Кружево и дизайн

Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр развития детей и молодежи
Принята на заседании
методического совета
от «_______» __________________2022г.
Протокол № _______________________

Утверждаю:
Директор ПМАОУ ДО ЦРДМ
________________ /Евдокимова А.В./
Приказ №____от____________2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Кружево и дизайн»
Возраст обучающихся: 10 - 18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Ожиганова Ольга Григорьевна,
педагог дополнительного образования

Первоуральск 2022

Пояснительная записка
Кружево – выдающееся явление народной культуры. Русское кружево по праву
получило мировое признание. Современное кружевоплетение как вид декоративно –
прикладного искусства сохраняет и развивает традиции прошлого.
Кружево – это украшение любого наряда: от вечернего платья до летнего
сарафана. Кружево в доме создает уют, теплоту домашнего очага.
Курс направлен на развитие знаний о русском народном творчестве –
кружевоплетении. Кружево красиво, воздушно, художественно, гармонично, но, к
сожалению, в России мы все больше забываем о традициях. Двадцать первый век – век
промышленного и научного прогресса. Все мы стремимся вперед, стремимся быть
лучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало
производство коклюшечного кружева, однако в наше время — это искусство начинает
забываться. Многие могут сказать, что это было принято раньше в деревнях, что это
занятие сложное. Однако мы считаем, что кружевоплетение на коклюшках – прекрасно
успокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к
тому же кружево – прекрасный подарок! Кружевоплетение – традиция, которую можно
и нужно передавать из поколения в поколение.
Кружевоплетение на коклюшках - один из старинных видов декоративноприкладного творчества, имеющий многовековые народные традиции, и, как вид
рукоделия, и в наше время не потерявшего своего художественного и прикладного
значения. При соответствующей организации занятий этот вид рукоделия и
сопутствующие ему художественное направление, открывает большие возможности для
общего развития детей, их самореализации в данном микросоциуме посредством
организации предметно - творческой, творчески-досуговой и культурно-досуговой
деятельности. В процессе овладения навыками плетения у обучающихся воспитывается
усидчивость, трудолюбие, аккуратность, развивается моторика рук, что положительно
влияет на умственную деятельность, развитие речи и тесно связанные с ней такие
психические процессы, как память, внимание. Уроки композиции учат детей навыкам
построения рисунка кружев. Это способствует развитию художественного вкуса.
Возможность выбора, изготавливаемых изделий, осмысленное усвоение учебного
материала, анализ собственных работ, развивает самостоятельность мышления,
инициативу, качество, сопутствующие творчеству. Участие в различных конкурсах и
фестивалях детского творчества, где девочки получают признание, похвалу,
способствует развитию индивидуальности и самоутверждения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кружево и дизайн» разработана с
учетом нормативно-правовых и локальных актов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196«;
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области № 136-д от 26.02.2021 «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году» вместе с методическими рекомендациями
«Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О
направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
13.Устав ПМАОУ ДО ЦРДМ.
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными приемами
кружевоплетения вводятся новые приемы плетения, активно используют в сочетании
кружев с различными материалами и даже с мехом. А именно:
- создании на основе эскиза, современных рисунков (сколков) для плетения изделий;
- использовании кружев и кружевных аксессуаров для создания модных современных
вещей, с креативным сочетанием кружева с различными материалами (мех, стразы,
камни, пайетки);

- применении старинного вида прикладного народного искусства в современной
интерпретации.
Направленность программы – художественная.
Отличительные особенности программы
Обучающиеся учатся основам композиции рисунка в кружеве, самостоятельно создают
рисунки кружева. Выполняют авторские работы, участвуют в различных конкурсах и
фестивалях.
Актуальность. Кружевоплетение на коклюшках даёт возможность расширить знания в
области изобразительного и декоративно – прикладного искусства. В связи с этим
реализация программы актуальна, которая через развитие у детей познавательного
интереса к декоративно-прикладному творчеству продолжает традиции русского
кружевоплетения. Приобретенные умения могут оказаться полезными при
профессиональной ориентации обучающихся.
Адресат программы. Программа «Кружево и дизайн» рассчитана на детей 10-18 лет,
прошедших 4 курса по программам «Русское кружево», «Кружевоплетение на
коклюшках», увлекающихся творчеством, желающих развивать свои способности. При
составлении программы учитывались возрастные особенности обучающихся. В группе
от 8 до 10 человек.
Объём программы
Программа «Кружево и дизайн» составлена на 1 год обучения, продвинутый уровень.
Продвинутый уровень - 144 часа (2 раза в неделю).
Формы и методы организации образовательного процесса
Программа реализуется с применение дистанционных образовательных технологий в
режиме офлайн, смешанного и онлайн обучения.
Формы проведения занятий:
 беседа;
 практическая работа;
 конкурс - мастерства;
 участие в конкурсах, выставка, фестивалях различного уровня;
 участие в мастер-классах, творческих мастерских;
 экскурсии.
Для эффективной реализации задач программы в организации учебного процесса
применяются следующие методы обучения:
По характеру познавательной деятельности:
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 проблемного изложения;
 частично – поисковый,
 исследовательский.
По источникам знаний:
 словесный;
 наглядный;
 практический.

По

логике раскрытия учебного
материала:
 дедуктивный,
 индуктивный.
По степени самостоятельности обучающихся:
 воспроизведение с элементами творчества,
 творческая с элементами воспроизведения.
Формы подведения результатов:
Основными формами проверки результативности являются: выставка, участие в
конкурсах, тестирование.
Цель программы: овладение знаниями и представлениями об искусстве
кружевоплетения, формирование практических умений и навыков, развитие творческих
способностей и индивидуальности обучающегося, а также подготовка одаренных детей
к поступлению в среднее и высшее учебные заведения по профилю.
Задачи программы:
Обучающие:
-научить учащихся основам рисунка в кружеве;
-научить самостоятельно создавать кружевные композиции;
-научить учащихся самостоятельно выполнять изделия по различным
рисункам
(сколкам), любой сложности.
Развивающие:
-развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
-формирование потребности в творческой деятельности;
-формирование умений планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
-развитие и поддержание интереса к народному творчеству и русским традициям
кружевоплетения.
Воспитательные:
-воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности в работе, стремление доводить
начатое до конца;
-воспитание активности, целеустремленности, взаимопомощи, наставничества;
-воспитание коммуникативных способностей обучающихся.

№

1.

2.

Учебный план
1 год обучения (продвинутый уровень)
Наименование темы
Количество
Формы контроля
часов
всего теория практика
Вводное занятие: Задачи
и план занятий кружка.
Инструктаж по технике
безопасности
Проектная деятельность

2.1 Подготовительный этап:
выполнение
композиционной
работы, изготовление
рабочего
сколка
изделий.
Разработка
мерного
кружева
2.2 Основной этап:
изготовление
технологической карты.
Плетение кружев по
своим
рисункам,
выполнение авторских
работ
2.3 Заключительный этап.
Презентация творческих
работ

2

2

0

Беседа, устный опрос,
анкетирование

114

28

86

Беседа, устный опрос

20

4

16

Обсуждение,
педагогическое
наблюдение, опрос,
самостоятельная работа

86

20

66

8

4

4

Педагогическое
наблюдение, тестирование,
творческая работа, защита
проектов

Самостоятельная
работа, наблюдение,
презентация творческих
работ

3.

Технический рисунок

10

0

10

Практическая работа

4.
5.

Подготовка к выставке
Выполнение мерного
кружева
Итоговое
занятие
Аттестация

10
6

4
0

6
6

Практическая работа
Практическая работа

2

1

1

Зачет. Подведение итогов,
коллективный анализ
работы

144

35

109

6.

Итого:

Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория. План работы на учебный год. Цели и задачи, Проведение инструктажа по
технике безопасности (на рабочем месте, противопожарной техники, правила дорожного
движения).
2. Проектная деятельность
2.1 Подготовительный этап
Теория. Подготовка выкройки. Самостоятельный выбор рисунка, (создание эскиза).
Рисуем кружево. Разбор рисунка. Выбор техники плетения, элементов для будущего
изделия. Разработка мерного кружева.
Практика. Выполнение композиционной работы рабочего сколка изделия.
2.2 Основной этап
Теория. Технология изготовления технологической карты. Технология выполнения
технического рисунка в изделии. Самостоятельный подбор материала(ниток) для
плетения выставочных работ.
Практика. Изготовление технологической карты. Плетение кружев по своим рисункам,
выполнение авторских работ. Отработка техники плетения во всех основных и
дополнительных элементов в кружеве.
2.3 Заключительный этап
Теория. Правила подготовки и оформления презентации и выступления на различных
конференциях.
Практика. Творческая работа, защита презентаций, тестирование, участие в
конференции.
3. Технический рисунок
Теория. Самостоятельная подготовка сколков для плетения кружев (Использование
различных методов копирования, прорисовка орнамента, накола, подготовка рабочего
рисунка).
Учимся «читать» рисунок- схему. Разбор рисунков (сколков) по плетению мерного
многопарного кружева. Определение места заплета и выхода из рисунка на различные
заполнения, окончание работы. Тренировочный расчет ходов по сколку.
4. Подготовка к выставке
Теория. Учащиеся вместе с педагогом просматривают и отбирают изделия, исходя из
темы предстоящей выставки, в которых будут участвовать. Продумывают как будет
представлена работа.
Практика. В течении года, учащиеся выполняют изделия для выставок, фестивалей,
различных конкурсов. Учащиеся приводят в порядок выставочные экспонаты.
5. Выполнение мерного кружева
Практика. С помощью уже готовых рисунков (сколков) учащиеся выполняют мерное
кружево парной техники плетения.
6. Итоговое занятие
Теория. Организация выставки работ учащихся, проведения конкурса мастерства
учащихся. Занятия проходят в форме Урок-отчет, на котором учащиеся соревнуются в
знаниях теории кружевоплетения, отвечая на различные вопросы, отгадывая кроссворды
и ребусы Конкурс-просмотр рисунков, сделанных руками учащихся.
Практика. Подведение итогов года. Награждение.

Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
 историю кружевоплетения;
 технику плетения основных и дополнительных
элементов в кружеве;
 парно-сцепную и парную технику плетения,
отличительные особенности;
 основы построения рисунка в кружеве;
 как правильно подготовить сколки для плетения;
 правила безопасности труда и личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь:
 организовывать рабочее место;
 плести русское и европейское многопарное кружево;
 уметь «читать» любой рисунок в кружеве;
 самостоятельно выполнять простые и сложные элементы в парно-сцепные техники
плетения;
 ориентироваться в схемах;
 самостоятельно начинать и заканчивать изделие;
 соблюдать технологическую последовательность в выполнении работы;
 экономно рассчитывать материалы;
 самостоятельно рисовать рисунки кружев для плетения.

Материально-техническое оснащение программы















наличие оснащённого просторного кабинета;
готовые изделия;
образцы на каждую тему;
альбом, таблицы, технические рисунки;
ксерокс (для копирования рисунков для плетения);
проектор (для показа учебных фильмов) по декоративно-прикладному искусству;
инструменты, приспособления и материалы для кружевоплетения;
коклюшки;
подушка – валик (учебный – маленький и большой);
подставки (одна маленькая на стол под учебный валик, вторая – «козлы» для
большого валика);
нитки (от № 10 до 80 – хлопчатобумажные, льняные нитки, шелковые, мулине,
люрекс, ирис – цвет белый, черный, красный, зеленый, желтый, бежевый);
ножницы;
булавки;
картон, калька, миллиметровая бумага.
Формы аттестации

Основными формами отслеживания результатов усвоения учебного материала
являются входной контроль, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся, а
также текущий контроль.
Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается
уровень
подготовленности обучающихся. Форма аттестации: собеседование, тестирование
(определение уровня творческого развития).
Текущий контроль проводится после изучения каждой темы программы, выявляя
степень сформированности практических умений и навыков. Данный контроль может
проводиться в форме наблюдения, индивидуального собеседования, групповой беседы,
опроса, решение ситуационных задач, направленных на проверку умений использовать
приобретенные знания на практике. Текущий контроль осуществляется без фиксации
результатов Промежуточная диагностика проводится в конце каждого учебного года и
включает в себя:
тестовый контроль с использованием карточек-заданий по темам изучаемого
курса;
решение терминологических кроссвордов;
игровые ситуации;
ведение творческого дневника;
участие и достижения на конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и
в научно-практических конференциях;
выполнение практических заданий.
Итоговая диагностика проводится в конце обучения по программе. Результаты оценки
качества освоения программы фиксируются в протоколе. Результаты анализируются и
являются основанием для корректировки содержания программы. Итогом
результативности обучения могут стать дипломы и грамоты за участие в различных
конкурсах и фестивалях.

Критерии оценок
Для каждого года обучения, по основным разделам программы выделяются три
уровня отслеживания результатов практической работы:
«В» - высокий уровень – учащийся самостоятельно выполняет задание, его работа
отличается творческой идеей, качественным исполнением.
«С» - средний уровень – учащийся справляется с заданием, но прибегает к помощи
преподавателя (требуются дополнительные объяснения). Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
«Н» - низкий уровень – учащийся затрудняется выполнять задание, делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости). Неспособен к самостоятельной работе,
для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
Оценочные материалы
Для диагностики творческих способностей проводятся: различные тесты.
Педагог использует различные формы контроля:
Традиционные формы контроля:
-устный опрос;
-фронтальный опрос;
-контрольная работа;
-самостоятельная работа;
-практическая работа;
-зачет.

Нетрадиционные формы контроля:
-головоломки;
-ребусы;
-кроссворды;
-занятие-викторина;
-занятие-отчет;
-занятие-соревнование.

Список литературы
1. Скворцова О.А. Белевское кружево: возвращение традиций. – Тула, 2015. Скворцова
О.А. Белевское кружево. Прорисовки, фотографии, схемы, по
2. Горб Д.А. Рыжов А.Г. и др. Киришское кружево. Выпуск 1. СПб, 2007.
материалам личной коллекции. Тула, 2013.СПб, 2012.
3.Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево. -М,1982
Литература по вышивке и кружевоплетению
Альбом плетеных кружев, М.,1928
Большева К.А. Киришское кружево - народное творчество, 1939,4, стр.40
Белогорская Р. М, Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево, М., 1982
Вологодское кружево. Альбом, М, 1948
Галактионова А.К. Плетение кружев, М, 1948
Давыдова С.А. Альбом узоров русских кружев – Труды комиссии по исследованию
кустарной промышленности в России, С.-П.1885
7. Давьщова С.А. Русское кружево и русские кружевницы, С.-П.,1892
8. Давыдова С.А. Русское кружево. Узорыисколки.,С.-П.,1909
9. Исакова К.В. Плетение кружева, М.,1958
10. Кировское кружево. Альбом. Вступительная статья и аннотация Е.Н.
Прибыльской. ,М., 1948
11. Климова М. Как самой плести кружева, С. -П., М., 1913
12. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий,М.,1993
13. Коломиец А.И. Елецкое кружево, М., 1962
14. Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме.
Альбом„М.,1967
15. Королева Н.С. Вышивка народов Поволжья и Прикамья, М.,1961
16. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, М.,1978
17. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традициях, обычаях и обрядах
Х1Х-начала XX в.,М.1984
18. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, М.,1989
19. Никольский И.Ф. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в
г.Калязине в прошлом и настоящем, Кашин,1929
20. Плющева А.Я. Новые приемы кружевоплетения, М.,1964
21. Половцева Е.Н. Деятельность скопинских школ кружевниц, находящихся под
попечительством Е.Н.Половцевой - Труды 3 Всероссийского съезда деятелей в
1913г.,Вып.2, отд.1,С.-П.,стр.9-14
22. Работнова И.П. Русское народное кружево, М.,1956
23. Работнова И.П. Тамбовская вышивка, М.,1963
24. Работнова И.П. Художественная вышивка, М.,1963
25. Работнова И.П. Русская народная одежда, М.,1964
26. Разина Т.М. Русское народное творчество,
27. Русское народное творчество Севера, Л.,1973
28. Собрание русской старины Сидамон-Эристовой, В.П.Шабельской Н.П.,Вып.1:
Вышивка и кружева, М.,1910
29. Сорокина М. А. Киришское кружево. В кн. "Проблемы истории культуры
Северо-Запада РСФСР, А.1977, стр.175-179
1.
2.
3.
4.
5.
6.

30. Стасов В.В. Русский народный орнамент, С.-П.,1871
31. Стасов Т.М. Орнамент-почерк эпохи, Л.,1973
32. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево, Л.,1983
33. Шенер Ф. Кружева. Технология ручного и машинного изготовления. М.,1990 34.

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства.
Альбом. М.,1990
34. Северные узоры. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск,1989
Литература по народным художественным промыслам
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.В. Художественная резьба по дереву,

кости, рогу; М., 1978
2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом; Л., 1975
3. Богуславская И.Я. Северные сокровища. О народном искусстве Севора;
Архангельск, 1980
4. Бедник Н.И. Хохлома; Л., 1980
5. Дурасов Г.П. Карюполь; М., 1984
6. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки; М., 1978
7. Жегалова С.К., Жинина С.Г., Попова З.П., Черняховская Ю.С. Пряник, прялка и
птица Сирин; М., 1983
8. Жегалова С.К. Русская народная живопись; М., 1983
9. Логинов В.М. Новь древней Бнели; М., 1986
10. Маврина Т.А. Городецкая живопись; Л., 1970
11. Максимов Ю.В. У истоков мастерства; М., 1983
12. Никифоров Л.Р. Родина Русского фарфора; Л., 1979
13. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы
14. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство; Минск, 1975
15. Семенова Т.С. Художники Полховского Майдана; М., 1972
16. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка; Л., 1970
17. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева; М, 1982
18. Художественные промыслы Подмосковья; М., 1982
19. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики; М., 1978
Литература для детей
1.
2.
3.
4.

Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.
Майстровский М. Земля мастеров. – М. Р., 1986. – С. 1983
Рогов А. Кладовая радости. – М., 1982. – с.179 – 200.
Семенова М. Мы – славяне. – СПб, 1998. – С. 289 – 441 5.

Приложение 1
Правила техники безопасности
При работе с булавками, иголками
1. Во время работы булавки вкалывать в подушку, иглы в игольницу; не оставлять
лежащими без присмотра; не брать в рот; не вкалывать в одежду, мягкие предметы.
2. Не работать ржавыми булавками и иглами.
3. Кусочки сломанной булавки, иглы собрать, завернуть в бумагу и выбросить.
Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Иглы хранить в
игольнице.
При работе с крючком
1. Во время работы крючок вкалывать острием под сколок; не брать в рот; не
оставлять лежащим без присмотра.
2. Хранить крючок в специальном защитном колпачке.
При работе с ножницами
1. Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
2. Передавать ножницы колечками вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. Хранить ножницы в чехле - ножнах.
4. Не перекусывать нить зубами, пользоваться ножницами.
Инструктаж по общим правилам техники безопасности проводится в течение всего
срока обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».