Нетрадиционные техники

СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы:
1.1. пояснительная записка
1.2. цель и задачи программы
1.3. учебный (тематический) план
1.4. содержание учебного (тематического) плана
1.5. планируемые результаты
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. условия реализации программы
2.2. формы аттестации
Список литературы

1.1 . Пояснительная записка

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети
не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире,
входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,
самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная
самобытность каждого ребенка. Эту самобытность не возможно охватить какими – то
правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок
дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской
душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая
ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим
уголкам.
Данная образовательная программа направлена на развитие художественноэстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам
искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления,
подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию
стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Изобразительное и декоративно – прикладное искусство – одно из наиболее
ярких, эффектных и продуктивных сторон деятельности творческих натур. Занятия
изобразительным и декоративным искусством предоставляют неиссякаемые
возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом
возрастном уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная
творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты – все это
воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Изобразительная и декоративная деятельность интересна и увлекательна в любом
возрасте. Она позволяет отобразить, передать свои впечатления об окружающем мире.
Процесс передачи впечатлений с помощью карандаша, красок и других
художественных материалов вызывает у ребенка чувство радости и душевного
равновесия.
Программа является стимулом развития таких способностей, как: память,
цветоощущение,
восприятие
формы,
наблюдательность,
воображение,
сопереживание. Призвана познакомить с различными художественными техниками,
приемами, материалами, повысить эстетический уровень ребенка, привить любовь к
творчеству.
Процесс усвоения программного материала происходит не только по принципу
от простого к сложному, но и путем смены занятий, их разнообразия.
Художественное образование помогает в самоопределении, способствует
реализации сил и знаний, которые они получают на занятиях, а главное – помогает
удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал,
адаптироваться в современном обществе, организовывать свое свободное время. А
также помогает детям старшего возраста в определении дальнейшего профильного
обучения.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Нетрадиционные техники рисования» (далее программа) составлена в соответствии с
нормативными документами:
2


Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. № 11);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018
г. № 196;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области»;

Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
свердловской области в 2021 году»;

Устав ПМАОУ ДО Центр детского творчества.

3

Актуальность
Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка. Необходимо
создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что
чем дальше, тем интереснее будет учиться. Это должно повысить интерес у детей к
учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить
учиться. Программа обеспечивает условия для индивидуального развития каждого
ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях
обучения - одаренных детей.
Программа реализуется с применение дистанционных образовательных
технологий в режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения.
Отличительные особенности программы, от уже существующих в этой области
заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Такой разнообразный комплекс предметов позволяет всесторонне развиваться
творческим способностям детей: воображению и фантазии, пространственному
мышлению, колористическому вкусу.
Основанием для организации подобного комплексного обучения служит и тот
факт, что многим детям, занимающимся по традиционным типовым программам в
течение нескольких лет, занятия в рамках одного направления подчас становятся
недостаточными для реализации своих творческих потребностей.
Направленность программы – художественная.
Уровень сложности программы – базовый.
Новизна программы
В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению,
направленный на формирование специальных предметных умений и навыков.
В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с
технологией, математикой, черчением, литературой, театром, музыкой, окружающим
миром, развитием речи, точными науками.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 10
лет и рассчитана на 1 год обучения. Наполняемость групп: 10 – 15 человек.
Объем и срок освоения программы -1 год - 144 часа.
Уровень – базовый. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.

4






Формы обучения:
В ходе реализации программы применяются формы очного обучения.
Формы организации учебного процесса:
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.

Виды занятий:
 беседы;
 лекции;
 мастер-классы;
 практические занятия.
Формы подведения результатов:
 просмотр творческих работ;
 тестовый рисунок в начале учебного года;
 участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного и
изобразительного творчества различного уровня, задания-тесты;
 занятия-конкурсы;
 систематическое наблюдение за ребенком в течение учебного года;
 анализ его творческого подхода к заданиям, степени самостоятельности в их
выполнении, уровня усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных
соответствующим разделом программы;
 итоговые работы.
Используемые методы: словесный, практический, познавательный,
исследовательский, иллюстративно-демонстрационный.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы направлена на развитие художественно-творческих
способностей обучающихся и как следствие визуального мышления (фантазии,
зрительно-образной
памяти,
эмоционально-эстетического
восприятия
действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей,
образного мышления и воображения) на основе цветовосприятия.
Задачи
Обучающие:
 Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое
воображение;
 Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями
цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными
ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера
и общего настроения композиции;
 Познакомить детей с различными видами изобразительной и декоративной
5

деятельности, с выразительными возможностями художественных средств
изобразительного искусства, знакомство с их образным языком на основе
творческой деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами
работы с ними.
Развивающие:
 Развить художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение, творческое мышление;
 Закрепить приобретенные умения и навыки художественно – творческой
деятельности и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
 Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
 Формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Планируемые результаты
По окончании года обучения учащиеся должны знать и уметь:
 правила организации рабочего места;
 правила техники безопасности при работе с различными материалами;
 разнообразные приемы работы кистью, красками, карандашами, мелками,
пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, тычок,
трубочка для коктейля, ластик, нитки);
 различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы
рисования;
 различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
 у детей разовьется мелкая моторика рук;
 сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами
художников, замечать и творить красоту;
 разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
 появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
 сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
 сформируются навыки самостоятельности.

6

1.3. Учебно-тематический план 1года обучения
№ п/п

Название разделов
всего
4

Количество часов
теория
практика
2
2

1

Введение в программу

2

Изобразительные
материалы

12

5

7

3

Пейзаж

18

9

9

4

Тематические работы

20

2

18

5

Анималистический
жанр

20

10

10

6

Аппликация

18

9

9

7

Лепка

20

4

16

Формы
аттестации
Беседа
Выставка,
просмотр и
обсуждение
работ
Выставка
работ;
выполнение
работы по
заданию
педагога и
обсуждение
работ
Выставка
работ;
выполнение
работы по
заданию
педагога и
обсуждение
работ
Выставка
работ;
выполнение
работы по
заданию
педагога и
обсуждение
работ
Выставка
работ;
выполнение
работы по
заданию
педагога и
обсуждение
работ
Выставка
работ;
выполнение
работы по
заданию
педагога и
обсуждение
работ
7

8

Нетрадиционные
техники рисования.

16

8

8

9

Итоговые работы

14

0

14

10

Итоговое занятие.
Выставка работ
Итого

2

1

1

144

50

94

Выставка
работ;
выполнение
работы по
заданию
педагога и
обсуждение
работ
Выставка
работ;
выполнение
работы по
заданию
педагога и
обсуждение
работ
Итоговая
выставка

1.4. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в программу
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом обучения. Основные
формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Техника безопасности в изостудии при работе с красками и другими
художественными материалами. Техника безопасности при работе с инструментами
(ножницы, стеки). Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами и оборудованием. Показ иллюстраций, творческих работ по
изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Раздел 2. Изобразительные материалы
Тема 2.1. Краски. Цветоведение. Смешение красок
Знакомство с различными приемами работы с красками, с богатой красочной
палитрой. Цветовые оттенки основных цветов, получение составных цветов путем
смешивания.
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «радужная
улитка» путем смешения основных цветов в красках.
Тема 2.2. Понятие теплых и холодных цветов
Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение
тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады) Понятия
хроматических и ахроматических цветов.
Практическое занятие. Работа с красками упражнение на зрительную и
ассоциативную память. Выполнение заданий: «волшебное дерево» теплыми и
холодными цветами в красках.

8

Тема 2.3. Кисти
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и
мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями.
Изучение живописных выразительных средств и приемов, создающих максимально
выразительную форму в работе с красками. Понятие различных видов мазков,
полученных при разном нажиме на кисть: рисование кончиком кисти «штрих-дождик»,
«звёздочка», кистью плашмя, примакивание «кирпичик», «волна», тычком.
Задача: развить умение использовать разнообразие живописных приемов в работе.
Практическое занятие. Работа с красками и кистями. Выполнение заданий: «Что
умеет кисточка» (упражнения).
Тема 2.4. Кисти
Закрепление пройденного материала: живописные выразительные средства и
приемы, создающие максимально выразительную форму в работе с красками. Понятие
различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть.
Практическое занятие. Работа с красками и кистями. Выполнение заданий:
«жарптица» с использованием различных приемов работы по-сырому, мазками,
линиями.
Тема 2.5. Карандаши цветные
Изучение графических выразительных приемов создающих максимально
выразительную форму в работе с карандашами.
Задача: развивать умение использовать разнообразие графических приемов в работе.
Практическое занятие: Работа с цветными карандашами. Выполнение
различных приемов штриховки: проведение различных линий - прямых, волнистых,
колючих и т.д. цветными карандашами. Выполнение заданий: «Хамелеон» цветными
карандашами.
Тема 2.6. Карандаши простые
Изучение свойств карандашей разной твердости (в простом карандаше).
Выполнение различных приемов штриховки. Работа с пятном «Характер пятен».
Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в
рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный
инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества
точек, сеточек или других элементов. Точка. Способы получения точки на бумаге:
лёгкое касание карандаша, с нажимом. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и
маленькие, круглые и сложной формы.
Практическое занятие: Работа с простыми карандашами. Выполнение заданий:
«город» простыми карандашами различной мягкости.
Раздел 3. Пейзаж
Знакомство с понятием пейзаж. Основные правила рисования пейзажа.
Просмотр иллюстраций с природой в осенний период. Просмотр и обсуждение картин
художников – пейзажистов.
Практические занятия: Поэтапное выполнение пейзажей в цвете по памяти и
представлению. «Золотая осень» Монотипия, «После дождя» Метод тычка, «Кто живет
в лесу» (ёж) Кляксография, «Ночной лес» Пастель/ восковые мелки.
Материал: акварель, гуашь, восковые мелки.
Раздел 4. Тематический рисунок
Понятие тематического рисунка. Обсуждение вариантов работ на зимнюю
9

тематику. Разговор о персонажах ассоциирующихся с зимой. Просмотр иллюстраций
природы зимой. Обсуждение состояния зимней природы.
Практические занятия: Выполнение работ в разных техниках на заданную
тематику. Изготовление объемных игрушек из цветной бумаги. «Зимняя ветка» свеча
(восковые мелки), акварель, «Танец снежинок» трафареты, набрызг, «Наша ёлочка»
гуашь, «Дед Мороз» гуашь, «Ледяная избушка» Цветная бумага, гуашь, «Олененок»
объемная игрушка из цветной бумаги.
Материал: восковые карандаши, гуашь, акварель, цветная бумага, клей.
Раздел 5. Анималистический жанр
Понятие Анимализм. Беседа о животных. Знакомство с анималистическим
жанром. Обсуждение форм и цвета животных. Рассмотрение иллюстраций сказок, в
которых герои животные. Поэтапное рисование животных.
Практические занятия: Поэтапное выполнение рисунков животных в
смешанных техниках. Мое любимое животное, Барашек, Енот, Мышка, Лисичка, Лев,
Медведь, Лягушка-квакушка.
Материал: гуашь, акварель, пластилин, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы
Раздел 6. Аппликация
Знакомство с понятием аппликация. Изучение правил составления композиции.
Просмотр работ, выполненных в технике, аппликация.
Вырезание из бумаги
геометрических фигур. Учимся сгибать бумагу гармошкой. Составление и сборка
аппликации из подготовленных деталей.
Практические занятия: «Цветочная полянка», «Зимний город», «Первые
цветы», (на акварельном фоне)
Материалы: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.
Раздел 7. Лепка
Знакомство с понятием скульптура, знакомство с различными материалами для
лепки - пластилин, соленое тесто, глина. Изучение равномерно наносить пластилин на
поверхность.
Практические занятия: «Я и пластилин», объемная скульптурка животного,
«Улитка» рельеф на картоне, «Панда» лепка жгутами из пластилина на картоне, «Ёжик
в листиках» рельеф на картоне из пластилина, «Солнце и луна» рельеф из соленого
теста, декоративное панно «Ягодки».
Материал: пластилин, картон, стеки, соленое тесто.
Раздел 8. Нетрадиционные техники рисования
Знакомство с нетрадиционными техника рисования: кляксография, рисование
мыльными пузырями, печать, рисование нитями, рисование с помощью трафаретов.
Практические занятия: Применение нетрадиционных техник в рисунке.
«Фантастический мир», «Павлин», «Мыльные пузыри» «Рисуем нитью», «Рисунок по
трафаретам»
Материалы: гуашь, акварель, нити разной текстуры, трафареты, соль, пена.
Раздел 9. Итоговые работы
Тема. Художественные материалы. Пейзаж. Тематический
Анималистический жанр. Аппликация. Лепка. Нетрадиционные техники.

рисунок.
10

Теория. Закрепление пройденного материала за год.
Практика. Выполнение заданий самостоятельно.
Материал. Материал выбирается в соответствии с темой.
Проведение итоговых занятий. Подведение итогов полугодия, года. Выставка
работ обучающихся. Награждение отличившихся воспитанников.
1.5. Планируемые результаты
Личностные
результаты отражаются
в
индивидуальных
качествах
воспитанников, которые они должны преобразовать в процессе освоения
общеразвивающей программы изостудии:

осознавать роль художественного искусства в жизни людей;

эмоционально «проживать» красоту художественных произведений,
выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к художественным произведениям, к
творчеству своих товарищей, своему творчеству;

осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать
свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих
товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения,
применение художественных терминов);

эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть)
свои
эмоции;

эмпатия
–
умение осознавать и определять эмоции
других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной
художественной культуры;

любовь и уважение к Отечеству, его культуре;

интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором,
посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;

интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к
художественной форме общения;

интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

осознание ответственности
за
выполненное
художественное
художественное произведение.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности
универсальных способностей воспитанников, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
11



учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом;
учиться работать по предложенному руководителем плану определять и
формулировать цель деятельности с помощью руководителя;

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с руководителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;

в диалоге с руководителем вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные:

находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;

делать выводы в результате совместной работы класса и руководителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью
художественных образов передавать различные эмоции;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую: составлять план последовательности работы над художественным
произведением;

пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.
Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне
рассказа, художественного изображения);

понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать
художник своим произведением;

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций
с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя);

договариваться со сверстниками совместно с руководителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

адекватно использовать художественные средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с
использованием терминологии художника;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;

задавать вопросы, находить ответы.


Предметные результаты:
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в изостудии
проявляются в следующем:
12

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной
деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства
(в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным
традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты
художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Предметные результаты характеризуют опыт воспитанников в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
программы:

сформированность
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном
развитии человека;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;

овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании);

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной
(народных и прикладные виды искусства);

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

способность использовать в художественно-творческой дельности
различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
13

изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по занятиям) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций;


Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных
и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у воспитанников развиваются
творческие начала.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень
1. Неуверенное обращение с
художественным
материалом.
Путает
инструменты.
2.
Неумение
смешивать
краски
для
получения
нужного
цвета,
слепить
простую
фигуру
из
пластилина, вырезать бумагу
ножницами по заданному
контуру.

Средний уровень
1. Знает предназначения, но
неуверенно
пользуется
инструментами,
красками,
глиной,
пластилином,
бумагой.
2.
В
процессе
самостоятельной творческой
работы часто обращается за
помощью к педагогу.

Высокий уровень
1.
Хорошо
знает
все
инструменты
и
художественные
материалы
для работы, умеет ими
пользоваться.
2. Более свободно рисует,
лепит, вырезает по эталону.
Самостоятельно
применяет
умения
и
навыки
при
выполнении работы с образца.

14

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в достаточно просторном, хорошо освещенном,
проветриваемом помещении. У каждого ребенка есть свое рабочее место (стол, стул,
мольберт). Необходимые инструменты (карандаши, кисти и др.) и художественный
материал (краски, бумага, пластилин и т.п.) доступны каждому ребенку. Однако
ножницы выдаются детям только в случае необходимости, предварительно напомнив
им правила техники безопасности. Другие предметы, имеющие режущие или колющие
части, представляющие малейшую опасность для здоровья детей, находятся в
недоступном для учащихся месте и предназначаются только для работы педагога. Так
как на занятиях предусмотрена работа в разных техниках и с различными материалами,
то особое внимание уделяется технике безопасности.
В студии имеется достаточно объяснительно-иллюстративного материала:
(альбомы, открытки, иллюстрации, гипсовые формы, натюрмортный фонд, а также
лучшие работы прошлых лет), журналы «Юный художник», краски, карандаши, кисти,
бумага.
В студии имеются стеллажи и витрины для организации выставок, для хранения
литературы и художественных материалов;
На электронных носителях есть презентации по жанрам изобразительного и
декоративно-прикладного искусства.
Информационное обеспечение
Работа студии освещается в интернет источниках: сообщество в социальной сети
ВКонтакте (Изостудия «Цветные ладошки»), на странице сообщества «Городские
каникулы – онлайн площадка» и в сообществе «Центр детского творчества г.
Первоуральск», а так же на страничке в Instagram «cdt.pvk». В интернет системе
WhatsApp созданы родительские чаты в которые загружается вся информация о работе
кружка и Центра детского творчества.
Методическое обеспечение программы.
Для обеспечения учащихся необходимой информацией для восприятия и
осмысления на занятиях используются информационно-сообщающие методы: рассказ,
беседа, объяснение. Активно используется на занятиях демонстрация. В целях
закрепления материала проводятся повторительно-обобщающие беседы и практическая
работа. При рисовании с натуры используется метод наблюдения. Основным методом
обучения, при формировании учащихся умений и навыков, является упражнение. Для
проверки знаний, умений и навыков используется устный опрос, практические
самостоятельные работы.
Программа предусматривает различные формы работы: фронтальную и
индивидуальную. При фронтальной форме учебный материал подается всему
коллективу учащихся. При индивидуальной – оказывается помощь каждому ребенку в
конкретном задании, при этом педагог не уменьшает активность ребенка, а содействует
выработке навыков самостоятельной работы.
В зависимости от решения учебных задач занятия проводятся следующих типов:
- занятия по приобретению новых знаний (учащимся сообщают теоретические
сведения. Занятия такого типа начинают изучение новых тем);
- занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная деятельность
15

ребенка под руководством педагога);
- занятия по повторению (определяют качество усвоения материала и овладение
умениями и навыками. Занятие является заключительным по теме);
- занятия по проверке знаний, умений, навыков (тестовые работы);
- комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).
2.2. Формы мониторинга
Процесс обучения предусматривает следующие виды аттестации:
-мониторинг образованности обучающихся (входной, итоговый);
-текущий и промежуточный мониторинг.
- входной (проводится в начале обучения: определяет уровень первичных знаний и
способностей ребенка). Проводится в виде тестов и беседы;
- текущий (проводится на каждом занятии: просмотр творческих работ учащихся,
коллективное обсуждение результатов занятия);
- промежуточный (проводится по окончанию изучения отдельных тем и по итогам
полугодия). Результаты проверяются в течение каждого занятия на индивидуальном
осмотре выполненной работы, в коллективном обсуждении выполненных работ с
определением удач и ошибок, установление причин неудач и нахождение путей их
исправления. По итогам полугодия промежуточный мониторинг проводится в виде
выставок, просмотров и обсуждения работ. В течении года, обучающиеся участвуют в
различных выставках и фестивалях. Совместно с родителями проводятся мастер-классы
по различным видам декоративно-прикладного искусства. В качестве результатов
промежуточного мониторинга могут быть зачтены изделия или результаты участия в
творческих конкурсах. Результаты промежуточного мониторинга заносятся в журналы.
Результаты текущего контроля и промежуточного мониторинга доводятся до
сведения родителей. Программа имеет вариативный характер и может корректироваться
с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Содержание учебного
материала доступно детям, исходит из имеющихся у них знаний, опирается на
жизненный опыт детей, но в то же время материал является достаточно сложным. Если
содержание учебного материала не требует работы по его осмыслению и усвоению, то
оно не будет удовлетворять потребности результативности образовательного уровня
обучающихся в кружке, педагогом проводится мониторинг.
- итоговый (проводится в конце учебного года и определяет уровень усвоения
программы) в виде итоговых выставок, самостоятельных работ, тестовых заданий.
Работа в студии организуется так, чтобы создавалась творческая обстановка. Ученик
должен иметь возможность иногда оторваться от процесса, чтобы оценить свою работу,
увидеть ее недостатки, посоветоваться с товарищем или с руководителем. Очень важно
подмечать каждый удачный шаг в работе ребенка и демонстрировать всем кружковцам.
Это способствует созданию творческой атмосферы и мотивирует дальнейшую
деятельность.
В результате реализации программы должен быть достигнут определенный
уровень овладения детьми изобразительной грамоты. Дети должны научиться
обращаться с материалами и инструментами изобразительного и декоративноприкладного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о
видах и жанрах искусства.
Заключительным итогом является участие обучающихся в течении года в
различных городских, областных выставках и фестивалях.
16

Список литературы для педагога
1. Авсиян. О.А. «Натура и рисование по представлению», Москва,
«Изобразительное искусство», 1985г.
2. Айзенбарт Б. «Полный курс акварели», Москва, «Внешсигма», 1999г.
3. Базанова М.Д. «Пленэр», Москва, «Изобразительное искусство», 1994г.
4. Блейк В. «Как начать рисовать», Минск, «Попурри», 2000г.
5. Воловик А.Ф. «Человечек на стене», Научно-художественная литература, М.,
«Детское издательство», 1973год
6. Горбенко А.А. «Акварельная живопись для архитекторов», Киев, 1982г.
7. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства», М., «Просвещение», 1991год.
8. Журналы «Юный художник».
9. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», М., «Владос», 2006год
10. Прикладное творчество. Программы по дополнительному образованию детей.
М.; 1999 г
11. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе»,М., «Академия» 1999год
12. Шерретт П. «Китайский рисунок кисть», Арт-родник, 2010г.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Список литературы для учащихся и родителей
Айзенбарт Б. «Полный курс акварели», Москва, «Внешсигма», 1999г.
Блейк В. «Как начать рисовать», Минск, «Попурри», 2000г.
Воловик А.Ф. «Человечек на стене», Научно-художественная литература, М.,
«Детское издательство», 1973г.
Журналы «Юный художник».
Сокольникова Н.М. Учебник для учащихся 5-8 классов, 4 тома, Обнинск,
«Титул», 1998г.
Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», М., «Владос», 2006год
Пузанова Н. «В городе тысячи радуг», Алма-Ата, 1990г.
Шерретт П. «Китайский рисунок кисть», Арт-родник, 2010г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».