительный (ребенок выполняет в музыку половину и более движений; но
отсутствует чистота и резкость в движениях),
– хороший (ребенок выполняет все движения в музыку и присутствует осмысленность в
движениях),
– отличный (точное исполнение фигур танца, все движения выполняются в темп музыки
с нужной резкостью и четкостью).
Оценку позиции рук и ног рассмотрим на примере классического танца.
Например, Основы классического экзерсиса: выполнить позиции ног (1, 2, 3, 6) и
позиции рук (подготовительная, 1, 2, 3), педагог оценивает постановку корпуса и
головы, лёгкость и правильность исполнения позиций.
(Смотри приложение 4).
Педагог на занятии методом наблюдения отслеживает выполнение каждого задания.
Акцентируется внимание на правильности, чистоте и музыкальности исполнения.
Критерии оценки также сводятся к выявлению уровня исполнение. Такая
систематизация проверяемых знаний облегчает процесс обучения, воспитания и
корректировки программы.
Общее физическое развитие
«Общее физическое развитие» включает в себя гибкость, выносливость и координацию.
Эти качества были выявлены на основе анализа задач образовательных задач, а деление
на общие и специальные выполнено по принципу необходимого для здоровья, и
необходимого для успешного выступления. Для диагностирования общего физического
развития также будут использоваться методы тестирование и наблюдение.
Качества

33

общего физического развития целесообразно диагностировать на обычных учебных
занятиях, практикумах.
«Специальной физическое развитие» включает в себя ритмичность, прыгучесть,
скоростно-силовые качества. Следует отметить, что в упражнениях специальной
физической подготовки, чаще всего используется музыка, что способствует развитию не
только физических качеств, но и развитию чувства ритма и музыкальности.
Стадии прыжка - отталкивание, отрыв и приземление

• прыжки из 6-й позиции
• прыжки поджав ноги
В данном случае результаты оцениваются по 3-х бальной системе.
Критерии оценки:
3 балла – сильное отталкивание, прыжок высокий, сложный при участии корпуса и
рук.
2 балла – сильное отталкивание, прыжок высокий, не сложный по исполнению
1 балл – слабое отталкивание, невысокий отрыв, простой по исполнению.
Воспитание
Понятие «Воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке
и содержит большой диапазон определений, с различных позиций, отражающих его
сущность. В нашем случае «Воспитание» это одна из граней перспективы танцора. Как
и все остальные грани, она сформирована из воспитательных задач программ
танцевального сектора и разделена на «Личностное развитие» и «Социальное».
Личностное развитие
К личностному развитию мы отнесли:

•
•
•
•
•
•
•

Ответственность
Трудолюбие, терпение, целеустремленность
Общая культура поведения
Эстетическое развитие
Мотивация, увлеченность занятиями
Здоровый образ жизни
Творческая активность

Абсолютно изолированная от общества оценка личности невозможна и выбранное
деление условно, оно связано с выбранными методами диагностики, которые в свою
очередь опираются на оценку поведения учащегося в коллективе и индивидуально.
34

Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой
образовательной программе. На развитие личности ребенка влияет множество факторов,
а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно
непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно
определить их положительную динамику.
Диагностика личностных качеств обучающегося заключается в следующем:
совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка,
интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени
выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни
обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка
можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую
беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие. В данном случае
методы более разнообразны и не ограничиваются тестированием и педагогическим
наблюдением.
В педагогике воспитание какого-либо качества во многом связано с объяснением
ребенку самого понятия (если оно является для него новым), а затем приучение его к
анализу и самоанализу, поиску в своем поведении желаемого качества. В случае с
ответственностью, например, можно использовать различные методы и методики. Для
того чтобы выявить, как дети осознают понятие «ответственность», какого ребенка они
считают ответственным, можно провести опрос. Модель диагностики предлагает
несколько вариантов. (Приложение 5)
Зафиксировав ответы, педагог может сделать выводы о том, насколько правильно
ребенок понимает значение слов, умеет ли оценивать проявление ответственности у
своих сверстников. И строить дальнейшую воспитательную работу исходя из
полученной информации. Также в разделе представлены критерии оценки по степени
выраженности того или иного качества. Например, такое качество личности как
терпение мы предлагаем оценить, как способность ребенка переносить (выдерживать)
известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. Степень
выраженности в данном случае будет выражена во временном показателе (ребенок
проявляет терпение меньше чем на половину занятия, больше, чем на половину занятия
и на все занятия (Приложение 1).
Социальное развитие

•
•
•
•
•

К социальному развитию мы отнесли:
Коммуникабельность
Лидерские качества
Культура межличностного общения
Умение работать в коллективе, способность к сотрудничеству
35

•
•
•

Патриотическое воспитание, толерантность
Социальное самоопределение

Мониторинг конкурсных выступлений
К социальному развитию ребенка отнесены качества, проявляемые им в коллективе.
В диагностический инструментарий мы включаем:

•
•
•
•
•
•

Наблюдение
Беседа
Анкетирование
Интервью
Тестирование

Анализ документов (портфолио)
Модель диагностики включает в себя различные тесты, анкеты и листы наблюдения с
критериями оценки.
Материально-техническое обеспечение
Помещение для занятий
должно
отвечать
санитарно-техническим
требованиям, обеспечиваться теплом и электроснабжением, иметь паркетный пол,
хорошо проветриваться, отвечать акустическим требованиям для работы с
радиоаппаратурой.
Помещения для раздевалок, комната отдыха педагогов с местом для хранения
радиоаппаратуры, фонограмм, документации, костюмов, танцевального реквизита и
других предметов и средств обучения.
Для занятий необходимо:

•

хорошо проветриваемый хореографический зал;

•
•
•

дощатый или покрытый специальный линолеум пол;

•
•
•

зеркала;

•
•
•

магнитофон или музыкальный центр;

раздевалки;
место для хранения аудиоаппаратуры, фонограмм, костюмов, танцевального
реквизита;
фортепиано;
хореографические станки;
усилитель;
аккустические колонки; • гимнастические коврики.

В целях контроля за освоением программы обучающимися, демонстрации
танцевальных коллективов, просмотра видеоматериалов записей концертов,
36

выступлений, подбора музыкального сопровождения дополнительно в работе
используется:

•
•
•

фотокамера;
телевизор, компьютор;
учебно-методические видеоматериалы (диски, видео кассеты, USB).
Условия реализации программы

Для реализации комплексной образовательной программы каждому
обучающемуся необходимо иметь на протяжении всех лет обучения на каждом занятии:
Специальную
джазовки и др.);

1.

танцевальную

обувь (балетки белого

и чёрного цвета,

Специальную танцевальную одежду (черный купальник, легкая прозрачная
юбка, черного цвета лосины-для девочек; футболка белого цвета и чёрного цвета
лосины- для мальчиков).

2.

Для участия в концертах и конкурсах обучающимся необходимы сценические
костюмы, концертная обувь и реквизит, соответствующие требованиям характера и
стилистики танца.

37

Список литературы
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика, (Программа по ритмической пластике для
детей). - СПб, 1997.

1.
2.

Базарова М., Мей В. Азбука классического танца. - Л-М.: «Искусство», 1975.

5.
6.

Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. -Л.О.: «Искусство», 1972.

Барышникова Т.А. Азбука хореографии. - СПб, 1996. 3. Бондаренко Л.
Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. - Киев:
«Музична Украина», 1984.
Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.-Л.О.: "Искусство",

1976.

7.

Климов А. Основы русского танца. - М.: «Искусство», 1981.

8.

Музыка и движение. 3 тома. -М.: «Просвещение», 1984.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
(Сборник Министерства Просвещения СССР). - М.: 1986.

9.

10.
11.
12.

Тарасов Н. Классический танец. - М.: "Искусство", 1981.

13.
14.

остов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.

Череховская Р. Танцевать могут все. - Минск, 1973.

Чистякова М.И. Психогимнастика.- под ред. М.И. Буянова. -М.:
«Просвещение»,«Владос», 1998.
Шут Н.Ю. Хорошева Т.А. Система мониторинга в учреждении доп.обр. –
Новосибирск : ДТД УМ «Юниор», 2002.
Список литературы для обучающихся

1.
2.

Балет. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. – 5730 с.

Блок, Д.Д. Классический танец. История и современность / Д.Д. Блок – М:
Искусство, 1999. – 150 с.
Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова – СПб: Издательство
«Лань», 2001. – 119 с.

3.

Гваттерини, М. Азбука балета – / М. Гваттерини – СПб: Издательство «Лань»,
2001. – 229 с.

4.
5.
6.

Детская энциклопедия «Балет». - М.: Астрель Аст 2001. – 113 с.
Дешкова, И. Загадки Терпсихоры / И. Дешкова – М: Детская литература, 1999. –

25 с.
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Сафидансе. Танцевально-игровая гимнастика для
детей / Ж.Е Фирилева, Е.Г. Сайкина - СПб, Детство - пресс, 2015.
– 113 с.

7.

38

Приложение 1
Система оценивания
Критерии

Яркая выраженность Выраженность

Отсутствие признака

Состояние
Отсутствие тремора Тремор рук
нервномышечного
аппарата

Тремор рук,
мимических мышц

Мимическая
выразительность
лица

Состояние
лица
спокойное, без
проявления
мимических
напряжений

Лицо сильно
взволновано, зубы
сжаты, щёки
напряжены

Подъём стопы

Полный изгиб стопы Изгиб стопы с
с пальцами ног
отсутствием
подобранных
пальцев ног

Косой подъём,
усиленное напряжение
стопы

Координация
движений

Движения
лёгкие,
согласованные,
свободные,
раскрепощённые
от природы

Нескоординированные
движения,
неуклюжесть,
угловатость,
скованность

Прыжок

Врождённая высота Высота
и лёгкость прыжка прыжка
достаточная,
но тяжесть при
приземлении

Заметна
взволнованность,
губы напряжены

Движения с
заметными
усилиями, нет
навыка
танцевального
движения

Прыжок
недостаточный

39

Танцевальный шаг Любая нога
поднимается
свободно во всех
направлениях

Внешние данные

Недостаточно
высокий подъём

Сценическая красота Незначительные
лица, осанка,
нарушения осанки,
стройность фигуры отклонения в
фигуре

Тяжесть в подъёме
стопы с завёрнутым
бедром в любом
направлении

Отсутствие внешности
для
хореографического
искусства

Музыкальность и Выполнения
Имеются
Отсутствие
ритмичность
ритмичности и
отклонения в ритме ритмических
последовательности
движений
элементов
Артистичность

Ребёнок улыбчив,
эмоционален

Требуется время для Не эмоционально
настроя
выполняет задание,
закрепощенности

Память

Быстро и чётко
запомнил ритм,
последовательность
элементов

Постановочный
Нечётко выполняет,
материал выполнил требует постоянного
с незначительными контроля
нарушениями

1) Игровая технология - которая объединяет достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Их основная цель - обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний,
умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения
обучающихся в творческую деятельность. 2)Технология дифференцируемого обучения
- ставящая своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков,
развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются
методы индивидуального обучения.
3)Технология личностно-ориентированного обучения - организация воспитательного
процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его
индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и
ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной,
свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей
достоинство и свободу других людей.
40

4)Информационные технологии - все технологии, использующие специальные
технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства
обучения.
5)Здоровьесберегающие технологии - создание комплексной стратегии улучшения
здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время
обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
6)Технология проблемного обучения - ставящая своей целью развитие познавательной
активности и творческой самостоятельности обучающихся. Механизмом реализации
является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед
обучающимися задачу, которую они выполняют используя имеющиеся у них знания и
умения.
7)Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога
и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают
оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. 8)Технология
развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не
только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития
психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности
развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением
понимается новый, активно деятельный способ обучения, идущий на смену
объяснительно-иллюстративному способу.
9)Здоровьесберегающие технологии - создание комплексной стратегии улучшения
здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время
обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный
образовательный процесс по видам танца и является формой организации учебной и
творческой деятельности, где каждый ребенок не только обеспечивается полной
свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе
средств выражения, планировании деятельности.

41

Приложение 2
Контрольный опросник знаний, умений, навыков
Фамилия Имя участника: ________________________________________________
№ п/п

Вопросы

1

1. Что такое танец:
а) это – вид народного творчества
б) это–выразительные движения человеческого тела
в) это – основной язык балета
Как с греческого переводится «хореография»:
а) писать танец
б)последовательное выполнение движений
в) выразительность
Назовите все виды танца:
а) классический, народный
б) классический, историко-бытовой
в) классический, народный, историко-бытовой
Что выражает народный танец:
а) характер каждого народа
б) стиль и манеру исполнения каждого народа
в) танцевальные традиции
Историко-бытовой танец это:
а) хороводный танец
б) танец прошлых времен
в) вид народного творчества
Как с латинского переводится «классический»:
а) вежливый
б) серьезный
в) образцовый
Отметьте лишнее
а) марш
б) характер
в) песня
г) танец
Preparation (препрасьён) это:
а) поклон
б) подготовительное упражнение перед
движением
в) подъем на полупальцы

2

3

4

5

6

7

8

Правильный ответ
отметить +

9

10

11

12

13

14

15

Сколько позиций рук в классическом танце:
а) 3
б)4
в)6
К какому танцу относятся эти движения «дроби»,
«припадание», «обертас»:
а) народный танец
б) современный танец
в) классический танец
К какой национальности относиться танец
«Хоровод»:
а) русской
б) татарской
в) любой
К каким видам танца относятся эти движения
demi plie (дэми плие), releve (рэлевэ):
а) классический танец
б) народный танец
в) современный
К какому виду танца относиться «Полька»:
а) классический танец
б) народный танец
в) современный танец
Чешский танец это:
а) вальс
б) менуэт
в) полька
Родина Вальса:
а) Польша
б) Россия
в) Вена

Примечание: на один вопрос возможны несколько вариантов ответа.
Обратная связь:

1.

Подготовить листок и ручку;

2.

Сверху подписать Фамилию и Имя;

3.

Прочитать вопрос –написать ответ: № вопроса, буквенный вариант ответа
Напрмер: 1- а,в.

4.

На ответы дается 15 минут.

1
2
3

Эмоциональная
выразительность

Общее кол-во баллов

Коммуникабельность,
отношение в коллективе

Классический танец

Владение основными
элементами техники

Знание схем и фигур

Ф.И

Эмоциональная
выразительность

№
п/
п

Владение основными
элементами техники

Знание схем и фигур

Приложение 3

Диагностика практических знаний
Народный танец

Приложение 4
Позиции рук и ног
Ф.И

Позиции Позиции Постановка
ног
рук
корпуса и
головы

Элементы
классического
Общий
экзерсиса
балл
Плие Релевэ Батман Батман Пассе Сотэ,
тандю
жете
шассэ

Приложение 5

Вопросы на тему «Ответственность»

1.
2.
3.
4.

Как ты понимаешь, что такое ответственность?
Какого ученика ты бы назвал ответственным?
Назови самых ответственных ребят в группе. Почему?
Назови самых безответственных ребят в классе. Почему?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».